Социальная инфраструктура региона: сущность, особенности функционирования и регулирования

СОЦИАЛЬНАЯИНФРАСТРУКТУРА — совокупность отраслей и предприятий, функциональнообеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения. Сюда относятся: жилье,его строительство, объекты социально-культурного назначения, вся сферажилищно-коммунального хозяйства, предприятия и организации системздравоохранения, образования, дошкольного воспитания; предприятия иорганизации, связанные с отдыхом и досугом; розничная торговля, общественноепитание, сфера услуг, спортивно-оздоровительные учреждения; пассажирский транспорти связь по обслуживанию населения; система учреждений, оказывающих услугиправового и финансово-кредитного характера (юридические консультации,нотариальные конторы, сберегательные кассы, банки) и др.
Начиная ссередины XX в. во всех странах с развитой рыночной экономикой резко ускорилсяпроцесс развития социальной инфраструктуры. Развертывание научно-техническойреволюции, во-первых, потребовало резкого повышения качества рабочей силы засчет развития интеллекта, укрепления здоровья, изменения трудовых мотиваций,что стимулировало развитие различных сфер социальной инфраструктуры, во-вторых,была создана качественно новая в технико-технологическом планематериально-техническая база в отраслях и сферах социальной инфраструктуры, чтообеспечивало высокую эффективность ее функционирования; в-третьих,развертывание научно-технической революции в отраслях материальногопроизводства сопровождалось значительным сокращением численности занятых, чтосоздало возможность существенного перераспределения рабочей силы в сферу услуг,в т. ч. в отрасли социальной инфраструктуры.
Развитие иэффективное функционирование объектов, входящих в социальную инфраструктуру, ихдоступность населению — важное условие повышения уровня и качества жизниосновной массы населения страны
(Лат. infra — под;structura — строение) — неотъемлемая часть материально-технич. базы об-ва, припомощи к-рой создаются общие условия для эффективного развития ифункционирования обществ. производства. И. включает дороги, различн. видысвязи, коммуникации, материально-технич. снабжение и т. д., представляя собойсистему органического взаимодействия всех сфер обществ. производства, а такжемногочисленных подразделений внутри каждой из них. Термин  И. появился вконце 40-х гг. и был заимствован из военного лексикона, где им обозначался комплекс вспомогательных сооружений, обеспечивающих действия вооруженных сил. Внастоящее время  он широко используется в экономич. географии, экономике(особенно при анализе проблем размещения производительных сил), в архитектуре,социологии. Это явилось отражением возросшего значения И. для эффективногофункционирования соц. организма. И. подразделяется на виды — производственная исоц. (наряду с ними иногда выделяется институциональная); на подвиды (напр., всоц. можно выделить соц.-политич., соц.-культурную, соц.-бытовую и т. п.); позвеньям (напр., в соц.-культурной — инфраструктуру дошкольного, среднего ивысшего образования, культпросвет-работы) и на объекты как линейного (дороги,связь), так и точечного характера (стадионы, школы, клубы). И. можетрассматриваться также на уровне об-ва, региона, отрасли народного хозяйства,предприятия (объединения). Возможен анализ  И. в рамкахтерриториально-производственных комплексов, промышленных узлов, экономич. зон,производственных объединений территориально-рассредоточенного типа. Развитие и функционирование И. может быть проанализировано и с позиций удовлетворенияпотребностей населения. Есть такие элементы И., к-рые призваны обслуживатьповседневную жизнь  людей и набор к-рых по месту работы и жительствакрайне необходим. Взаимозаменяемость таких элементов практически невозможна.Нельзя хорошей столовой заменить отсутствие учреждений здравоохранения илиналичием клуба, дворца культуры оправдать отсутствие детских учреждений. Этиэлементы И. должны существовать только в полном наборе и должны бытьпредназначены для рациональной организации повседневной жизни. Но есть в об-вепотребности, к-рые необходимы не всему населению и не во все периоды жизничеловека. Удовлетворение  этих потребностей связано с получением высшегообразования, занятием туризмом, использованием пассажирского транспорта и т. д.Кроме того, часть элементов И. (напр., музеи, театры) не могут быть созданы навсех уровнях соц. организации об-ва. Применительно к ним стоит задача болееравномерна го распределения по территории в зависимости от количествапроживающего населения. Лит.: Денисов Н.А. Социальная инфраструктура

