Социальная политика в формирующемся рыночном хозяйстве России

Содержание
 
Введение
1 Социальные реформы в РФ на этапе ее перехода от плановой крыночной экономике
2 Мероприятия социальной службы организации, обеспечивающиесоциальное партнерство. Основные функции социальной службы организации
2.1 Основные функции социальной службы
2.2 Мероприятиясоциальной службы организации, обеспечивающие социальное партнерство
Заключение
Список использованных источников
 

Введение
 
К началу XXI в. одной изважней острейших социальных проблем России стала проблема бедности. В первыегоды становления рыночных отношений эта проблема не попадала в фокус вниманиягосударства, поскольку воспринималась как временное обострениесоциально-экономических проблем в условиях реформирования. Однако и поистечении 10 лет рыночных преобразований дифференциация доходов населения превышаладореформенный уровень более чем в 3 раза. Закономерным следствием сталоувеличение масштабов и глубины бедности. После кризиса 1998 года масштабыбедности начали сокращаться, но все еще остаются большими.
Социальная политика впереходный к рынку период должна строится на трех основных принципах:
— приоритетность проблемсоциальной защищенности населения;
— повышение роли личноготрудового дохода в удовлетворении социально-культурных и бытовых нужд населенияи ликвидация на этой основе иждивенчества;
— организация новогомеханизма финансирования социальной сферы, т.е. переход от государственногопатернализма к социальному партнерству.
Главными социальнымиориентирами управления социального развития являются: создание благоприятныхусловий труда и отдыха работников организации; вознаграждение за труд;социальная защита персонала; поддержание оптимальной морально-психологическойатмосферы в коллективе; обеспечение социального партнерства и деловогосотрудничества.
Миссия социальной службыорганизации — управление социальными процессами в организации с цельюобеспечения условий формирования гуманизации труда и качества трудовой жизни сиспользованием адекватных форм, методов, приемов, способов и правил на основепреимущественно научного подхода.
 

1 Социальные реформы в РФ на этапе ееперехода от плановой к рыночной экономике
 
Переход отцентрализованной системы хозяйствования к рыночной приводит к возникновению рядапроблем в сфере социально-трудовых отношений и обострению проблем занятости.Только умелое государственное регулирование социально-экономических процессов,в том числе и занятости населения, может приблизить успех реформ.
Структурная перестройка экономикиРоссии привела к высвобождению работников из материальной и нематериальной сферэкономики, и тем самым, появлению явной безработицы. Увеличивается и скрытая безработица(за счет лиц, самостоятельно ищущих работу, находящихся в частично оплачиваемыхили полностью неоплачиваемых отпусках, работающих не по своему желанию неполныйрабочий день или неделю и т. д.).
Задачей социальноориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве Россииявляется деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегииэффективной социальной политики.
Социальная политика государствазатрагивает и охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейшихнаправлений деятельности государства является регулирование занятости и стимулированиевысококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличениянационального дохода.
В переходной экономикебудет значительно возрастает армия безработных, ухудшаться уверенность взавтрашнем дне и т.д. Это требует от государства проведения активной социальнойполитики.
Социальная политика впереходной экономике — это комплекс социально-экономических мер государства предприятий,организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения отбезработицы, возрастания роста цен и т.д., в то же время проведение этих мер затрудненоограниченными ресурсами, сложившимися чрезвычайными ситуациями и т.п.
Основные черты переходнойэкономики как особенного ее состояния по сравнению с состоянием той или другой,но определенной ступени обусловлены в целом характером изменений в этот период.
Важнейшая для социальной сферычерта — характерная неустойчивость переходной экономики. Дело в том, что вовсякой системе в процессе ее функционирования постоянно происходят различныеизменения. Но они выступают как своеобразное средство реализации цели, свойственнойданной экономике, средство приведения ее именно в устойчивое, равновесноесостояние.
