–PAGE_BREAK–2. Принципы политики
Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу. Различают следующие основные принципы налоговой системы:
1. соотношение прямых и косвенных налогов;
2. применение прогрессивных ставок налогообложения и степени их прогрессии или преобладание пропорциональных ставок;
3. широта применения налоговых льгот, их характер и цели;
4. использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность;
5. степень единообразия налогообложения для различного рода доходов и налогоплательщиков;
Нередко к принципам налоговой политики относят также соотношение федеральных, региональных и местных налогов.
Используя указанные принципы, государство в условиях стабильно развивающейся экономики стимулирует расширение объемов производства товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, качественные показатели развития экономики. Благодаря применению тех или иных принципов осуществляется структурная и социальная направленность налогообложения. В период кризисной ситуации налоговая политика через использование указанных принципов способствует решению задач, направленных на вывод экономики из кризиса.
3. Методы осуществления налоговой политики.
Налоговая политика проводится (осуществляется) органами государственной власти посредством методов:
– управления;
– информирования (пропаганды);
– воспитания;
– консультирования;
– льготирования;
– контроля;
– принуждения.
Управление заключается в организующей и распорядительной деятельности финансовых и налоговых органов, которая нацелена на создание совершенной системы налогообложения и основывается на познании и использовании объективных закономерностей её развития.
Информирование (пропаганда) — деятельность финансовых и налоговых органов по доведению до налогоплательщиков информации необходимой им для правильного исполнения налоговых обязанностей. В данном случае имеется в виду информация о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и сроках уплаты и т. п.
Воспитание имеет своей целью привитие налогоплательщикам осознанной необходимости добросовестного исполнения ими своих налоговых обязанностей, и предполагает осуществление просветительской работы по разъяснению необходимости налогообложения для государства и общества.
Консультирование сводится к разъяснению финансовыми и налоговыми органами лицам, ответственным за исполнение налоговых обязанностей положений законодательства о налогах и сборах, применение которых на практике вызывает у них затруднения.
Льготирование — деятельность финансовых органов по предоставлению отдельным категориям налогоплательщиков (плательщиков сборов) возможности не уплачивать налоги или сборы.
Контроль представляет собой деятельность налоговых органов с использованием специальных форм и методов по выявлению нарушений законодательства о налогах и сборах, в конечном счёте, нацеленную на достижение высокого уровня налоговой дисциплины среди налогоплательщиков и налоговых агентов.
Принуждение есть деятельность налоговых органов по принудительному исполнению налоговых обязанностей посредством применения в отношении недобросовестных налогоплательщиков мер взыскания и других санкций.
До недавнего времени при проведении налоговой политики налоговыми органами преимущественно использовались методы управления, контролирования и принуждения, теперь же достаточно активно осуществляется информирование, консультирование и воспитание населения. Это означает. что налоговая политика в большей степени стала учитывать интересы налогоплательщиков.
II
. Правовые аспекты налоговой политики.
1. Управление налогообложением
Налоговую политику осуществляют органы государственной власти в соответствии со своей компетенцией. Если говорить о федеральном уровне власти, то наряду с высшими органами власти, в данном случае обладающими общей компетенцией, такими, как Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, налоговую политику осуществляют и органы исполнительной власти, наделенные специальной компетенцией.
Не умаляя значимости высших органов государственной власти в деле выработки стратегических позиций налоговой политики, следует признать, что непосредственно ее проводят и реализуют именно органы специальной компетенции, осуществляющие управление в сфере налогов и сборов. В данном случае управление как метод осуществления налоговой политики заключается в организующей и распорядительной деятельности соответствующих государственных органов, которая нацелена на создание совершенной системы налогообложения и основывается на познании и использовании объективных закономерностей ее развития.
