СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК НАУКА

Введение Социальная работа – одно из древнейших и гуманнейших видов человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности – социальной сфере и специфической социальной деятельности. Социальная работа может быть рассмотрена как разновидность человеческой деятельности, цель которой – оптимизировать осуществление объективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения
и длительного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе. Профессия социального работника известна всему цивилизованному миру. В России она появилась в период проведения земской реформы 1864 года, хотя и не называлось так. Функции социальных работников выполняли земские уполномоченные по призрению слепых, бедных, безнадзорных детей, безродных и бездомных людей пожилого возраста.
Успех этой деятельности как и любой другой, зависел от уровня развития мастерства этих людей. Современный специалист социальной работы – это профессионал, глубоко разбирающийся в вопросах социальных отношений, в правовых гарантиях граждан, точно улавливающий нравственно-психологические проблемы жизнедеятельности людей и способный грамотно оказать им соответствующую ситуации помощь. Его профессиональная деятельность, будучи связанной с регуляцией человеческих отношений, призвана органично
реализовывать целый ряд взаимосвязанных специфических и достаточно сложных функций, а именно: нравственно- гуманистическую, организационно-управленческую, информационно- коммуникативную (в том числе рекламно-пропагандистскую), аналитико- прогностическую, организационно-методическую, регуляционно- профилактическую, социоинтегративную и др. Как специалист в области социальных отношений, социальный работник должен знать теоретические и методологические основы социального управления, специфику организации социальной работы с различными категориями населения, ее историю, отечественные традиции и мировой опыт организации социальной защиты населения. Кроме теоретических знаний, социальная работа требует и глубокой психологической подготовки, выражающейся в наличии навыков в области социально-психологического и ситуационного анализа, социально-организационной диагностики условия жизнедеятельности различных групп населения, проведения конкретно- социологических исследований, прогнозирования и выявления тенденций развития социальных процессов,
оптимального выбора инструментария, регулирующего их протекание. Важными критериями профессионализма социального работника являются организаторские способности, высокая общая и правовая культура, психолого-педагогический такт. Свою деятельность социальный работник начинает со сбора сведений об объекте. Выясняет пол, возраст, состояние здоровья, условия жизни, способность самостоятельно обеспечивать себя
всем необходимым для жизни, материальный достаток, имеющееся положение, соседское окружение, особенности психики, характера и т.д. Одним словом занимается информационной работой. На основе собранных сведений о своих будущих подопечных социальный работник ставит «диагноз», оценивает объем, виды работ, режим своей деятельности, трудности, формы, методы, составляет для себя распорядок рабочего дня, планирует физические и материальные затраты и прочее.
Параллельно с «диагнозом» социальный работник выстраивает диагноз своей деятельности: трудно-легко будет ему работать, сможет ли или нет оказать действенную помощь, с какими официальными и неофициальными организациями ему придется вступать в деловые контакты, насколько быстро- долго придется заниматься «пациентом». Когда заходит речь о психологии социальной работы, нередко можно встретить и скептическое отношение к возможности и необходимости ее технологизации. Эти сомнения исходят прежде всего от тех, кто полагает, что соц. Работа носит исключительно творческий характер, и ее результаты зависят от индивидуального мастерства, искусства, интуиции и личного обаяния социальных работников. Без сомнения, не всякие действия специалиста даже в достаточно сложной социальной сфере поддаются технологизации. Сторонники такой позиции недооценивают роль теоретических знаний, теоретической подготовки специалистов
социальной работы, забывая о том, что соц. Работа – это синтез теории и практики, науки и искусства работы с людьми. Социальная работа как специфическая профессиональная деятельность и как самостоятельная система получения знаний с собственным предметом исследования по всем параметрам отвечает указанным основным условиям технологизации. Следовательно, проблема заключается не столько в возможности психологического подхода к соц. Работе, сколько в разработке и совершенствовании ее технологии, методологии, инструментария,
в усвоении опыта их применения на практике. Структура и функции социологии Специфика социологии заключается в ее пограничном положении между естественно-научным и социогуманитарным знанием. Она одновременно использует методы философских и социально-исторических обобщений и специфические методы естественных наук – эксперимент и наблюдение. Социология имеет устойчивые связи с прикладной математикой, статистикой, логикой, лингвистикой.
Прикладная социология имеет точки соприкосновения с этикой, эстетикой, медициной, педагогикой, теорией планирования и управления. В системе социогуманитарного знания социология играет особую роль, так как дает другим наукам об обществе научно обоснованную теорию общества через его структурные элементы и их взаимодействие; методику и технику изучения человека. Наиболее тесная связь у социологии с историей. Со всеми науками об обществе социология связана социальным аспектом его жизни; отсюда – социально-экономические, социально-демографические и другие исследования, на основе которых рождаются новые «пограничные» науки: социальная психология, социобиология, социальная экология и пр. Структура социологии. В современной социологии сосуществуют три подхода к структуре данной науки. Первый (содержательный) предполагает обязательность наличия трех основных взаимосвязанных компонентов: а) эмпирии, т.е. комплекса социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных
фактов социальной жизни с использованием специальной методики; б) теории – совокупности суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих процессы развития социальной системы в целом и ее элементов; в) методологии – системы принципов, лежащих в основе накопления, построения и применения социологического знания. Второй подход (целевой). Фундаментальная социология (базовая, академическая) ориентирована на прирост знания и научный вклад в фундаментальные открытия.
