Социальная политика, как общественная теория и практика

Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшегопрофессионального образования
Иркутский государственный технический университет
Факультет права, социологии и СМИ
Кафедра социологии и социальной работы
Реферат
по дисциплине: «Социальная политика»
на тему:«Социальная политика, как общественная теория и практика».
Выполнил: студент группы СОП-05-1:
Хажеев А.Л.
Проверила: Кондря Т.И.
Доцент кафедры социологии и
социальной работы
2008 г.

Содержание
Введение
Глава1. Социальная политика, как общественная теория и практика
1.1.Социальная политика, принципы, функции, основные направления
1.2.Социальная политика в России
Глава2. Социальная политика и социальная инфоструктура
2.1.Сущность социальной политики
2.2.Социальная защита граждан
Литература

Введение
Экономическаядеятельность человека, в конечном счете, имеет целью создание материальной базыдля улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельноститесно связаны друг с другом, поскольку и изменения условий жизни отдельногоиндивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для другихиндивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечениюблагоприятных условий жизни.
ВXX веке в промышленно развитых странах всё более распространяется концепции идоктрины, возлагающие на государство задачу обеспечения таких прав человека,как право на определённый стандарт благосостояния. Особую популярностьприобретает теория и практика “социального рыночного хозяйства”, означающаяширокие социальные мероприятия, проводимые государством.
Такимобразом, в реальной жизни распределение доходов в странах с рыночной экономикойосуществляется в результате свободной игры рыночных сил, но и на основегосударственного регулирования различных потоков доходов путем ихперераспределения.
Наиболеемасштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемсярыночном хозяйстве нашей страны является деятельность по социальной защите всехслоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формойее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный всоциальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений встране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулированиезанятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного трудаи, как следствие, увеличения национального дохода.

Глава1. Социальная политика, как общественная теория и практика.
 
1.1. Социальнаяполитика, принципы, функции, основные направления
Понятиесоциальной политики относится к числу таких категорий, которые широкоиспользуются в практике государственного строительства, употребляются вофициальных документах. С другой стороны, социальная политика служит предметомдостаточно широких научных дискуссий, причем объем понятия и его содержание уразличных исследователей значительно отличаются.
Этообусловлено тем, что социальная политика является наиболее значимой сферойинтересов современного общества и важнейшей частью деятельности современногогосударства. Социальная политика теснейшим образом связана с типом и уровнемразвития общества, с господствующей ментальностью населения, с теми целями изадачами, которые ставит общество перед собой в своем социальном развитии.
Социальнаяполитика – это составная часть внутренней политики государства, воплощенная вего социальных программах и практике, и регулирующая отношения в обществе винтересах и посредством интересов основных социальных групп населения.
Любыесоциальные программы, как известно, являются лишь декларацией, если неподкреплены материально, не обеспечены экономически. В этом смысле социальнаяполитика вторична относительно экономики, как по содержанию, так и по задачам,предпочтениям. Но это не означает второстепенности ее значимости и влияния наход развития материальной и духовной культуры, ход общественного развития.
Всоциальной сфере проявляются и оцениваются результаты экономической,хозяйственной деятельности общества, проверяются ее эффективность и способностьудовлетворять интересы и потребности людей. В социальной сфере находитотражение и проявление степень гуманности политики государства, и чем онасильнее, тем наглядней гуманистическая сущность, гуманистический смыслнаправленности общественного развития.
Наконец,без действенной социальной политики невозможна активизация инновационноготворческого начала в деятельности человека как главного и центрального элементапроизводительных сил общественного развития, хозяйственных успехов.
