Слуховые ощущения слепых и слабовидящих

СЛУХОВЫЕОЩУЩЕНИЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ

План
Введение
1.        Свойстваслуховых ощущений и их роль в жизни слепых
2.        Отчего зависят слуховые ощущения
3.        Специальнаятренировка слуховых ощущений
Заключение

Введение
Уже на заре возникновения науки о психике слепых было широкораспространено мнение, согласно которому слуховой анализатор является ведущимво всех видах деятельности слепых. На этом основании слуху слепых приписывалиособую изощренность, автоматически возникающую и компенсирующую утраченноезрение.
Несмотря на различные объяснения причин повышения слуховойчувствительности (перераспределение энергетического фонда, упражнения,интенсивность внимании), большая часть исследователей делала вывод, что именнослуху принадлежит ведущая роль в процессах познания и ориентации в окружающеммире. Такой точки зрения придерживались А.А. Крогиус, В.И. Руднев, Г.И.Челпанов и др. Так, А.А. Крогиус с явным одобрением цитировал Р. Дюфо, которыйписал: «Обычно, если говорят о слепых, то отмечают, прежде всего, результаты,полученные ими с помощью осязания… Только после целого ряда внимательныхнаблюдений оценил я важность для слепых слуха и понял, что в громадномбольшинстве жизненных обстоятельств слух является для них тем же, чем для насзрение».

