смотреть на рефераты похожие на “Ситуация риска и неопределенности в экономике”
Микроэкономика
Курсовая работа
тема:
«Ситуация риска и неопределённости в экономике»
Студент гр. Э-81: Лесман Денис
Преподаватель: Мешков А.В.
1999 г.
План:
Предисловие……..………………………………………………………………………………3
1. Неопределенность результата и риск…………………………………………….……………4
1. Неопределенность ………………………………………….……..………….………….4
2. Риск, и способы его оценки………………….…………………………………………..5
3. Выбор в условиях неопределенности…….…………………….…..…………………..7
4. Кривая риска…………………………………………………….…..……………………9
2. Разновидности риска и их особенности………………………….…………………………..11
3. Процентный риск………………………………………………………….…………………..14
1. Разновидности процентного риска…………………………………………………….14
2. Риск заемщика………………………………………………………………………….15
3. Риск кредитора………………………………………………………………………….16
4. Кредитный риск………………………………………………………………………….……17
1. Для банков………………………………………………………………………………17
2. Для компаний …………………………………………………………………………..18
5. Предпринимательский риск …………………………………………….…………………….19
6. Валютные риски…………………………………………………………………………….…22
6.1. Валютные опционы и фьючерсы ……………………………………………………….22
7. Снижение риска………………………………………………………………………………23
1. Диверсификация ……………………………………………………………………….23
2. Страхование ………………………………………………………………………..….24
3. Информация…………………………………………………………………………….24
8. Пример…………………………………………………………………………………………25
Выводы.……………………………………………………………………………………….……26
Список литературы………………………………………………………………………………..27
Предисловие.
Риск присутствует в нашей жизни повсеместно. Сначала мы думаем, как
заработать деньги, а потом – либо как их потратить сегодня, либо как
сохранить в течение какого-то периода и приумножить для будущих трат.
Процесс зарабатывания денег и все последующие операции с заработанным
капиталом в той или иной мере сопряжены с риском. Он возникает тогда, когда
реальные события отличаются от ожидаемых. Риск может обуславливать как
выигрыш, так и потери. Если мы надеемся на удачу и бездействуем, то это –
пассивная позиция. Если мы пытаемся застраховаться от негативных
воздействий и обеспечить благоприятный исход в будущем, это – активная
позиция.
В связи с развитием рыночных отношений предпринимательскую
деятельность в нашей стране приходится осуществлять в условиях нарастающей
неопределенности ситуации и изменчивости экономической среды. Значит,
возникает неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного
результата, а, следовательно, возрастает риск, то есть опасность неудачи,
непредвиденных потерь. В особенности это присуще начальным стадиям освоения
предпринимательства
Говоря о капитале, нужно отметить, что в любой момент времени
соседствуют одни юридические и физические лица, у которых имеется некоторый
излишек финансовых средств, и другие – у которых их не хватает. К числу
последних относятся и государственные структуры, которым очень часто не
достает денег. Для нормального развития экономики постоянно требуется
мобилизация, распределение и перераспределение финансовых средств между ее
сферами и секторами. Понятно, что тема риска неразрывно связана с
капиталом. Мы можем рисковать при том условии, что что-либо имеем.
В курсовой работе представлены как общие понятия, схемы, методы так и
конкретные примеры экономических отношений. Первый параграф посвящен
общетеоретической базе, далее следуют разновидности рисков и их
особенности. Наиболее значимые в экономике, выделены для более подробного
рассмотрения.
Изучение ситуации неопределенности в экономике, не мой взгляд, связано
прежде всего со стремлением снизить риск потерь и увеличить вероятность
получения максимальной прибыли.
1. Неопределенность результата и риск
1. Неопределенность
Когда цены, доходы и другие переменные точно определены, то любое принятое решение потребителя или фирмы приведет к одному и только одному результату. На рынке совершенной конкуренции, например, ситуация неопределенности просто исключается, так как и покупатели и продавцы имеют Свободный доступ к информации о ценах, используемых технологиях и вероятной прибыли. Они полностью осведомлены о происходящих на рынке событиях. Другими словами, одной из сущностных черт рынка совершенной конкуренции является предположение о совершенном знании рынка, как покупателями, так и продавцами.
Однако данное предположение далеко не всегда реалистично отражает конкретные ситуации, происходящие в экономической жизни. Так фермер, например, решая вопрос о структуре посевных площадей, не может знать в начале сельскохозяйственного года точные значения рыночных цен, по которым ему предстоит продавать выращенный урожай, равно как и погодные условия будущего сезона. Для фирмы, осваивающей производство нового изделия, важно знать объем спроса, его будущую цену. Потребитель, желающий приобрести такой дорогостоящий предмет длительного пользования как дом и не имеющий достаточных средств для его немедленной покупки, должен располагать сведениями о величине своих доходов в будущем и предполагаемой цене дома к моменту его покупки.
В подобных ситуациях решения, принимаемые людьми или фирмами, связаны со значительной неопределенностью, которая означает возможность получения разных результатов, а не только одного желаемого. Ситуация неопределенности имеет широкий диапазон: от полного неведения о будущих событиях до возможности хотя бы приблизительно определить крайние пределы случайных величин и предсказать интервалы наиболее вероятных их значений. Не трудно догадаться, что именно недостаток информации о вероятных будущих событиях создает ситуацию неопределенности. В этих условиях фирмам и потребителям приходится принимать решения до получения всей необходимой информации. Такие решения основываются на ожиданиях будущего значения цен, доходов и других переменных, которые не всегда могут быть верны. Дело в том, что отдельные экономические агенты, располагая несовершенной и неполной информацией, по-разному формируют свои ожидания, не одинаковы их возможности обработки и анализа имеющихся сведений.
Таким образом, многие, если не большинство, процессов экономической деятельности невозможно изучать без явного признания наличия ситуации неопределенности. Наука доказала, что практически в любом виде экономической деятельности присутствует вероятность выигрыша или проигрыша, и эти факторы лежат в основе поведения людей при выборе экономических альтернатив.