Социальнаяполитика основана на системе принципов, выражающих характер требований к еесодержанию, формам и методам разработки и реализации:
·         гуманизм,социальная справедливость;
·         системность,непрерывность, преемственность;
·         сбалансированностьцелей и возможностей реализации социальной политики (как по времени, так и понеобходимым ресурсам);
·         открытость(свободное выражение суждений всех групп и слоев общества по вопросамсоциальной политики – наличие «обратной связи» органов управления смассами);
·         демократизмвыработки и реализации социальной политики (открытое обсуждение проектовкрупных социально-политических решений, всестороннее выявление общественногомнения по основным вопросам социальных преобразований);
·         действенныйконтроль общества над реализацией социальной политики;
·         адресностьмер по социальной защите населения, усиление социальной помощи социальноуязвимым и малообеспеченным группам населения.
Содержаниесоциальной политики, ее цели и задачи раскрываются в системе функций –относительно самостоятельных, но тесно связанных видов политическойдеятельности. Важнейшими из них являются:
·         выражение,защита, согласование интересов социальных групп и слоев общества, отдельных егочленов;
·         оптимальноеразрешение общественных противоречий в социальной сфере, осуществление «диалога»между гражданами и государством;
·         интеграцияразличных слоев населения, гармонизация их интересов, поддержание целостнойобщественной системы, стабильности и порядка;
·         прогностическая;
·         социальнаязащита населения;
·         управлениесоциальными процессами и др.
Спомощью функций обеспечивается главная задача социальной политики –гармонизация общественных отношений, осуществляется управление социальнымразвитием общества.
Чтокасается направлений социальной политики, то здесь, как правило, принятовыделять два относительно самостоятельных блока:
v  социальнаяполитика в широком смысле, которая охватывает решения и мероприятия,затрагивающие все сферы жизни членов общества, включая обеспечение последнихтоварами, жильем и услугами социальной инфраструктуры, рабочими местами,приемлемыми денежными доходами, расширение и укрепление материальной базы,охрану и укрепление здоровья населения, его образование и культуру, созданиесистемы гарантированных социальных условий для жизнедеятельности граждан;
v  собственносоциальная политика (ее элементами являются политика в области социальнойзащиты и ее конкретные виды: семейная политика, молодежная политика, политикапо социальной защите пожилых людей и инвалидов).
Выделяютследующие структурообразующие элементы социальной политики: социальноеобеспечение, социальная помощь, социальная защита, социальная работа.
Итак,смыслом социальной политики государства является поддержание отношений, какмежду социальными группами, так и внутри них, обеспечение условий для повышенияблагосостояния, уровня жизни членов общества, создание социальных гарантий вформировании экономических стимулов для участия в общественном производстве.При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая каксоставная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулированияусловий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономическойситуацией в стране.
Вшироком смысле, социальная политика — это одно из направлениймакроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальнуюстабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые “стартовыеусловия” для всех граждан страны.
 
1.2.Социальная политика в России
Всилу целого ряда причин, на начальном этапе радикальных экономическихпреобразований в России основной упор был сделан на финансовое оздоровлениеэкономики и макроэкономическую стабилизацию. Социальная сфера и ее проблемыбыли отодвинуты на второй план. В результате население России столкнулось срезким падением жизненного уровня на фоне усиления социальной дифференциацииобщества, в том числе и по заработной плате. Обострилась ситуация на рынке труда,ухудшилась демографическая ситуация, началось абсолютное сокращение населениястраны, снизилась продолжительность жизни. Согласно оценке Федерацииевропейских работодателей, по уровню заработной платы работников Россиязамыкает в Европе четвертый десяток стран (оценка дана по состоянию на февраль2004 г.). Неудивительно, что в стране сформировался устойчивый слой «новыхбедных», т.е. тех граждан, которые даже при наличии постоянной работыимеют доходы ниже необходимых для нормального существования.