Реальные условия и задачипереходной экономики требуют более конкретного анализа и ответа на вопросы:необходима ли такая ориентация, что она собой представляет, каковы «слагаемые» социально-ориентированнойпереходной экономики, какими методами может достигаться «настройка» процессов саморегулированияна подобную ориентацию экономики.
Первая задача социальнойориентации экономики — достижение благосостояния человека. Под благосостоянием,как отмечалось, понимается такой уровень удовлетворения утилитарных потребностей,который создает необходимые предпосылки для ощущения большинством общества себякак общества, живущего в состоянии «блага».
Более конкретнымихарактеристиками благосостояния является, прежде всего, уровень реальногопотребления, рассматриваемый как по своему минимальному значению, так и посредним величинам, а также уровню разрыва между наиболее высокодоходными инаименее богатыми, или (что точнее для переходной экономики) наиболее беднымислоями населения.
Вопреки ожиданиямрыночные реформы в России оказались не совсем успешными. Ежегодный спадсоставляет 10-20% — один из самых значительных показателей уменьшениянационального продукта для любой крупной страны. В результате Россияпереместилась со 2-го места в мире по масштабам экономики на 11 — 12-е,сравнявшись с Бразилией или Мексикой. Между тем длительная инфляция «съела»сбережения населения и разрушила средний класс — основу любого общества,вызвала политическую нестабильность, создала потенциал социально-политическойнестабильности и, вероятно, даже возможность возврата к какому-либо типуавторитарного режима. Доходы в иностранной валюте тратятся на импорт предметовроскоши и продовольствия. Имеет место утечка капитала за рубеж,капиталовложения в производство и иностранные инвестиции незначительны. Россиясоздала модель того, как не следует выполнять переход к рыночной экономике.
При переходе к рыночнойэкономике наряду с макроэкономической стабилизацией и структурными реформамиважнейшим элементом является приватизация – переход государственного имуществав частный сектор экономики.
Приватизация в переходнойэкономике служит реализации нескольких целей:
— Экономической(повышение эффективности функционирования хозяйства)
— Фискальной (увеличениедоходов госбюджета за счет продажи государственных предприятий в частные руки)
— Социальной (обеспечениесоциального мира, особенно когда идет речь о бесплатной приватизации)
При проведенииприватизации в России выделяют два основных подхода: платная и бесплатнаяприватизация.
Бесплатная приватизация.Практическая реализация ее состоит в том, что каждый гражданин странынаделяются приватизационными чеками – «ваучерами».
Платная приватизация. Вэтом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам.Главная идея – продажа государственного имущества на аукционах за деньги.
В экономике России загоды господства командно-административной системы Советского Союза произошлисерьезные структурные деформации: практически полная монополизация всехотраслей предприятиями государственного сектора, вследствие чего многие из нихнеэффективны; милитаризация промышленности и гипертрофия тяжелой индустрии;отсутствие ценовых и прочих рыночных индикаторов, сделавших невозможным процесссаморегуляции уровней спроса и предложение; административная системараспределения инвестиционных и прочих ресурсов: застой сельского хозяйства,неразвитые сфера услуг и социальная инфраструктура.
Таким образом,реформирование экономики осуществляется с целью ликвидации этих дисбалансов.Основные разногласия возникают, когда идет речь о методах реформирования. Естьдва подхода: в первом упор делается на сформировавшиеся рыночные механизмы,которые и без государственного вмешательства определят направление структурныхреформ. Этот подход критикуют за то, что рыночные механизмы в переходнойэкономике весьма слабые и часто искажены пережитками командно-административнойсистемы. Поэтому, если пустить на самотек процессы переориентации экономики напроизводство потребительских товаров и услуг, демилитаризацию, повышениеэффективности использования ресурсов, формирование новой экспортной базы, тоэто может привести к катастрофическим последствиям: глубокому спадупроизводства, массовой безработице, потере страной научного потенциала,криминализации общества. В конечном итоге это приведет к консервации ещенедоразвитой рыночной структуры и свертыванию реформ.
