Системы местного самоуправления в Испании

Содержание
 
Введение
1.  Общаяхарактеристика местного самоуправления Испании
2.  Муниципалитеты
3.  Провинции
Заключение
Списокиспользованной литературы

 
Введение
 
Напротяжении многих веков Испания, расположенная на западной оконечностиевропейского континента и бассейна Средиземного моря испытывала влияниеразличных политических течений и культур. Римская колония на заре своегосуществования, она была захвачена маврами, которые ушли из Испании лишь семьвеков спустя. Затем наступил период создания небольших, независимых государствс монархической формой правления, формально объединившихся лишь в XV в. Это былпериод расцвета и наибольшего могущества Испании в Европе и Новом Свете,религиозные, экономические войны, территориальные переделы положили конецзолотому веку Испании. Страна пережила две гражданские войны, что привело кзначительному снижению ее экономического потенциала и авторитета. В 1931 г.была упразднена монархия и установлено республиканское правление, которое врезультате кровопролитной гражданской войны 1936 — 1939 г.г. было заменено диктатуройгенерала Франко. После его смерти в 1975 г. главой государства стал король ХуанКарлос из королевской династии Бурбонов. Начался период восстановлениядемократии. В соответствии с принятой в 1978 г. Конституцией была введена новаямодель государственного управления. Испания стала наследственной монархией.Согласно Конституции король назначает премьер-министра и других членовкабинета. Эти назначения должны быть ратифицированы двухпалатным парламентом — кортесами. Вместо высокоцентрализованной системы стала складываться новаясистема, характеризующаяся децентрализацией. Было создано три уровняуправления: местный, который включает муниципальный и провинциальный, областной(автономные общины) и центральный.
Цельюданной работы является изучение системы местного самоуправления в Испании.
Всоответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1.  Дать общуюхарактеристику местному самоуправлению Испании
2.  Изучить деятельностьмуниципалитетов в Испании
3.  Рассмотретьдеятельность провинций в системе местного самоуправления Испании.

1.Общая характеристика местного самоуправления Испании
 
Территориальнаяорганизация Испании состоит из муниципалитетов, провинций и региональныхавтономных объединений. Все элементы территориальной организации страныпользуются автономией при ведении своих дел.
Начальнаятерриториальная единица Испании — муниципалитет, обладающийвсей полнотой прав юридического лица и управляемый выборными муниципальнымисоветами. Советники избираются жителями соответствующего муниципалитетапутем всеобщего, равного, свободного и тайного голосования. Самим советом илижителями избирается алькальд — руководительисполнительного органа муниципалитета.
Несколькомуниципалитетов объединяются в провинции, создаваемыепо территориальному принципу. Провинции также пользуются правами юридическоголица и их границы могут изменяться только решением Генеральных кортесов.Представительный орган в каждой провинции — избираемое путем всеобщегоголосования собрание представителей. КонституцияИспании предусматривает осуществление широкого права автономии специальными региональнымиавтономными объединениями. Такие объединения могут бытьобразованы граничащими друг с другом провинциями, имеющими общие чертыисторического, культурного и экономического развития, а также островнымитерриториями и провинциями, представляющими единую историческую область.
ВИспании существует два вида автономии: административная инационально-территориальная. И в этом отношении Испанию сталиотносить к категории регионалистских государств, предоставляющих составнымчастям страны значительную степень автономии, отличающей ее от унитарныхцентрализованных государств, но не достигающей степени самостоятельностисубъектов федерации.