Извсего вышесказанного можно сделать вывод, что России нужно проводить социальнуюполитику, направленную на достижение рационального уровня потребления длябольшинства населения, создание условий для квалифицированного творческоготруда, формирование эффективной системы социальной защиты. Таких проектоввыдвигается очень много. Приведу несколько примеров. Так, Председателя СоветаФедерации Федерального Собрания Российской Федерации С.Миронов утверждает: “Необходимо выработать такую линию государственной политики, которая позволитсочетать решение быстрого развития экономики на современной научно-техническойоснове, причем каждый успех в одном из этих дел должен становиться предпосылкойдля успеха в другом… Государство должно быть гарантом функционирования учрежденийсоциальной сферы, сохранения и развития систем социальной защиты населения. Нопри этом социальная политика должна иметь в своей основе здоровое экономическоеядро — механизмы увеличения человеческого капитала нации” Докторэкономических наук, профессор В.В.Куликов и доктор экономических наук,профессор В.Д.Роик выделили 5 концептуальных предпосылок эффективной социальнойполитики, каждая из которых вытекает из предыдущей:
1.        Повышениеблагосостояния населения
2.        Повышениеоплаты труда
3.        Совершенствованиестраховой системы
4.        Отказот представлений о государстве как собственнике страховых взносов граждан ипризнание этих средств в качестве резервируемой части стоимости воспроизводстваработника
5.        Улучшеннаясистема льготирования
Иеще одним важным обстоятельством, препятствующем проведению полноценнойсоциальной политики, является то, что наше государство слишком мало выделяетсредств для проведения социальной политики (в бюджете 2007 года – 0,75 трл.руб.).
Какмы видим теорий и споров по этому вопросу множество, а что происходит в РФ вданный момент?

Глава2. Социальная политика и социальная инфоструктура
 
2.1. Сущностьсоциальной политики
Государственнаясоциальная политика – это целенаправленная деятельность государства, ставящаясвоей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий междуучастниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов наэкономической почве. Посредством государственной социальной политики в рыночнойэкономике реализуется принцип социальной справедливости, предполагающийопределенную меру выравнивания положения граждан, создание системы социальныхгарантий и равных стартовых условий для всех слоев населения.
Типысоциальной политики государства. Характер и содержание социальной политикизависят от степени вмешательства государства в управление социальнымипроцессами. В зависимости от этого все сложившиеся сегодня в развитых странахтипы государственной социальной политики можно разделить на две группы.
v  Первуюусловно можно назвать остаточной. В данном случае социальная политика выполняетфункции, которые не в состоянии осуществить рынок. Это ограниченная по своиммасштабам и охватываемому контингенту социальная политика, преимущественнопассивная и имеющая компенсационный характер. Ее концептуальные основыформируются под воздействием идей консерватизма. Типичным представителемданного варианта (с известной степенью условности) является американскаямодель.
v  Втораягруппа — институциональная. Здесь социальная политика играет важнейшую роль в обеспечениинаселения социальными услугами и рассматривается в качестве более эффективногов социально-экономическом и политическом смыслах средства, чем система частныхинститутов. Это более конструктивная и перераспределительная политика. Сконцептуальной точки зрения эта группа в наибольшей степени испытывает влияниесоциально – демократической идеологии, и типичным ее представителем (такжеусловно) является шведский вариант социального государства.
Обегруппы различаются между собой не наличием или отсутствием тех или иныхкомпонентов, а их соотношением, а также степенью государственного вмешательствав социальную сферу, ролью перераспределительных процессов, степенью приоритетасоциальных проблем в деятельности государства. Социальная роль государства вовсех остальных странах мира находится в диапазоне между этими двумя группами.Естественно, что практика гораздо разнообразнее любой типологии. Например, вБельгии очень высок уровень социальных расходов государства, однако социальнаяполитика преимущественно пассивная, компенсационная.
Скандинавскиестраны преимущественно социал-демократические, но их социальная сфера отнюдь несвободна от либеральных элементов. Также нет и либеральных режимов чистоготипа. Все европейские государства с социальной рыночной экономикой развивалисьпод влиянием и либеральных, и социально-демократических импульсов. В последниегоды происходит дальнейшее сближение основных характеристик различных типовгосударственной социальной политики, особенно это относится к идеологии перспективее развития.