В этой связи следует принять во внимание, что управлением налогообложениемна федеральномуровне непосредственно осуществляется органом исполнительной власти, выполняющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой деятельности на территории Российской Федерации. Таковым в соответствии с п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» является Министерство финансов РФ (Минфин России). В частности этот федеральный орган исполнительной власти принимает соответствующие нормативные правовые акты, в том числе утверждающие формы налоговых деклараций, расчётов по налогам и порядок заполнения налоговых деклараций, осуществляет организацию распределения доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между уровнями бюджетной системы.
Минфин России осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной налоговой службы (ФНС России). В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» данный федеральный орган исполнительной власти осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.
В пределах предоставленных полномочий ФНС России:
– осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
– регистрирует: договоры коммерческой концессии; контрольно-кассовую технику, используемую организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
– ведет в установленном порядке учёт всех налогоплательщиков;
– осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврат или зачёт излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
– принимает в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;
– устанавливает (утверждает) формы: налогового уведомления; требования об уплате налога; заявления о постановке на учет в налоговом органе; уведомления о постановке на учёт в налоговом органе; свидетельства о постановке учёт в налоговом органе; решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки; требования к составлению акта налоговой проверки; акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, законодательства о налогах и сборах (в том числе о совершении налоговых правонарушений), и требования к его составлению и др.;
– разрабатывает формы и порядок заполнения расчётов по налогам, формы налоговых деклараций и иные документы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, и направляет их для утверждения в Министерство финансов Российской Федерации.
Для осуществления управления налогообложением в структуре центрального аппарата ФНС России созданы: Управление анализа и планирования налоговых поступлений, Управление организации налогового контроля. Управление крупнейших налогоплательщиков. Управление налогообложения прибыли (дохода). Управление косвенных налогов, Управление налогообложения доходов физических лиц, исчисления и уплаты государственной пошлины. Управление единого социального налога, Управление ресурсных и имущественных налогов, Управление налогообложения малого бизнеса, Управление налогов и сборов с алкогольной и табачной продукции, Управление кредитных организаций и другие структурные подразделения.
Управление налогообложением, судя по структуре центрального аппарата ФНС России, организационно ориентировано на виды налогов или сферы деятельности налогоплательщиков. Однако отдельные подразделения выполняют управленческие функции общего характера. Например, в соответствии с приказом ФНС от 14 октября 2004 г. № САЭ-3-15/Ш «О преобразовании Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в Федеральную налоговую службу» на Управление анализа и планирования налоговых поступлений возложена организация проведения экономического анализа поступлений и задолженности по налогам и сборам, планирования и разработки прогнозных оценок поступлений налогов и сборов в федеральный и консолидированный бюджет.
2. Правовые основы налоговой доктрины.
Налоговая доктрина служит основным началом для развития и формирования налоговой политики. Последовательность и прогнозируемость деятельности государства в сфере налогообложения обеспечивается реализацией налоговой доктрины. Налоговая доктрина представляет собой обобщенное выражение долгосрочных принципов, норм и правил, являющихся базой в рамках принятой общей финансово — экономической доктрины, сохраняющих свою силу при всех текущих изменениях налогового законодательства.
Российская налоговая доктрина пока находится в стадии становления, по многим принципиальным моментам ведутся споры, некоторые нормы и правила сохранились от прежней административной системы, среди вновь принятых и действующих режимов сохраняются непримиримые противоречия. Поэтому в принимаемом налоговом законодательстве все еще остается немало противоречий, как с практикой функционирования рыночной экономики, так и с целями провозглашенной экономической и социальной политики.
Определённые положения формулирующейся российской налоговой доктрины можно выделить на основе анализа Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 25 апреля 2005 года. К положениям российской налоговой доктрины можно отнести следующие тезисы этого послания:
1. Налоговая система должна обеспечивать финансирование бюджетных потребностей и быть при этом необременительной для субъектов экономики и не препятствовать повышению их конкурентоспособности и росту деловой активности. Должна быть необременительной для бизнеса, и не только по уровню налоговых ставок, но и в частности расчёта и уплаты налогов, упорядочения налоговых проверок и налоговой отчётности.
