Социализация детей от рождения до 3 лет

Содержание
Введение
Глава 1. Характеристика и особенности процесса ранней социализации семьи
1.1. Понятие «социализация». Этапы, особенности социализации
1.2. Семья как институт социализации
Глава 2. Проблемы раннего развития
2.1. Потенциальные возможности ребенка
2.2. Факторы, оказывающие благоприятное влияние на развитие
личности ребенка. Принципы воспитания ребенка
Заключение
Список литературы
Введение
Сегодня в РБ в связи со сменой политической и экономической ориентации государства, основные агенты социализации находятся в кризисе. Средняя белорусская семья не способна качественно выполнять свою социализирующую роль, наблюдается резкое падение ее воспитательных функций. Ускоренный темп современной жизни, ее урбанизация наряду с постоянно повышающейся ответственностью и жесткостью социально ролевых предписаний, неблагоприятными тенденциями в социально-психологической динамике развития семьи, недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая социально-психологическая культура общения приводят к нарушениям отношений между родителями и детьми. Одностороннее доминирование матери приводит к снижению роли отца в семье, и он не способен своевременно разрешать личностные проблемы развития своих детей. Все это отрицательно влияет на воспитание детей и формирование их личности. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.
Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов.
Существует проблема детско-родительских отношений, которая определяется всем многообразием взаимоотношений детей и родителей, теми нарушениями в детско-родительских отношениях, которые могут оказывать существенное влияние на благополучие ребенка в семье и его дальнейшее развитие
Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего “Я”.
Существует также проблема адаптации в детском саду и в школе. К сожалению, столкновение ребенка с «социумом» — нормами и правилами — проходящее в достаточно резкой форме без учета психической и эмоциональной подготовленности ребенка и тотальной загруженности новыми обучающими программами — происходит в тот самый момент, когда закладывается сама психическая структура ребенка.
Таким образом, изучение особенностей процесса ранней социализации в семье становится все более актуальным в настоящее время.
Актуальность проблемы:
Период раннего развития ребенка – время развития мозговых клеток ребенка, именно в возрасте от 1 года до 3 лет происходит формирование способностей, характера человека. Талантливый ли будет ребенок, появятся ли у него творческие способности, вырастет ли он гармоничной личностью – это зависит от воспитания и образования, которое ребенок получит в раннем детстве.
Поэтому необходимо учитывать волю ребенка, уважать его «я». Детский мозг имеет способность впитывать информацию в больших количествах, но при этом особое предпочтение отдается той, которая интересна ребенку. Очень важно развить интерес ребенка к получению новых знаний, который в дальнейшем превратится в пытливость и гибкость ума взрослого человека.
В раннем детстве развиваются и другие способности ребенка: желание что-то создавать, стремление к познанию и преобразованию окружающего мира. Это важно для развития интеллекта и формирования характера ребенка. Мозг ребенка в раннем детстве очень пластичен, способен усвоить одновременно системы мышления 2-х языков. Поэтому возраст от 1 года до 3 лет сензетивен для обучения ребенка иностранным языкам.
Несмотря на актуальность, рассматриваемая тема в литературе раскрыта не полностью и поэтому должна стать предметом серьезного изучения.
Объект исследования – дети от рождения до3 лет
Предмет исследования – особенности социализации детей до 3 лет.
Цель курсовой работы – изучить особенности социализации детей от рождения до 3 лет.
Задачи курсовой работы:
раскрыть сущность процесса социализации;
рассмотреть семью как важнейший институт социализации;
определить понятие, средства, агенты и результат социализации детей ;
Методы исследования: теоретический, изучение и анализ литературы, цитирование, систематизация и классификация.
Глава1. Характеристика и особенности процесса ранней социализации семьи.
1.1. Сущность понятия «социализация». Этапы социализации.
Изначально, проанализируем сущность процесса социализации, а затем рассмотрим этапы социализации. Отметим, что сам термин не имеет однозначного толкования и в настоящее время все чаще определяется как двусторонний процесс. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, входя в определенную социальную среду. С другой – в процессе социализации он воспроизводит систему социальных связей за счет вхождения в среду. Иными словами, не только обогащается опытом, но и реализует себя. «В идеале, – отмечает А.В. Мудрик, – социализированный человек должен быть способен противостоять если не обществу, то тем или иным жизненным обстоятельствам» [14. с. 33].
В психологическом словаре дается следующее опреде­ление: «социализация – это эволюционный процесс, с ориентацией на итог овладения и воссоздания субъектом социального опыта, который сам субъект осуществляет в факторах коммуникации, в индивидуальной деятельности» [17, с. 289].
В социологии существует другая интерпретация данного понятия. Так под социализацией понимается процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д. Для успешной социализации, по Н.Смелзеру, необходимо действие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:
стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых;
игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей [17, с. 125].
В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Итак, социализация – это процесс формирования и развития личности, происходящий под воздействием вос­питательной и обучающей деятельности.
Воспитание и обучение (в узком смысле) – это специально организованная деятельность с целью передачи социального опыта индивиду (ребенку) и формирования у него определенных, социально желательных стереотипов по­ведения, качеств и свойств личности [11, с. 54].
Процессы воспитания и социализации протекают параллельно и в то же время независимо друг от друга, хотя и направлены на становление личности, обретение человеком своего места в жизни. Различие между этими процессами заключается в том, что воспитание, которое осуществляется в семье, в детском саду, в школе, может прерываться, а вот социализация идет непрерывно [5, с. 33]. Например, разговор взрослых о своих проблемах может достаточно сильно повлиять на ребенка, но это едва ли можно назвать воспитательным процессом.
