Социализация личности цели, идеалы, ценности

Российский государственный Социальный Университет

Факультет Охраны Труда и Окружающей Среды

Реферат по социологии на тему:

«Социализация личности: цели, идеалы, ценности»
Выполнила студентка группы ЗОС-Д-2:

Белова Наталья

Проверил: преп. Долгорукова И.В.
Содержание

Введение
В современном меняющемся обществе большое значение для человека приобретает реализация себя и своих возможностей. Для этого необходимо гармоничное развитие личности, усвоение культурных норм, ценностей и социальных ролей. Другими словами необходима социализация личности.

С рождения до глубокой старости человек усваивает новое, приобретает социальные роли или отказывается от них взамен новых. Особенно интенсивный период социализации приходится на детство. В это время ребенку важно оказаться в благоприятной социальной среде – благополучной семье, среди сверстников, оказывающих положительное влияние на развитие человека, в противном случае возникают проблемы. Не случайно многие проблемы из детства переходят во взрослый период так и нерешенными, перерастают в комплексы, неуверенность.

В юности большое значение имеет выбор жизненного пути, отношения с противоположным полом. Социализация в этот период играет особую роль. Определяется как профессиональная деятельность человека, так и его семейная, личная жизнь.

В более позднем возрасте приобретает определенное значение понятие ресоциализации, о котором также будет говориться ниже. Человек переоценивает свою жизнь, приобретает новые социальные роли и отказывается от прежних. Даже в старости процесс социализации продолжается: появляются новые интересы, хобби. Возникают новые социальные роли, такие как бабушка или дедушка.

Я выбрала тему социализации личности, потому что мне интересно как происходит наша адаптация в обществе. Какие механизмы и процессы позволяют нам усваивать ценности, нормы, идеалы.

Таким образом, тема социализации личности актуальна в любое время, так как для успешного развития личности важно усваивать нормы, ценности, социальные роли в обществе. На всех этапах развития человека большое значение имеет приобщение его к новым условиям, идеалам, нормам современного общества.
Понятие социализации
В условиях усложнения социальной жизни актуализирует­ся проблема включения человека в социальную целостность, в социальную структуру общества. Основным понятием, которое описывает такого рода включения, является «социализация», позволяющая человеку стать членом общества.

Социализация — начинающийся во младенчестве и за­канчивающийся в глубокой старости процесс усвоения со­циальных ролей и культурных норм. Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методом деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно.

Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваи­вать не одну, а целое множество социальных ролей, продви­гаясь по возрастной и служебной лестнице, процесс социализации продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, прави­ла поведения, роли и т. п. Понятие «социализация» объяс­няет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Ведь человек, взрос­лея, в свернутом виде проходит те же самые этапы, какие прошло общество за 40 тысяч лет своей культурной эволю­ции, и какие прошел человеческий род за 2 миллиона лет своей биологической эволюции. Ни один биологический вид не научился «свертывать» этапы своего развития. Благода­ря социализации слабому человеческому детенышу не надо полностью проходить весь этот бесконечно долгий путь раз­вития.

Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, со­циальной группы и культуры, к которым он принадлежит. С первых же часов жизни человека начинается процесс его социализации, в основе которого лежат связи между инди­видуумами и освоение социальных навыков. Отчасти этот процесс зависит от врожденных механизмов и созревания нервной системы, однако прежде всего он определяется тем опытом, который человек получает на протяжении жизни.
II. Процесс социализации
Принято выделять первичную со­циализацию, охватывающую период детства, и вторичную социализацию, занимающую более длительный временной промежуток и включающую в себя также зрелый и преклон­ный возраст.

Первое детство. Наибольшее значение для образования связи между ребенком и каждым из его родителей имеют пер­вые мгновения его жизни. В основе формирования этой связи лежат взгляды, движения и особенно улыбки ребенка. Изве­стно также, что со второй недели жизни новорожденный не только начинает обнаруживать большой интерес к человечес­кому лицу, но и способен отличить лицо своей матери от лица чужого.

