Федеральное агентство пообразованию
Государственноеобразовательное учреждение
Курсовая работа
Социальная работа какпрофессионально-коммуникативная деятельность
Студентки
Проверил:
2006
Содержание
Введение
Глава 1 Теоретические основы проблемыформирования коммуникативных умений в процессе профессиональной подготовкисоциальных работников
1.1 Социальная работа какспецифический вид профессиональной деятельности
1.2 Роль личностных качеств впрофессионально-коммуникативной деятельности социального работника
1.3 Профессиональное общениекак средство деятельности
Глава 2 Исследование иоценка коммуникативных умений будущих социальных работников
2.1 Анализ практическогоисследования
2.1 Пути развитиякоммуникативных умений
Заключение
Литература
Приложения
Введение
Актуальность исследования:
В условияхсоциально-экономических, политических процессов, происходящих в России,обострились социальные проблемы населения: усилилась социальная и имущественнаядифференциация, увеличилось число безработных и маргинальных групп. Следствиеэтих процессов – рост социальной напряженности в целом по стране и по отдельнымеё регионам. Потребность общества в решении актуальных проблем населениявызвала необходимость подготовки высоко квалифицированных кадров для социальнойсферы – специалистов по социальной работе.
Социальная работа какспецифический вид профессиональной деятельности впервые в России, былазаконодательно закреплена 1991 году, когда Единый тарифно-квалификационныйсправочник должностей и профессий был дополнен новой профессией – «социальныйработник». Понятие «социальный работник» вошло в обиход в конце XIX – начале XX века. Сначала под ними понимались люди, занимающиесямеценатством и благотворительностью, осуществляющие социальное призрениебольных и нищих. В современном понимании «социальный работник» — этопрофессионал, осуществляющий свою деятельность в соответствии с нормами итребованиями профессии.
Научные исследования иизыскания в рамках темы становления и развития профессионализма работниковсоциальной сферы проводились рядом отечественных авторов: А.Л.Асмолов,С.А.Беличева, Б.Н.Боденко, В.Г.Бочарова, Б.З.Вульф, С.И.Григорьев,Л.Д.Гуслякова, Н.С.Данекин, Т.Е.Дементьева, И.А.Зимняя, И.И.Лавренко, А.В.Мудрик,П.Д.Павленок, А.М.Панов, В.А.Сластенин, Л.В.Топчий, Г.Н.Филонов, Е.И.Холостова,Б.Ю.Шапиро, Н.Б.Шмелева, В.Н.Ярская и другие.
Наряду с этим проблемаподготовки специалиста по социальной работе в контексте егопрофессионально-личностного становления и развития до настоящего времени неявляется достаточно разработанной.
Среди зарубежных авторов,внесших свой вклад в исследование проблемы профессионализма работниковсоциальной сферы, следует назвать такие имена, как Ш.Рамон, М.Доэл, С.Шардлоу,Ф.Парслоу и другие.
Освящая проблемупрофессионализма работников социальной сферы в рамках настоящей темы, было бысправедливо обратиться к некоторым понятийным характеристикам, позволяющимболее точно уяснить существо проблемного вопроса. Рассмотрим некоторые из них.
Понятие социальной сферысодержится в словаре-справочнике по социальной работе под редакцией В.И.Филоненко: «социальная сфера» – это «относительно самостоятельная сфераобщественной жизни, в которой реализуются общественные интересы и отношениясоциальных субъектов, совершается общественное воспроизводство личности;одновременно это область деятельности людей, занятых предоставлением социальныхблаг и услуг» [26, с. 261].
Понятие«профессионализм», на сегодняшний день, отсутствует в словарях и энциклопедиях.Вместе с тем, данное понятие является ключевым в определении сути социальнойработы как вида профессиональной деятельности
Ряд авторов дает своиопределения понятию профессионализма. Одни его определяют как яркое развитиеспособностей, глубокие и широкие знания, нестандартное владение умениями,необходимыми для той области, в которой этот профессионализм проявляется,другие, как своеобразную норму регуляции поведения и деятельности,накладывающую на субъекта деятельности определенные обязательства. В этой связиинтересно будет обратиться к пониманию профессионализма в социологии. Онтрактуется «как высший уровень психофизических, психических и личностныхизменений, происходящих в процессе длительного выполнения человеком служебныхобязанностей, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровеньрешения сложных профессиональных задач в особых условиях» [31, с.49].
Становление личностипрофессионала здесь идет по трем направлениям:
1) изменение всей системы деятельности – формированиепрофессионального мастерства;
2) изменение личности субъекта, проявляющееся как вовнешнем облике, так и в формировании новообразований профессиональногосознания;
3) изменение соответствующих компонентов установкисубъекта по отношению к объекту деятельности (уровень информированности обобъекте, осознание его значимости).
Обобщаявышесказанное, профессионализм выражается, прежде всего, во владении знаниями,навыками и умениями, необходимыми в деятельности специалиста по социальнойработе, в способности грамотно применять их на практике, учитывая особенностисложившейся социальной ситуации, в способности предвидеть результаты своихдействий и адекватно оценивать их. Качественным показателем успешностивыполнения своих профессиональных функций социальным работником будет выступатьстабильность, результативность его деятельности.
Цель курсовой работы:обосновать необходимость формирования профессионально-коммуникативных качеств будущегоспециалиста по социальной работе.
Задачи:
1) изучитьпрофессиональный статус социального работника;
2) рассмотретьсоциальную работу как коммуникативную профессию;
3) проанализироватьобщение как профессионально важное качество социального работника.
Объект: профессионально-коммуникативныекачества социального работника.
Предмет: развитие социальнымработником профессионально-коммуникативных качеств.
Гипотеза исследования процесс общения в деятельности социального работникастановится более эффективным, если при подготовке социальных работников будетрегулярно проводиться оценка конкретных умений, на основе которых будутприменяться средства развития коммуникативных умений.