Итак, для данной работы наиболее подходящим является следующее определение. Социализация – это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимыми и желательными. агентами социализации выступают люди и социальные институты, включенные в этот процесс, – родители, сверстники, учителя, представители,. церкви, телевидение и другие СМИ. Хотя все данные факторы могут оказывать на ребенка большое влияние, но семья, как правило, является наиболее значимой частью мира ребенка. По этой причине она обычно рассматривается как первичный и наиболее мощный агент социализации, играющий ключевую роль в формировании личностных черт и мотивов; в руководстве социальным поведением; в передаче ценностей, веры и норм, свойственных данной культуре.
Цель социализации, то есть личностные качества, которые должен приобрести ребенок, и социальное поведение, которое он должен усвоить, – варьируют от одной культуры к другой, точно так же как и методы, используемые для социализации ребенка. Например, в американской культуре ценятся такие качества, как независимость, уверенность в себе, высокий интеллект, уважительность, популярность, целеустремленность и умение защищать свои права. В японской культуре, наоборот, ценится преданность своей группе и общности, эмоциональная сдержанность, сговорчивость, готовность долго и упорно работать для достижения отдаленной цели, обходительность и скромность. Руководствуясь представлениями о значении социальной группы, японские родители нередко для контроля поведения ребенка пытаются его пристыдить; например, они могут спросить: «А что подумают другие люди?».
В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. Существуют различные периодизации, так А.В. Мудрик предлагает соотнести этапы социализации с возрастной периодизацией жизни человека. Он исходит из того, что человек в процессе социализации проходит следующие этапы: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1 -3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), младший подростковый (10-12 лет), старший подростковый (12-14 лет), ранний юно­шеский (15-17 лет), юношеский (18-23 года) возраста, моло­дость (23-30 лет), раннюю зрелость (30-40 лет), позднюю зре­лость (40-55 лет), пожилой возраст (55-65 лет), старость (65-70 лет), долгожительство (свыше 70 лет) [14, с. 10].
Социальные психологи Н. В. Андреенкова и Я.И. Гилинский делают акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Они выделяют три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Дотрудовая стадия делится на два периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления в школу, и стадия обучения, включающая весь период времени обучения [2, с. 281].
Итак, к вопросу об этапах социализации существуют различные подходы. Как известно, с точки зрения психоанализа З. Фрейда, особое значение для развития личности имеет период раннего детства [22, c. 351]. Другие школы социальной психологии делают сегодня особый акцент на изучение социализации именно в период юности. Можно сделать вывод о том, что периоды детства и юности оказывают большое влияние на следующие этапы социализации.
Здесь мы определим понятие, средства и агенты ранней социализации; рассмотрим влияние семьи на ребенка; охарактеризуем процесс принятия роли как один из важнейших составляющих социализации; выясним результат ранней социализации.
Существуют различные подходы к обозначению социализации детей . Так, например, Н.В. Анддреенкова, Я.И. Гилинский, Г. М. Андреева вводят понятие «ранняя социализация», А. В. Мудрик, И. Н. Зарецкая употребляют термин «первичная социализация». Мы будем употреблять термин «ранняя социализация».
Ранняя социализация охватывает время от рождения ребенка до поступления его в школу, то есть те периоды, которые в возрастной психологии именуются: младенчество, раннее детство. дошкольное детство [2, с. 281]
Средствами ранней социализации являются способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры (колыбельные песни, сказки); стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье; последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности – общении, игре, познании, предметно-практической деятельности.
К агентам ранней социализации относят – родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, близких и дальних родственников, приходящих нянь, друзей семьи, сверстников. Ранняя социализация осуществляются в семье, где складываются первые представления о мире, о добре и зле, где ребенок и осознает себя [13, с. 19].
У ребенка в данный период происходит накопление элементов системы ценностных ориентации в сфере обществен­ных отношений, характеризуемое выделением личных ценностей, их эмоцио­нальным освоением, закреплением в деятельности, постепенно находящее аде­кватно мотивированное выражение.
С точки зрения Т. Парсонса, семья – основной орган социализации, мать и отец – главные творцы личности, ребенок – пустой сосуд, который надо на­полнить культурой [3, с.279].
Таким образом, первичную информацию об окру­жающем мире индивид получает в семье.
Ученые пришли к интересному выводу, что даже способы ухода за младенцем, даже характер пеленания (предоставляется свобода движения или нет) влияют на развитие ребенка. Но это влияние не очень значительно, другое дело – эмоциональная сфера. Выработанные в раннем детстве механизмы психологической реакции на те или иные ситуации куда более устойчивы и могут закрепиться на всю жизнь. Поэтому для будущего развития малыша так важно в этот период, как удовлетворяется потребность в ласке, тепле, пище, Сне, испытывает ли он эмоциональный комфорт или ощущает себя одиноким в новом огромном мире, где добиваться самого необходимого приходиться с предельным напряжением сил. в крике, истерике. Маленькому ребенку нужна ласка, нужен телесный контакт с матерью, чтобы понимали и уважали желания.