Согласно второму подходу,государство должно принимать активное участие в проведении структурных реформ.Оно должно взять на себя разработку и решительное проведение в жизнь мер поприданию рыночным процессам направленного характера. Являясь единственныммощным институтом в постсоветском обществе, государство должно принятьответственность по выполнению следующих задач:
— поддержаниепроизводства на жизнеспособных предприятиях, при этом одновременно должнысвертываться заведомо нежизнеспособные предприятия;
— антимонопольноерегулирование и содействие предпринимательству;
— стимулированиеэкономически прогрессивных структурных сдвигов в экономике;
— поддержание частныхинвестиций и банковского инвестиционного кредита;
— содействие формированиювнутренних инвесторов и привлечение иностранных инвестиций организацияэффективного использования иностранных кредитов;
— постепенное сближениеструктуры мировых и внутренних цен, а также активное продвижение отечественнойпродукции на мировой рынок;
— сохранениенаучно-технического потенциала и закладывание основ дальнейшего экономическогороста.
Формирование рыночнойэкономики в России невозможно без действенной социальной политики.
Социальная политика впереходный к рынку период должна строится на трех основных принципах:
— приоритетность проблемсоциальной защищенности населения;
— повышение роли личноготрудового дохода в удовлетворении социально-культурных и бытовых нужд населенияи ликвидация на этой основе иждивенчества;
— организация новогомеханизма финансирования социальной сферы, т.е. переход от государственногопатернализма к социальному партнерству.
Важное значение всоциальной политике приобретает переход от социального иждивенчества ксоциальным гарантиям со стороны государства, а именно защита права человека насвободный труд, обеспечение личной безопасности граждан, создание системыжизнеобеспечения, соответствующей определенным жизненным стандартам.
Механизм социальныхгарантий должен обеспечить такие условия жизнедеятельности населения, прикоторых снижение уровня жизни, связанное с трудностями переходного периода,может быть минимальным и кратковременным.
Решение проблемсоциальных гарантий должно быть комплексным: на государственном, региональном иместном уровнях.
Социальная защищенностьнаселения в условиях перехода к рынку требует разграничения социальнойподдержки по уровню дохода, степени трудоспособности, а в отдельных случаях –по принципу занятости в общественном производстве. Некоторые слои населениянуждаются в специальных социальных программах.
Проводимая государствомсоциальная политика характеризуется спонтанностью и зачастую бессистемностью.Ее суть сводится к попыткам нейтрализации уже возникшей социальнойнапряженности. Принимаемые правительством решения по защите населения отстаютот рыночных недугов. Между тем уровень жизни населения является важнейшимпоказателем правильности экономического курса. Падение благосостояния населениянедопустимо не только по гуманным соображениям, но и по экономическим, так какподрывает стимулы к эффективной деятельности.
К началу XXI в. одной изважней острейших социальных проблем России стала проблема бедности. В первыегоды становления рыночных отношений эта проблема не попадала в фокус вниманиягосударства, поскольку воспринималась как временное обострениесоциально-экономических проблем в условиях реформирования. Однако и поистечении 10 лет рыночных преобразований дифференциация доходов населенияпревышала дореформенный уровень более чем в 3 раза. Закономерным следствиемстало увеличение масштабов и глубины бедности. После кризиса 1998 года масштабыбедности начали сокращаться, но все еще остаются большими.
Актуальной проблемойсоциальной политики государства является пенсионная реформа. Создание понятнойдля работающего населения пенсионной системы позволит прогнозировать,планировать и формировать свою будущую пенсию. Вместе с тем накопительнаяпенсионная система окажет позитивное влияние на легализацию доходов, повышениетрудовой активности населения и создание рабочих мест в новых финансовыхинститутов.
