Смазочные материалы
НазначениеСМ-служат для уменьш. Износа дет., снижения потерь энергии на трение, защитаметалич.поверхн.от коррозии, герметизац.узлов трения, отвода тепла, промывкитрущихся поверхностей, очистки их от продуктов износа.
Моторесурстехники зависит от знания эксплутац.св.-в СМ, умения их правильно применять. Всоврем. а/м использ. 8-10 видов СМ и пластичных смазок (но больше всего расходуетсямоторных масел).
ВидыСМ, их классификация:
1.по вязкости: жидкие (масла), мазеобразные (пластичные смазки)
2.по происхождению: минеральные (из нефти-б95%), органические (растительные иживотные), синтетические (на основе эфиров и спиртов)
3.по назначению: моторные, трансмиссионные, гидравлические, энергетич.,индустриальные, спец.назначения
Органич.масла-обладаютвысокой смазывающей способностью, но имеют плохую стойкость к повыш.t. Поэтому их в чистом виде не используют, а вводят какдобавки к минеральным маслам для улучш.их смазывающих св.-в. Органич.маслаиспольз.как компонент для производства высококачественных пластичных смазок.Мин. И органич.масла обладают одним недостатком: могут работать только в узкомтемпературном диапазоне (при t
Присадки к СМ
Вдлительное время экспл.св-во повышают подбором сырья, улучшением технологии егопереработки и очистки. Принципиально новым средством повышения качества СМстало введение присадок, кот.добавляли к маслам для улучш.эксплутац.св-в.Кол-во присадок может колебаться от сотых долей % до 15-18% (в моторных маслахприсадок может быть от 8-14%-4-5 композиций присадок).
Видыприсадок:1. Вязкостные присадки-служатдля улучш.вязкостнотемпературных св-в масел- до 3%; 2. Моющее-диспергирующиепр.-от3-10%, они уменьшают нагарообразование пригорание поршневых колец; 3. Противоизносныепр- 1-2%, уменьш.Vизнашивания трущихся деталей;4.Противозадирные пр.-1-2%, предотвращают задиры;5. Антипенные пр- предотвращаютвспенивание масла;6. Противокорроз.пр.-для уменьш. коррозии цв.Ме;7.Противоржавенные пр.- защищают дет.от атмосферной коррозии в период хранениятехники.
Требованияк присадкам: 1. должна растворяться в масле и не отфильтровываться маслянымифильтрами; 2. вводимые присадки должны обладать достаточной стабильностью (невыпадать в осадок при длит.хранении, изменение tи действия H2O); 3. важно, чтобы улучшая одно св-во, присадки не ухудшалидр.эксплут.св-в масел
Вязкостные св.-ва масел
Вязкость-этоодна из важнейших хар-ик СМ. От нее зависит не только создание жидкостноготрения, но также охлаждение, уплотнение, легкость пуска и др. В паспортах намасло указыв.кинематич.вязкость. Сущ.влияет на работу машин и мех-ов. В каждомконкретном случае нужно подбирать ее оптимальное св-во.
Масла с большой вязкостью нужны вслучаях: при экспл.машин, при высокихtокруж воздуха; если дет.изношены и зазоры увеличены;при работе в условиях большой запыленности; при работе мех-ма с резкопеременными нагрузками (при подборе масла нужно учитывать, что их вязкостьзависит от t).
Встандартах на моторные масла приводят значение вязкости при t=100С, а для всесезонных еще и при t=-18с. В стандартах также приводится индекс вязкости. Индекс вязкости- это безразмернаявеличина, кот. показыв. степень изменения вязкости в зависимости от tпо сравнению с эталонными маслами. Чем сильнееменяется вязкость с изменением t, тем хуже вязкостныесв-ва и ниже индекс вязкости.
Маслас высоким индексом вязкости обеспечивают достаточную вязкость при высокойрабочей t, а при низкой не густеют настолько, чтобы затруднитьпуск двиг.и работу других агрегатов.
Минеральныемасла обладают хорошей смазывающей способностью имеют не достаточно высокий индексвязкости. Поэтому для того, чтобы повысить индекс их вязкости им добавляютвязкостные присадки.
