СЦЕНАРИИ УРОКА Раздел программы: Имидж и этикет современного делового человека Тема: Служебно-деловой этикет Класс: 10 класс Время: 45 минут Образовательные цели урока – учащиеся должны усвоить следующие знания: 1. Ознакомиться с понятием о служебно-деловом этикете. 2. Ознакомиться с имиджем делового человека. 3. Ознакомиться с особенностями взаимоотношения сотрудника
и руководите¬ля. Развивающие цели урока – учащиеся должны развить умения и навыки: 1. Знать понятие о служебно-деловом этикете. 2. Знать особенности взаимоотношения сотрудника и руководите¬ля. Воспитательные цели уроков – учащиеся должны овладеть следующими видами действии: 1. Уметь воспроизводить основные понятия о служебно-деловом этикете. 2. Уметь строить ответы на создаваемые вопросы. Тип урока: урок изучения нового материала
Метод проведения урока: эвристическая беседа Оборудование: наглядные пособия и плакаты Литература: 1. Д Шипицын Н.П. Технология. Пробный учебник для мальчиков 10 класса / под ред. В.Д. Симоненко – Издательство Брянского пед. университета. – Брянск, 2. Подготовка учителя технологии к уроку.
Учебно-методическое пособие. Автор-сост.: В.Г. Соловьянюк – Бирск, 2007. Место проведения: Учебные мастерские Ход урока I. Организационный этап Учитель: Здравствуйте! Садитесь! (Ученики стоят у своих мест и садятся после слов преподавателя). Дежурный кто сегодня отсутствует? (Дежурный класса сообщает об отсутствующих, если они есть).
II. Мотивационный этап Учитель: Что такое «этикет»? Ученики: Учитель: Слово «этикет» означает правила хорошего тона. Этикет — явление исторически изменчивое. Совре¬менный этикет стал менее церемонным, более простым и демократичным. Он рассчитан в большей степени на сбли¬жение людей, взаимопонимание и взаимоуважение. Этикет сегодня — это, прежде всего средство общения, регуляции отношений людей. Как справедливо заметил академик Д.С.Лихачев, «В основе всех хороших манер лежит одна забота — забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо». открытости для новых идей III. Сообщение темы и цели урока Учитель: Теперь запишите сегодняшнее число и тему урока: «Служебно-деловой этикет», ознакомимся с понятием о служебно-деловом этикете, имиджем делового человека и особенностями взаимоотношения сотрудника и руководите¬ля, (ученики под диктовку записывают тему урока в тетради под
диктовку, учитель контролирует, чтобы все записали). IV. Изучение нового материала Учитель: Слово «этикет» означает правила хорошего тона. Этикет — явление исторически изменчивое. Совре¬менный этикет стал менее церемонным, более простым и демократичным. Он рассчитан в большей степени на сбли¬жение людей, взаимопонимание и взаимоуважение. Этикет сегодня — это, прежде всего средство общения, регуляции отношений людей.
Как справедливо заметил академик Д.С.Лихачев, «В основе всех хороших манер лежит одна забота — забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо». Учитель: Этикет — понятие широкое. Есть этикет дипломатиче¬ский, придворный, телефонный, гостевой, служебный, свадебный, гражданский Нас интересует, прежде всего, служебно-деловой этикет. Учитель: Итак, чем является служебно-деловой этикет?
Ученики: Учитель: Это свод определенных правил поведения, принятых в сфере производства, услуг, культу¬ры, науки и так далее, то есть в сфере вашей профессио¬нальной деятельности. Соблюдение служебно-делового этикета зависит от времени и обстоятельств. В отличие от норм морали (этики) правила этикета в большой степени являются условными и носят характер неписаных законов, которые все неукоснительно соблюдают. В любых жизненных ситуациях надо стремиться к хоро¬шим отношениям со всеми, даже если сталкиваешься с человеком на короткое время. Буфетчица, вахтер, гардероб¬щица — все это сотрудники, с которыми мы сталкиваемся и быстро расходимся на целый день. Можно пройти мимо, не обратив внимания. Но можно поздороваться, улыбнуться, сказать несколько приятных слов. Учитель: Имидж делового человека. Каждый из нас создает из се¬бя определенный образ, как сейчас говорят
— имидж. Он может быть различным: доброго и приятного в общении человека, недотепы, грубияна, скандалиста Сколько лю¬дей — столько и образов. Во многом наш образ зависит от восприятия нас другим человеком. Создавая свой образ, каждый человек должен подумать, каким он хочет быть в глазах окружающих. Американский психолог Дейл Карнеги в своей книге «Как завоевать друзей и оказать влияние на людей» предло¬жил шесть правил искусства нравиться. Первое — искренне интересоваться другими людьми.
