Астраханский Государственный Технический Университет Юридический факультет Учебная дисциплина-административное право. Государственная служба США и России. (курсовая работа) Выполнил: студент II курса группы ЮФ-21 Резаков Максим Равильевич. Научный руководитель: доцент, кандидат юридических наук
Максимов Иван Владимирович Астрахань 2001 Понятие государственной службы Служба в государственных органах, государственных и общественных организациях является одним из видов социальной деятельности людей. Служба государству неразрывно связана с самим государством, его ролью в жизни общества. Это одна из сторон деятельности государства по организации и правовому регулированию личного состава государственных органов, других государственных организаций.
Государственная служба, прежде всего служение государству, то есть выполнение по его поручению, за плату от него определенной деятельности по реализации задач и функций государства в государственных предприятиях Закон “Об основах государственной службы в Российской Федерации” рассматривает государственную службу в более узком смысле, как деятельность тех служащих, которые составляют “аппарат”, корпус руководителей, специалистов государственных органов.
Такое определение государственной службы позволяет отграничить государственно-управленческую деятельность от деятельности специалистов в народном хозяйстве, в социально-культурной сфере, а также отграничить государственную службу и другие виды службы. Однако необходимо отметить, что, например, в Соединенных Штатах Америки законодательство различает два вида государственной службы. Категория государственных служащих в США включает как должностных лиц и вспомогательно-технический персонал, связанный с реализацией государственно-властных полномочий, так и работников по найму (в том числе преподавателей государственных учебных заведений, рабочих государственных предприятий и сферы коммунального обслуживания). Таким образом, здесь государственная служба рассматривается шире, как работа не только в государственных органах, но и на предприятиях, учреждениях и тому подобное. Но внутри этого широкого понимания все равно различают виды государственной службы, в зависимости от
ее специфики. Специфика деятельности служащего в государственных органах состоит в том, что он не создает непосредственно материальных ценностей, но обеспечивает условия для материального производства, у него особый предмет труда, информация, являющаяся и средством воздействия, которую он собирает, обрабатывает, хранит, создает. Он воздействует на людей, обслуживает их, делает это возмездно, то есть за определенное вознаграждение и занимает должность (имеет собственный статус).
В связи с этим можно выделить и черты самой государственной службы, как правового института. Государственная служба обязана своим возникновением государству с его возникновением и развитием стала развиваться и служба, имея своим назначением реализацию задач и функций государства в разнообразных областях жизнедеятельности общества, являясь необходимым элементом управления. Особенность государственной службы в том, что она осуществляется в масштабе всего общества, т.е. в
масштабе государственной деятельности. Такой всеобщий масштаб государственной службы не имеет ни одна другая служба. Кроме того, законодательство о государственной службе может быть рецептировано в какой-то мере в законодательстве по другим видам службы, например, в муниципальной службе.1 Организующая деятельность государства охватывает разнообразные сферы жизнедеятельности общества, поэтому государственная служба регулируется нормами не только административного права, но и нормами других отраслей права. Направленность деятельности служащих на обслуживание населения порождают не только административные, но и гражданские правоотношения. Помимо устанавливаемых специальных социальных гарантий для государственных служащих, в связи со специфичностью их деятельности, на них распространяются и социальные гарантии, предусмотренные для всего населения. Таким образом, государственная служба является комплексным правовым институтом и регулируется не только нормами административного права, но и нормами ряда других отраслей
(трудового, финансового, социального и др.). Усложнение общественных отношений, повышение требований к государству потребовало необходимость выделения управленческой, организаторской деятельности, как таковой. Для выполнения определенных, требующих специальной квалификации функций общество выделяет относительно устойчивую категорию работников, занятых этим делом не в качестве общественного, а профессионального управления. Особенности труда государственного служащего, а именно то, что он не производит материальных
ценностей непосредственно, но помогает государству реализовывать собственные функции и задачи обязывает государство обеспечивать служащего. Поэтому государственный служащий выполняет возложенные на него обязанности на возмездной основе. Таким образом, чертами государственной службы являются: осуществление ее на профессиональной основе за вознаграждение (то есть возмездно), специально подготовленными для этого работниками – государственными служащими, урегулированность нормами целого комплекса отраслей права.
