УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ«БЕЛОРУСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Смешанная экономика:взаимодействие частного сектора и государства
Автор: Степанова Ирина Александровна,
Научные руководители:
Ламоткин Александр Иванович,
кандидат химических наук, доцент кафедры
химической переработки древесины
Чернышева Тамара Владимировна,
научный сотрудник кафедры химической
переработки древесины
Минск, 2009
Введение
Один изэкономических словарей так раскрывает термин экономическая система – этосовокупность взаимосвязанных социальных и правовых институтов, в рамках которойс целью достижения экономического равновесия используются определенные приемы испособы действий, выбираемые применительно к преобладающим в обществепобудительным причинам хозяйственной деятельности.
Не будь элементыэкономики систематизированы, перестали бы существовать экономическиезакономерности, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономическихявлений и процессов, экономическая политика была бы неэффективной инескоординированной
Экономическойсистемой можно считать и самые простые образования, например, отдельныедомашние хозяйства или хозяйствующие субъекты, однако наиболее часто этоттермин применяется в рамках макроэкономического подхода, когда рассматриваютсязакономерности функционирования национального хозяйства в целом.
Во всехэкономических системах для производства требуются экономические ресурсы, арезультаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются ипотребляются.
В то же времяв экономических системах, есть элементы, которые отличают их друг от друга. Имиявляются социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся вкаждой экономической системе, формах собственности.
1. Теоретическаячасть
1.1 Смешаннаяэкономика: характерные черты и модели
Смешанную экономикуотличает разнородность входящих в её состав элементов, вследствие соединения ипереплетения различных форм хозяйства, различных формационных образований, атакже более сложных сочетаний различных элементов систем.
В некоторыхсекторах экономики доминирует частная собственность, и действуют механизмысвободного рынка, в других — значительная доля собственности принадлежитгосударству и действует система государственного текущего планирования.
Системысмешанной экономики довольно распространены в Западной Европе. Это экономикиФранции, Италии и Швеции, Германии. Здесь правительство вмешивается в тесекторы экономики, где оно считает, что частная собственность не способствуетудовлетворению интересов общества.
Например, вВеликобритании и Швеции имеются в основном государственные системыздравоохранения, которые обеспечивают бесплатную и одинаковую медицинскуюпомощь всем гражданам, а частные облагаются довольно высокими налогами. Какследствие, в этих странах количество частных учреждений в сфере медицины оченьограничено.
В условияхсмешанной экономики правительства имеют право переводить в государственнуюсобственность неблагополучные фирмы, функционирование которых считаетсяжизненно необходимым для национальных интересов.
В настоящеевремя смешанная экономика предстает в следующих формах:
· смешаннаяэкономика развивающихся (особенно слаборазвитых) стран, в которых «смешение»вызывается низким уровнем развития и наличием отсталых экономических форм;
· смешаннаяэкономика развитых стран (развитая смешанная экономика).
Распространениеидеи смешанной экономики отражали реальные изменения в социально-экономическойжизни общества, проявившиеся в усложнении форм взаимодействия рынка игосударственного регулирования экономики, частного предпринимательства ипроцесса социализации, а также во все более заметном проникновении в структуруобщественных систем постиндустриальных начал.
Наиболеераспространенная трактовка термина «смешанная экономика» делает упор насочетание частного и государственного секторов экономики и на разнообразииформа собственности. Другая позиция выдвигает на первый план проблему сочетаниярыночного механизма и государственного регулирования. Третья позиция,инициированная разнообразными социал-реформистскими течениями, основывается насочетании капитала частного предпринимательства и социальности, общественныхсоциальных гарантий. Наконец, еще одна позиция, вытекающая из цивилизационногоподхода, нацеливает на проблему соотношения экономических и неэкономическихначал в структуре современного общества.
Все этитрактовки не противоречат друг другу, они отражают наличие нескольких линийформообразования современного типа развитой экономики и их единство. Смешаннаяэкономика представляет собой одновременное сочетание указанных параметров, а именно:сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка игосударственного регулирования, капиталистических тенденций и социализациижизни, экономических и неэкономических начал.
Смешанностьэкономики характеризует не только наличие разнообразных структурных элементов вее составе, но и образование конкретных форм их сочетания в реальной экономике.Примером этого могут служить частно — государственные акционерные предприятия,контрактные соглашения государственных органов с частными фирмами, социальноепартнерство и т. д.