Она решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития. Прикладная социология ориентирована на практическую пользу. Это совокупность теоретических моделей, методов, процедур исследования, социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, нацеленных на достижение реального социального эффекта.
Как правило, фундаментальная и прикладная социологии вбирают и эмпирию, и теорию, и методологию. Третий подход (масштабный) делит науку на макро- и микросоциологию. Первая изучает крупномасштабные социальные явления (этносы, государства, социальные институты, группы и др.); вторая – сферы непосредственного социального взаимодействия (межличностные отношения, процессы общения в группах, сфера повседневной реальности). В социологии выделяются также содержательно-структурные элементы разного уровня: общее социологическое знание; отраслевые социологии (экономическая, индустриальная, политическая, досуговая, управленческая и др.); самостоятельные социологические школы, направления, концепции, теории. Социология изучает жизнь общества, познает тенденции его развития, прогнозирует будущее и корректирует настоящее как на макро так и микроуровнях. Изучая практически все сферы жизни общества, она нацеливает
на координацию их развития. Социология может и должна играть в обществе роль социального контролера, вмешиваясь в процесс развития техники, естественных и общественных наук. Она может указать пути из тупиков в общественном развитии, из кризисных ситуаций, может выбрать наиболее оптимальную модель дальнейшего развития. Социология непосредственно связана с производством через проблематику его социального развития, совершенствования кадрового состава, улучшения планирования и социально-психологического
климата. Она может служить мощным орудием в руках политических сил, воздействуя на массовое сознание и формируя его. Социология прокладывает мосты между личными и общественными проблемами, позволяет каждому человеку понять свою жизнь с точки зрения общеисторического процесса, с одной стороны, а с другой – увидеть общее в частном, индивидуальном. В этом состоит специфика социологической точки зрения. Социология выполняет в обществе множество различных функций.
Главные из них таковы: теоретико-познавательная – дает новые знания об обществе, о социальных группах, об индивидах и закономерностях их поведения; прикладная – предоставляет конкретную социологическую информацию для решения практических научных и социальных задач; социального прогноза и контроля – предупреждает об отклонениях в развитии общества, прогнозирует и моделирует тенденции общественного развития; гуманистическая функция – разрабатывает социальные идеалы, программы научно-технического, социально-экономического и социально-культурного развития общества. Объект и предмет социологической науки. Объектом социологического познания является общество, но определить только объект науки недостаточно. Так, например, общество являеться объектом практически всех гумантарных наук, поэтому обосноваение научнонго статуса социология как и любой другой науки лежит в различи и объекта и предмета познания. Объект познанния – все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве
объективной реальности. Любое явление, процесс или отношение объективной реальности могут быть объектом исследования самых различных наук ( физики, химии , биологии, социологии и т.д.). Когда же речь идет о предмете исследования конкретной науки, то та или иная часть объективной реальности ( город, семья и т. д. ) берется не целиком, а лишь той ее стороной, которая определяется спецификой данной науки. Все остальные стороны рассматриваются как второстепенные.
Явление безработицы • экономисты • юристы • психологи • социологи Каждая наука отличается от другой предметом. Так, ффизика, химия, экономика, социология и другие науки в целом изучают природу и общество, которое характеризуется бесконечным разнообразием явлений и процессов. Но каждая из них изучает: 1. Свою особую сторону или среду объективной реальности 2. Специфические только для данной науки законы и закономерности этой реальности 3.
Особые формы проявления и механизмы действия этих законов и закономерностей Предмет любой науки – это не просто некое явление или процесс объективного мира, а результат теоретического абстрагирования, позволяющего выявить те закономерности ффункционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науке и никакой больше. Социология довольно поздно отпочковалась от философии во Франции, политической экономии в Германии социальной психологии в США именно по той причине ,что отождевствлялись объект и предмет социаологического познания. До настоящего времени многим социологам самых различных школ и направлений этот серьезный метологический порок еще присущ. Так что же является предметом социологии ? По Конту, социология – это единственная наука изучающая как разум, так и ум человека, совершается это
под воздействием социальной жизни. Сен – Симон Предмет социология – социальные обязанности, группы, соц. институты, общественные явления и процессы, а так же взаимодействия между ними и их взаимоотношения, функционирование и развитие. Специфика социология как науки в том, что она изучает каждое проявление человеческой жизнедеятельности в социальном контексте, т.е. во взаимосвязи с обществом в целом, во взаимодействии различных сторон, уровней этой общественной системы.
Сорокин П “Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом . с одной стороны , и явления , возникающие из этого процесса взаимодействия , с другой”. Добавляет : “ межддучеловеческие взаимодействия”, т.е дает границы. Общество – это социальный организм, состоящий из сложного, взаимосвязанного, целостного и противоречивого комплекса социальных общностей, институтов, коллективов, групп.