2. Риск, и способы его оценки
Когда человек не уверен в том, что произойдет в будущем, но ему
известна вероятность каждого из возможных результатов своих действий,
принято считать, что он идет на риск или рискует. При этом люди добровольно
идут на риск, который сопровождает их действия и поступки. Например, при
покупке лотерейного билета потребитель рискует сравнительно небольшой
частью своего дохода, равной цене этого билета. Однако в случае выигрыша
его доход может существенно увеличиться.
Нередко человек стоит перед выбором степени риска. Допустим, он решает
вопрос как ему поступить с накопленными сбережениями. Сбережения домашнего
хозяйства можно хранить в «кубышке», можно положить их на банковский
депозит или приобрести ценные бумаги. Для того чтобы принять обоснованное
решение потребитель должен определить степень риска по каждому из возможных
альтернативных вариантов использования своих сбережений.
Риск поддается количественному измерению. Для этого необходимо, прежде
всего, знать все возможные последствия какого-то действия и вероятность
наступления этих последствий. Если сложить сумму значений каждого из
возможного результатов, умноженного на вероятность наступления каждого из
результатов, то получим ожидаемое значение или математическое ожидание.
Вернемся к нашему примеру о использованием сбережений домашнего хозяйства.
Потребитель решил поместить все свои сбережения в размере одного миллиона
рублей в коммерческий банк с высоким уровнем процентной ставки. В случае
удачи он через определенный срок вернет себе свои сбережения и получит
доход в сумме 400 тыс. рублей. Если же его постигнет неудача, то все его
сбережения пропадут. При этом опыт показывает, что шанс на успех составляет
1:5. Каково будет ожидаемое значение или математическое ожидание в нашем
примере? Вероятность успеха будет равна 0,2 при выигрыше в виде процента
400 тыс. рублей. Вероятность неудачи 0,8 при потере 1000 тыс. рублей.
Отсюда математическое ожидание составит 0,2-(+400) + 0,8-(-1000) = 80 – 800
= -720. Налицо отрицательное математическое ожидание, риск вложения средств
в данный коммерческий банк чрезмерно велик.
При количественной оценке риска потребителя интересует не только
ожидаемое значение
(математическое ожидание), но и изменчивость неопределенного результата.
Меру изменчивости принято определять с помощью методов математической
статистики — дисперсии и среднего квадратичного отклонения.
Вернемся вновь к нашему примеру с потребителем, стремящимся безопасно и
выгодно разместить свои сбережения. Посчитав открытие депозита в
коммерческом банке чрезмерно рискованным делом, он решил обратиться к рынку
ценных бумаг. Здесь перед ним встала дилемма: либо купить государственные
облигации и получать небольшой, но гарантированный доход, либо приобрести
акции фирмы, по которым дивиденд может колебаться в широких пределах.
Допустим, что доход от облигаций будет равен 30 тыс. рублей. При этом
на облигации может выпасть выигрыш в сумме 200 тыс. рублей, а вероятность
такого исхода событий составляет одну тысячную. В случае же покупки акций
доход потребителя составит 15 тыс. рублей при неблагоприятных для фирмы
обстоятельствах и 120 тыс. рублей, если дела пойдут хорошо. При этом шансы
благоприятного и не благоприятного исхода дел на данной фирме соотносятся
друг с другое как 0,6:0,4.
Сведем в таблицу данные о возможных вариантах размещения сбережений
потребителя на рынке ценных бумаг (см. табл. 8.1.1). Эти данные позволяют
определить величину ожидаемого среднего дохода. В случае приобретения
облигаций он составит (30-0,999) + (200-0,001) = 29,97 + 0,2 = 30,017 тыс.
рублей, а при покупке акций (15 • 0,4) + (120 • 0,6) = 6 + 72=78 тыс.
рублей.
Понятно, что действительный доход будет отличаться от ожидаемого
среднего дохода. Чем больше величина отклонения действительного дохода от
среднего ожидаемого, тем больше риск, и наоборот.
Варианты размещения сбережений на рынке ценных бумаг.
| |Вариант № 1 |Вариант № 2 |
|Варианты | | |
| |ДОХОД |Вероятнос|Доход|вероятност|
| | |ть | |ь |
|Покупка |30 |0,999 |200 |0,001 |
|Облигаций| | | | |
| | | | | |
|Покупка |15 |0,4 |120 |0,6 |
|акций | | | | |
Количественно меру отклонения принято определять с помощью двух тесно
связанных, но отличающихся друг от друга показателей — дисперсии и среднего
квадратичного отклонения.
Дисперсия — это среднее значение квадрата отклонений действительного
результата от ожидаемого. Заметим, что возведение в степень необходимо для
того, чтобы не получить отрицательное значение показателя. В нашем примере
величина дисперсии при покупке облигаций составит
(30 – 30,17)2 • 0,999 + (200 – 30,17)2 • 0,001 = 288,35,
а в случае приобретения акций
(15- 78)2 • 0,4 + (120 – 78)2 • 0,6=2646.
Если из полученных значений дисперсии извлечь квадратный корень, то
получим второй показатель, характеризующий меру отклонения действительного
результата от ожидаемого, который называется средним квадратичным
отклонением. В нашем уловном примере среднее квадратичное отклонение при
покупке облигаций составит 53,7 а в случае приобретения акций — 51,4.
3. Выбор в условиях неопределенности
Если потребитель в своих действиях руководствуется гипотезой
рационального поведения и последовательно стремится при размещении своих
сбережений к минимуму риска, то он выберет покупку акций (пример из 1.2.),
так как в этом случае он получи+т больший доход с меньшим риском. Когда
оценка риска произведена, то принятие решения зависит от личностных качеств
человека и обстоятельств, в которых он находится. Так, отмечено, что люди
охотнее решаются на рискованные действия когда последние связаны с
потерями. В случае же приобретений люди становятся более консервативными,
они проявляют меньше стремление рисковать.
