Системы рефинансирования Центральным банком кредитных организаций

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕДИТНОЙПОЛИТИКИ ЦБ РФ
1.1 Правовые основы деятельности ЦБ РФ
1.2 Сущность и принципы функционирования ЦБ РФ
1.3 Инструменты ЦБ в области кредитной политики
2. СОВРЕМЕННАЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ЦБ РФ
2.1 Реализация денежно-кредитной политики в 2009 году
2.2 Рефинансирование как инструментденежно-кредитного регулирования
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2010ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2011 – 2012 ГОДОВ
3.1 Количественные ориентиры денежно-кредитнойполитики в 2010 году и на период 2011-2012 годов
3.2 Инструменты денежно-кредитной политики и ихиспользование
4. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦБ РФ
ВЫВОД
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Процентные ставки по операциям Банка России в 2009году
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Динамика ставки рефинансирования Центрального банкаРФ
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Ломбардный список Банка России 
ВВЕДЕНИЕ
Формирование рыночныхотношений в России и перспективные задачи развития экономики страны предъявляютновые требования к устойчивости и масштабам функционирования банковскойсистемы. Обеспечение равновесия и устойчивости банковского сектора взначительной мере обусловливается полнотой выполнения Центральным банкомРоссийской Федерации (ЦБ РФ) своей роли кредитора последней инстанции. В этойсвязи важное значение приобретает система рефинансирования Банком Россиикредитных организаций и проведение соответствующей кредитной политики.
Одним из необходимыхусловий эффективного развития экономики является формирование четкого механизмаденежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банкувоздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческихбанков, добиваться стабилизации денежного обращения.
Как показывает изучениезарубежного и российского опыта, эта система активно развивается, расширяетсяспектр и объем операций, оттачивается инструментарий анализа финансовогосостояния кредитных организаций. Объем предоставленных Банком Россииобеспеченных кредитов в 2009 году составил 25872,324 млрд. рублей и увеличилсяпо сравнению с 2007 годом (13689,823 млрд. рублей) почти в 2 раза[1].В то же время история развития банковской системы последнего десятилетиянаглядно демонстрирует тот факт, что в кризисных ситуациях существующая системарефинансирования кредитных организаций в России не всегда способна обеспечитьожидаемую эффективность.
В то же время историяразвития банковской системы последнего десятилетия наглядно демонстрирует тотфакт, что в кризисных ситуациях существующая система рефинансирования кредитныхорганизаций в России не всегда способна обеспечить ожидаемую эффективность.
Об актуальностикурсовой работы свидетельствуют следующие обстоятельства:
· значимость системы рефинансированиякредитных организаций для деятельности банковского сектора страны как механизмарегулирования банковской ликвидности, обеспечения достаточного размераресурсной базы кредитных организаций для реализации краткосрочных исреднесрочных проектов банков, обеспечения финансовой устойчивости банковскогосектора;
· высокая чувствительностьмежбанковского кредитного рынка к внешним и внутренним воздействиям, чтотребует от кредитной политики Банка России большого разнообразия элементов,гибкости, оперативности и постоянного совершенствования.
Цель данной работысостоит в изучении системы рефинансирования Центральным банком кредитныхорганизаций и разработке рекомендаций по совершенствованию методовденежно-кредитного регулирования Центральным банком экономики России в текущемпериоде времени.
В соответствии суказанной целью в данной курсовой работе были поставлены и решались следующиезадачи:
1. раскрыть содержаниесистемы рефинансирования кредитных организаций Банком России;
2. выявить особенностиразработки и реализации кредитно-денежной политики ЦБ РФ и оценить ее состояниена современном этапе;
3. провести анализкредитно-денежной политики Банка России в 2008–2009 г.г. и ее основныхнаправлений на период 2010–2012 г.г.;
4. выявить причины,затрудняющие эффективность кредитной политики Центробанка;
5. сформироватьосновные пути оптимизации и совершенствования кредитно-денежной политики исистемы рефинансирования как ее инструмента.
Объектом исследования вданной курсовой работе является денежно-кредитная сфера экономики России,предметом исследования – инструменты, используемые Банком России при проведениисоответствующей денежно-кредитной политики. Методами исследования,использованные в данной курсовой работе, являются: экономико-математический,статистический, графический и другие.
Теоретическаязначимость научных результатов заключается в том, что работа раскрываетсодержание системы рефинансирования кредитных организаций и особенностиреализации кредитной политики Центробанком.
Практическая значимостьпроведенного исследования заключается в ориентации выводов курсовой работы наиспользование Банком России при проведении денежно-кредитной политики исовершенствовании нормативно-правового регулирования процесса рефинансирования коммерческихбанков.
Информационной базойисследования являются статистическая информация Федеральной службыгосударственной статистики, данные Банка России («Вестник Банка России»,«Бюллетень банковской статистики», «Основные направления единой государственнойденежно-кредитной политики»), Министерства финансов Российской Федерации, материалыпо проблематике исследования, опубликованные в периодической печати («Деньги икредит», «Банковские услуги», «Банковское дело», «Финансы и кредит», «Бизнес ибанки» и др.).
В данной курсовой работеиспользовались труды авторов Алехина Б.И., Белоглазовой Г.Н., Лаврушина О.И. Братко,А.Г., Тарасенко О.А., Бабичева Ю.А. и др. Были использованы нормативно-правовыеакты и федеральные законы, такие как федеральный закон «О Центральном банкеРоссийской Федерации», федеральный закон «О банках и банковской деятельности»,а также статьи Конституции РФ.
Таким образом, даннаятема является актуальной и интересной для исследования, с учетом нестабильногоположения всей экономической системы нашей страны и других зарубежныхгосударств в условиях мирового финансового кризиса.