Важнейшее направлениесоциальной политики российского государства составляют образовательные услуги.Реализация социальной политики в сфере образования обеспечит приоритетностьразвития этой отрасли как неотъемлемого условия модернизации российскогообщества и конкурентоспособность российской экономики, позволит Россииразвиваться в русле прогрессивных мировых тенденций.
«Программа Грефа» быларазработана в основном в первой половине 2000 года.
Принципиальнойособенностью этого документа является политическая и идеологическаяпоследовательность – впервые после программы 1992 года. В основу экономическойполитики здесь положено формирование институциональных условий, стимулирующихпредпринимательскую активность как фундамент устойчивого экономического роста.
Важнейшими компонентамиинституциональных реформ, которые должны были осуществлены в России всоответствии с «программой Грефа» в переходный период, являются следующие:
1. Налоговая реформа исокращение налогового бремени.
2. Реформированиебюджетной системы. Речь идет не о формальном сокращении бюджетных расходов, а опроведении глубоких структурных реформ бюджетного сектора.
3. Дерегулированиехозяйственной деятельности или, что то же самое, повышение эффективностигосударственного регулирования. Снижение барьеров для входа на рынок, упрощениесистем регистрации, лицензирования и контроля над частнопредпринимательскойдеятельностью, упрощение реализации инвестиционных проектов.
4. Обеспечение гарантийчастной собственности, включая интеллектуальную.
5. Снижение и унификациятаможенных тарифов.
6. Развитие финансовогорынка и финансовых институтов. Особой проблемой является укрепление надежностии эффективности банковской системы.
7. Реформа естественныхмонополий, предполагающая повышение их инвестиционной привлекательности черезразделение на монопольный и конкурентный секторы.
8. Реформирование системысоциальной поддержки в направлении концентрации ресурсов на помощь малоимущим.
9. Реформированиепенсионной системы в направлении развития накопительных принципов.

2 Мероприятия социальной службыорганизации, обеспечивающие социальное партнерство. Основные функции социальнойслужбы организации
социальный реформарыночная экономика россия
2.1 Основные функции социальнойслужбы
Управлениесоциальным развитием — деятельность, являющаяся специфическим видом менеджмента и составнойчастью управления персоналом. Функции управления социальным развитием выполняютструктурные подразделения службы управления персоналом. Особенность этихфункций в том, что они реализуются в соответствии со стратегическими планамисоциального развития организации.
Главными социальнымиориентирами управления социального развития являются:
— создание благоприятныхусловий труда и отдыха работников организации;
— вознаграждение за труд;
— социальная защитаперсонала;
— поддержание оптимальнойморально-психологической атмосферы в коллективе;
— обеспечение социальногопартнерства и делового сотрудничества.
Миссия социальной службыорганизации — управление социальными процессами в организации с цельюобеспечения условий формирования гуманизации труда и качества трудовой жизни сиспользованием адекватных форм, методов, приемов, способов и правил на основепреимущественно научного подхода.
Управляют социальнымразвитием организации структурные подразделения, объединяющие круг должностныхлиц, в сферу компетенции которых входят вопросы социального развитияорганизации и социального обслуживания ее персонала, надлежащие полномочия иопределенная ответственность за решение социальных проблем.
Управление социальнымразвитием в организации тем более необходимо, что перемены в жизни общества,вызываемые ускорением научно-технического и социального прогресса, ведут квозрастанию роли человеческих ресурсов в трудовой деятельности и значенияличностных качеств работников, усиливают потребность в социальном партнерстве.
Фактически на каждомкрупном предприятии развитых зарубежных стран имеются административные звенья,которые выполняют ряд видов деятельности:
— работу с кадрами;
— регулированиесоциально-трудовых отношений и связей с профсоюзами;
— предоставлениесоциальных услуг персоналу;
— расходование средств наблаготворительные цели.
