Проблемы смысла жизни, счастья, долга в романе Евгений Онегин . В творчестве Александра Сергеевича Пушкина роман ЕвгенийОнегин занимает особое место. Пушкин писал его восемь лет с 1823 по 1831 год.Это время было весьма сложным в истории России. События 14 декабря 1825 годакруто повернули историю страны, направили ее в иное русло. Произошла смена эпох работа над романом начата еще при
Александре I, продолжена и закончена в царствование Николая I, когда в обществе все нравственные ориентиры резкоизменились. Прежде чем анализировать роман, надо отчетливо уяснитьособенности жанра этого произведения. Жанр Евгения Онегина – лиро-эпический.Следовательно, роман строится на неразрывном взаимодействии двух сюжетов эпического главные герои которого Онегин и
Татьяна и лирического где главныйгерой рассказчик . Лирический сюжет в романе доминирует, так как все событияреальной жизни и романного бытия героев преподносятся читателю сквозь призмуавторского восприятия, авторской оценки. Проблемы цели и смысла жизни ключевые, центральные вромане, ведь в переломные моментыистории, каковым стала для России эпоха после декабрьского восстания, всознании людей происходит кардинальная переоценка
ценностей. И в такое времявысший моральный долг художника указать обществу на вечные ценности, датьтвердые моральные ориентиры. Лучшие люди пушкинского декабристского поколения как бы выходят из игры они либо разочарованы в прежних идеалах,либо не имеют возможности в новых условиях бороться за них, воплощать их вжизнь. Следующее же поколение то, которое Лермонтов назовет толпой угрюмоюи скоро позабытой изначально поставлено на колени . В силу особенностейжанра в романе отражен сам процесс переоценки всех нравственных
ценностей.Время в романе течет так, что мы видим героев в динамике, прослеживаем ихдуховный путь. Все основные герои на наших глазах переживают периодстановления, мучительно ищут истину, определяют свое место в мире, назначениесвоего существования. Поиск смысла жизни проходит в разных плоскостяхсуществования. Сюжет романа строится на любви основных героев. Поэтому проявлениесути человека в выборе возлюбленного,
в характере чувства важнейшая чертаобраза, определяющая все его отношение к жизни. Лирические отступления отражаютизменения чувств автора, его способность и к легкому флирту свойственному ветреной младости , и к истинному глубокомупреклонению перед возлюбленной. Для автора одним из важнейших критериев духовного изменениячеловека становится отношение к браку, к долгу. Юность не приемлет скучногопостоянства мы,враги
Гимена,Вдомашней жизни зрим одинРядутомительных картин Супругвоспринимается как объект для насмешек рогоносец величавый,Всегда довольный сам собой,Своим обедом и женой.Нонеобходимо обратить внимание на противостояние этих стихов и строк Отрывков изпутешествия Онегина Мойидеал теперь хозяйка,Моижелания покой То, что в юности казалосьпризнаком ограниченности, духовной и умственной скудности,
в зрелые годыоказывается единственно правильным, нравственным путем. И ни в коем случаенельзя заподозрить автора в ханжестве речь идет у мужании, о духовномвзрослении человека, о нормальной смене ценностных критериев Блажен, кто смолоду был молод,Блажен, кто вовремя созрел.Ведь и трагедия главныхгероев проистекает из неумения Онегина вовремя созреть , из-за преждевременнойстарости души
Я думал вольность и покойЗамена счастью. Боже мой!Как я ошибся, как наказан.Любовь для автора и дляего героини Татьяны огромная, напряженная духовная работа. Для Ленского необходимый романтический атрибут, потому-то он и выбирает лишеннуюиндивидуальности Ольгу, в которой слились все типичные черты героинисентиментальных романов. Для Онегина любовь наука страсти нежной . Истинноечувство познает он к концу романа когда придет опыт
страданий. Сознаниечеловека, систему жизненных ценностей, как известно, во многом формируютнравственные законы, принятые в обществе. Влияние высшего света сам автороценивает неоднозначно. 1-ая глава дает резко сатирическое изображение света.Трагическая 6-ая глава заканчивается лирическим отступлением размышленияавтора о возрастном рубеже, который он готовится перешагнуть. И он призывает младое вдохновенье спасти душу поэта от гибели, не
дать окаменетьВ мертвящем упоенье света,В сем омуте, где с вами яКупаюсь, милые друзья!Общество неоднородно. Отсамого человека зависит, примет ли он нравственные законы малодушногобольшинства или лучших представителей света. Образ милых друзей , окружающихчеловека в мертвящем омуте света , появляется в романе неслучайно. Каккарикатурой на настоящую любовь стала наука страсти нежной , так карикатуройна истинную дружбу светское приятельство. От делать нечего друзья таковприговор автора.
Дружба без глубокой духовной общности лишь временный пустойсоюз. Невозможна полноценная жизнь без бескорыстной самоотдачи в дружбе потому так страшны автору эти светские дружбы. Для автора неумение дружить страшный признак моральной деградации современного общества. Сам автор обретает смысл жизни висполнении своего предназначения. Весь роман насыщен глубокими размышлениями обискусстве, образ автора в этом смысле однозначен он прежде
всего поэт, жизньего немыслима вне творчества, вне напряженной духовной работы. В этом ему прямопротивоположен Евгений. И вовсе не потому, что он на наших глазах не пашет и несеет. У него нет потребности в работе. И образование Онегина, и его попыткипогрузится в чтение, и его усилие писать зевая, за перо взялся авторвоспринимает иронически Труд упорный ему был тошен . Особенно важна в Евгении
Онегине проблема долга и счастья. По сути, Татьяна Ларина не любовная героиня, этогероиня совести. Появившись на страницах романа 17-летней провинциальнойдевушкой, мечтающей о счастье с возлюбленным, она на наших глазах вырастает вудивительно целостную героиню, для которой понятия чести и долга превышевсего. Ольга, невеста Ленского, скоро забыла погибшего юношу младой улан еепленил .
Для Татьяны смерть Ленского трагедия. Она проклинает себя за то, чтопродолжает любить Онегина Она должна в нем ненавидеть убийцу брата своего .Обостренное чувство долга доминирует в образе Татьяны. Счастье с Онегиным длянее невозможно нет счастья, построенного на бесчестии, на несчастье другого человека. Выбор Татьяны высший нравственный выбор, смысл жизни для нее в соответствии высшимморальным критериям.
Кульминационный момент сюжета 6-аяглава, дуэль Онегина и Ленского. Ценность жизни проверяется смертью.Трагическую ошибку совершает Онегин. В этот момент особенно яркопротивопоставление его понимания чести и долга тому смыслу, который вкладываетв эти слова Татьяны. Для Онегина понятие светской чести оказываетсязначительнее нравственного долга и он платит страшную цену за допущеннуюсмещение нравственных критериев на нем навеки кровь убитого
им приятеля. Автор сопоставляет два возможных путиЛенского возвышенный и приземленный. И для него важнее не то, какая судьбареальнее важно, что никакой не будет, Ленский убит. Для света, не ведающегоистинного смысла жизни, сама человеческая жизнь ничто.