СОЦИАЛЬНАЯИНФРАСТРУКТУРА РЕГИОНА: СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ
Одним изключевых направлений государственного регулирования экономики является социальнаяинфраструктура региона и ее развитие. В России государство на разных уровняхпредпринимает меры по стабилизации и улучшению положения в социальнойинфраструктуре. Реализуются национальные проекты, направленные на существенноеповышение качества жизни граждан. Однако, на сегодняшний день оценкарезультатов реализации приоритетных национальных проектов неоднозначна. Чтоявляется критерием необходимости вмешательства государства в социальнуюинфраструктуру? В каких областях, и в какой степени необходимо еговмешательство? Кроме того, как сущность, так и классификация социальнойинфраструктуры в работах экономистов рассматривается по-разному. Необходимостианализа и учета данных параметров, влияющих на функционирование социальнойинфраструктуры региона, посвящена данная статья.
Ключевыеслова: социальнаяинфраструктура; отрасль; регион; ограничивающий фактор; особенностифункционирования; регулирование; реформа.
Одним изключевых направлений государственного регулирования экономики являетсясоциальная инфраструктура региона и ее развитие.
Как сущность,так и классификация социальной инфраструктуры в работах экономистоврассматривается по-разному.
Мырассматриваем категорию социальной инфраструктуры в единстве формы исодержания, явления и сущности, общего и особенного.
По формесоциальная инфраструктура предстает как совокупность предприятий различных формсобственности и различных отраслей, объединенных функцией производства услугнаселению.
По содержаниюсоциальная инфраструктура является сложной, многоуровневой, иерархическоймегасистемой, включающей элементы различной степени развитости, масштабности,функционального назначения.
Как явлениесоциальная инфраструктура представляет собой определенный способ удовлетворенияпотребностей населения в услугах.
Сущностьсоциальной инфраструктуры, на наш взгляд, есть отношения по поводуудовлетворения потребностей населения в особом социально-экономическом продукте– услугах.
Такимобразом, общим для всех элементов социальной инфраструктуры, всех отраслей, предприятий,объектов является критерий «удовлетворение потребностей в услугах».
Особенным дляотраслей социальной инфраструктуры является территориальная локализацияпотребления услуг.
Нампредставляется более продуктивным выделение в рамках инфраструктуры трех еесоставных частей: производственной, институциональной и социальной. Критериемпроведения подобной классификации является функциональное назначение того илииного вида инфраструктурной деятельности (рис. 1).

/>
/>/>
В Россиигосударство на разных уровнях предпринимает меры по стабилизации и улучшениюположения в социальной инфраструктуре. Так, например, реализуются национальныепроекты, направленные на существенное повышение качества жизни граждан.Приоритетными названы: «Здоровье», «Качественное образование», «Доступное икомфортное жилье». Однако согласно проекту федерального бюджета на 2007 г. даже при условии успешной реализации национальных проектов величина социальных расходовгосударства достигнет 15,5% ВВП. Это существенно меньше уровня финансированиясоциальных функций государства не только центральными правительствами развитыхстран (21,6%), но и находящихся с нами в одной категории стран с переходнойэкономикой (18%) [3, с. 52]. На сегодняшний день оценка результатов реализацииприоритетных национальных проектов неоднозначна.
В последниегоды наметилась тенденция передачи многих функций и социальных обязательствгосударства с федерального на субфедеральные уровни.
Сложившиесявысокие диспропорции в социально-экономическом развитии регионов приводят ктому, что субъекты Федерации не могут в полном объеме выполнить социальныеобязательства государства, нарушается принцип равной доступности потреблениясоциальных благ и услуг гражданами даже на уровне минимальных гарантий.