Между 8-м и 12-м месяцами жизни начинают четко про­являться привязанности ребенка. Он разражается криком и плачем, когда его забирают от матери (или человека, обыч­но ухаживающего за ним), чтобы передать в чужие руки. Такая реакция ребенка отражает не столько страх перед />/>незнакомым человеком, сколько неузнавание в нем знако­мых черт материнского лица. Этот этап тесно связан с раз­витием представления о постоянстве (перманентности) пред­метов когнитивного процесса, который был изучен Пиаже и состоит в том, что с 8-го месяца жизни ребенок начинает активно искать исчезнувший внезапно предмет. Представ­ление о постоянстве, вначале связанное у ребенка с мате­рью, распространяется затем и на другие объекты, в осо­бенности на другие «социальные объекты». Кроме того, по­стоянное присутствие социального партнера приводит к формированию у ребенка на 8-м или 9-м месяце жизни пред­ставления о собственной перманентности.

Было показано также большое значение надежной соци­альной привязанности как для освоения ребенком незнако­мых мест, которое значительно облегчается в присутствии матери, так и для налаживания ранних социальных контак­тов с другими детьми.

Детство и отрочество. Группы сверстников играют в детстве и отрочестве очень важную роль, особенно для раз­вития идентификаций и формирования установок. Соглас­но Соренсену (1973), подростки гораздо легче идентифици­руют себя с другими подростками, чем со старшими, даже если последние относятся к тому же полу, расе, религии и общине, что и они сами. Дружба и сексуальность в отроче­стве тесно связаны. Даже если «хороших друзей» у подрос­тка меньше, чем в каком-либо ином возрасте (обычно не больше пяти), среди них в это время больше доля предста­вителей другого пола. Если в дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и свое собственное «Я», и других людей преимущественно через суждения, оценки, поступки родителей, то в отрочестве его решения уже в той или иной мере находятся в зависимости и от сверстников, и от моды, и от общественного мнения.

Зрелость. Обычно больше всего друзей у молодых лю­дей, состоящих в браке. В среднем их число составляет семь человек; они подбираются по сходству вкусов, интересов и склада личности, по взаимности в помощи и обмене откровенностями, по совместимости на основе того удовольствия, которое они находят в обществе друг друга, по удобству общения в географическом отношении и по взаимному ува­жению.

В расцвете зрелости деятельность, направленная на до­стижение поставленных жизненных целей, не позволяет уде­лять слишком много времени дружбе. Поддерживаются лишь самые прочные связи. Число друзей снижается до 5 и меньше.

С приходом старости и в связи с драматическими со­бытиями, которые в это время переворачивают жизнь чело­века, многие теряют своих спутников жизни и рискуют остаться в стороне от круга друзей. Дружеские связи, одна­ко, укрепляются, когда друзья в свою очередь тоже оказы­ваются в сходной ситуации (среднее число друзей у челове­ка, вышедшего на пенсию, составляет приблизительно 6 че­ловек).

Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юнос­ти, но развитие личности продолжается и в среднем и по­жилом возрасте. Д-р Орвиль Г. Брим (1966) утверждал, что существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых.

Социализация взрослых выражается главным обра­зом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.

Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их.

Социализация взрослых часто предполагает понима­ние того, что между черным и белым существует множе­ство «оттенков серого цвета».

Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым в выполнении определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ро­лей на работе, дома, на общественных мероприятиях и т.д. Они вынуждены устанавливать приоритеты в сложных усло­виях, требующих использования таких категорий, как «более хорошо» или «менее плохо». Взрослые не всегда соглашают­ся с родителями; детям же не дано обсуждать действия отца и матери.

4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы по­
мочь человеку овладеть определенными навыками; социа­лизация детей формирует главным образом мотивацию
их поведения.

Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот про­цесс, распадаясь на два этапа, получил в социологии особое на­звание.

Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией.

Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых называется
ресоциализацией
.

