РЕФЕРАТ
Тема:«Слагаемые профессионального имиджа педагога».
ВЫПОЛНИЛ:
Саломатина Т.С.
План
Введение
1. Имидж
1.1 Понятие имиджа
1.2 Социально-психологический аспектимиджа педагога
1.3 Личность педагога
1.4 Педагогическая этика
2. Модель имиджа педагога
2.1 Визуальная привлекательность
2.2 Вербальное поведение
2.3 Этикет
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Реформированиеобразования, переход к гуманизации и демократизации школьной жизни, ориентацияна развитие личности учащегося, а не только на простую передачу знаний,предъявляет принципиально новые требования к личности учителя.
Актуальность исследованияформирования индивидуального имиджа педагога обусловлена процессомреформирования образования, который предполагает усиление внимания киндивидуальности не только ученика, но и учителя, поощрение его творческихспособностей, необычности, неординарности. Но, как бывало и прежде, вдействительности многие из декларативных идей и принципов не реализуются вдостаточной мере. Объяснением этому может быть как сложность и противоречивостьпроцесса реформирования отечественного образования в настоящихсоциально-экономических условиях, так и недостаточное внимание к процессуформирования личности и индивидуальности самого учителя. Системапрофессионального и последипломного образования педагогов уделяет достаточновнимания повышению квалификации учителя, но формирование педагога какгармонически развитого субъекта, у которого качества ума удачно сочетаются сфизической развитостью, внешней привлекательностью, хорошими манерами,обладающего адекватной самооценкой и развитой Я-концепцией, часто остается внеполя деятельности образовательных учреждений. Как один из путей гуманизацииобразования и повышения эффективности педагогической деятельности предлагаетсяформирование индивидуального имиджа педагога, учитывающего спецификупедагогического труда.
Цель: Помощь педагогу вадаптации в условиях реформирования школы.
Задача: Раскрыть основыформирования имиджа педагога.
1. ИМИДЖ
1.1 ПОНЯТИЕ ИМИДЖА
Каждый человек имеет свойстатусный образ. Иначе его можно назвать имиджем. Имидж (от англ. image – образ) – это совокупность представленияобщества о том, каким должен быть индивид в соответствии со своим статусом.
Несоответствие статусу –это вызов обществу, это противопоставление себя социуму, что деструктивно дляпсихики человека, который социален по своей природе. Формирование имиджа,забота о нем дает возможность саморазвития и психологическую гармонию.
В обыденном пониманиислово «имидж» употребляется по отношению к человеку в двух смыслах: как внешнийвид человека и как его репутация. На самом деле эти две грани образа слиты. Мынаблюдаем внешний вид, а оцениваем репутацию! Можно сказать, что имидж – этообраз, включающий внутренние и внешние характеристики.
«Существует лиспецифический имидж учителя?» — задает вопрос известный отечественный психологЛ.М. Митина и утвердительно отвечает на него: «Учителя определяют внепрофессиональной среде очень быстро». Причину подобного автор видит в том,что «… большинство педагогов загоняют в прокрустово ложе устаревших инеконструктивных традиций и правил свою индивидуальность, самобытность …»
«Педагогический словарь»дает нам определение имиджа преподавателя как «эмоционально окрашенныйстереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег,социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителяреальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются емуокружающими».
В современном, потерявшеммногие былые ориентиры российском обществе, профессия учителя утратила былыевысоты, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения. Конечно, требуетсягосударственная поддержка педагога. Но всегда ли только экономический факторопределяет имидж учителя и отношение к нему со стороны учащихся и родителей?Что могут сделать сами учителя, чтобы поднять престиж профессии?
Ответ на этот вопрос вомногом связан с индивидуальными имиджами каждого педагога, ведь общеепредставление о любой профессии формируется в результате вычленения вобщественном сознании типичных особенностей ее представителей.
Отношение к имиджу усамих педагогов разное. Отрицательно относятся к нему те представители старшегопоколения учителей, которые его понимают как «маску». Они убеждены в приоритетевнутреннего содержания над внешним и считают, что главное «быть, а неказаться». Всякие разговоры про имидж учителя воспринимаются им настороженно,как призыв быть неискренним.
Однако сторонники такойпозиции забывают о том, что одним из результатов восприятия учителя ученикомявляется формирование образа учителя. Имидж есть у каждого педагога внезависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс построения имиджазависит как от самого учителя, так и от индивидуальных особенностей ученика,его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов.
