Социальная ценность права

Содержание
 
Введение… 2
1. Право как ценность… 3
2. Правовой прогресс… 11
Заключение… 14
Список литературы… 15
 
Введение
Данная работа посвященавопросу современного подхода к пониманию социальной ценности права.
Актуальность рассмотрения данной темыможно определить так. Право по своим свойствам — такой социальный феномен,который вызван потребностью внести в социальную жизнь нормативные начала,организованность и порядок, основанные на началах социальной свободы,активности, ответственности, и потому по своей природе оно сопротивляетсяпроизволу и беззаконию. И вовсе не случайно во все исторические эпохиреакционные политические режимы на деле неизменно выступали в качествепротивников права и законности. Именно как.явление, противостоящее произволу ибеззаконию и в то же время обеспечивающее простор для упорядоченной социальнойсвободы и активности, право само по себе — занимает высокозначимое место всоциальной жизни, выступает как фактор социального прогресса. При этом,понятно, собственная ценность права прямо обусловлена его социальной природой ивесьма существенно зависит от этапа развития общества, стадии цивилизации,характера политического режима и соответственно от стадии его «гуманитарноговосхождения» — движения от права сильного к праву гражданского общества.
Цель данной работы – рассмотретьсоциальную ценность права и современные подходы к ней.Для достижения поставленной цели был произведен анализ юридической литературы.Хочется выделить труд Нерсесянца В.С. «История политических и правовых учений».
Первая глава работы посвященарассмотрению вопроса о ценности права. Вторая глава рассматривает субъектыэкономической политики. Вторая глава затрагивает вопрос правового прогресса.
1. Право как ценность
1. В связи с развитием направленияфилософской мысли, называемого аксиологией (учением о ценностях); сталовозможным охарактеризовать место и роль права в жизни общества более четко иосновательно.
Право в обществе в условияхцивилизации с аксиологической точки зрения — это не только необходимость,средство социального регулирования, но и социальная ценность, социальное благо.
Исходным для понимания права в этомкачестве являются его особенности как институционного образования. Благодарясвоей институционности право обладает рядом высокозначимых свойств —общеобязательной нормативностью, формальной определенностью, высокойобеспеченностью и другими, раскрывающими его миссию существенной социальнойсилы общества, носителя значительной социальной энергии.
Для предстоящего анализа необходимохотя бы в самой общей форме обозначить несколько исходных моментов,характеризующих результативные качества права, — тот первичный эффект, ккоторому может привести надлежащее, корректное и целеустремленное использованиесвойств права как нормативного институционного образования.
Во-первых это возможность(способность) обеспечить всеобщий устойчивый порядок в общественных отношенияхРешающую роль в данной плоскости играет нормативность права отличающаясяобщеобязательностью, всеобщностью. Это позволяет добиться такого состоянияжизни общества, когда, регламентированный юридическими нормами, порядок одинаководействует во всей стране, притом постоянно, неизменно, непрерывно во времени.
Во-вторых, это возможность илиспособность достигнуть определенности, точности в самом содержанииобщественных отношений. Здесь главная роль принадлежит другому свойству права —его формальной определенности. Хотя именно с этим свойством права взначительной мере сопряжена его формализованность, закрепление юридических нормв письменных источниках (а отсюда проистекает одна из решающих особенностейправа — его институционность, его своего рода «вещественная»объективированность, существование его в виде писаного феномена), все жеследует уделять повышенное внимание самой этой определенности. Ведь как раз онараскрывает то, что правовое регулирование имеет четкие границы, показывает — иэто особенно важно — предназначенность, предопределенность предмета, характеравозможного или необходимого поведения. Нетрудно увидеть, насколько этосущественно для права, для требований законности. Правовое регулированиевследствие этого приобретает многие черты, которые делают его высоко социальноценным: оно способно охватывать все необходимые формы социальной жизни, неоставляя «дыр» и «пустот» в регулировании, что позволяет резко отделитьправомерное поведение от произвола и своеволия. Это касается как запретов ипозитивных обязываний, т. е. юридических обязанностей, связанной с нимиюридической ответственности, так и дозволений, т. е. субъективных прав.