Областис административной автономией образуются по инициативе провинциальных советовобъединяющихся провинций и 2/3 советов муниципалитетов, население которыхсоставляет большинство избирательного корпуса каждой провинции или каждогоострова, намеревающегося войти в состав автономной области. Затем учредительнаяассамблея,состоящаяиз депутатов провинциальных советов, а также депутатов и сенаторов, избранных вКортесы от соответствующих провинций, разрабатывает проект статутаавтономной области и вносит его в качестве законодательнойинициативы в Кортесы. Проект статута проходит предусмотренные для любогозаконопроекта процедуры и одобряется обеими палатами парламента в видеорганического закона об автономии соответствующей области. Одобренный такимобразом статут является составной частью общеиспанского законодательства иосновным правовым актом автономной области. Статуты автономий должны содержатьназвание объединения, наиболее отвечающее его историческому облику; определениеграниц его территории; наименование, структуру и местопребывание собственныхавтономных учреждений[1];полномочия в пределах Конституции и основания для передачи ему соответствующихслужб.
Несколькоотличается порядок организации автономного образования, населенного национальнымменьшинством. С инициативой учреждения национального образованиявыступают советы провинций и 3/4 части муниципальных советов. Затем инициативудолжно поддержать на референдуме абсолютное большинство населенияобъединяющихся в национальное сообщество провинций. Затем депутаты и сенаторыКортесов, избранные от данных провинций, образуют учредительную ассамблею,которая вырабатывает и одобряет статут автономии. Затем в специальной комиссииКонгресса этот проект рассматривается и окончательно дорабатывается. Далеепроект статута выносится на всеобщий референдум в провинциях будущей автономии.После одобрения проекта статута простым большинством голосов он передается нарассмотрение и утверждение в палаты Генеральных кортесов и после одобренияобеими палатами становится действующим статутом. Более усложненный процессучреждения национально-территориальной автономии подразумевает и ее болееширокий объем.
КонституцияИспании закрепляет довольно подробную компетенцию региональных автономныхобъединений, к которой, в частности, относятся: создание своих органовсамоуправления; изменение границ расположенных на их территориимуниципалитетов; благоустройство территории муниципалитетов; общественныеработы; дороги, расположенные на территории населенных пунктов, и шоссейныедороги; земледелие; животноводство; использование гор и лесных богатств; охранаокружающей среды; экономическое развитие автономии; развитие культуры;социальное обеспечение; здравоохранение и гигиена и др.
Попрошествии пяти лет после образования автономии, она может расширить своюкомпетенцию за счет получения полномочий, относящихся к исключительному ведениюгосударства. Это может произойти за счет внесения изменений в статут автономии.С другой стороны, сами Кортесы могут передавать полномочия по законодательствуавтономиям в областях, отнесенных к ведению всего государства при условиисоблюдения принципов, установленных общегосударственным законом. Такиеполномочия могут передаваться Кортесами путем принятия специальногоорганического закона, который в каждом случае должен предусматривать передачусоответствующих финансовых средств и формы контроля со стороны государства затаким законодательством.
Контрольза деятельностью органов автономных объединений осуществляется: Конституционнымсудом Испании относительно конституционности нормативных актов автономии,имеющих силу закона; Правительством Испании в отношении осуществленияделегированных полномочий; органами административной юстиции в отношенииавтономного управления и его регламентарных норм; счетной палатой Кортесов заэкономикой и бюджетом автономного образования.
Региональныеавтономные объединения пользуются финансовой автономией в целях своегоразвития, координируя свою финансовую деятельность с государственнымказначейством. Автономии обладают собственными средствами, которые складываютсяиз собственных налогов, пошлин и специальных взносов, ассигнований изгосударственного бюджета, прибыли от собственного имущества и доходов,поступающих из различных источников, прибыли от кредитных операций.
Автономныеобласти имеют свои органы власти и управления. Ведущим в этой системе являетсяпредставительный орган населения области — парламент. Парламент— однопалатное учреждение, образуемое на основе всеобщих выборов на принципахпропорционального представительства, обладающее законодательной властью впределах своей компетенции. Избирательным округом при выборах в парламентавтономии является провинция. Парламент избирается сроком на 4 года и не можетбыть досрочно распущен. Его полномочия прекращаются по окончании срокаизбрания.
Основныефункции парламента заключаются в обсуждении законопроектов и принятииавтономных законов по основным направлениям социальной, экономической икультурной жизни автономии.
