Министерство Образования Республики Беларусь
Белорусский Государственный Экономический Университет
кафедра регионального управления
К О Н Т Р О Л ЬН А Я Р А Б О Т А
Попредмету: «ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕЭКОНОМИКИ»
ВАРИАНТ 7
Выполнила: Студентка IV курса УЭФ
ГруппаУП-1, полн.срок обучения
г. Минск, 2006г.1. СИСТЕМА ПРОГНОЗОВ И ПЛАНОВ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИХ СОПРЯЖЕНИЯ.
Система прогнозов. Для формирования стратегии итактики развития экономики разрабатывается система прогнозов, включающаяпрогнозы временного аспекта и по уровням управления, а также частные икомплексные прогнозы экономического и социального развития страны и регионов.На основе результатов прогнозных расчетов определяются важнейшие направлениястратегии социально-экономического развития, составляются индикативные планы,формируется механизм государственного регулирования экономики и определяютсяпараметры основных регуляторов (государственного заказа, цен, налогов и льгот,государственных инвестиций и ссуд, страховых резервов и т.д.).
По масштабу прогнозирования выделяют:
– макроэкономическиепрогнозы,
– межотраслевые имежрегиональные прогнозы,
– прогнозыразвития народнохозяйственных комплексов,
– отраслевые ирегиональные прогнозы,
– прогнозы звеньевэкономики;
– прогнозыпредприятий, объединений, отдельных производств и продуктов.
Во временном аспекте прогнозы подразделяютсяна:
– долгосрочные(от 5 до 15 — 20 лет),
– среднесрочные(от 3 до 5-ти),
– краткосрочные(от месяца до года),
– оперативные (до1 месяца — на каждый лень, неделю, декаду).
Система частныхпрогнозов включает:демографические прогнозы, прогнозы природных ресурсов, их освоения иэкологические прогнозы, прогнозы развития науки и техники, социальные и экономическиепрогнозы.
Демографическиепрогнозы характеризуют динамику народонаселения, численность населения наперспективу, половозрастной состав, трудовой потенциал, размещение его постране, миграционные процессы. Они позволяют определить потенциальные трудовыересурсы. На их основе формируется демографическая политика (стимулированиерождаемости, сокращение смертности и т.д.), определяются потребности впродовольствии и непродовольственных товарах, прогнозируется развитиесоциальной сферы, жилищного строительства.
Прогнозыприродных ресурсов, их освоения и экологические прогнозы разрабатываются дляопределения перспективного природно-ресурсного потенциала. Они содержат такжеинформацию о состоянии окружающей среды и комплекс мероприятий по предотвращениюили максимальному смягчению негативного влияния хозяйственной деятельности наокружающую природную среду.
Обоснованныепредставления о предполагаемых научных и технических результатах идостижениях, о возможных приложениях этих результатов в производстве и другихсферах народною хозяйства, об экономических, социальных, экологическихпоследствиях НТП дают прогнозы развития науки и техники. Это направлениепрогнозирования охватывает следующие виды прогнозов: прогнозы развитияфундаментальных наук, предвидимых научных открытий; научно-технические прогнозыпо комплексным направлениям НТП (комплексная автоматизация производства,электронизация и т.д.); прикладным направлениям в разрезе отраслей народногохозяйства; прогнозы развития отдельных видов продукции и технологическихпроцессов.
На основепрогнозов научно-технического развития осуществляли выбор приоритетов НТП. В рамках приоритетныхнаправлений НТП разрабатываются научно-технические программы.
В РеспубликеБеларусь разработан комплексный прогноз НТП на период (1993 — 2015). В немпредставлен анализ, вскрыты проблемы развития пауки и техники за предшествующий10-летний период, показаны основные мировые тенденции развития пауки итехники. Охарактеризован научно-технический потенциал (дана оценкафундаментальных и прикладных исследований, международного обмена научно-техническойинформацией, технического уровня производства).
Социальныепрогнозы характеризуют уровень социального развития, решение проблемсвободного времени, направления совершенствования образа жизни, задачудовлетворения потребностей людей.