Тем не менее, по отношению к риску людей принято объединять в несколько
групп. Прежде всего, это люди не расположенные к риску. Опыт
свидетельствует, что антипатия к риску — наиболее распространенное в
обществе отношение к риску. Как правило, большинство людей стремится
обезопасить себя от всевозможных рискованных ситуаций. С этой целью,
например, люди заключают договоры страхования жизни и здоровья,
домовладений, автомобилей и другого имущества.
Вывод о преобладании в обществе антипатии к риску можно получить на
основе кривой общей полезности. Отложим по вертикальной оси полезность,
измеренную в неких условных единицах — ютилах, а по вертикальной — сумму
сбережений в миллионах рублей (см. рис.1). В нашем примере накопления в 1
миллион рублей дадут потребителю 14 ютилов полезности. Если накопления
удвоятся то величина полезности составит 22, т.е. возрастет на 8 ютилов.
При утроении суммы сбережений полезность будет равна 28 ютилам, т.е.
увеличится на 6 ютилов. Следовательно, увеличение сбережений на одну и ту
же величину будет приносить потребителю все меньшее количество ютилов
полезности. В этом проявляется принцип убывающей предельной полезности.
Допустим, что обладая 2 млн. рублей, наш потребитель решил сыграть в
«орлянку»»: при выпадении «орла» сумма его сбережений увеличится на 1 млн.
рублей, а при «решке» — настолько же уменьшится. Вероятность выигрыша при
такой игре равна вероятности проигрыша, а математическое ожидание равно
нулю. Однако совсем иным будет оценка этой игры в единицах полезности:
выигрыш даст потребителю 6 ютилов, а при проигрыше он потеряет 8 ютилов.
Математическое ожидание составит 0,5-6 + 0,5-( – 8) = 3 – 4= – 1 ютил.
Рациональный потребитель в такой игре участвовать не будет, он
предпочтет держать свои деньги при себе, а не вкладывать их в игру, где
шанс выиграть определенную сумму денег в точности равен шансу ее проиграть.
Ему не нравится та неопределенность, которая связана с этой игрой. Он будет
отдавать предпочтение более надежным способам вложения денег, где ценность
результата меньше, но меньше и множественность вероятных результатов.
Следовательно, в рамках теории рационального поведения потребителя,
индивидуум получает стойкую нерасположенность к риску почти во всех
случаях. Люди не расположенные к риску составляют наиболее
распространенную, но не единственную группу людей, различающихся между
собой по своему отношению к риску. Практика показывает, что всегда имеются
люди, охотно идущие на риск, люди, которым нравится рисковать. Не будь
таких людей, общество испытывало бы большие трудности в проведении,
например, лотерей, организации аукционных торгов, внедрении технических
новшеств, развитии мелкого предпринимательства.
Статистика по развитым странам рыночной экономики говорит о том, что
там ежегодно создается почти столько же мелких и мельчайших фирм, сколько и
прекращают свою деятельность. Неудачи в бизнесе одних фирм отнюдь не пугают
других. Рост мелких и мельчайших фирм нередко отмечается даже в условиях
неблагоприятной экономической конъюнктуры.
Человек, расположенный к риску, отдает предпочтение рискованным
вариантам с ожидаемым значением по сравнению с вполне определенным
вариантом свободным от риска при одном и том же математическом ожидании
результатов. Что лежит в основе поведения людей, предпочитающих риск?
Экономистами выдвинуто ряд гипотез, содержащих возможные объяснения причин
такого поведения. В частности, кривая функции полезности может иметь иную
конфигурацию, чем на рис. 1 Например, если эта кривая имеет выпуклые и
вогнутые сегменты, то это объясняет склонность потребителя к рискованным
предприятиям. Отдельные люди могут переоценивать вероятность выигрыша и,
даже просто испытывать удовольствие от самого процесса азартной игры.
И, наконец, существует группа людей, проявляющих безразличие к риску. Для людей, образующих эту группу, безразлично, что выбрать — определенный результат с заданным исходом или ряд рискованных вариантов о одним и тем же математическим ожиданием.
Несмотря на разное отношение отдельных людей к риску, экономисты склонны считать, что само наличие фактора риска в сфере экономики способствует развитию и обогащению предпринимательской деятельности, подталкивает фирмы к принятию нетрадиционных решений, внедрению инноваций, экономии ресурсов.
4. Кривая риска
Наиболее полное представление о риске дает так называемая кривая
распределения вероятностей потери или графическое изображение зависимости
вероятности потерь от их уровня, показывающее, насколько вероятно
возникновение тех или иных потерь.
Чтобы установить вид типичной кривой вероятности потерь, рассмотрим
прибыль как случайную величину и построим вначале кривую распределения
вероятностей получения определенного уровня прибыли (рис. 2).
При построении кривой распределения вероятностей получения прибыли
приняты следующие предположения.
1. Наиболее вероятно получение прибыли, равной расчетной величине –
ПРр. Вероятность (Вр) получения такой прибыли максимальна, соответственно
значение ПРр можно считать математическим ожиданием прибыли.
При построении кривой распределения вероятностей получения прибыли приняты
следующие предположения.
Вероятность получения прибыли, большей или меньшей по сравнению с
расчетной, тем ниже, чем больше такая прибыль отличается от расчетной, т.
е. значения вероятностей отклонения от расчетной прибыли монотонно убывают
при росте отклонений.
2. Потерями прибыли (?ПР) считается ее уменьшение в сравнении с
расчетной величиной ПРр. Если реальная прибыль равна ПР, то
?ПР=ПРр-ПР .
3. Вероятность исключительно больших (теоретически бесконечных) потерь
практически равна нулю, так как потери заведомо имеют верхний предел
(исключая потери, которые не представляется возможным оценить
количественно).
Конечно принятые допущения в какой-то степени спорны, ибо они
действительно могут не соблюдаться для всех видов риска. Но, в общем, они
верно отражают общие закономерности изменения предпринимательского риска и
базируются на гипотезе, что прибыль как случайная величина подчинена
нормальному или близкому к нормальному закону распределения.
Исходя из кривой вероятностей получения прибыли, построим кривую
распределения вероятностей возможных потерь прибыли, которую, собственно, и
следует называть кривой риска. Фактически это та же кривая, но построенная
в другой системе координат (рис. 3).
