ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
КОНЦЕПЦИЯ
СИТУАЦИЯ ВЫБОРА ВЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕУЧИТЕЛЯНЕМЕЦКОГОЯЗЫКА
ЛЮБЕЧАНСКОЙ ОСНОВНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙШКОЛЫКЛИМОВСКОГОРАЙОНА
Бобок Оксаны Владимировны
Содержание
Введение 3- 7
1. Теоретические основы создания ситуации выбора вздоровьесберегающем учебном процессе
1.1.Понятие и сущность ситуации выбора 8
1.2.Технологические основы создания ситуациивыбора 8 — 10
1.3.Этапы создания ситуации выбора 10- 12
11. Методические рекомендации по созданию ииспользованию
ситуациивыбора
2.1.Реализация ситуации выбора при организации групповой и
индивидуальной работы с учащимися 13 — 17
2.2.Ситуация выбора при проведении контрольно – методических
срезов на выявление уровней обученности, обучаемости,
учебно – интеллектуальных умений и навыков учащихся 17 — 23
2.3.Роль ситуации выбора в разработке и апробации новых форм
оценивания знаний, умений и навыковучащихся 23– 28
Заключение 29 — 36
Списоклитературы 37 Приложение
ВВЕДЕНИЕ
(актуальность проблемы иопределение задач работы)
Многие годы человек проводит встенах образовательных учреждений, ипоэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгоевремя наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению иразвитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса напсихическое и физиологическое состояние учеников, не рассматривая образовательныетехнологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае все сводилось к спортивныммероприятиям и оздоровительному отдыхуво время каникул. Практика обнажила пагубное влияние на здоровье школьниковавторитарной, оторванной от жизненныхпотребностей людей педагогики: судя постатистике, лишь малая часть выпускниковшколы относится к числу здоровых.
По даннымпоследней диспансеризации школьников,обсуждавшимся на конгрессе педиатров, прошедшем в Москве в 2004 году, лишь треть учащихся можно считатьпрактически здоровыми, остальные школьники нуждаются в медицинской помощи.Особенно тревожно обстоит дело с подростками 15-17 лет. Данные диспансеризациипоказали, что практически все подростки имеют заболевания и уже нуждаются в медицинской помощи (см. письмо УО №1040-04-0 от 04.03.2004г). Причин такого неблагополучия множество: это иухудшающаяся экология, и неполноценноепитание, и гиподинамия, малоподвижный образ жизни, и социальные проблемы. Ксожалению, именно при обучении в школе развивается наибольшее количествозаболеваний. И это не случайно, ведь в школе ребенок проводит большую частьсвоего времени на протяжении 11 лет, и тогда же происходит интенсивный рост,сопровождающийся гормональной перестройкой. И от того, как этот периодорганизован, непосредственно зависит уровень здоровья ребенка и его дальнейшееблагополучие. К сожалению, приходится констатировать, что наша школа несетбольшую долю ответственности за состояние здоровья детей.
Выделяются следующие основные причинынеблагоприятного влияния процесса образования на здоровье учащихся:
-интенсификацияобучения;
-использованиеТСО;
-увеличениемаксимальной учебной нагрузки за счеткружков, посещения учрежденийдополнительного образования и т.д.
-учебныйстресс;
-снижениедвигательной активности;
-недостаточнаяосвещенность классов;
-плохойвоздух школьных помещений;
-плохаяматериально-техническая база;
-перегруженностьучебных программ фактологическойинформацией;
— невозможность (неспособность, нежелание) многих учителей в условиях современнойорганизации образовательного процесса реализовать индивидуальный подход кшкольникам в процессе учебно- воспитательной работы с учетом особенностейдетей.