КонституцияИспании закрепляет право парламента автономии передать в Конгресс депутатовпредложение закона, направляя своих представителей для защиты такогозаконопроекта. Парламент автономии обладает правом обратиться в Конституционныйсуд Испании с иском о неконституционности какого-либо общенационального закона.
Значительныполномочия парламента и в финансовой области. Это, прежде всего, обсуждение ипринятие бюджета области, вносимого на обсуждение парламента правительствомобласти. Парламент осуществляет контроль и за ходом реализации бюджета области.Он обладает также правом устанавливать областные налоги, сборы, тарифы и другиевиды платежей, осуществлять эмиссию ценных бумаг. Парламент автономной областиназначает сенаторов, которые представляют область в Сенате Генеральныхкортесов. Сенаторы назначаются с учетом пропорционального представительствапарламентских фракций.
Вфункции парламента входит и назначение или избрание главы правительстваавтономной области. В некоторых областях парламент имеет полномочия поназначению лица, осуществляющего в ряде зарубежных парламентов функцииомбудсмана(народного защитника). В число функций парламента автономной областивходит осуществление контроля за деятельностью правительства области.
Формыконтроля довольно разнообразны и включают в себя парламентские запросы,вопросы, резолюции и т. д.
Парламентможет быть созван на очередные и внеочередные сессии. Очередные сессиисозываются председателем парламента дважды в год с общей продолжительностью до8 месяцев. Чрезвычайные сессии могут быть созваны по инициативе правительстваобласти, постоянной комиссии парламента, работающей в период между сессиями,определенного количества депутатов или парламентских групп. Чрезвычайная сессияуполномочена обсуждать только те вопросы, которые включены в ее повестку дня.
Регламентпарламента области во многих положениях копирует регламент палаты депутатовГенеральных кортесов. В осуществлении управления автономной областью важноеместо принадлежит органу, осуществляющему исполнительные и административныефункции. Чаще всего этот орган называется правительством илиправительственнымсоветом(в Каталонии исполнительный совет; в Андалузии — хунта (совет) и т. д.).
Структураправительства, его компетенция и формы деятельности определяются текущимзаконодательством, принимаемым парламентом автономии. Правительство автономнойобласти состоит из советников, количественный состав которых колеблется от 10до 15. Каждый член правительства несет персональную ответственность заруководство закрепленной за ним сферой деятельности: экономикой, сельскимхозяйством, торговлей, финансами, внутренними делами, юстицией и т. д. Председательправительственного совета является ключевой фигурой в системеорганов исполнительной власти автономии.
Председательизбирается на свой пост депутатами парламента из состава членов парламента иосуществляет свои полномочия в течение срока полномочий парламента (4 года).Окончательное назначение на этот пост осуществляется декретом Короля Испании,что призвано подчеркнуть важность поста главы исполнительной власти автономии.Председатель несет персональную ответственность перед парламентом заосуществление своих функций. Парламент может вынести ему вотум недоверия, закоторым следует отставка председателя и всего состава правительственногосовета.
Председательправительственного совета по своему усмотрению без согласования с парламентомназначает и смещает всех членов правительства автономии. Он разрабатывает иосуществляет основные направления деятельности правительства,председательствует на его заседаниях, направляет и координирует работу членовправительства. От имени правительства он осуществляет законодательнуюинициативу в парламенте автономии. Он имеет полномочия обнародовать принятыепарламентом области законы в течение двухнедельного срока. Председательформирует правительство, назначая советников по своему усмотрению. В случаенеобходимости он же смещает их с должности[2].
Правительствонесет солидарную ответственность перед парламентом за свою деятельность.Статуты автономий устанавливают и прямую ответственность каждого советника засвою деятельность, которая реализуется путем подачи в адрес советникапарламентской интерпелляции.
