СодержаниеВведение1.Социальная ответственность в предпринимательской деятельности2.Развитие социальной ответственности в предпринимательской деятельности в РоссииЗаключениеСписокиспользованной литературы
Введение В современном обществе роль бизнеса ипредпринимательства уже не ограничивается лишь созданием рабочих мест,материальных ценностей и извлечением прибыли. Достигнув в своем развитииопределенного уровня бизнес должен ставить перед собой новые задачи. И чем бизнесцивилизованнее, тем больше становится его участие в социальной жизни своегогорода, региона, государства.
Общество, оцениваядеятельность предпринимательской организации, рассматривает не толькопроизводственные и финансовые показатели, но и то, как организация ведет своюдеятельность, заботится о собственных работниках, насколько ее деятельностьсоответствует интересам других участников рынка, жителей территорий ееприсутствия, а также общества в целом.
Социальнаяответственность представляет собой реализацию не только своих экономическихинтересов и целей, но и воздействия деловой активности на собственный персонал,потребителей и организации, совместно с которыми осуществляется та или инаядеятельность.
Социальнаяответственность – это обдуманная, взвешенная деятельность. Проявляется она вдолгосрочном участии в конкретных проектах, направленных на улучшении миравокруг. Это некий вклад. Какой бы сильной не была коммерческая структура, онане может существовать вне своей среды. А среда – это город, страна, люди,которые там живут.
Следовательно,социальная ответственность – это своеобразный вклад организации в собственныйфундамент. Однако сегодня предпринимательские организации осознанно или нет,игнорируют свою ответственность перед своими работниками и задачами, которыеони выполняют в обществе.
В связи с этим,в настоящее время проблема социальной ответственности бизнеса превращается ввесьма актуальную. Цель: дать понятие социальной ответственности впредпринимательской деятельности, выявить развитие социальнойответственности бизнеса в России.
Работа состоит извведения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
1. Социальнаяответственность в предпринимательской деятельности
Ниодна тема в современном обществе не вызывает таких противоречий, как темасоциальной ответственности. Взгляды расходятся от приятия до порицания.
Социальнаяответственность подразумевает определенный уровень добровольного отклика насоциальные проблемы со стороны предпринимательской организации, поэтому споры ороли бизнеса в обществе породили многочисленные аргументы за и противсоциальной ответственности.
Аргументы впользу социальной ответственности:
1. Благоприятные длябизнеса долгосрочные перспективы.
Социальные действияпредпринимателя, улучшающие жизнь местного общества или устраняющиенеобходимость государственного регулирования, могут быть в собственныхинтересах малых предприятий в силу выгод, обеспечиваемых участием в жизниобщества. В обществе более благополучном с социальной точки зренияблагоприятнее условия и для деятельности бизнеса. Кроме того, даже есликраткосрочные издержки в связи с социальным действием высоки, в долгосрочнойперспективе они могут стимулировать прибыль, поскольку у потребителей,поставщиков и местного сообщества формируется более привлекательный образпредприятия.
2. Изменениепотребностей и ожиданий широкой публики.
Связанные с бизнесомсоциальные ожидания радикально изменились с середины прошлого века. Чтобысузить разрыв между новыми ожиданиями и реальным откликом предприятий, ихвовлеченность в решение социальных проблем становиться и ожидаемой инеобходимой.
3. Наличие ресурсовдля оказания помощи в решении социальных проблем. Поскольку бизнес располагаетзначительными людскими и финансовыми ресурсами, ему следует передавать их частьна социальные нужды.
4. Моральноеобязательство вести себя социально ответственно.
Предприятие являетсячленом общества, поэтому нормы морали также должны управлять его поведением. Онодолжно действовать социально ответственным образом и способствовать укреплениюморальных основ общества.
Аргументыпротив социальной ответственности:
1. Нарушениепринципа максимизации прибыли.
Направление частиресурсов на социальные нужды снижает влияние принципа максимизации прибыли.Предприятие ведет себя в наибольшей мере социально ответственно,сосредоточиваясь только на экономических интересах и оставляя социальныепроблемы государственным учреждениям и службам, благотворительным институтам ипросветительским организациям.