Родителям свойственно недооценивать важность этого периода для дальнейшего психосексуального развития ребенка. А именно первые три года жизни особенно важны для правильного самоопределения в сфере межличностных, семейно-брачных, и в том числе сексуальных отношений. Родителям следует помнить, что процесс формирования полового самосознания ребенка проходит после рождения очень важные фазы, что недоласканность в детстве может стать причиной половых девиаций [9, с. 75 -76].
Итак, взаимоотношения, складывающиеся между родителями и детьми, являются решающим моментом социализации. Они обнаруживают себя в самый ответственный момент – когда человек наиболее восприимчив к добру и злу, когда он более доверителен и открыт всему новому, а именно в период младенчества. Вторая характерная черта – взаимоотношения продолжаются всю жизнь и, следовательно, оказывают наиболее длительное воздействие. Третья черта – родительско-детские отношения являются самыми тесными и близкими отношениями, которые только могут существовать в человеческом обществе.
Главным способом семейной социа­лизации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов се­мьи, а также принятие роли и исполнение роли.
Принятие роли – это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуа­ции или в другой роли. Участники детских игр принимают на себя различные роли, например, при игре в дом (ты будешь мамой, ты – папой, ты – ребенком). Исполнение роли – это дей­ствия, связанные с действительным ролевым поведением, в то вре­мя как принятие роли только претендует на игру.
Дж. Мид различал три стадии процесса обучения ребенка ис­полнению взрослых ролей. Первая – подготовительная стадия (в возрасте от 1 до 3 лет), во время которой ребенок имитирует поведение взрослых без какого-либо понимания (например, де­вочка наказывает куклу). Вторая стадия, называемая игровой (в 3-4 года), наступает тогда, когда дети начинают понимать по­ведение тех, кого они изображают, но исполнение роли еще не­устойчиво. В какой-то момент мальчик изображает из себя строителя и укладывает игрушечные блоки один на другой, од­нако минутой позже он начинает бомбардировать свои построй­ки, затем становится милиционером, после чего космонавтом. Тре­тья – заключительная стадия (в 4-5 лет и далее), в которой ролевое поведение становится собранным и целенаправленным и проявляется способность ощущать роли других актеров. Удач­ным примером или аналогом такого поведения можно считать игру в футбол, когда в ходе перемещения по полю происходит постоянная смена амплуа игроков. Для взаимодействия с парт­нерами каждому из игроков необходимо ставить себя на место партнера и представлять себе, что он сделал бы в том или ином игровом эпизоде. Команда возникает и действует только тогда, когда каждый усваивает не только собственную роль, но и ро­ли партнеров.
В ходе подобного процесса индивид, проходя последователь­но все стадии вхождения в другие роли, развивает способность ви­деть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции. Через осознание других ролей, а также чувств и ценностей других в сознании личности формируется «обобщенный другой». Он является грубым сравне­нием со стандартами и ценностями общества. Повторяя принимае­мую роль «обобщенного другого», индивид формирует свою кон­цепцию «Я». Недостаточная способность адаптироваться к другой точке зрения, принимать на себя роли других индивидов может отрицательно сказываться на развитии личности.
Американский ученый-социолог А. Халлер в дополнение к тео­рии Дж. Мида разработал концепцию «значимого другого». «Зна­чимый другой» – это та личность, одобрения которой данный ин­дивид добивается и чьи указания он принимает. Такие личности оказывают наибольшее влияние на установки индивидов и фор­мирование их собственного «Я». В качестве «значимых других» мо­гут выступать родители, замечательные учителя, наставники, не­которые участники детских игр и, возможно, популярные личности. Индивид стремится принять их роли, подражать им и таким образом осуществлять процесс социализации через «зна­чимого другого».
Обучение большинству важнейших ролей начинается обычно в раннем детстве, одновременно с началом формирования уста­новок, направленных на определение роли и статуса. Большая часть этого этапа ролевого обучения проходит бессознательно и безболезненно. Дети играют в игрушки, «разыгрывают» представ­ления, помогают отцу и матери, читают истории из жизни раз­ных социальных групп, слушают семейные разговоры и пассив­но участвуют в семейных инцидентах. Из такого повседневного опыта они выносят представление о действиях мужчины и жен­щины в различных ситуациях, о том, как муж и жена должны относиться друг к другу. Маленький ребенок, подражая роли сво­его отца, играемой им дома, бывает больше осведомлен о том, как должен действовать и что должен думать мужчина в различных ситуациях семейной жизни, чем тогда, когда он просто исполня­ет свою собственную роль ребенка. Подражая действиям отца, он в какой-то степени может понять причины, которые стоят за тем или иным отцовским действием, и это понимание со временем рас­тет. Его «притворные», ненастоящие роли таким образом помо­гают ему достойно принять на себя в будущем роль отца семей­ства. Человеку в более зрелом возрасте такие ненастоящие роли помогают понять реакцию других людей на его поведение.
Из вышесказанного видно, что результатом ранней социализации должна быть готовность к школе. Школьная готовность предполагает готовность к большей, чем раньше, самостоятельности, к сотрудничеству с чужими взрослыми и сверстниками без непосредственной поддержки и защиты родителей. Трудно бывает детям, особенно мальчикам, которые до школы росли в сверхтесном контакте с матерью при недостатке, а порой и полном отсутствии общения со сверстниками, вообще – с людьми, не входящими в круг семьи, Такие дети часто просто не могут оторваться от матери. остаться без нее. Иногда возникающий при этом страх настолько глубок и силен, что для его преодоления усилий родителей и учителя недостаточно и может потребоваться помощь врача-психотерапевта. Большинство детей, переживших страх, все же преодолевают его и мало-помалу привыкают к школе. Лучше предупреждать такую ситуацию заранее обеспечив ребенку возможность общения со сверстниками, даже если он не посещает детский сад [6, с. 21-25].