Экономическиепрогнозы характеризуют динамику развития экономики, структурные сдвиги,внешнеэкономические связи, территориальные сдвиги в размещении производительныхсил, воспроизводство основных фондов и необходимые для этого инвестиции.
На основечастных прогнозов, характеризующих различные стороны процесса воспроизводства,разрабатываются комплексные прогнозы экономического и социального развитиястраны и регионов.
Логикаразработки комплексных прогнозов экономического и социального развития впереходный период предусматривает: оценку тенденций социально-экономическогоразвития, факторов экономического роста; определение возможных альтернативразвития в перспективе и проблем, которые могут возникнуть при том или иномварианте развития; основные направления структурной, научно-технической,социальной и региональной политики; институциональные изменения в экономике;формирование механизма государственного регулирования экономического исоциального развития; оценку ресурсного обеспечения.
Основойпрогнозных расчетов должны служить: потребности народного хозяйства и населенияреспублики, региона; региональные ресурсы и варианты их рациональногоиспользования; НТП и возможные варианты развития межгосударственных связей пообеспечению топливно-сырьевыми ресурсами и сбыта готовой продукции.
В комплексныхпрогнозах регионов содержится анализ экономического и социального их развития.Особая значимость придается структурным сдвигам, решению проблем социальногоразвития, занятости, финансовых ресурсов, охраны окружающей среды,внешнеэкономических связей региона.
Система планов. С целью обеспечения скользящегопланирования и взаимодействия макро- и микроуровнейдолжна разрабатываться система планов, включающая планы по уровням управленияэкономикой и планы временного аспекта.
На макроуровнедолжны разрабатываться планы, программы экономического и социального развитиястраны, на региональном уровне — планы развития регионов (областей, районов,городов). Развитие отдельных отраслей должно отражаться в отраслевых планах.На микроуровнеразрабатываются планы развития предприятий.
Система плановвременного аспекта включает:
– долгосрочныепланы (па период 15 — 20 лет),
– среднесрочные (3— 5 лет),
– краткосрочные(до года),
– оперативные(сутки, неделя, декада).
Долгосрочныйплан должен отражать стратегию экономического и социального развития надолгосрочный период, главные цели, приоритеты, пути и средства их достижения.Стратегия развития отдельных предприятий (фирм) отражается в бизнес-планах.
В среднесрочныхпланах должны конкретизироваться основные направления стратегии. Ихцелесообразно разрабатывать сроком на 3 — 5 лет. Наиболее оптимальным срокомсчитается пятилетний период, поскольку в течение 5-ти лет можно осуществитьстроительство и ввод в действие крупных объектов, провести техническуюреконструкцию предприятий, подготовить кадры специалистов. Показатели должныопределяться по каждому году пятилетки. Изменения, происходящие в течениепятилетки, необходимо отражать в долгосрочном плане, т.е. последний долженкорректироваться и по истечении 5-ти лет продлеваться (разрабатываться) паследующий 5-й период.
Годовые планыформируются па основе пятилетних планов. В то же время учитываются измененияусловий в соответствующем году и вносятся коррективы. Одновременнокорректируется и пятилетний план.
Составной частьюпланов должны быть целевые комплексные программы, направленные на решениеважнейших социально-экономических, научно-технических и экологических проблем.
Ежегодноразрабатывается прогноз экономического и социального развития республики (нагод).
В 1998 г. былпринят закон «О государственном прогнозировании и программахсоциально-экономического развития Республики Беларусь». Он определяет целии содержание системы государственных прогнозов и программсоциально-экономического развития страны, а также порядок их разработки. Государственныепрогнозы и программы используются при принятии государственными органамиуправления решений в области социально-экономической политики. Закономпредусмотрено разрабатывать Национальную стратегию устойчивого развития на 15лет, основные направления социально-экономического развития на 10-летнийпериод, программы социально-экономического развития на среднесрочнуюперспективу. Программа является основой разработки прогнозасоциально-экономического развития на год.2.СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАРОДА
В данной темерассматриваются основные направления социальной политики, показатели,характеризующие уровень жизни населения, социальные нормы и нормативы, их роль,прогнозирование и регулирование оплаты труда, баланс денежных доходов ирасходов населения и определение реальных доходов населения.