В-третьих, это возможность достигнутьгарантированного результата. Рассматриваемая особенность прававыражается в позитивных юридических обязанностях и в высокой степени ихобеспеченности, опирающейся на государственное принуждение. В принципе этикачества позволяют рассчитывать на то, что в итоге интенсивного использованияправовых средств наступит запрограммированный ожидаемый эффект. Связь с прямымгосударственным воздействием придает этой стороне ценности права противоречивыйхарактер и имеет определенные негативные последствия.
Да и вообще, лишь некоторые исходныеточки отсчета для более широкой и многогранной характеристики того, что можноожидать от права, от эффективного использования его потенций при всейсложности, разнозначимости юридического воздействия на жизнь общества. ‘
А сейчас дополнительно нужноотметить, что ценность права не исчерпывается возможностямиилиспособностями, заложенными в его свойствах. Не менее существенно то, что правово второй своей ипостаси представляет собой глубинный элемент общественнойжизни, не только призванный реализовать ряд основополагающих требований цивилизованногообщества, но и вбирающий в себя ценности цивилизации и культуры. Более того, онсам становится такой в высшей степени значимой ценностью, что решающим образомзависит от стадии «восхождения» права, характера и глубины его гуманитарногосодержания. Это и связано как раз с характеристикой права в качествесоциального феномена, обладающего инструментальной и собственной ценностью.
2. Если не идти дальше рассмотренияправа как регулятора общественных отношений, то егомиссия в обществесводится в основном к инструментальной ценности.
В силу самого хода историческогоразвития право сложилось во взаимодействии с государством как нормативноеинституционное образование, имеющее набор весьма эффективных свойств, преждевсего общеобязательную нормативность, формальную определенность, высокуюгосударственную обеспеченность. Иными словами, возник довольно мощныйрегулятивный феномен, обладающий значительной социальной энергией. Возник иобрел относительную самостоятельность, оторвался от непосредственных причин,его породивших, стал существовать как таковой.
А это означает, что оказалосьвозможным использование права с его свойствами как орудия, инструмента,средства для решения разнообразных задач; использование различными субъектамисоциальной жизни — и государством, и церковью, и общественными объединениями, игражданами.
На первом месте стоит здесьгосударство: Как уже отмечалась, право нельзярассматривать в качестве продукта государственной власти, хотя формированиесвойств права и его применение происходило с государственным участием. Ноименно то обстоятельство, что такое участие довольно значительно и чтозависимость права от государства — непреложный факт, и вызывает у последнегопостоянное стремление поставить этот мощный регулятивный инструмент себе наслужбу. Эта тенденция, как показывает исторический опыт, прекращает своеимперативное действие лишь в гражданском обществе, когда конструктивнымиэлементами права становятся институты, независимые от власти (права человека идр.). И хотя при этом право неизбежно в той или иной степени приобретаетклассово-этатические черты и не может развернуть в полной мере все своипотенции, оно, особенно в обстановке авторитарных политических режимов,действительно является в основном инструментом, притом инструментомгосударства, выражающим (и в чем-то облагораживающим) волю властвующих, т.е., всущности, правом власти.
При определенных историческихусловиях право может оказаться в руках церкви, политических партий, иныхнегосударственных объединений (разумеется, при” известном содействиигосударства), и тогда оно становится инструментом указанных образований.
Но особенно существенно, пожалуй, то,что в обстановке действительной демократии право может стать инструментом и вруках граждан, отдельного человека (в основном через институты правосудия, иныеформы обеспечения прав человека). Именно тогда право достигает наиболее высокойпо современным стандартам ступени развития — становится правом развитогогражданского общества.
Иной аспект проявленияинструментального характера ценности права состоит в том, что оно являетсяопосредующим звеном при реализации других высокозначимых ценностей —товарно-рыночных институтов, управления, демократии, морали, культуры,средством их воплощения в жизнь.
