Следствие и дознание

Содержание:
Введение
I. Общие положения организации выявления и расследования преступлений
1. История развития органов предварительного следствия и дознания
2. Оперативно-розыскная деятельность
II. Понятие и система органов предварительного следствия и дознания
1. Органы предварительного следствия
2. Милиция и другие органы дознания
III. Компетенция органов предварительного следствия и дознания
1. Функции предварительного следствия
2. Полномочия органов дознания
Заключение
Список использованных источников

Введение
Выявление и расследование преступлений — это деятельность специаль­ноуполномоченных государственных органов по получению сведений, выраженных в действииили бездействии, могущих иметь признаки преступления, yстановлению события исостава преступления, изобличению виновных в их совершении лиц, принятию мер повозмещению причиненного преступлением ущерба, выявлению причин и условий,способствовавших совершению преступления.
Указанная деятельность осуществляется в строгом соответствии с законом.
Выявление преступления может произойти в ходе оперативно-розыскных мероприятий,производства дознания, предварительного следствия, иной деятельности, но расследованиепреступлений может производиться только в формах дознания или предварительногоследствия и в строгом соответствии с нормами УПК РФ.
Объектомисследования данной темы является деятельность органов предварительногоследствия и дознания.
В первойглаве своей работы я раскрыла общие положения организации выявления ирасследования преступлений, которую производят органы предварительногоследствия и дознания, а также историю развития последних.
Втораяглава работы посвящена вопросам системы предварительного следствия.
Втретьей главе говорится о компетенции органов предварительного следствия идознания.

I. Общие положения организации выявления ирасследования преступлений
1. История развития органов предварительного следствия идознания
До середины XVIII века предварительное расследование входило вобязан­ности полиции.
Со второй половины того же века в Санкт-Петербурге и Москве былисоз­даны при городских правлениях специальные следственные органы, так называемые«юстицких криминальных дел департаменты».
Правом предварительного следствии так же обладали земские суды,упра­вы благочиния и различные присутствия, в которые входили полицейские чи­ны.
Законом от 6 июля 1860 года были введены судебные следователи,являв­шиеся особыми должностными лицами судебного ведомства.
В соответствии с Положением судебных уставов следователи какносители судебной власти состояли при окружных судах и пользовались правами чле­новсуда.
К органам судебно-следственной власти относили так же участковыхсу­дебных следователей.
С 1870 года по важнейшим делам дознание производили следователи,на­значавшиеся министром юстиции по предложениям прокурора.
В отдельных случаях судебно-следственные действия моглипроизводиться мировыми судьями, членами судебной палаты, чиновникамиМинистерства внутренних дел жандармского ведомства, сенаторами кассационныхдепарта­ментов.
До 1860 г. расследование преступлений входило в круг обязанностейполиции. В роли следователей выступали в основном квартальные надзира­тели, а вкрупных городах существовали особые должности следственных приставов погражданским и уголовным делам. Следствие производили также нижние земские суды,управы благочиния и различные присутствия, в которые входили полицейские чины(полицмейстер, частный пристав, следственный пристав). В так называемых важныхслучаях следствие пору­чалось особо выделенным чиновникам, командируемым наместа происше­ствий губернаторами, министром внутренних дел и даже царем. Явнаянеудовлетворительность состояния следствия была очевидной. Медлительность ивзяточничество, процветавшие среди полицейских чи­новников, парализовали его.Поэтому в 1860 г. следствие было отделено от полиции. Указом от 8 июня 1860 г.в 44 губерниях России были введены должности судебных следователей, числившихсяпо ведомству Министер­ства юстиции.
Одновременно с Указом были изданы Наказ судебным следователям иНаказ полиции о производстве дознания по делам о преступлениях и про­ступках, которымиустанавливалось производство предварительного след­ствия, определялисьвзаимоотношения следователя с полицией и судебны­ми учреждениями,регламентировались другие вопросы.
Должность судебного следователя была приравнена к должности членауездного суда. Назначение на нее и увольнение осуществлялись министром юстициипо представлению губернатора и с согласия губернского прокуро­ра. Условияработы судебных следователей осложнялись двойственностью их положения,поскольку, хотя формально они были подчинены Министер­ству юстиции, фактическив гораздо большей степени зависели от губерна­торов.
20 ноября 1864 г. был принят Устав уголовного судопроизводства,кото­рый установил, что предварительное следствие о преступлениях и проступ­ках,подсудных окружным судам, производится судебными следователями при содействииполиции. При отсутствии следователя Устав обязывал по­лицию проводить дознаниеи затем передавать собранные материалы су­дебному следователю.
В 1867 г. были учреждены должности временных следователей по особоважным делам (они предназначались для расследования уголовных дел о подделкахгосударственных кредитных билетов). В 1870 г. введены должности судебныхследователей по важнейшим делам. В 1875 г. при окружных судах учреждаютсяпостоянные должности следователей по осо­бо важным делам.
Помимо своей непосредственной работы по расследованию уголовныхдел судебный следователь при нехватке судей привлекался к рассмотрению дел, покоторым он не принимал участия в производстве предварительного расследования.
В последующем каких-либо преобразований органов, осуществляющихпредварительное следствие, не отмечается. Несмотря на недостаточное правовоерегулирование их деятельности, разработанный проект нормативного акта «Опреобразовании полиции в Империи» (1913 г.) так и не был принят. Никакихизменений в структуру и деятельность следствен­ного аппарата не привнесла ифевральская революция 1917 г.
Декретом о суде № 1 в ноябре 1917г. существовавшие институты су­дебныхследователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвока­туры былиупразднены, производство предварительного следствия возлага­лось на местныхсудей единолично. Однако они не справлялись с большим количеством уголовныхдел, а поэтому были образованы следственные комиссии Военно-революционного комитета.Аналогичные комиссии для расследования дел о контрреволюционных преступленияхбыли созданы при местных органах власти. Затем для расследования дел обубийствах, тяжких телесных повреждениях, разбоях, бандитизме, изнасилованиях идругих опасных преступлениях были учреждены следственные комиссии окружныхсудов. В это время наблюдается активный поиск новых форм организации идеятельности следственных органов.
Положением о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 г. производстворасследования возлагалось на следственные комиссии и на милицию (в формедознания), а в ряде случаев — на народного судью. 20 декабря 1917 г. быласоздана Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК), на которую возлагалось,кроме других обязанностей, расследование уголовных дел о государственныхпреступлениях. В октябре 1920 г. ВЦИК принял Положение о суде РСФСР, которымбыли введены должности на­родных следователей, избираемых губернскимиисполкомами Советов и состоящих при советах народных судей. Одновременноучреждались долж­ности следователей по важнейшим делам, которые состояли пригубернских отделах юстиции и при Наркомате юстиции РСФСР. С принятием этогоПоложения получила нормативную базу организация взаимодействия следователей сорганами дознания. При проведении предварительного следствия им (следователям)было обеспечено содействие милиции, в том числе уголовного розыска.Осуществлять свою деятельность сотрудники милиции должны были по указанию и подруководством следователя, требования которого при производстве следственных действийпризнавались общеобязательными.
Следователь объявлялся носителем судебной власти, границы которойбыли обусловлены законом. К нему, как и к судье, можно было применять
процедуру отвода.
С созданием в декабре 1917 года Всероссийской чрезвычайной комиссиирасследование дел о государственных преступлениях вошло в ее полномо­чия.
В 1920-х годах формируется нормативная база проведенияпредваритель­ного следствия, определяются организационные формы деятельностислед­ственного аппарата.