Есть и другая сторонапроблемы – педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не тольколучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнееработает!
Современнымиотечественными исследователями выявлено противоречие в значимости личностногоимиджа педагога для учеников и учителей. По данным Е. Русской, в списке десятипрофессионально значимых качеств учителя в конце XX столетия имидж занимает второе место с точки зрения детей, илишь восьмое – с точки зрения самих учителей.
Имидж учителя проявляетсяв некоторой обобщенной форме, которая может содержать следующие структурныекомпоненты: индивидуальные характеристики, личностные, коммуникативные,деятельностные и внешнеповеденческие.
В образе конкретногоучителя соединяются индивидуальный, профессиональный и возрастной имиджи. Окружающиевыносят суждения как о личностных, возрастных, половых, так и о чистопрофессиональных качествах педагога.
В структуре имиджапрофессионала, предложенный Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный ивнутренний компоненты.
Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силуголоса, костюм, манеры, походку.
Внешний видпреподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение науроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая илизатрудняя педагогическое общение.
Профессиональнаядеятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющуюимиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм,пластичность, выразительность и т.д.
«Эмоционально богатыйучитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств ицеленаправленно их применяющий … », способен «оживить урок», сделать егоэкспрессивным, приблизить к естественному общению.
Внутренняя составляющая – это внутренний мир человека,представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях,его личность в целом.
Есть и другие точкизрения на структуру имиджа.
Таким образом, имиджучителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностныекачества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности иповедения. Возможно говорить об имидже педагога и ситуативном воплощении егообраза.
В общественном сознаниисуществует, в первую очередь, имидж профессии учителя, который обобщаетнаиболее общие характеристики, свойственные разным педагогам, и закрепляет их ввиде образа-стереотипа.
Что такое хорошийучитель?
Исследование Е.А.Петровой показывает, что имидж «хорошего» учителя в восприятии всех изучаемыхкатегорий учащихся и родителей четко связан с такими универсальными качествами,как миролюбивый, веселый, тактичный, откровенный, активный, щедрый, уверенный, сотрудничающий,организованный, трудолюбивый, умный и приятный.
На наш взгляд, качества,входящие в образ стереотипа «идеального» учителя, можно расценивать как«систему требований», предъявляемую учениками к имиджу учителя в современныхусловиях. Творческое же соотнесение со стереотипным образцом идеального учителядолжно стать внутренним стимулом совершенствования и саморазвития каждого педагогас актуализацией собственных возможностей, с развитием творческого потенциала.
При этом никто непризывает учителя к некритическому следованию образцу (идеальной модели),несовместимому с его конкретным индивидуально-психологическим складом.
1.2 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙАСПЕКТ ИМИДЖА ПЕДАГОГА
Чем бы ни занималсячеловек, он всегда вызовет уважение людей, если он мастер своего дела. Этосправедливо не только потому, что смотреть на то, как человек красиво работает,всегда приятно. Дело не в эффектности, а в эффективности труда.
Учитель, не владеющийметодическим мастерством, учитель неквалифицированный – это беда не одногокакого-либо коллектива, это беда всего общества.
Перед школой стоит задача– воспитать личность. Еще К.Д. Ушинский писал: «Только личность можетдействовать на развитие и определение личности, только характером можнообразовать характер». Развивая эту мысль, А.В. Мудрик утверждает: «Только видяв себе личность, педагог может в каждом школьнике увидеть неповторимуюличность».
Влияние учителя темсильнее, чем ярче и самобытнее его личность. Это касается кругозора учителя,его общей культуры. Ведь невозможно дать другому того, чего не имеешь сам.Поэтому, чтобы учить и воспитывать других, надо прежде всего быть образованными воспитанным самому. Нужно, чтобы кругозор учителя не ограничивался школьнойпрограммой. Индивидуальность учителя – главный источник мотивации к учению.Своим отношением к работе, своей заботой и заинтересованностью, выдумкой итворчеством он мотивирует учеников, пробуждает у них то же отношение к делу.
1.3 ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА
Личность учителя –важнейший фактор воспитания. Он проявляется не только в том, что ученики слышатот учителя, но и в том, что они видят в его поведении, в его поступках.Жизненной активности также может учить только тот учитель, который сам имеетинтересы и увлечения.
Многие педагогиутверждают, что становление учителя – это в первую очередь формирование его какличности и лишь затем уже как «предметника», ибо качество труда есть качество души.