Изсоциальной практики стран с развитой рыночной экономикой можно сделатьследующие выводы.
1.Степень социальной поддержки населения, в первую очередь это касаетсябесплатного или льготного предоставления социально значимых благ и услуг(образование, здравоохранение, культура), не является прямой функцией уровняэкономического развития, хотя, естественно, зависит от него.
2.Существует прямая зависимость между уровнем многих социальных индикаторовразвития нации и масштабами перераспределительной деятельности государства –это, в частности, подтверждается многочисленными в последние годыисследованиями международных организаций (например, расчеты индекса развитаячеловеческого потенциала).
3.Общество всегда стоит перед выбором – рост личных доходов (низкий уровеньналогов и других изъятий из личных доходов) или повышение уровня удовлетворенияна льготных условиях социально значимых потребностей всего общества (или егозначительной части).
4.Идеология государственной политики в социальной сфере по отношению кцентральному вопросу степени вмешательства государства в социальную сферу ипретерпевает циклические изменения не только в зависимости от экономическихвозможностей общества, но и в соответствии с реакцией массового избирателя на измененияв политике, затрагивающие его интересы.
Россиятрадиционно относится к типу государств с сильной ролью государства всоциальной сфере. Если не говорить о более низком материальном иинституциональном уровнях, то система социальных гарантий и социальной защитынаселения, сложившаяся в России к началу экономических преобразований, в целомсоответствовала принципам социального рыночного хозяйства. Но с точки зрениякритериев рыночной экономики социальная роль государства была чрезмернопатерналистской, хотя и обеспечивающей удовлетворение широкого кругавсесторонне регламентированных потребностей, но сковывающей личную инициативу иподавляющей стремление граждан самостоятельно решать проблемы собственногоблагосостояния.
Социальнаяполитика играет, с точки зрения функционирования экономической системы, двоякуюроль.
v  Во-первых,по мере экономического роста, накопление национального богатства, созданиеблагоприятных социальных условий для граждан становится главной цельюэкономической деятельности, и в этом смысле в социальной политикеконцентрируются цели экономического роста; все другие аспекты экономическогоразвития начинают рассматриваться в качестве средств реализации социальнойполитики.
v  Во-вторых,социальная политика является и фактором экономического роста не сопровождаетсяростом благосостояния, то люди утрачивает стимулы к эффективной экономическойдеятельности. Одновременно, чем выше достигнутая ступень экономическогоразвития, тем выше требования к людям, культуре, физическому и нравственномуразвитию. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.
Социальнаяполитика осуществляется на разных условиях экономической деятельности. Так,можно говорить о социальной политики фирмы (корпорации) в отношении своегоперсонала, о региональной и общегосударственной социальной политики. Учитываятесную взаимосвязь современного мира, можно говорить о государственнойсоциальной политике (например, в решении глобальных экологических проблем,преодолении социально-экономической групп стран и даже континентов).
Вэтом плане заметим, что Россия еще по крайней мере десятилетие будет находитьсяв достаточно сложном положении, когда социальные ожидания населения существеннозавышены по сравнению с экономическими возможностями общества. Отсюда великаопасность острых социальных конфликтов. Поэтому выбор направлений и механизмовреализации социальной политики для России имеет сейчас особо важное значение.
Социальнаяполитика не может рассматриваться как исключительно экономическая проблема.Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфересоциальной политики сосредотачивается на экономических механизмах еёреализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся прежде всегомеханизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.

2.2.Социальная защита граждан.
Помимовышеприведенной системы социального страхования в России существует еще рядмер, обеспечивающих социальную защиту граждан: мы имеем право на бесплатноеобразование, медицинское обслуживание и т.д. Однако, это всего лишь на словах,а на деле ситуация обстоит «немного» иначе.