1. Свойстваслуховых ощущений и их роль в жизни слепых
Слуховыеощущения возникают в мозгу человека в результате воздействия звуковой волны наслуховой рецептор.
Слуховыеощущения человека дистантны, т.е. принимают информацию на расстоянии.Возможность дистантного восприятия звуков имеет особую ценность, так какпозволяет использовать звуки как сигналы взаимодействия объектов внешнего мира.По мере того как звуки приобретают значение сигнала и связываются впредставлении слепого с предметами и их действиями, ориентировка в социальнойжизни становится более точной и определенной.
При помощи слуха человек отражает такие качества звука, как громкость,высота, тембр, устанавливает длительность звучания, локализует источник звука впространстве.
Слуховые ощущения человека избирательны. Из большого числа звуковчеловек может сосредоточить внимание на нужном звуке, остальные звуки он как быпри этом не слышит. Все эти свойства слуха для незрячего человека очень важныдля ориентировки и передвижения в пространстве.
Слуховые ощущения характеризуются порогами слуховойчувствительности. Наиболее важными из них являются пороги абсолютной слуховойчувствительности и различение звуков по высоте и тембру.
Абсолютный порог слуховой чувствительности определяется наименьшеймощностью колебаний, ощущаемых в виде звуков. Пороги слуховой чувствительностиу разных людей различны — есть люди, нормально слышащие, тугоухие и глухие. Чемниже порог абсолютной слуховой чувствительности, тем более отдаленные и />слабые звуки ощущает ухо и точнееопределяет местоположение источника звука.
Другим важным порогом слуховой чувствительности является порогразличения звуков по высоте (частоте) колебаний. Нормальное ухо различаетразницу в частоте колебаний двух источников звука в 10 процентов, в музыке —звуки с разницей в полтона.
Очень важным для незрячих людей является свойство слуха различатьзвуки по тембру. Порог различения звуков по тембру можно считать нормальным,если человек может определить каждый из музыкальных инструментов, издающих звукодинаковой высоты и силы. Чем ниже у незрячего порог различения по тембру, темлегче ему различать людей по голосам, тем лучше и быстрее он определяетпредметы по их звучанию!
Слуховые ощущения носят предметный характер, поскольку звукиассоциируются у человека с определенными предметами, издающими их. На основепредметности слуховых восприятий слепые могут узнавать предметы, формировать предметныеи пространственные представления. Однако предмстность слуховых ощущенийформируется приемущественно только после осязательного обследования источниказвука. Если предметы не издают звуков, то незрячий может определить их,постукивая по ним тростью или другим предметом.
С помощью слуха незрячие могут определять и использовать вкачестве ориентиров различные виды транспорта, могут определять направление ихдвижения, примерную скорость движения, а также явления природы: грозу, дождь,метель, ветер и др.
Многие незрячие легко определяют по шелесту листьев породыдеревьев, различают виды птиц, животных, узнают, по голосам своихродственников, друзей. При ударе по предметам незрячий может определить, изкакого материала они сделаны — дерева, металла, стекла и пр.
Важнейшее значение для пространственной ориентировки слепых имеютсоциальные функции слуха. Слух выступает как средство формирования человеческойречи. С помощью речи слепые получают огромную информацию об окружающем мире,которая не поступает по зрительному каналу. Так, например, передвигаясь понезнакомой местности, незрячий может уточнить у прохожих свое местоположение.Речь является важнейшим средством компенсации функций утраченного зрения.Реальный мир, который окружает незрячего человека, воспринимается им с помощьюразличных органов чувств и запечатлевается в его сознании в форме словесныхвыражений. Слово может вызвать такой же эффект, как и действие реальногораздражителя, обозначаемое этим словом. Это свойство речи позволяет слепым сократитьвремя на изучение объекта или участка пространства, заменив осязательноеобследование словесной информацией.
2. От чего зависят слуховые ощущения
Слуховые ощущения человека зависят от атмосферных условий.
При повышенной влажности воздуха лучше ощущаются звуки низкийчастоты. Возрастает слышимость при более низкой температуре и при повышенииатмосферного давления. Такие явления, как туман, дождь, снегопад действуют всторону понижения слуховых ощущений. Слуховые ощущения снижаются при сильных шумахи звуках. При сильном шуме незрячие не могут пользоваться слуховымиориентирами.
Слуховые ощущения могут значительно снижаться при утомлении слуха,зависят от направленности внимания, от эмоционального состояния человека и др.
Это все необходимо учитывать незрячему при самостоятельномпередвижении, особенно в незнакомых местах, когда больше используются слуховыеориентиры, чем осязательные.
3. Специальные тренировки слуховых ощущений
Слуховые ощущения поддаются тренировке. В результатесистематических тренировок заметно снижаются пороги различения звуков по высотеи тембру, повышается скорость и точность локализации звуков. Слуховые ощущенияможно тренировать не только на занятиях по пространственной ориентировке, но ив свободное время. Для знакомства со звуками природы можно использовать фонограммыголосов птиц, животных. Необходимо добиваться, чтобы каждый незрячий ученикнаучился быстро и точно определять по звукам различные материалы, предметы,научился пользоваться звуковыми ориентирами. Особое внимание нужно обратить натренировки по локадизадии источников звука.
Многие незрячие испытывают страх перед движущимся транспортом.Отсюда возникает неуверенное передвижение по тротуарам шумных улиц, боязньпереходить улицы. Это происходит, как правило, из-за того, что незрячие неумеют определять направление движения транспорта и скорость его передвижения.После специальных тренировок звуки движущегося транспорта могут стать хорошимислуховыми ориентирами при передвижении по городу.
У некоторых незрячих, кроме утраченного зрения, бывают и дефектыслуха. Поэтому при обучении незрячих ориентировке и мобильности необходимоустановить остроту слуха каждого уха, способность локализации звука.
Если у незрячего имеется значительная разница в порогах абсолютнойслуховой чувствительности левого и правого уха, то при определенииместоположения источников звука они воспринимают его смещенным в сторону хорошослышащего.уха. Инструктор должен научить незрячего делать необходимые поправкипри определении источника звука.
У незрячих с плохим слухом, как правило, нет ощущений препятствийна расстоянии. Поэтому при обучении пространственной ориентировке надо учить ихбольше пользоваться осязательными и обонятельными ориентирами, тренироватьвестибулярный аппарат. Незрячие, обладающие слухом на одно ухо, не могутопределить местоположение звука. Они слышат звук, но не могут, как правило,сказать, откуда он исходит. Звуки для таких людей перестают быть ориентираминаправления. Но при некоторой тренировке и в такой ситуации можно научитьнезрячего определять местоположение источника звука.
Если ушная раковина направлена прямо на источник звука, звукощущается с наибольшей громкостью. При отклонении громкость звука уменьшается.Это свойство можно использовать для локализации звуков. Зафиксировав наибольшуюгромкость звука при повороте головы, мы тем самым установим направление кисточнику звука. Используя этот прием, можно определить и направлениеперемещения источника звука.
Разумеется, этот прием не дает достаточно точного определенияместоположения источника звука, но позволяет выбрать, например, безопасныймомент при переходе через улицу. Практика показывает, что люди, обладающиеслухом только на одно ухо, вполне овладевают навыками самостоятельногопередвижения в большом пространстве.

Заключение
Слух имеет огромное значение для человека. При полной иличастичной утрате зрительных функций, при сокращении или невозможностивоспринимать мир визуально, роль слуха значительно возрастает.
При помощи слуха слепые люди ориентируются в пространстве,различают громкость, высоту, тембр, прерывистость и непрерывность звуков,определяют местоположение источника звука, определяют направление и скоростьперемещения источника звука, фиксируют не только отдельные звуки, но и ихсочетание (т. е. воспринимают окружающую обстановку в виде звуковых картин),узнают предметы (из какого материала они сделаны), узнают людей (их настроение)и т.д.
Слух при слепоте развивается так же, как и в норме, но при условииего интенсивного использования в деятельности сенсибилизируется. Это позволяетслепым при полном или частичном нарушении функции зрения успешно овладеватьзнаниями и реализовывать их на практике.
И самое главное, слух сохраняет для слепых возможность нормальногообщения с людьми, что является непременным и основным условием компенсациидефекта и его последствий.

Литература
1.        ЛитвакА.Г «Психология слепых и слабовидящих».
2.        ПетровЮ.И. «Организация и методика обучения слепых ориентировке в пространстве». –М., 1988.