Так,например, в рейтинге регионов по среднедушевым денежным доходам населения за2005 год Ивановская область занимала последнее место в Центральном федеральномокруге, а в рейтинге по России Ивановская область занимала 85-е место. Врейтинге регионов по уровню средней начисленной заработной плате в РФ за 2005год Ивановская область занимала 74-е место [4, с. 3].
Однако чтоявляется критерием необходимости вмешательства государства в социальнуюинфраструктуру? В каких областях, и в какой степени необходимо еговмешательство?
На нашвзгляд, государство должно руководствоваться следующим принципом: поощрятьконкурентные отношения там, где это целесообразно, и сохранять государственныйконтроль там, где это необходимо.
Во многихотраслях социальной инфраструктуры (ЖКХ, здравоохранение, образование, наука идр.) работа имеет специфические условия и от качества ее функционированиязависит и стабильность протекания процессов производства, и качество жизнинаселения региона. Поэтому к хозяйствующим субъектам должны предъявлятьсяособые требования.
Важнейшим изтаких требований является обеспечение бесперебойности процесса. То естьдеятельность предприятий социальной инфраструктуры должна протекать такимобразом, что бы исключить такой атрибут любой коммерческой деятельности каквозможность банкротства.
Напредприятия социальной инфраструктуры помимо производственной, ложится ещё исоциальная функция, а это означает, что кроме обеспечения бесперебойности впоставке услуг, им необходимо обеспечивать ещё и общедоступность производимыхблаг, т.к. производимая ими продукция и оказываемые услуги имеют оченьограниченные возможности замещения.
Еслиоценивать возможность коммерциализации предприятий социальной инфраструктуры,то за ограничивающий фактор мы должны взять и то насколько тяжёлым в финансовомотношении для населения станет переход к формированию тарифов в данной отраслина принципах доходности в связи с низкой платежеспособностью населения вомногих регионах.
Следующимограничивающим фактором является принадлежность большинства предприятийсоциальной инфраструктуры к сфере действия естественных монополий. Согласноопределению, дающемуся в экономических словарях естественная монополия – это 1)разновидность абсолютной монополии, наличие которой объективно выгодно спозиций общественных интересов, т.к. позволяет удовлетворять большой совокупныйспрос в условиях минимизации затрат [2, с. 371]; 2) официально признаннаянеизбежная монополия на производство и продажу товаров и услуг, применительно ккоторым монополизм обусловлен либо естественными правами монополиста, либосоображениями экономической выгоды для всего государства и населения [5, с.456].
Существуютнекоторые предложения по дроблению монополий в связи с их социальнойнеэффективности. Здесь заметим то что: во-первых, зачастую это технологическиневозможно; во-вторых, в тех случаях, когда такое дробление технологическивозможно, оно может оказаться экономически невыгодным и приведёт к удорожаниеуслуг, поскольку зачастую крупные структуры имеют неоспоримые преимуществаперед малыми. В современных исследованиях достаточно часто монопольныепроявления оправдываются эффективностью производства в крупных структурах [1,с. 205].
Ещё однойособенностью предприятий социальной инфраструктуры является их работа всекторах занимающихся производством общественных благ.
Существуетмножество определений понятия общественное благо либо общественный товар. Так,например, в учебнике «Economics» К.Р. Макконнелла и С.Л. Брю оноопределено как «товар или услуга, к которым неприменим принцип исключения и,производство которых обеспечивается государством при условии, что они приносятсущественные выгоды обществу». В экономических словарях встречается и другоеопределение, характеризующее общественное благо: «товары и услуги,предоставляемые государством на нерыночной основе [5, с. 73]».
Многие изуслуг социальной инфраструктуры являются общественным благом, и коммерческоепредприятие, как предприятие, ориентированное на получение прибыли откажется отработы в данном сегменте.