В соответствии с первым Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР,принятом в 1922 году, понятие «следователь» включало народныхследователей, следователей, состоящих при губернских судах, следователейвоенных трибуналов и следователей по важнейшим делам при наркомате юсв1Ц0Встановлениемв 1922 году института прокуратуры развитие организа­ции предварительногоследствия по делам об общеуголовных преступлениях получает дальнейшее развитие.В функции прокуратуры был включен надзор за расследованием уголовных дел, а дляпроизводства срочных расследова­нии по важнейшим делам следователи состояли приотделе прокуратуры Нар­комюста.
В 1940 году основная масса уголовных преступлений сталарасследоваться следователями НКВД и милицией.
В сентябре 1928 года следователи из подчинения судам перешли введе­ние прокуроров.
В 1936 году следственный аппарат был выведен из системы наркоматаюс­тиции и передан прокуратуре.
6 декабре 1958 года с принятием новых Основ уголовногосудопроизводст­ва Союза ССР правом производства предварительного следствия былинаде­лены следователи прокуратуры и органов государственной безопасности,следственный аппарат МВД был упразднен, однако с апреля 1963 года вос­становлен.
В 1970-1980-е годы органы предварительного расследованияразвивались в направлении совершенствования деятельности правоохранительнойсисте­мы СССР.
В 1990-е годы в связи с образованием суверенной России функцииорганов дознания получили федеральные органы налоговой полиции и органы Госу­дарственноготаможенного комитета, а следственный аппарат был восстанов­лен в Федеральнойслужбе безопасности.
Постановлением ВЦИК 25 мая 1922 г. был принят первыйУголовно-процессуальный кодекс РСФСР. Этот Кодекс не имел специальной статьи сперечнем органов предварительного следствия, но в п. 5 ст. 23 УПК гово­рилось,что под словом «следователь» разумеются народные следователи,
следователи, состоящие при губернских судах, следователи военныхтрибу­налов и следователи по важнейшим делам при Наркомате юстиции.
Принятые в 1924 г. Основы уголовного судопроизводства Союза ССР исоюзных республик установили, что «органами, производящими предвари­тельноерасследование преступлений, являются органы дознания, следова­тели и иныедолжностные лица, коим это предоставлено общесоюзными законами и законамисоюзных республик»; вопросов ведомственной при­надлежности следователей Основыне затрагивали.
Таким образом, в середине 20-х гг. была сформирована правоваяоснова предварительного следствия, определились организационные формы дея­тельностиследственного аппарата, выделились специальные следственные аппараты по делам оконтрреволюционных (ВЧК — ОГПУ) и воинских (во­енные следователи)преступлениях.
Дальнейшее развитие организации предварительного следствия поделам об общеуголовных преступлениях в значительной степени связано с возникновениеми развитием органов прокуратуры. 28 мая 1922 г. третья сессия ВЦИК ввела всистему органов юстиции новый орган— государст­венную прокуратуру — и принялапервое Положение о прокурорском надзо­ре. Наряду с другими функциями напрокуратуру был возложен надзор за расследованием уголовных дел. Эта сторона еедеятельности стала впослед­ствии развиваться достаточно интенсивно.Следственные же аппараты по­всеместно оставались (до 1928 г.) вадминистративном подчинении судов. В сентябре 1928 г. были внесены изменения вПоложение о судоустройстве РСФСР, в соответствии с которыми следователи изподчинения судам номинальным, поскольку подконтрольность следователейНаркомюсту и местным советам сохранялась, так как прокуратура оставалась вструктуре Наркомата юстиции.
В 1933 г. в СССР была учреждена прокуратура как самостоятельныйорган. В 1936 г. следственный аппарат был выделен из системы юстиции и переданв подчинение прокуратуре. В то же время в 30-е гг наблюдается существенноерасширение подследственности и полномочий органов доз­нания, в частностимилиции, которая и производила дознание по основной массе общеуголовныхпреступлений. В 1940 г. приказом НКВД был обра­зован следственный аппарат,входивший в структуру Главного управления милиции НКВД СССР. Основная массаобщеуголовных преступлений в 40-50-е гг. расследовалась следователями НКВД имилицией как органом доз­нания.
В декабре 1958 г были приняты Основы уголовного судопроизводстваСоюза ССР и союзных республик3, в соответствии с которыми и принятыми, затемуголовно-процессуальными кодексами союзных республик правом производствапредварительного следствия были наделены следователи прокуратуры и органовгосударственной безопасности. Следственный ап­парат МВД был упразднен (всистеме МВД — МООП в это время функцио­нировали специализированныеподразделения дознания, которые расследовали значительное количество уголовныхдел об общеуголовных преступ­лениях). Как показал опыт, следователи прокуратурыне могли справиться с расследованием большого количества уголовных дел. Поэтому6 апреля 1963 г Президиум Верховного Совета СССР принял Указ, которым наделилорганы охраны общественного порядка (так тогда именовались органы внутреннихдел) правом производства предварительного следствия. В МООП (МВД) был создан следственныйаппарат, к подследственности которого относилось большинство дел обобщеуголовных преступлениях. В то же время за милицией было сохранено правопроизводства дознания по значительному числу преступлений.
В последующем в уголовно-процессуальное законодательство вносятсяважные изменения и дополнения, направленные на: расширение гарантий правучастников процесса (например, допуск защитника на более ранних этапахпредварительного расследования), совершенствование организационных вопросоврасследования (регламентирование полномочий начальника следственного отдела);изменение подследственности (например, передача уголовных дел о преступленияхнесовершеннолетних следователям МВД), более полное использование возможностейнауки и техники в уголовном судопроизводстве; использование в уголовномпроцессе данных, полученных оперативно-розыскным путем (принятие законов обОРД) и т.д.
2. Оперативно-розыскная деятельность
Оперативно-розыскная деятельность осуществляется гласно и негласнооперативными подразделениями госу­дарственных органов, уполномоченных на тоФедераль­ным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределахполномочий посредством проведения опера­тивно-розыскных мероприятий в целяхзащиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собствен­ности,обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Задачи оперативно-розыскной деятельности:
•  выявление, предупреждение, пресечение и раскры­тиепреступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих,совершающих или совер­шивших;  
•  осуществление розыска лиц, скрывающихся от ор­ганов дознания,следствия и суда, уклоняющихся от уго­ловного наказания, а также розыска безвести пропав­ших;
• добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозугосударственной, военной, экономи­ческой или экологической безопасности России.
На территории Российской Федерации право осуще­ствлятьоперативно-розыскную деятельность предостав­ляется оперативным подразделениям:
1)  органов внутренних дел РФ;
2)  органов Федеральной службы безопасности;
3)  федеральных органов государственной охраны;
4)  таможенных органов РФ;                                       
5)  службы внешней разведки РФ;
6) Министерства юстиции РФ.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную де­ятельность,проводят следующие оперативно-розыскные мероприятия:
1)  опрос;
2)  наведение справок;
3)  сбор образцов для сравнительного следствия;
4)  проверочную закупку;
5)  исследование предметов и документов;
6)  наблюдение;
7)  отождествление личности;
8)  обследование помещений, зданий, сооружений, участков местностии транспортных средств;
9)  контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
10)  прослушивание телефонных переговоров;
11)  снятие информации с технических каналов связи;
12)  оперативное внедрение;
13)  контролируемую поставку;
14)  оперативный эксперимент.
Результаты оперативно-розыскной деятельности мо­гут бытьиспользованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий,проведения опера­тивно-розыскных мероприятий по выявлению, предуп­реждению,пресечению и раскрытию преступлений, вы­явлению и установлению лиц, ихподготавливающих, совершающих и совершивших, а также для розыска лиц,скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, ук­лоняющихся от исполнениянаказания и без вести про­павших.