Выделим на изображенной кривой распределения вероятностей потерь
прибыли (дохода) ряд характерных точек.
П е р в а я т о ч к а (?ПР=0 и В=Вр) определяет вероятность нулевых
потерь прибыли. В соответствии с принятыми допущениями вероятность нулевых
потерь максимальна, хотя, конечно, меньше единицы.
В т о р а я т о ч к а (?ПР=ПРр и В=Вд) характеризуется величиной
возможных потерь, равной ожидаемой прибыли, т. е. полной потерей прибыли,
вероятность которой равна .
Точки 1 и 2 являются граничными, определяющими положение зоны
допустимого риска.
Т р е т ь я т о ч к а (?ПР=ВР и В=Вкр) соответствует величине
потерь, равных расчетной выручке ВР. Вероятность таких потерь равна Вкр.
Точки 2 и 3 определяют границы зоны критического риска.
Ч е т в е р т а я т о ч к а (?ПР=ИС и В=Вкт) характеризуется
потерями, равными имущественному (ИС) состоянию предпринимателя,
вероятность которых равна Вкт.
Между точками 3 и 4 находится зона катастрофического риска.
Потери, превышающие имущественное состояние предпринимателя, не
рассматриваются, так как их невозможно взыскать.
Вероятности определенных уровней потерь являются важными
показателями, позволяющими высказывать суждение об ожидаемом риске и его
приемлемости, поэтому построенную кривую можно назвать кривой риска.
2. Разновидности риска
В любой хозяйственной деятельности всегда существует опасность денежных
потерь, вытекающая из специфики тех или иных хозяйственных операций.
Опасность таких потерь представляют собой финансовые риски. Финансовые
риски — это коммерческие риски. Риски бывают чистые и спекулятивные. Чистые
риски означают возможность получения убытка или нулевого результата.
Спекулятивные риски выражаются в возможности получения как положительного,
так и отрицательного результата. Финансовые риски -это спекулятивные риски.
Инвестор, осуществляя венчурное вложение капитала, заранее знает, что для
него возможны только два вида результатов: доход или убыток. Особенностью
финансового риска является вероятность наступления ущерба в результате
проведения каких-либо операций в финансово-кредитной и биржевой сферах,
совершения операций с фондовыми цепными бумагами, т.е. риска, который
вытекает из природы этих операций. К финансовым рискам относятся кредитный
риск, процентный риск, валютный риск; риск упущенной финансовой выгоды
.
Риски возникают в связи с движением финансовых потоков и проявляются на
рынках финансовых ресурсов в основном в виде процентного, валютного,
кредитного, коммерческого, инвестиционного рисков.
[pic]
Процентный риск возникает из-за колебаний процентных ставок, что
приводит к изменению затрат на выплату процентов или доходов на инвестиции,
а значит к изменению величины прибыли (или потере) по сравнению с
ожидаемой. С этим видом рисков сталкиваются банки, страховые и
инвестиционные компании, а так же нефинансовые предприятия, которые
занимают средства или вкладывают их в активы, приносящие проценты
(государственные ценные бумаги, облигации предприятий и т.д.).
Методы управления процентным риском – опционы, фьючерные операции и
т.д.
Валютный риск вызван краткосрочными и долгосрочными колебаниями курсов
валют на международных финансовых рынках. Описание валютного риска в
реферате я опускаю.
Кредитный риск – это вероятности того, что партнеры – участники
контракта окажутся не в состоянии выполнить договорные обязательства как в
целом, так и по отдельным позициям. Уменьшить воздействие этого риска можно
путем обсуждения контракта на предварительном этапе, анализа возможных
выгод и потерь от его заключения.
Бизнес-риск возникает в тех случаях, когда коммерческая и
хозяйственная деятельности компании оказываются менее успешными, чем были
ранее или чем ожидалось. Например, может снизиться объем реализации из-за
того, что конкуренты снизили цены или предложили на рынке конкурирующий
товар. Одной из основных задач менеджмента является свести бизнес-риск к
минимуму путем обеспечения эффективного функционирования производства,
тщательного изучения рынков сбыта продукции и услуг и гибкого реагирования
на происходящие на нем изменения.
Рынок ценных бумаг порождает инвестиционный риск. Сущность
инвестиционного риска заключается в риске потери вкладываемого капитала и
дохода.
На рынке ценных бумаг покупатели финансовых инструментов могут
являться либо инвесторами, или спекулянтами, либо игроками. Инвестор
вкладывает деньги на длительный срок, рассчитывает на получение дохода в
виде дивидендов или процентов и пытается минимизировать риск потери
вложенного капитала. Спекулянты – это юридические лица,- торговцы ценными
бумагами, инвестиционные банки, которые рассчитывают на получение дохода за
счет одномоментных сделок на рынке и за счет полной информации о состоянии
рынка практически исключают риск. Игроки идут на риск, надеясь угадать
тенденции и сделать деньги на ожидаемом изменении курса финансовых
инструментов.
При инвестировании здравый инвестор исходит в первую очередь из
соображений безопасности и лишь во вторую очередь – из расчетов получения
будущей прибыли. Рыночный риск определяется возможной потерей
первоначального капитала.
Риск изменения покупательной способности денег предопределяется
главным образом темпами инфляции в стране. Этот вид риска сказывается на
сбережениях граждан, хранимых в сберегательных или коммерческих банках или
“в чулках”, а также на стоимости ценных бумаг с фиксированным доходом.
Простые акции, дивиденды по которым не являются постоянной величиной,
застрахованы от инфляции, так как с ростом темпов инфляции увеличивается и
прибыль, из которой выплачиваются дивиденды. Кроме того, действенным
средством страховки (хеджирования) против инфляции является выплата
дивидендов в виде акций. По облигациям и сбережениям на счетах в банках
получают меньший доход по сравнению с простыми акциями, однако и гораздо
меньше риск потери первоначального капитала. Вместе с тем риск уменьшения
покупательной способности денег вследствие инфляционного воздействия для
этих видов инвестиций весьма высок.