Такимобразом, мы выделили ряд ограничений характерных для отраслей социальнойинфраструктуры, которые не позволяют работать в данной сфере коммерческимпредприятиям. В зависимости от конкретной отрасли они могут быть сильнее (ЖКХ,здравоохранение, образование, наука) или слабее (комплекс потребительскогорынка, информационные коммуникации, пассажирский транспорт, рекреация,ветеринария, культура, искусство, досуг, физическая культура и спорт, туризм).
Соответственнов тех отраслях, где коммерциализация не целесообразна, требуется оставитьгосударственные предприятия, как наиболее полно соответствующие требованиямналагаемым принадлежностью к социальной инфраструктуре.
При проведенииреформ в социальной инфраструктуре следует учитывать тот факт, что техническиеи технологические особенности отраслей социальной инфраструктуры зачастую непозволяют предприятиям работать в режиме максимизации прибыли (такое положениехарактерно, например, для предприятий производящих общественные блага), чторезко ограничивает возможности введения в данный комплекс отраслей рыночныхсхем хозяйствования. Кроме того, многие отрасли социальной инфраструктурыявляются сферой действия естественных монополий, что приводит к необходимостиособого контроля их деятельности со стороны государства.
Припроведении реформ в ЖКХ следует учитывать тот факт, что работа отраслей ЖКХформирует общие условия деятельности предприятий и жизнедеятельности населения.Принципиально важным моментом в функционировании предприятий отраслей ЖКХзаключается в том, что их деятельность не связана с максимизацией чего бы то нибыло (объёмов предоставляемых услуг, величины полученной прибыли), а направленана стабильное предоставление определённого количества услуг ограниченному числупотребителей. То есть, анализируя сферу ЖКХ мы сталкиваемся с множествомфакторов ограничивающих возможности коммерциализации данного сектора.
В сфере ЖКХгосударство должно взять на себя ответственность по обеспечению: социальнойзащиты малоимущих граждан, гарантируя им жилищные условия в соответствии сустановленными социальными стандартами. Проведение реформы ЖКХ может изменитьструктуру потребительских расходов населения. Если не удастся отладить четкоефункционирование системы жилищных субсидий, это может привести в современныхусловиях к ухудшению материального положения примерно трети населения страны;соблюдению стандартов безопасности проживания граждан в жилищах и контролюкачества продукции и услуг в жилищной сфере. Невыполнение этого обязательствагосударством может привести к угрозе безопасности здоровья и жизни граждан.
В сферездравоохранения государство должно брать на себя большую часть ответственности,так как эта область социальной инфраструктуры специфична с точки зрениямотивации принятия экономическими агентами решений и их последствий.
Государство,поощряя рыночные отношения, должно активно вмешиваться и контролироватьразвитие сферы здравоохранения, взять на себя ответственность за следующиемероприятия:
1. Проведениеминимально необходимых профилактических (текущих) осмотров и оказаниемедицинских услуг. При реализации этой установки возможно частичноеперераспределение ответственности на бизнес (привлечение с помощью различныхметодов и инструментов), так как результатом явится не только повышение числаотработанных человеко-дней и средней продолжительности жизни, но и экономиячастных компаний на оплате больничных листов, формирование позитивногоотношения к компании.
2. Обеспечениедоступности минимально гарантированного объема медицинских услуг илекарственных средств всем гражданам, поддержка социально-незащищенных слоевнаселения, граждан с доходами ниже прожиточного минимума. Бюджетные средствадолжны распределяться между территориями страны и внутри регионов в зависимостиот показателей потребности в медицинской помощи для реализации программыгосударственных гарантий, а не в зависимости от ресурсных показателей сетимедицинских организаций.
3. Проведениедорогостоящих обследований и операций, так как в связи с низким уровнем жизнибольшинство россиян не могут себе позволить пользоваться услугамивысококвалифицированных медицинских работников и дорогими лекарственнымисредствами (имеются в виду жизненно важные и не имеющие аналогов препараты). Ксожалению, эта проблема зачастую переходит в область нравственных итруднорешаемых. Оказание остальных медицинских услуг, возможность выбораальтернативных медицинских препаратов и медицинских учреждений должныосуществляться на основе рыночных отношений.