Награни полного разрушения находятся практически все отрасли социальной сферы —образование, здравоохранение, культура, общественный транспорт и др. Иххроническое недофинансирование, крайне низкий уровень заработной платы,материально-техническая необеспеченность привели к развалу многих предприятий исистем жизнеобеспечения, оттоку квалифицированных кадров. Значительноуменьшилась доступность социальных услуг для основной массы населения врезультате резкого расширения их платности.
Неменьшую опасность для России заключает в себе угроза депопуляции в связи сухудшением всех демографических показателей — рождаемости, смертности,естественного прироста, ожидаемой продолжительности жизни. Так, напримерпрогнозируемой уровень смертности на 2007г. (15,8-16,3 человек на 1000 гражданстраны) в несколько раз выше соответствующих показателей развитых стран. Воснове этих негативных процессов, сопровождаемых снижением репродуктивного потенциала,ухудшением генофонда, лежат не столько чисто демографические закономерности,сколько социально-экономические факторы. Однако следует отметить, что сейчасуделяется большое внимание проблеме рождаемости. Во исполнение установокпрезидентского послания-2006 по стимулированию рождаемости на 2007 годзапланированы дополнительные ассигнования (прямые расходы федерального бюджетана социальную поддержку материнства и детства возрастут на 33млрд. руб.,вчетверо превысив уровень 2006г.; резко увеличатся расходы Фонда социальногострахования, в том числе на 27млрд. – на выплату ежемесячного пособия по уходуза ребенком до достижения им полутора лет), но этого недостаточно дляпринципиального улучшения демографической ситуации. Вследствие низкого уровнядоходов работающего населения рождение ребенка резко повышает вероятностьпадения среднедушевого дохода семьи ниже прожиточного минимума (достаточноконстатировать, что большинство российских семей с двумя и более детьминаходятся именно в таком положении). Поэтомудля гарантирования от бедности; семей, с имеющий детей, величина детскихпособий должна, думается; устанавливаться на уровне: прожиточного минимума дляребенка, причем не только на полтора года, но и на весь период до егосовершеннолетия. В октябре 2006 года был принят закон о выплате 250 тыс.руб. зарождение второго ребенка. Однако существует много негативных точек зрения напринятый законопроект. Его противники считают, что это «очередная схемавысокоприбыльного бизнеса на ниве „социалки“, закамуфлированная подзаботу государства о расширенном воспроизводстве народонаселения.» И всущности они правы. В самом деле, почему 250 тыс. руб. за второго ребенкадолжны начисляться матерям на их счета не, скажем, в Сбербанке, а именно вПенсионном фонде и находиться («прокручиваться»?) там три года, черезкоторые только и можно будет сделать выбор относительно применения «материнскогокапитала»? Почему этот выбор исключает использование последнего, например,на крайне необходимое лечение ребенка (в том числе операционное), а допускаетлишь три варианта, связанные с ипотечным строительством, оплатой учебы «чада»или (если то и другое отвергнуты) с переводом денег в накопительную частьпенсии матери? Третий вариант фактически означает исчезновение «материнскогокапитала», конечно, для его владельца, но не для Пенсионного фонда! Второйвариант — нахождение денег в этом фонде до поступления ребенка в вуз (т.е. втечение почти” полутора десятка лет!). Первый же вариант либо вообщеневозможен (ипотечные кредиты выдают только «достаточно платежеспособным»просителям, а средняя зарплата, как уже отмечалось, проектируется на «смешном»уровне), либо чреват долговой кабалой (нынешние цены на жилье и проценты «годовых»по долгосрочным кредитам известны). Чтобы действительно повысить рождаемость,нужны не подобные издевательские схемы, а нормальная государственная социальнаяполитика, прежде всего, стоит повторить, — в области доходов, в настоящее времявполне возможная.