Можно сделать вывод, что ранняя социализация осуществляется в семье, где ребенок усваивает модели поведения, обучается большинству важнейших ролей. Результатом ранней социализации является готовность к школе и свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней социализации во многом зависит дальнейшая жизнь человека, так как в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность.
1.2. Семья как институт социализации.
В данном параграфе мы рассмотрим определение понятия «семья», обозначим основные функции семьи как института социализации и подробнее раскроем эмоциональную функцию, в заключении дадим краткую характеристику состояния семейной сферы в Белоруссии на современном этапе.
Семья – важнейший институт социализации подрастающих по­колений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей; самый первый институт социализации ребёнка. “В семье… дети овладевают азбукой человеческого общения, через которую постигают алгебру взаимоотношений” [16, с. 28].
Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.
Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и что для нас еще важнее – коренным изменением своих эмоцио­нально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими, т. е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни [12, с. 91].
Рассмотрим основные функции современной семьи.
Функции семьи – это способы проявления ее активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Во всех обществах семья выполняла основные функции:
воспроизводства населения (физическое и духовно-нравственное воспроизводство человека в семье);
воспитательная функция – социализация молодого поколения, поддержания культурного воспроизводства общества;
хозяйственно-бытовая функция – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;
сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми представителями старшего и среднего поколений;
духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;
социально-статусная – предоставление определенного статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия [4, с. 405-406].
Функции семьи могут менять свое содержание и значимость вместе с изменением социальных условий. Нарушению реализации функций способствуют разные факторы: личностные особенности членов семьи, низкий уровень доверия и взаимопонимания, условия жизни, неполный состав семьи, недостаточный уровень знаний и навыков в культуре взаимоотношений и воспитании детей и др. В связи с проблемой аддитивного поведения особую значимость приобретает эмоциональная функция, которая реализуется в удовлетворении потребностей членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. С нарушением эмоциональной стабильности могут развиться и укрепиться такие явления как повышенная тревожность, страх перед действительностью, потеря чувства безопасности и недоверие к окружающим.
Уже в пренатальном периоде (до рождения) ребенок способен воспринимать изменения эмоционального состояния матери. Ершова Т. И. и Микиртумов Б. Е. [10, с. 6] отмечают, что эмоциональные расстройства матери могут оказывать патогенное влияние на развитие ребенка, степень устойчивости адаптационных процессов к моменту рождения и последующего взаимодействия с окружающей средой. Дестабилизации эмоционального состояния способствуют разные факторы: повышенная тревожность матери во время беременности, продолжительные стрессы, переживания по поводу нежелательной беременности и др. Необходимой основой является первая привязанность матери и ребенка. Она играет детерминирующую роль в развитии ребенка и формировании его взаимоотношений как в семье, так и в социуме вообще. Педиатры полагают, что первые полтора часа после рождения – самый критический период для успешного выстраивания отношений привязанности и доверия между родителями и детьми. Это тот промежуток времени, когда младенцы находятся в состоянии максимальной восприимчивости, что в значительной мере определяет глубину и силу привязанности между матерью и ребенком.
Проявление родителями безразличия, отвержения, враждебности, неуважения, предъявление завышенных требований, систематические наказания – все это может способствовать формированию у ребенка базовой враждебности по отношению к родителям, отстраненности от самых близких людей, недоверию. Подобное отношение к родителям в какие-то моменты может переноситься на отношение к взрослым вообще. Отсутствие доверительных отношений во многом осложняет процесс социализации. Если человек в детстве не научился доверять, “ему трудно создать близкие отношения с людьми. Он рискует попасть в заколдованный круг изолированности…” [19, с.57-58]. Доверие у ребенка укрепляется тогда, когда его проблемы находят отклик у окружающих, когда в трудный момент ребенок обретает поддержку (но не гиперопеку, которая лишает инициативы). Ребенку также важно быть уверенным в том, что он состоятелен для окружающих (в первую очередь для близких людей) как “соучастник” (в лучшем смысле этого слова) во многих важных событиях. Он должен быть уверен в том, что с его потребностями и его точкой зрения считаются. Так ребенок сможет реализовать свою страсть к взрослению. Взрослым нельзя стать сразу. Взрослость начинает формироваться в детстве.
В заключении можно сказать, что анализ состояния семейной сферы в РБ свидетельствует о явном неблагополучии. В условиях социально-экономической нестабильности растет уровень тревожности, агрессивности, конфликтности как среди взрослых, так и среди детей. Отрицательно действует на подрастающие поколение и переживаемая нами девальвация самого института семьи. Традиционно в российском менталитете складывалось бережное отношение к семье, проявлялось, правда, не всегда этично, стремление во что бы то ни стало сохранить семейный союз. Развод и размолвки между родителями – это трагедия для ребенка. причина тревожности, дискомфорта и чувства отчужденности. Е Селезнев в статье «Главная педагогия – родительский дом» приводит следующие данные. Подростки отвечали на анкету об их будущей семье. На вопрос: «Хотели бы вы, чтобы ваша семья была похожа на семью ваших родителей?» _ большинство отвечало категорическим: «Нет». Большинство планировало для своей будущей семьи большее, чем в родительской, количество любви, уважения, взаимного внимания и помощи, иные отношения к детям [6, с. 18].
