Социальная природа правовых норм

Сидоров С.А.
Исследованиеэтой проблемы требует учета ряда исходных положений. Во-первых, социальнаянорма, прежде чем приобрести юридический характер, складывается как фактическиеотношения между членами общества. Будучи санкционировано государством,сложившееся правило поведения становится обязательным. Во-вторых, объективнымоснованием юридической ответственности является нарушение индивидомфункционирования общественной системы, в которой каждый занимает определенноеместо в соответствии с разделением труда. В-третьих, уровень развитияобщественных отношений определяет пределы правового регулирования, содержаниеправовых норм и круг социальных явлений, охватываемых юридическим воздействием.
Изэтого следует, что общественное отношение приобретает правовую форму, т.е.становится правоотношением, не всегда путем издания закона (либо иногоправового акта). Оно может стать таковым и при наличии одного только договора,все равно закреплен он законом или нет. Более того, существует целая правоваяотрасль, которая вообще не знает закона — это международное право, основойкоторого является Договор. Следовательно, закон и право понятия нетождественные.
Еслизакон издан, а фактических правоотношений нет, мы говорим, что правовая норма«осталась мертвой буквой». Сказанное также означает, что предписаниясоциальных ролей определяют фактические правоотношения. Полномочий иобязанностей в них должно быть столько, сколько необходимо для обеспечениясоциального статуса, который индивид занимает в системе общественногоразделения труда. Поэтому законодатель не свободен в определении содержаниявводимых им нормативных правил. Эти правила, чтобы быть сколько-нибудьэффективными, должны отражать реальные положения и объективные возможностисубъектов общественных отношений, наделять их только такими правами иобязанностями, содержание которых задано социальными ролями их носителей.
Независимоот того, в какой форме существует право, соблюдение соответствующегоправоотношения обеспечивается государством, у которого есть аппарат, способныйпринуждать к соблюдению норм права.
Хотякаждый тип общественно-экономических отношений определяет свой тип права,однако в процессе формирования оно испытывает воздействие множества другихсоциальных факторов. Поэтому зависимость права от базиса выражается лишь в том,что оно закрепляет необходимые социально-экономические условия длявоспроизводства общественного отношения. В таких рамках содержание права можетотличаться большим разнообразием. При характеристике механизма трансформацииобщественных отношений в правовые необходимо иметь в виду, что надстройка, втом числе и право, активна и сама воздействует не только на базис, но и насобственное формирование и развитие.
Историязнает только один путь развития и становления права самообучение на собственныхошибках. Следование объективным законам общественного развития может быть нетолько сознательным, но и стихийным. Специфика их соотношения определяется (вчисле других факторов) и типом социальных норм, лежащих в основе правовогорегулирования.
Принятовыделять два таких типа:
1)нормы-цели, закрепляющие и стимулирующие образцы поведения, которыеспособствуют воспроизводству данного типа общественных отношений;
2)нормы-рамки, стремящиеся посредством различного рода санкций исключить изобщественной жизни поведенческие акты, которые препятствуют нормальномуфункционированию социального организма.
Средиэтих норм-рамок важнейшее место занимают нормы уголовного права.
Стремясьсохранить стабильные общественные отношения, нормы-рамки охраняют отпосягательств:
— общие предпосылки жизнедеятельности человека (преступление против жизни,здоровья, неприкосновенности личности, ее свободы, среды обитания и т.д.);
— экономическую основу бытия людей (преступления против собственности и т.п.);
— политическую стабильность общества, принципы государственного управления иправопорядок как таковой.
Нормыуголовного права и ту специфику, что преступление в известном смысле понятиеоценочное. Законодатель может правильно признать определенный вид поведениявредным, опасным для общества, но может допустить ошибки, не вникнуть всущносгь реальных общественных отношений.