Глава 1 Теоретическиеосновы проблемы формирования коммуникативных умений в процессе профессиональнойподготовки социальных работников
1.1 Социальная работа как специфический видпрофессиональной деятельности
В апреле1991 года впервые в России в квалификационный справочник была включенапрофессия «социальный работник». Это способствовало созданию и функционированиюразличных учебных заведений, специальных учреждений, факультетов попрофессиональной подготовке кадров, специалистов социальной сферы.
Прошло время и во всехуголках нашей страны, стали появляться дипломированные специалисты социальнойработы.
В период бурного развитиясоциальной работы вопрос профессионализма постоянно затрагивается в печати.Правительство, пресса и общественность в целом пристально следит задеятельностью специалистов по социальной работе. Пристальное внимание обществак социальной работе входит в число факторов, заставляющих специалистовпостоянно работать над повышением своей квалификации, часто обсуждать этическиепроблемы своей профессии. А также предъявлять значительные требования кпрофессиональной компетентности специалиста и к его личностным, профессиональнозначимым качествам, понимаемым как обобщённые характеристики личности,необходимые социальному работнику для успешной деятельности.
Перечень качеств, черт,свойств, особенностей, которые должны быть присущи социальному работнику,достаточно велик. Это, прежде всего, соответствие гуманистического потенциалаличности данному роду деятельности, высокий уровень знаний, профессиональнаячестность, компетентность не только в конкретной области работы, но и тесносвязанных с ней сферах, умение устанавливать адекватные межличностные и конвенциональныеотношения в различных ситуациях общения и т. д.
Необходимытакже:
1) определённыесоциально – психологические особенности личности: такие свойства, какинтеллектуальные, эмоциональные, волевые, организаторские качества,направленные на создание эффекта личного обаяния.
2) психическоездоровье социального работника.
3) набор такихличностных качеств, как ответственность, принципиальность, наблюдательность,коммуникабельность, корректность, интуиция, личная адекватность по самооценке иоценке других, мобильность, терпимость, оптимистичность и т.д.
Кроме того, специалист посоциальной работе должен уметь просто, грамотно, говорить и писать, обучатьдругих, внимательно и дружелюбно реагировать на эмоциональные и кризисныеситуации, служить образцом в профессиональных отношениях, объяснять сложныепсихосоциальные явления, эффективно организовать свою работу, обеспечиватьсвязь с различными организациями, вызывать доверие у клиента и т.п. /14, с.168/
Сегодня в социальнойсфере работает очень много профессионалов, которые обладают многими вышеперечисленными качествами. Они по истине обладают мастерством порой творитьчудеса, но ненужно забывать, не всё в их силах. Эффективность социальной работызависит также от ряда обязательств государства перед гражданином, проживающим внём. Предусмотрены различные выплаты льгот, компенсаций, разнообразные видысоциальных услуг, пенсий. Ежегодно создаются программы по решению наиболееострых социальных проблем. Но для того, чтобы законы действовали, а программыбыли притворены в жизнь, нужно триединство:
– уважение кзакону;
– уважение к немусо стороны властных структур;
– уважение к нормамморали и нравственности, которые становятся внутренним ограничителем длякаждого члена общества.
Если хотя бы в одном изэтих принципов ощущается сбой, закон теряет силу, если не работают все три, онперестаёт действовать, и тогда социальный работник остаётся один на один склиентом и его проблемами. И вновь, и вновь, ему приходится доказывать свойпрофессионализм, работать, совершенствоваться, повышать престиж профессии. /10,с.151/
Конкретизациядеятельности специалистов по социальной работе вытекает из его основныхфункций:
диагностическая изучаетособенности семьи, группы людей, личности, степень и направленность влияния наних микросреды и ставит «социальный диагноз»;
прогностическаяпрогнозирует развитие событий, процессы, происходящие в семье, группе людей,обществе, и вырабатывает определенные модели социального поведения;
правозащитная используетзаконы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержку населения,его защиту;
организационнаяспособствует организации социальных служб на предприятиях и по местужительства, привлекает к их работе общественность и направляет их деятельностьна оказание различных видов помощи и социальных услуг населению;
предупредительно-профилактическаяприводит в действие различные механизмы (юридические, психологические,медицинские, педагогические и др.) предупреждения и преодоления негативныхявлений, организует оказание помощи нуждающимся;
социально-медицинскаяорганизует работу по профилактике заболеваний, способствует овладению основамиоказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейнойжизни, развивает трудотерапию и т.д.;
социально-педагогическаявыявляет интересы и потребности людей в разных видах деятельности(культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, художественного творчества) ипривлекает к работе с ними различные учреждения, общества, творческие союзы ит.д.;
психологическая консультируетпо вопросам межличностных отношений, способствует социальной адаптацииличности, оказывает помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся;
социально-бытоваяспособствует в оказании необходимой помощи и поддержки различным категориямнаселения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и т.д.) вулучшении их быта, жилищных условий;
коммуникативнаяустанавливает контакт с нуждающимися, организует обмен информацией,разрабатывает единую стратегию взаимодействия, восприятия и понимания другогочеловека.
Социальные работники приисполнении своих профессиональных функций заняты разными видами деятельности.Их работа характеризуется тремя подходами при решении проблемы:
воспитательный подход —выступает в роли учителя, консультанта, эксперта; социальный работник в такихслучаях дает советы, обучает умениям, устанавливает обратную связь, применяетролевые игры как метод обучения;
фасилитативный подход—играет роль помощника или посредника в преодолении апатии или дезорганизацииличности, когда ей это сделать трудно самой; деятельность социального работникапри таком подходе нацелена на интерпретацию поведения, обсуждениеальтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций,подбадривание и нацеливание на мобилизацию внутренних ресурсов;
адвокативный подход —применяется тогда, когда социальный работник выполняет ролевые функции адвокатаот имени конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника тех людей,которые выступают в роли адвоката от своего собственного имени; такого родадеятельность включает в себя помощь отдельным людям в выдвижении усиленнойаргументации, подборе документально обоснованных обвинений.