Десоциализация и ресоциализация — две стороны одного про­цесса, а именно взрослой, или продолженной социализации.

В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспиты­вается в семье и школе, как правило, никаких резких измене­ний в его жизни не происходит, исключая развод или смерть родителей, продолжение воспитания в интернате или в детском доме. Его социализация проходит плавно и представляет собой />накопление новых знаний, ценностей, норм. Первое крупное изменение происходит только со вступлением во взрослую жизнь.

Хотя процесс социализации продолжается и в этом возрас­те, он существенно меняется. Теперь на первый этап выходят десоциализация (отвержение старого) и ресоциализация (об­ретение нового). Иногда человек попадает в такие экстремаль­ные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности, а ресоциализация является поверхностной. Она не способна восстановить все богатство утраченных ценностей, норм и ролей. Именно с такими условиями сталкиваются те, кто по­падает в концентрационные лагеря, тюрьмы и колонии, пси­хиатрические больницы, а в некоторых случаях и проходящие службу в армии.

Десоциализация может быть столь глубокой, что позитивная ресоциализация уже не поможет — разрушенными окажутся ос­новы личности.

В тех случаях, когда человек что называется «надломился», происходит негативная ресоциализация: мальчик из благополуч­ной семьи становится бандитом.

Если десоциализация может быть глубокой, то и позитивная ресоциализация может быть столь же глубокой. К примеру, русский, эмигрировавший в Америку, попадает в совершенно новую, но не менее разностороннюю и богатую культуру. Де- и ресоциализация — две тени, два крыла нормаль­ной социализации.
III. Механизмы и формы социализации

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Агенты+факторы=механизмы социализации. Подразделяются на: 1). Социально-психологические механизмы 2). Социально-педагогические механизмы

К социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:

Импринтинг (запечатление) — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.

Экзистенциальный нажим — овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание — следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае — один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

Идентификация (отождествление) — процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие:

Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVI в. Мишель Монтень, который писал: «…Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой». Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого влияния определяется тем, что, как тонко подметил еще в XVIII в. реформатор западноевропейского балета французский балетмейстер Жан Жорж Новер, «поскольку страсти, испытываемые героями, отличаются большей силой и определенностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражать». Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т. д.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека в той мере, в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) значимы для него.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация.
IV. Институты социализации
В обществе социализация предстает как совокупность агентов и институтов, формирующих, направляю­щих, стимулирующих или ограничивающих становление лично­сти человека.

Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения зас­тавляют думать, что процесс социализации происходит при чьей- то посторонней помощи. Так оно и есть. Помощники — это люди и учреждения. Их называют агентами социализации.”

Агенты социализации — конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Институты социализации — учреждения, влияющие на про­цесс социализации и направляющие его.

Поскольку социализация подразделяется на два вида — пер­вичную и вторичную, постольку агенты и институты социализа­ции делятся на первичных и вторичных.

Агенты первичной социализации — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходя­щие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.

Термин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное или ближайшее окружение челове­ка. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как первичной. Первичная среда — не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т.е. стоящая на первом месте по степени значимости.

Большая часть исследователей процессов социализации сходятся на том, что определяющее значение имеет первич­ная социализация, осуществляемая семьей. В частности, первичная социализация определяет не только общесоциаль­ные формы поведения, но и различия в языке, одежде, отно­шениях между родителями и детьми и т.д. Источником та­кого сильного влияния семьи на ребенка является личност­ная заинтересованность семейной группы, основанная на кровном родстве.

В зависимости от уровня авторитета каждого из родите­лей сила влияния на ребенка может возрастать или ослабевать. Именно первичная социализация придает процессу развития личности различную направленность. В характере направленности особую роль играет организаци­онная культура. Она передается как сопровождение личного «Я», которое ребенок строит при помощи других. Культура вносится извне и концентрируется вокруг личной концеп­ции индивида, переплетаясь с теми социальными ролями, которые человек призван играть в своем будущем. Послед­ние соотносятся с ценностями личности, которые она и пы­тается регулировать.