Сегоднясмешанная экономика является целостной системой, выступающей адекватной формойсовременного развитого общества. Её элементы опираются на такой уровеньпроизводительных сил и на такие тенденции социально-экономического развития,которые объективно требуют дополнения рынка государственным регулированием,частнохозяйственной инициативы — социальными гарантиями, а также включения вэкономическую структуру общества постиндустриальных начал. Смешанная экономикане является конгломератом, хотя и уступает «чистым» системам в степениоднородности составляющих ее элементов.
В разныхстранах и регионах складываются различные модели смешанной экономики. Друг отдруга отличающиеся своими «национальными коэффициентами смешения» и зависящиеот особенностей многих факторов: уровня и характера материально-техническойбазы, исторических и геополитических условий формирования общественногоустройства, национальных и социокультурных особенностей страны, влияния тех илииных социально-политических сил и т.п.
Германскаямодель — это модель социального рыночного хозяйства, которая расширениеконкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры,смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональнойструктуры субъектов социальной политики. В германской экономической моделигосударство не устанавливает экономические цели — это лежит в плоскостииндивидуальных рыночных решений, — а создаст надежные правовые и социальныерамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочныеусловия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов(равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактическисостоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с однойстороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшаязадача государства — обеспечивать баланс между рыночной эффективностью исоциальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитникаправовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условийне выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государствав германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономикиотличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением оболее активном вмешательстве государства в экономику.
Германскаямодель, сочетающая рынок с высокой степенью государственного интервенционизма,характеризуется следующими чертами:
— индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов идецентрализованного принятия решений. В свою очередь, это условиеобеспечивается активной государственной политикой поддержания конкуренции;
— социальноеравенство — рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложенногокапитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижениеотносительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальнаяполитика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющимипротивоположные интересы, а также на прямое участие государства впредоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве;
— антициклическоерегулирование;
— стимулированиетехнологических и организационных инноваций;
— проведениеструктурной политики;
— защита и поощрениеконкуренции. Перечисленные особенности германской модели есть производные отосновополагающих принципов социальной рыночной экономики, первым из которыхявляется органическое единство рынка и государства.
Шведскаямодель — это социал-демократическая модель, которая отводит государству местоверховной социально-экономической силы. Демократически избраннойгосударственной власти делегируются огромные полномочия по регулированиюсоциально-экономической жизни. Однако нельзя не признать, что концептуальныеразличия между социальной рыночной экономикой и «скандинавским социализмом» напрактике стираются.
Японскаямодель — это модель регулируемого корпоративного капитализма, в которойблагоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной рольюгосударственного регулирования в сферах программирования экономическогоразвития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особымсоциальным значением корпоративного начала.
Такимобразом, основные развитые страны взяли курс на построение смешанной системыхозяйства.
Политико-экономическаяконцепция социально-рыночного хозяйства направлена на синтез гарантированнойправовым государством свободы, экономической свободы (которая из-за неделимостисвободы рассматривается как необходимая составляющая свободного порядка вообще)и идеалами социального государства, связанными с социальной защищенностью исоциальной справедливостью. Это сочетание целей — свободы и справедливости — отражается в понятии «социальное рыночное хозяйство». Рыночное хозяйствоолицетворяет хозяйственную свободу. Оно заключается в свободе потребителейпокупать по своему выбору изделия (свобода потребления), в свободе производстваи торговли, свободе соревнования.
Расширениефункций государства в современном обществе при сохранении рыночных свобод,институтов и механизмов в решающей степени обусловлено возросшей сложностьюсоциально-экономического процесса. Многие фундаментальные проблемы сегодняшнегообщества не могут быть эффективно решены при помощи только рыночных механизмов.Это, прежде всего укрепление социальной сферы, которая стала одним из важнейшихисточников экономического роста. Так, уровень образования, квалификация рабочейсилы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы икачество экономического роста, что подтверждено эконометрическими расчетами.Огромное влияние на качество рабочей силы, на экономическое развитие в целомоказывают здравоохранение, социальное обеспечение и состояние окружающей среды.Рынок сам по себе не может создать мощной социальной сферы, хотя рыночныммеханизмам, особенно конкуренции, может быть присуща сильная социальнаянаправленность.
Социально-ориентированнаярыночная экономика нацелена на выполнение как экономических, так инеэкономических целей, которые в общем виде можно сформулировать так:
— обеспечениеэкономического роста и экономической стабильности;
— социальнаяобеспеченность и социальная справедливость;
— содействиеконкуренции;
— обеспечениеполитической стабильности.