Также изучением процесса социализации личности на разных этапах развития общества занимались многие ученые. Среди них З.Фрейд, Ж.Пиаже, Б.Г.Ананьев, Б.П.Парыгин, С.Л.Рубинштейн, К.А.Альбуханова-Славская, И.С.Кон, Д.И.Фельдштейн, М.В.Демин, Н.П.Дубинина, А.Ф.Полис. Каждый из них в соответствии со своей концепцией давал различные определения по­нятия «социализация».
В главе «Характеристика и особенности ранней социализации детей в семье» мы рассмотрели сущность и этапы ранней социализации, пришли к выводу, что периоды детства и юности оказывают большое влияние на следующие этапы социализации. Рассмотрели семью как важнейший институт социализации детей, именно в семье происходит процесс ранней социализации, человек получает первый опыт социального взаимодействия. Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов. Результатом ранней социализации является школьная готовность. Отработав, принцип решения задач на уровне детских проблем, ребенок и в большую жизнь войдет во все оружии [7 с. 11].
Глава 2. Проблемы социализации детей до 3 лет.
2.1. Потенциальные возможности ребенка.
Проблемы раннего развития ребенка исследовали: Лупан, Мухина, Эльконин, Венгер, Миллер, Выготский и др. М. Ибука пришел к выводу, что способности и характер человека не предопределены от рождения, а большей частью формируются в определенный период его жизни. Исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии – с другой, показали, что ключ к развитию умственных способностей ребенка – это его личный опыт познания впервые 3 года жизни, т.е. в период развития мозговых клеток. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. Это годы с рождения до трехлетнего возраста.
Единственная цель раннего развития – дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым.
По мнению Ибуки, основная цель раннего развития – это предотвратить появление несчастных детей. Мозг новорожденного ребенка – чистый лист бумаги. И оттого, что будет записано на этом листе, зависит, насколько одаренным будет ребенок.
Период, когда связи между клетками формируются наиболее активно, – это период от 0 до 3 лет, к 3-м годам мозг достигает 80% взрослого потенциала, к 4-м годам в этот сложный процесс включаются «фронтальные доли» мозга. Такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства, развиваются после 3-х лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту.
Ибука считает, что именно в первые годы жизни ребенка необходимо быть с ним и строгим и ласковым. А когда он начинает развиваться сам, нужно постепенно научиться уважать его волю, его «я». Родительское влияние должно прекратиться до детского сада. Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более позднем может погубить в нем талант и вызвать сопротивление.
Ибука предполагает, что способность впитывать информацию гораздо выше у детского мозга, чем у взрослого. Не надо бояться «перекормить» или перевозбудить его: детский мозг, как губка, быстро впитывает знание, но, когда, чувствует, что переполнен отключается и перестает воспринимать новую информацию. Зачастую информации слишком мало, чтобы полноценно развивать ребенка.
Вскоре приходит время, когда ребенок обретает способность принимать самостоятельные решения, это происходит где-то в возрасте 3-х лет. Малыш с жадностью воспринимает все, что ему интересно. Начинают развиваться и другие способности – он уже может желать что-то создавать, хотеть сделать; все они важны для развития интеллекта и формирования характера.
Ребенок запоминает детские истории и сказки очень точно, но эта точность скорее основана на ассоциативной памяти, чем на понимании. Ребенку в возрасте до 3 лет не трудно выучить то, что его интересует, и родителей не должно беспокоить количество энергии и сил, затраченных при этом. Детский мозг до 3 лет способен усвоить систему мышления не только своего родного языка, но и любого другого, причем этот процесс может идти одновременно. Если родители пропустят этот период, им будет гораздо труднее обучить ребенка тому, чему он так легко научится в раннем детстве.
Музыкальный слух, физические способности формируются как раз в этом возрасте. Примерно в это же время развивается и основа эстетического восприятия – сенсорная реакция.
Ибука считает, что в развитии ребенка образование и среда играют большую роль, чем наследственность.
Окружающая среда, которую создали родители, становится средой ребенка. Она развивает его способности к профессии родителей, пробуждая интерес к ней.
Жан Плаже создал теорию фаз роста, наблюдая над развитием своих троих детей. Ребенок, по его наблюдениям, развивается с потрясающей скоростью и физически и умственно. Поэтому так важно, чтобы его развитие правильно стимулировалось на каждой стадии. Родители должны внимательно наблюдать за ребенком, знать, что и когда необходимо малышу, что ему интересно.
Научить ребенка кататься на роликах уже после того, как он научился ходить, чрезвычайно сложно, а примерно в то же время, когда он учится ходить, можно с легкостью. Сделать из него прекрасного фигуриста.
Влияние, оказываемое на ребенка в раннем возрасте, оставляет неизгладимое впечатление на всю жизнь. Именно родители должны заботиться о том, чтобы это влияние было благотворным. «Комната, лишенная стимуляторов, вредна для малыша», – считает М. Ибука. Профессор Уайт, занимающийся исследованиями раннего развития, согласен с ним: если для роста ребенка с самого рождения создать разнообразные условия, то это дает значительный эффект в формировании интеллекта. Поэтому в детской обязательно должны быть цветастые обои, цветной потолок, пестрые одеяла, хороший вид из окна.