Социальный работникиграет активную роль в структурировании, программировании и координациидействий различных систем социальной помощи населению. Он также оказываетбольшое влияние на личность или группу людей. Осуществление влияния являетсяосновой интерактивной деятельности социального работника. В широком смыслеслова термин «влияние» можно объяснить как процесс создания условий дляразвития личности или системы. В практике социальной работы это означаетобеспечение эффективности продвижения к намеченной цели при помощисоответствующих методов. Влияние есть не что иное, как двусторонний процессвзаимодействия, который может быть успешным при наличии, с одной стороны,способности социального работника оказывать эффективное воздействие на сознаниеклиента, а с другой стороны, при наличии у клиента способности правильно иблагосклонно воспринимать направленное на него воздействие, а также сам фактоказания на него воздействия со стороны. Этот процесс всегда двусторонний ипотому, что на человека оказывают влияние не только слова социальногоработника, его убеждения, но и его личностные качества, а также отношение клиентак нему как субъекту воздействия. Еще и потому этот процесс двусторонний, что впроцессе воздействия на клиента социальный работник неизбежно испытывает насебе его воздействие: его отношение к сказанному и его отношение к личностисоциального работника.
Знания и опыт,приобретенные социальным работником в процессе учебы и жизненной практики,являются наиболее фундаментальной основой его способности оказывать своевлияние на других людей, хотя сами эти способности могут варьировать взависимости от личного опыта, личных интересов, талантов. Знания и опытприменяются прежде всего в межличностных отношениях. В этой сфере большоезначение имеют такие умения и навыки, как интервьюирование, оказание поддержки,способность к лидерству, установление обратной связи, посредничество, которыенацелены на достижение перемен в поведении и отношениях друг к другу. Другаясфера применения знаний и умений социального работника — дифференцированныйподход к клиентам. Здесь необходимо знание потребностей и интересов человека наразличных этапах жизненного пути, кризисных состояний, последствий физических ипсихических недомоганий. Еще одна сфера применения знаний и умений социальногоработника — управление деятельностью социальных служб, подбор кадров для них иприменение необходимых технологий.
Узаконенные полномочия.Должность социального работника и его легитимные полномочия повышают егоавторитет, особое уважение к нему со стороны клиентов.
Статус и репутация.Статус социального работника является отражением того положения, которое онзанимает в обществе. Репутация социального работника складывается в процессевзаимодействия его с окружающей средой. Чем больше людей общается с ним иубеждается в его глубоких знаниях, высокой компетентности, богатом жизненномопыте, в его благожелательности, внимательности к людям, честности иоткрытости, коммуникабельности и обязательности, тем выше его репутация. Еслистатус социального работника во многом зависит от политики государства, егоправового положения, то репутация зависит прежде всего от него самого, от еголичностных качеств и отношения к делу.
Харизматические данные иличная привлекательность. Некоторые социальные работники привлекательны дляокружающих благодаря наличию у них обаяния и даже харизматических особенностей.Такие специалисты располагают людей к себе, вдохновляют их, настраивают наактивное участие в работе. В отличие от других характерных черт социальногоработника его личная привлекательность не зависит от занимаемого положения.Вместе с тем она может усиливать потенциальные возможности его положительноговлияния на людей. Харизматические особенности как признаки исключительной иредкой одаренности человека талантами от природы способствуют выдвижению наболее высокие позиции в сфере социальной работы, приобретению более высокогостатуса в обществе.
Владение информацией.Восприятие людьми окружающего мира, а также их поведение в определенной степенизависит от уровня информированности. Поэтому среди прочих требований ксоциальному работнику одно из важных мест занимает его уровеньинформированности, который способствует расположению и доверительности к немусо стороны клиентов, выработки у них уверенности в том, что им будет оказанасоответствующая помощь и поддержка. Итак, социальный работник должен:
иметь хорошуюпрофессиональную подготовку, знания в различных областях психологии,педагогики, физиологии, экономики и организации производства, законодательства,информатики и математической статистики;
обладать достаточновысокой общей культурой, быть высокоэрудированным человеком, что предполагаетналичие хороших знаний в области литературы, музыки, живописи и т.д.;
владеть информацией осовременных политических, социальных и экономических процессах в обществе,иметь широкую осведомленность о различных социальных группах населения;
обладать предвидением,т.е. предвидеть последствия своих действий, не попасть «на удочку клиента»,твердо проводить в жизнь свою позицию;
обладать определеннойсоциальной приспособляемостью (в связи с разнообразием контингента, нуждающегосяв советах специалиста социальной сферы); ему необходимо умело контактировать с«трудными» подростками, сиротами, инвалидами, престарелыми, людьми,находящимися на реабилитации, и т.д.;
иметь профессиональныйтакт, способный вызвать симпатию и доверие у окружающих, соблюдатьпрофессиональную тайну, деликатность во всех вопросах, затрагивающих интимныестороны жизни человека;
обладать эмоциональнойустойчивостью, быть готовым к психическим нагрузкам, избегать невротическихотклонений в собственных оценках и действиях и несмотря на возможные неудачи(реакции не по существу, отказы…) уметь добросовестно исполнять свой долг,оставаясь спокойным, доброжелательным и внимательным к подопечному; уметьпринимать нужное решение в неожиданных ситуациях, четко формулировать своимысли, грамотно и доходчиво их излагать.