Реформированиесферы образования должно учитывать интересы всех экономических агентов. Однакообъем и уровень востребуемого образования, а значит и ответственность,различны.
В областидошкольного и общего среднего образования ответственность на себе должно братьгосударство. Каждый гражданин имеет конституционное право на минимальногарантированный уровень образования. Если переложить финансовую нагрузку надомохозяйства, то это право может быть нарушено из-за ряда причин: мобилизациячастных средств в систему образования наталкивается на ограничения,обусловленные низкими доходами основной части семей.
В областивысшего образования ответственность должна быть распределена между всемиэкономическими агентами, так как реализуются интересы как государства, такработников и работодателей.
Средствапредприятий направляются на оплату тех образовательных программ, в которыхзаинтересованы сами предприятия (в основном короткие программы дополнительногопрофессионального образования). Эффективный спрос со стороны предприятий наобразовательные услуги может возрасти по мере оживления реального сектораэкономики.
В настоящеевремя в силу ограниченности платежеспособного спроса необходимо обеспечитьопережающий рост бюджетного финансирования высшего образования с постепеннымувеличением доли семейных бюджетов и средств предприятий. Если бывший ученикрешает получить высшее образование, то он, как правило, уже в состоянииопределить для себя альтернативную стоимость обучения. Поэтому в перспективецелесообразно сокращать бюджетное финансирование подготовки специалистов свысшим образованием.
Однакогосударство должно обеспечивать общедоступность этого уровня образования путемреализации следующих программ: адресная социальная поддержка студентов изнизкодоходных семей, сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,одаренных детей; развитие системы долгосрочного государственного кредитованиялиц, желающих, но не имеющих финансовых возможностей оплатить свое образование.
В областипослевузовского образования основное бремя финансовой нагрузки ложится нагосударство. Поскольку научный потенциал страны хотя еще и высок, но онсокращается. Необходим приток активных специалистов в фундаментальную науку.Государство должно создать экономические условия, при которых талантливыемолодые люди смогут идти в науку, развивая ее. Участие бизнеса в основномзаключается в финансировании научных исследований и разработок, имеющихпрактическую значимость. Развитие фундаментальной науки – задача государства.
Сохранениекультурного наследия для последующих поколений – задача, которая должнарешаться на государственном уровне. Рынок не в состоянии с ней справиться.Необходимо выборочное бюджетное финансирование обеспечения сохранности наиболееценных объектов и достижений отечественной культуры и истории, получившихмировое признание. Вместе с тем большое количество культурных мероприятий:концертов, выставок, музеев — вполне вписываются в систему рыночных отношений,и поэтому государству здесь можно уйти от излишней финансовой опеки, оставив засобой общий контроль.
На основевышесказанного можно сделать следующие выводы:
1. Существуетнеобходимость активного вмешательства государства в процесс развития отраслейсоциальной инфраструктуры. Наибольшую активность государство должно проявить врегулировании развития здравоохранения.
2. Системаотношений в отраслях социальной инфраструктуры еще в значительной степени носитсоциально-иждивенческий характер и вступает в противоречие с законами рыночнойэкономики. Реформирование социальной инфраструктуры должно обеспечить балансмежду принципами экономической и социальной эффективности. Социальные выплатыдолжны предоставляться домохозяйствам, чей среднедушевой доход нижепрожиточного минимума.
3. Модельсоциального блока бюджетов последних лет – это модель суженного воспроизводстванаселения: уменьшения его численности, ухудшения, качества жизни основной егочасти в основном из-за хронического недофинансирования отраслей социальнойинфраструктуры.
4. Внастоящее время намечается модернизация межбюджетных отношений, касающаяся,прежде всего, передачи многих государственных социальных обязательств сфедерального на субфедеральные уровни. Вместе с тем при существующемраспределении доходов между федеральными и субфедеральными бюджетами возникаетпроблема территориальной дифференциации доступности и качества социальных благи услуг. Основная задача федеральной власти в такой ситуации – способствоватьповышению эффективности системы социальной защиты населения.