По мнению Г.Е.Глезермана, социально значимыми чертами всесторонне развитой личности являются:а) духовное и физическое развитие, б) научный и философский кругозор всочетании с необходимой специализацией в какой-либо области знаний ипрактической деятельности, в) умственный и физический труд, г) знания всочетании с высокой нравственностью и гражданским долгом, д) научноеобразование в сочетании с художественной культурой и высокими эстетическимивкусами.
Не случайно считается,что понятие личности имеет значение идеала, к которому человек долженстремиться.
Но личность – это непросто сумма отдельных (даже прекрасных) черт и свойств, а целостноеобразование.
Личность – явлениесоциальное, она есть продукт развития общества. Конечно, каждая личностьуникальна, неповторима, но главное – это не ее неповторимость, а еенаправленность. Личность может быть направлена на себя – тогда она перестаетбыть общественной ценностью; она может быть направлена на пустяки – тогда онатеряет свою ценность вообще; но если она проявляется во вредной дляобщественного прогресса деятельности, то она становится злом. Это значит, чтово всякой деятельности личности должен быть нравственный смысл: чем болееличностно значимые ценности совпадают с прогрессивными тенденциями общества,тем личность является более нравственно зрелой и ценной. Ее цельность иустойчивость в социальном плане – это «устойчивость ее ценностных ориентаций,вокруг которых группируются установки личности, ее интересы».
1.4 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА
Педагогическая этика –основа личности учителя. Она изучает основные принципы педагогической морали:гражданственность и патриотизм в сочетании с интернационализмом,профессиональная самоотверженность, педагогическая солидарность и коллективизм,гуманизм, педагогический оптимизм. Эта наука изучает категории педагогическойэтики.
1) Профессиональныйпедагогический долг. Под ним понимают совокупность требований, которые обществопредъявляет к личности учителя, независимо от того, желает ли этого учитель илинет. Поэтому иногда возникает конфликт между личностью и обществом, точнее,между желанием и долгом.
Иногда учитель осознаетсвой долг, но не желает его выполнять из-за личных соображений. Это бываетредко, но вреда приносит много и ученикам, и обществу, и в конечном счетесамому учителю.
Чаще бывает так, чтоучитель понимает свой долг, но у него не хватает силы воли или других качествдоводить дело до конца. Такому учителю можно помочь, повысив требовательность кнему.
Чувство долга необходимолюбому человеку, но учитель без него вообще не учитель.
2) Педагогическаясправедливость. Справедливость – это одна из форм моральной оценки. Онаопирается на соответствие между достоинствами людей (учеников) и ихобщественным признанием. Если это соответствие нарушается, возникает то, что мыназываем несправедливостью. Справедливость – основа доверия учеников к учителю.Наличие справедливости особенно проявляется при оценке результатов трудаучеников. Все учителя располагают тем же набором оценок – от «2» до «5», но у одногоплохая оценка вызывает возмущение учеников, у другого ученики воспринимают еекак проявление справедливости. Почему? Да потому, что второй учитель учитываети усилия ученика, и его прежний уровень, и его состояние.
Отсутствие справедливости– опасный враг: доказано, что в таких классах задерживается формированиеколлектива, замедляется становление коллективистской направленности личностиучащихся, а некоторые учащиеся превращаются в невротиков.
3) Профессиональнаячесть и достоинство. В понятие чести входит стремление учителя поддерживатьсвой престиж, свою репутацию. Иногда именно из-за этого стремления, если оноложно понято, вырастает процентомания, организуется бурная деятельность передпроверкой школы, проводятся мероприятия для «галочки», существует такназываемая «защита мундира» и т.п.
Да, учитель обязанбороться за честь и достоинство своей профессии. Но бороться одним – своейчестной и достойной работой, честным и достойным отношением к учащимся.
4) Педагогическаясовесть. Совесть – это некий общественный представитель в сознании учителя,представитель, который контролирует выполнение учителем его профессиональногодолга.
Совесть учителя отражаетего этическую культуру. Это имеет двоякое значение: с одной стороны, создает вколлективе атмосферу взаимоуважения, с другой – формирует у учащихся этическиенормы, их нравственное поведение в обществе.
Совесть учителя должнабыть неподкупной и незапятнанной, иначе он потеряет моральное право воспитыватьдругих.
2. МОДЕЛЬ ИМИДЖА ПЕДАГОГА
Работа педагогаальтруистична, а значит, имидж учителя – это не только индивидуальная цель.Личность педагога способствует формированию личности ученика. Повседневноенепосредственное влияние эффективней шаблонного воспитания. Забота учителя освоем имидже – это немаловажная задача педагогической деятельности.