2. Расходы насоциальную вовлеченность.
Средства, направляемые насоциальные нужды, являются для предприятия издержками. В конечном счете, этииздержки переносятся на потребителей в виде повышения цен. Кроме того, фирмы,участвующие в конкурентной борьбе с фирмами, которые не несут затрат насоциальные нужды, оказываются в неблагоприятном положении в конкуренции. Врезультате снижается их сбыт.
3. Недостаточныйуровень отчетности широкой публике.
Рыночная система хорошоконтролирует экономические показатели предприятий и плохо – их социальнуювовлеченность. До тех пор, пока общество не разработает порядок прямойотчетности ему предприятий, последние не будут участвовать в социальныхдействиях, за которые они не считают себя ответственными.
4. Недостаток уменияразрешать социальные проблемы.
Персонал любогопредприятия лучше всего подготовлен к деятельности в сферах экономики, рынка итехники, но лишен опыта в решение проблем социального характера.Совершенствованию общества должны способствовать специалисты, работающие всоответствующих государственных учреждениях и благотворительных организациях.
Выделяют четыре основныхподхода к определению ответственности бизнеса:
1) Любые действия врамках юридической законности считаются социально ответственными. «В бизнесенет места этике».[1] Они не видятникакой необходимости отступать от закона, чтобы предотвратить нанесение ущербакому-либо. С этой точки зрения ответственность предпринимателя отождествляетсяс юридической ответственностью, т.е. любые действия в рамках юридическойзаконности считаются социально ответственными.
2) Другая позицияохарактеризуется девизом: «Максимальная прибыль — единственная обязанностьбизнеса». Сторонники этой позиции утверждают, что они могут преступить закон,чтобы преследовать чью-либо пользу, например, получение прибыли. Сторонникиэтого направления сводят социальную ответственность к профессиональнойответственности. Любые действия в рамках указанных норм считаются социальноответственными.
3) Третья позиция допускает,что в бизнесе есть место социальной ответственности, но понимают ее какусловие, которое используется для достижения целей предпринимателя, т.е. еслиона не выдерживает этого, то может быть отброшена по прагматическимсоображениям. Это — экономическая ответственность.
4) Четвертая позицияпредставляет социально ответственной ту организацию, которая считает себяморально ответственной как перед людьми, которые в ней работают, так и передвсеми, кто оказывается под воздействием ее деятельности. В центр проблемадостижения и совмещения интересов всех участников «жизнедеятельности»организации. Это морально-этическая ответственность.
Различные уровнисоциальной ответственности представляют собой комбинации требований и ожиданийк бизнесу со стороны общества и государства и выгодности/невыгодностисоциальной активности для предпринимателя и его бизнеса. Чем выше уровеньсоциальной ответственности у предпринимателя, тем больше добровольно принятыхна себя обязательств. В соответствии с этим, ассоциация менеджеров России (AMP) черезсерию исследований выявила три подхода к пониманию того, что такоекорпоративная социальная ответственность в предпринимательской деятельности:
1. Базовый уровень — обязательная составляющая социальной ответственности — предполагает выполнение следующих обязательств: своевременнаяоплата налогов, выплата заработной платы, по возможности — предоставление новыхрабочих мест (расширение рабочего штата).
2. Второй уровень социальной ответственности бизнеса предполагаетобеспечение работников адекватными условиями не только работы, но и жизни:повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение,строительство жилья, развитие социальной сферы. Представляет собой реализацию социально ответственногоповедения ради экономической выгоды. Такой тип ответственности называется «корпоративнойответственностью». 3. Третий, высший уровень ответственности предполагаетблаготворительную деятельность и не имеют своей целью получение экономическихвыгод.В целом все подходы едины в одном: социальнаяответственность — это ответственность организации перед всеми людьми иорганизациями, с которыми она сталкивается в процессе деятельности, и передобществом в целом.