/>/>1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫКРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦБ РФ1.1 Правовые основы деятельности ЦБ РФ
Конституционно-правовойстатус Центрального банка Российской Федерации установлен ст. 75 Конституции РФ,где определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии и вкачестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля. Статус,цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральнымзаконом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральнымизаконами.
ЦБ РФ не являетсяорганом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовойприроде относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализацияпредполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия,предусмотренные Конституцией РФ и Федеральным законом «О Центральном банкеРоссийской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо отфедеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации и органов местного самоуправления.
Получение прибыли неявляется целью деятельности Банка России. При этом Банк России перечисляет вфедеральный бюджет 50 процентов фактически полученной балансовой прибыли поитогам года после утверждения годового отчета Центробанка Советом директоров.Оставшаяся прибыль Банка России направляется Советом директоров в резервы и фондыразличного назначения.
Нормотворческиеполномочия Центрального банка предполагают его исключительные права по изданиюнормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти,органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органовместного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам,отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке РоссийскойФедерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Банк России в соответствиис Конституцией Российской Федерации не обладает правом законодательнойинициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо изданиясобственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральныхзаконов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительнойвласти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направлятьсяза заключением в Центробанк.
ЦБ РФ являетсяюридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являютсяфедеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной ифинансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжениюимуществом ЦБ РФ, включая его золотовалютные резервы, осуществляются самимБанком России в соответствии с целями и в порядке, которые установленыФедеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляетсвои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересыв судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранныхгосударств и третейских судах.
Государство не отвечаетпо обязательствам Банка России, так же, как и Банк России – по обязательствамгосударства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное непредусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствамкредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствамБанка России, за исключением случаев, когда Центральный банк или кредитныеорганизации принимают на себя такие обязательства.
ЦБ РФ не подчиняетсяПравительству РФ и не является органом исполнительной власти, но он подотчетенГосударственной Думе Федерального собрания РФ. Эта подотчетность означает:
· назначение на должность иосвобождение от должности Государственной Думой Председателя ЦБ РФ попредставлению Президента России;
· назначение на должность иосвобождение от должности Государственной Думой членов Совета Директоров ЦБ РФ (попредставлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ);
· определение Государственной Думойаудиторской фирмы для проведения аудиторской проверки ЦБ РФ;
· предоставление ЦБ РФГосударственной Думе на рассмотрение годового отчета, а также аудиторскогозаключения;
· проведение парламентских слушаний одеятельности ЦБ РФ с участием его представителей;
· доклады Председателя ЦБ РФ ГосударственнойДуме о деятельности Банка России (2 раза в год – при представлении годовогоотчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитнойполитики).
Банк России ежегодно непозднее 15 мая представляет Государственной Думе годовой отчет, утвержденныйСоветом директоров. Годовой отчет Банка России включает:
1) отчет о деятельностиБанка России, анализ состояния экономики РФ, в том числе анализ денежногообращения и кредита, банковской системы, валютного положения и платежного балансаРФ, а также перечень мероприятий по единой государственной денежно-кредитнойполитике, проводимых Банком России;
2) годовой баланс, счетприбылей и убытков, распределение прибыли;
3) порядок формированияи направления использования резервов и фондов Банка России;
4) аудиторскоезаключение по годовому отчету Банка России.
Кроме того, Банк Россииежегодно не позднее 1-го октября представляет в Государственную Думу (а такжеПрезиденту и Правительству РФ) проект «Основных направлений единойгосударственной денежно-кредитной политики» на предстоящий год и не позднее1-го декабря – окончательный вариант этого документа. «Основные направления…»должны включать себя: анализ состояния и прогноз развития экономики РФ,основные ориентиры, параметры и инструменты намечаемой денежно-кредитнойполитики.
Таким образом,Центральный Банк РФ имеет сложную правовую природу. Во-первых, он являетсяюридическим лицом публичного права. Как юридическое лицо, он обладаетобособленным имуществом, может от своего имени приобретать права и нестиобязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Во-вторых, он представляет особоеорганизационное образование, сущность которого нельзя сводить к исполнительнойили административной власти. Обобщенно можно констатировать, что Банк России –это орган государственного управления специальной компетенции. И, в-третьих,Банк России является особым целевым образованием для выполнения определенныхфункций, необходимых всему обществу.1.2 Сущность и принципы функционированияЦБ РФ
Принцип независимости –ключевой элемент статуса Центрального Банка Российской Федерации. Банк Россииобладает экономической и политической независимостью от исполнительных органовгосударственной власти. Его экономическая независимость проявляется в организационном,финансовом и политическом аспектах.
Организационнаянезависимость Банка России определяется тем, что он является самостоятельнымюридическим лицом и осуществляет полномочия по владению, пользованию ираспоряжению своим имуществом. Изъятие и обременение обязательствами имуществаБанка России без его согласия не допускается.
Финансоваянезависимость ЦБ РФ выражается в том, что он не отвечает по обязательствамгосударства, а государство не отвечает по его обязательствам, за исключениемслучаев, когда одна из сторон добровольно принимает на себя такие обязательстваили если иное не предусмотрено федеральными законами. Банку России запрещенокредитовать федеральный бюджет (кроме тех случаев, когда такая возможностьпрямо предусмотрена законом о федеральном бюджете) и бюджеты субъектов РФ.
Выражением политическойнезависимости Центробанка может служить отсутствие формальных связей между ними Правительством РФ, а также его независимость в кадровом вопросе. Политическаянезависимость Банка России проявляется и в том, что федеральные органыгосударственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органыместного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка Россиипо реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий, а такжепринимать решения, противоречащие Федеральному закону «О Центральном БанкеРоссийской Федерации (Банке России)».