3. Процентный риск
Процентный риск – это риск для прибыли возникающий из-за
неблагоприятных колебаний процентной ставки, которые приводят к повышению
затрат на выплату процентов или снижению дохода от вложений и поступлений
от предоставленных кредитов.
Фирма, идущая на поглощение другой фирмы, через некоторое время
окажется в зоне процентного риска, если это приобретение финансируется за
счет заемных средств, а не путем выпуска акций.
Банки и другие финансовые учреждения, которые обладают значительными
средствами, приносящими процентный доход, обычно в большей мере подвержены
процентному риску. Если фирма взяла значительные кредиты, то неэффективное
управление процентными рисками может привести фирму на грань банкротства.
3.1. Разновидности процентного риска
Изменения процентных ставок влекут за собой несколько разновидностей
риска.
1. Риск увеличения расходов по уплате процентов или снижения дохода от
инвестиций до уровня ниже ожидаемого из-за колебаний общего уровня
процентных ставок.
2. Риск, связанный с таким изменением процентных ставок после
принятия решения о взятии кредита, которое не обеспечивает наиболее низких
расходов по уплате процентов.
3. Риск принятия такого решения о предоставлении кредита или
осуществлении вложений, которое в результате не приведет к получению
наибольшего дохода из-за изменений процентных ставок, произошедших после
принятия решения.
4. Риск того, что сумма расходов по уплате процентов по кредиту,
взятому под фиксированный процент, окажется более высокой, чем в случае
кредита под плавающий процент, или наоборот.
Чем больше подвижность ставки (регулярность ее изменений, их характер
и размеры), тем больше процентный риск
. 3.2. Риск заемщика
Риск для заемщика имеет двойственную природу. Получая займ по
фиксированной ставке, он подвергается риску из-за падения ставок, а в
случае займа по свободно колеблющейся ставке он подвергается риску из-за их
увеличения. Риск можно снизить, если предугадать, в каком направлении
станут изменяться процентные ставки в течение срока займа, но это сделать
достаточно сложно.
3.3. Риск кредитора
Риск для кредитора – это зеркальное отображение риска для заемщика.
Чтобы получить максимальную прибыль, банк должен предоставлять кредиты по
фиксированной ставке, когда ожидается падение процентных ставок, и по
плавающей ставке, когда ожидается их повышение.
Инвестор может помещать средства на краткосрочные депозиты или
депозиты с колеблющейся процентной ставкой и получать процентный доход.
Инвестор должен предпочесть фиксированную процентную ставку, когда
предполагается падение процентных ставок, и колеблющуюся, когда ожидается
их рост.
Изменение процентных ставок в зависимости от срока займа можно
выразить с помощью кривой процентного дохода. Нормальной кривой процентного
дохода считается восходящая кривая. Она означает, что процентные ставки для
долгосрочных займов обычно выше, чем для краткосрочных, и тем самым
компенсируют кредиторам связанность их средств на более длительный срок и
более высокий кредитный риск в случае долгосрочных займов.
Точка зрения банка на процентный риск отличается от точки зрения его
корпоративных клиентов. Процентный риск для финансовых учреждений бывает
базовым и риском временного разрыва.
Базовый риск связан с изменениями в структуре процентных ставок.
Базовый риск возникает, когда средства берутся по одной процентной ставке,
а ссужаются или инвестируются по другой.
Риск временного разрыва возникает, когда займы получают или
предоставляют по одной и той же базовой ставке, но с некоторым временным
разрывом в датах их пересмотра по взятым и предоставленным кредитам. Риск
возникает в связи с выбором времени пересмотра процентных ставок, поскольку
они могут измениться в промежутке между моментами пересмотра.
4. Кредитный риск
Кредитный риск – это возможность возникновения убытков вследствие
неоплаты или просроченной оплаты клиентом своих финансовых обязательств.
Кредитному риску подвергается как кредитор (банк), так и кредитозаемщик
(предприятие).
4.1. Для банков
Кредитный риск для банков складывается из сумм задолженности заемщиков
по банковским ссудам, а также из задолженности клиентов по другим сделкам.
Компании также могут подвергаться определенному кредитному риску в
своих операциях с банком. Если компания имеет много свободных средств,
которые она помещает на банковский депозит, то при возникновении риска
ликвидации банка компания потеряет большинство своих вкладов. Также
существует процентный риск при размещении слишком большого депозита в одном
банке, ибо этот банк, осознавая, что компания является регулярным
вкладчиком, может не предложить такую же высокую ставку процента по новому
вкладу, которую компания могла бы получить в другом банке.
Подверженность кредитному риску существует в течение всего периода
кредитования. При предоставлении коммерческого кредита риск возникает с
момента продажи и остается до момента получения платежа по сделке. При
банковской ссуде период подверженности кредитному риску приходится на все
время до наступления срока возвращения ссуды. Величина кредитного риска –
сумма, которая может быть потеряна при неуплате или просрочке выплаты
задолженности. Максимальный потенциальный убыток – это полная сумма
задолженности в случае ее невыплаты клиентом, Просроченные платежи не
приводят к прямым убыткам, а возникают косвенные убытки, которые
представляют собой издержки по процентам (из-за необходимости финансировать
дебиторов в течение более длительного времени, чем необходимо) или потерю
процентов, которые можно было бы получить, если бы деньги были возвращены
раньше и помещены на депозит. Несмотря на то что кредитный риск велик для
кредитов компаниям, находящимся в сложном положении, банки все же вынуждены
предоставлять эти кредиты, дабы не терять возможные прибыли.
3.2. Для компании
Когда экономика находится в самой низкой точке спада, то кредитный
риск при принятии решения о кредитовании значительно меньше чем в случае
экономического бума. Это связано с тем, что если компания получает прибыли
в период рецессии, то, по всей видимости, в перспективе, когда
экономические условия улучшатся, она выживет и будет процветать.