Социальный работникдолжен поддерживать высокие стандарты своего поведения. Он должен бытьпреданным своему делу, честным и правдивым, не участвовать в предательстве,мошенничестве, уловках или введении клиента в заблуждение. Социальный работникобязан четко отличать заявления и действия, сделанные им как частным лицом икак должностным. Социальный работник общего профиля — это не специалист попсихотерапии, проводимой с индивидуумами или с семьями. Он не специалист поработе с группами, общинами. Тем не менее социальный работник часто долженконсультировать индивидуумов и семьи, быть фасилитатором в группе,прослеживать, мобилизовывать и даже создавать соответствующие общественныересурсы.
Совет по образованию СШАразработал 10 критериев компетентности социального работника общего профиля,который должен уметь выполнять следующее:
1) идентифицировать иоценить ситуацию в тех случаях, когда требуется начать (или прекратить),усилить, восстановить, защитить отношения между людьми и социальнымиинститутами;
2) разработать план,основанный на оценке проблемы и изучении достигаемых целей и адекватныхвыборов, и обеспечить его выполнение с целью улучшения благосостояния человека;
3) развивать способностичеловека в решении проблем, в преодолении стрессов;
4) связать людей ссистемами, которые обеспечивают их (людей) ресурсами, услугами и возможностями;
5) эффективно защищатьнаиболее дискриминируемых и уязвимых членов сообществ;
6) способствоватьэффективному и гуманному действию систем, обеспечивающих людей услугами,ресурсами и возможностями;
7) активно участвовать всоздании новых, модифицированных; или усовершенствованных систем услуг,ресурсов и возможностей, которые являются более справедливыми, обоснованными ичувствительными к запросам потребителей услуг, и в устранении тех систем,которые не являются справедливыми;
8) оценить эффективностьпроделанной работы;
9) постоянносовершенствоваться в профессии, расширяя базу профессиональных знаний исоблюдая стандарты и этические нормы профессии;
10) содействоватьсовершенствованию службы.
После того как социальныйработник выслушал клиента, он не должен сразу пытаться разрешить ситуацию.Следовать первому импульсу в решении проблемы для социального работника — значиттолько осложнить ситуацию.
Процесс решения проблемысоциальным работником включает:
1) сбор информации извсех относящихся к делу источников,
2) оценку информации,
3) определение проблемы,
4) планирование действий,
5) составление подробногочеткого плана действий,
6) осуществление планадействий,
7) оценку результатов.
Социальный работник,имеющий дело с «поломанным» (по аналогии с автомобилем) человеком, должен иметьв виду, что процесс сбора и оценки информации может быть неприятен клиенту.Поэтому данные нужно собирать в сензитивной манере, характерной для работы слюдьми.
Социальный работникобщего профиля должен быть включен в решение проблемы на всех уровнях — начинаяот публичного просвещения до непосредственного выполнения действий, связанных срешением проблемы в качестве штатного сотрудника. Но, даже будучи штатнымработником, профессионал должен постоянно участвовать в общественной работе,набирать и обучать добровольцев, привлекать денежные средства, просвещатьобщество о сути проблем.
1.2 Рольличностных качеств в профессионально-коммуникативной деятельности социальногоработника
Стиль поведениясоциального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, егоценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие насистему отношений, которую он формирует. Некоторые социальные работникичувствуют себя как рыба в воде в конфликтных ситуациях, другие — в ситуацияхсотрудничества и взаимопомощи. Одни умело общаются со слишком говорливымиклиентами, другие успешно находят общий язык с замкнутыми и молчаливыми. Однивыдерживают агрессивное, враждебное отношение к себе, другие нет. Одниотзывчивы к детям, другие более сочувствуют людям пожилого возраста.
Поэтому роль личностныхкачеств социального работника, несомненно, велика в его профессиональнойдеятельности. Среди них можно выделить такие, как гуманистическаянаправленность личности, личная и социальная ответственность, обостренноечувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважениедостоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность,эмпатичность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональнаяустойчивость, личностная адекватность по самооценке, уровню притязаний исоциальной адаптированности.
Личностные качествасоциального работника можно разделить на три группы. К первой группе относятсяпсихофизиологические характеристики, от которых зависят способности к данномувиду деятельности. Ко второй — психологические качества, характеризующиесоциального работника как личность. К третьей группе — психолого-педагогическиекачества, от которых зависит эффект личного обаяния.
Качества первой группы,которые отражают психические процессы (восприятие, память, воображение,мышление), психические состояния (усталость, апатия, стресс, тревожность,депрессия), внимание как состояние сознания, эмоциональные и волевые проявления(сдержанность, индифферентность, настойчивость, последовательность,импульсивность) должны отвечать требованиям, предъявляемыми профессиональной деятельностисоциального работника. Некоторые из этих психологических требований являютсяосновными, без них вообще невозможна качественная деятельность. Другие играют,на первый взгляд, второстепенную роль. Если кто-то из социальных работников неотвечает психологическим требованиям, предъявляемым профессией, тоотрицательные последствия такого несоответствия могут проявиться не так быстро,но при неблагоприятных условиях они практически неизбежны.
Психологическоенесоответствие требованиям профессии особенно сильно проявляется в сложныхситуациях, когда требуется мобилизация всех личных ресурсов для решениясложной, чаще всего нестандартной задачи. В работе с людьми необходимысобранность и внимательность, умение понять клиента, такие волевые качества,как терпение, самообладание и т.д. Без этих ведущих для данной профессиихарактеристик психики невозможна эффективная работа.
Чем труднее для освоенияпрофессия, чем более значима она в социальном отношении, тем крупнее должныбыть блоки личностных свойств, принимаемых в качестве основы профессиональнойпригодности. Когда же дело касается специалиста социальной сферы, то приподборе кадров следует оценивать целостный образ личности, в формированиикоторой существенную роль играет, с одной стороны, опыт работы с людьми, а сдругой — установки и ценностные ориентации кандидата.