Центральный банк РФ –главный банк России, наделенный широкими властными полномочиями в сферерегулирования финансово-кредитных отношений. Он имеет монопольное право эмиссиибанкнот и осуществляет кредитно-денежную политику в интересах национальнойэкономики. Уставной капитал (3 млрд. рублей) и иное имущество ЦБ РФ являетсяфедеральной собственностью.
В соответствии со ст. 3Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивостирубля, развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации иобеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Функциии полномочия, предоставленные Банку России для достижения этих целей, превращаютего в орган монетарной власти, орган банковского регулирования и надзора и расчетныйцентр банковской системы.
В качестве органамонетарной власти ЦБ РФ выполняет следующие законодательно закрепленные за нимфункции:
· разрабатывает и проводит (вовзаимодействии с Правительством РФ) единую государственную денежно-кредитнуюполитику, направленную на защиту обеспечения устойчивости рубля;
· осуществляет валютноерегулирование, включая операции по покупке-продаже иностранной валюты, а также организуетвалютный контроль;
· принимает участие в разработкепрогноза платежного баланса РФ, организует составление платежного баланса РФ;
· проводит анализ и прогнозированиесостояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего валютно-финансовых иценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные.
Как орган банковскогорегулирования и надзора Центральный банк выполняет следующие функции:
· осуществляет государственнуюрегистрацию кредитных организаций;
· осуществляет надзор задеятельностью кредитных организаций;
· регистрирует эмиссию ценных бумагкредитных организаций;
· является кредитором последнейинстанции кредитной организации, организует систему рефинансирования;
· устанавливает правила проведениябанковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы
Банк России какрасчетный центр банковской системы играет ключевую роль в организации ифункционировании платежной системы страны. Для обеспечения эффективного ибесперебойного функционирования системы расчетов он выполняет следующие функции:
· монопольно осуществляет эмиссиюналичных денег и организует их обращение;
· устанавливает правила осуществлениярасчетов в РФ.
Наделение Центральногобанка указанными полномочиями позволяет обеспечить эффективное функционированиедвухуровневой банковской системы
Для реализациивозложенных на него функций Центральный Банк РФ участвует в разработке экономическойполитики Правительства Российской Федерации. Банк России и ПравительствоРоссийской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющихобщегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярныеконсультации. Центробанк консультирует Министерство финансов РФ по вопросамграфика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долгас учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единойгосударственной денежно-кредитной политики.
Итак, Центральный банкРФ – крупнейший финансовый центр, который через систему экономических рычаговвоздействует на деятельность банков, взаимодействующих с промышленностью,сельским хозяйством, торговлей, структурами всех форм собственности. Центральныйбанк не ведет операции с деловыми фирмами или населением. Его клиентура –коммерческие банки и другие кредитные учреждения, а также правительственные организации,которым он предоставляет разнообразные услуги. Основной функцией ЦБ являетсяпроведение общенациональной денежно-кредитной политики (распределение денежныхресурсов и формирование влияния на денежный рынок).1.3 Инструменты ЦБ в области кредитнойполитики
Денежно-кредитнаяполитика – это проводимый государством курс и осуществляемые меры в областиденежного обращения и кредита, направленные на обеспечение устойчивого,эффективного функционирования экономики, поддержание в надлежащем состоянииденежной системы.
Денежно-кредитнаяполитика государства осуществляется через Центральный Банк РФ, как правило, подвум направлениям:
1. проведениеэкспансионистской или расширительной политики, направленной на стимулированиемасштабов кредитования и увеличение количества денег. Если в экономикенаблюдается спад производства, растет безработица, то Банк России проводитполитику дешевых денег, которая делает кредиты дешевыми и доступными длякоммерческих банков, а соответственно, и для заемщиков. Параллельно происходитувеличение предложения денег, что ведет к снижению процентной ставки и,соответственно, должно стимулировать рост инвестиций и деловой активности. Происходитувеличение спроса на товарном рынке, и создаются предпосылки для экономическогороста. Эта политика проводится в период застоя.
2. проведениерестриктивной (ограничительной) политики, направленной на увеличение процентнойставки. При росте инфляции Центральный Банк проводит политику дорогих денег,что ведет к подорожанию кредита и делает его труднодоступным. В этом случаепроисходит увеличение продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке,рост резервной нормы и увеличение учетной ставки. Высокие процентные ставки ограничиваютчисло желающих брать деньги в ссуду. Данное направление регулирования используетсяпри наличии инфляции и высоких темпов экономического роста.
Денежно-кредитнаяполитика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизациисовокупного объема производства, занятости и уровня цен. Осуществляя кредитноерегулирование, Центробанк преследует следующие цели: воздействуя на кредитнуюдеятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение илисокращение кредитования экономики, оно, таким образом, достигает стабильногоразвития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, поддержки национальныхэкспортеров на внешнем рынке. Таким образом, воздействие на кредит позволяетдостичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Сдругой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценениеденег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшениевалютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитнаяполитика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, аво втором случае – на ее сокращение, переходу к политике «дорогих денег».
Приоритет целейденежно-кредитной политики определяется состоянием государственных финансов,стабильностью экономики государства или ее отсутствием, наличиемсбалансированности доходов и расходов государственного бюджета или его дисбалансом.
Вст. 35 Федерального закона «О Центральном банкеРоссийской Федерации (Банке России)» приводятсяосновные инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России:
1) процентные ставки по операциям Банка России;
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России;
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование банков;
5) валютное регулирование;
6) установление ориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественные ограничения.
8) эмиссия облигаций от своего имени.
Главнымиже инструментами проведения денежно-кредитной политики Банком России являются:
· изменение ставкирефинансирования (дисконтная политика);
· регулированиебанковских резервов (изменение нормобязательных резервов);
· операции на открытомрынкес ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые иные меры, носящиежесткий административный характер.
Ставка рефинансирования – этопроцент, под который Центральный банк предоставляет кредиты коммерческимбанкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Учетная ставка – процент(дисконт), по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков,что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг.