Каждый из компонентов этого комплекса является относительно самостоятельным субъектом общественной жизни и находится во взаимодействии с иными элементами по поводу ее воспроизводства, осуществления и развития как единого целого. Общество-это не сумма индивидов, а это ансамбль человеческих отношений. Например: В настоящее время – люди тоже, что и год, и два и три назад, а состояние государства изменилось. Почему ? Произошли изменения отношений. Таким образом: Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, с другой. Если общество представить в виде куба и условно обозначить сферы жизнедеятельности людей, то получится: Предмет социологии-социальная сторона жизни общества. Итак, мы получили, что социология изучает всю совокупность связей и отношений, которые носят название социальных. Социальные отношения – это отношения между группами людей, занимающими разное положение
в обществе, принимающими неадекватное участие в его экономической, политической и духовной жизни, различающимся образом жизни, уровнем и источником доходов, структурой личного потребления. Социальные отношения – это выражение взаимной зависимости субъектов по – поводу их жизнедеятельности ,образу жизни , отношения к обществу , внутренней самоорганизации , саморегуляции , отношение с другими субъектами. Так как связи и отношения в каждом конкретном социальном объекте (обществе) всегда организованы
особым образом, то объект социологического познания выступает как социальная система. Задачей социологической науки является типологизация социальных систем, исследование связей и отношений каждого типологизированного объекта на уровне закономерностей , получение конкретного научного знания о механизмах их действия и формах проявления в различных социальных системах для целенаправленного управления ими. Итак: Объект социологического познания , его особенности связаны с понятием социального ,социальных
связей и отношений и способа их организации. Предмет социологической науки – социальные закономерности. Социология – наука о законах становления , функционирования , развития общества в целом , социальных отношений и социальных общностей , механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями , а также между общностями и личностью (Ядов). Социология в системе общественных и гуманитарных наук. Зададимся вопросом : Имеются ли достаточные основания для создания особой науки – социология , ставящей своей задачей изучение явлений взаимодействия между людьми ? Ответ на этот вопрос зависит от решения трех предворительных вопросов: • Достаточно ли важен сам класс явлений, которые социология изучает • представляет ли он явление sui generis свойства которого не имеются в других классах явлений • Не изучается ли он другими науками, появившимися раньше социология , и потому делающими последнюю как
самостоятельную науку излишней Попытаемся ответить на эти вопросы. Практическая и теоретическая важность социологии. Практическая важность изучения явления человеческого взаимодействия несомненна хотя бы потому, что в изучении их мы кровно и эгоистически заинтересованы. Теоретическая важность социология становится очевидной в том случае, если мы докажем, что свойства
явлений, изучаемых ей не имеется в других классах наук и не изучаются другими науками, т.е. необходим ответ на два последних вопроса. Рассмотрим их следующим образом а) Социология и физико-химические науки Класс явлений взаимодействия между людьми несводим к простым физико-химическим и биологическим процессам. М. б. в далеком бузующем наука сведет их к последним и объяснит весь сложный мир межчеловеческих явлений законами физики и химии.
Во всяком случае такие попытки были и продолжают иметь место. Но пока – увы! Что из этого получилось ? Мы имеем ряд формул вроде того, что: “ сознание есть течение нервно-энергетического процесса “, “ война, преступление и наказание “ суть явления ” утечки энергии “, “ продажа- покупка – это реакция обмена “ , ” сотрудничество – есть сложение сил “, “ социальная борьба – вычитание сил “ , “ вырождение – распадение сил ”
Даже если это и верно, то то что мы приобретаем от таких аналогий ? Всего лишь неточное сравнение. Такой же вывод можно сделать и по адресу создания социальной механики, в которой идет транспортировка понятий механики в область человеческих взаимоотношений. Здесь индивид превращается в “ материальную точку ”, окружающая его среда – социочеловеки – в “ поле сил ” и т. д. Отсюда идут теоремы вроде следующей: “ увеличение кинетической энергии индивида равно уменьшению энергию потенциальной ”,“ совокупная энергия социальной группы в отношение ее работы в некоторый момент Т, равна совокупной энергии, которую она имела в первоначальный момент Т0, увеличенной совокупностью работы, которую в этот промежуток времени ( Т1- Т0) произвели все посторонние группе силы, действовавшие на индивидов или элементы этой группы ” и т. п. Хоть это о и верно с точки зрения механики, но нам ничего не дает для раскрытия межчеловеческих
взаимодействий, т.к. в этом случае люди перестают существовать как люди в отличие от неодушевленных предметов и становятся только материальной массой. Если преступление есть утечка энергии, то значит ли, что всякое рассеяние энергии есть в то же время и преступление ? То есть в данном случае наблюдается не изучение социального общения людей, а изучение людей как обычных физических тел. Тем больше оснований для существования особой науки, изучающей людей
и их взаимодействия как человеческое, со всем своеобразном богатством его содержания. б)Социология и биология, в частности, экология. Мир человеческих взаимодействий не изучается такими биологическим дисциплинами, как морфология, анатомия и физиология. имеющими дело не с междучеловеческими процессами, а с явлениями данными в пределах или внутри человеческого организма. Иначе состоит дело с экологией как частью биологии.