По мнению Ибуки, впечатления раннего детства определяют дальнейший образ мыслей и действий ребенка. Родители должны стараться, чтобы все эмоции и воспоминания об этом периоде были положительными.
2.2. Факторы, оказывающие благоприятное влияние на развитие личности ребенка. Принципы воспитания ребенка раннего возраста.
Развитие характера и музыкальное восприятие формируется в большей степени под влиянием привычек родителей. Поэтому Ибука считает, что ребенок, воспитанный мамой, у которой нет музыкального слуха, тоже вырастет без слуха. Родители должны давать малышу слушать правильную музыку, ведь он может запомнить и точно воспроизвести неправильную мелодию.
Раннее развитие часто сводят к тому, чтобы наполнить мозг ребенка информацией или научить читать и писать в раннем возрасте. «Но что гораздо важнее, – говорит Ибука, – это развивать умение рассуждать, оценивать, воспринимать». Для этого нет специальных программ, и только то, как ведут себя родители, что они делают и чувствуют, как разговаривают с малышом, может сформировать его личность. Так, ребенок, воспитанный неразговорчивым угрюмым человеком, будет всегда не в духе, а воспитанный небрежным человеком будет небрежным. Хотя ведущая роль в воспитании, по мнению Ибуки, принадлежит матери, отцы должны быть друзьями и помощниками жене. Гармоничной атмосферы в доме нельзя достичь только усилиями матери.
Талантливые люди, рожденные в многодетных семьях, добивались выдающихся успехов, в частности, потому, что ребенку легче развить неординарные способности и характер, если он растет, окруженный детьми, и благодаря этому стимулируется развитие каждого. Человек должен всегда искать гармонию между общественным и индивидуальным. Достижение этого баланса во многом зависит от раннего развития. Ибука считает, что можно достичь его только на базе рано сформированного стереотипа мышления, который включает право на уважение к себе и чувство ответственности к обществу. Такой стереотип можно создать на основе детского общения. Вмешиваться в ссоры детей – значит помешать развитию интеллекта жить в коллективе. У детей своя логика. Здесь нет места взрослой логике. Ссоры – первый урок жизни в социуме.
Ибука считает, что «злоба и зависть и ребенка – это выражение бессилия». Не имея возможности выразить свои чувства словами, ребенок выражает чувства эмоционально. Профессор Тошио Ямамит, специалист по детской психологии, выделил следующие причины детской раздражительности:
физическое состояние, вызванное болезнью;
голод или усталость;
сильное возбуждение после неприятного инцидента или испуга;
недостаток физических упражнений и накопившаяся неизрасходованная энергия;
желание настоять на своем;
подражание раздражительным родителям.
Из этого списка видно, что причины раздражительности ребенка нужно искать в его окружении и воспитании. Если вместо того, чтобы выяснить причину гнева, вы будете его ругать или просто не обращать внимания, это только сделает ребенка более эгоистичным и упрямым. Родителям необходима твердость характера, чтобы отличить обоснованное требование от каприза, а недостаток такой разумной твердости калечит личность ребенка. Т.е. любое проявление характера у ребенка обязательно имеет свои причины, цель родителей – устранить причину расстройства малыша, а не подавлять ее.
Принципы воспитания ребенка раннего возраста.
Ибука считает, что главное правило, которого необходимо придерживаться при воспитании двух- и трехгодовалых детей, – это стимулирование и стремление к порядку. Интерес – лучшее побуждение к действию. Принуждение – худший способ обучения. Например, если у ребенка возникает интерес к стирке, он делает большие успехи в короткое время, иногда превосходя всякие ожидания учителей.
Главная задача родителей, если они хотят обучить чему-то ребенка – пробудить интерес. Вместо того, чтобы учить ребенка считать, лучше заинтересовать его цифрами. Вместо того, чтобы учить его писать, разожгите интерес к процессу письма.
Чтобы вызвать этот интерес, важно создать и необходимые условия. Чтобы у ребенка появилось желание рисовать, вокруг него должно быть достаточно карандашей и бумаги.
Многие взрослые, равнодушные к музыке или живописи, могут подтвердить, что причиной их нелюбви было принуждение в раннем детстве или отсутствие условий для возникновения интереса.
Детский психолог Сеймиро Аоки специально исследовал образование таких понятий у ребенка, как «хорошо» и «плохо», и пришел к выводу, что «хорошо» для ребенка – это то, что интересно и завлекательно. Это соединение понятий «хорошо» и «приятно» характерно только для раннего возраста. Постепенно ребенок приобретает опыт, и теперь уже он считает, что «хорошо» – это то, за что хвалят. Если он выполняет поручение и его за это хвалят, он думает, что поступил правильно, хорошо. И наоборот, если его ругают или наказывают, значит, он поступил плохо. Неприятные ощущения ассоциируются с понятием «плохо».
Поэтому вместо того, чтобы навязывать ребенку свое понимание, что такое «хорошо» и что такое «плохо», гораздо результативней было бы обеспечить ему приятные эмоции, когда он делает что-то правильно, и не приятные, когда плохо. Способности ребенка будут развиваться настолько эффективно, насколько успешно родители будут пользоваться методами похвалы и порицания.