Они также могут служить поводом и основанием для возбужденияуголовного дела и использоваться в каче­стве доказательств по уголовным делам.
Оперативно-розыскная деятельность — это деятельность, осуществляв мин гласно инегласно оперативными подразделениями государственных органов путем проведенииоперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жиз­ни, здоровья, прав и свободличности, собственности, обеспечения безопас­ности общества и государства отпреступных посягательств.
Оперативно-розыскная деятельность призвана помогать деятельностипо расследованию преступлений. Собранные в ходе оперативно-розыскнойдеятельности сведения не являются доказательствами по уго­ловному делу.Оперативно-розыскная деятельность лишь помогает опре­делять направления, вкоторых возможен поиск доказательств.
Задачами дознания и предварительного следствия являются установле­ниеобстоятельств совершения преступления и изобличение виновных лиц, то есть сбордоказательств для последующего рассмотрения уголов­ного дела в суде. Междусобой указанные виды деятельности различаются органами, их осуществляющими,сроками производства, набором процес­суальных полномочий.

II. Понятие и система органов предварительногоследствия и дознания
 
1. Органы предварительного следствия
 
Предварительное расследование производится в форме предваритель­ногоследствия либо в форме дознания. Производство предварительно» следствияобязательно по всем уголовным делам, за исключением дел о пре­ступлениях небольшойи средней тяжести. Расследование в форме дознания по этим делам заключается втом, что орган дознания, возбудив уголовное дело и руководствуясь правиламипроизводства предварительного расследования, самостоятельно, без передачи деласледователю, устанавливает все обстоятельства дела и завершает расследование.Материалы такого дозна­ния являются основанием для рассмотрения уголовного делав суде. Предварительное следствие производится:
•   следователями прокуратуры;
•   следователями органов Федеральной службы безопасности;
•   следователями органов внутренних дел РФ;
• следователями   органов   по  контролю   за  оборотом  наркотических средств и психотропных веществ.
Предварительное расследование производится по месту совершениядеяния, содержащего признаки преступления. В случае необходимости производстваследственных или розыскных действий в другом месте сле­дователь вправепроизвести их лично либо поручить производство соот­ветственно следователю илиоргану дознания, который обязан выполнить поручение в срок не позднее 10 суток.Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом месте, тоуголовное дело расследуется по месту окончания преступления.
Если преступления совершены в разных местах, то по решению про­курорауголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений илинаиболее тяжкого из них.
Предварительное расследование может производиться по месту нахо­жденияобвиняемого или большинства свидетелей в целях обеспечения его полноты,объективности и соблюдения процессуальных сроков.
Неотложные следственные действия осуществляются органом дозна­ния послевозбуждения уголовного дела, по которому производство пред­варительногоследствия обязательно. Цель таких действий — обнаружение и фиксация следовпреступления, доказательств, требующих незамедли­тельного закрепления, изъятияи исследования.
Неотложные следственные действия производят: органы дознания (органывнутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотических средств ипсихотропных веществ); органы Федеральной службы безопасности;  таможенныеорганы; командиры воинских частей и соединений, начальники военных уч­режденийи гарнизонов; начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системыМинистерства юстиции РФ; иные должностные лица, которым предоставленыполномочия орга­нов дознания.
После производства неотложных следственных действий и не позднее10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовноедело прокурору. В случае направления прокурору уголовного дела, по которому необнаружено лицо, совершившее преступление, ор­ган дознания обязан приниматьрозыскные и оперативно-розыскные ме­ры для установления лица, совершившегопреступление, уведомляя сле­дователя об их результатах.
Правовое положение следователя:
•   следователь процессуально независим;
•   он вправе давать соответствующим органам указания опроизводстве оперативно-розыскных мероприятий; изымать у органов дознания ипринимать к своему производству до истечения срока дознания дела, по которымобязательно производство предварительного следствия;
•   следователь самостоятельно принимает решения, связанные спроиз­водством предварительного следствия, в определенных случаях (арест, обыски т. п.) получая санкцию прокурора на совершение определен­ных следственныхдействий;
• следователь выполняет указания прокурора, касающиесяпроизводства предварительного следствия; однако если указания касаются привле­ченияконкретного лица в качестве обвиняемого, прекращения произ­водства по делу илинекоторых других определенных в законе вопро­сов, то следователь вправепередать вышестоящему прокурору в пись­менном виде свои возражения с указаниямипрокурора.
Для координации работы следователей в соответствующих органахсоздаются следственные аппараты.
Требования, предъявляемые к кандидатам на должностиследователей:
•   гражданство РФ;
•   часто высшее юридическое или специальное образование;
•   соответствующие профессиональные и нравственные качества;
• способность по состоянию здоровья выполнять обязанностиследователя. Следователи имеют соответствующие должностные наименования,классные чины (прокуратура), специальные звания (органы внутренних дел), воин­скиезвания (Федеральная служба безопасности и военная прокуратура).
Для обеспечения всестороннего, полного и объектив­ногорасследования судом обстоятельств дела, по общему правилу, требуется большаяподготовительная работа, зак­лючающаяся в обнаружении, закреплении, проверке ипредварительной оценке доказательств. Осуществляется эта работа органамипредварительного следствия.
В соответствии с УПК предварительное следствие по уголовным делампроизводится:
1)  следователями прокуратуры;
2)  следователями органов внутренних дел;
3)  следователями органов Федеральной службы безо­пасности.
Предварительное следствие производится только после возбужденияуголовного дела и в порядке, установлен­ном УПК.
Предварительное следствие по уголовным делам дол­жно бытьзакончено не позднее чем в двухмесячный срок. В этот срок включается время содня возбуждения дела и до момента направления прокурору дела с обвинитель­нымзаключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса оприменении принуди­тельных мер медицинского характера либо до прекраще­ния илиприостановления производства по делу.
Следователь обязан полно, всесторонне и объектив­но исследоватьвсе обстоятельства дела, выявить улича­ющие и оправдывающие обвиняемогообстоятельства, а также отягчающие и смягчающие вину обвиняемогообстоятельства.
При производстве предварительного следствия все ре­шения о направленииследствия и производстве следствен­ных действий следователь принимаетсамостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено по­лучениесанкции от прокурора, и несет полную ответ­ственность за их законное исвоевременное проведение.
Постановление следователя, вынесенное в соответствии с законом понаходящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для исполнениявсеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами игражданами.
Предварительное расследование представляет собойрегламентированную уголовно-процессуальным законодательством деятельностьуполномоченных на то органов по собиранию, проверке и оценке доказательств вцелях рас­крытия преступлений, привлечению лиц, их совершивших, к уголовнойответ­ственности, обеспечению возмещения материального ущерба, причиненногопреступлением.
Органы предварительного расследования выясняют характер и размерущерба, причиненного преступлением, обеспечивают гражданский иск или возможнуюконфискацию имущества, выявляют причины и условия, способст­вующие совершениюпреступлений и, принимают меры к их устранению.
Предварительное расследование — самостоятельная стадия уголовногопроцесса, следующая за возбуждением уголовного дела. Выводы,’ сделанные впроцессе предварительного расследования о виновности, о доказанности или жеиные выводы не являются окончательными. Суд, в который поступает уголовноедело, осуществляет свое собственное исследование доказа­тельств: заслушиваетпоказания подсудимого, потерпевшего, свидетелей; изучает заключения экспертов;осматривает вещественные доказательства и т.д. Выводы суда о виновностиподсудимого могут не совпадать с выводами органов предварительного следствия.