Ставку рефинансирования (учетную ставку) устанавливает центральныйбанк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. Приполучении кредита коммерческими банками увеличиваются резервы коммерческихбанков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении. Инаоборот, увеличение ставки рефинансирования делает займы невыгодными. Болеетого, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаютсявозвратить их, т.к. они становятся очень дорогими. Сокращение банковскихрезервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения.
В настоящее время система рефинансирования кредитных организацийБанком России обеспечивается тремя положениями Банка России: 236-П, 312-П,273-П, в соответствии с которыми Банк России предоставляет кредиты.
Виды кредитов, предоставляемых Банком России следующие:
· под обеспечение рыночных активов – под залог ценных бумаг, входящихв Ломбардный список Банка России (Положение 236-П);
· под обеспечение нерыночных активов (векселя, кредитные договорырейтинговых организаций и поручительства кредитных организаций (Положения 273-Пи 312-П).
При этом наиболее востребованными являются кредиты, предусмотренныеПоложением 236-П, а именно:
· внутридневные кредиты, которые предоставляются при поступлениирасчетного документа на корреспондентский счет кредитной организации сверх остаткасредств на нем в пределах лимита кредитования, установленных ежедневно покаждому счету; процентов за пользование данным инструментом кредитованияорганизация не платит;
· кредиты «овернайт», которые возникают при оставшемся непогашенномвнутридневном кредите на конец операционного дня; кредит «овернайт» автоматическизачисляется на корреспондентский счет в конце операционного дня, ставка по немуравна ставке рефинансирования, гашение кредита происходит в начале следующегооперационного дня;
· ломбардные кредиты, которые предоставляются по заявлению кредитнойорганизации по фиксированной процентной ставке (аукциону) в пределах суммызалога; процентная ставка устанавливается по итогам аукциона, фиксированнаяпроцентная ставка устанавливается по итогам последнего аукциона.
Другимметодом воздействия на кредитоспособность коммерческих банков является изменениенормы обязательного резервирования (установление минимальных резервныхтребований). В настоящее время минимальные резервы – это наиболееликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило,либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в Центральномбанке или в иных высоколиквидных формах, определяемых Банком России. Нормативрезервных требований представляет собой установленное в законодательном порядкепроцентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным или относительнымпоказателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций.Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей суммеобязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характервоздействия.
Минимальные резервывыполняют две основные функции. Во-первых, они как ликвидные резервы служатобеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов.Периодическим изменением нормы обязательных резервов Центральный банкподдерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимомуровне в зависимости от экономической ситуации. Во-вторых, минимальные резервыявляются инструментом, используемым Банком России для регулирования объема денежноймассы в стране.
Посредством изменениянорматива резервных средств Центральный банк регулирует масштабы активныхопераций коммерческих банков, а следовательно, и возможности осуществления имидепозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, еслиих обязательные резервы в Центральном банке превышают установленный норматив.Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимуюпотребность, Центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путемувеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в Центробанке.Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.
Обязанность выполнениянормативов обязательных резервов возложена на кредитные организации ст. 25Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и возникает с моментаполучения лицензии Банка России на право совершения соответствующих операций. Наобязательные резервы, депонируемые кредитными организациями в Банке России,проценты не начисляются. Согласно ст. 38 Федерального закона «О Центральномбанке Российской федерации (Банке России)» нормативы обязательных ресурсов немогут превышать 20% обязательств кредитной организации, быть изменены более чемна пять пунктов, при этом они могут дифференцироваться для различных кредитныхорганизаций.
Размер обязательныхрезервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а такжепорядок их депонирования устанавливаются Советом директоров Банка России ипериодически пересматриваются исходя из целей проводимой денежно-кредитнойполитики.
Резервируемыеобязательства кредитных организаций сгруппированы в следующие категории:
· «обязательства кредитнойорганизации перед юридическими лицами-нерезидентами» – включает обязательстваперед юридическими лицами-нерезидентами (в том числе обязательства передбанками-нерезидентами), а также обязательства перед индивидуальнымипредпринимателями-нерезидентами, в валюте Российской Федерации и (или) виностранной валюте, возникающие в соответствии с договорами банковского(корреспондентского) счета, договорами на привлечение денежных средств (кредитными,депозитными и иными договорами);
· «обязательства кредитнойорганизации перед физическими лицами» – включает обязательства передфизическими лицами (резидентами и нерезидентами) в валюте Российской Федерациии (или) в иностранной валюте, возникающие в соответствии с договорамибанковского вклада (в том числе удостоверенные сберегательными сертификатами),банковского счета;
· «иные обязательства» кредитнойорганизации в валюте Российской Федерации и (или) в иностранной валюте.
Изменение нормыобязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, вслучае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучениеприбыли. Поэтому данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционнымсредством. Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения,в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты,оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками,располагающими большими ресурсами.
Норма обязательногорезервирования как инструмент денежно-кредитной политики регулирует не толькообъем денежной массы, но и ее структуру, операции центрального банка наоткрытом рынке оказывают прямое воздействие на объем свободных ресурсов,имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либорасширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидностьбанков, соответственно уменьшая или увеличивая ее.
Наиболее «рыночным» инструментом денежно-кредитной политикиявляется политика открытого рынка, которая сводятся к купле-продаже Центральнымбанком ценных бумаг у коммерческих банков и соответственно к увеличению илиуменьшению их банковских резервов.
Схема проведения этих операций на открытом рынке такова: предположим,что на денежном рынке наблюдается излишек денежной массы в обращении, и ЦБ РФставит задачу по ограничению или ликвидации этого излишка. В этом случае Центробанкначинает активно предлагать государственные ценные бумаги на открытом рынкебанкам или населению. Поскольку предложение государственных ценных бумагувеличивается, их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут, и,соответственно, возрастает их «привлекательность» для покупателей. Коммерческиебанки и население начинают активно скупать правительственные ценные бумаги, чтоприводит в конечном счете к сокращению банковских резервов. Что, в свою очередь,уменьшает предложение денег в пропорции, равной банковскому мультипликатору.