Экология – наука изучающая отношение организм а к окружающей его внешней среде, в смысле совокупности условий существования ( органических и неорганических ). Экология. изучающая взаимоотношение организмов друг к другу расходится на две ветви: 300-социологию, имеющую своим предметом взаимоотношения животных друг к другу ( животные сообщества ). и фито-социологию, социология исследующую взаимоотношения растений друг к другу ( растительное сообщество) Как видим, экология имеет объектом изучения класс явлений, аналогичный тому. какой является предмет социология . И тут и там изучаются факты взаимодействия. И тут и там подвергаются исследованию процессы взаимодействия организмов ( ибо и homo Sapiens есть также организм ) Не поглащается ли таким образом социология экологией ?Ответ таков: если люди ни чем не отличаются от а амеб и других организмов, если они не обладают специфическим
и свойствами Их можно поставить знак равенства между человеком и амебой или другим организмом, между человеком и растением – тогда, да, тогда никакой особой homo- социологи и не нужно. Однако напротив, 300 – и фито – социология не только не делают излишней homo- социологию, но и требуют ее существования. в)Социология и психология 1. Если говорить об индивидуальной психологии, то ее объект и объект социология различны. Индивидуальная психология исследует состав, строение и процессы индивидуальной
психики и сознания. Она не может распутать клубок социальных факторов, а, следовательно, не может отождествляться с социологией. Коллективная или, как ее иначе называют, социальная психология имеет объект изучения частично совпадающий с объектом социологии: это явления человеческого взаимодействия, единицами которого являются индивиды “ неоднородные ” и “ имеющее слабо организованную связь “ ( толпа, театральная публика и т. д. ) В таких группах взаимодействие приобретает иные формы, чем в агрегатных ” однородных “ и “
органически соедененных “, которые изучает социология. Ясно, что они ( со и социальная психология ) не подменяют друг друга, а более того социальная психология могла бы стать главной со, одним ее разделом, как науки, изучающей все основные формы взаимодействия между людьми. Психология сосредоточена на внутреннем мире человека, его восприятии, а со – изучает человека через призму его социальных связей и взаимоотношений. г) Социология и специальные дисциплины, изучающие взаимоотношения людей. Все социальные науки : политология, право, наука о религии, нравах, морали, искусстве и т. д. изучают также явления человеческих взаимоотношений, но каждая со своей специальной точки зрения. Так, наука права изучает специальный вид явлений человеческих взаимоотношений: вверителя и должника, супруги и супруга. Объект политической экономии – совместная хозяйственная деятельность людей в сфере
производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Наука нравов изучает коллективные способы мышления и действия людей Мораль – определенный вид человеческого поведения и дает рецептуру должного взаимодействия Эстетика – изучает явления взаимодействия, складывающихся на почве обмена эстетическими реакциями ( между актером и зрителями, между художником и толпой и т.д. )
Короче, социальные науки изучают тот или иной вид взаимодействия людей. А со занимает в сиситеме общественных и гуманитарных наук особое место. Это объясняется следующим. • со является наукой об обществе, его явлениях и процессах • она включает в себя общую социологическую теорию, или теорию общества, которая выступает как теория и методология всех других общественных и гуманитарных наук • все общественные и гуманитарные науки… изучающие различные
стороны жизнедействия общества и человека, всегда включают в себя социальный аспект, т. е. законы и закономерности, которые исследуются в той или иной сфере общественной жизни, реализуются через жизнедеятельность людей • техника и методика изучения человека и его деятельность, методы социального измерения и т. д. разрабатываемые социологией необходимы и используются всеми другими общественными и гуманитарными науками. Сложилась целая система исследований проводимых на стыке со и других наук ( социально-экономические, социально-политические и т. д. ) Положение социологии среди других общественных и гуманитарных наук можно проиллюстрировать следующей формулой Если имеется n разных объектов для изучения, то наук их изучающих, будет n +1, т. е. n наук, изучающих объекты, и n +1-я – теория изучающая то общее, что присуще всем этим объектам. Со занимает общее, а не частное место среди общественных и гуманитарных наук, она дает научно обоснованную об обществе и его структурах, обеспечивает понимание законов и закономерностей взаимодействия
его различных структур. Положение со по отношению к специальным общественным дисциплинам то же самое, что положение общей биологии по отношению к анатомии, физиологии, морфологии, систематике и к другим специальным биологическим отраслям знания. Положение общей части физики – к акустике, слектронике, учению о свете и т. д. д) Социология и история В системе общественных наук есть дисциплина, с кот орой связь социологии является наиболее тесной и взаимонеобходимой.
Это история И история, и со имеет объектом и предметом своих исследований общество и его законы в их конкретных проявлениях. И та, и другая наука воспроизводят социальную действительность СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Все функции по оказанию помощи нуждающимся выполняет субъект социальной работы. К субъекту относятся всё те же люди и организации, которые ведут социальную работу и управляют ею. Это и государство в целом, осуществляющее социальную политику.