2. Условия налогообложения должны быть равными для предприятий, работающих в одной сфере.
3. Налоговая система России должна быть такой, которая не позволяла бы уклоняться от уплаты налогов
4. Налоговая система России должна быть более благоприятной для инвестирования и развития бизнеса, сама должна стать конкурентоспособной.
5. Стабильность налоговой политики следует рассматривать как важнейший фактор развития экономики.
3. Правовые аспекты текущей налоговой политики.
Сегодня юристы и экономисты едины в том, что главным фактором стабильного функционирования экономики служит налоговая политика государства. Исследования Института экономического анализа позволили сделать вывод: чтобы добиться максимальных темпов роста, необходимо в условиях рыночной экономической системы иметь низкие параметры государственной фискальной нагрузки на экономику.
Положение текущей налоговой политики содержатся в Бюджетных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию о бюджетной политики на 2005 и 2006 годы, которые предлагается рассматривать как единую программу действий в среднесрочной перспективе. Можно выделить следующие основные положения налоговой политики.
1. Вывести из тени значительную часть оплаты труда, защитить социальные права работников и стимулировать заботу граждан о собственном пенсионном обеспечении, снизив нагрузку на бизнес.
2. Наряду с изменением процедур взимания НДС надо пойти на дальнейшее снижение ставки налога, решить вопрос о своевременном возмещении НДС по экспертным операциям и при осуществлении капитальных вложений, а также исключить налогообложение авансовых платежей.
3. Разграничить правомерную практику налоговой оптимизации от случаев криминального уклонения от налогов. Условия налогообложения должны быть чёткими и не допускать произвольной интерпретации.
4. Система ресурсных платежей должна предоставить равные условия конкуренции как внутри добывающего сектора, так и между добывающими перерабатывающими отраслями, а так же обеспечить рациональное использование природных ресурсов.
5. Приоритетом в их деятельности должна стать проверка исполнения налогового и таможенного законодательства, а не выполнение каких бы то ни было планов по сбору налогов и пошлин.
6. Необходимо простимулировать приход капиталов, накопленных гражданами в нашу национальную экономику.
В этих Посланиях Президента РФ указаны основные проблемы, требующие решения.
1. Действующие законодательство о налогах и сборах пока не в полной мере обеспечивает благоприятные условия для эффективного развития отечественного бизнеса, реализации долгосрочных инвестиционных проектов.
2. В налоговой системе всё ещё сохраняются элементы, искажающие экономически предпринимательскую мотивацию и препятствующие выводу хозяйственной деятельности из тени.
3. Налоговый учёт и отчётность остаются неоправданно усложнёнными, что особенно чувствительно для малого и среднего бизнеса.
4. Налоговая реформа пока в малой степени затрагивает вопросы налогового администрирования. Не произошло существенных сдвигов в упрощении налогового учёта, улучшении взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками.
Конкретные шаги по реализации налоговой политики находят своё выражение в изменении законодательства о налогах и сборах. Так с 1 января 2007 г. Вступило в силу большое число поправок в Часть первую НК РФ, и в отношении конкретных налогов. В соответствии с Федеральным Законом от 30,12,2006 №269-ФЗ. “Об упрощённом порядке декларирования доходов физических лиц” в 2007 г лицам, в отношении которых не проводилось уголовное расследование, было разрешено порядке легализовать ранее накопленный капитал, уплатив только декларационный платёж в размере 13%. Тем самым был сделан давно декларировавшийся, хотя и рискованный и неоднозначный по своим последствиям шаг.
Важное место в связи с этим занимает Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию о бюджетной политики на 2008-2010 гг., в котором не только подведены не только основные итоги деятельности государства в налоговой сфере за предыдущий период, но и устанавливаются задачи в налоговой политике за период 2008-2010 гг. в связи с переходом на трёхлетний бюджетный цикл. В соответствии с ним основными направлениями налоговой политики на данный трёхлетний цикл являются:
1. Налоговая политики должна быть ориентирована на создание максимально комфортных условий для расширения экономической деятельности и перехода экономики на инновационный путь развития, а также на дальнейшее снижение масштабов уклонения от налогообложения.