Обучение детей – этосущность труда учителя. Следовательно, забота учителя о своем имидже – этотакже профессиональное требование.
Перечислим слагаемыеимиджа. К ним относятся:
– визуальнаяпривлекательность;
– вербальноеповедение;
– невербальноеповедение;
– манеры, этикет;
– соответствиенеобходимому образу;
– обаяние.
Рассмотрим модель имиджаучителя.
2.1 ВИЗУАЛЬНАЯПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ
Значительную частьинформации мы получаем благодаря зрению.
Именно поэтому визуальнаяпривлекательность нашего образа так важна. Во все времена люди ценили гармониюи красоту. Эффект первого впечатления базируется на визуальном восприятии. Поэкспериментальным данным психологов внешне привлекательные люди легчедобиваются симпатий окружающих. Влияние учителя на ученика зависит отрасположения последнего. Визуальная привлекательность- это не только нашифизические данные, но и значительное количество внешних слагаемых, зависящихнепосредственно от нас. Наша привлекательность зачастую зависит от общеговпечатления ухоженности. Ухоженность- это показатель культуры человека.Французы говорят, что чистые волосы – это уже стиль. А стиль – это сам человек.Это визитная карточка наших данных, которые подчеркнуты с помощью одежды,прически, макияжа.
Основной стиль учителя – это классика. Этот стильсимволизирует следующие качества: уверенность в себе и самообладание,решительность и психологическая гибкость, а также авторитет. Эти качестваявляются для учителя профессионально необходимыми. Классический стиль – этостиль, одобренный временем, но с включением модных элементов. Например, одеждаклассического стиля имеет четкие, а порой и строгие формы, но не остаются безвнимания модные пропорции и нюансы покроя, используются ткани новых фактур иактуальных цветовых оттенков.
Кстати о цвете. Стоит учесть, что цвет нашей одеждывоздействует как на нас, так и на наше окружение. Он является нашейпсихологической характеристикой, которая воспринимается окружающими на уровнеподсознания. Ознакомьтесь с основами цветопсихологии, чтобы управлятьвпечатлением. Например, теплые тона способствуют доверительности, холодные –дистанционируют и дисциплинируют. Прежде чем выбрать костюм, задумайтесь –какое воздействие вам надо оказать на детей?
Говоря об одежде, следуетвначале сказать два слова о современной ситуации в школе. «Демократизация»школьной жизни привела не только к отмене школьной формы, но и принесла лавинунеуместной, неудобной, часто просто вульгарной одежды в школьный быт.
Одежда учителя несет ещебольшую психологическую нагрузку. Во — первых, аккуратно, чисто и со вкусомодетый учитель воспитывает эти же качества в учениках.
Во – вторых, одеждаучителя может отвлекать внимание во время урока, подрывая процесс обучения.
В – третьих, сильнооблегающая, чрезмерно открытая и короткая, а также прозрачная одежда можетпорождать в головах учеников сексуальные фантазии и переживания вместоосмысления и запоминания учебного материала. То есть, неправильно одетыйучитель может породить очень много педагогических проблем, которые придетсярешать не один день.
Говоря об одежде, особонадо остановиться на аксессуарах. Деловой стиль предполагает отсутствиебижутерии, а если используются украшения, то только из благородных металлов (золото,серебро, платина) и натуральных камней. Идеальным вариантом считается наличиечасов (на руке или висящих на цепочке) и гладкого обручального кольца.
Если вы носите серьги, тонадо остановиться на небольших, не висячих серьгах. Свисающие серьги будут двигатьсяв такт движениям вашей головы. А если они еще и блестят, то внимание учениковможет весь урок быть приковано к этим движущимся блестящим объектам.
То же самое можно сказатьи о свисающих браслетах, и многочисленных цепочках. Их нужно исключить, т. к.они не согласуются с деловым стилем.
К аксессуарам можно такжеотнести и очки. Очки должны быть точно подобраны к чертам лица и не должныотвлекать от мимики и выражения ваших глаз. Оправа должна быть тонкой. Очкидолжны быть подогнаны так, чтобы они не сдвигались при движениях головы, несползали вниз и нигде не жали. В противном случае вам придется постоянно ихпоправлять, что отвлекает учащихся, да и самого учителя.