Это и благотворительные организации, общества милосердия типа Общества Красного Креста и Красного полумесяца. Это и общественные организации: Детский фонд им. В.И. Ленина, Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников, Союз офицеров и др. Но главным субъектом социальной работы являются, разумеется, не организации, не объединения, а люди, занимающиеся социальной работой профессионально или на общественных началах. Профессиональных работников не так много. Всего в мире профессиональных работников насчитывается 500 тыс. человек. Эти люди имеют дипломы, свидетельствующие о том, что им официально присвоена специальность «социальный работник». В России в результате принятых в последние годы мер подготовлено несколько десятков тысяч профессиональных социальных работников. Основная нагрузка по социальному обслуживанию нуждающихся
падает на плечи непрофессиональных работников, не имеющих специального диплома и занимающихся социальной работой в силу сложившихся обстоятельств. Например, в трёх крупных городах Швеции Стокгольме, Гётеборге и Мальме в 1990 г. профессиональных работников насчитывалось 3,5 тыс. человек, а непрофессиональных 46,5 тыс. человек. Социальной работой по совместительству занималось 2600 сельских почтальонов, обслуживающих более 1 млн. человек. В
России недипломированных специалистов, но профессионально занимающихся социальной работой в различных службах социального обеспечения, страхования, здравоохранения, туристических, детских организациях насчитывается по различным источникам до 1 млн. человек. Только в отделениях социальной помощи на дому, появившихся в 1985 г на начало 1991 г. работало 504 тыс. человек. За прошедшие годы их количество, несомненно, увеличилось, но точной цифры пока нет, так как статистический
учёт этой категории специалистов пока не налажен. Не совсем ясен и их статус. Считать ли работников туристических организаций, занимающихся организацией туристических походов по выходным дням, настоящими профессионалами сказать трудно. В статистических органах они учитываются как спортивные работники. Совсем нет сведений о том, сколько граждан России занимается социальной работой на общественных началах. Но здравый смысл подсказывает, что их, вероятно, около 8-10 млн. человек, так как по среднемировой статистике на одного социального работника приходится по 10-15 млн. человек, а по приведённым данным в России нуждающихся в социальной помощи примерно 100 млн. человек. Надо иметь в виду, что эти цифры во многом гипотетичны, условны и носят в основном ориентировочный характер. Говоря о субъекте социальной работы, важно иметь в виду ещё одно обстоятельство.
Среди них есть те, кто в основном занимается организацией социальной работы (их можно назвать организаторами или управленцами), а есть те, кто непосредственно оказывает социальную помощь. Их условно можно назвать практическими социальными работниками. Метод социологической науки. Гегель говорил: “Вся философия резюмируется в методе”. Так и в социологии — специфика объекта и предмета науки обусловила специфику ее метода.
Поскольку для познания социального процесса, явления и т.д. необходимо получение первичной детальной информации о нем, строгий отбор ее, анализ, то очевидно, что инструментом в процессе такого познания является социологической исследование. Социологическое исследование — один из основных методов в социологии. Он включает в себя: 1) Теоретическую часть (— разработка программы исследования, — обоснование цели и задач, — определение гипотез и этапов исследования).
2) Инструментальную часть (процедурная часть) (— набор инструментов сбора информации — выбор метода сбора информации — определение результативной выборки — возможность обработки информации — получение характеристик состояния исследуемой реальности). СОДЕРЖАНИЕ И СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Следующим обязательным компонентом социальной работы как системы является содержание. Оно непосредственно вытекает из функций работы. В самом общем её плане функциями являются: информационная, диагностическая, прогностическая, организационная, психолого-педагогическая, оказание практической помощи, управленческая. Свою деятельность социальный работник начинает со сбора сведений о её объекте. Выясняет пол, возраст, состояние здоровья, условия жизни, способность самостоятельно обеспечивать себя всем необходимым для жизни, материальный достаток, семейное положение, соседское окружение, особенности
психики, характера и т.д. Одним словом, занимается информационной работой. На основе собранных сведений о своих будущих подопечных социальный работник ставит «диагноз»: оценивает объём, виды работ, режим своей деятельности, трудности, формы методы, составляет для себя распорядок рабочего дня, планирует физические и материальные затраты и пр. Параллельно с «диагнозом» социальный работник выстраивает и диагноз своей деятельности: трудно – легко
ему будет работать, сможет ли или нет оказать действенную помощь, с какими официальными и неофициальными организациями ему придётся заниматься «пациентом» и т.п. В зависимости от характера социальной помощи (оказание, к примеру, социально-бытовой помощи одинокому больному или снятие психологического стресса) строится и план работы, определяется её содержание и вид практической помощи. Независимо от того, является ли социальный работник организатором или практическим
работником, ему в той или иной мере приходится заниматься управленческой деятельностью. Управление социальной работой также составляет важный и необходимый компонент её содержания. Социальная работа осуществляется с помощью средств. Средствами называются все те предметы, орудия, приспособления, действия, с помощью которых достигаются цели деятельности. Многообразие функций социальной работы вызывает и многообразие её средств. Перечислить их практически невозможно. Это и слово, и авторучка, и специальные учётные бланки, и телефон, и деловые связи, и приёмы психотерапии, и личное обаяние и т.д. Важно иметь в виду, чем богаче арсенал средств, которыми располагает и хорошо владеет социальный работник, тем успешнее его деятельность. Выбор и применение тех или иных средств целиком зависит от характера и особенностей объекта социальной работы. Одно дело лежачий больной, другое кормящая мать-одиночка.