2. Рассмотрение возможности дальнейшего снижения налогового бремени, а также исключения чрезмерно обременительных процедур зачета (возврата) соответствующих платежей по налогу на добавленную стоимость.
3. Не изменять существенно действующий порядок налогообложения доходов физических лиц, сохранив единую ставку налога.
4. Необходимо принять главу Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующую взимание налога на жилую недвижимость граждан, исчисляемого от рыночной цены объекта недвижимости, предусмотрев при этом такую систему вычетов, чтобы налоговое бремя в отношении малообеспеченных граждан осталось на существующем уровне.
5. Необходимо принять закон об освобождении от налогообложения дивидендов, получаемых российскими юридическими лицами от стратегических инвестиций в дочерние общества.
6. Следует урегулировать в Налоговом кодексе Российской Федерации вопросы налогообложения некоммерческих организаций с целью их более активного включения в осуществление социальной деятельности, а также принять федеральный закон, направленный на налоговое стимулирование научной и инновационной деятельности.
7. Необходимо внести в Налоговый кодекс Российской Федерации поправки, направленные на совершенствование налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях минимизации налогов. Процедуры такого контроля должны быть максимально простыми и понятными для налогоплательщиков и налоговых органов. Особое внимание следует обратить на то, что новые правила не должны привести к дополнительным сложностям в отраслях, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью, где в настоящее время формируются вертикально интегрированные структуры.
8. Следует продолжить работу по реформированию системы взимания акцизов в целях стимулирования потребления более качественных товаров. В частности, необходимо дифференцировать ставки акциза на бензин, исходя из его качества, имея в виду установление более низкой ставки на высококачественный бензин и более высокой ставки на бензин низкого качества.
.
III
. Налоговая политики иностранных государств.
1. Современная налоговая политика иностранных государств.
Общее состояние налоговой сферы и основные характеристики налоговых систем иностранных государств, также в значительной степени определяются проводимой ими налоговой политикой. Зарубежные страны осуществляют различные мероприятия, направленные на совершенствование налогообложения.
В большинстве государств налоговая политика в целом строится в направлении постепенного ограничения налоговых притязаний, посредством сокращения общего числа налогов, снижения их размеров и упрощения соответствующих фискальных процедур. Хотя имеются и примеры иного рода, когда государства в силу различных причин ужесточают условия налогообложения, вводят новые налоги и повышают ставки имеющихся, сокращают число налоговых льгот. Впрочем, в современном мире подобная налоговая политика не является типичной.
На снижение уровня налогообложения в той или иной стране в первую очередь указывает установление пониженных ставок по таким бюджетообразующим обязательным платежам, как подоходный налог, налог на корпорации и налог на капитал. Так. в Германии объявлено о реформировании налогообложения корпораций, при этом одним из основных предусматриваемых нововведений является понижение ставки налога на корпорации с 40 до 25 %. Это изменение позволит существенно снизить налоговую нагрузку компаний. В Киргизии до ставки в 10% снижен подоходный налог с физических лиц. Ранее прогрессивная ставка этого налога составляла от 5 до 33 % в зависимости от размера облагаемого дохода. Примером направления налоговой политики к снижению налога на капитал может служить Канада. В провинции Квебек запланировано снизить на 50% размер ставки налога на капитал в течение ближайших 4 лет. В настоящее время в этой провинции налог на капитал является одним из самых высоких в Северной Америке, его ставка составляет 0,64%. Следствием этого является выведение крупными кампаниями своего бизнеса за пределы её территории. Предполагается, что к 2007 г. ставка налога будет снижена до 0,3%.