Предварительное следствие — это расследование, проводимоеспециально уполномоченными лицами — следователями, с целью решения стоящихперед ними задач по быстрому и полному раскрытию преступлений, изобличениювиновных, установлению других обстоятельств дела и привлечению виновных куголовной ответственности.
Предварительное следствие осуществляют следователями прокуратуры,органов Федеральной службы безопасности, органов внутренних дел, Феде­ральнойслужбы налоговой полиции.
Правом на производство отдельных следственных действий илирасследо­вания в полном объеме наделен прокурор и начальник следственногоотдела. Предварительное следствие не вправе производить никакие другие органы идолжностные лица.
Следственный комитет при МВД РФ.
Следственный комитет при МВД РФ как структурное подразделение:обес­печивает организационно-методическое руководство деятельностью подчи­ненныхследственных подразделений; осуществляет процессуальный и ве­домственныйорганизационный контроль за производством предварительного следствия;организует расследование преступлений по наиболее сложным уголовным делам.
Возглавляет Следственный комитет при МВД РФ начальник, который под­чиняетсянепосредственно министру внутренних дел и является его замести­телем.
В составе Следственного комитета создаются подразделения:зонального контроля; методического обеспечения предварительного следствия;следст­венная часть (на правах управления); специализированные подразделения(например, для расследования уголовных дел о преступлениях в сфере эко­номики,организованных преступных формирований и pp.).
Основные задачи Следственного комитета при МВД РФ:
–  обеспечение в пределах компетенции защиты личности, ее прав исво­бод, собственности, прав предприятий, учреждений, организаций от преступ­ныхпосягательств путем всестороннего, полного и объективного расследова­нияпреступлений, правильного применения закона, привлечения к ответст­венностивиновных;
— совершенствование следственной работы на основе внедрения впрактику достижений науки и техники, передового опыта, прогрессивных форморгани­зации и методов предварительного следствия;
— осуществление контроля за соблюдением законности напредварительном следствии;
–  обеспечение процессуальной самодеятельности следователей; под­бор,расстановка и воспитание кадров;
— повышение профессионального мастерства следственных работников;
— оказание помощи в социально-бытовом обеспечении сотрудников.Следственный комитет при МВД РФ имеет определенные функции, касаю­щиеся:
— анализа и обобщения информации о состоянии преступности,результатах деятельности следственного аппарата и др.
Руководители следственных подразделений ГОВД, РОВД, ОВДТ организу­ютработу руководимых ими подразделений по выполнению следующих задач: быстрому иполному раскрытию преступлений, изобличению виновных и обес­печению правильногоприменения закона; принятию в ходе следствия мер по возмещению гражданам июридическим лицамущерба,причиненного престу­плениями; осуществлению предусмотренныхуголовно-процессуальным за­конодательством мер по устранению причин и условий,способствовавших со­вершению преступлений.
Контроль и надзор за деятельностью органов внутренних дел осу­ществляетсясо стороны государственных структур, имеющих соответст­вующие полномочия.
Надзор за точным и неуклонным исполнением законов органами внутрен­нихдел возложен на прокуратуру.
Контроль за деятельностью органов внутренних дел осуществляетсяраз­личными органами. Прежде всего, это ведомственный контроль, осуществ­ляемыйконтрольно-методическими подразделениями вышестоящих органов внутренних дел.
Деятельность милиции общественной безопасности подконтрольна иорга­нам местного самоуправления.
Государственный контроль за деятельностью Министерства внутреннихдел РФ осуществляют Президент и Правительство РФ.
Судебный контроль осуществляется при рассмотрении судами уголовных дел и дел обадминистративных правонарушениях, поступивших из органов внутренних дел, жалобна незаконное задержание и применение меры пресе­чения — заключения под стражу, жалоб нанезаконные решения органов внут­ренних дел.
2. Милиция и другие органы дознания
Органы дознания — это государственные органы и должностные лица,уполномоченные осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. К органамдознания относятся:
•  органы  внутренних  дел,  иные  органы исполнительной власти, наделенныеполномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;
•   пограничные органы федеральной службы безопасности РФ;
•   органы Службы судебных Приставов Минюста России;
•   таможенные органы РФ;
•   органы Государственной противопожарной службы;
•   прокуратура;
•  органы по контролю за оборотом наркотических средств и психо­тропныхвеществ;
•   командиры воинских частей, соединений, начальники военных учре­жденийили гарнизонов.
На органы дознания возлагаются:
•   дознание по уголовным делам, по которым производство предвари­тельногоследствия необязательно;
• выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам,по которым производство предварительного следствия обязательно. Выполнениенеотложных следственных действий возлагаются также на:
• капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнемплавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;
•   руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленныхот мест расположения органов дознания, — по уголовным делам о преступлениях,совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;
•   глав дипломатических представительств и консульских учрежденийРФ — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах террито­рийданных представительств и учреждений.
Дознаватель — это должностное лицо органа дознания, правомочное либоуполномоченное начальником органа дознания осуществлять пред­варительноерасследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПКРФ.  Полномочия по проведению дознания не могут быть возложены на лицо, котороепроводило или проводит по дан­ному уголовному делу оперативно-розыскныемероприятия.
Дознаватель уполномочен:
• самостоятельно производить следственные и иные процессуальныедейст­вия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда наэто требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или)судебное решение
Осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ
Указания прокурора и начальника органа дознания обязательны длядознавателя. При этом он вправе обжаловать указания начальника органа дознанияпрокурору, а указания прокурора – вышестоящему прокурору.
Предварительное расследование преступлений, осуществляемоеорганами дознания, называется дознанием.
Дознание может быть двух видов: дознание по делам о преступлениях,по которым предварительное следствие обязательно; дознание по делам о пре­ступлениях,по которым производство предварительного следствия не обяза­тельно.
Дознание первого вида представляет собой производство органомдозна­ния указанных в законе неотложных следственных действий: осмотр, обыск,выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допроспотерпевших и свидетелей.
Об обнаружении преступления и начатом дознании орган дознаниянемед­ленно уведомляет прокурора. Дознание по этой категории дел производят неболее 10 суток со дня возбуждения дела.
Дознание второго вида представляет собой полное расследованиеорганом дознания преступлений, по которым не требуется производства предвари­тельногоследствия. Материалы дознания в этих случаях являются основани­ем длярассмотрения дела в суде
Основными процессуальными актами при предварительном расследова­нии,являются постановления и протоколы.
Постановление — это процессуальный документ, в котором выражаетсяре­шение следователя, органа дознания или прокурора, принятое при производ­ствепредварительного следствия или дознания.
Протокол — это процессуальный документ, в котором отражаются ход ире­зультаты следственных действий или фиксируется факт выполнения того илииного требования уголовно-процессуального закона.
Дознание — вид предварительного расследования пра­вонарушений,неотложные следственные действия по ус­тановлению и закреплению следовпреступления.