Планированиевыступает средством приспособления к требованиям рынка. Например, на основемаркетинговых исследований отдельных фирм решается вопрос об объемах иструктуре производимой продукции, делается прогнозирование общественныхпотребностей, что позволяет заблаговременно сокращать выпуск устаревших товарови производить нововведения. Общенациональные программы так же оказываютсущественное влияние на объем и структуру производимых товаров и услуг,обеспечивая их большее соответствие изменяющимся общественным потребностям.
В то же времяперераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит за счетбюджетных ассигнований, государственных общенациональных и межгосударственныхпрограмм, проведения НИОКР в приоритетных направлениях НТР.
Наконец,задача распределения созданного валового национального продукта решается нетолько на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением всебольших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложений вразвитие «человеческого фактора»: финансирование систем образования, в томчисле переподготовки работников различной квалификации, совершенствованиемедицинского обслуживания населения, социальные нужды, на которые в странах сразвитой рыночной экономикой в настоящее время направляется не менее 30-40%государственного бюджета.1.2Сравнительный анализ экономических систем
Команднаяэкономика характеризуется тем, что основные решения по ведущим вопросампринимает государство, а исполняют эти решения низовые звенья.
А рыночнаяэкономика является хозяйственной системой, которая построена на всестороннемиспользовании рыночных связей. Она охватывает весь комплекс: производство,распределение, обмен, потребление. Её центром является рынок, где идёт упор иориентация на спрос и предложение, то есть рынок выражает отношения,складывающиеся между продавцом и покупателем товаров.
Основуцентрализованной системы составляет государственная собственность, а основурыночной экономики – частная собственность.
Экономическаясистема с централизованным управлением функционирует при полном отсутствиичастной собственности. В этом случае государство выступает как распорядительвысшего уровня в лице государственных чиновников, административной бюрократии,а рабочая сила – как пользователи – производители.
При этомнеобходима многочисленная недешевая армия государственных чиновников, котораясобирает необходимую информацию, например, потребности в запасах сырья,производственных мощностях, произведённой продукции, обрабатывает её,составляет текущие и перспективные планы, согласовывает их между собой,пересматривает, контролирует выполнение. На это затрачивается очень многовремени и средств, поэтому производство, как правило, отстаёт от потребителя.
Примеромданной макроэкономической политики может служить и Россия в недавнем прошлом, когдадля того, чтобы произвести какой-либо товар, необходимо было преодолетьмножество всевозможных порогов административной бюрократии.
Экономическаясистема, основанная на принципах рынка, функционирует на основе классическойформы частной собственности и её модификаций, пользование объектами которойисторически формирует производителя, имеющего высокий экономический интерес. Вданной системе отсутствует монополия распоряжения, ограничивающая функциипроизводителя и не позволяющая осуществлять поиск наиболее эффективных методовпользования.
В настоящеевремя широко применяется смешанная экономическая система, в основе которойлежит рыночная экономика. Целью же государства является не корректировкарыночного механизма, а создание условий для его свободного функционирования,Т.е. конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно регулирующеевоздействие государства, и везде, где оно необходимо. Другими словами,«невидимая рука рынка» должна дополняться видимой рукой государства.Посредством законодательных запретов, налоговой системы, обязательных платежейи отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования,осуществления государственных социальных и экономических программ.
Известно, чтообщественное производство должно решать следующие три проблемы:
1. Чтопроизводить;
2. Какпроизводить;
3. Для когопроизводить.
Так вот, встранах с командной экономикой эти проблемы решает та самая многочисленная и«дорогая» бюрократия.
В странах срыночной экономикой на вопрос: «Что производить?» отвечают, ориентируясь напотребительский спрос; «Как производить?» – производитель. Как раз в этомслучае государство и должно обеспечивать покупательскую способность воизбежание социальных конфликтов, но делая это так, чтобы не «убивать» деловуюактивность инициативных людей.
Проведяанализ, можно прийти к выводу, что при наличии частных различий для всехразвитых стран характерен ряд общих закономерностей:
-господствочастной собственности и частной инициативы;
-рыночнаяэкономика играет решающую роль в их развитии;
-основнымипроизводителями являются крупные объединения, контролирующие движение капитала;
-государственноерегулирование экономики стало необходимым условием экономического роста, игосударство стало активным субъектом экономики;
-наблюдается тенденцияк формированию социально-ориентированных систем;
-стремление коткрытой экономике.
2.ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
D=40-7p
S=-6+16p
p-?