Набор средств в этих случаях существенно различается. УПРАВЛЕНИЕ И ЦЕЛИ КАК СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ. Социальная работы немыслима без такого компонента, как управление. Оно включает в себя оценку состояния объекта, планирование, выработку и принятие решения, учёт и контроль, координацию, организационное и материально-техническое обеспечение, подбор, подготовку и воспитание
кадров социальной работы. Все эти управленческие действия выполняют абсолютно все социальные работники, независимо от того, относятся ли они к управленческим или практическим социальным работникам. Чтобы управление социальной работой шло успешно, социальным работникам надо много знать, причём не только в сфере своей непосредственной деятельности, но и во многих других областях общественной жизни, зачастую далеко отстоящих от социальной работы. Нужно хорошо представлять социальную структуру общества,
систему управление страной и конкретно социальной работой, свои собственные права и обязанности и своих клиентов, всё законодательство по вопросам социального обеспечения и помощи, основы социологии, социальной психологии, педагогики, социальной работы. Нужно знать и уметь многое. При этом необходимо особо подчеркнуть, что управление социальной работой имеет дело с особой категорией людей нуждающихся в поддержке, не способных зачастую жить без посторонней помощи. Если в случае со здоровым человеком решение вопроса можно отложить, то в отношении больного, инвалида, человека, перенесшего тяжёлый стресс, откладывание недопустимо, так как оно может стать причиной непоправимого последствия. Перечисленные компоненты (объект, содержание, средства, управление, субъект) составляют структуру социальной работы. Но структура это ещё не система. Деятельность становится системой, когда её компоненты связываются в единое целое с помощью функций
и целей. О функциях речь уже была. Что представляют собой цели? Цель образ предмета, который человек хочет получить в результате своей деятельности. Можно ещё сказать, что цель это желательное для человека состояние предмета его деятельности. Каким же хочет видеть человека социальный работник, оказывая ему ту или иную помощь? Видимо, удовлетворённым в своих потребностях. Значит, самая общая цель социального работника удовлетворить
потребности своих клиентов. Этой цели подчиняется вся деятельность субъекта, в соответствии с ней складывается содержание, организуется управление, подбираются адекватные средства, формы и методы социальной работы. Цель, как видно, связывает компоненты социальной работы в единое целое, делает единой системой. Ту же объединяющую роль выполняют и функции. Информация, оценка, прогноз, организация, управление всё это касается буквально каждого компонента, соединяет их в единый действующий организм.
Таким образом, если рассматривать социальную работу как особую систему деятельности. Необходимо иметь в виду, что она состоит из субъекта, содержания, средств, управления, объекта, объединяемых в целостную систему с помощью целей и функций. Это общее представление о системе социальной работы имеет большое практическое значение. Какой бы вид социальной работы не пришлось рассматривать (помощь больному, социальную защиту работающих или безработных, патронаж многодетной семьи и т.п.), всякий раз необходимо определить особенности объекта, подобрать особый субъект, выбрать соответствующие средства, адекватное управление, формулировать особенные цели, отдавать предпочтение конкретным функциям. Одним словом, обозначенный набор компонентов системы социальной работы является необходимым. Исключение одного из них ведёт к нарушению, ослаблению, а то и к разрушению системы. Многие трудности, ошибки в современной социальной работе
России вызваны именно тем, что старая, далеко не совершенная система социальной работы была в значительной мере разрушена, а новая в её полном объёме не создана. В её объекте возникла такая новая категория людей, как безработные. Но не оказалось ни работников, способных быстро и эффективно помогать безработным в поисках работы, ни организационной структуры, которая учитывала бы и предлагала достаточный выбор профессий, ни системы
переподготовки и переквалификации работников, ни финансовых, материальных средств, ни управления процессом регулирования безработицы. Новой системы социальной работы, которая удовлетворяла бы острые и неотложные потребности большого количества людей, до сих пор не создано. Самое главное, чего не хватает в складывающейся системе это подготовленных кадров социальных работников. А без них, разумеется, никакая система эффективно работать не может.
Рассматривая систему социальной работы, важно понимать, что она сводится к системе деятельности. Её можно и нужно рассматривать как систему и в других аспектах. Очень важным аспектом является система учреждений и организаций социальной работы в их вертикальном и горизонтальном срезах. Сейчас активно формируется такая система. Её возглавляет Министерство труда и социального развития Российской Федерации. В республиках, входящих в Федерацию на правах её субъектов, также имеются подобные министерства. В краях, областях, городах, районах также имеются соответствующие им управления и отделы. А в них службы социального обеспечения, страхования, комиссий социальной помощи и защиты в органах здравоохранения, народного образования, общественного порядка, спорта и т.п. Наряду с государственными органами социального обслуживания населения функционируют многочисленные
общественные организации и учреждения, также имеющие пронизывающую общество сверху донизу вертикальную структуру. Все эти государственные и общественные организации на каждом горизонтальном уровне (республика, край, округ, город, район, село) связаны между собой, взаимодействуют друг с другом, помогают (а нередко и мешают) друг другу. Знание этой системы учреждений и организаций позволяет социальному работнику строить свою работу наиболее эффективным образом. Плохое представление о ней снижает её эффективность.
Можно говорить о системе средств управления социальной работы. ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛРУГИМИ СОЦИАЛЬНЫМИ (ОБЩЕСТВЕННЫМИ) СИСТЕМАМИ. Система социальной работы, в каком бы аспекте её не рассматривать, всегда представляет собой открытую систему, самым тесным образом переплетающуюся с другими социальными системами: экономикой, политикой, правом, культурой, этикой, экологией, бытовым обслуживанием и т.д.