Оцениваясв-ва масел необходимо учитывать их tзастывания (этот показатель тесно связан с вязкостью). Летние моторные маслазастывают при t=-10 -15С (это достигаетсяудалением парафиновых углеводородов при очистке). Зимние tзастыв.=-30С, к глубоким удалением парафинов экономическиневыгодна. Целесообразно применять присадки- депрессоры, кот.снижают tзастывания (до 1%).
Масла для ДВС
Дляобеспечения надёжной, экономичной работы ДВС в течение установленногомоторесурса, оно должно отвечать след.экспл.требованиям:
1.Обеспечивать наименьший износ дет.и затраты мощности на преодоление трения;2.Поддерживать чистоту дет. (иметь оптимальные моющедиспергирующие,нейтрализующ.и антиокислит.св-ва); 3. Предохранять трущиеся поверхности откоррозии;4. Не вызывать низкотемпературных отложений на стенах маслоприемника,маслопроводах, масляных каналах;5. Обеспечивать хорошую прокачиваемость череззазоры и сопряжения в узлах трения;6. Обеспечивать легкий пуск двиг.зимой исохранять миним.допустимую толщину пленки в узлах, трение при высокой рабочей t(т.е. иметь хорошие вязкостно-температурные св-ва,высокий индекс вязкости); 7. Иметь опред. фракционный состав, обеспечивающиймин. расход на угар;8. Сохранять экспл. св-ва в процессе транспортировки и длительногохранения.
API-америк.институт нефти; SAE-америк.общество а/м инженеров; ASTM-америк. общ-во испытателей мат-ов;NLGI-нац.институт СМ(США); CCMC-комитет констр. а/м стран общего рынка; ASEA-европейская ассоц.констр.а/м; ISO-междунар. стандарт по маслам и смазкам.
Трансмиссионные масла
НазначениеТМ: их исп.в узлах трансмисии (КПП, РК, ведущие мосты, бортовые передачи,мех-мы РУ). Основное назначение ТМ то же, что и у моторных, кроме того ТМснижает действие ударных нагрузок, уменьшают шум и вибрацию шестерен, уплотняютзазоры в сальниках и разл.соед.
Экспл.требования к ТМ:1. Должны иметь достаточные противо износные и противозадир.св-ми (должны иметь высокую прочность масляную пленку); 2. Иметь хорошиевязкостно температурные показатели (иметь высокий индекс вязкости); 3.Сохранять свои св-ва под действ.tи времени прихранении; 4. Не содержать абразивных примесей, а также коррозийно-активныхсоединений; 5. Не разрушать резиновых уплотнений.
Взависимости от климатич.условий вырабатываютсяслед.сорта ТМ: летние, зимние, северные, арктические.
Пластичные смазки
ПС-этосложное соед., в сост. кот. входят: масло-основа; загуститель (масла: питиевые(пи), кальцевые (ка), натриевые или смешанные (натриевокальцевые));стабилизатор- для сохр. однородности смазки; наполнитель (иногда) –напр.графит.
ПСисп.в узлах трения, к кот. невозможно непрерывно подводить масло, а также прибольших удельных нагрузках и малых скоростях, в трудногерметизируемых узлах. ПСуменьшают трение и износ, а также предохр.пов-ти от коррозии.
КлассификацияПС: по ГОСТ 23285-78 ПС делятся на 4 группы: антифрикционные, консервационные(защитные), уплотнительные, канатные.
Антифрикционныеделятся на подгруппы:
С-общего назначения (работоспособны до 70С)
О-для повыш.темпер. (до 110)
М-многоцелевые (от -30 до +130 в условиях повыш.влажности)
Ж-термостойкие (150 и выше)
Н-морозостойкие (ниже -40)
И-противозадирные и противоизносные
П-приборные
Д-приработочные
Х-химически стойкие
Консервационные(защитные) — обознач. буквой З
Уплотнительные:А- арматурные; Р- резьбовые; В- вакуумные
Канатные-обознач. буквой К.