Что¬бы познать других, надо меньше говорить о себе, больше слушать других, в беседе меньше употреблять местоимение «я». Стараться выяснить, как ваш собеседник думает по то¬му или иному вопросу, как он живет, чем интересуется. Второе — улыбаться людям. Человек с улыбкой в глазах и на губах всегда нравится людям. Улыбка без иронии и ехидства, идущая изнутри человека, скажет: «Я рад тебя ви¬деть, мне приятно говорить с тобой». Третье — обращаться к собеседнику по имени.
Чтобы лучше запомнить имена тех, с кем знакомишься, надо мысленно повторить несколько раз это имя, а если оно сложное — попросить повторить его; если есть возмож¬ность — записать. Четвертое — уметь слушать собеседника, при этом зада¬вать вопросы, на которые ему хотелось бы ответить. Уметь посочувствовать человеку, если он нуждается в этом. Если у вас возникло желание перебить собеседника, сделайте глу¬бокий вздох и дайте собеседнику продолжить свою мысль. Внимательный собеседник заметит это и оценит. Пятое — говорить с собеседником о том, что его интере¬сует. Это самый верный путь к сердцу человека. Шестое — внушать друзьям, коллегам сознание их собст¬венной значимости для вас, коллектива, семьи Но делать это надо искренно. Надо видеть достоинства других людей, хвалить друзей, благодарить людей за то доброе, что они де¬лают
для нас. Хорошие слова приятны окружающим. А са¬мое главное, после хороших слов, сказанных людям, вы са¬ми почувствуете, что становитесь добрее. Все, здесь сказанное, относится как к руководителю предприятия, офиса, компании, так и ко всем ее служащим. Учитель: Особенности взаимоотношения сотрудника и руководите¬ля. Стиль общения руководителя с сотрудниками определя¬ется общим принятым стилем отношений в коллективе.
Предпочтительно руководителю обращаться к сотрудникам по имени и отчеству. Либо он может обращаться по фами¬лии, но с добавлением слов «господин» или «товарищ». Не стоит обращаться к подчиненным по имени, да еще в сокра¬щенном варианте на американский манер. Это говорит о легковесном подражательстве. В нашей стране испокон веков принято уважительно называть людей по имени и отчеству. Такова наша традиция. По имени можно обра¬щаться к ближайшим сотрудникам,
если они молоды и не возражают против такого обращения. Учитель: Хотя общепринятым этикетом предусмотрено, что первым здоровается мужчина с женщиной, младший по возрасту со старшим, нижестоящий по должности с выше¬стоящим, руководителю не стоит дожидаться, пока с ним поздоровается подчиненный, тем более партнер. Приветст¬вуйте своего собеседника первым. Руку при приветствии подает первым руководитель сотруднику. Когда руководи¬тель входит в помещение, он первым приветствует сотруд¬ников. Они не поднимаются с мест, так как это не школа. Руководитель, особенно если он сравнительно молод, может первым приветствовать сотрудников старше себя по возрасту, а также женщин. Его авторитет от этого не пост¬радает, а даже, наоборот, привлечет к нему доброжелатель¬ное внимание сотрудников. Учитель: В каких случаях, перед тем как войти в комнату, надо стучать?
Ученики: Учитель: Воспитанные и деловые люди никогда не открывают дверь служебной комнаты без предварительного стука, даже если его просят зайти. Постучать надо обязательно. Но зайти можно, не дожидаясь ответа на свой стук. В дело¬вом мире принято, что секретарь не стучит в дверь, входя в кабинет своего начальника (хотя и в этом случае могут быть исключения). Это правило распространяется и на те каби¬неты, вход в которые
открыт для секретаря по служебному праву. Субординация в деловых отношениях. В управленческих отношениях всегда следует соблюдать иерархию. Руководи¬телю необходимо быть предельно корректным. Не следует отдавать распоряжения через голову нижестоящего руководителя. Этим вы подрываете и свой авторитет. Соблюдайте принцип эмоциональной нейтральности к подчиненным,
то есть никого не следует выделять даже тоном речи. Руко¬водитель обязан относиться ко всем сотрудникам ровно и сдержанно, вне зависимости от личных симпатий и анти¬патий. Учитель: Организация деловых контактов. Излишняя доступ¬ность руководителя не способствует созданию нормальной деловой обстановки, ведет к панибратству. Руководителю и его секретарю надо ограничить число лиц, имеющих право входить в кабинет
без уведомления. Надо создать порядок, при котором входить в кабинет нельзя, если там уже кто-то находится (особенно строго соблюдать эти правила в часы приема). Желательно, чтобы все посетители, которым не¬обходим прямой контакт с руководителем, имели четко фиксированное время визита и были уверены в его осуще¬ствимости. В то же время надо помнить, что недоступность руково¬дителя для общения с подчиненными и посетителями ведет к потере информации. Учитель: Ведение деловых бесед. Правила этикета предписывают руководителю умение выслушивать людей, не перебивая их, не прерывая, не отвлекаясь на другие дела и других людей. Руководитель, принимающий гостя или просто ведущий беседу с сотрудником, должен оказывать знаки внимания. Похвала, восхищение, интерес, благодарность — не только проявление воспитанности и знание этикетных норм, но и показатель уважительного отношения к собе¬седнику.