Классический стильподразумевает, что ваш макияж будет модным, но не броским, в мягкой цветовойгамме. Аромат духов – легкий. Прическа – современная, но без остромодныхдеталей.
Инструментом мощноговоздействия на учеников является лицо учителя. Этим «инструментом» надонаучиться в совершенстве владеть, уметь очень точно им управлять. Людиспециально не подготовленные обычно не осознают выражение своего лица. Связаноэто с тем, что мимические мышцы имеют мало нервных окончаний, и их слабыеимпульсы надо научиться воспринимать. Когда наше лицо находится в спокойномсостоянии, мимические мышцы расслаблены и лицо принимает иногда выражениенеуместное в конкретной ситуации общения (например, опускаются уголки губ илицо принимает недовольное или обиженное выражение).
В стандартных ситуацияхобщения предполагаются стандартные выражения лиц у его участников. Психологиназывают такие стандартные выражения лиц масками. Психологическое значениемаски очень высоко. С одной стороны, ее наличие позволяет личностно невовлекаться в конкретную ситуацию общения, сохраняя психическую энергию.
Какой же должна бытьмаска учителя?
Лицо учителя должно бытьдоброжелательно – заинтересованным. У ученика выражение лица учителя должносоздавать впечатление, что он ждет и хочет общения именно с ним. Такоевыражение лица создает установку, что-то, что происходит на уроке самомуучителю интересно и важно, а значит должно быть интересно и важно ученикам.
Следует сказать пару слови о руках. Ни у кого не вызывает сомнения, что руки должны быть чистыми сухоженными ногтями. Деловой этикет предписывает женщинам носить ногти среднейдлины, овальной формы и покрывать их светлым, (но в тон губной помаде), цветом.Бледно – розовым, тельным, светло- бежевым. Недопустимы в деловой обстановкенакладные ногти.
Внешняя атрибутикаклассического стиля внушает уважение. Воспользуйтесь этим.
2.2 ВЕРБАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Но не только визуальнаяпривлекательность, но и вербальное поведение является основой персонификации.Мы можем донести информацию не только словом, но и интонацией, темпом речи,паузой и т.д.
Объяснения должны бытьпонятны как по стилю речи, так и по актуальности. Стоит отметить, чтовосприятие информации на слух менее объемно нежели визуально. Предложениядолжны быть не очень длинными и с паузами.
Вербальное поведение –это социальный символ. Отработка данных навыков совершенствует ваш имидж.
Но помните, что вас нетолько слышат, но и видят. Поэтому не забывайте о невербальном поведении(мимика, жесты, позы, взгляд, походка, осанка). Невербальное поведение – этоязык подсознания. Оно исторически предшествовало появлению речи, а значит менееконтролируемо интеллектом. Но это не повод пускать дело на самотек.Невербальное поведение – это проявление культуры (как личной, так инациональной). Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жестыдействуют располагающе. Важно помнить, что поясняющая жестикуляция с детьмиспособствует лучшему усвоению информации.
2.3 ЭТИКЕТ
Говоря о вербальном иневербальном поведении стоит уделять внимание и этикету. Существует речевой инеречевой этикет. Речевой этикет – это вербальные формы выражения вежливыхвыражений между людьми. Данный этикет определяет стилистику текстасобеседников. При этом имеют значения интонация, выбор слов и построение фраз.Грамотное использование правил речевого этикета дает возможность избегать отрицательныхэмоций при общении.
Неречевой этикет – этосистема знаков. Сюда относятся жесты приветствия, прощания, знаки внимания ит.п.
Манеры – это показателькультурного уровня человека. Это отражение его нравственности и интеллекта.
Удачный профессиональныйимидж определяется тем, насколько хорошо вы можете войти в необходимый образ,погрузиться в свою профессиональную роль. И чтобы ваш имидж был органичен ипритягателен для окружающих, не забывайте быть обаятельными. Обаяние –этоумение светиться людям. Обаятельный человек быстрее и легче добивается своихцелей, при этом зарабатывая людские симпатии. Но обаяние – наша внутренняяустановка. Чтобы любить людей, надо, прежде всего, полюбить себя. И в этом ещераз вам поможет работа над имиджем. Ухаживать за собой, заботиться о себе – этопроявление любви к себе самому. Это хороший способ саморегуляции и повышенияличной самооценки, прекрасный способ творческой самореализации. Это хорошийпсихо-терапевтический прием, а работа учителя связана с психическим напряжениеми стрессами.