Однако,несмотря на возможность отдельных искажений, в целом воздействует следующаязакономерность: создание права есть открытие объективной потребности общества взакреплении общественных отношений (в том числе и посредством установленияправового запрета) и принятие законодателем соответствующей юридической нормы.То, что законодатель оценивает как преступление, никак не влияет на характерзапрещаемого деяния, не придает ему никаких новых свойств. Действительныйкритерий преступного — объективная общественная опасность деяния. Поэтомупроцесс уголовно-правовой оценки есть не что иное, как определение реальнойобщественной опасности того или иного возможного посягательства наустановленный общественный порядок.
Поискусоответствия между нормой закона и объективной общественной опасностьюспособствует то обстоятельство, что субъект законотворчества одновременно исубъект государственной политики. Политический же деятель адекватнее (чем втеоретических конструкциях) воспроизводит в правовых нормах требование классаили социальной группы, интересы которых он представляет на политической арене.Руководствуется он не методами научного познания объекта, а тем социальнымопытом, который накоплен в процессе социальной практики — в конечном счетерешающего критерия истины.
Чтоже касается возможности ошибочной оценки общественной опасности деяния, тонаиболее «уязвимыми» местами процесса нормотворчества представляютсяследующие: Во-первых, это возможность принять правонарушение (гражданское,административное и т.д.) за преступление. Во-вторых, ошибка может быть допущенапри формулировке текста юридической нормы (неправильное определение признаковсостава преступления, неопределенность их формулировок и т.д.). В-третьих,законодатель может признать преступлением действие, которое по своейобъективной общественной опасности таковым не является, под влиянием хотя иистинных, но второстепенных, сиюминутных потребностей. При этом законодательочень часто видит в праве средство решения таких социальных задач, которые онона самом деле решать не может.
Амежду тем функции права прежде всего состоят в том, чтобы закрепить именнореалистический способ связи индивида с обществом в качестве единого типаобщественных отношений. Социальная природа права предполагает, что оно меняетсяне только вследствие перехода от одной общественно — экономической системы кдругой, но и в рамках развития и «созревания» общественного строяодного и того же типа.
Практическимработникам очевиден тот факт, что социальная полезность закона (как и любогонормативного акта) зависит не только от его содержания, но и от практикиприменения. Поэтому чрезвычайно важен анализ социального процесса примененияправа. Юридическая норма лишь очерчивает пределы правоприменительнойдеятельности государственных органов и играет для них роль самых общихориентиров. Множество социальных факторов влияет на принятие соответствующимидолжностными лицами решений по отдельным делам.
Юридическийанализ применения закона охватывает лишь отдельные элементы процессуальнойдеятельности субъектов уголовного судопроизводства. Социологический анализраспространяется и на непроцессуальную деятельность названных субъектов, иныхдолжностных лиц и граждан, если их действия создают условия примененияуголовно-процессуальных норм.
Такимобразом, цель социологического анализа применения закона состоит в вычленениисоциальных факторов, влияющих на реальную жизнь правовой нормы ( на частоту ееприменения, на расширение или сужение круга охватываемых ею ситуаций, наизменение в толковании содержания нормы и т.д.).
Этифакторы, так же как и факторы, воздействующие на преступность, составляюттрехуровневую систему. Другими словами, на правоприменительную деятельность онивлияют через:
1)комплекс социально-экономических условий данного типа социального строя;
2)тип отношений, сложившихся в данном правоохранительном органе;
3)тип личности правоприменителя.
Еслиобщественные отношения изменились, а правовая норма осталась неизменной посодержанию, ее реальное применение может приобрести ( и неизбежно, как мы видимсейчас, приобретает) совершенно новый, зачастую противоположный социальныйсмысл.
Наприменение закона влияют: правосознание населения; престиж правоохранительныхорганов; характер стандартов профессионального поведения; ресурснаяобеспеченность (включая кадровую) органов уголовной, гражданской, административнойюстиции; принятая система оценок деятельности и др.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта polit.mezhdunarodnik.ru/