Интерес – лучший стимулятор. Но интерес ребенка к чему-то одному быстро пропадает, поскольку любопытство его безгранично. Среди множества интересных вещей в окружающем мире ребенок все время находит увлечения, где ему никто не нужен. Но обычно ему все-таки необходима помощь взрослого. Часто от того, насколько быстро взрослый заметит и отреагирует на возникший у ребенка интерес, зависит, сохранится он или нет, разовьется во что-то серьезное или быстро угаснет. Поэтому очень важно не упустить его. Мы не знаем, какие интересы ребенка могут развиться в способности, но у него должен быть шанс развить их.
Важным условием любого значительного достижения является интуиция. Она перекрывает все пять чувств и таким образом является самым древним и фундаментальным чувством. Ребенок до 3 лет очень близок к животному: он еще не способен логически мыслить и полагаться на свои инстинкты. Очень важно помнить об этом и поощрять развитие его инстинктов, не подавлять их, прививая ему навыки и пытаясь действовать на него логикой и доводами разума. Более того, поскольку интуиция – это совокупность всех пяти чувств, развитие ее обостряет и все чувства.
Ибука считает, что необходимо как можно раньше дать ребенку карандаши. В возрасте около 1 года ребенок начинает рвать книжки, раздирать на части игрушки, доводя мать до отчаяния. Т.е., ребенок входит в стадию самоутверждения. Важно разумно направлять поступки ребенка, поскольку от этого зависит его будущая способность к творчеству. Все, что ребенок делает руками – рисует, разбрасывает игрушки, рвет бумагу, – развивает его интеллект и творческие задачи. Если родители будут поминутно останавливать свое дитя, то все равно тем самым помешают развитию его творческих склонностей. Когда детям для рисования предлагают листы бумаги только стандартного размера, они подсознательно усваивают мысль, что все картинки должны быть только такого размера и что родители хотят от них именно этого.
Ребенок видит огромный мир, когда он впервые берет в руки карандаши и обнаруживает, что он может оставлять следы на чистой бумаге. Этот огромный мир гораздо больше, чем стандартный лист бумаги. Ибука предлагает давать ребенку огромный лист бумаги, чтобы он ползал по нему, рисуя. Стандартный лист способствует воспитанию стандартного человека, лишенного творчества и достаточной жизнестойкости.
Специалисты по дошкольному воспитанию считают, что отказываясь удовлетворить любое желание своего ребенка, родители проявляют не недостаток любви к нему, а, наоборот, действуют в его же интересах. Когда вокруг ребенка слишком много игрушек, это его подавляет и ему трудно сосредоточиться на чем-то одном. Ребенок лучше всего играет с одной игрушкой, придумывая разнообразные игры с ней. Т.о., если родители хотят развить у ребенка нестандартное мышление и изобретательность, они не должны покупать все, что он просит. Этим можно достигнуть прямо противоположного эффекта. Готовые игрушки редко нравятся детям, поскольку они имеют мало общего с окружающим их миром. Им недостаточно, чтобы игрушка была красивая или забавная.
У взрослых часто бывают искаженные представления о ценности той или иной игрушки, основанные на их собственных детских впечатлениях. Малыш с любопытством изучает окружающие его предметы и особенно реагирует на те, которые удовлетворяют его потребность в творчестве. Для ребенка игровой материал – все, что он трогает и видит. Нет особой нужды, по мнению М. Ибуки, вообще покупать ему игрушки и настаивать, чтобы он обязательно играл, как «положено».
Глина, бумага для вырезания, цветная бумага для складывания фигур – лучшие игрушки для развития творческих способностей ребенка. Эти материалы имеют одну общую характеристику – они не имеют определенной формы или назначения. Именно поэтому они являются идеальными игрушками для ребенка раннего возраста, когда интеллект развивается быстрее всего. Он может делать с этими материалами все, что ему заблагорассудится.
Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих собратьев в освоении различных навыков: лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки. Ловкость рук и самовыражение – первые, но далеко не единственные качества, приобретаемые ребенком благодаря лепке.
В раннем возрасте мозг ребенка не развивается отдельно от тела. Умственное развитие происходит параллельно с физическим и сенсорным. Профессор Куньо Ацуку утверждает: «Физические упражения улучшают работу всех органов и повышает сопротивляемость ребенка внешним стрессам». Было подмечено, что ребенок, который начинает рано ходить, бывает очень смышленым.
Ибука дает такой совет родителям: «Пусть ваш ребенок трудится столько, сколько может, только при одном условии, что для вас не важен результат его работы».
Для ребенка важен не результат, а сам процесс его деятельности. Как бы ни проста была работа, ребенку следует показать, как ее делать. Работа часто требует осторожности и концентрации внимания, j не нужны в игре. Поэтому участие ребенка в простом труде по дому очень полезно для развития его интеллекта и двигательных способностей. Те родители, которые j, чтобы облегчить себе жизнь, полагают, что «жестоко заставлять работать маленьких детей», обделяют своего ребенка.
Заключение
В данной работе мы изучили особенности ранней социализации детей до 3 лет.
В первой главе мы раскрыли сущность процесса социализации, установили связь социализации с обучением и воспитанием, определили цель социализации и рассмотрели этапы социализации. Выяснили, что к вопросу об этапах социализации существуют различные подходы. С точки зрения психоанализа З. Фрейда, особое значение для развития личности имеет период раннего детства. Другие школы социальной психологии делают сегодня особый акцент на изучение социализации именно в период юности. Сделали вывод о том, что периоды детства и юности оказывают большое влияние на следующие этапы социализации. Также рассмотрели понятие «семья» и раскрыли ее функции, проанализировали современное состояние семьи как института социализации. Рассмотрели особенности ранней социализации детей в семье, охарактеризовали процесс принятия роли как один из важнейших составляющих ранней социализации, изучив при этом работы Дж. Мида и А.Халлера.