В российских компанияхимеются подразделения администрации (иногда в полном объеме, иногда частично),занимающиеся:
— кадровой работой;
— обеспечением труда изарплаты;
— техникой безопасности;
— медико-санитарнымобслуживанием;
— жилищно-коммунальнымхозяйством;
— рабочим снабжением;
— оказанием бытовыхуслуг;
— организациейсоревнования и т.п.
Функционирование служб взначительной мере зависит от условий характера социально-экономической среды иособенностей самой организации. С одной стороны, имеются внешние факторы(среда):
— отраслеваяпринадлежность;
— география и экологиятерритории, на которой расположена организация;
— специфика товарногорынка;
— особенности рынкатруда;
— стратегическая политикаи оперативные меры федеральных, региональных и муниципальных органов власти;
— характер активностигражданских сообществ.
С другой стороны,имеются внутренние факторы (сама организация):
— ееорганизационно-правовая форма;
— размер;
— количественная икачественная характеристика персонала;
— организационнаяструктура и стиль менеджмента;
— стратегия иситуативная тактика управления;
— характер и степеньответственности руководства.
В зависимости отконкретной ситуации управление социальным развитием осуществляется либо самимруководством организации, либо специально уполномоченными на то лицами, либоавтономными подразделениями, которые являются элементами структуры управленияперсоналом, службами социального назначения. Идеальный образ организационнойструктуры службы персонала, осуществляющей управление социальным развитием,предусматривает должность заместителя высшего должностного лица (руководителя),ответственного за персонал-менджмент (вице-президента, заместителяуправляющего, директора и т.п.), которому подчиняются подразделения(департаменты, отделы, сектора или группы) или отдельные специалисты,отвечающие за:
1) социально-психологическуюслужбу, в функции которой входят:
— регулированиепроизводственных, социальных, межличностных отношений в организации;
— урегулированиеконфликтов, возникающих в процессе: производственных взаимодействий междуотдельными работниками или подразделениями; отношений персонала иадминистрации; личностных взаимоотношений;
— формированиеусловий комфортной социально-психологической атмосферы в коллективе;
— организациякорпоративных мероприятий для коллектива работников (и, возможно, их семей);
— обеспечениесоциально-психологической основы корпоративного управления, или подготовкаответственных должностных лиц организации к взаимодействию с представителямипартнеров, клиентов, собственников, органов власти и т.д.;
— социологические,психологические и маркетинговые исследования персонала организации и рынкатруда;
2) службу безопасноститрудовой деятельности, выполняющую следующие функции:
— совершенствованиеусловий труда (техническое и эргономичное оснащение рабочих мест; сокращениетяжелых и вредных для здоровья работ; преодоление отрицательных последствиймонотонности труда за счет меняющегося ритма работы, производственной гимнастики,рационального использования регламентированных перерывов в течение рабочего днядля отдыха и питания; комфорт социально- бытовых помещений);
— обеспечение мероприятийпо охране труда (комплекс организационных, технических,санитарно-гигиенических, охранных мероприятий и средств, направленных наобеспечение здоровых и безопасных условий труда, предотвращение угрозы здоровьюи самой жизни работников);
3) кадровую службу,осуществляющую учет и контроль выполнения производственных функций работникамиорганизации, основанную на четком регламенте ведения документации всоответствии с законодательством и включающую в себя прием, увольнение,фиксацию служебных перемещений, квалификационных изменений, наказаний ипоощрений; главным направлением деятельности кадровой службы является четкоеведение документации и фиксация кадровых изменений;
4) службу управленияпрофессиональным развитием персонала, которая управляет процессомпрофессионального развития персонала и отвечает, прежде всего, за соответствиереальной профессионально-квалификационной структуры необходимой структуре длярешения задач организации, а также выполняет следующие функции:
— подбор и расстановкуработников в соответствии с их квалификационным уровнем и задачами организации;
— профессиональнуюадаптацию работников;
— разработку программ(включающих в себя систему принципов и критериев) профессионального ислужебного роста работников в различных подразделениях организации (илипрограмм управления карьерой);