Очень часто под«социальной ответственностью бизнеса» понимается благотворительность.Тождественны ли эти понятия? Однозначно нет. Под благотворительностью понимают оказаниематериальной помощи нуждающимся. Она может быть направлена также на поощрение иразвитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (например, защитуокружающей среды, охрану памятников культуры). Это один из критериев, входящихв систему оценки социальной ответственности бизнеса.
Единых критериев оценкисоциальной ответственности субъектов бизнеса в России пока нет, они могут бытьразличными в зависимости от ряда факторов: размера компании, видаосуществляемой деятельности, географических сегментов и т.д.
Практически все экспертыразделяют социальную ответственность на две большие группы: внутреннюю и внешнюю.Отдельно выделяется такой показатель социальной ответственности, как уплатаналогов.
Большинство экспертовполагает, что любая организация только тогда является социально-ответственной,когда она в полной мере выплачивает всеустановленные законодательством налоги,является законопослушной. При этом подчеркивается, что в настоящий моментдлябизнесменов России это практически нереально по причине избыточного налоговогодавления, нерациональной системы налогообложения и фактической невозможностиуплаты всех установленных налогов без угрозы для существования самого бизнеса.
К внутренней социальнойответственности экспертыотносят деловую практику в отношении собственного персонала, всего, чтокасается развития человеческих ресурсов на предприятии или фирме.
Внешняя составляющаясоциальной ответственности бизнеса, по мнению экспертов, вызывает наибольшее количество споров вотношении того, что относить к данной сфере.К внутренней социальной ответственности бизнеса можно отнести К внешней социальной ответственности бизнеса можно отнести
1. Безопасность труда
2. Стабильность заработной платы
3. Поддержание социально значимой заработной платы, которая позволяет содержать семью, давать детям образование и, кроме этого, обеспечивает стабильный потребительский спрос
4. Дополнительное медицинское и социальное страхование сотрудников
5. Развитие человеческих ресурсов через обучающие программы и программы подготовки и повышения квалификации
6. Оказание помощи работникам в критических ситуациях (серьёзное заболевание, требующее дорогостоящего лечения и приводящее к длительному отсутствию работника на месте, смерть или несчастный случай с родственниками и пр.)
Следует отметить важность именно этого направления, указывая на то, что «отделы кадров в крупных компаниях давно переименованы в отделы по развитию человеческих ресурсов и вложения в сотрудников компании приносит наибольшую финансовую отдачу для фирмы
1. Спонсорство и корпоративная благотворительность (все эксперты отмечают, что благотворительность является одной из составляющих социальной ответственности бизнеса) По мнению экспертов и менеджеров, принявших участие в исследовании, данное направление наиболее характерно для большинства компаний России.
2. Содействие охране окружающей среды
3. Взаимодействие с местным сообществом и местной властью
4. Готовность участвовать в кризисных ситуациях. Например, оказание помощи пострадавшим в результате стихийного бедствия — предоставление тёплых вещей, возможности связи с родственниками, предоставление транспортных средств, оказание материальной помощи через перечисление денежных средств в специальный фонд и др.
5. Ответственность перед потребителями товаров и услуг (выпуск качественных товаров)
На основе вышесказанногоможно сказать, что социальная ответственность — это добровольный вкладорганизациив развитие общества и социально-экономической иэкологической сфер, направленный на развитие и качественное улучшение данныхсфер. Вклад организациинапрямую связан с ее деятельностью, выходит зарамки определенного законом минимума и осуществляется путем проведениякомплекса долгосрочных социальных программ в приоритетных для нее направлениях.2. Развитиесоциальной ответственности в предпринимательской деятельности в России
Проблемаразвития социальной ответственности бизнеса в России на современном этапеособенно актуальна и имеет первостепенное значение. Однако еще не вполнеокрепшее Российское государство не в состоянии выполнить все свои социальныефункции. Расходы федерального бюджета на образование, здравоохранение и другиесоциальные нужды составляют около 20 процентов. Этого явно не достаточно.Однако на сегодняшний день в России формируется новый экономически активныйслой, способный разделить с государством бремя социальной ответственности. Это предпринимательскийбизнес.