Радикальной мерой, направленной на снижение уровня налогообложения, которая впрочем, не так часто встречается в мировой практике, является отмена налогов и сборов. Например, в 2001 г. в Малайзии отменен налог на доходы от акций при проведении операций на фондовом рынке. Этот налог взимался с доходов иностранных инвесторов, репатриируемых из страны не позднее одного года с момента первоначального инвестирования.
В русле снижения налогообложения также проводится политика предоставления налоговых льгот различным категориям налогоплательщиков. Предоставление налоговых льгот физическим лицам, как правило, преследует цель оказания финансовой поддержки наименее обеспеченным категориям граждан. Льготирование же предпринимателей является одной из действенных мер, позволяющих посредством стимулирования их хозяйственной активности достигать позитивных изменений в тех или иных секторах экономики. Например, в Южной Корее запланировано установление дополнительных налоговых льгот для наемных работников со средним и малым заработком из числа тех, которые пострадали в результате кадровых сокращений, вызванных реорганизацией компаний. Кроме того, предполагается предусмотреть в налоговом законодательстве новые льготы для субъектов малого и среднего бизнеса.
В некоторых странах налоговая политика направлена исключительно на усовершенствование порядка уплаты налогов. В этом случае в налоговое законодательство могут вноситься отдельные изменения, касающиеся, некоторых налогов и их элементов. Так, например, в Венгрии Министерство финансов сообщило о планах пересмотреть порядок налогообложения доходов. Подобное совершенствование налогообложения помимо всего позволяет получить и существенный финансовый эффект.
Комплексное изменение состава налогов сборов и порядка их уплаты осуществляется посредством проведения налоговых реформ. К радикальному реформированию налогообложения государства обычно прибегают тогда, когда действующие налоги уже в значительной степени не соответствуют изменившимся социально-экономическим условиям, подавляют хозяйственную активность предпринимателей, а в обществе уже сложилось устойчивое мнение относительно несовершенства и неэффективности налоговых механизмов.
Реформирование налогообложения, отличается от корректировки порядка уплаты отдельных налогов, прежде всего, всеобъемлющим характером вносимых изменений в налоговое законодательство и масштабностью проводимых государством мероприятий, так как в этом случае предполагается усовершенствование ряда налогов и сборов или налоговой системы в целом.
В настоящее время налоговые реформы завершены или все ещё проводятся в целом ряде стран, при этом реформаторам в большинстве случаев удалось добиться позитивных изменений, как в экономике, так и в социальной сфере. Например, в Австралии во многом за счёт реформирования налоговой системы удалось достигнуть устойчивого экономического роста. В основу налоговой реформы, которая была начата в 2000 г., положено введение налога на товары и услуги, начисляемого по ставке 10%. Одновременно были предприняты меры, направленные на реформирование налогообложения доходов физических лиц, включая снижение размера ставок подоходного налога и повышение размера необлагаемого минимума. Предусматривалось также принятие мер, направленных на поддержку семейных налогоплательщиков, престарелых граждан, а также налогоплательщиков с низким уровнем доходов. Предполагается и отмена неэффективных косвенных налогов, взимаемых в отдельных штатах страны, прежде всего налога на перечисление средств па банковские счета. Кроме того, планируется скорректировать налог на фонд заработной платы, имеющий крайне узкую базу и находящийся в юрисдикции штатов страны, а также устранить диспропорцию ставок подоходного налога с физических лиц и налога с корпораций.
Правительством Кипра одобрен комплекс мер по реформированию системы налогообложения. Налоговая реформа нацелена на обеспечение стабильности экономики и общества, упрощение налоговой системы, приведение её в соответствие с требованиями Европейского союза и рекомендациями Организации экономического сотрудничества и развития, укрепление позиций страны в условиях международной налоговой конкуренции. Реформирование предполагает усиление косвенного налогообложения, что, по мнению реформаторов, позволит повысить эффективность налоговой системы, упростить налоговое администрирование и соответственно сократить масштабы уклонения от уплаты налогов. продолжение
–PAGE_BREAK–