В данной плоскости право и выступаеткак высокоэффективный и целесообразный социальный регулятор. В обществе вусловиях цивилизации нет другой такой системы социальных норм, которая смоглабы обеспечить (причем на началах, сочетающих нормативное и индивидуальноеопосредованиеповедения людей) целесообразное регулированиеэкономических, государственно-политических. организационных и ряда, иныхотношений, реализуя при этом демократические, духовные, нравственные ценности.Право обладает такими свойствами, благодаря которым возможно ввести всоциальную жизнь всеобщую, стабильную, строго определенную по содержанию,гарантированную государством систему типовых масштабов поведения,функционирующую постоянно и непрерывно во времени. И потому в цивилизованномобществе именно право является одним из главных инструментов, способныхобеспечить организованность общественной жизни, начала общеественнойнойдисциплины, нормальное функционирование всего общественного организма,действенность социального управления.
Следовательно, право как высокоэффективныйи целесообразный социальный регулятор — это прежде всего инструментальная или,по иной терминологии, служебная ценность, т. е. ценность, выступающая вкачестве инструмента, орудия, средства, обеспечивающего функционирование другихсоциальных институтов (государства, социального управления, морали и пр.), иныхсоциальных благ.
3. Вместе с тем важно подчеркнуть,что право имеет и собственную ценность, которая в демократическом обществеприобретает доминирующее значение.
Самым общим образом собственную ценностьправа можно определить как выражение и олицетворение правом социальной свободыи активности людей на основе упорядоченных отношений и в соответствии сосправедливостью, необходимостью согласования воли и интересов различных слоевнаселения, социальных групп. Иными словами, право в идеале (по определению) —это ценность, которая не присуща никакому другому социально-политическомуявлению, ценность упорядоченной социальной свободы, справедливости, консенсуса.В этом своем качестве право может предоставлять людям, их коллективам в видесубъективных прав простор для свободы, для активности в поведении, и в то Жевремя оно направлено на то, чтобы исключить произвол и своеволие, противостоятьим, сообразовать поведение с нравственностью, со справедливостью.Если же исходить из идей естественного и частного права, фундаментальных правчеловека, основополагающих демократических правовых принципов, то позитивноеправо вообще становится таким выражением свободы, которое противостоитполитической власти, ее произволу.
Таким образом, право являетсяуникальной социальной ценностью, поскольку оно воплощает цельный сплавфундаментальных устоев цивилизованной организациижизни общества, ихнормативных требований, причем таких, которые, казалось бы, отличаются известнойнесовместимостью или во всяком случае разнородностью, отдаленностью друг отдруга.
Именно в собственной ценности прававыражается его собственное глубинное правовое содержание.
Даже тогда, когда право «работает» нена полную определяемую историческими условиями «мощность», и, более того, дажепри авторитарных политических режимах, когда оно приобретает этатическийхарактер, выступает в качестве права сильного или права власти, когда егосодержание по основным своим характеристикам часто не соответствует нуждампрогресса, оно все же представляет собой социально ценное, хотя и крайнеограниченное, явление по сравнению с тем, что ему противостоит, — с произволом,со своеволием, с субъективизмом индивидуумов и групп.
Ведь социальная свобода и активностьлюдей могут иметь различный характер. Не связанные правом, вне права они безпреград могут перерасти в произвол. В праве же социальная свобода и активностьв той или иной мере отражают единство свободы и упорядоченности общественныхотношений, ответственности, заложены в субъективных правах, существуют вочерченных закономрамках, в сочетании с юридическимиобязанностями, в соединении с гарантиями, юридическими процедурами. Таким путемони сдерживаются до той грани, за которой свобода и активность могут обернутьсянеконтролируемым действованием, произволом, ничем не ограниченной вольницей,хаосом.