Ко второй группе качествотносятся такие психологические качества, как самоконтроль, самокритичность,самооценка своих поступков, а также стрессоустойчивые качества — физическаятренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своимиэмоциями.
К третьей группе качествотносятся: коммуникабельность (умение быстро устанавливать контакт с людьми);эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий,сопереживание их нуждам); аттрактивность (внешняя привлекательность личности);красноречие (умение внушать и убеждать словом) и другие.
Социальный работникпрофессионально помогает людям, поэтому он должен иметь навыки педагогическойдеятельности. Знания, умения и навыки социальной работы составляют фундаментпедагогической культуры специалиста социальной сферы. К числу ее структурныхэлементов также относят психолого-педагогическую направленность личности,педагогические способности и мастерство, искусство делового общения и культуруслужебного поведения. /15, с.192/. Педагогическая культура социальногоработника. Предпосылкой для формирования педагогической культуры социальногоработника являются его педагогические способности. Их задатки считаютсяврожденными. Они проявляются в склонности человека работать с людьми, проявлятьк ним интерес, терпение, выдержку и т.д. Но задатки еще не сами способности, алишь анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе их развития. Как ивсякие другие способности личности, они могут стать ее сформировавшимсякачеством, если личность постоянно работает над ними. Педагогическаяспособность предполагает такую черту, как педагогическая наблюдательность. Онапроявляется в умении дать характеристику объекту, выявить его сильные и слабыестороны, предположить реакцию клиента на оказываемое на него воздействие и т.д.Хорошо развитая педагогическая наблюдательность сильна в сочетании с даромпедагогического предвидения. Точная диагностика состояния клиента — лишьизначальная сторона дела. Социальный работник должен видеть конечный результат,итоги предпринимаемых действий. Работая с человеком, он обязан предвидетьпоследствия своей деятельности и заранее прогнозировать их. Педагогическоепредвидение помогает смоделировать этапы работы, учесть основные проблемы ивозможные противоречия. Педагогической наблюдательностью и предвидением обычнообладают люди с развитым творческим воображением и гибким умом. Возникающие всоциальной работе ситуации, как правило, неповторимы и требуют каждый разнового, своеобразного подхода к их разрешению. Педагогические способностираскрываются при условии, если социальный работник досконально знаком стехнологией осуществляемого воздействия и обладает необходимыми для этогознаниями. Без психолого-педагогической грамотности нет педагогическогомастерства, включающего в себя педагогическую технику и педагогический такт.Эти понятия обозначают комплекс навыков и умений, необходимых для применениязнаний педагогики и психологии в работе с людьми. Основной навык любогосоциального работника общего профиля — это интервьюирование. Этот навыкпредполагает знание того, как разговаривать с человеком, имеющим ту или инуюпроблему, таким образом, чтобы он (или она) чувствовали себя в безопасности,чтобы могли раскрыться. Социальный работник должен уметь помочь клиенту, создавобстановку, способствующую доверию, получению необходимой информации. Понятие«клиент» может подразумевать не только одного человека, но и семью, группу,организацию, общину.
Для социального работникаважен и навык самообладания. В психологии этот навык рассматривается какпоказатель социальной и эмоциональной зрелости личности. Самообладание нестолько качество личности, сколько процесс управления своим поведением вэкстремальной ситуации. С учетом того, что социальному работнику частоприходится бывать именно в таких ситуациях, ему необходимо развивать в себеспособность к самообладанию.
Эти и другие навыкиобъединяются понятием «педагогическая техника». Эффективность ее применениябудет гораздо выше, если она органически сливается с педагогическим тактом. Этопонятие рассматривается в педагогической литературе как соблюдение принципамеры в общении с людьми, чтобы педагогические средства воздействия при неумеломпользовании ими не перерастали в свою противоположность. Педагогический тактпроявляется в способности чутко улавливать малейшие изменения в настроении ипсихологическом состоянии клиента. Важнейший путь овладения педагогическимтактом — постоянный самоконтроль и самоанализ поведения в любых ситуациях. Приэтом полезно учитывать тонкое замечание А.С. Макаренко: «Хотя люди понимают,что их воспитывают, но никто не любит подвергаться специальным педагогическимпроцедурам. Тем более люди не любят, когда с ними бесконечно беседуют о пользевоспитания и морализуют каждую фразу». В том и проявляется искусствосоциального работника, чтобы не выставлять на первый план свою воспитательнуюфункцию, а действовать советом, добрыми пожеланиями, личным участием в решениипроблем клиента.
Существует определеннаяэтика в служебных отношениях, которая предъявляет четкие требования к методамработы с человеком. Социальный работник обязан следить за такими «деталями»,как тон в разговоре, уметь владеть собой в напряженных ситуациях, уважатьмнение собеседника и т.д.