Трансформационныепроцессы, происходившие в России с 90-х годов прошлого века, инициироваливнимание общественности к феномену предпринимательства как к источнику развитияэкономической и социальной сферы общества. Предприниматель стал одним изглавных действующих субъектов рынка, поскольку без творческого подхода корганизации производства, использования новых комбинаций, смелого ирискованного подхода к организации нового дела невозможно получить прибыль вусловиях рыночной экономики.
Принципиальнымихарактеристиками предпринимательской деятельности являются: принятиепредпринимателем на себя риска осуществляемой им деятельности и получениеприбыли. Принятие риска напрямую означает ответственность предпринимателя заведение своего дела. Предприниматель ответственен за успех предприятия, запредоставление рынку необходимого товара, за качество товара, за соблюдениезаконов и договоренностей с партнерами, инвесторами, работниками игосударством. Тема социальной ответственности бизнеса неразрывно связана сзадачами построения в России институтов гражданского общества. Уже сейчасмногие исследователи отмечают, что в России есть тенденция завершения стадиипервоначального накопления капитала. Практика многих предприятий показывает,что социальная защищенность работников, их благосостояние становятся факторомроста производительности труда, обеспечения стабильности и роста производства.
Социальнаяответственность бизнеса подразумевает определенный уровень развития предприятияи добровольный отклик на социальные проблемы общества. Этот отклик означаетсоблюдение законодательно установленных норм и правил и осуществлениедеятельности сверх этих требований. Именно такой подход предпринимателя к своейдеятельности позволит совершить коренные изменения в сложнойсоциально-экономической ситуации, в которой находится сейчас Россия. Общественностьожидает от современных предпринимателей не только высоких экономическихрезультатов, но и существенных достижений с точки зрения социальных целейобщества. Кроме того, социальные действия предприятий, улучшающие жизньместного населения, устраняют необходимость государственного регулирования имогут быть использованы в собственных интересах предприятий. В обществеблагополучном с социальной точки зрения улучшаются условия для деятельностибизнеса.
Социальнаяответственность бизнеса – обоюдное явление, определяющее взаимные обязательствавсех субъектов соцально-экономических и трудовых отношений. Со стороныпредпринимателя социальная ответственность выражается в стремлении найтикомпромисс между получением прибыли и заботе об интересах своего персонала иобщества в целом.
Так, по словам Е.Д. Малинина,социальная ответственность предпринимателя предполагает его воздержанность отосуществления деятельности, направленной не на благо общества. В своей работеученый пишет, «социально ответственный предприниматель будет заниматься невсякой деятельностью, приносящей (пусть даже высокую) прибыль. Он ищет инаходит на рынке нишу, которая, с одной стороны, привлекает его своей прибыльностью,с другой – она направлена на удовлетворение здоровых общественныхпотребностей».[2] В своюочередь социальная ответственность наемного работника заключается в его отказеот девиаций и ненормативного поведения в процессе выполнения им трудовойдеятельности у данного предпринимателя.
По мнению самихпредпринимателей, суть социальной ответственности — в выполнении бизнесом своих основных функций(выплата достойной заработной платы, уплата налогов, создание рабочих мест), ане в принятии на себя бремени решения социальных проблем страны и регионов(считают 60% против 39%). Социальная ответственность должна строиться на принципахдобровольности, никакое принуждение или «привлечение» к ней, в том числе состороны государства, недопустимо (60% против 36%). Кроме того, в бизнес-сообществе утвердилось понимание социальнойответственности как компенсации обществу за неравномерное распределение доходов- 50% предпринимателей (против 31%) разделяют мнение, что даже если высокиедоходы являются результатами усилий отдельных людей, ими все равно следуетделиться с обществом. При этом отношение предпринимателей к вопросу о пиаре их социальнойактивности неоднозначно — среди опрошенных оказалось примерно одинаковоеколичество как тех, кто считает, что бизнесдолжен широко информировать общественность о социальных программах, улучшая темсамым свою репутацию, так и тех, кто придерживаетсяпротивоположного мнения (47% и 45%, соответственно).
