Гоголевский смех сквозь слезы в поэме Мертвыедуши . Существуетзнаменитое высказывание, относящееся к творчеству Гоголя смех сквозь слезы .Гоголевский смех Почему он никогда не бывает беззаботным? Почему даже в Сорочинской ярмарке , одном из самых светлых и веселых произведений Гоголя,финал неоднозначен? Празднество по случаю свадьбы молодых героев завершаетсяпляской старух.
Мы улавливаем некоторый диссонанс. Эту удивительную, чистогоголевскую особенность грустно улыбаться первым заметил В.Г. Белинский, даваядорогу в большую литературу будущему автору Мертвых душ . Но к гоголевскому смеху примешана далеко неодна печаль. В нем есть и гнев, и ярость, и протест. Все это, сливаясь в единоецелое под блистательным пером мастера, создает необыкновенный колоритгоголевской сатиры.
Чичиков вместе с Селифаном и Петрушкой садится в бричку,и вот уже покатила она по ухабам российского бездорожья, и пошла писать чушь идичь по сторонам дороги . В этой дороге читатель увидит представителей самыхразных социальных групп, особенности их жизни, увидит все стороны многоликойРуси. В этой дороге он все время будет слышать смех Гоголя, полный удивительной любви к России и к ее людям.
Смех Гоголя может быть добрым и лукавым тогда рождаютсянеобыкновенные сравнения и стилистические обороты, которые и составляют одну изхарактерных особенностей поэмы Гоголя. Описывая бал и губернатора, Гоголь говорит о делениичиновников на толстых и тонких, причем тонкие чиновники, в черных фракахстоящие вокруг дам, были похожи на мух, которые сели на рафинад. Нельзя несказать и о совсем небольших сравнениях, которые, как сверкающие бриллианты, рассыпаныпо всей
поэме и создают ее неповторимый колорит. Так, например, лицогубернаторской дочки было похоже на только что снесенное яичко головкаФеодулии Ивановны Собакевич походила на огурец, а самого Собакевича более натыкву, из которой на Руси делают балалайки. При встрече с Чичиковым выражениелица Манилова было как у кота, у которого слегка почесывали за ушами. Гогольиспользует и гиперболы, например, говоря о плюшкинской зубочистке, которойковыряли в зубах еще
до нашествия французов. Вызывает смех и внешность помещиков, описываемых Гоголем.Внешний вид Плюшкина, поразивший самого пролазу и лицемера Чичикова тот долгоне мог сообразить, ключник ли перед ним или ключница , повадки рыболова-нищего , распустившиеся в душе Плюшкина все это удивительноостроумно и смешно, но Плюшкин, оказывается, способен вызвать не только смех,но и отвращение, возмущение протест.
Перестает быть забавной эта опустившаясяличность, которую и личностью-то не назовешь. Как точно сказал про него Гоголь прореха на человечестве ! Да разве смешон человек, потерявший все людское облик, душу, сердце. Перед нами паук, для которого главное заключается в том,чтобы как можно скорее проглотить добычу. Так поступает он со своимикрестьянами, выкачивая из них хлеб, домашнюю утварь, а потом сгнаивая это
всвоих бездонных амбарах. Так поступает он и с собственной дочерью. Жадный истрашный Плюшкин отвратителен нам не только из-за своих нравственных качеств.Гоголь бросает решительное нет Плюшкину-помещику, Плюшкину-дворянину. Ведьсчиталось, что на дворянах, на этих самых Плюшкинах, покоится Российскоегосударство. Да какой же это оплот, какая опора
Антисоциальность дворянства жестокий факт, существование которого ужасают Гоголя. Плюшкин, как это нистрашно типичное явление для русского общества середины XIX века. Гоголь резкий и гневный обличитель. Таким он выступаетна страницах Мертвых душ . Что осуждает он, что квалифицирует как недопустимоев нормальном человеческом обществе? Казалось бы, говоря о Манилове, слово осуждение как-то неуместно.
Ведь перед нами такой милый, приятный во всехотношениях, учтивый и добрый человек. Это еще и весьма образованный помещик,который выглядит прямо-таки ученым мужем на фоне Коробочки и Собакевича. А какзабавны его детки, названные Алкидом и Фемистоклюсом не надо забывать, чтодело происходит в России . Но Гоголюстыдно и больно за Манилова, который строя прожекты в храме уединенногоразмышления
и почитывая книгу, всегда заложенную на четырнадцатой странице ,не замечает воровства и пьянства своих мужиков. Манилов в праздности и ленипроживает все, что создано его крестьянами, ни о чем не задумываясь. Антисоциальны и вообще вредны для окружающих другиегоголевские герои и Коробочка, дубиноголовая и скудоумная накопительница, и Ноздрев, подлец,развратник и вообще исторический человек , и
Собакевич, живоглот и кулак ,которому не разогнуться в ладонь . Все это злостные вредители. Какое им дело,этим кровососам, до государственных интересов? Смех Гоголя не только гневный, сатирический,обличающий, есть смех веселый и ласковый. Именно с чувством радостной гордости,если возможно так выразиться, говорит писатель о русском народе. Так появляетсяобраз мужика, который, подобно неутомимому муравью, несет толстое бревно.
Чичиков спрашивает его, как проехать к Плюшкину, и добившись, наконец, ответа,посмеивается над метким прозвищем, которое дали Плюшкину мужики. Гоголь говоритоб исходящим из самого сердца, животрепещущем русском слове. Он пишет о русскоммужике, которого пошли хоть на Камчатку, дай в руки топор, и он пойдет рубитьсебе новую избу. В этих словах надежда и вера в русский народ, рукамикоторого сделана и птица тройка.
И как бойкая необгонимая тройка , несетсяРусь, вдохновенная богом , и косясь, постораниваются и дают ей дорогу другиенароды и государства .