— выработку мотивационныхпрограмм — системы компенсаций и стимулов (поощрений и наказаний — денежных,административных и психологических), направленных на побуждение работников ксамореализации в профессиональной деятельности для подразделений организации —в соответствии с задачами организации, нормами законности и традиционнымипринципами справедливости, сложившимися в социокультурной среде;
— создание и реализациюпрограмм обучения, подготовки, переподготовки, повышение квалификацииработников;
5) службу экономики трудаи заработной платы, осуществляющей:
— нормативы времени;
— экономический учет трудовойдеятельности в соответствии с законодательством и нормативами организации;расчет и выплату заработной платы, компенсаций, денежных поощрений;
6) службусоциальной защиты, обеспечивающейсистему мероприятий, направленных на соблюдение норм действующего в странетрудового законодательства, прав и социальных гарантий сотрудников;
7) службуобеспечения функционирования и развития социальной инфраструктуры, которая предназначена в первую очередь дляудовлетворения социально-бытовых, культурных и интеллектуальных потребностейработников организации и членов их семей и предполагает осуществлениесоциальных услуг на базе социальной инфраструктуры организации, которая можетвключать в себя:
— обобществленныйжилищный фонд (дома, общежития) и объекты коммунального хозяйства (гостиницы,бани, прачечные и пр.) вместе с сетями энерго-, газо-, и теплоснабжения,канализации, телефонной связи, радиовещания и т.п.;
— медицинские илечебно-профилактические учреждения — больницы, поликлиники, амбулатории,медпункты, аптеки, санатории, профилактории и др.;
— объекты образования икультуры — школы, детские дошкольные и внешкольные учреждения, дома культуры,клубы, библиотеки, выставочные залы и т.п.;
— объекты торговли иобщественного питания — магазины, столовые, кафе, рестораны, подсобныехозяйства для поставки свежих продуктов;
— объекты бытовогообслуживания — парикмахерские, ремонтные мастерские, пункты проката;
— спортивные сооружения(стадионы, плавательные бассейны, спортплощадки) и базы массового отдыха,приспособленные для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий;
— коллективные дачныехозяйства и садово-огородные товарищества.
При наличии в организацииразветвленной сети собственной социальной инфраструктуры управление еюосуществляется, как правило, отдельно. В этом случае возможен вариантструктуры, предусматривающий должность заместителя руководителя организации посоциально-бытовым вопросам с передачей ему в подчинение управленческих звеньеви должностных лиц, отвечающих за:
— жилищно-коммунальноехозяйство;
— учреждениялечебно-профилактического профиля;
— учреждения образования;учреждения культуры;
— учрежденияобщественного питания;
— учреждения бытовогообслуживания;
— другие объекты социальногоназначения.
2.2 Мероприятия социальной службы организации, обеспечивающие социальноепартнерство
Главная задача,обусловленная миссией управления социальным развитием, — разработка иреализация мероприятий, обеспечивающих социальное партнерство — взаимнозаинтересованное сотрудничество управляющих (в целом администрацииорганизации), собственников, наемных работников, органов государственной имуниципальной власти, гражданских сообществ в решении социальных проблем.
Партнеров представляютпредприниматели и их ассоциации, трудовые коллективы и профсоюзные организации.Такое сотрудничество, как свидетельствует опыт многих стран, осуществляетсяпостоянно, преимущественно в форме коллективных переговоров на уровне отдельныхпредприятий и отраслей экономики, заключения коллективных договоров исоглашений.
Не менее важно достижениесоциальной службой взаимодействия и координации своей деятельности сотраслевыми и региональными структурами управления социальной сферой, которыепредставляют органы государственной власти и местного самоуправления. Они вопределенных условиях, особенно при обострении социальной напряженности встране или регионе, присоединяются к постоянным участникам социальногопартнерства, чтобы на уровне многостороннего сотрудничества объединить усилия вулаживании разногласий по вопросам заработной платы, доходов, социальногоминимума, защиты прав и свобод работающих граждан, предупредить посредствомвзаимопонимания на переговорах возникновение социально-трудовых конфликтов идоведение их до крайней точки —забастовок.