Компании, превышающие нормальный объем продаж, имеют высокую степень
риска. Чрезмерный объем продаж (овертрейдинг) возникает в случае, когда
кампания очень высока оценивает свои ресурсы и пытается поддержать слишком
большой объем деловой активности при недостаточных источниках
финансирования. Предприятие, которое все больше зависит от краткосрочных
кредитов, оттягивая сроки платежей поставщикам по налоговым счетам, в конце
концов может испытать кризис притока денежных средств.
Постоянные затраты предприятий – это ежемесячные или ежегодные
расходы, сумма которых остается одинаковой, несмотря на подъем или снижение
деловой активности в течение данного периода времени. Переменные затраты
представляют собой расходы, которые увеличиваются при повышении объема
продаж и становятся меньше при его уменьшении. Компании, затраты которых в
основном постоянны, способны извлечь выгоду из значительного увеличения
прибыли при повышении объема продаж, но они уязвимы при любом спаде темпов
продаж. В этом случае поступлений будет меньше, а затраты останутся на
прежнем уровне. В результате прибыль и поступления денежных средств
снизятся. Можно сказать, что компании, которые имеют высокие постоянные
затраты и действуют на рынке с переменным объемом продаж, обладают высокой
степенью кредитного риска. Компании с чрезмерными обязательствами по
инвестированию обладают высоким кредитным риском.
Под кредитным риском понимают возможность того, что компания не сумеет
погасить свои долги вовремя и полностью. Отметим три основных источника
погашения долгов:
– денежные средства, полученные в результате деятельности
компании;
– денежные средства, полученные компанией в результате продажи
фиксированных активов, запасов или ценных бумаг;
– дополнительные новые средства, например, полученная компанией новая
ссуда или выпуск собственных акций.
Существует четыре потенциальных источника денежных средств для уплаты
долгов – коммерческие операции, продажа фиксированных активов, изыскание
новых средств и гарантии третьей стороны. Анализ движения денежных средств
– это оценка способности компании генерировать средства для погашения своих
долгов. Основным источником средств являются обычно денежные поступления от
проводимых компанией коммерческих операций.
5. Предрпинемательский риск
Осуществление предпринимательства в его любом виде связано с
риском, который принято называть хозяйственным, или предпринимательским
Рынок есть прежде всего экономическая свобода. Над предпринимателем
могут возвышаться только закон и устанавливаемые им ограничения.
Государственное регулирование в условиях рынка сводится преимущественно к
установлению норм осуществления предпринимательской деятельности и к
налоговой системе. Все остальное определяется производителем и
потребителем, их волей, а в какой-то степени складывается случайным
образом.
За экономическую свободу приходится платить. Ведь свободе одного
предпринимателя сопутствует одновременно и свобода других предпринимателей,
которые вольны покупать или не покупать его продукцию, предлагать за нее
свои цены, продавать ему по определенным ценам, диктовать свои условия
сделок.
При этом естественно, что те, с кем приходится вступать в
хозяйственные отношения, стремятся прежде всего к своей выгоде, а выгода
одних может стать ущербом для других. К тому же предприниматель-конкурент
вообще склонен вытеснить своего оппонента с рынка.
Следовательно, хотим мы того или не хотим, но, осваивая
предпринимательство, нам придется иметь дело с неопределенностью и
повышенным риском. Задача подлинного предпринимателя, хозяйственника нового
типа состоит не в том, чтобы искать дело с заведомо предвидимым
результатом, дело без риска.
При таком подходе в рыночной экономике можно вообще оказаться вне
дела и без дела. Надо не избегать неизбежного риска, а уметь чувствовать
риск, оценивать его степень и не переходить за допустимые пределы.
Из сказанного следует первое правило поведения предпринимателя: не
избегать риска, а предвидеть его, стремясь снизить до возможно более
низкого уровня.
К сожалению, в нашей экономической науке и практике хозяйствования,
по существу, отсутствуют общепризнанные теоретические положения о
хозяйственном риске. Крайне слабо разработаны методы оценки риска
применительно к тем или иным производственным ситуациям и видам
деятельности, отсутствуют распространенные практические рекомендации о
путях и способах уменьшения и предотвращения риска.
Отмечу, что теория предпринимательского риска лишь частично сложилась
и в странах со сформировавшейся рыночной экономикой. Но там имеется
огромный опыт рискового предпринимательства, сопровождаемый наглядно
видимыми примерами процветания и краха, подъема и банкротства в зависимости
от умелого и неумелого поведения, а частично и везения в реальной
обстановке риска.
Значит, в рыночной среде сама жизнь, процессы производства,
распределения, обмена, потребления продукции учат правилам поведения при
наличии неопределенности и риска, поощряют за их знание и сурово наказывают
за незнание.
Отмечу, что имеются отдельные виды предпринимательской деятельности,
в которых риск поддается расчету, оценке и где методы определения степени
риска отработаны и теоретически, и практически. Это прежде всего
страхование имущества, здоровья и жизни, а также лотерейное и игорное дело.
Понятно, что в данном случае речь идет об узких, крайне специфических
видах предпринимательской деятельности. Применяемые по отношению к таким
видам деятельности методы оценки риска обычно не удается использовать в
других областях и сферах предпринимательства.
К тому же страховой риск относится преимущественным образом к
объекту, вне прямой зависимости от вида деятельности. Страховка дома,
автомобиля обычно не учитывает способов использования страхуемого объекта.
При оценке же предпринимательского риска нас прежде всего интересует
не судьба всего объекта, а мера опасности и степень потенциального ущерба в
условиях конкретной сделки м сопровождающих ее видов деятельности.
К примеру, страхуя предприятие или дом от пожара, страховое агентство
анализирует только опасность возгорания объекта и меру возникающего при
этом имущественного урона, который придется компенсировать. Соответственно
устанавливаются и страховые платежи.
Предприниматель же вынужден изучать риск, возникающий при
производстве, закупке, продаже продукции и при всех других видах
деятельности предприятия. Ведь его интересует не компенсация риска, а
предотвращение ущерба, но это уже совсем иное дело.
Нельзя сказать, что в нашей экономике руководителю вообще не
приходилось рисковать. Конечно, приходилось.