Обкаточные масла и присадки к топливу
Дляобеспечения надежной и экономичной экспл.ДВС необходима заводская технологич.обкатка. В период обкатки необходимо правильно выбрать скоростной режим,нагрузочный и t, кот.обеспечивают обкатку без повышенногоизноса пов-тей трения.
Заводскаяобкатка ограничивается 1-2 часами и за это время дет.не могут приработатьсядр.к др. для ускорения приработки применяются спец. обкаточные масла среднейвязкости ОМ-2- его изготавливают на базе зимнего масла ДС-8, в кот. вводятспец. присадки: приработочная (сера, содержащая присадки 2,5%); моющие; пеногасящие.
Применениетолько обкаточных масел не ускоряет приработку дет. ЦПГ (особенно верхнегокомпр.кольца) из-за повышенной их тверд. и износоуст-ти. Поэтому для ускоренияобкатки дет. ЦПГ применяются приработочные присадки к топливу.
АЛП-2-представляет собой раствор органич.соед. Alв маслеприменяются для обкатки 2 тактных корб. ДВС.
АЛП-3-в ней масло заменено диз.топливом. Эти присадки вводят в топливо с конц.-й2,5%.
Присгорании топлива с этими присадками образуется окись Alсо сред. размером частиц 2,5 мкм, твердость кот.выше,чем у поршневых колец и гильз. цилиндров. Поэтому за короткий период заводскойобкатки происходит полная приработка деталей ЦПГ.
Вывод: Применяя обкаточные масла и присадки к топливу за45-60 мин. происходит полная приработка основных соед. двиг. равноценная 60 часовойэксплутационной обкатке на обычном масле и топливе.
Нормирование расхода ГСМ
Дляа/м различных марок установлены линейное расход топлива на 100 км. Пробега (установл.Для средних условий эксплуатации).
Этинормы увеличив. в след.случаях:
— при зимних условиях экспл 5-20%
— приработе в горных условиях или на дорогах со значит.числом крутых поворотов 5-20%
— при работе в полевых условиях до 20%
— работа в усл.распутицы и бездорожья до 35 %
— для капитально отремонтированных двиг. 5% на первую 1000 км.
Нормарасхода увеличив.также для изношенной техники на учебные а/м. Для спец.а/м итракторов норма расхода ГСМ устанавл. по моточасам. Масло и смазочные материалынормируются на 100 литров израсходованного топлива.
Виды потерь нефтепродуктов (ГСМ)
Навсех этапах перевозки, хранения, приёма, заправки а/м происходят потери ГСМ(3-4% от общего кол-ва нефтепродуктов)
Приэкспл.техники из-за неправильных регулировок систем двиг., трансмиссии, ходовойчасти и др.агрегатов, из-за плохого тех.состояния а/м происходитнепроизводительный расход ГСМ.
Различают3 вида потерь: количественные, качественные, смешанные.
Количественные — это разливы, переливы, подтекания, подкапывания изрезервуаров, емкостей и запрвочных средств, остатки в таре после слива. Кколичеств.относятся и экспл. перерасходы.
Качественные — это окисление, загрязнение, обводнение, смешение (приэтом ухудшается качество ГСМ сокращается срок службы техники, увеличив.расходГСМ запасных частей и простои машин).
Смешанные-они связаны с одновременным уменьшением кол-ом и снижением качества ГСМ. Данныйвид потерь наиболее характерен для бензина (при испарении легких фракций кол-вотоплива не только уменьшается, но и ухудшается качество топлива- снижаютсяпусковые св -ва, октановое число)
Индукционный период (ИП) — склонность топлива к накоплению с.д. смол. вещ. оцениваютИП., кот.характеризует способность топлива сохранять неизменный состав приправильных условиях перевозки, хранения и использования.
ИП-это время в минутах, от начала окисления топлива до активного поглощения имикислорода.
Дляразличных марок топлива ИП находится =600-1200 мин. (для современ.топливаИП=900 мин.). И должно сохр. от 1-1,5 лет без заметного ухудшения качества.
Встандартах на диз.топливо кроме содержания ф.с. нормируется коксценность изольность, повыш.значение которых вызывает повышенное накопление нагара.