Приобсуждении ответа советника на интерпелляцию депутатов парламента может бытьвынесена резолюция порицания, за которой следует отставка члена правительства.Компетенция правительства автономной области включает широкий круг вопросов,регулируемых Конституцией Испании, статутами автономных областей, специальнымизаконами об исполнительных органах в автономиях. Правительство обладает правомзаконодательной инициативы в парламенте, что предусматривает разработкузаконопроекта и передачу его на рассмотрение в парламент.
Правительствоможет выступить и с инициативой пересмотра статута автономной области. Статутыдопускают делегацию законодательных полномочий правительству автономнойобласти. Обычно в статутах не упомянуто о регламентарной власти правительства вавтономных областях, но правительства автономных областей присвоили себеполномочия издавать нормативные акты с целью развития действующегозаконодательства. В финансовой области правительство разрабатывает бюджетавтономной области и оно же выполняет функцию исполнения бюджета. Правительствообласти, как правило, лишено каких-либо внешнеполитических функций, посколькуэто является прерогативой центральных органов власти и управления. Но встатутах предусмотрено получение правительством области информации повнешнеполитическим вопросам, которые затрагивают интересы автономных областей.Это могут быть вопросы пограничного, таможенного, миграционного характера, вопросыправового положения испанских рабочих в других странах и т. д.
Правительствообладает значительными полномочиями и в области обеспечения безопасности. Сэтой целью могут быть созданы специальные полицейские части, находящиеся впрямом подчинении правительству. В целях защиты безопасности областиправительство координирует свою деятельность с деятельностью центральногоПравительства. Это предусматривает возможность введения на территорию областигосударственных полицейских формирований по просьбе правительства области или впорядке одностороннего решения центральных органов власти при введениичрезвычайного, осадного или угрожающего положения. Правительство области, сосвоей стороны, может потребовать от центрального Правительства выводагосударственных полицейских формирований, введенных по его решению, если оносочтет, что необходимость их дальнейшего пребывания на территории областинецелесообразна, и оно само в состоянии контролировать ситуацию.
Правительствоавтономии может осуществлять и другие полномочия, возлагаемые на негодействующим законодательством.
2.Муниципалитеты
 
ТерриториюИспании составляют, помимо континентальной части, Балеарские острова(Средиземное море), Канарские острова (Атлантический океан) и несколько малыханклавов (северное побережье Африки).
Территориальнов основе испанских муниципалитетов лежат древние поселения. Многие из нихвозникли после ухода мавров или установлены на основании законов переселении.Впоследствии границы поселений формировались под влиянием географических иэкономических факторов, по мере развития городов и других изменений в структуреобщества. В настоящее время в стране насчитывается более 8000 муниципалитетов.
Ожидается,что правовой статус муниципалитетов будет окончательно сформирован лишь тогда,когда автономные общины в полной мере смогут регулировать деятельности местныхорганов власти, хотя основные элементы их единообразной системы уже заложены вЗаконе о местном управлении 1985г[3]. Каждыймуниципалитет формирует свой Совет в составе от 5 человек для муниципалитетов счисленностью 250 жителей и менее до 25 человек для муниципалитетов счисленностью 100000 жителей, с последующим включением в состав Совета ещеодного члена от следующих 100000 жителей. Кроме того, при четном количествечленов Совета в него включается еще один. Члены Совета избираются прямым тайнымголосованием на основе всеобщего избирательного права и пропорциональнойсистемы представительства на четырехлетний период. Мэр избирается из составаСовета; им становится, как правило, лидер фракции, обладающей большинствомголосов. При отсутствии такой фракции местный орган власти возглавляет таполитическая группировка, которая обладает наибольшим числом мандатов. Возможныи прямые выборы мэра.
Советы вмуниципалитетах, насчитывающих не менее 5000 жителей, могут создавать своиправления, состоящие из мэра и назначаемых им членов на все время пребывания мэрав должности. В состав правления могут входить до одной трети общей численностиСовета. Для изучения и подготовки вопросов, представляющих общественный интересв Советах создаются комиссии, однако право принятия окончательного решенияпринадлежит сессии Совета. Мэр созывает заседания Совета, составляет повесткудня и председательствует на них. Он, кроме того, готовит бюджет, санкционируетрасходования средств и представляет балансовый отчет. Мэр защищает интересымуниципалитета по всем правовым вопросам, выполняет решения Совета и руководитповседневной работой муниципальных служащих.