Понимание, видение связей системы социальной работы с другими системами и системой общества в целом поднимает социальную работу на высокий уровень общественной культуры, делает общество по-настоящему гуманным, ставит человека в центр общественной жизни, делает людей людьми в самом высоком смысле этого слова. Наглядно взаимодействие социальной работы с другими общественными системами примерно представить можно так: Представление о социальной работе како системе имеет концептуальное, методологическое значение и для повседневного управления социальной работой. Познание её как системы избавляет организаторов от одностороннего подхода, преувеличения роли каких-то отдельных её сторон, позволяет своевременно предвидеть и корректировать возможные перекосы, ошибки в социальном обслуживании, поднимать культуру и эффективность социальной работы. Социальная работа в структуре общественных наук Междисциплинарные связи в изучении проблем человека,
общества и характера их взаимодействия реализуются через комплексные исследования. Соотношение теории социальной работы с другими теориями опирается на традиционные модели системного подхода. Выявление взаимодействия социальной работы с другими науками показало её междисциплинарный характер, а также отличие от таких смежных областей знания как социология, психология и т.д. а) Взаимосвязь социальной работы и философии. Философия выступает методологической основой социальной работы,
т. к. определяет общие принципы и подходы к пониманию тех или иных проблем, стоящих перед человеком[8]. Философия как наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир в целом и место в нем человека, она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Тем самым она определяет подходы в отношениях к человеку других людей и их объединений и отношение
самого человека к ним, к своему существованию, формам жизнедеятельности и защиты. Вся деятельность социального работника связана с человеком, его взаимоотношениями с окружающим миром, т. е. направлена на совершенствование человеческих отношений. Фундаментальным основанием и духовно-нравственным измерением социальной работы, таким образом, становится гуманизм. В этом – основной философский смысл социальной работы. Большое значение для понимания проблем социальной работы имеет социальная философия. Для социальной работы актуальны такие универсальные социокультурные категории: человек, социум, конфликт, социальное время и пространство, образ жизни и т. д. б)Социология и социальная работа. Социология занимает ведущие позиции, как в процессе практической деятельности социального работника, так и в ходе его профессионально-теоретической подготовки.
Изучая общество в целом, все виды общественных отношений, социология призвана исследовать, прежде всего, социальные аспекты общественных процессов, социальные явления и социальные отношения. Социология позволяет социальным работникам ориентироваться в социуме, т.е. помогает понять, что собой представляет конкретное общество и те группы, которые слабо социально защищены. Отмечая связи социологии и социальной работы, выделяют несколько направлений: познавательное, методологическое,
образовательное, организационно-методическое [9]. Социология тяготеет к тем теориям социальной работы, которые ориентированы преимущественно на так называемую структурную социальную работу, связанную с оптимизацией работы учреждений социального обслуживания населения, повышением эффективности социальной политики в обществе в целом. Значительная часть современных теорий социальной работы выросла из социологических концепций того или
иного характера. в)Взаимодействие психологии и социальной работы. Многие подходык социальной работе опираются на те или иные психологические воззрения. Психоанализ явился основой для диагностической теории социальной работы, что позднее определило метод индивидуальной психосоциальной работы. В последние десятилетия особенное значение для стратегии социальной работы приобретают положения гуманистической психологии (главные из них – о самоактуализации А. Маслоу и личностном росте К. Роджерса) [10]. Во-первых, в своей основе сущность, содержание и методы социальной работы определяются принципом гуманизма и, во-вторых, эти положения позволяют понять человека как целостную личность, находящуюся во взаимодействии со своим окружением. И социальная работа, и психология имеют прикладной характер, а для практики социальной работы особое значение приобретают следующие направления: • Психодиагностика – отрасль психического знания, связанная
с постановкой психологического диагноза (актуальна для социального прогнозирования, консультирования и психотерапевтической помощи и др.). • Психологическое консультирование – оказание помощи психически нормальным людям для достижения ими каких-либо целей, более эффективной организации поведения. Современная психология представляет большие возможности использования социальной работе различных способов взаимодействия с клиентом: психодрама, музыкотерапия, ролевая игра и др. г)
Социальная работа и другие общественные науки. Для социальной работы актуальны связи, практически со всеми областями общественного знания. Взаимосвязь социальной работы и социальной педагогики трактуется по-разному[11]. Ведущий специалист в области социальной педагогики в России А.В. Мудрик справедливо заметил, что любой социальный педагог – это социальный работник, но не всякий социальный работник – социальный педагог. Под этим подразумевается, что социальная работа – это
всякая деятельность, направленная на решение тех или иных проблем клиента (медицинских, правовых, экономических, психологических, воспитательных и т.д.); в то время как социальная педагогика – это социальная работа, приоритетом которой служат педагогические цели и задачи, т. е. всё то, что направлено на развитие личностного потенциала клиента. При таком понимании социальная работа – это понятие с более широким объёмом содержания, чем социальная педагогика, хотя надо отметить, что социальная работа и социальная педагогика – это самостоятельные образовательный и научные программы. Социальная педагогика может рассматриваться как одна из важнейших основ социальной работы и как одна из учебных дисциплин, формирующих профессионализм социального работника. Особое внимание заслуживает взаимосвязь социальной работы и антропологии, как науки, изучающей человека, преимущественно ранние формы социокультурной организации общества, традиции, быт, образ жизни социально-