Мы сделали следующие выводы. Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь. Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека.
Результатом ранней социализации является готовность к школе и свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней социализации во многом зависит дальнейшая жизнь человека, так как в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность.
Во второй главе мы изучили и проанализировали проблемы социализации детей до 3 лет. Период раннего развития ребенка – время развития мозговых клеток ребенка, именно в возрасте от 1 года до 3 лет происходит формирование способностей, характера человека. Талантливый ли будет ребенок, появятся ли у него творческие способности, вырастет ли он гармоничной личностью – это зависит от воспитания и образования, которое ребенок получит в раннем детстве.
Поэтому необходимо учитывать волю ребенка, уважать его «я». Детский мозг имеет способность впитывать информацию в больших количествах, но при этом особое предпочтение отдается той, которая интересна ребенку. Очень важно развить интерес ребенка к получению новых знаний, который в дальнейшем превратится в пытливость и гибкость ума взрослого человека.
В раннем детстве развиваются и другие способности ребенка: желание что-то создавать, стремление к познанию и преобразованию окружающего мира. Это важно для развития интеллекта и формирования характера ребенка. Мозг ребенка в раннем детстве очень пластичен, способен усвоить одновременно системы мышления 2-х языков. Поэтому возраст от 1 года до 3 лет сензетивен для обучения ребенка иностранным языкам.
Музыкальный слух, физические навыки формируются как раз в этот период. Необходимо заниматься с ребенком спортом, начинать водить его в художественную или музыкальную школу.
Чтобы развитие личности ребенка было гармоничным, важно обеспечить ему благоприятную среду, которая играет первостепенную роль в ранний период. Она развивает способности к определенной профессии, пробуждает интерес к занятиям родителей.
Впечатления и воспоминания раннего детства формируют образ мыслей, мировоззрение взрослого человека. Задачи родителей – обеспечить самые благоприятные эмоции об этом периоде. Ведь большинство комплексов и страхов человека свое начало берут именно из раннего детства.
Ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет необходимо учить рассуждать, оценивать, воспринимать. Родители – эталон для малыша, их поведение должно быть образцовым, чтобы ребенок впитывал и усваивал только хорошие качества.
Все отрицательные эмоции ребенка всегда имеют причину: голод, усталость, боль. Родители должны выяснить ее и предотвратить последующие вспышки детской раздражительности.
В раннем детстве нельзя принуждать ребенка к чему-либо. Иначе можно добиться обратного эффекта: ребенок возненавидит это занятие. Лучше пробудить заинтересованность, желание самому заняться этим делом.
Цель раннего развития – не сделать из ребенка гения, а дать ему такое образование, чтобы он имел пытливый ум, здоровое тело, сделать ребенка сообразительным и добрым.
Список литературы
1. Андреева А.Д. Готов ли ребенок к детскому саду // Вестник образования. – 1998. – №1.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1998. – с.376.
3. Арон Р. История социологии в Западной Европе и США. – М.: Наука, 1993. – с. 452.
4. Баркер Р. Практика социальной работы / Сокр.пер.с англ.-М.: Ин-т соц.работы, 1994. – с. 658. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. Венгер Л.А., Мерсина В.С. Психология. – Москва, 1988.
6. Венгер Л.А., Мерсина В.С. Психология. – Москва, 1988.
7. Зарецкая И.Н. Цель воспитания – личность, готовая к взаимодействию со средой // Директор школы. – 2003. – №2.
8. Ибука М. После трех уже поздно. – М., 1992.
9. Каган В.Т. Школьная готовность // Семья и школа. – 1989. – №7.
10. Крылов Е.П. Школа творческой личности // Дошкольное воспитание. – 1992. – №9-10.
11. Крючков В.К. Не смейтесь над этой любовью. // Дошкольное воспитание. – 1991. – №6.
12. Мастюкова Е.М. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме. – М.: Просвещение, 1989. – с. 113.
13. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. – 1997. – №4.
14. Мудрик А.В. Социальная педагогика, Учебник для студентов педагогических вузов / Под ред. В.А. Сластенова. – 3-е изд. испр. и доп. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – с.200
15. Рахматшаева В.А. Проблемы … но чьи? // Семья и школа. – 1989. – №8.
16. Селезнева Е.В. «Главная педагогия – родительский дом» // Семья и школа. – 1989. – №7.
17. Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 1994. 16. Современный словарь по психологии. – Минск.: Современное Слово, 1998. – с.276.
18. Соловников Т.И. Социально-психическая реабилитация. – М.: Прогресс. 1991. – с.50
19. Социальная психология / Под ред. А.В. Петровского – М.: Про­свещение, 1987. – с.666.
20. Суслова О.В. Психоанализ и воспитание // Вестник психоанализа. – 1999. – №2.
21. Фирсов М.В. Социальная работа в России: Теория, история, общественная практика. М.: Союз, 1996. – 256.
22. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб произведений / Сост., науч. ред., вступ. ст. М. Г. Ярошевский. – М.: Посвящение, 1990. – 448 с.
23. Эльконин Д.Б. Детская психология. – Москва, 1960.