Очевидно, что социальноепартнерство как действенный механизм регулирования отношений на всех уровняхполучит дальнейшее развитие. Оно должно базироваться на принципах добровольности,равноправия и взаимной ответственности сторон, служить важнейшим инструментомподдержания сотрудничества и совершенствования его форм.
Главная задача предопределяет основные функции по осуществлениюсоциальной деятельности:
1. Социальноепрогнозирование и планирование— важнейший инструмент управления социальным развитием.
Социальноепрогнозирование и планирование предполагает глубокий и разносторонний анализсостояния социальных условий организации; осмысленную диагностику, выяснение и объяснениевзаимосвязей, которые складываются между ее отдельными частями; предвидениетого, какой вариант решения назревшей социальной проблемы будет наиболееэффективным.
Для этого необходимынадежные источники получения информации, к которым, в частности, можно отнестистатистические данные, характеризующие материальную базу и другие составляющиесоциальной среды организации; данные изучения социально-бытовых исанитарно-гигиенических условий труда и отдыха, соблюдения техники безопасностиведения работ, а также общественного мнения и преобладающих настроений в коллективе;определение с помощью социометрических методов и социограмм более или менеецельной картины сложившихся социальных связей и взаимоотношений работников, ихожиданий и предпочтений в соизмерении с реальными возможностями организации.
Только на основе точногознания конкретных обстоятельств и общей ситуации как в самой организации, так ив регионе, отрасли и стране в целом можно оценить положение дел в социальнойсреде, видеть перспективу изменений в ней, выбирать адекватные методыдостижения перемен. Прогноз должен быть подвергнут практическому подтверждению,прежде чем стать ориентиром при выработке целевых программ, плановых, проектных и иных управленческих решении, предлагаемыхсоциальной службой.
Планирование, будучиразновидностью рационально-конструктивной деятельности, означает как постановкуцелей, так и выбор средств и способов их достижения. Оно дает возможность сбольшей целесообразностью и эффективностью воздействовать на социальныепроцессы в организации.
2. Организационно-распорядительные и координирующие функции.Эти функции предусматривают финансовое, кадровоеобеспечение выполнения целевых программ и планов социального развитияорганизации, использование соответствующих социальных технологий, а такжевзаимодействие со смежными управленческими структурами, профсоюзами и другимиобщественными объединениями, органами государственной власти и местногосамоуправления, причастными к социальной сфере. Необходима подготовка проектоврешений, приказов, положений, инструкций, рекомендаций и других документов посоциальным вопросам, безусловно соответствующих требованиям и нормативам,общефедеральным и региональным стандартам.
3. Функциямотивации основывается на выработке комплексных мер, побуждающихработников самореализоваться в профессиональной деятельности. Осуществлениеэтих мер предполагает вовлечение их в активную работу по выполнению социальныхпрограмм и планов, обеспечение высокой результативности солидарных усилийработников, поощрение тех, кто проявляет инициативу и создание условий к трудовойактивности неинициативных работников. Система трудовой мотивации — этонепременная часть комплекса условий, обеспечивающих эффективную деятельностьвсего персонала и развитие каждой личности в отдельности.
4. Контрольреализации запланированных мероприятий.
Контрольосуществляется на основе анализа и обобщения сведений о социальной деятельностиорганизации, тех изменений, которые в ней происходят, соотнесения их среализацией утвержденного плана и целевых социальных программ.