Хозяйственные руководителя всех уровней знают, что такое производственный,
сбытовой, снабженческий риск в плановой экономике. Но это не тот или совсем
не тот риск, что в экономике рыночного типа.
В директивной экономике приходилось иметь дело с риском невыполнения
государственного плана, нарушений договорных обязательств, недопоставок
продукции и т. д. , обусловленных чаще всего несоблюдением правил и норм
хозяйственной деятельности. В рыночной экономике первостепенными элементами
риска являются непредвидимость конъюнктуры рынка, спроса цен и поведения
потребителя.
Следовательно, наши привычные знания и навыки поведения применительно
к формам хозяйственного риска, характерным для централизованно управляемой
экономики, явно недостаточны, чтобы уметь преодолевать опасности экономики
рыночного типа. К тому же приходится иметь дело с “наложением” факторов
рыночного и нерыночного типа.
Это и предопределило суть дальнейшего изложения материала, его
концентрацию на основах методики оценки хозяйственного риска, главным
образом производственного предпринимательства, отдельные положения которой
относятся к любому предпринимательскому риску вне зависимости от того, кто
является субъектом предпринимательской деятельности.
Однако сначала сформулируем и уточним терминологическую базу теории
предпринимательского риска. Это необходимо вследствие того, что
используемые в быту в даже в бизнесе и менеджменте понятия, относящиеся к
рисковому предпринимательству, весьма часто расплывчаты и нечетки.
Прежде всего определим исходное, базисное понятие “риск”, имея в
виду, что это угроза, опасность возникновения ущерба в самом широком смысле
слова.
Под хозяйственным (предпринимательским) будем понимать риск,
возникающий при любых видах деятельности, связанных с производством
продукции, товаров, услуг, их реализацией, товарно-денежными, и финансовыми
операциями, коммерцией, осуществлением социально-экономических и научно-
технических проектов.
В рассматриваемых видах деятельности приходится иметь дела с
использованием и обращением материальных, трудовых, финансовых,
информационных (интеллектуальных) ресурсов, так что риск связан с угрозой
полной или частичной потери этих ресурсов.
В итоге предпринимательский риск характеризуется как опасность
потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или недополучения доходов
по сравнению с вариантом, рассчитанным на рациональное использование
ресурсов в данном виде предпринимательской деятельности.
Иначе говоря, риск есть угроза того, что предприниматель понесет
потери в виде дополнительных расходов сверх предусмотренных прогнозом,
программой его действий, либо получит доходы ниже тех, на которые он
рассчитывал.
Подчеркну еще раз: при установлении предпринимательского риска надо
различать понятия “расход”, “убытки”, “потери”. Любая предпринимательская
деятельность неизбежно связана с расходами, тогда как убытки имеют место
при неблагоприятном стечении обстоятельств, просчетах и представляют
дополнительные расходы сверх намеченных.
Сказанное выше характеризует категорию “риск” с качественной стороны,
но создает основу для перевода понятия “предпринимательский риск” в
количественное. Действительно, если риск – это опасность потери ресурсов
или дохода, то существует его количественная мера, определяемая абсолютным
или относительным уровнем потерь.
В абсолютном выражении риск может определяться величиной возможных
потерь в материально-вещественном (физическом) или стоимостном (денежном)
выражении, если только ущерб поддается такому измерению.
В относительном выражении риск определяется как величина возможных
потерь, отнесенная к некоторой базе, в виде которой наиболее удобно
принимать либо имущественное состояние предпринимателя, либо общие затраты
ресурсов на данный вид предпринимательской деятельности, либо ожидаемый
доход (прибыль) от предпринимательства.
Применительно к предприятию в качестве базы для определения
относительной величины риска целесообразно брать стоимость основных фондов
и оборотных средств предприятия или намеченные суммарные затраты на данный
вид предпринимательской деятельности, имея в виду как текущие затраты, так
и капиталовложения, или расчетный доход (прибыль).
Выбор той или иной базы не имеет принципиального значения, но следует
предпочесть показатель, определяемый с высокой степенью достоверности.
Соответственно потерями будем считается снижение прибыли, дохода в
сравнении с ожидаемыми величинами. Предпринимательские потери – это в
первую очередь случайное снижение предпринимательской прибыли.
Именно величина таких потерь и характеризует степень риска. Значит,
анализ риска связан прежде всего с изучением потерь.
6. Валютный риск
Валютные риски являются частью коммерческих рисков, которым подвержены
участники международных экономических отношений. Валютные риски это
опасность валютных потерь в результате изменения курса валюты цены (займа)
по отношению к валюте платежа в период между подписанием контракта или
кредитного соглашения и осуществлением платежа. В основе валютного риска
лежит изменение реальной стоимости денежного обязательства в указанный
период. Валютному риску подвержены обе стороны-участники сделки.
6.1. Валютные опционы и фьючерсы
Валютный опцион – сделка между покупателем опциона и продавцом валют,
которая дает право покупателю опциона покупать или продавать по
определенному курсу сумму валюты в течение обусловленного времени за
вознаграждение, уплачиваемое продавцу.
Валютные опционы применяются, если покупатель опциона стремится
застраховать себя от потерь, связанных с изменением курса валюты в
определенном направлении. Риск потерь от изменеия курса валют может быть
нескольких видов.
1.Потенциальный риск присуждения фирме контракта на поставку товаров.
Форвардная валютная сделка – продажа или покупка определенной суммы
валюты с интервалом по времени между заключением и исполнением сделки по
курсу дня заключения сделки. Форвардные валютные сделки осуществляются вне
биржи. Сторонами форвардной сделки сделки обычно выступают банки и
промышленно-торговые корпорации.
Валютные фьючерсы впервые стали применяться в 1972 году на Чикагском
валютном рынке. Валютный фьючерс – срочная сделка на бирже, представляющая
собой куплю-продажу определенной валюты по фиксируемому на момент
заключения сделки курсу с исполнением через определенный срок. Отличие
валютных фьючерсов от операций-форвард заключается в том, что:
1) фьючерсы это торговля стандартными контрактами
2) обязательным условием фьючерса является гарантийный депозит
3)расчеты между контрагентами осуществляется через клиринговую палату при
валютной бирже, которая выступает посредником между сторонами и
одновременно гарантом сделки.