Сегоднякаждому работнику системы образования — директору школы, классномуруководителю, учителю — предметнику — необходимо принять на себя солиднуюответственность за здоровье учащихся, за то неблагоприятное воздействие, которое оказывает на их здоровье школа.Этот круг задач, стоящих перед педагогами, обозначается в последнее времяпонятием «здоровьесберегающие образовательные технологии». Каждый учитель обязан обращать внимание не только наметодику преподавания, но и на то, как условия проведения занятий, формы и методы учебно- воспитательной работывоздействуют на психо-физиологическое состояние учащихся. Любые учебные успехиученика и учителя, полученные без учета того, какой ценой для здоровьяучащегося они достигнуты, не могут быть признаны допустимыми !
Рассматривая вопросы здоровьесбережения в учебном процессе, мыопределяем понятие « здоровье»не как отсутствие болезней и физических дефектов, а как состояние полногофизического, душевного и социального благополучия ученика. В связи с этим в учебном процессе можновыделить два направления: физиолого-гигиеническоеи психолого-педагогическое.
В реальной практике трудно отделить одно направление от другого, да этои не столь важно. Гораздо важнее, учитывая те и другие факторы, выстроить учебный процесс таким образом,чтобы он не только не ухудшал физическое состояние учащихся, но, напротив,укреплял их силы и возможности.
Физиолого-гигиеническоенаправление предполагаетобеспечение гигиенических условий образовательного процесса, просветительскуюработу. Под гигиеническими условиями имеется в виду соблюдение внешнихорганизационных условий учебного процесса: составление расписания на основесанитарно-гигиенических требований к распределению недельной учебной нагрузкиучащихся, соблюдение санитарно-гигиенических требований к организации урока, копределению места занятия в расписании, проведение физкультминуток с учетомвозраста учащихся и т.д. (1.)
Следующее направление по организации здоровьесбережения учащихся-психолого-педагогическое.
Психолого-педагогическоенаправление реализуется через диагностическую,прогностическую и коррекционную функции учебно- воспитательного процесса(изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка в процессеобучения, разработку и совместноеосуществление с учителем системы корректирующих мероприятий), развитиепсихолого-педагогической компетентности учащихся. Приоритетными в данномнаправлении является комплексное системное психолого-педагогическое сопровождениеребенка в учебно – воспитательном процессе.
Наразных ступенях образования задачи психолого-педагогического сопровожденияразличны. В дошкольном образовании — это ранняя диагностика и коррекциянарушений в развитии, обеспечение готовности к школе. Для начальной школы — определение готовности к обучению и обеспечение адаптации к школе, повышениеадаптации к школе, повышение заинтересованности в учебной деятельности,развитие познавательной и учебной мотивации, самостоятельности и самоорганизацииформирования желания и умения учиться, развитие творческих способностей.
Работа педагога в основной школе характеризуется сопровождением переходаребенка на новый этап обучения, адаптацией его к новым условиям обучения,поддержкой решении личностного иценностно — смыслового самоопределения и саморазвития.
Встаршей школе педагог призван помогать учащимся в профильной ориентации ипрофессиональном самоопределении, в развитии способности к целеполаганию.
Собственно педагогическое направление работы по здоровьесбережениюучащихся осуществляется в процессе непосредственной учебной деятельностиребенка и проявляется, в первую очередь, в индивидуально — дифференцированном подходе учителя к каждому ученику.В частности, это предполагает наличие в образовательном учреждении различныхвариантов учебных программ, учебных и дидактических материалов, позволяющих наедином базовом содержании знаний варьировать и тем самым индивидуализироватьпроцесс обучения. Это предполагает и постоянный систематический анализ и оценкуспособов проработки программногоматериала, а также создание на каждом уроке условий для самостоятельноговыбора учеником способов работы, типов задания, вида и формучебного материала, разнообразных форм занятий.
Реализация всего этого возможна только при использовании в практикеработы новых технологий.
Мы берем общие направления 3-х принципиальноразличающихся, но наиболее важных с точки зрения здоровьесбережения учащихсятехнологий:
1. Предметно ориентированной(продуктивной).
2. Личностно ориентированной(щадящей).
3. Педагогики сотрудничества(партнерства).
Этитехнологии обладают следующими общими принципами:
1.Ориентация учащихся, цель которой — разъяснитьосновные принципы и способы обучения, контроля и оценки результатов,мотивировать учебную деятельность.