Относительное большинство(47%) высказывается за избирательный подход, при котором ответственность зарешение тех или иных социальных проблем должны брать на себя только крупныекомпании, а малый бизнес не только не должен демонстрировать социальнуюактивность, но сам нуждается в помощи. Однако немало (38%) и тех, кто считаетсоциальную ответственность задачей, в равной степени актуальной для всехпредставителей бизнес-сообщества. Чаще других о необходимости дифференцированного подхода к вопросу осоциальной ответственности бизнеса говорят представители малого бизнеса (54%против 31%), мнения представителей среднего и крупного бизнеса делятся примернопоровну (44% против 40% и 43% против 41%).
В России в условияхнынешних рыночных отношений особо остро стоит вопрос относительно способностиотечественного предпринимателя взять на себя, а главное, справиться с этойсоциальной ответственностью. Однозначно ответить на данный вопрос невозможно,тем не менее, большая часть отечественных социологов придерживается точкизрения, что сегодня российский предприниматель склонен ставить свои личныеинтересы выше общественных. «Российский бизнес в наши дни – это преимущественносоциально безответственный бизнес, не преодолевший пока в себе примитивнуюалчность и нравственную неразборчивость».[3]
Характерно, что данныйвывод подтверждается и статистикой. При этом социологи отмечают, чтообщественное мнение в России формируется сегодня не в пользу предпринимателей.По большинству позиций ожидания населения расходятся с теми действиями, которыеосуществляют крупные российские бизнесмены и корпорации. В то время, какроссияне ожидают от бизнеса существенных вложений в социальную сферу,большинство компаний, по мнению опрошенных, стремятся ограничиться тольковидимостью социальной ответственности – прежде всего, меценатскойдеятельностью, воспринимаемой большинством наших соотечественников скорее какподачка, нежели как исполнение бизнесменами своего долга перед обществом. Врезультате все более распространенным становится мнение о том, что бизнес вРоссии «паразитирует», работает во вред стране.
Так, только «9%респондентов из 1200 опрошенных полагают, что большинство компаний в Россииведет себя социально ответственно, и 43% — что немногие или никто».[4]«Защитниками» бизнеса выступают восновном молодежь (18-34 года) и лица с высокими доходами. «Срединная» жеРоссия настроена к бизнесу и его социальным программам наиболее скептично. Этот факт однозначно свидетельствует о существующем недоверииразличных слоев общества мелкому и среднему бизнесу. К тому же 59% россиянполагают, что весь или почти весь бизнес в стране «паразитирует» на обществе ине заботится о благе страны. Лишь 7% верят в то, что российские предпринимателидостойно исполняют свою ответственность перед обществом.
Население ипредприниматели по-разному понимают социальную ответственность бизнеса. Так,наиболее важными направлениями участия бизнеса в решении социальных проблембольшинство опрошенных предпринимателей называют создание новых рабочих мест (58%) ипредоставление дополнительных социальных гарантий работникам своих предприятий(51%), а также организацию повышения квалификации и переобучения работников(44%). Во второй эшелон актуальных для бизнеса видов социальной деятельности,вошлинаправления, традиционноимеющие высокий уровень пиар-отдачи — материальная помощьпредставителям социально уязвимых групп населения, развитие материальной базыобъектов социальной и культурной инфраструктуры, денежное поощрение талантливымдеятелям науки и культуры (30-41%). На периферии интересов бизнеса находятсянаправления социальной работы, связанные с поддержкой развития институтовгражданского общества (улучшение ситуации в области прав человека, поддержкасоциальных инициатив граждан и общественных организаций), а также деятельность,являющаяся визитной карточкой многих социально ответственных зарубежныхкомпаний — сокращение дискриминации в сфере труда, ликвидация принудительного идетского труда (5-7%).