Дляоказания содействия мэру в работе, главным образом в контроле за деятельностьюслужащих, в муниципалитетах назначается секретарь. Он выбирается из такназываемого национального контингента служащих, которые, прежде чем быть в неговключенными, проходят конкурсный отбор. В состав этого контингента входят такжекандидаты на должности муниципальных контролеров, казначеев и др.
Полномочиямуниципалитетов сформулированы в законах в столь общем виде, что теоретическимуниципалитеты могут предпринять любое действие, которое специально неоговорено как относящееся исключительно к компетенции государства. На практикеэта свобода ограничена размерами финансовой помощи, которая поступает отвышестоящих правительственных органов.
Муниципалитетыответственны за поддержание чистоты и состояние водопровода и канализации,освещение, содержание парков и садов, управление муниципальной собственностью,обеспечение похоронных услуг и содержание кладбищ, городской общественныйтранспорт, городскую дорожную полицию, проведение соревнований и выставок и др.Совместно с вышестоящими органами власти муниципалитеты занимаются городскимпланированием и жилищным строительством, вопросами спорта, образования икультуры, гражданской обороны, туризмом, содержат музеи и памятники, пляжи, вих ведении находятся сберегательные кассы.
Основныеисточники доходов муниципалитетов:
1. этоналог на коммерческую деятельность — начисляется с учетом местоположения и объемов«дела» на прибыль и собственность (этот источник первоначальнонаходился в руках правительства);
2.отчисления от стоимости индивидуальных услуг;
3.государственные дотации, которые носят общий характер;
4.другие поступления — доходы от собственности, займы, в основном под капитальныезатраты и др.
Системаналогообложения постоянно совершенствуется.
Отражениемсамостоятельности местных органов власти является тот факт, что решениямуниципалитета требуют вышестоящего одобрения или согласия в исключительноредких случаях. Например, должно быть одобрено правительством решение Совета опроведении референдума. Правительство вправе приостановить осуществлениерешения Совета в том случае, если оно противоречит закону или затрагиваетнациональные интересы. Окончательное суждение по такому решению выноситадминистративный суд.
Всоответствии с положениями нового закона о местном управлении с цельюсодействовать контактам, координации действий и сотрудничеству междуцентральными и местными властями создан Совет местных властей Испании. Он имеетправовой статус, счет. Его руководящие органы состоят из представителейгосударственных властей, автономных общин и местных властей. Среди поставленныхперед этим Советом задач такие, как: выработка мнения относительно законов ираспоряжений о местных властях, подготовка предложений правительству,проведение исследований и практической работы по реформе системы местногоуправления, а также выработка критериев, в соответствии с которымипредоставляется помощь местным властям.
В рядерегионов страны муниципалитеты по сложившейся традиции подразделены наобособленные коллективные поселения. Корни этой традиции лежат в спонтанномрасселении людей в том или ином муниципалитете. Такие поселения имеют своихарактерные признаки и названия. Коллективные поселения представляют собой какбы промежуточное звено между отдельными поселениями и муниципалитетами. Эти«подмуниципальные» административные единицы имеют правовой статус.Каждой из них управляет Совет (или ассамблея), состоящий из мэра и избранныхчленов.
Недавномалые муниципалитеты, которых в Испании большинство, начали создавать своимежмуниципальные ассамблеи с тем, чтобы на добровольной или обязательной основепланировать и выполнять общественную работу и предоставлять услуги. Расходы посодержанию секретаря такой ассамблеи и его аппарата они делят между собой.Существует и ряд других, исторически сложившихся межмуниципальных органов,которые управляют общим имуществом. Закон предусматривает также возможностьсоздания районных объединений местных властей.