Говорят, что учитель должен обладать всеми хорошимикачествами, но в большей степени, чем любой другой человек. Но все жепрофессионально наиболее значимыми считаются три группы качеств: 1) качества,которые позволяют понимать внутренний мир учащихся, сопереживать ему; 2)качества, которые обеспечивают владение собой, и 3) качества, способствующиеактивному воздействию на ученика.
Неотъемлемым компонентомличности учителя является его разносторонность, эрудиция, любовь к своемупредмету, смелость признаться в незнании чего-либо, в своей неправоте. Именновсе это лежит в основе профессионального мастерства, в основе педагогическойинтуиции, помогает преодолевать консерватизм, проявлять творчество, придаетучителю уверенность в себе. Уверенность эта помогает приохотить к учению дажетех учеников, которые кажутся безнадежными. А наилучшим (и обязательным!)помощником в этом служит вера учителя в успех учеников.
И наконец –общительность. Хороший учитель не станет пренебрегать эмоциональной сторонойобщения с учениками: теплая улыбка, мягкие замечания, ласковый голос, дружескийжест. Вместо окрика – юмор, это спасительное, всесильное и интеллигентноесредство любой богатой личности. «Если вам интересны люди, то из вас выйдетпрекрасный учитель. Если вы интересны людям, и они тянутся к вам, то смелоидите в учителя. Ребятам так надо, чтобы учитель был привлекателен какчеловек».
Не следует думать, чтоучитель – это некий ангел, «набитый добродетелями» (В.Н. Сорока – Росиньский). Главное– определить свою «породу», найти то хорошее, на что следует опереться и чтоследует развивать. Специалисты различают три варианта соотношения личности ипрофессии:
1) есть стойкие,практически невоспитуемые личные качества, которые противопоказаны для даннойпрофессии; например, для учителя абсолютно противопоказаны: злорадство,склонность к тирании, эмоциональная глухота и др. В этом случае лучше подыскатьсебе другую профессию;
2) есть качества илиспособности, которые выражены слабо, их можно развить или компенсировать засчет других способностей или способов работы;
3) возможны такжеразличные по способам, но равноценные по конечному результату вариантыприспособления к условиям профессиональной деятельности.
В общем, на способностинадейся, а сам не плошай!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общество, порождаятребования к профессиональному имиджу учителя, влияет на его содержание. Но изпоколения в поколение неизменным остаются такие качества «идеального учителя»,как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.
«Влюбленный в детей иувлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те моделиповедения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальнымпотребностям. Имидж такого педагога безупречен», пишет В.М. Шепель.
В каждой профессии естьсвои «нельзя». Есть они и в учительской профессии: учитель не должен бытьсерым. Как точно заметил С.Л. Соловейчик: «Рядовой учитель – не очень законноесочетание слов: учитель не может быть рядовым, в противном случае он неучитель…Подавший заявление в педагогический институт по сути берет на себяобязанности стать идеалом человека хотя бы для будущих учеников».
Учитель – это не толькопрофессия, это – жизненное кредо. Станете ли вы таким Учителем, зависит толькоот вас.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Актерские способности в деятельностиучителя: Метод. пособие/Сост. Л.А. Ильина. Магнитогорск, 1998.
2. Андреева И. Эмоциональнаякомпетентность в работе учителя. /Народное образование №2, 2006.
3. Браун Л. Имидж – путь к успеху. – С — Пб., 1996.
4. Гоноболин Ф.Н. О некоторыхпсихических качествах личности учителя//Вопросы психологии. – 1975.
5. Девис Ф. Создай себе имидж. – Минск,1988.
6. Журавлев Д. Имидж учителя –необходимость или дань моде? // Народное образование №7, 2003.
7. Зимняя И.А. Педагогическаяпсихология: Учебник. М., 1999.
8. Калюжный А.А. Технология построенияимиджа учителя.//Имидж №5 Гуманитарное образование в школе: теория и практика.
9. Капустина З. Имидж современногопедагога//Учитель №1, 2006.
10. Новокшонова М.Имидж педагога: знания, опыт, мастерство.//Учитель №3, 2005.
11. Петрова Е.А.,Коробцева Н.А. Язык одежды, или как понять человека по его одежде. – М., 1998.
12. Попова Л. Имиджсовременного педагога. //Учитель №6, 2002.
13. Смирнова Н.Е.Имидж учителя.//Преподаватель, 2001, №1.
14. Шепель В.М.Имиджелогия: секреты личного обаяния. М., 1997.