Если же на денежном рынке существует недостаток денежных средств вобращении, то в этом случае Банк России проводит политику, направленную нарасширение денежного предложения, а именно: Центральный банк начинает скупатьправительственные ценные бумаги у банков и населения по выгодному для нихкурсу. Тем самым он увеличивает спрос на государственные ценные бумаги. Врезультате их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает, чтоделает казначейские ценные бумаги «непривлекательными» для их владельцев.Население и банки начинают активно продавать государственные ценные бумаги, чтоприводит, в конечном счете, к увеличению банковских резервов и (с учетоммультипликационного эффекта) – к увеличению денежного предложения.
В настоящее время БанкРоссии для операций на открытом рынке использует исключительно государственныеценные бумаги – ГКО и ОФЗ. Операции на открытом рынке подразделяются наоперации купли-продажи и сделки РЕПО.
Сделка РЕПО – этооперация с обратным выкупом. Она состоит из двух частей: в первой ее части однасторона продает другой стороне ценные бумаги и одновременно берет на себяобязательства выкупить их в определенный срок (либо по требованию второйстороны), во второй части происходит обратная покупка ценных бумаг по цене,отличной от цены первоначальной продажи.
Разница между ценами ипредставляет тот доход, который получает покупатель ценных бумаг по первойчасти РЕПО (продавец денежных средств). Юридически договор между участникамисделки РЕПО является особым видом договора купли-продажи, в котором стороныпоочередно являются продавцами и покупателями.
Преимущества РЕПО посравнению с другими инструментами денежно-кредитной политики заключаются в том,что они, во-первых, обеспечивают финансовую систему ликвидностью на некоторыйсрок, по истечении которого нет необходимости вновь выходить на рынок, чтобыизъять из обращения избыточную денежную массу; во-вторых, ценные бумаги,выступающие в качестве объекта сделки, не выходят из оборота, а продолжают внем участвовать. Мировой опыт показывает, что операции РЕПО являются наиболеедейственным инструментом достижения оперативных целей денежно-кредитной политики.
Рассмотренныеинструменты кредитно-денежной политики используются центральным банком обычно вкомплексе в соответствии с целью денежно-кредитной политики. При этомоптимальная комбинация инструментов денежно-кредитной политики зависит отстадии развития и структуры финансовых рынков, роль Центробанка в экономикестраны. Например, политика учетных ставок (ставок рефинансирования), занимаявторое по значению место после политики Центрального банка на открытом рынке,проводится обычно в сочетании с операциями Банка России на открытом рынке.
Такимобразом, Банк России представляет собой неотъемлемую часть экономики страны.Инструменты регулирования кредитно-финансовой сферы, используемые Центральнымбанком, позволяют характеризовать его как целостный и эффективно действующиймеханизм для принятия наиболее важных экономических решений и регулированияденежной политики на уровне всего государства.
2. СОВРЕМЕННАЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКАЦБ РФ2.1 Реализация денежно-кредитной политикив 2009 году
При принятии решений поденежно-кредитной политике Банк России основывается на анализе складывающихсявнутренних и внешних макроэкономических тенденций, формирующихся в обществеожиданий относительно будущей динамики инфляции и валютного курса рубля, атакже принимает во внимание динамику денежных и кредитных агрегатов. Изменениесо второй половины 2008 года условий реализации денежно-кредитной политикиповысило значимость для Банка России задачи по поддержанию стабильностибанковской системы и финансовых рынков и ограничению негативного влияниямирового финансового и экономического кризиса на состояние российскойэкономики.
В то же время основнойцелью денежно-кредитной политики по-прежнему является снижение инфляции иподдержание ее на уровне, обеспечивающем условия для долгосрочного устойчивогоэкономического роста и развития экономики страны.
В условияхсохранявшихся в начале 2009 года негативных тенденций, сформировавшихся в 2008 году,Банк России продлил на первое полугодие 2009 года действие рекомендацийкредитным организациям не наращивать иностранные активы и чистые балансовыепозиции по иностранным валютам. С целью ограничения инфляционного давления БанкРоссии в начале года принимал решения о повышении процентных ставок по своимоперациям, оставляя при этом неизменной ставку рефинансирования.
Стабилизация ситуациина внутреннем валютном рынке способствовала снижению девальвационных ожиданий.С апреля 2009 года наметилась тенденция к снижению инфляции и инфляционныхожиданий. В то же время, несмотря на принимаемые Центробанком меры поувеличению предоставления рублевых средств кредитным организациям, стоимостькредитных ресурсов оставалась на высоком уровне. Значительное сокращение какпредложения кредитов со стороны банковского сектора, так и спроса на кредиты состороны экономических агентов обусловило сокращение в феврале – октябре 2009 годаобщей задолженности по кредитам, выданным кредитными организациями. В этихусловиях Совет директоров Банка России в феврале – октябре 2009 года девять разпринимал решение о снижении процентных ставок (Приложение А). За этот периодставка рефинансирования была снижена с 13 до 9,5% годовых (Приложение Б), аставки по операциям Банка России – на 2,25 – 3,75 процентного пункта.
Тем не менее, высокиеоценки рисков потенциальных заемщиков, общая неопределенность в отношениидальнейшей экономической динамики, а также необходимость реструктуризациибанковских балансов и связанное с этим предпочтение кредитных организацийформировать значительную часть своих активов в наиболее ликвидной формесдерживают процесс снижения процентных ставок по кредитам конечным заемщикам иувеличение объемов кредитования.