Положение о том, что право обладаетсобственной ценностью, имеет важное научное ипрактическое значение: сама постановка вопроса таким образом предупреждаетпротив недооценки права, против сведения его роли к функции только«инструмента». Это положение, в частности, ориентирует на то, чтобы в условияхпрогрессивного социально-политического строя, все более утверждающегосягражданского общества и другие социально-политические институты (прежде всегогосударство, его органы), в свою очередь, «настраивались» на правовые начала,на олицетворяемую правом упорядоченную социальную свободу.
4. Собственная ценность прававыражается в том, что может быть названо правовыми началами или духом права.
Формулирование правовых начал — однаиз первоочередных задач юридической науки, хотя многиеиз них достаточноочевидны и, как правило, фиксируются в уже отмеченных ранее основополагающихдемократических правовых принципах (ответственность за вину, презумпцияневиновности и др.).
Вместе с тем важно обратить вниманиена то, что.правовые начала как выражение собственной ценности права нельзясвести к какому-либо перечню, исчерпывающему списку формулировок. Суть деласостоит в том, что правовые начала, как и «дух права», —это своего родагосподство в жизни общества правовых идеалов и ценностей, их высокийнепререкаемый статус в общественном бытии. Именно здесь, кстати говоря, следуетискать самое главное в конструкции «правовое государство», которое представляетсобой не одну лишь реализацию в сфере государства требований законности, авоплощение правовых начал в политической области, в организации и деятельностивсех политических институтов.
Помимо всего прочего, господство вобществе правовых идеалов и ценностей заключается в том, что та или инаяжизненная проблема, социальная ситуация получает решение при помощи правовыхсредств (именно правовых), причем таких, которые, действуя в сочетании, вовзаимосвязанном комплексе, сориентированы на юридические дозволения, насубъективные права, на то исконно правовое, что открывает простор для свободы иактивности в поведении — главных показателей и проявлений прогресса в областиобщественных отношений.
5. Подчеркивая собственную ценностьправа (в противовес инструментальной), вместе с тем не следуетсмешиватьпонятия и понимать изложенные соображения как отрицание или умаление значенияинструментального подхода в науке права, подхода, являющеюся одной из сторонинституциональной концепции. Как раз наоборот: инструментальный подход в наукепозволяет предметно, конкретизированно раскрыть собственную ценность права,абсолютность и приоритет правовых начал в обществе, силу духа права.
Дело в том, что право как нормативноеинституционное образование складывается из множества «атомов» — юридическихнорм, прав и обязанностей, санкций, других элементов правовой материи, которые,как подробнее будет показано дальше, могут быть обозначены под определеннымуглом зрения в качестве правовых средств.
При этом наиболее существеннымипредставляются именно те юридические средства и правовые механизмы, которыевыражают собственную ценность права, т.е. качества и особенности,характеризующие его как воплощение упорядоченной социальной свободы на базевысокой организованности, в соответствии с принципами гуманизма,справедливости, консенсуса.
6. Именно с позиций инструментальногоподхода оказывается возможным говорить не только о ценности права вообще, но ио правовых ценностях. Это значит, что ценность права выражается как в общиххарактеристиках, раскрывающих его значение, место в жизни общества, так и втом, что существуют отдельные правовые ценности.
Правовые ценности — это конкретныесоциально-правовые явления, правовые средства и механизмы. К ним относятся:
·     конкретное выражениесобственной ценности права в практической жизни людей — безопасность человека вконфликтных ситуациях, определенность и гарантированность прав, обеспечениеистины; правды при решении юридических вопросов;
·     фундаментальныеприрожденные права человека, основополагающие демократические правовыепринципы;
·     особые правовыесредства и юридические механизмы (все то, что называется юридическиминструментарием), обеспечивающие ценность права, гарантированность прав,институты, выражающие оптимальное соотношение нормативного и индивидуальногорегулирования, и т. д.
Особый пласт правовых ценностейотносится к частному праву. Цивильные институты собственности, сделок,разнообразных договорных обязательств — все эти и аналогичные институтыобеспечивают высокий правовой статус автономной личности, приоритетнуююридическую значимость индивидуальной воли.