Чтобы научиться эффективному деловому общению, руководителю необходимо обратить внимание на риторику (искусство говорить), дикцию (произношение), интонацию (тон речи). Вот несколько важных общих принципов дело¬вого общения: — избегайте жаргонных слов и оскорбительных выраже¬ний; — умейте слушать других и показывать, что вам это ин¬тересно; — правильно произносите имена и фамилии; — все служебные тайны, как профессиональные, так и личные, храните при себе; — будьте осторожны
с конфиденциальной информаци¬ей, которую случайно могут услышать сослуживцы или по¬сетители во время встреч или телефонных разговоров; — говорите кратко и по существу; — не «якайте», то есть реже используйте местоиме¬ние «я»; — говорите, опираясь на факты, не увлекаясь деталями, но помните, что, удачно упомянув о детали, вы укрепите ва¬шу позицию; — избегайте назидательного тона; — ищите выход из сложившейся конфронтации. Предприниматель (бизнесмен) часто вступает в крат¬ковременные контакты с разными людьми, посетителями.
При пяти-семиминутном разговоре содержательная информация составляет около четверти полученной ин¬формации. Остальная — в результате наблюдения за ходом делового контакта, различных внешних проявлений (стиль, манера, одежда, жесты, мимика). Эта бессловесная информация, как правило, дает гораздо больше словесной. Надо правильно ее понимать и интерпретировать. Язык жестов и условностей — своеобразная книга. Бизнесмену нужно учиться ее читать, не забывая при этом, что и он сам является объектом пристального наблюдения. Учитель: Деловая переписка. Помните, что деловое письмо должно быть кратким и понятным. Критерием эффек¬тивности является ясность изложения, грамотность и вежливость. Любое письмо следует начинать с обраще¬ния «уважаемый», а в случаях особой человеческой или профессиональной дружбы — «дорогой». Затем следует имя и отчество или фамилия. Перед фамилией обяза¬тельно употребление слов: «товарищ», «коллега», «госпо¬дин».
Обращаясь, употребляйте самый высокий титул того, к кому вы обращаетесь. Не забывайте об общепри¬нятых «пожалуйста», «будьте добры», «заранее благода¬рю», «с уважением», «до свидания», «до встречи», «искренне Ваш» и т.п. Используйте сложившуюся в нашей стране форму дело¬вого письма. Заголовок Внутренний адрес Дата отправления Вступительное обращение (в конце запятая, а не восклицательный знак).
Текст письма печатается через 1,5—2 интер¬вала на одной стороне листа с выделением полей сле¬ва 2—3 см, справа — 1,5—2 см. Заключительная форма вежливости. Подпись Приложения Если в деловом письме вы хотите предварительно дать аннотацию, то поместите ее между вступительным обраще¬нием и основным текстом и подчеркните. Учитель: Рекомендуется не складывать деловое письмо в конвер¬те больше, чем в два раза (текстом внутрь).
Наиболее важ¬ные письма желательно не сгибать, а отправлять в больших конвертах. На письма следует отвечать быстро (не более чем через 5 дней). В случае задержки попросите извинения и объяс¬ните причину несвоевременного ответа. Вежливость обязывает вас посылать письменную благо¬дарность за полученные по почте услуги и поздравления с уведомлением об их получении. Ответное поздравление посылается к следующему празднику или торжественной дате. V. Применение новых способов, умений и действий. Учитель: Итак, а теперь задание: Вы собираетесь работать в фирме. Опишите предполага¬емую внешность будущего руководителя VI. Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок. Учитель: Сегодня вы познакомились с понятием о служебно-деловом этикете, имиджем делового человека
и особенностями взаимоотношения сотрудника и руководите¬ля, VII. Задание домашнего задания Учитель: Запишите домашнее задание: прочитать §19. Пожалуйста, ваши вопросы по сегодняшней теме? Учитель: Урок закончен. Всем спасибо, до свидания!