В условиях кризисазаметно возросла неустойчивость спроса на деньги, главным образом вследствиерезких изменений в предпочтениях экономических агентов относительно валютыактивов, изменений в темпах роста экономики и динамике цен на активы. В 2009 годурост спроса на деньги существенно замедлился по сравнению с предыдущим годомглавным образом вследствие значительного снижения объема ВВП, снижения темповроста цен на активы, продолжившейся в январе 2009 года девальвации национальнойвалюты, обусловившей переток рублевых средств в активы в иностранной валюте.
В целом за девятьмесяцев 2009 года объем рублевой денежной массы увеличился на 1,2%. При этомзначительное сжатие денежного агрегата М2 произошло в январе 2009 года (на11,1% против 2,7% за январь 2008 года) в результате роста спроса на иностраннуювалюту, обусловившего существенное сокращение чистых иностранных активоворганов денежно-кредитного регулирования (в долларовом эквиваленте на 9,8%).
Тем не менее в феврале– октябре среднемесячный темп прироста денежного агрегата М2 был положительным(рисунок 1). При этом объем денежной массы М2 за апрель – сентябрь 2009 годавозрос на 12,7%, превысив на 5,3 процентного пункта прирост данного показателяза апрель – сентябрь 2008 года. Однако в годовом выражении темпы приростарублевой денежной массы в течение десяти месяцев 2009 года были отрицательными,и на 1.10.2009 г. ее сокращение по сравнению с аналогичной датой предыдущегогода составило 5,0%. При этом скорость обращения денег (по денежному агрегатуМ2), несмотря на неустойчивость ее динамики, за январь – сентябрь 2009 годаснизилась на 2,2% (за январь – сентябрь 2008 года ее снижение также составило2,2%).
2008 год  
2009 год   />
Рисунок 1 – Денежнаямасса М2 в 2008–2009 г.г. (млрд. руб.)
Широкая денежная масса[2]за январь – сентябрь 2009 года, по предварительным данным, увеличилась на 4,5%(за январь – сентябрь 2008 года ее прирост составил 9,8%). Годовой темпприроста широкой денежной массы на 1.10.2009 г. составил 9,1% (на 1.10.2008 –26,5%). Основными источниками увеличения этого денежного агрегата были ростчистого кредита федеральному правительству, а также увеличение чистыхиностранных активов органов денежно-кредитного регулирования (за февраль – сентябрьих рост в долларовом эквиваленте составил 11,6%).
В условияхсущественного снижения объема ВВП объем депозитов до востребования, формируемыйглавным образом за счет средств на расчетных и текущих счетах нефинансовыхорганизаций, за девять месяцев 2009 года сократился в абсолютном выражении на0,3%. Срочные рублевые депозиты нефинансовых организаций и населения за январь– сентябрь 2009 года возросли на 8,2% по сравнению с 18,4% за январь – сентябрьпредыдущего года.
Основной причиной такойдинамики срочных депозитов стало ослабление рубля в конце 2008 – начале 2009 года,вызвавшее перемещение рублевых средств в активы в иностранной валюте. По мерестабилизации и последующего укрепления курса рубля, а также роста процентныхставок по депозитам срочные вклады в национальной валюте стали постепенноувеличиваться. Однако их ежемесячные темпы прироста на протяжении трех кварталов2009 года (за исключением мая и сентября) были ниже, чем в предыдущем году.
Что касается динамикидепозитов в иностранной валюте, то после существенного роста в январепроисходило снижение ежемесячных темпов роста этого показателя. Тем не менееуровень валютизации депозитов в январе – сентябре 2009 года был заметно выше,чем в соответствующий период 2008 года. Так, доля депозитов в иностраннойвалюте (в рублевом эквиваленте) в общем объеме депозитов банковской системы, попредварительным данным, на 1.10.2009 г. составила 27,6% (на 1.10.2008 – 13,9%),а в структуре широкой денежной массы – 22,1% (на 1.10.2008 – 10,5%).
Значительное уменьшениерублевой депозитной базы, произошедшее в начале года, а также продолжающеесясокращение поступлений средств, привлекаемых на международных финансовыхрынках, существенно ограничивали предложение кредитов со стороны российскойбанковской системы. В этот же период продолжился рост просроченнойзадолженности по кредитам нефинансовым организациям и населению. Это сталодополнительным фактором, обусловившим ограничение предложения кредитов, так каквынуждало банки действовать более осторожно в связи с ухудшением качества банковскихактивов и финансового состояния многих заемщиков.
Кроме того, на динамикекредитных агрегатов отразилось снижение спроса на кредиты в условиях общегоспада экономической активности и высокой стоимости заимствований на внутреннемрынке. Реализация кредитных рисков в российском банковском секторе и высокаястоимость фондирования для кредитных организаций обусловили в конце 2008 —начале 2009 года рост процентных ставок по кредитам нефинансовым организациям,приостановившийся под влиянием мер, принятых Банком России.
Просроченнаязадолженность по банковским кредитам нефинансовым организациям и населению впервой половине 2009 года росла быстрыми темпами. Она увеличилась с 415 млрд.рублей на 1.01.2009 г. до 824 млрд. рублей на 1.07.2009 г. В дальнейшем ее ростзамедлился, а в сентябре наблюдалось ее некоторое снижение. На 1.10.2009 г. онасоставляла 948 млрд. рублей.
В связи с ростом «плохих»активов кредитные организации создают значительные резервы на возможные потери.Размер этих резервов увеличился с 1023 млрд. рублей на 1.01.2009 г. до 1824 млрд.рублей на 1.10.2009 г. Несмотря на быстрый рост резервов на возможные потери,достаточность капитала банковского сектора увеличивается. На 1.01.2009 г. онасоставляла 16,8%, на 1.10.2009 г. – 20,3% (при нормативном значении 10%).