В соответствии с УПК органами дознания являются:
1)  милиция;
2) командиры воинских частей, соединений и началь­ники военныхучреждений — по делам обо всех преступ­лениях, совершенных подчиненными имвоеннослужа­щими, а также военнообязанными во время прохожде­ния ими сборов; поделам о преступлениях, совершен­ных рабочими и служащими Вооруженных Сил РФ всвязи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части,соединения, учреждения;
3)  органы Федеральной службы безопасности — по делам, отнесеннымзаконом к их ведению;
4) начальники уголовно-исполнительных учреждений, следственныхизоляторов — по делам о преступлениях против установленного порядка несенияслужбы, совер­шенных сотрудниками этих учреждений, а равно по де­лам опреступлениях, совершенных в расположении ука­занных учреждений;
5)  органы Государственного пожарного надзора — по делам о пожарахи нарушениях противопожарных правил;
6)  органы Федеральной пограничной службы РФ — по Делам онарушении режима Государственной грани­цы РФ, пограничного режима и режима впунктах про­пуска через Государственную границу РФ, а также по      делам опреступлениях, совершенных на континентальном шельфе РФ;
7)  капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, иначальники зимовок в период отсутствия транспортных связей сзимовкой;                                   
8)  таможенные органы РФ — по делам о контрабанде, о нарушенияхтаможенного законодательства РФ, об уклонении от уплаты таможенных пошлин, атакже по делам о преступлениях, связанных с незаконным экспор­том товаров,научно-технической информации и услуг, используемых при создании вооружения ивоенной тех­ники, оружия массового уничтожения и невозвращени­ем на территориюРоссии предметов художественного, исторического, археологического достояниянародов: Российской Федерации.
Деятельность органов дознания бывает двух видов.
Первый вид — дознание как первоначальный этап рас­следованияуголовного дела, на котором выявляются и фиксируются следы преступления,производятся неот­ложные следственные действия для раскрытия преступ­ления иобнаружения преступника, после чего дело пе­редается следователю дляпроизводства предварительного следствия.
После передачи дела следователю орган дознания мо­жет проводить понему следственные и розыскные дей­ствия только по поручению следователя. Вслучае передачи следователю дела, по которому не представи­лось возможнымобнаружить лицо, совершившее пре­ступление, орган дознания продолжает приниматьмеры для установления преступника, уведомляя следователя о результатах.
Второй вид дознания — ускоренное и упрощенное расследование в полномобъеме несложных уголовных дел, не требующих по закону предварительного след­ствия.Материалы такого дознания являются основани­ем для рассмотрения дела в суде.
По отдельным преступлениям орган дознания про­изводит подготовкуматериалов для суда в протокольной форме.
Все указания прокурора по делу органом дознания должны бытьвыполнены. При несогласии с этими указаниями орган дознания может обжаловать ихвыше­стоящему прокурору, не приостанавливая исполнения.

III. Компетенция органов предварительного следствияи дознания
 
1. Функции предварительного следствия
Предварительное следствие осуществляется следователямипрокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности иФедеральной службы налоговой полиции. Задачи органов предварительногоследствия: бы­строе и полное раскрытие преступлений; изобличение виновных;обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершившийпреступ­ление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный небыл привлечен к уголовной ответственности и осужден.
Следователь — должностное лицо соответствующего ведомства,специаль­но назначаемое для расследования преступлений, которое является единст­веннойосуществляемой им функцией.
Полномочия следователя: право принимать решение о направлении рас­следованияуголовного дела, путем вынесения постановлений о совершении определенныхпроцессуальных действий; производство всех следственных действий,предусмотренных УПК РФ, к числу которых относят допросы любых лиц, имеющихотношение к делу, очные ставки, осмотры и т.д.; приме­нение принудительныхпроцессуальных мер по отношению к различным субъ­ектам, участвующим в деле;принятие решения о привлечении лица в качест­ве обвиняемого; принятие решения оприменении к обвиняемому меры пресе­чения; принятие решения об окончаниипредварительного следствия; право производить не только следственные, но ирозыскные действия, которые на­правлены на поиск, установление места пребыванияобвиняемого для после­дующего его вызова, задержания и т.д.; право поручатьместным органам доз­нания производство следственных и розыскных действий;привлечение орга­нов дознания к производству отдельных следственных действий,которые про­водит он лично.
Следователь несет полную ответственность за законное исвоевременное производство следственных действий.
Прокурор, осуществляя надзор за точным исполнением законов следова­телями,может отменять принятые ими решения и давать обязательные для исполненияуказания.
Следователь вправе давать органам дознания поручения и указания опро­изводстве следственных и розыскных действий, требовать от органов дозна­ниясодействия при производстве следственных действий. Такие поручения и указанияобязательны для исполнения.
Следователь обязан осуществлять расследование объективно, выявлятькак уличающие, так и оправдывающие обвиняемого обстоятельства, прини­мать мерык обеспечению материального ущерба, устранению причин и усло­вий,способствовавших совершению преступления.
Расследование большинства уголовных дел, по которым обязательнопро­изводство предварительного следствия, а именно: нанесение тяжких и менеетяжких телесных повреждений, кражи, грабежи, разбои, мошенничества и др.осуществляют следователи органов внутренних дел.
Дела об убийствах, изнасилованиях, получении взятки, а также вседела о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями, должно­стнымилицами органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенных ор­ганов,учреждений органов уголовно-исполнительной системы расследуют следователипрокуратуры.
В составе прокуратуры имеется военная прокуратура, следователикоторой расследуют дела о преступлениях, совершенных военнослужащими Воору­женныхСил РФ; другими лицами, приравненными по своему правовому поло­жению квоеннослужащим; сотрудниками ФСБ и Службы внешней разведки.
Следователи ФСБ безопасности и ее органов расследуют дела о такихпреступлениях, как терроризм, шпионаж, контрабанда, угон воздушного, вод­ногосудна или железнодорожного состава и др.
Следователи налоговой полиции расследуют дела об уклонении от уплатыналогов.
Компетенция следователей различных  ведомств (подследственность)определена уголовно-процессуальным законом по предметному принципу (т. е. сучетом квалификации совершаемых преступных деяний). В то же время следователипрокуратуры помимо дел о преступлениях, отнесенных к их исключительнойподследственности, наделены также правом производства предварительногоследствия и по делам, подследственным следователям следственных подразделенийпри органах внутренних дел, федеральных служб безопасности и налоговой полиции.
Следователи — уполномоченные государством должностные лица, кото­рыепризваны в соответствии с законом устанавливать событие преступле­ния,заниматься розыском и изобличением виновного (виновных) в совер­шениипреступления, принимать меры по возмещению причиненного пре­ступлением ущерба,устранению причин и условий совершенного преступ­ления, предупреждениюсовершения новых преступных деяний. Для вы­полнения этого следователи наделеныспециальными полномочиями, пере­чень которых дан в УПК. И если следователемсобраны доказательства виновности лица в совершенном преступлении, то он,изложив свои выводы в обвинительном заключении, направляет затем материалыуголовного дела через надзирающего прокурора в суд, который решает вопрос овиновности или невиновности лица в совершении преступления, а также оназначении виновному соответствующей меры наказания.
С учетом указанных полномочий следователя можно сделать вывод оважности его деятельности не только по осуществлению предварительного следствияпо уголовным делам, но и созданию предпосылок для реализации судомпредоставленной ему Конституцией РФ судебной власти. Именно от своевременных,квалифицированных и в соответствии с законом проведен­ных следственных действийво многом зависят законность, обоснованность и справедливость судебногоприговора.
Согласно Закону о прокуратуре прокуратура осуществляет уголовноепреследование и проводит расследование по делам о преступлениях, отнесенныхзаконом к ее компетенции. В соответствии с этим же Законом прокурор вправепринять к своему производству или поручить подчинен­ному ему прокурору,следователю расследование любого преступления, предусмотренного УК РФ.
А также прокурору предоставлено право лично участвовать впроизводстве предварительного следствия и в необходимых случаях проводитьотдельные следственные действия или же расследование в полном объеме по любомууголовному делу. В последних случаях, т. е. при производстве предварительногоследствия, прокурор в полном объеме пользуется правами следователя,одновременно сохраняя при этом за собой полномочия, предоставленныеисключительно прокурору. Все эти права, предоставленные прокурору, вытекают изполномочий по осуществлению надзора за исполнением законов органамипредварительно­го следствия и дознания.