2. Организация хода учебного занятия в соответствиис учебными целями, где акцент делается на дифференцированную самостоятельнуюработу учащихся. Здесь характерно стремление к отказу от преобладанияфронтальных методов обучения, используются все виды учебного общения,различного сочетания фронтальной, групповой, коллективной и индивидуальной формдеятельности.
3.Контрольусвоения знаний и способов деятельности в трех видах:
вводный — для информации об уровне готовности учащихся кработе и, при необходимости, коррекции этого уровня;
промежуточный — цельюкоторого является выявление пробелов в усвоении материала и развития учащихся.
Как правило, это может быть контроль в одной из трех форм: контроль учителя,самоконтроль, взаимоконтроль, заканчивающийся коррекцией усвоения;
итоговый– чтобыоценить уровень усвоения.
4.Оценка(определение) уровня усвоения знаний и способов деятельности: наряду страдиционными контрольными работами (в том числе и разноуровневого характера)проводится тестирование, целевые контрольно – методические срезы ( КМС).
Можно заметить, что все эти технологиирассчитаны на умение учащихся учиться самостоятельно. Самостоятельная учебная деятельность учащихсяоснована на рефлексии. Из многочисленных определений мы остановились на самом широком: рефлексия — это осознание себя виндивидуальной и коллективной учебной деятельности.
(10,701).
Именно организация рефлексивной деятельности учащихся внаибольшей степени способствует реализации собственно педагогическогонаправления в системе работы по здоровьесбережению детей, что обусловлено снижением затратностиучебного процесса, повышением его комфортности, мотивированности,индивидуально-дифференцированной направленности.
Важнейшим общим условием использования в работе элементов перечисленных выше технологий является создание в процессе обучения ситуациивыбора, о чем и пойдет речь в нашей работе и мы попытаемся решить следующие задачи:
1) определить понятие «ситуациявыбора»;
2) выявить педагогическиеусловия создания ситуации выбора науроке;
3) разработать алгоритмдеятельности педагога по моделированиюи построению ситуации выбора на учебном занятии и определить последовательностьдействий учащихся в условиях индивидуального и коллективного выбора;
4) описать и систематизироватьразличные виды учебных задач, применяемых для создания ситуации выбора на уроке иностранного языка.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ ВЫБОРА ВЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1Понятие и сущность ситуации выбора
Предлагая ребенку в учебномпроцессе совершить осознанный и желанный выбор ( выбор способа воспроизведения знаний,уровня и характера заданий, уровня и способа действий и пр.), мы помогаем емуформировать свою неповторимость. Создание педагогически грамотной ситуациивыбора – дело не простое, ведь ситуациявыбора – это спроектированный учителем элемент урока, группового занятия, когда ученики поставлены перед необходимостью отдать свое предпочтение одному из вариантовучебных задач и способов их решения для проявления своейактивности, самостоятельности ииндивидуальности познания.
Ситуации выбора, как видно из нашего определения, присущи следующие черты:
а) ограничение во времени, так как она занимает некоторую часть урокаили группового занятия;
б) наличие нескольких вариантов учебных задач испособов их решения;
в) предоставление ученикам или группам учащихсясвободы выбора;
г) проявление каждым школьником своей активности исамостоятельности при решении избранного варианта задания.
Ситуация выбора при правильном построении позволяетпоставить ребенка в позицию субъекта деятельности и оказывать развивающее влияниена его личность, поэтому задачи урока,реализуемые через ситуацию выбора, мы определяем как развивающие.