Преимуществом фьючерса перед форвардным контрактом является его
высокая ликвидность и постоянная котировка на валютной бирже. C помощью
фьючерсов экспортеры имееют возможность хеджирования своих операций.
7. Снижение риска
Риск является неотъемлемой частью экономической деятельности человека, рискованные для потребителя и фирмы ситуации весьма многообразны, их нельзя полностью избежать. В этих условиях будет естественным стремление человека снизить риск, обезопасить себя, хотя бы частично, от {“рискованных результатов своих решений. Существуют несколько способов снижения риска, смягчения его последствий.
1. Диверсификация
Риск можно уменьшить с помощью диверсификации (от лат. сНуегзиз — разный + Гасеге — делать). Суть диверсификации сводится к тому, чтобы распределить риск между несколькими ви-дами деятельности или решениями. Допустим, что домашнее хозяйство располагает несколькими ваучерами и оно вынуждено решить проблему их рационального размещения. Такое домохозяйство ыожет существенно снизить риск если вложит ваучеры не в одно предприятие, а распределит их между несколькими инвестиционными фондами и акционерными компаниями, то есть будет придерживаться в своих действиях известного принципа — не следует класть все яйца в одну корзину.
7.2. Страхование
Уменьшить риск можно с помощью страхования. Опыт показывает, что не
склонный к риску потребитель нередко готов пожертвовать небольшой частью
своих текущих доходов, выплачивая страховой взнос, с тем, чтобы избежать
крупных потерь в будущем. С этой целью он заключает договор страхования
имущества или жизни со страховой кампанией, которую можно рассматривать как
обычную фирму, максимизирующую прибыль. Страховые кампании, объединяя в
крупных масштабах рискованные операции, продают страховые полисы, что
позволяет им сформировать необходимый страховой фонд. Деятельность
страховых кампаний учитывает то обстоятельство, что каждое отдельное
страховое событие случайно и непредсказуемо. Однако общий результат
множества подобных событий сравнительно несложно прогнозировать. Так,
заключая договор страхования имущества от пожара, страховая кампания не
может предвидеть имущество какого конкретного человека пострадает от огня,
но она опираясь на прошлый опыт, может довольно точно предсказать какое
количество пожаров произойдет на данной территории и какова будет сумма
понесенного ущерба.
В международной практике применяются три основных способа
страхования рисков:
1.Односторонние действия одного из партнеров
2.Операции страховых компаний, банковские и правительственные гарантии
3.Взаимная договоренность участников сделки.
На выбор конкретного метода страхования риска влияют такие факторы,
как:
– особенности экономических и политических отношений со стороной-
контрагентом сделки
-конкурентоспособность товара
-платежеспособность контрагента сделки
-действующие валютные и кредитно-финансовые ограничения в данной стране
– срок покрытия риска
– наличие дополнительных условий осущесвления сделки – перспективы изменения валютного курса или процентных ставок на рынке. – – 7.3. Информация – И, наконец, в-третьих, снижение риска может быть обеспечено путем получения дополнительной информации, касающейся выбора и возможных результатов. Как уже отмечалось, выбор в случае неопределенности результата основан на ограниченной и несовершенной информации. Если поток информации будет расширен и она будет доступна потребителю, то последний получает возможность сделать лучший прогноз предстоящих событий, а, следовательно, и уменьшить риск. Поэтому информацию можно рассматривать в качестве специфического товара, имеющего определенную цену. Цена этого товара зависит от разности в издержках потребителя, принимающего решения в условиях полной и неполной информации. Практика свидетельствует о выгодности вложения средств в изучение рынка с целью получения дополнительной информации, которая позволяет лучше прогнозировать
8. Пример
10 февраля 1995 года экспортер из Германии заключил контракт на сумму
10 миллионов долларов с импортером из США с отсрочкой платежа на 1 месяц.
Валюта цены в контракте – доллар США, валюта платежа – немецкая марка.На
время заключения контракта курс доллара по отношению к марке составлял
1USD=1.5346DM.
На 10 марта, когда должен был осуществляться платеж, курс доллара составил
1USD=1.3966DM. Таким образом за период между заключением контракта и
платежом по нему валюта цены – доллар – обесценилась на 8.99 %. Потери
экспортера составили те же 8.99%, а импортер наоборот выиграл, т.к.
заплатил не 15346000 марок, а только 13966000 марок.
В приведенном примере проигравшей стороной является экспортер, но в
случае противоположной динамики валютного курса, т.е. если бы курс доллара
на 10 марта превысил значение 1.5346DM, потери нес бы импортер товара.
В связи с тем, что курсы абсолютно всех валют, в том числе и
резервной валюты – доллара США, подвержены периодическим колебаниям
вследствие различных объективных и субъективных причин, практика
международных экономических отношений выработала подходы к выбору стратегии
защиты от валютных рисков.Сущность этих подходов заключается в том, что:
1.Принимаются решения о необходимости специальных меры по страхованию
валютных рисков
2.Выделяется часть внешнеторгового контракта или кредитного соглашения-
открытая валютная позиция- которая будет страховаться
3.Выбирается конкретный способ и метод страхования риска.
/
/
/
/
/
//
/
/
/
Список использованной литературы:
1. Овчинников Г.П. Микроэкономика Макроэкономика. СПб.1997.
2. С.Фишер. Экономика.
3. Самуэльсон. Economics
4. Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент. М.1994
5. “Финансово-кредитный словарь”, т.3, Москва, 1994 г.
6. В.Д. Камаев, Б.И.Домненко. Основы рыночной экономики.
7. Хоскинг А. Курс предпринимательства. М: 1993
8. В.М Усоскин “Современный коммерческий банк”
———————–
Коммерческие риски
Спекулятивные
Чистые
Финансовые риски
Процентный риск
Валютнй риск
Кредитный риск
Риск упущенной выгоды