К компетенции следователей прокуратуры относится расследованиеуголовных дел о наиболее тяжких преступлениях против жизни (различные видыубийств), о половых преступлениях, о должностных преступлениях и о некоторыхиных преступных деяниях, перечисленных в ч. 3 ст. 126 УПК, а также по уголовнымделам о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями идолжностными лицами органов внутренних дел, налоговой полиции и таможенныхорганов, и по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношенииуказанных лиц в связи с их служебной деятельностью.
В составе прокуратуры имеется военная прокуратура, следователикото­рой расследуют уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащимиВооруженных Сил Российской Федерации, а также призванными на сборывоеннообязанными; военными строителями; другими лицами, приравненными по своемуправовому положению к военнослужащим Вооруженных Сил, Федеральной службыбезопасности и Службы внешней разведки Российской Федерации; лицамигражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в связи свыполнением ими служебных обязанностей либо в расположении воинской части,учреждения, военного образовательного учреждения, предприятия или организацииВооруженных Сил.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об органахФедеральной службы безопасности в Российской Федерации» правом производствапредварительного следствия по уголовным делам, отнесеннымуголовно-процессуальным законом к их компетенции, наделены следователи органовФе­деральной службы безопасности. В соответствии с ч. 4 ст. 126 УПК следователиэтих органов ведут предварительное следствие по делам о преступлениях,расследование которых отнесено к их ведению, а именно: об особо опасныхгосударственных и некоторых иных государственных преступлениях, посягающих набезопасность Российской Федерации; о преступлениях против мира и безопасностичеловечества; а также о других преступлениях, борьба с которыми осуществляетсяорганами Федеральной службы безопасности. Органы ФСБ в соответствии сзаконодательством Российской Федерации осуществляют оперативно-розыскныемероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа,террористической деятельности, организованной преступности, коррупции,незаконного оборота оружия и наркотиков, терроризма, бандитизма и дру­гихпреступлений, предварительное следствие и дознание по которым отне­сены закономк их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пре­сечению и раскрытиюгрупп и сообществ, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своейцелью насильственное изменение конститу­ционного строя Российской Федерации.
На органы предварительного следствия в соответствии суголовно-процессуальным законом возложены следующие задачи:
— быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных;
— всестороннее, полное и объективное исследование всехобстоятельств уголовного дела;
— обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в процессе судебного разбирательства;
— обеспечение законности и обоснованности привлечения лиц вкачестве обвиняемых;
— обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса впроизводстве по уголовному делу;
— установление наличия или отсутствия ущерба, причиненногопреступлени­ем, определение его размера, принятие мер к обеспечению еговозмещения;
— выявление причин и условий, способствовавших совершению престу­плений,и принятие мер по их устранению.
Осуществление предварительного следствия является основной,главной функцией следователей всех этих ведомств. Следователи не вправе произ­водитьоперативно-розыскную деятельность. В случае необходимости про­изводстваоперативно-розыскных мероприятий по расследуемым ими уго­ловным делам они всоответствии с УПК и Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности»обязаны направить отдельное поручение об их проведении руководителямсоответствующих органов.
Следователи наделены законом полномочиями по рассмотрению посту­пающихзаявлений и сообщений о преступлениях. Некоторые особенности в этой частикасаются следователей прокуратуры, которые вправе рассмат­ривать и разрешатьзаявления и сообщения о преступлениях, если они: приняты ими непосредственно вотсутствие прокурора; имеют непосредст­венное отношение к находящимся в ихпроизводстве уголовным делам; получены ими вне пределов прокуратуры. Востальных случаях данная деятельность осуществляется прокурорами.
Правом осуществления предварительного следствия по уголовным де­ламнаделены также руководители следственных подразделений при орга­нах внутреннихдел, органов Федеральной службы безопасности и феде­ральных органов налоговойполиции (п. 6а ст. 34, ст. 127 УПК РСФСР). При производстве предварительногоследствия указанные должностные лица в соответствии с законом пользуютсяправами следователей.
2. Полномочия органов дознания
Производство дознания в Российской Федерации возлагается закономна административные органы государства и должностных лиц, выполняющих ад­министративно-распорядительныефункции.
Органы дознания проводят расследование уголовных дел, возникающихв своем большинстве в сфере их административной деятельности.
Общим для всех органов дознания независимо от ведомственной принад­лежностиявляется: выполнение одних и тех же задач при производстве доз­нания;осуществление дознания по единым правилам, установленным уголов­но-процессуальнымзаконом; проведение дознания под надзором прокурора; возможность использованияв целях более успешного производства дознания каждым из органов дознания своихлюдских и материальных резервов.
Задачами органов дознания, как и органов предварительногоследствия, являются: быстрое и полное раскрытие преступлений; изобличениевиновных; обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждыйсовершив­ший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один неви­новныйне был привлечен к уголовной ответственности и осужден.
В случае обнаружения признаков преступлений, орган дознания можетосуществить подготовку материалов в протокольной форме в 10-дневный срок безвозбуждения уголовного дела и производства следственных действий. По окончанииподготовки материалов составляется протокол, утверждая который, начальникоргана дознания одновременно возбуждает и уголовное дело, по­сле чего ононаправляется прокурору для утверждения и направления дела в суд.
Органы дознания осуществляют производство отдельных следственныхдействий и розыскных действий по письменному поручению следователя. Какправило, это поручение допросить каких-либо свидетелей, произвести обыск илииные следственные действия.
По закону в качестве органа дознания по уголовному делу выступаетсоот­ветствующий руководитель. При поручении расследования подчиненномудолжностному лицу он имеет право осуществлять контроль за действиями ирешениями лица, производящего дознание.
Лицо, производящее дознание, — это должностное лицо, которомуначаль­ник органа дознания поручил производство дознания по уголовному делу.Именно с этого момента указанное лицо приобретает предусмотренные уго­ловно-процессуальнымзаконом процессуальные права и обязанности.
Ответственность за решения и действия, относящиеся к компетенцииорга­на дознания, должны нести как начальник органа дознания, так и лицо, произ­водящеедознание.
Основным органом дознания является милиция. В соответствии сЗаконом  «О милиции» она подразделяется на криминальную и милицию общественнойбезопасности.
В криминальную милицию входят оперативные службы, главнымизадачами которых являются выявление и пресечение преступлений, по которым обяза­тельнопроизводство предварительного следствия, розыск лиц, скрывшихся от следствия.Начальником органа дознания выступает начальник криминальной милиции, которыйпоручает оперативным работникам проверку заявлений (сообщений), производстводознания, утверждает их решения.
К компетенции милиции общественной безопасности относится дознаниео большинстве преступлений, по которым не обязательно производство пред­варительногоследствия. В районных (городских) органах внутренних дел, ли­нейных отделах(отделениях) внутренних дел на транспорте действуют дозна­ватели, назначаемыеначальником на постоянную работу в качестве лица, производящего дознание.Дознаватель осуществляет дознание по делам, по которым не обязательнопроизводство предварительного следствия, а также подготовку материалов впротокольной форме.
Одной из форм предварительного расследования является дознание,производство которого основывается на том же уголовно-процессуальномзаконодательстве, что и предварительное следствие. Вместе с тем, кромерасследования уголовных дел, на органы дознания возложено также осуще­ствлениеоперативно-розыскной деятельности, направленной на обнаруже­ние преступлений илиц, совершивших данные преступления.