Социальнаяполитика — это система мер и подходов, связанных с решением проблем повышенияблагосостояния населения, его духовного и физического развития, обеспечениезащиты социально уязвимых слоев населения. Составными частями социальной политикиявляются политика доходов, социальная зашита граждан, молодежная политика,развитие системы здравоохранения, образования, культуры, обеспечения товарами,услугами, условиями проживания.
Целью социальнойполитики государства становятся улучшение материального положения и условийжизни людей; обеспечение эффективной занятости населения; конституционных правграждан в области социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры.Экономически активному населению создаются условия для развитияпредприимчивости и деловой инициативы. Для граждан, которые вследствие возрастаили по состоянию здоровья вынуждены прекратить трудовую деятельность,предусматривается повышение уровня социальной защищенности, индексация пенсийс учетом роста потребительских цен.
Обобщающимпоказателем социального развития является уровень жизни населения, отражающийстепень удовлетворения материальных и духовных потребностей человека. Повышениеуровня жизни находится в центре социальной политики государства. Показателижизненного уровня кладутся в основу экономического прогнозирования ипланирования, разработки системы целевых социальных прогнозов.
В рамкахсоциального прогнозирования выделяют три группы факторов, непосредственнымобразом влияющих на уровень жизни.
Первая группаохватывает материальные условия поддержания жизнедеятельности людей: питание,одежда, жилье, повседневные предметы домашнего обихода и другие предметы быта.Данная группа является исходной. Основными проблемами здесь являются улучшениеструктуры питания за счет увеличения потребления мяса, молочных продуктов,яиц, фруктов и других качественных продуктов, а также удовлетворение потребностив жилье, товарах длительного пользования.
Вторая группасвязана с потребностями восстановления сил и постоянным поддержаниемнеобходимого уровня здоровья, что предполагает развитие здравоохранения имедицинского обслуживания, создание условий для активного отдыха, охрану окружающейсреды.
Наконец, третьягруппа включает совершенствование и всестороннее развитие социального,культурного и духовного мира личности, потребностей творчества,самоутверждения. С ростом благосостояния повышается социальная активностьчеловека, расширяется его культурный кругозор, возрастает потребностьучаствовать в политической жизни, в повышении образовательного и культурногоуровня.
Социальная политика государства — это комплексорганизационных, экономических и других мероприятий по улучшениюматериального благосостояния, духовному и физическому развитию населения,оказанию поддержки инвалидам и малообеспеченным гражданам.
Учитываякомплексный и многоплановый характер определения «социальнаяполитика», ее обычно расчленяют на следующие составные части:
– политикадоходов населения;
– социальнаязащита граждан;
– развитиесистемы здравоохранения, образования, культуры, обеспечения товарами,услугами, условиями проживания;
– молодежнаяполитика.
Особенно важноеместо в социальной политике государства занимает выработка и применениенаиболее эффективного механизма формирования доходов населения. Главным еесодержанием является создание благоприятных условий, позволяющих экономическиактивной части населения зарабатывать средства, величина которых состоит изсуммы получаемой заработной платы, поступлений от владения собственностью,выплат из общественных фондов потребления и некоторых других. Воздействие науровень доходов осуществляется через договорные отношения между работниками иработодателями, систему налогообложения, создание условий для роста заработнойплаты и другие элементы.
Социальнаязащита граждан включает оказание материальной и другой поддержки социальноуязвимым группам населения (пенсионерам, инвалидам, безработным, многодетнымсемьям и др.). Важное место в сфере социальной защиты граждан отводитсяобеспечению занятости населения.