На постепенноеулучшение ситуации существенное влияние оказывали антикризисные мерыПравительства Российской Федерации и Банка России. Одним из факторов смягченияпроблемы «плохих» активов является наметившееся во второй половине 2009 годаоживление экономики. Совершенно ясно, что проблема «плохих» долгов продолжаетоставаться одной из центральных с точки зрения развития состояния банковскойсистемы и экономики. Данная проблема учитывается Банком России при проведенииим денежно-кредитной политики.
Динамика денежной базыв широком определении[3],характеризующей денежное предложение со стороны органов денежно-кредитногорегулирования, отражала основные изменения ситуации на денежном рынке и проводимойденежно-кредитной политики.
В январе 2009 года вусловиях значительного оттока капитала частного сектора произошло резкое (на22,4%) сокращение денежной базы, в основном за счет существенного сниженияналичных денег (на 14,5%) и остатков средств на корреспондентских счетахкредитных организаций в Банке России (более чем в 2 раза).
На фоне снижения девальвационныхожиданий участников рынка объем денежной базы в феврале – марте 2009 годасущественно не менялся, оставаясь на уровне примерно 4,3 трлн. рублей. Заапрель – сентябрь 2009 года в условиях закрепления позитивныхвнешнеэкономических тенденций, укрепления валютного курса рубля, смягчениябюджетной политики объем денежной базы возрос на 11,7%. В этот период объемналичных денег в составе денежной базы увеличился на 5,8%. Рост ликвидности вбанковском секторе в апреле—сентябре 2009 года проявился также в увеличенииобъема депозитов кредитных организаций в Банке России на 32,8%.
Основными источникамиувеличения денежной базы за апрель – сентябрь 2009 года были операции БанкаРоссии на внутреннем валютном рынке и рост чистого кредита федеральному правительству.В условиях повышения притока иностранной валюты на российский рынок иформирования тенденции к укреплению валютного курса рубля прирост международныхрезервов органов денежно-кредитного регулирования за апрель – сентябрь 2009 годасоставил 29,6 млрд. долларов США, а суммарный приток ликвидности в банковскийсектор в результате этих операций – около 0,8 трлн. рублей. Сопоставимым пообъему источником роста денежной базы в этот период было увеличение чистогокредита федеральному правительству, что было связано с принятым решением обиспользовании средств Резервного фонда для финансирования дефицита федеральногобюджета. Увеличение уровня банковской ликвидности было связано также свозобновлением с апреля 2009 года операций по размещению временно свободныхсредств федерального бюджета на банковских депозитах (таблица 1).
Таблица 1.
Оценка показателейденежной программы на 2009 год (млрд. рублей)Показатели 1.01.2009 1.10.2009 1.01.2010 Прирост за факт факт прогноз 2009 год 1. Денежная база: 4 392 3 955 5 008 616  1.1. наличные деньги в обращении 4 372 3 869 4 909 537  1.2. обязательные резервы 20 85 99 79 2. Чистые международные резервы 11 199 11 275 12 095 895 3. Чистые внутренние активы, в том числе: -6 807 -7 320 -7 086 -280  3.1. Чистый кредит расширенному правительству: -7 152 -5 872 -4 867 2 286  3.1.1. чистый кредит федеральному правительству -6 343 -4 744 -4 047 2 297  3.1.2. остатки средств консолидированных бюджетов субъектов РФ и государственных внебюджетных фондов на счетах в ЦБ РФ -809 -1 128 -820 -11  3.2. Чистый кредит банкам: 2 515 1 024 159 -2 355  3.2.1. валовой кредит банкам 3 692 1 805 1 355 -2 337  3.2.2. корреспондентские счета кредитных организаций, депозиты банков в Банке России и другие инструменты абсорбирования свободной банковской ликвидности -1 177 -780 -1 195 -19  3.3. Прочие чистые неклассифицированные активы -2 170 -2 473 -2 379 -210 />/>2.2 Рефинансирование как инструментденежно-кредитного регулирования
В январе 2009 года вусловиях недостатка ликвидности спрос кредитных организаций на операции порефинансированию со стороны Банка России находился на высоком уровне: среднийдневной объем операций Банка России по предоставлению ликвидности составлялоколо 820 млрд. рублей. Стабилизация внутреннего валютного рынка привела кснижению спроса кредитных организаций на дополнительную ликвидность: в феврале– марте средний дневной объем операций Банка России по предоставлению ликвидностиснизился до 430 млрд. рублей и в апреле – сентябре 2009 года – до 81,9 млрд.рублей.
В апреле – сентябре2009 года сократилась задолженность по кредитам Банка России: объем валовогокредита кредитным организациям снизился на 1,7 трлн. рублей (на 48,4%). Приэтом особенно существенно сократилась задолженность кредитных организаций покредитам без обеспечения (в 5,2 раза), часть которой была погашена досрочно.
Одним из основныхрыночных инструментов рефинансирования в 2009 году оставались операции прямогоРЕПО Банка России. За девять месяцев 2009 года объем данных операций составил25,1 трлн. рублей по сравнению с 8,4 трлн. рублей за аналогичный период 2008 года.Средний дневной объем операций прямого РЕПО Банка России за этот периодсоставил 136,3 млрд. рублей, при этом в январе был достигнут максимальныйдневной уровень данного показателя – около 763 млрд. рублей.
Повышению потенциаладанного инструмента в 2009 году способствовало начало проведения операций РЕПОБанка России на Фондовой бирже ММВБ, а также расширение Ломбардного спискаБанка России (Приложение В). Кроме того, важным шагом являлось возобновлениеопераций прямого РЕПО на срок 90 дней и начало проведения операций на сроки 6 и12 месяцев.