Государственная служба является одной из сторон организационной деятельности государства, и содержание ее составляет практическая реализация функций и задач государства. Исходя из вышеизложенного, под государственной службой, следует понимать профессиональную, возмездную деятельность специально подготовленных работников (государственных служащих) по обеспечению реализации функций и задач государства (в лице государственных органов). Государственная служба осуществляется на государственных должностях. Поэтому должность необходимый элемент государственной службы. Должность – первичная ячейка аппарата, предусмотренная для одного работника, образуемая в распорядительном порядке. Правовыми актами соответствующего органа определяется ее название, место в служебной иерархии (то есть определение тем, кому подчинена, кто ей подчинен), порядок замещения.
Она включается в штатное расписание и единую номенклатуру должностей. Таким образом, должность является формализованной социальной позицией, она имеет основное значение в правовом статусе государственного служащего. Должность характеризует организационный статус, то есть круг полномочий (прав и обязанностей), основные формы их осуществления, ответственность за их исполнение. Итак, государственная должность это часть организационной структуры государственного органа, обособленная
и закрепленная в официальных документах (штаты, схема должностных окладов и др.) с соответствующей частью компенсации государственного органа, предоставляемой лицу – государственному служащему в целях ее практического осуществления. Государственная служба имеет и процессуальный аспект, который включает в себя порядок поступления на службу, прохождение ее (то есть продвижение по должности, получение соответствующих квалификационных разрядов), увольнение со службы. Государственная служба строится в соответствии с определенными принципами,
то есть с основополагающими началами, определяющими ее характер. Стабильность кадров государственных служащих. Государственная служба США. Категория государственных служащих в США включает как должностных лиц и вспомогательно-технический персонал, связанный с реализацией государственно-властных полномочий, так и работников по найму (в том числе преподавателей государственных учебных заведений, рабочих государственных предприятий и сферы коммунального обслуживания). В США government или public employee в широком смысле считается любое лицо, труд которого оплачивается из бюджета федерации, штата или местного органа власти. Соответственно, широко употребляемые в американской литературе термины civil service, public service, government service зачастую носят характер синонимов. В то же время в специальной американской литературе в ряде случаев проводится различие между , охватывающей
категорию профессионального несменяемого чиновничества, и , под которой подразумевается высший слой государственных чиновников, сменяемых на основе . На русский язык все эти термины переводятся как государственная служба, и этот термин используется в отечественной литературе. На американскую государственную службу оказали большое влияние федеративная форма государственного устройства, президентская форма правления, конституционные принципы разделения властей, и другие особенности
политической организации общества.2 Федеральная форма государственного устройства США предопределила размежевание функций центрального исполнительного аппарата и органов управления штатов, графств и муниципалитетов. Несмотря на то, что концепция суверенности штатов была отвергнута еще в конце XVIII в в общественно-политической жизни американского государства штаты всегда играли роль более значительную, чем простые административно-территориальные единицы иду того, что конституция обошла молчанием
вопрос о построении государственной службы на местах, организация деятельности чиновников в управленческом аппарате штатов и местных органов стала прерогативой власти штатов и местного управления. Служебная деятельность личного состава исполнительных органов штатов, за исключением некоторых ее видов, финансируемых из федерального бюджета, не подлежит регулированию федеральным законодательством. Работа служащих местных органов власти строится по большей части на независимой от властей штата основе. В результате, с юридической точки зрения, в США не существует единой государственной службы. Она как бы разделена по административно-территориальному принципу на множество автономных систем, что при наличии в США около 185 тысяч административно-территориальных единиц делает ее композицию весьма сложной. Кроме того, наиболее важная, с государственно-правовой точки зрения, федеральная гражданская служба в свою очередь состоит из конгломерата административно-управленческих структур, правовая основа
которых совпадает лишь частично. Существуют и так называемые исключенные федеральные службы – заграничная служба, ФБР, ЦРУ и другие. Начало современной гражданской службе на уровне федерации было положено в 1883 г Законом о гражданской службе 3 Этим актом упразднялась практиковавшаяся ранее система , в соответствии с которой президент, победивший на выборах, мог полностью сменить всех должностных лиц. Закон ввел в действие новую систему (систему заслуг) и конкурсные экзамены для набора на службу и назначения