УПК РФ дает перечень органов дознания, к которым относятся:
— милиция; командиры воинских частей, соединений и начальникивоенных учреждений — по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными имвоеннослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов; поделам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных СилРоссийской Федерации в связи с исполнением служебных обязанностей или врасположении части, соединения, учреждения;
— органы Федеральной службы безопасности — по делам, отнесеннымзаконом к их ведению;
— начальники исправительных учреждений, следственных изоляторов — по делам о преступлениях против установленного порядка несения службы,совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по делам о преступ­лениях,совершенных в расположении указанных учреждений;
— органы государственного пожарного надзора — по делам о пожарах ио нарушениях противопожарных правил;
— органы Федеральной пограничной службы Российской Федерации — поделам о нарушении режима Государственной границы Российской Федерации,пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границуРоссийской Федерации, а также по делам о преступлениях, совершенных наконтинентальном шельфе Российской Федерации;
— капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, и началь­никизимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой;
— федеральные органы налоговой полиции — по делам, отнесенным законом к их ведению;
— таможенные органы Российской Федерации — по делам опреступлениях, предусмотренных ст. 188, 189, 190, 193 и 194 УК РФ.
Уголовно-процессуальный закон различает две формы дознания: дозна­ниепо делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, идознание по делам, по которым производство предварительно­го следствия необязательно.
В первом случае дознание состоит в производстве неотложныхследственных действий по установлению и закреплению следов преступления(например, осмотр места преступления, производство обысков, выемки, задержаниеи допрос подозреваемых, допросы потерпевших, свидетелей, проведениеосвидетельствования и др.). О начале производства дознания по таким делам органдознания в обязательном порядке должен немедленно уведомить надзирающегопрокурора. Данную форму дознания закон ограничивает 10-дневным сроком со днявозбуждения уголовного дела, после чего дело немедленно направляется поподследственности следователю. По такому уголовному делу орган дознания послепередачи дела по подследственности может производить определенные следственныеи розыскные действия только по поручению следователя (отдельному поручению). Втех случаях, когда лицо, совершившее преступление, не обнаружено, органдознания проводит соответствующие оперативно-розыскные мероприятия по егоустановлению и о результатах проделанной работы сообщает следователю.
Вторая форма дознания предполагает проведение расследования уго­ловногодела органом дознания в полном объеме, заканчивая его составлениемобвинительного заключения или вынесением постановления о прекращениипроизводства по делу. Уголовно-процессуальный закон устанавливает некоторыеособенности, отличающие дознание — от предварительного следствия. Во-первых, оникасаются сроков проведения расследования — на дознание отводится 1 месяц.Во-вторых, по окончании дознания материалы уголовного дела предъявляются дляознакомления только обвиняемому, другие же участники процесса только извещаютсяоб окончании дознания. В-третьих, обжалование органом дознания указанийпрокурора, в отличие от жалобы следователя (ч. 2 ст. 127 УПК), во всех случаяхне приостанавливает их исполнение.
Органы дознания осуществляют следующие уголовно-процессуальныефункции:
— дознание;
— досудебную подготовку материалов в протокольной форме;
— производство следственных и розыскных действий по поручениям иуказаниям следователей;
— оказание помощи следователям в проведении ими отдельныхследственных действий.
Таким образом, расследование преступлений (в отличие от органовпредварительного следствия) не является их единственной функцией. И, тем неменее, в их процессуальной деятельности производство дознания занимаетнаибольший объем. При этом все органы дознания обладают равными процессуальнымиполномочиями, действуя в пределах своей компетенции. Процессуальные актыорганов дознания имеют такую же юридическую силу и значение, как и актыследователя.
Среди перечисленных органов дознания в первую очередь следует вы­делитьмилицию, которую, как обоснованно отмечено в литературе, можно назватьуниверсальным органом дознания, поскольку закон не ограничива­ет ее компетенциюопределенными категориями уголовных дел, как это сделано в отношении остальныхорганов дознания.
В соответствии с Законом РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции»милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную мили­цию имилицию общественной безопасности. В своей деятельности мили­ция подчиняетсяМинистерству внутренних дел РФ, министерствам внут­ренних дел и управлениям внутреннихдел республик, краев и областей -субъектов Российской Федерации. Милицияобщественной безопасности, кроме того, подчиняется еще соответствующим органамгосударственной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления.
В состав криминальной милиции входят оперативно-розыскные,научно-технические и некоторые иные подразделения, которые необходимы длявыполнения стоящих перед ней задач и для оказания помощи милиции общественнойбезопасности. В соответствии с уголовно-процессуальным законом основнымизадачами криминальной милиции являются: выявление, предупреждение, пресечение ираскрытие преступлений, по делам о кото­рых производство предварительногоследствия обязательно, т. е. наиболее опасных преступлений; организация иосуществление розыска лиц, скры­вающихся от органов дознания, следствия и суда,уклоняющихся от испол­нения уголовного наказания, без вести пропавших и иныхлиц в случаях, предусмотренных законодательством.
Для милиции общественной безопасности основными задачами являются:обеспечение безопасности личности, общественной безопасности; охранасобственности, общественного порядка; выявление, предупреждение и пересечениепреступлений и административных правонарушений; раскры­тие преступлений, поделам о которых производство предварительного следствия не обязательно; розыскотдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено ккомпетенции МОБ.
В то же время милиция не должна подменять иной орган дознания, кком­петенции которого относится решение вопроса о возбуждении уголовного дела ипроизводство дознания по первичному материалу о преступлении.
Проверка заявлений и сообщений о преступлениях, которые не требуютпроведения оперативно-розыскных мероприятий, а также досудебная под­готовкаматериалов в протокольной форме и дознание, проводимое в пол­ном объеме,поручаются дознавателям специализированных подразделений дознания, которыефункционируют в составе милиции общественной безо­пасности.
Командир воинской части, соединения, начальник военного учреждениядействуют в качестве органа дознания с момента поступления к ним заяв­лений исообщений о совершенном преступлении или в случае непосредст­венногообнаружения признаков преступления, по которому он вправе, в соответствии сзаконом, возбудить уголовное дело. Но в силу различных обстоятельств этидолжностные лица не всегда в состоянии осуществлять дознание.
Органам ФСБ, как органам дознания, присущи те же полномочия, кото­рыеимеются у других органов дознания, с той лишь разницей, что их ком­петенция вкачестве органов дознания ограничивается производством по делам,подследственным следовате­лям этого ведомства.
В исправительных учреждениях органом дознания являются начальникиисправительных колоний, воспитательных колоний и тюрем. Руководители указанныхучреждений своим приказом назначают дознавателем специаль­но выделенногоподготовленного работника из числа среднего или старше­го начальствующегосостава.
В соответствии с Федеральным законом «О по­жарной безопасности» внастоящее время государственный пожарный надзор как специальный видгосударственной надзорной деятельности воз­ложен на должностных лицГосударственной противопожарной службы. В составе МВД РФ функционирует Главноеуправление государственной противопожарной службы, а в республиках, краях иобластях — субъектах Российской Федерации — управления Государственнойпротивопожарной службы. Руководители этих органов по должности являютсягосударствен­ными инспекторами по пожарному надзору, на которых в соответствиис действующим уголовно-процессуальным законодательством возложено производстводознания по уголовным делам о пожарах и по делам о нару­шениях требованийпожарной безопасности, а также осуществление в про­токольной форме досудебнойподготовки материалов о преступлениях, связанных с пожарами. В городских,районных органах внутренних дел и органах внутренних дел на транспортеполномочиями органа дознания в качестве органа государственного пожарногонадзора обладают инспектора государственной противопожарной службы.