1.2. Технологические основы создания ситуации выбора
При создании ситуации выбора надо соблюдатьследующие педагогические условия (требования):
– во — первых, эти ситуации должнызатрагивать сферу актуальных потребностей и интересов учащихся;
– во – вторых, ситуации должны постепенно включаться в системужизнедеятельности ребенка по мере развития у него субъектных способностей, умений самостоятельно определять цель и средства ее достижения, нести ответственность за полученный результат;
– в – третьих, ситуации выбора нужно включать в систему реальныхотношений и деятельности ребенка, т.е. ученик должен получать реальноепереживание за последствие своего выбора, что позволит ему выработать собственнуюсистему ценностей;
– в – четвертых, основанием длярасширения свободы выбора должна быть успешная деятельность, сопровождающаяся формированиями знаний,умений и навыков, необходимых для овладения ею;
– в – пятых, несформированностькачеств субъекта деятельности делает учителя и ученика неравными в ситуации выбора в смысле ответственности за результаты деятельности, поэтому должны быть продуманы механизмызащиты ученика от собственных ошибок.
При проектировании и построении ситуации выбора надо учитыватьследующие обстоятельства:
1. Готовность учащихся к выбору.
Прежде чем использовать на уроке ситуациивыбора, необходимо научить школьниковделать выбор в соответствии со своими возможностями. Для этого надо постепенновводить ситуации выбора в учебный процесс и формировать у учащихся умениеадекватно действовать при совершениивыбора. От урока к уроку увеличивается количество вариантов для выбора, усложняются решаемые учениками задачи, возрастают требования к проявлениюсамостоятельности учащихся.
2. Педагогическая целесообразность создания ситуациивыбора.
Данная ситуация создается учителем не ради обязательного использования ее на уроке какодного из элементов личностно – ориентированного обучения, а сопределенной целью. Учитель должен сам определить , на каком этапе урока и при изучении какогосодержания использование ситуации выборабудет более целесообразным и эффективным.
3. Стимулирование учащихся к выбору.
С этойцелью учитель четко поясняет каждое изпредложенных на выбор заданий, показывает значимость его выполнения, раскрывает критерии оценки.
4. Аргументация своего выбора.
Учащиеся должны уметь обосновывать свой выбор. Для этого учитель должен научить школьниковаргументированно объяснять, почему ониотдают предпочтение тому или иному избираемому варианту.
5. Определение степени свободывыбора.
Учитель должен хорошопредоставлять степень свободы выбора всоздаваемой ситуации: будет ли онажестко ограниченной (или нет) приосуществлении коллективного (индивидуального) выбора.
6. Успешность деятельности.
Предлагая варианты учебныхзаданий, учитель должен быть уверен втом, что школьники обладают достаточным объемом знаний, умений и навыков, необходимыми источниками информации для ихуспешного решения.
7. Защищенность школьников отсобственных ошибок.
Учащиеся должны бытьуверены, что имеют право и нанеудачу. Учителю необходимопроанализировать весь процесс деятельности ученика, найти этап, на котором быладопущена ошибка, корректно объяснить причины неудачи и обязательно отметить то, что делалосьучащимся правильно.
8. Оценка результатов решениявыбранного варианта.
Учитель повозможности должен оценить результаты выполнения избранного учащимся варианта учебногозадания. Очень важно не просто оценитьконечный результат, а проанализироватьвсю совокупность действий ученика.
1.3. Этапы создания ситуациивыбора
Ситуациявыбора на уроке не возникает случайно. Она моделируется и строитсяучителем. Выделим этапы по созданию ситуации выбора. На наш взгляд, алгоритм деятельности по проектированию ипостроению ситуации выбора на личностно ориентированном уроке должен включать следующие этапы и действия.
1. Формулировка цели(задач) применения ситуации выбора научебном занятии.
2. Определение этапов урока, накотором целесообразно создавать ту или иную ситуацию выбора.
3. Выявление конкретногосодержания учебного материала, при изучении которого следует применить ситуациювыбора.
4. Разработка определенногомножества вариантов заданий, необходимого для осуществления ситуациивыбора.
5. Предварительный анализкаждой учебной задачи для выявления соответствия разработанных заданийвозможностям учащихся. Нам нужно при этом учитывать:
– познавательные интересы и потребности учащихся;
– наличие у них опорных знаний и умений;
– развитость творческих способностей учеников;
– сформированность в классном сообществе навыков индивидуальной иколлективной (групповой) учебной деятельности;
– готовность детей осознанно и умело совершать выбор.