Социальная службадолжна располагать системой координат жизнедеятельности предприятия, снабженнойпоказателями его социального развития, «социальным паспортом*. Контрольстроится на экспертизе условий труда и быта работников, соответствия ихдействующему в Российской Федерации законодательству, социальным нормативам игосударственным минимальным стандартам. А это, в свою очередь, предполагаетобращение к мониторингу (наблюдение, оценка, прогноз) социальных процессов,который позволяет выявлять и предупреждать негативные тенденции, а также ксоциальному аудиту — специфической форме ревизии условий социальной средыданной организации с целью выявления факторов социальных рисков и выработкипредложений по снижению их отрицательного воздействия.
5. «ВнутреннийPR» — специфическое понятие, сложившееся в последнеевремя. Оно характеризует деятельность организации по формированию ееблагоприятного имиджа в сознании работников (их семей и близких, а также бывшихработников). Вданном случае «внутренний PR» направлен на создание образа организации, удовлетворяющейсоциальные нужды персонала.
 

Заключение
В ходе работы былисделаны следующие выводы:
Задачей социальноориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве Россииявляется деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегииэффективной социальной политики.
В переходной экономикебудет значительно возрастает армия безработных, ухудшаться уверенность взавтрашнем дне и т.д. Это требует от государства проведения активной социальнойполитики.
Важнейшая для социальной сферычерта — характерная неустойчивость переходной экономики.
Первая задача социальнойориентации экономики — достижение благосостояния человека.
Социальная политика впереходный к рынку период должна строится на трех основных принципах:
— приоритетность проблемсоциальной защищенности населения;
— повышение роли личноготрудового дохода в удовлетворении социально-культурных и бытовых нужд населенияи ликвидация на этой основе иждивенчества;
— организация новогомеханизма финансирования социальной сферы, т.е. переход от государственногопатернализма к социальному партнерству.
Важное значение всоциальной политике приобретает переход от социального иждивенчества ксоциальным гарантиям со стороны государства, а именно защита права человека насвободный труд, обеспечение личной безопасности граждан, создание системыжизнеобеспечения, соответствующей определенным жизненным стандартам.
Миссия социальной службыорганизации — управление социальными процессами в организации с цельюобеспечения условий формирования гуманизации труда и качества трудовой жизни сиспользованием адекватных форм, методов, приемов, способов и правил на основепреимущественно научного подхода.
Главная задача,обусловленная миссией управления социальным развитием, — разработка иреализация мероприятий, обеспечивающих социальное партнерство — взаимнозаинтересованное сотрудничество управляющих (в целом администрацииорганизации), собственников, наемных работников, органов государственной имуниципальной власти, гражданских сообществ в решении социальных проблем.
Партнеров представляютпредприниматели и их ассоциации, трудовые коллективы и профсоюзные организации.Такое сотрудничество, как свидетельствует опыт многих стран, осуществляетсяпостоянно, преимущественно в форме коллективных переговоров на уровне отдельныхпредприятий и отраслей экономики, заключения коллективных договоров исоглашений.
 

Списокиспользованных источников
 
1.  БассА.Я. Антиинвестиции и переходная экономика / А.Я. Басс // ЭКО. — 2006. — № 7. — С.3-29.
2.  ДадишевВ.И. О путях России в будущее / В.И. Дадишев – М.: ИЭРАН. 2008 – 34 с.
3.  Захаров Н.Л. Управление социальнымразвитием организации / Н.Л. Захаров. – М.: Инфра-М, 2010.- 374 с.
4.  КудровВ. Национальная экономика России: Учебник. -2- изд., испр. и доп. / В. Кудров.-М.: Дело, 2007.-544с.
5.  ТимошинаТ. Экономическая история России: Учебное пособие / Т.Тимошина. — М.:Юстицинформ, 2007.-416с.
6.  ХанинГ. 20-летие реформ в России: макроэкономические итоги / Г. Ханин, Д.Фомиид //ЭКО. -2008.-№5.- С.42-62.
7.  ХейфецБ.А. Деловая политика России / Б.А. Хейфец. – Научный эксперт, 2007. – 104с.