Если рассматривать семью как первичную социальную группу, осуществляющую социализацию ребенка, то надо />/>/>иметь в виду, что семья является связующим звеном между ребенком и другими социальными микро- и макрострукту­рами (системами). Поэтому уровень соответствия семейных (групповых) и общесоциальных ценностей, предлагаемых ре­бенку для усвоения, может быть различными, вплоть до пол­ного антагонизма.

Эта опосредованность делает семейную группу до опреде­ленного времени почти единственным интерпретатором цен­ностей, господствующих в различных социальных структу­рах, с которыми столкнется человек в будущем. Таким обра­зом, в семье закладывается тип структуры будущего поведе­ния, характера интеграции (или адаптации) индивида в об­щество. Чем более конфликтной, проблемной будет первич­ная семейная группа, тем конфликтнее будет вхождение ин­дивида и во вторичные группы, и в социальную структуру общества. При анализе процесса социализа­ции первичная группа представляет особый интерес. Значение межличностных отношений в семейной группе (родители дети, муж — жена, старшее — младшее поколение) трудно переоценить, так как они определяют уровень доверия ребенка к информации, исходящей от членов семьи, которая до опреде­ленного возраста служит для ребенка основным каналом коммуникации.

В основе социализации лежит одна из важных проблем формирования ролевого поведения человека, которое опре­деляется в значительной мере качеством ролевого поведения матери, отца, бабушки, дедушки и т.д.

Агенты вторичной социализации — представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церк­ви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, — партий, суда и т.д.

Термин «вторичная» описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное влияние на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее про­должительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов. Вторичными группами, и об этом речь пойдет дальше, в социологии называют формальные организа­ции, официальные учреждения.

К институтам социализации относятся именно они. Когда о семье говорят обобщенно, то ее называют институтом социализации, но первичным (как и школу). А когда подразумевают конкретно членов семьи и родственников, употребляют понятие «агенты».

Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей она сохраняется и во второй. Напротив, вторичная социализация охватывает вто­рую половину жизни человека, когда, повзрослевший, он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, на­зываемыми институтами вторичной социализации: производ­ством, государством, средствами массовой информации, арми­ей, судом, церковью и т.д. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно.

Первичная социализация — сфера межличностных отноше­ний, вторичная сфера социальных отношений. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной со­циализации.

Учитель, если между ним и учеником доверительные от­ношения, окажется среди агентов первичной социализации. Но если он всего лишь выполняет свою формальную роль, то учитель явится агентом вторичной социализации. Агенты первичной социализации выполняют каждый множество функ­ций (отец — опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг), а вторичной — одну-две. Среди агентов первичной соци­ализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социали­зацию, родители находятся в превосходящей позиции. Напро­тив, ровесники равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители: ошибочные решения, нарушение нравственных принципов и социальных норм, бесцеремон­ность и т.д. В каком-то смысле ровесники и родители воздей­ствуют на ребенка в противоположных направлениях, и пер­вые сводят на нет усилия вторых.

/>На этапе подросткового возраста, актуализации сексу­ального интереса в процессе социализации возрастает зна­чение неформального общения. Неформальные группы и структуры начинают играть в жизни человека особую роль, конкурируют с авторитетом семьи. Именно в неформальных группах, в отличие от формализованных (например, школь­ных или трудовых коллективов), символика приобретает особую роль, способствует сплочению группы. Она может иметь как материальные символы (например, одежда «хип­пи» или «металлистов»), так и духовные (в виде идей и ло­зунгов). Как правило, такие группы обладают своей субкуль­турой и образцами поведения, формами социального контро­ля над своими членами.

В групповых отношениях такого типа складываются и оп­ределенные языковые штампы и даже определенные «группо­вые» законы.