6. Решение учителем избранныхзаданий всеми возможными способами.
7. Окончательный выборвариантов учебных заданий.
8. Продумывание отдельныхдеталей эффективного использования ситуации выбора на уроке:
– подбор методов и приемов стимулирования учащихся к совершению выбора;
– определение конкретных форм выполнения учебных заданий;
– расчет времени, требующегося дляосуществления ситуации выбора;
– определение степени свободы действий учащихся в данной ситуации;
– разработка критериев и способов анализа и оценки результатов решенияучебных задач и т.п.
9. Включение разработаннойситуации выбора в план – конспект урока.
10. Определение в ходе учебного занятия оптимального момента для созданияситуации выбора.
11. Реализация учителем на уроке своих проектных разработок.
12. Анализ и оценка эффективности использования ситуации выбора.
Способностьадекватно действовать в ситуации выбора развивается у человека постепенно. Поэтому одной из важнейших задачучителя, использующего ситуацию выбора вучебном процессе, является формированиеу учащихся умений делать выбор, принимать самостоятельное решение. Приведем пример памятки для учащихся, помогающие детям осваивать алгоритм действий в ситуации выбора. В памятке для осуществляющих индивидуальныйвыбор предлагаются такие ответы:
1. Внимательно прочти всеварианты учебных заданий.
2. Постарайся осмыслить каждоезадание.
3. Попробуй соотнести своижелания с собственными возможностями успешного решения того или иного варианта учебной задачи.
4. Выбери то задание, которое вбольшей степени соответствует твоимвозможностям.
5. Постарайся объяснить (обосновать) выбор, который ты хочешь делать.
6. Теперь выбирай и направляйсвои умения на выполнение избранноговарианта задания.
7. Проанализируй и оцениполученные результаты и правильность сделанного тобой выбора.
Для субъектов коллективного выбора в памятке рекомендуется использовать в совместной деятельности следующийалгоритм действий:
1.Внимательнопрочтите предложенные на ваш выборварианты учебных заданий.
2.Вместепроанализируйте содержание и вариантывыполнения каждого их них.
3.Соотнеситеиндивидуальные и коллективные возможности членов своей группы куровням сложности предлагаемых заданий.
4.Учитываямнение каждого члена группы, выберите тот вариант, которому отдается коллективное предпочтение.
5.Разработайтеплан совместных действий по решению избранного задания.
6.Попробуйте добиться того, чтобы каждый член группы внес свой вклад в выполнениезадания.
7. Вместе решите, кто и как представитрезультаты вашей совместной работы.
8. Оцените успешность сделанного выбора ирезультативность деятельности каждого члена группы и вашего коллектива в целом.
Чтобы учащиеся смогли освоить алгоритмыиндивидуальной и совместной деятельности и, следовательно, научились правильнодействовать в ситуации выбора, надо создавать такие ситуации не от случая кслучаю, а сделать их неотъемлемой частью большинства учебных занятий.
Таким образом, в зависимости от учебнойзадачи, форм, способов и условий ее решения можно моделировать и строитьразличные ситуации выбора.
Их вариативность обусловливается следующими обстоятельствами:
– степенью свободы выбора ученика;
– формой организации учебной деятельности;
– сложностью предлагаемых для выбора заданий;
– формой выполнения учебногозадания;
– степенью самостоятельности действий учащихся;
– возможностью использования при выполнении задания различных источниковинформации.
11. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮИ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СИТУАЦИИ ВЫБОРА
2.1. Реализация ситуации выбора приорганизации групповой и индивидуальной работы с учащимися
Сегодня в российском обществе формируетсясоциально – культурная потребность в образовании личности творческой, умеющейделать свободный персональный выбор и отстаивать свое право на него. Закономерновозникает интерес к методическим вопросам педагогического обеспечения индивидуализации личности растущегочеловека. Этот интерес отражен вНациональной доктрине образования, гдеформирование навыков самообразования и самореализации личности заявлено в числеосновных целей образования, аобеспечение свободного выбора форм образования – задачей государства.