Само население ждёт от бизнеса прежде всего материальнойпомощи малоимущим, инвалидам и другим социально-уязвимым группам(53%) и только потом — создания новых рабочих мест (43%); сначала развитияматериальной базы здравоохранения, образования и науки, культуры, спорта (39%),а затем социальных гарантий работникам предприятий (28%).
Фигура предпринимателяассоциируется со стремлением к наживе любой ценой, в том числе за счетущемления интересов и дезориентации других категорий граждан и в первую очередьнаемных работников. На многих предприятиях малого и среднего бизнеса уже стало«доброй практикой», использование «серых» схем оплаты труда, нарушение нормнормальной продолжительности рабочего времени, работа персонала в условиях, неотвечающих нормам охраны труда. Так же «в экономике современной Россиираспространение получили деформированные, противоправные трудовые отношения вформе сговора».[5]
Отмечено, что социальнаяответственность предпринимателя начинается не с создания благоприятного образакомпании в глазах общественности, а с построения взаимовыгодных, доверительныхотношений со своим персоналом. При этом основным индикатором состояния данныхотношений выступает степень лояльности работников к организации. Однако,опираясь на данные социологического исследования, можно сделать вывод о низкойстепени лояльности персонала данных организаций. Так, на вопрос о причинахсмены работы, 34,46% респондентов ответили, что, не задумываясь, поменяют местоработы, если бы им предложили более высокую заработную плату. 29,76% опрошенныхпотенциальной причиной смены работы видят более хорошие отношения сруководством новой организации, при этом лишь 3,92% процента ответили, что прилюбых условиях не намерены менять данное место работы.
Интересен и такой факт,что основным мотивом к труду именно в этой организации у работников являютсямнение о высоком профессионализме своих коллег (32,81%) и добрыевзаимоотношения с коллегами (24,86%). При этом лишь 5,54% опрошенных видятосновным мотивом к труду профессионализм своих руководителей и 6,5%респондентов отмечают хорошее отношение к сотрудникам со стороны руководства.
Высказывая множествофакторов, влияющих на формирование безответственного поведения отечественныхпредпринимателей, В.И.Маслов выделяет основную причину данного процесса. Исводится она к тому, что большая часть отечественного руководства в процессесвоего становления не имела достаточного социального воспитания и обучения. Пословам ученого, «большинство руководителей высшего уровня в России – этомолодые люди в возрасте от 25 до 38 лет. Их моральные нормы формировались впериод ломки традиционных ценностей и криминализации страны. В этих условияхмногие молодые люди мечтали стать предпринимателями, не считаясь с моральныминормами, ради получения больших и скорых денег. В это период каждый второймолодой человек мечтал стать предпринимателем и иметь собственное дело. Приэтом 33% молодых людей были убеждены, что хороши любые доходы; 20% считали, чтовзятка – нормальный способ зарабатывания денег, а каждый десятый готов был идтина грабёж».[6]
Говоря о выходе изсложившейся негативной ситуации и переходе от взаимного недоверия субъектовсоциально-экономических отношений к солидарной ответственности, необходимоотметить роль государства. Государство – есть именно тот институт, который обладаетшироким набором инструментов по контролю хозяйственной деятельностиотечественных предпринимателей и организации мероприятий по их социальномувоспитанию и обучению. С большой долей вероятности можно сказать, что благодаряданным действиям в обозримом будущем отечественный бизнес престанетвосприниматься как бесконечно далекий от нужд народа и изменит свой«преимущественно социально безответственный» статус.
Итак, в целом отношение ксоциальной ответственности бизнеса довольно скептичное. Поэтому, предпринимательстводолжно более ответственно участвовать в решении болезненных проблем в сферетрудовых отношений, развивать эффективное производство, создавая новые рабочиеместа, обеспечивая достойную оплату труда.