Все более и более раскрываются нынеправовые ценности прецедентного права, выражающие оптимальное приспособлениеправовых принципов к жизненным ситуациям.2. Правовой прогресс
Развитие ценности права, конкретныхправовых ценностей выражается в правовом прогрессе, т. е. в прогрессе самогоправа.
С социально-политической,гуманитарной стороны правовой прогресс состоит в таком развитии права в мировойистории, при котором с его помощью утверждаются общечеловеческие,общедемократические ценности, начала законности, противостоящие произволу ибеззаконию, формируется демократическое гражданское общество, неотъемлемымэлементом которого становится право, сильное и эффективное. Решающимпоказателем прогресса в этом отношении является развитие гуманитарногосодержания права, его многоступенчатое движение от права сильного к правугражданского общества. (Надо заметить, что правовой прогресс охватывает нетолько собственно право, но и все элементы правовой системы, включая применениеправа, правосудие, правовую культуру.)
Со социально-юридической стороныпроисходит постепенное накопление правовых ценностей, прогрессивных элементовюридической культуры. Здесь обнаруживается ряд объективных закономерностейраскрывающих предназначение, права как явления цивилизации и культуры. Наиболеесущественной из них, прослеживаемой в качестве общей тенденции на протяжениивсей многовековой его истории, является движение от запретительно-дозволительногок преимущественно дозволительному регулированию, к прочному утверждению статусаавтономной личности и соответственно повышение удельного веса в правовойдействительности субъективных прав, в частности перенос в правовомрегулировании центра тяжести на юридические механизмы, действие которых связанос доминирующим значением юридических дозволений, выражающих степеньгарантированности свободы поведения автономной личности, упрочение ценностичастного права.
Конечно, данная закономерность — неболее чем тенденция. К тому же она нередко приобретает узкоклассовуюориентацию, оборачивается такой расстановкой прав и обязанностей, при которойправа сосредоточиваются в руках определенной группы господствующих индивидов.
И все же особенности права сопряженыв основном с выражением и юридическим обеспечением социальной свободы,активности, ответственности участников общественных отношений. Эти и некоторыедругие факторы обусловливают такое развитие всего комплекса правовых явлений,при котором право все более становится правом в том высокомфилософско-этическом значении этого слова. В соответствии с этим право какнормативное институционное образование обретает все большую силу, становитсявсе более действенным фактором цивилизации и культуры, таким фактором, которыйспособен «овладеть» государственной властью, противостоять ее произволу.
Определяющее значение здесь имеет игуманитарное содержание права, и с этой точки зрения — особенности идостоинства права гражданского общества, среди которых приоритетная роль принадлежиттаким гуманитарно-правовым ценностям правового прогресса, как фундаментальныеправа человека, обретающие непосредственное действие, частное право,независимое правосудие.
Заключение
Отмеченные закономерности, выражающиеправовой прогресс, действуют на основе общих тенденций социального развития.Нередко сообразно этому их действие и формы проявления противоречивы, внихотражается нацеленность на обслуживание узкоклассовых, эгоистических групповыхинтересов, вмонтирование институтов писаного права в систему авторитарных,антинародных, реакционных режимов. И все же, несмотря на исторически долгиеперерывы, шаги назад, деформации, искажения в правовых системах, постепеннонакапливаются правовые ценности, достижения правовой культуры.
В российском обществе существуетострая потребность в том, чтобы право выступало в качестве историческогопреемника позитивных правовых ценностей, достижений юридической культуры, всеготого, что может обеспечить совершенный, развитой характер социальногорегулирования в его движении к современному гражданскому обществу.
Список литературы
1.  Алексеев В.В.Теория права. М., БЭК. 1995.
2.  Лазарев В.В.Общая теория права и государства. М., Юристъ. 1996.
3.  Лившиц Р.З.Теория права. М., Юристъ. 1994.
4.  Нерсесянц В.С.История политических и правовых учений. М., ИНФРА. 1996.