Значение мнения этих групп столь велико для индиви­да, что он, по замечанию американского социолога Ч.Х. Ку­ли (1864 1929), отрицает самого себя, подстраивает свое поведение под референтную группу, чтобы быть тождест­венным ей. Поэтому направленность неформальной груп­пы, в которую включается индивид и с которой он себя идентифицирует, будет определять тип сознания и поведе­ния его самого, а следовательно, и характер социализации. Чем более значимой для индивида является данная группа, тем больше он пытается себя с ней отождествить. Поэтому можно согласиться с концепцией Дж.Г. Мида, согласно ко­торой поведение индивида определяется тем, что он оцени­вает себя с точек зрения других, т.е. принимает на себя роль других лиц.

Каждая социальная группа может дать индивиду в процес­се социализации, как и каждый вид животных в процессе обучения, только то, чему они обучены или социализированы сами.

Иначе говоря, у взрослых ребенок учится тому, как быть взрослым, а у ровесников — как быть ребенком: уметь драть­ся, хитрить, как относиться к противоположному полу, дру­жить и быть справедливым. Поэтому родители часто смотрят на ровесников как на своих конкурентов в борьбе за влияние на ребенка. Малая группа ровесников выполняет важнейшую социальную функцию — облегчает переход от состояния зави­симости к независимости, от детства к взрослости. Родители вряд ли научат тому, как быть лидером или добиться господ­ства над другими. Функции агентов первичной социализации взаимозаменимы, а вторичной нет. Объясняется это тем, что первые универсаль­ны, а вторые специализированы.

Так, например, взаимозаменяемы функции родителей и ро­весников. Вторые часто заменяют первых, выполняя их функции социализации. И наоборот. Взаимозаменяемы также функции ро­дителей и родственников, вторые могут заменить первых.

Но этого же нельзя сказать об агентах вторичной социализа­ции, поскольку они узко специализированы: судья не может за­менить бригадира или учителя. Агенты первичной социализации, напротив, универсальны. В отличие от родителей, закладываю­щих базисные ценности и долговременные цели, ровесники больше влияют на сиюминутное поведение, внешность, выбор сексуального партнера и мест досуга.

Различие между двумя типами агентов социализации состоит также в том, что агенты вторичной социализации получают деньги за то, что выполняют свою роль, а агенты первичной социализации не получают.

Заключение
В первой главе рассматривается понятие социализация и его сущность. Социализация охватывает весь период нашего существования от рождения и до смерти. Мы приобретаем социальные роли. Обучение социальным ролям происходит через общение, усвоение культурных норм, ценностей, идеалов.

Во второй главе подробно рассматриваются этапы социализации личности. Выделяются особенности социализации в детстве, отрочестве, зрелости и старости. Также можно выделить различия в социализации детей и взрослых. Рассматриваются понятия десоциализации и ресоциализации.

В третьей главе систематизируются механизмы социализации. Они делятся на группы и позволяют лучше понять как происходит социализация. Механизмы и формы социализации позволяют определить, в какой среде она происходит и какие при этом возникают условия и проблемы. С помощью включения различных механизмов и форм в процесс социализации мы можем контролировать ее и сделать более эффективной.

В четвертой главе определяются понятия первичной и вторичной социализации, понятие агента социализации. Рассматриваются различные институты социализации и агенты и наиболее важный из них такой как семья, выступающий в роли первичного института социализации. Рассматривается, как агенты влияют на социализацию личности, ее адаптацию в обществе.

Таким образом, в моем реферате отражены наиболее важные аспекты социализации личности.

Список литературы
Основы социологии. Харчева В.Г. изд. «Логос». «Высшая школа». Москва 1999г, 301 стр. Использованы стр.: 158, 162, 164-168.

Социология. Кравченко А.И. изд. «Логос». «Деловая книга» Москва 2000г, 382 стр. Использованы стр. 121-127

Социология. Ю.Г. Волков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов, С.И Самыгин. Изд. «Феникс», Ростов-на-Дону 2000г, 511 стр. Использованы стр. 206-210

ru.wikipedia.org