Социальный работникдолжен всегда стремиться выразить свое отношение к случившемуся с клиентом:возмущение по поводу несправедливости, нечестности, хамства, удовлетворение ирадость по поводу достигнутых успехов, беспокойство в связи с теми или инымизатруднениями, сожаление, укор в связи с допущенными ошибками и т.д.Эмоциональное сопереживание, живое участие, открытое выражение своего отношенияк делу позволяют социальному работнику создавать благоприятную обстановкуобщения, в которой между участниками устанавливается действительноевзаимопонимание, более четко фиксируются их намерения и запросы. /1, с.56/
1.3 Профессиональное общение как средство деятельностисоциального работника
В 1991 г. Россия присоединилась к сообществу стран, в которых существует профессиональная социальнаяработа. Происшедшие в постсоветской России глубокие социальные перемены,нестабильность политической и экономической ситуации привели к увеличениючисленности и расширению спектра социально незащищённых и уязвимых контингентов(малоимущие и безработные, учащаяся молодёжь, неполные и многодетные семьи,семьи с хроническими больными и инвалидами, мигранты и беженцы и др.), а такжесоциально девиантных контингентов и «групп риска» (лица, страдающиеалкоголизмом и наркоманией, несовершеннолетние правонарушители, лица безопределённого места жительства, профессиональные нищие и др.). Профессиональнаясоциальная работа – один из главных способов реагирования общества на измененияв мире. Это деятельность по гармонизации человеческих отношений через оказаниепомощи отдельным людям, группам людей посредством защиты, поддержки иреабилитации. Чаще всего под «социальной работой» понимается комплексконкретных практических действий правовой, экономической, психологическойпомощи немощным, социально – незащищённым, социально дезадаптированным людям(инвалидам и их семьям, мигрантам, беженцам, людям с отклоняющимся поведением,жертвам насилия, безработным, бездомным, женщинам, детям, молодёжи, пожилым и др.).В своей практике социальные работники соприкасаются с различными сферами жизничеловека и общества – сферой здоровья ( физического, психического, социального), прав, системой образования, планированием семьи, экономическими программами,с проблемами занятости населения и др.
Онипроводят индивидуальное и групповое консультирование, работают с труднымижизненными ситуациями, их профилактикой. Организуют профессиональную социальнуюработу, осуществляют административные функции.
В последнейредакции (1994 г.) тарифно – квалификационой характеристики должности «специалист по социальной работе» выделяются следующие его функции:
1) аналитико – гностическая(выявление и учёт на территории обслуживания семей и отдельных граждан, в томчисле несовершеннолетних детей, нуждающихся в различных видах и формахсоциальной поддержки, и осуществление патронажа над ними);
2) диагностическая (установлениепричин возникающих у граждан трудностей);
3) системно – моделирующая(определение характера, объёма, форм и методов социальной помощи);
4) активационная (содействиеактивизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи исоциальной группы);
5) действенно – практическая (помощь в улучшении взаимоотношений между отдельными людьми и их окружением;консультации по вопросам социальной защиты; помощь в оформлении документов,необходимых для решения социальных вопросов; содействие в помещении нуждающихсяв стационарные лечебно – оздоровительные учреждения; организация общественнойзащиты несовершеннолетних правонарушителей и др. );
6) организаторская ( координациядеятельности различных государственных и негосударственных учреждений, участиев работе по формированию социальной политики, развитию сети учреждений социальногообслуживания );
7) эвристическая (повышение своейквалификации и профессионального мастерства).
Особо можновыделить функцию коммуникативную, с помощью которой осуществляются практическивсе предыдущие. «Коммуникативная функция призвана устанавливать с нуждающимисяв той или иной помощи и поддержке, организовать обмен информацией,способствовать включению различных институтов общества в деятельностьсоциальных служб, помогать восприятию и пониманию другого человека». /14, с.123/
Фактическипредполагается, что социальный работник должен быть способен выступать вкачестве социального статистика, администратора и менеджера; обеспечиватьразного рода социальное обслуживание; помогать в воспитании детей; осуществлятьпсихологические и правовые консультирование и экспертизу; проводитьпросветительскую работу по самым разным вопросам, в том числе таким, какздоровый образ жизни, планирование семьи, профилактика правонарушений и др.
Средиосновных профессиональных требований к социальному работнику, помимо того, чтоон должен иметь хорошую профессиональную подготовку и знания в различныхобластях, обладать достаточно высокой общей культурой, владеть информацией осовременных политических, экономических и социальных процессах, он также долженобладать определённой социальной приспособленностью. Ему необходимо умелоконтактировать и располагать к себе «трудных» подростков, сирот, инвалидов,людей, находящихся на реабилитации и т.д. Специалист по социальной работеобязан иметь профессиональный такт, способный вызвать симпатию и доверие улюдей, соблюдать профессиональную тайну, быть деликатным – одним словом, ондолжен уметь общаться.
Такимобразом, деятельность социального работника заключается в постоянном контакте слюдьми, то есть в непосредственном общении с ними. Все задачи, стоящие передсоциальным работником, решаются посредством общения. В процессе общения обменинформацией между его участниками осуществляется как на вербальном, так иневербальном уровнях. «Задачей социального работника является создание доброжелательнойобстановки, нахождение подходящего способа поведения и общения с клиентом. Дляэтого необходимо знать не только техники ведения беседы и правила общения,психологические особенности людей и значение невербальных средств общения, но иобладать такими качествами, как вежливость, приветливость, любезность,направленность на людей, терпение, интуиция, сострадание и т.д.» /10, с.96 –97/
Созданиедоброжелательной обстановки и выбор правильного способа поведения и общенияпозволит социальному работнику понравиться людям и склонить их к своей точкезрения. От этого и зависит эффективность деятельности социального работника.
Итак, извсего вышесказанного можно сделать вывод: социальная работа – это профессиякоммуникативная, то есть тесно связанная и неотрывная с процессом общения, какна микро- и мезоуровнях, так и на макроуровне социальной работы. /5, с.224-223/
Глава2 Практическое исследование и оценка коммуникативных умений
В рамках курсовой работы было проведено практическое исследованиена выявление и оценку коммуникативных умений будущих социальных работников.
Практическая работа содержит в себе следующие этапы:
1. Выдвижениегипотезы.
2. Подборметодики исследования.
3. Выборметода исследования и подготовка к нему.
4. Проведениеисследования выбранным методом.
5. Оценка результатов исследования.
Для проведения исследования был выбран тест «Оценкикоммуникативных умений.
В качестве метода исследования был выбран групповой письменныйопрос респондентов в Ульяновском государственном университете. Опрос проводилсяво время классных часов студентов.
Для проведения исследования был подготовлен вопросник оценкикоммуникативных умений и лист для ответов. Вопросы вопросника носят закрытыйхарактер для точной оценки коммуникативных умений.