Приоритетнойзадачей должна стать борьба с бедностью, адресная поддержка беднейших слоевнаселения. Предприниматели должны активно участвовать в социальном обустройстветех территорий, где они оперируют. Пристального внимания требует проблемамассовой безнадзорности детей. При этом встает проблема игнорирования налоговымзаконодательством благотворительной деятельности частных предприятий. А ведьхотя бы частичное отнесение доходов, потраченных на благотворительные цели, кзатратам, необлагаемым налогами, могло бы стать мощным стимулов для развитиясоциальной ответственности малого бизнеса.
В последние годыпредприниматель не только размышляет о своей социальной роли, но и уже проявляетсоциальную активность, хотя она во многом носит закрытый дляобщественности характер по причинам неразвитой налоговой системы в стране инегативным отношением к бизнес-сообществу в целом.
Заключение
В результате можносделать следующие выводы. Социальная ответственность – это реализация не толькосвоих экономических интересов и целей, но и учет социальных последствийвоздействия деловой активности на собственный персонал, потребителей иорганизации, совместно с которыми осуществляется та или иная деятельность.
С точки зрения российскихэкспертов социальнаяответственность предпринимательства включает в себя три основные составляющие:
– законопослушностьбизнеса, то есть добросовестную уплату налогов;
– ответственностьза развитие своих сотрудников;
– ответственностьперед социальным окружением, которое включает в себя не только непосредственныхпартнёров по бизнесу, но и местное сообщество.
Предпринимательство,являясь одним из основных агентов экономических и социальных преобразований всовременной России, не может и не должно уходить в сторону от решениясоциальных проблем. Сегодня ему самому становится выгодно участвовать впроектах, улучшающих условия труда и быта своих работников.
Российскийпредпринимательвцелом уже готов двигаться в сторону большей социальной ответственности в случаееё легитимации и определения рамоксо стороны государства.
Вмешательство государствав область социальной ответственности бизнеса должно носить рекомендательный,рамочный характер. Государство должно стимулировать развитие социальнойответственности бизнеса, причём не столько материально, сколько с моральнойстороны.
И одна изнасущных задач социально-ответственного предпринимателя — активноспособствовать развитию и совершенствованию человеческого фактора. Предпринимательдолжен поддерживать и развивать нравственную культуру, уважительное отношение уподрастающих поколений к бесценному отечественному культурному наследию.
Списокиспользованной литературы
1. Борисенко Е.Н. Социальнаяответственность малого предпринимательства: Учеб. пособие /Е.Н. Борисенко. — М.: КЛИСТАР, 2002.- 93 с.2. Братющенко С.В. Социальная ответственностьпредпринимательства (обзор концепций) / С.В. Братющенко // Актуальные проблемы социально-экономического развития:взгляд молодых ученых. — Новосибирск: ИЭОПП СО РАН. — 2005. — С.166-178.
3. Гайнутдинов Р.И. Социальнаяответственность российского бизнеса / / Р.И. Гайнутдинов // Правоведение. — 2006.- №4. — С.231-236.
4. Ивченко С.В. Городи бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний // С.В. Ивченко,М.И. Либоракина, Т.С. Сиваева / Под. ред. М.И.Либоракиной. — М.: Фонд «Институтэкономики города», 2003. — 136 с.
5. Кузнецов А.Л.Социальная ответственность в предпринимательстве / А.Л. Кузнецов // Изв. Акад.труда и занятости. – 2001. — №1/2. — С.192-198.
6. Малинин Е.Д.Статья. Социальная ответственность предпринимателей и экономические реформы вРоссии / Е.Д. Малинин // ЭКО: Экономика и организация пром. пр-ва. –Новосибирск. — 2000. — №10. — С.177-189.
7. Свод основныхпризнаков социально ответственной российской компании // Бизнес и общество. — 2004. — № 4/5 (23/24).
8. Социальнаяответственность бизнеса — опыт России и Запада / Тематическое исследование // Консалтинговая группа«Управление PR». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.polit.ru/research/index.html
9. Социальнаяответственность бизнеса: актуальная повестка / Под ред. С.Е. Литовченко, М.И. Корсакова.- М.: Ассоциация менеджеров России, 2003. – 112 с.