Крометого, существуют четыре городские территории — Мадрид, Барселона, Валенсия иБильбао, где имеются свои специальные органы, обладающие полномочиями длярешения конкретных вопросов относительно подконтрольных территорий. Будущееэтих органов полностью зависит от соответствующих региональных властей.
местныйсамоуправление муниципальный региональный
3. Провинции
 
Существующиев настоящее время 50 провинций, созданных в соответствии с королевским указом1927 г., исторически восходят еще к королевскому указу 1833 г. СогласноКонституции провинции представляют собой муниципальную структуру, отражающуюадминистративно-территориальное деление страны, и в тоже время институт,обладающий самостоятельным правовым статусом. Границы провинций учитываютисторические, географические, языковые, культурные, религиозные исоциально-экономические факторы. Любое изменение в этих границах требуетодобрения кортесов. В каждой провинции имеется Совет, состоящий из председателяи ряда советников.
Установленосоотношение между составом Совета и численностью населения, при населении менее500 000 человек в Совет входит 25 человек, при населении свыше 1000000 — 31человек, в Советы городов Мадрид и Барселона — 51 человек[4].Советники, входящие в провинциальный совет, выбираются из числа членовмуниципального Совета на основе пропорционального представительства. В своюочередь они выбирают абсолютным большинством в первом туре голосования ипростым большинством во втором своего председателя и его заместителя.
Председательи до одной трети провинциальных советников составляют исполнительный комитет.Совет создает также ряд комитетов, необходимых для исследований и подготовкирекомендаций по различным вопросам, затрагивающим общественный интерес.
Провинциальныеорганы власти занимаются содержанием государственных дорог, ведением сельскогои лесного хозяйства, животноводства, содействуют в решении общественныхпроблем, занимаются службой здравоохранения, вопросами культуры, спортивнымисостязаниями и выставками. Они, кроме того, отвечают за обеспечение техническойи экономической помощи муниципальным Советам в создании и поддержаниифункционирования водопровода и канализации, системы освещения общественныхмест, пожарной службы[5].
Кдругому кругу обязанностей относятся вопросы, которые решаются совместно сцентральными государственными органами: снабжение электроэнергией, водой,создание институтов кредитования. Как и муниципалитеты, провинции могутобразовывать объединения для решения каких-то характерных для данного регионазадач.
Напрактике провинции (подобно муниципалитетам) ограничены в своей деятельностифинансовыми возможностями. Источники финансирования провинций во многомидентичны муниципальным, т.е. это местные налоги на частную торговлю и услуги,налоги на собственность, общие, и целевые государственные дотации и субсидии, атакже займы. Государственный контроль над деятельностью провинциального Советаи его служащих подобен такому контролю муниципалитетов.
Кромесвоих прямых обязанностей органы провинциальной власти выполняют обязанности,делегированные им правительством. Они участвуют в проведении муниципальныхработ, субсидируемых государством, в выполнении других технических услуг,предоставляемых государством. Постоянным представителем правительства впровинции является губернатор. Он назначается без ограничения срока пребыванияна своем посту Кабинетом министров по представлению Министерства по деламтерриториальной администрации.
Нагубернатора возложена вся ответственность за управление провинциальнымиотделениями учреждений центральных органов управления. Эти учреждения образуютпровинциальный директорат, который проводит жизнь политику центральныхминистерств.
Губернаторв своей работе опирается на помощь провинциальной правительственной комиссии,заседания которой проводятся виде пленарных заседаний или заседаний рабочихгрупп. Будущее провинций остается неопределенным. Хотя существование провинциизакреплено в Конституции, их полномочия постоянно изменяются, что отражаетпроисходящий в настоящее время процесс перераспределения обязанностей междуразличными уровнями государственной власти.

 
Заключение
 
В работемы видим, что развитие культуры является одной из главных функций государства.