Также вызывает много споров ситуация вокруг монетаризации льгот (замену денежнымивыплатами). События вокруг монетаризации льгот сделали очевидными, с однойстороны, несостоятельность общественного запроса на сильную социальнуюполитику, с другой – отсутствие тривиального ответа на этот запрос. Почти 50%льготников, обеспечивавшихся из федерального бюджета (11,8 млн. из 25,4млн.чел) «сброшены» на региональный уровень. В результате большаячасть (до двух третей) всех льготировавшихся теперь находятся в сфересоциальных обязательств регионов. Однако большинство регионов имеютостродефицитные бюджеты, а значит, им будет трудно (а скорее, невозможно)обеспечить нормальный уровень жизни «льготников». Поэтомудействительная рыночная альтернатива натуральному льготированию – не подачки ввиде априори эквивалентных денежных компенсаций и мизерных добавок к пенсиям, арезкое (достойного, объективно необходимого уровня) повышение заработной платыи на этой основе – страховых выплат.
Вцелом же написано множество программ, направленных на улучшение состоянияРоссии в социальной сфере. Составлен план действий Правительства РоссийскойФедерации по реализации в 2007 году основных положений Программысоциально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочнуюперспективу (2006 — 2008 годы). В него вошли разработка нормативных правовыхактов по реализации приоритетного национального проекта в сфере образования;здравоохранения; подготовка нормативных правовых актов по реализацииприоритетного национального проекта в сфере обеспечения населения жильем и т.д.Будет ли реализован данный план и каковы будут его итоги мы сможем судить лишьчерез определенный промежуток времени.
Теперькратко опишем ситуацию в Ульяновской области.
Денежныедоходы населения в январе 2007г. составили 6089,8 млн. руб., что на 35,6%больше, чем в январе 2006г. В январе 2007 года денежные доходы на душунаселения составляли 4325,2 руб. и выросли по сравнению с январем 2006г. на35,6% (на 1136 руб.). Из общего объема денежных доходов население израсходовало86% на покупку товаров и оплату услуг, оплату обязательных платежей и взносов –8%, покупку валюты –3%.
Реальныерасполагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей,скорректированные на индекс потребительских цен) в январе 2007г. по сравнению сянварем 2006г. по предварительной оценке увеличились на 24%. Начисленнаясредняя заработная плата работающих на предприятиях и в организациях области в2006г. составила 6492,3 руб. и увеличилась по сравнению с 2005г. на 25,7%.Реальная заработная плата в 2006г. возросла по сравнению с 2005г. на 13,7%.Задолженность по заработной плате по состоянию на 1 февраля 2007г. составила40,1 млн. руб. и уменьшилась по отношению к 1 февраля 2006г. на 15 млн. руб.,или на 27,2 %. Численность экономически активного населения (ЭАН) на 1 февраля2007 года составила 694,2 тыс. человек, в их числе 655,5 тыс. чел., или 94 %экономически активного населения были заняты в экономике и 38,7 тыс. чел.(5,6%) занимались поиском работы. В органах государственной службы занятостизарегистрировано в качестве безработных 9,1 тыс. человек или 1,3 % экономическиактивного населения. Приоритетными национальными проектами (ПНП) являются: ПНП «Здоровье»,ПНП «Образование», ПНП «Развитие АПК» и ПНП «Доступноеи комфортное жилье – гражданам России».
Такимобразом, для перехода к социально-ориентированной экономике России необходимакардинальная реформа социальной сферы и переход экономики на устойчивуютраекторию экономического роста.
Какмы видим, нашему государству предстоит еще долгое время бороться с социальнымипроблемами и совершенствовать социальную политику.

Литература
1.        АсжинаМ.А, Чибриков Г.Г., Основы экономической теории”-М.: “Норма”, 2006 г.
2.        С.А. Глазьев. О правительственном плане действий в области социальной политики на2000-2001 г.г.: “РЭЖ — 2000”, №8.
3.        .Шаронов А. О некоторых аспектах социальной политики // Экономист. – 2008г. — №8. – с.54-56.
4.        4.Миронов С. Социальная политика: уточнение задач, отладка механизмов/С.Миронов// Общество и экономика.-2005.-№5.-с.5-12