В качестве условия для правильного заполнения теста было положеното, что каждый респондент должен свободно выразить своё мнение.
Используемая в исследовании анкета призвана собрать те сведения ореспонденте, которые являются существенными при анализе результатовисследования, но не охвачены вопросником теста. К данным сведениям можноотнести: половозрастной разброс респондентов, наличие практических навыковграмотного и результативного общения, свойства личности опрашиваемого.Существенным условием качества проведённого исследования являетсянезначительный разброс оценок сведений, полученных при тестировании от среднегоих значения.
В исследовании участвовало 40 респондентов
Шкала колебаний оценок при проведении тестирования выраженавысоким уровнем, уровнем выше среднего, средним и низким. Исследование далоследующие результаты.
Из 20 респондентов, студентов первого курса обучения 30%респондентов имеют уровень коммуникативных умений выше среднего, 40% средний и30% низкий уровень коммуникативных умений. Высокий уровень не имеет ни одинреспондент.
Из 20 респондентов, студентов последнего курса обучения 35%респондентов имеют высокий уровень коммуникативных умений, 55% уровень вышесреднего, 10% средний уровень. Низкий уровень коммуникативных умений имелнезначительный процент респондентов, который существенно не повлиял нарезультаты исследования.
Выводы по результатам исследования.
Испытуемые, на которых оказывает влияние работа по развитиюкоммуникативных умений (т. е. которые участвуют в социально-психологическихтренингах, ролевых и деловых играх, тренингах общения), имеют опыт практическойдеятельности, получили наивысшие оценки, характеризующиеся тем, что ониобладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных умений.
Они испытывают потребность в данном виде деятельности и активностремятся к ней: быстро ориентируются в трудной ситуации, непринуждённо ведутсебя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или всоздавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают своёмнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживлениев незнакомую компанию, любят организовывать различные игры, мероприятия,настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела,которые бы удовлетворяли их потребности в коммуникативной и организаторскойдеятельности.
В результате обработки полученных данных, выяснилось, что развитиекоммуникативных умений оказывает значительное влияние на формирование иразвитие коммуникативной компетентности. На основе проведённого исследованияразвития коммуникативных умений студентов, были получены данные, доказывающиетот факт, что процесс общения в деятельности социального работника становитсяболее эффективным, если при подготовке социальных работников будет регулярнопроводиться оценка конкретных умений, на основе которых будут применятьсясредства развития коммуникативных умений. Участие в комплексной работе поразвитию коммуникативных умений положительно сказывается на развитии личностистудента.
Доказано, что студенты с высоким уровнем коммуникативных уменийобладают творческим потенциалом, отличаются развитым чувством индивидуальности,уверенностью в себе, уравновешенностью и напористостью. Для студентовпоследнего курса обучения в сравнении со студентами первого курса свойствененразвитый самоконтроль, организованность, умение дисциплинировать себя,коммуникативная компетентность оказывается на высоком уровне.
Умение общаться даёт возможность раскрыть коммуникативныеспособности личности студента, помогает наработать тот позитивный жизненныйопыт, который станет источником психологической поддержки человека на многиегоды. Успех, пережитый публично, ставший результатом напряжения физических ипсихических сил личности, остаётся с человеком на всю жизнь как опыт счастья.
Тест оценки коммуникативных умений, несмотря на большое количествовопросов, вызвал интерес со стороны респондентов и его результаты вполне можнопризнать объективными.
Дальнейшее применение теста позволит выявить респондентов, которыепо своим коммуникативным умениям будут соответствовать критериям отбора иприёма на работу социальных работников в различные социальные службы.
2.1 Пути развития коммуникативных умений
Навыки продуктивного общения у людей складываются стихийно иливозникают как побочный продукт обучения. Специальное обучение навыкам общенияпредставляет собой особую задачу, важность которой для социального работникатрудно переоценить. В качестве одного из путей решения этой задачи выступаетсоциально-психологический тренинг, или тренинг общения. В содержаниисоциально-психологического тренинга включаются два рода задач: во-первых,изучение общих закономерностей общения, во-вторых, овладение «технологией»коммуникации, т. е. формирование навыков и умений профессионального общения.
Таким образом, выделяются теоретическая и практическая стороныпроблемы социально-психологического тренинга. Последняя предполагаетупражнения, направленные на приобретение и отработку навыков и умений общения склиентами: управления на формирование умений последовательно действовать навсех этапах консультирования, навыков снятия мышечного напряжения во времясоциальной работы, умений осуществлять распределённое произвольное внимание,обнаруживать наблюдательность. Особое значение имеют упражнения по технике и культуреречи с использованием обратной связи с помощью магнитофонной записи, а приналичии видеомагнитофонной техники — упражнения, обеспечивающие развитиеадекватной мимики и жестикуляции в условиях общения с клиентами социальныхслужб.
Общеизвестно, что человек, слушающий запись своего голоса намагнитофонной ленте и, тем более, видящий себя на экране видеомонитора,получает оптимальные возможности для корректировки своей речи, мимики ижестикуляции, воспринимает себя «со стороны» точно также, как другого человека.Одной из форм социально-психологического тренинга общения являются деловыеигры, моделирующие типичные социальные ситуации, к примеру, приём клиента.Тренинг общения — новая форма в социальной работе в системе подготовки иусовершенствования социальных работников, представляется весьма перспективнойдля их обучения (31,46-48).
Необходимо обратить внимание на то, что степень развитиякоммуникативных умений будущих социальных работников неразрывно связана снепосредственным участием студента-практиканта в проведении приёмов клиентов всоциальной службе.
В современных условиях коммуникативные умения рассматриваются каксистема внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективнойкоммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Впроцессе общения обеспечивается единство действий людей, осуществляется ихобъединение, упорядочивается взаимопонимание и согласованность действий,поступков, поведения, формируются качества человека как субъекта культуры,познания, труда.