Индивидуализация обучениядолжна реализовываться в свободе выбора учеников с ее вариациями на разных уровнях:
· на уровне района ( города ) –это выбор учебного заведения;
· на уровне учебного заведения – выбор профиля класса, факультативов, элективных курсов, групповых ииндивидуальных занятий и т.д.
· на уровне занятия – это выбор:
— индивидуальногообразовательного маршрута;
— форм, способов, типа учения, его режима;
— заданий ( в т.ч. и домашних) по степенисложности;
– заданий и форм отчетности: творческих ианалитических, устных и
письменных, соответствующих индивидуальному стилю ученика;
– «коллеги» — соученика или учителя для партнерской работы над заданием;
– дидактических материалов, дополнительных источников информации и т.д.
Ситуациясвободного индивидуального выбора ведет к тому, что задание перестает исходить от педагога, астановится процессом и результатом самостоятельного выбора ученика.
Однообразное домашнеезадание уступает место вариативному домашнему творчеству, а это влечет засобой необходимость изменения методического плана урока. (3, 68), ( 16, 104).
При постановке домашнегозадания на уроке необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся ипредлагать задания на выбор.
Например, в 5 классе по теме «Что мы можем уже сообщить о себе ?» предлагаемучащимся 2 задания на выбор:
1 задание: упр. 2 изучебника ( заполнить пропуски)
Ich … Evelin Ich komme aus ….
… heisse Frank und … aus Frankfurt
Ich heisse Julсhen und komme…Munchen.
Данное упражнение выполняетдома учащийся с низким уровнемобученности, (коммуникативно пассивные). Учащимся с высоким уровнемобученности предлагается по образцу упр.2, составить аналогичный рассказ с использованием других имен и названийгородов. Но для учащихся нет границ:учащиеся с низким уровнем обученности могут выполнить и др. вариант, тем самым повышая свою оценку. Важнодля каждого ученика найти задания, выполнение которых в классе или дома будет вызывать у него чувствоудовольствия.
Кроме того, что учащимсяпредлагаются 2 разных задания на выбор, они могут выполнить дополнительноезадание из рабочей тетради по теме, задание предложенное учителем длявыполнения по желанию: составлениекроссвордов, подбор иллюстраций кдиалогам, рассказам, сообщение осказочном герое, написание письма ( по образцу), переводтекста, стихотворения и др.
Учащиеся привыкают к тому, что есть дополнительныедомашние задания и стремятся выполнить их, чтобы получить добровольнуюоценку, похвалу учителя, доказать одноклассникам и себе свои возможности. Учащиеся с удовольствием выполняютдомашние задания, связанные с творческойдеятельностью: рисунки, поделки, оформления проектов «Книга о себе», «Мой город», «Времена года» и др.
На уроках иностранного языкаогромную роль играют формы коллективного взаимодействия: работа в парах с постоянным или сменяющимсясобеседником, малые группы ( два, три,четыре учащихся), команды, когда всягруппа делится на две части. Популярнойформой является работа одного учащегося с группой, при этом нужноцелесообразно организовать пространстводля общения и четко управлятьвзаимодействием групп. Объединяясь вмалые группы, учащиеся садятся рядом сосвоими собеседниками, много работаютстоя, в движении. Лидера группы учащиесявыбирают сами; они осознают свой выбор, поясняют, почему выбран именно этот ученик. Учащиеся в группах осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку и взаимооценку.
На уроке в 5 классе « Мыготовимся к телемосту» учащиеся знакомятся с немецкими глаголами. Предлагается рифмовка: «WirlernenDeutsch».
Учитель читает рифмовкувслух, учащиеся повторяют хором.
При этом используетсясопутствующий перевод.
Затем организуется работа впарах.
При выполнении упр. 3б (стр.62) учащиеся выбирают форму работы: в парах, в группах, фронтально.
Если учащиеся выбираютработу в парах, то они читают другдругу выразительно рифмовку , оценивают друг друг