Государственноезаконодательство дополняет законодательство самоуправляемой автономии в целяхобеспечения общих интересов. К середине 80-х гг. процесс передачи полномочий отцентра к автономии практически был завершен. В каждом регионе действуют суд ипарламент (законодательная ассамблея), члены которого избираются на основепропорционального представительства и всеобщего избирательного права на периодв четыре года. Из своего состава парламент избирает председателя, которыйназначает Кабинет министров. Формально назначение председателя на его должностьпроводиться королевским указом.
Конституциястраны гарантирует финансовое самообеспечение автономной общины. Так, каждаяобщина имеет право самостоятельного сбора налогов (на собственность, игровойбизнес, розничную продажу, определенные товары потребления, передачисобственности и т.п.), часть центральных налогов, средства из межрегиональногокомпенсационного фонда и прямые дотации (например, на жилищное строительство).Однако вопрос о региональном финансировании окончательно не решен.
Центральныйконтроль над деятельностью автономных общин осуществляют:
1. Конституционныйсуд. Контролирует конституционность принимаемых общинами регулирующихположений, имеющих характер закона.
2. Правительство.Контролирует на основе консультаций с Государственным советом.
3. Административныесудебные органы. Контролируют вопросы, касающиеся регионального управления иисполнения законов.
4. Ревизионныйсуд. Контролирует финансовые и бюджетные вопросы.
Существуеттакже контроль целесообразности расходов. Он осуществляется на основании жалобына президента автономной общины в связи с нарушением конституционных илиправовых требований или в связи с действиями, противоречащими общенациональныминтересам в случае принятия необходимых мер со стороны центральногоправительства.
На региональном уровнеорганы управления контролируют государственные представители. Каждое такое лицоявляется постоянным представителем центрального правительства в регионе иотвечает за управление отделениями государственной администрации

Список использованнойлитературы
 
1.  ШтейнбергД.С. Шашкова А.Н. Местное самоуправление в России и Испании: сравнительныйанализ. Российская юстиция.- 1999.-N12.-С.51-52.
2.  УткинЭ.А., Денисов А.Ф. Государственное и муниципальное управление. — М.:Издательство «ЭКМОС», 2001 г.
3.  ШишкинаН.Э. Местное управление в современных странах: сущность и современные проблемыразвития. – Иркутск: ИГУ, 1995.
4.  ВИспании налог взимается ежегодно органами местного самоуправления.Налогооблагаемая база — кадастровая стоимость. Она переоценивается каждые 8 летКадастровым управлением (государственной структурой, которая занимаетсяпереписью, оценкой и переоценкой имущества) со ссылкой на рыночную стоимостьимущества, включая стоимость земли и сооружений. // Николаева А.С. Экономика. Мировойопыт (по данным Министерства по налогам и сборам РФ). Газета«Калининградская правда» 24.06.2003.
5.  Столицымира: проблемы экономики и управления / (Сб. обзоров. Серия “Региональноеуправление и местное самоуправление”) – М.: ИНИОН РАН, – 1993.
6.  КонституцияИспании. (Одобрена генеральными кортесами на пленарных заседаниях конгрессадепутатов и сената 31 октября 1978 года, утверждена испанским народом нареферендуме 6 декабря 1978 года, подписана е.в. королем перед генеральнымикортесами 27 декабря 1978 года). Статья 141. См.: сборник«Конституции государств Европы». Издательство НОРМА, 2001. г.
7.  ШтейнбергД.С. Шашкова А.Н. Местное самоуправление в России и Испании: сравнительныйанализ. Российская юстиция.- 1999.-N12.-С.51
8.  ХорлофЭ.М. Местные органы власти в Европе. — М.: Логос, 2002. — 295 с.
9.  КонституцияИспании. Статья 145. См.: Сборник «Конституции государствЕвропы». Издательство НОРМА, 2001. г.
10.  ЧеркасовА. Сравнительное местное управление: теория и практика. — М.: ФОРУМ-ИНФРА-М,2003. — 277 с.