этнических общностей, этносов. Важнейшим звеном, органически соединяющим социальную работу и антропологию, является социальное пространство – социально освоенная часть природного богатства как среды обитания людей, пространственно-территориальный аспект жизнедеятельности общества и предметного мира человека. Среди дисциплин, имеющих теоретический и прикладной смысл для практики социальной работы, имеет правоведение, так как оно исследует право как систему обязательных социальных норм, охраняемых силой государства
и другие общественные науки. Основные научные подходы к социальной работе а)Системный подход в социальной работе. Системный подход – это направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы, имеет универсальный характер, поэтому его следует применять всегда и везде. Объектом системного подхода является целостность, (система) что означает учёт: а) её различных элементов; б) структуры элементов, зависящей от характера внутренних связей; в) границ системы;
г) взаимосвязи этой системы с окружающей средой и т. д. Центральное понятие системного подхода – понятие “система” (от греч. System – целое, составленное из частей; соединение). Существует многообразие подходов к толкованию сущности системы (философские, социологическое, управленческое и т.д.). Из всего многообразия определений “система” возьмём самое лаконичное. Система – это комплекс взаимодействующих элементов. А элемент – это далее неразложимый компонент системы. Типология систем также не отличается однообразием. Среди видов систем называют большие, социальные, кибернетические, социетальные и т. д. [19] М.С. Каган, применяя системный подход к анализу гуманитарного знания, останавливается на необходимости
различия простейших (закрытых) и сложнейших (открытых) [20]. Сложная система в отличие от простой является открытой системой, для которой характерно постоянное видоизменение, обмен информацией с другими системами. Общество и его подсистемы относятся к типу сложных открытых общественно-исторических систем и соответственно предполагают рассмотрение в динамике ее действительного существования (как процесс) и в предметном бытии,
статике (состав и строение). Социальная работа относится к классу социальных систем, в которой можно выделить подсистемы меньшего уровня: социальная работа как наука; социальная работа как учебная дисциплина; социальная работа как вид деятельности. Применение принципа системности к теории социальной работы позволяет рассматривать все компоненты научного знания во взаимосвязи и взаимозависимости, определяя специфику объекта и предмета теории социальной работы, которые в свою очередь влияют на содержание теории
и практики социальной работы. Система социальной работы как науки проявляется в том, что она имеет междисциплинарный характер, ей присущи неотъемлемые компоненты науки, она содержит органически взаимосвязанные составные части: теоретическую и прикладную. Социальная работа как специфический вид деятельности также имеет системный вид: во-первых, это совокупность элементов, характеризующая особенности процесса взаимодействия в социальных отношениях с целью решения проблем (субъект и объект, содержание и средства, функции и цели); во-вторых, это система с точки зрения сочетания профессиональной и непрофессиональной деятельности. Социальная работа как учебная дисциплина может быть рассмотрена как система, поскольку она призвана давать целостное представление о содержание социальной работы, ее основных направлениях, технологиях, организации, обучать слушателей методам этой работы. б)Цивилизационный подход в социальной работе. Построение модели социальной работы на современном этапе невозможно без учёта исторических, социокультурных
закономерностей развития страны. Освобождение от гипертрофии социально-экономических детерминант при объяснении исторических процессов, от примата революционно-классового подхода предполагает смещения акцента в анализе на культурологические аспекты, делает необходимым анализ ментальности в исторических исследованиях. При цивилизационном подходе “материалистическому объяснению способствуют и дополняют его генетически историко-сравнительный, культурологический или культурно-антропологический метод исследования,
позволяющий в единстве цивилизации увидеть асинхронность исторического развития, многообразие её культурно-исторических типов, их устойчивость и перспективы исторического развития” [21]. Цивилизационный подход, по мнению М.А. Барга, позволяет рассматривать исторический процесс в динамическом сопряжении двух его отправных начал: объективно-заданного (формационного) и субъективно-волевого (антропологического), что позволяет “различить в истории общества не только противостояние общественных групп и классов,
но и области их культурного взаимодействия на базе общенародных ценностей, не только проявления социальных антагонизмов, но и области социального консенсуса” [22]. Экстраполяция цивилизационного подхода на социальную работу делает возможным и необходимым анализ культурного контекста, вне которого невозможно понимание логики развития системы социальной работы в теоретическом и практическом аспекте. Г.Б. Корнетов один из первых применивший цивилизационный подход к рассмотрению всемирного историко-педагогического процесса, отмечает его целостность со строго взаимосвязанными и соподчинёнными уровнями всеобщего (человеческая цивилизация), общего (цивилизация-стадия), особенного (великие цивилизации) и единичного (локальные цивилизации). С этих позиций существование социальной работы необходимо и возможно рассматривать как явление, неразрывно связанное с философской, культурной традицией, особенностями ментальности, многовековым опытом воспитания,
включённостью национальных процессов в контекст общемирового развития. Рассмотрение социальной работы в свете цивилизационного подхода позволяет понять, чем определялась специфика данного феномена в той или иной социокультурной среде.