Q-?
40-7p=-6+16p
23p=46
p=2(ед) –равновесная цена
40-7*2=26,-6+16*2=26 – объем продаж (Q)
Если равновесная цена станет 4 ед., что больше исходной равновесной цены,то возникнет затоваривание – ситуация, когда при существующем уровне ценыпродавцы предлагают к продаже больший объем товаров, чем покупатели готовыкупить при такой цене.
Если равновесная цена упадет до 1 ед., то возникнет дефицит – ситуация нарынке, когда покупатели при существующем уровне цены готовы купить большийобъем товаров, чем продавцы при такой цене согласны предложить к продаже.
LD=(D1-D2)*(D1+D2)/(p2-p1)*(p2+p1)
LD=(7-9)*(7+9)/(7-5)*(7+5)=-32/24=-1,33– спрос эластичен
АИ=-Δх/Δу
MRT3=-(3-2)/(4-7)=1/3
MRT3x=-(2-1)/(7-9) + 1/3= 3/6
MRT3=1/3
MRT3x=3/6
Заключение
Такимобразом, подводя итог всей работы, можно сделать несколько выводов.
Во-первых,рассматривая вышеперечисленные экономические системы, следует заметить, что всовременном мире ни одна из стран не может развиваться в условиях самоизоляции.Они существует не в вакууме и не могут находиться в отрыве от других стран.Страны связаны между собой с помощью экономических отношений. Поэтому процессисторического развития рано или поздно ставит перед любой страной вопрос онеобходимости изменения ее экономической системы, приспособления к новым,изменившимся условиям развития современного мира. Мировая практика показывает,что в стремлении к более выгодной организации рыночного хозяйства, странызаимствуют друг у друга подход и методы решения основных экономических проблем.
Во-вторых, ниодна из экономических систем не существует в чистом, идеальном виде. Какмедаль имеет лицевую и оборотную сторону, так и экономическая системе имеетсвои плюсы и минусы. Поэтому главная мысль, заключается в том, что надостремиться к системе, которая создает наиболее благоприятные условия жизнинаселения и приемлемый уровень организации хозяйства.
Сущностьэкономической системы, можно понять закономерности развития экономической жизниобщества. В современных условиях система свободного предпринимательства в еечистом виде не встречается.
Сегодня,когда страны в экономическом развитии приближаются к информационной стадии, аих приоритеты перемещаются в направлении удовлетворения общественныхпотребностей (чистая окружающая среда, высокий уровень и доступностьобразования, здравоохранения, интересный и высокооплачиваемый труд для всех),возрастает потребность регулирующего вклада государства с целью удовлетворениядругих потребностей граждан.
В современноммире модель свободного предпринимательства в наибольшей мере присуща такимстранам, как США, а также Гонконг, Тайвань.
В нашейстране сейчас практически все институты действуют в соответствии с рыночнойэкономикой. В деле признания нашей экономики — рыночной все так не просто. Пословам специалистов, существует серьезная оппозиция такому решению со стороныСША и ближайших её партнёров, не желающих допускать Россию на свои рынки.Плохая информированность, а порой просто незнание Российской экономики ведёт копасению инвестирования в нашу страну. Но ситуация постепенно меняется, всёбольше обращаются серьезные компании с вопросами об инвестициях в нашу страну.
Все больше ибольше стран признают Россию как страну с рыночной экономикой и, вполневозможно, к концу года нас официально признают страной с действующей по всемзаконам новой экономической системой.
Списокиспользованных источников
1. Кураков Л.П. Курс экономической теории: Учеб. пособиедля вузов /Л.П. Кураков, Г.Е. Яковлев. – М.: Гелиос АРВ, 2005. – 516 с.
2. Введение в экономическую теорию /Под ред. Н.М. Пилипенко.– М.: Современный Гуманитарный Университет, 2003. – 114 с.
3. Зубко Н.М., Зубко А.Н. Экономическая теория/Серия«Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 704 с.
4. Слагода В.Г. Основы экономики: Учебник для ср. проф.образования /В.Г. Слагода. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 224 с.
5. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебникдля студентов вузов /Под ред.А.Г. Грязнова, А.Ю. Юданова. – М.: ИТД «КноРус»,«Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 544 с.
6. Курс экономической теории: Учебник для вузов / Моск.гос. институт междунар. отношений; под общей ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.– Киров: АСА, 2005. – 832 с.
7. Океанова З.К. Экономическая теория: Учебник /З.К. Океанова.– М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2004. – 632 с.