на подавляющее число должностей. Запрещалась дискриминация по признаку партийной принадлежности, а гражданская служба объявлялась политически нейтральной. Закон учредил особый орган – Комиссию гражданской службы, ставшую впоследствии независимым ведомством в системе исполнительной власти. В последующие годы законодательство, регулирующее гражданскую службу, неоднократно дополнялось и изменялось. Одним из последних наиболее значительных актов был
Закон о реформе гражданской службы (1978 г.). Этим законом вместо Комиссии были созданы в качестве независимых ведомств три новых органа: Управление по руководству персоналом, Управление особого советника и Совет по охране системы заслуг. Им поручалось выполнение трех различных функций, выполнявшихся ранее комиссией: 1) управление набором, обучением и продвижением служащих; 2) расследование случаев нарушений правовых норм; 3) вынесение решений по таким нарушениям. Помимо этого. Закон 1978 г. предусмотрел проведение ежегодной оценки работы служащих, ввелл более широкое применение поощрительных премий и создал новую группу служащих – Службу высших руководителей. Многочисленные и очень детальные правовые нормы по вопросам гражданской службы содержатся главным образом в кодифицированном пятом разделе
Свода законов США. Не все федеральные служащие относятся к числу гражданских служащих. Ими не являются: должностные лица, находящиеся на государственной службе, т. е. руководители департаментов и ведомств, сменяемые новым президентом; военнослужащие; обслуживающий персонал правительственных органов, набираемый в неконкурсном порядке; некоторые другие категории служащих. К гражданским служащим относятся в основном все те, которые подпадают под юрисдикцию вышеуказанных
Управлений и Совета. В 1988 г. таких было 60 %. В США существует детальная классификация работ и должностей в зависимости от относительной сложности обязанностей и ответственности, к которой тесно привязаны ставки оплаты труда.Служащие подпадающие под юрисдикцию Управления по руководству персоналом, разбиты на 18 разрядов (ступеней). Их жалование сравнимо с оплатой соответствующего труда в частном секторе. Для Службы высших руководителей установлен особый порядок отбора, поощрения, продвижения, увольнения
и пенсионного обеспечения. Набор служащих осуществляется Управлением по руководству персоналом. Разрешается поступление на службу практически без возрастных ограничений и на любую ступень. Управление проводит экзамены по установленным им программам, а также экзаменует претендентов на должности административных судей. Совет по пересмотру квалификации Управления экзаменует старших руководителей. Для занятия должности более высокого разряда служащему также нужно выдержать экзамен. Управление отвечает за организацию обучения и повышение квалификации служащих. Оно разрабатывает методики ежегодных оценок работы служащих и контролирует их проведение департаментами и ведомствами. В 1988 г. почти 97% всех федеральных служащих прошли оценку своих профессиональных способностей. Она проводится руководителями учреждений и их особыми советами по проверке исполнения.
От ее итогов зависит судьба карьеры служащего и размер оплаты его труда. Служащим (но не более чем половине сотрудников), труд которых оценен положительно, полагается премия. Она выплачивается раз в год одной суммой (освобожденной от части вычетов). Служащие охвачены системой социального обеспечения по болезни, имеют право на пенсии по старости (с 50 лет) и инвалидности. Они могут создавать свои профсоюзы, заключать коллективные договоры с администрацией,
участвовать в принятии решений, затрагивающих их интересы. Но их права на забастовку ограничены. Политические права служащих также ограничены, поскольку официально они должны быть политически нейтральными. Особо льготные условия пребывания на службе предусмотрены для высших руководителей. Всего их около 11 тыс. У них отсутствует деление на разряды, назначение на должность и перемещение на межведомственной основе производится лишь на основе оценки их труда руководителем.
Имеются льготы в повышении квалификации, отпусках, пенсионном обеспечении. Известно, что одной из целей ныне действующей администрации Клинтона является обновление госаппарата. Это, в частности, относится и к Службе высших руководителей (СВР), так как данный институт играет важную роль в проведении реформ. Не случайно в доклад, посвященный изменениям в системе административного управления, был включен специальный раздел . В нем были перечислены основные проблемы и указаны направления будущего развития СВР. Кратко очертив области, где надо провести изменения, авторы доклада предложили три направления действий. Во-первых, изменить подход к управлению руководящими кадрами путем: а) развития учебных центров, занятых обучением государственных служащих, с ориентацией на потребности XXI в б) выработки стратегии для изменения бюрократической культуры в министерствах и агентствах; в)
совершенствования информационной системы для содействия руководителям при принятии решений и планировании. Во-вторых, внедрить в государственные органы управления общую модель по выявлению, отбору и развитию руководителей с учетом стратегии и бюджета организации. В-третьих, улучшить систему ротации членов СВР, чтобы полнее использовать их способности и навыки, изменяя место работы и функциональные обязанности.
Короче говоря, на данном этапе свою основную зада