Социальнаяполитика в области здравоохранения, образования, культуры, обеспечениятоварами, услугами, условиями проживания включает перечень различных мер по ихдальнейшему развитию, максимальной доступности и охвату населения, в томчисле:
здравоохранение— гарантированное обеспечение установленного объема медицинской помощи вгосударственных учреждениях здравоохранения, использование дополнительныхисточников финансирования по мере экономического развития первичноймедицинской помощи, укрепление материально-технической базы медицинскихучреждений, улучшение обеспечения лекарствами;
образование —формирование интеллектуального потенциала нации, способного активно влиять наразвитие экономики, науки и культуры, создание рациональной сети учебно-воспитательныхучреждений, обновление и расширение материально-технической базы, развитиемноговариантной системы профессионального образования и др.;
культура —повышение уровня и качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры иискусства, обеспечение их доступности для широких масс населения, укрепление иобновление материально-технической базы и др.
Соответствующиемероприятия предусматриваются в сферах торговли, жилищного строительства,транспорта, связи, бытового обслуживания, экологии и в других направлениях,связанных с условиями проживания населения.
Молодежная политикавключает вопросы образования, профессиональной подготовки, воспитания,занятости, улучшения жилищных условий, поддержки учащихся и студентов,талантливой молодежи, адаптации вхождения в трудовую деятельность юношей идевушек в возрасте до 30 лет.
Величинадоходов, других благ и услуг, их распределение по группам населения во многомопределяют уровень жизни. Уровень жизни — это степень обеспеченности населениянеобходимыми для жизни материальными и духовными благами. Он характеризуетсясистемой количественных и качественных показателей: общим объемом потребляемыхблаг и услуг, реальными доходами, размерами оплаты труда, социальнымивыплатами, накопленным имуществом, денежными сбережениями, условиями труда,продолжительностью свободного времени и т.д.
В качествеобобщающего показателя оценки уровня жизни населения ООН рекомендован индексчеловеческого развития (ИЧР), учитывающий следующие компоненты: размер ВВП надушу населения с учетом покупательной способности денежной единицы,продолжительность жизни и уровень образования граждан. Считается,что страна и ИЧР выше 0,8 имеет высокий уровень развития.
3.ЗАДАЧА
Доля оплатытруда в ВВП в базисном периоде (d от) составила35%, ВВП равен 17 трлн руб.
В прогнозномпериоде ВВП увеличиться на 5,3 трлн руб.
Определите,какая сумма оплаты труда и каково ее изменение будут в прогнозном периоде, еслидоля амортизации в ВВП (d ам) составит 27%,прибыли (d пр)– 23%, чистыхналогов (за вычетом субсидий) (d чн)– 12%.
Решение:
ВВП = d ам*ВВП+ d пр*ВВП+ d чн*ВВП+ d от*ВВП
ВВП
———- = d ам+ d пр+ d чн+ d от
ВВП
d от = 1-0,27-0,23-0,12
d от = 0,38
Суммаоплаты труда в базисном периоде составила 17*0,35 = 5,95 трлнруб
Суммаоплаты труда в прогнозном периоде составила
(17+5,3)*0,35= 22,3*0,35= 8,474 трлн руб
8,474
I от = — = 1,42 или 142 %
5,95
Следовательно,сумма оплаты труда в прогнозном периоде увеличилась на 42% и составила 8,474 трлн рублей, что на 2,524 трлнрублей больше по сравнению с базисным периодом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ РЕЦЕНЗЕНТА
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Списоклитературы:
1. Прогнозированиеи планирование экономики: Практикум: Учеб.пособие/В.И.Борисевич, Г.А. Кандаурова, Н.Н. Кандаурови др.; под ред. Г.А. Кандауровой — Мн.: Экоперспектива, 2003. — 152с.
2. БорисевичВ.И., Кандаурова Г.А., КандауровН.Н. и др. Прогнозирование и планирование экономики: Учеб.пособие/под общ.ред. В.И. Борисевича, Г.А. Кандауровой — Мн.: Экоперспектива,2000. — 432с.
3. Статистика:национальные счета, показатели и методы анализа: Справ. пособие / Под ред. И.Е.Теслюка. Мн., 1995.