За январь – сентябрь2009 года объем операций по предоставлению кредитов без обеспечения на сроки от5 недель до 1 года составил 3,1 трлн. рублей. Первый кредитный аукцион на срок1 год был проведен 8 июня 2009 года, по его итогам было предоставлено почти 48 млрд.рублей. Задолженность банковского сектора по данным операциям на 1 октября 2009года составила 0,3 трлн. рублей.
Объем операций БанкаРоссии по предоставлению кредитов под обеспечение нерыночными активами(векселя, права требования по кредитным договорам организаций) и под поручительствакредитных организаций за девять месяцев 2009 года составил 1,8 трлн. рублей, изних кредитов, обеспеченных поручительствами, – 580 млрд. рублей.
Существенно увеличилсяспрос на ломбардные кредиты (рисунок 2). За девять месяцев 2009 года общий объемопераций по предоставлению кредитным организациям ломбардных кредитов превысил251 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом 2008 годав 4,4 раза, при этом 49,6% составили ломбардные кредиты по фиксированной процентнойставке на срок от 1 до 30 календарных дней, в том числе более 16,5 млрд. рублей– через систему электронных торгов ММВБ. Объем операций по предоставлениюкредитным организациям ломбардных кредитов на аукционной основе за девятьмесяцев 2009 года составил 127 млрд. рублей по сравнению с 4,4 млрд. рублей засоответствующий период 2008 года.
В 2009 году Банк Россиипродолжил работу по расширению перечня активов, которые банки могутиспользовать в качестве обеспечения при проведении операций рефинансирования сБанком России. В I квартале 2009 года в Ломбардный список Банка России(Приложение В) были включены облигации с ипотечным покрытием, обязательстваэмитента по которым обеспечены солидарным поручительством ОАО «АИЖК» (ОАО«Агентство по ипотечному жилищному кредитованию»), а также облигации эмитентов,входящих в Перечень системообразующих организаций, утвержденный Правительственнойкомиссией по повышению устойчивости развития российской экономики, образованнойпостановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2008 № 957,включенные в котировальный список по крайней мере одной фондовой биржи, действующейна территории Российской Федерации, независимо от наличия у указанных эмитентовмеждународного рейтинга.
/>
Рисунок 2 – Объемломбардных и внутридневных кредитов, предоставленных Банком России, млрд. руб.
Банк России такжепредоставлял кредитным организациям кредиты овернайт для завершенияоперационного дня: объем этих операций за январь – сентябрь 2009 года составил241 млрд. рублей.
Существенно возрос вянваре – сентябре 2009 года объем операций по внутридневным кредитам,предоставляемым Банком России в целях обеспечения бесперебойногофункционирования платежной системы, – до 16,6 трлн. рублей, что на 40,7%больше, чем за соответствующий период 2008 года.
В целях регулированияликвидности банковского сектора Банк России проводил депозитные операции скредитными организациями – резидентами в валюте Российской Федерации пофиксированным процентным ставкам на стандартных условиях. Общий объемзаключенных Банком России депозитных сделок за январь – сентябрь 2009 годасоставил 13,6 трлн. рублей и увеличился по сравнению с соответствующим периодомпредыдущего года на 2,5 трлн. рублей.
В качестведополнительного инструмента регулирования банковской ликвидности Банк Россиитакже использовал операции с облигациями Банка России (ОБР), однако возможностииспользования данных операций были ограниченны ввиду низкой активностиучастников и ограниченной ликвидности данного сегмента рынка.
В 2009 году Банк Россиив качестве инструмента прямого регулирования ликвидности использовалобязательные резервные требования. В январе 2009 года Банк России принялрешение о переносе ранее установленных сроков поэтапного увеличения нормативовобязательных резервов с 1 февраля и 1 марта 2009 года на 1 мая и 1 июня 2009 годасоответственно, а в апреле 2009 года – о реструктуризации повышения нормативовобязательных резервов с проведением его не в два, а в четыре этапа (на 0,5 процентногопункта на каждом этапе). Нормативы были установлены по каждой категории резервируемыхобязательств в следующем размере (рисунок 3): с 1 мая 2009 года – 1,0%; с 1 июня2009 года – 1,5%; с 1 июля 2009 года – 2,0%; с 1 августа 2009 года – 2,5%.
/>
Рисунок 3 – Динамиканормативов обязательных резервов ЦБ РФ, %

C 1 ноября 2009 годавступило в силу новое Положение Банка России «Об обязательных резервахкредитных организаций», которым уточнены категории резервируемых обязательств,что позволит Банку России устанавливать при необходимости дифференцированныенормативы обязательных резервов. В сентябре 2009 года Банк России принялрешение о сохранении ранее установленных нормативов обязательных резервов вразмере 2,5% по каждой из категорий резервируемых обязательств (пообязательствам перед юридическими лицами-нерезидентами в валюте РФ ииностранной валюте, о обязательствам перед физическими лицами в валюте РФ ииностранной валюте, по иным обязательствам кредитных организаций в валюте РФ ииностранной валюте).
Кроме того, Банк Россиидо 1 марта 2010 года предоставил возможность использования усредненияобязательных резервов, то есть поддержания части обязательных резервов накорреспондентских счетах в Банке России кредитным организациям, независимо отклассификационных групп, присваиваемых им в результате оценки экономическогоположения в соответствии с требованиями соответствующих нормативных актов БанкаРоссии.
Установленный БанкомРоссии коэффициент усреднения обязательных резервов (0,6) позволяет кредитныморганизациям поддерживать на корреспондентских счетах и использовать в расчетах60% от общей величины обязательных резервов, подлежащей депонированию в БанкеРоссии. Усредненная величина обязательных резервов увеличилась с января посентябрь 2009 года с 37,0 до 199,9 млрд. рублей. Доля кредитных организаций,использующих право на усреднение, также постепенно увеличивалась и в сентябре2009 года составила 75,2% от общего числа действующих кредитных организацийпрактически во всех регионах России.