В таможенных органах Российской Федерации в качестве органа дозна­ниявыступают Государственный таможенный комитет РФ, региональные таможенныеуправления, таможни и таможенные посты. Данные органы обладают всеминеобходимыми процессуальными полномочиями, преду­смотреннымиуголовно-процессуальным законодательством. Непосредст­венно функции дознанияреализуются подразделениями по борьбе с кон­трабандой и нарушениями таможенныхправил. Они действуют исключи­тельно в пределах своей компетенции. В процессеосвещения вопросов организации и деятельности различных органов дознанияупотреблялись термины «орган дознания» и «лицо, производящее дознание». Позакону в качестве органа дознания по уголовному делу выступает соответствующийруководитель (начальник). Он вправе лично расследовать уголовное дело,принимать самостоятельно по нему любые предусмотренные уголовно-процессуальнымзаконом решения.
Лицо, производящее дознание, — это должностное лицо, которому на­чальникоргана дознания поручил производство дознания по уголовному делу. Следует иметьв виду, что именно с этого момента указанное лицо приобретает предусмотренныеуголовно-процессуальным законом процес­суальные права и обязанности. Данноелицо принимает дело к своему про­изводству, осуществляетуголовно-процессуальные действия, оценивает доказательства по своемувнутреннему убеждению, основанному на всесто­роннем, полном и объективномрассмотрении обстоятельств дела в их со­вокупности, руководствуясь законом исвоим правосознанием (ст. 71 УПК РСФСР). Обладая определеннойсамостоятельностью, лицо, производящее дознание, вместе с тем осуществляет своиполномочия под контролем на­чальника органа дознания.
При поручении расследования подчиненному должностному лицу на­чальникоргана дознания в то же время в полной мере несет ответствен­ность за решениепроцессуальных задач, касающихся раскрытия преступ­ления, изобличения виновных,обеспечения возмещения причиненного материального ущерба и др. Он также несетответственность за качество и сроки проведения дознания. Необходимо отметить,что в соответствии с нормами УПК наиболее важные решения по делу принимаетименно орган дознания.
Ответственность за решения и действия, относящиеся к компетенцииоргана дознания, должны нести как начальник органа дознания, так и лицо,производящее дознание.

Заключение
В подведение итогов своей курсовой работы хочу отметить, что дляразрешения озвученных проблем следует проводить следующую работу:
— юристам-теоретикам продолжать более тщательно исследовать этутему, предлагая новые методы и способы взаимодействия, которые бы работали напрактике, а не оставались лишь научными предложениями.
— совершенствование законодательной базы по рассматриваемымвопросам,
— практикующим юристам необходимо применять в своей работе всё то,что уже наработано по вопросам взаимодействия органов, осуществляющихпредварительное расследование
Как отмечалось выше, в работе были затронуты только основныепроблемные вопросы, в основном те, которые часто встречаются на практике, ипредложены возможные пути их разрешения:
1)  Так, процессуальное положение следователя требует значительнойзаконодательной корректировки. Действующие положения законодательства опредъявляемых профессиональных требованиях к лицу, замещающему должностьследователя, повсеместно не выполняются. Необходимо   ужесточить процесс отборакандидатов на должность следователя и неукоснительно выполнять требование   закона    об обязательном наличии у следователя высшего юридическогообразования. Вопрос о подследственности уголовных дел требует внесенияизменений в УПК. Так дела схожие по составу преступления должны находиться введении следственного аппарата одного ведомства.  Требует изменения ст.126УПКРФ, где в некоторых случаях подследственность изменяется, не только взависимости от состава преступления, но и от квалифицирующих признаков.
2) Мне кажется, что необходимо в законодательном порядке расширитьи конкретно обозначить полномочия лиц, производящих дознание, наделить их  дополнительными   правами.    Было   бы   целесообразно,   разрешитьпроизводство всех следственных действий, включая назначение экспертизы,   что  привело   бы   к   ускорению    процесса   расследования преступления.
3) Отсутствие четкого разграничения прав и обязанностейсотрудников, входяших в следственно-оперативную группу, нередко приводит ктому, что оперативные работники милиции ведут следствие, а следователь прокуратурылишь оформляет или подписывает процессуальные  документы, составленныеоперативными уполномочен­ными. Требуется доработка действующих правовых актов,регламентация деятельности каждого участника группы.
4)  При проведении осмотра места происшествия как следователю, таки специалисту необходимо   планировать проведение этого следственного действия,правильно зафиксировать обстановку места происшествия, принимать меры кобнаружению и изъятию всех следов.
5) Законодателю необходимо пересмотреть свое отношение к вопросу осовмещении в период предварительного расследования функций специалиста иэксперта, что по нашему мнению не понизит объективность сведущего лица привынесении заключения, а лишь даст ему возможность учесть все данные полученныеследствием на первых шагах.
6) При назначении экспертизы следователь должен правильнопоставить вопросы эксперту, если возникают сомнения, то посоветоваться по    их формулировке. Следователем должноучитываться     то обстоятельство, чтосуществующие на данный момент технологии проведения исследований, а такженеудовлетворительное обеспечение экспертных учреждений поматериально-технической части приводит к тому, что у эксперта не всегда естьвозможность дать категоричный ответ на поставленный вопрос.
И в заключение хотелось бы сказать, что основной цельюдеятельности всех правоохранительных органов в целом, является успешная борьбас криминалом. И от того, как будет построено их взаимодействие, как эффективнои быстро будут раскрываться преступления зависит благополучие всего общества.Поэтому необходимо предпринимать, не откладывая на завтра, конкретные меры длякоординации деятельности этих органов. Взаимодействие должно осуществляться некак самоцель, а как метод для поиска новых путей в решении такой глобальнойзадачи, как улучшение криминогенной обстановки в России.

Список использованных источников:
 
Основная литература:
1. Беленков Р.А. Правоохранительныеорганы. Конспект лекций. М., 2004
2. Ларионова Е.Л. Правоохранительныеорганы. Студенту вуза. М., 2005
3. Смоленский М.Б. Правоохранительныеорганы Российской Федерации. Учебное пособие. Москва – Ростов-на-Дону, 2005
4. Черников В.ВЫ. Судоустройство иправоохранительные органы Российской Федерации. М., 2006
5. Божьев В. Правоохранительныеорганы Российской Федерации. М., 2005
6. Гуценко К., Ковалев К.Правоохранительные органы. М., 2004
7. Маркушин А.Г. Оперативно-розыскнаядеятельность – необходимость и законность. Н.Новгород, 2003
8. Основы оперативно-розыскнойдеятельности /Под ред. С.В. Степашина. М., 2005
9. Оперативно-розыскная деятельность/Под ред. К.К. Горяинова,  В.СЧ. Овчинского. М., 2003
10. Уголовно-процессуальный кодексРоссийской Федерации
Дополнительная литература:
11. Конституция Российской Федерации
12. ФЗ РФ «О милиции»
13. ФЗ РФ «О ведомственной охране»
14. ФЗ «Об оперативно-розыскнойдеятельности»
15. ФЗ РФ «О Федеральной службебезопасности»
16. ФЗ РФ «О прокуратуре»
17. ФЗ РФ «О налоговой службе»
18. Постановление Правительства РФ«Об организации ведомственной охраны»
19. Положение об органахпредварительного следствия в системе Министерства внутренних дел РоссийскойФедерации.
20. Положение о Федеральнойтаможенной службе
21. Положение о Федеральной службеРоссийской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.