Во многих видах деятельности общение — не только обыденная функциявзаимодействия, но и функциональная категория. Функциональным, профессиональнозначимым является общение в гуманитарной деятельности, где оно выступает какинструмент воздействия, при этом обычные условия и функции общения получаютдополнительную нагрузку. В целенаправленной гуманитарной деятельности общениеприобретает специальные задачи: в данной сфере необходимы знаниязакономерностей делового общения, умение обладать коммуникативными способностямии речевой культурой (12,18).
Коммуникативные умения — это способность устанавливать иподдерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективнойкоммуникации студентов и специалистов характерно: достижение большейопределенности во взаимопонимании партнеров, лучшее понимание ситуации ипредмета общения, что способствует разрешению проблем, обеспечивает достижениецелей с оптимальным расходованием ресурсов.
Развитие компетентного общения студентов и специалистов всовременных условиях предполагает ряд принципиальных направлений егогармонизации, при которой другой человек приобретает статус ближнего, а общениестановится доверительным в глубоком смысле, поскольку речь идет о довериипартнёру себя, своего внутреннего мира, а также сведений, например, связанных ссовместно решаемой типовой учебной или служебной задачей (30,12).
Одним из главных приёмов формирования коммуникативных уменийобладает театральная педагогика, главной целью которой является предупреждениепроявления затрудненности в общении, которое обусловлено фактором межличностныхотношений и обнаруживается в форме изменения стилей делового общения. Частымипричинами затруднений общения студентов и специалистов могут, по мнению автора,выступать индивидуально-психологические особенности общения, включающиеинтеллектуальные, волевые, личностные проявления субъекта.
Одним из самых распространенных и эффективных приёмов формированиякоммуникативных умений является игра. Именно ролевая игра используетсятеатральной педагогикой в качестве одного из приёмов развития коммуникативныхумений студентов и специалистов. В театральной педагогике давно сложиласьособая методика, специфические принципы и средства обучения через творческиемастерские (37,15).
Особую роль в театральной педагогике занимает групповое общение иумение взаимодействовать с другими; в таких играх личность студента испециалиста учится строить взаимоотношения с товарищами и сотрудниками, наоснове кооперации и разделения, дифференциации труда. Кроме того, расширяетсярепертуар профессиональных ролей. Групповая игра и другие виды совместнойдеятельности вырабатывают у студентов и специалистов необходимые навыкисоциального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в тоже время отстаивать свои права.
Выявление игровой природы коммуникативного мастерства, как иовладение им, требует особой технологии, а именно проработки игровых методик,особенно с технологией педагогического управления играми.
Поливариантность игрового характера отличает следующую группуприёмов. Это задания проблемно-творческого характера с установкой на ролевоеисполнение. Коммуникативно-исполнительское мастерство личности студента испециалиста проявляется как два взаимосвязанных и всё же относительносамостоятельных умения найти адекватную теме общения коммуникативную структуру,соответствующую цели общения, и умение реализовать коммуникативный замыселнепосредственно в общении, а значит, продемонстрироватькоммуникативно-исполнительскую технику общения. Вкоммуникативно-исполнительском мастерстве личности проявляются многие её навыкии, прежде всего, навыки эмоционально-психологического саморегулирования какуправление своей психофизической органикой, в результате чего личностьдостигает адекватного коммуникативно-исполнительской деятельности эмоционально-психологическогосостояния.
Студенты и специалисты, не получившие в процессе жизнедеятельностинавыки общения, коммуникативных умений, лишены чувства раскованности всовременном обществе, защищённости. Для доказательства данного утверждения, ибыло проведено исследование на выявление уровня развития коммуникативныхумений.
Заключение
Социальная работа как деятельность по гармонизации человеческихотношений, по оказанию различных видов помощи различным категориям населениянеразрывно связана с общением как процессом передачи информации, восприятием ипониманием людей друг другом.
Общение в сфере социальной работы может быть представлено в 3видах: деловом (общение в официально-деловой сфере), интимно-личностном(основывается на установление доверительных дружеских отношений между клиентоми специалистом по социальной работе, социальным психологом илипсихотерапевтом), консультативным общение (с целью решения каких-либо проблемклиента — материальных, социальных, правовых, психологических).
Общение может осуществляться с помощью вербальных и невербальныхсредств, и социальный работник должен хорошо знать оба эти средства и уметьприменять и понимать их на практике для того, чтобы расположить к себе клиента,понять его состояние (по голосу, интонации, позе, жестам и мимике), а значитточно выбрать наиболее эффективный способ решения его проблемы.
Социальный работник часто является для своих клиентов (одинокихили престарелых людей) единственным человеком, с которым можно поговорить.Иногда только специалист по социальной работе или социальный психолог готов испособен разрешить проблему клиента. Социальный работник призван помогатьлюдям, а значит, он должен устанавливать, уметь общаться.
Умение слушать и слышать — является важнейшей, если не самой важной,характеристикой коммуникативной компетенции не только социального работника — консультанта, но и специалиста по социальной работе во всех других областях.
Деятельность социального работника заключается в постоянномконтакте с людьми, то есть в непосредственном общении с ними. Все задачи,стоящие перед социальным работником, решаются посредством общения. Созданиедоброжелательной обстановки и выбор правильного способа поведения и общенияпозволит социальному работнику понравиться людям и склонить их к своей точкезрения. От этого и зависит эффективность деятельности социального работника.
Коммуникативные умения специалиста по социальной работе оказываютнепосредственное влияние на его личность. Однако, помимо каждодневной практики,они требуют постоянного контроля и тренировки с использованием самыхсовременных методик развития и оценки коммуникативных умений.
Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод: изложенный вработе материал и практическое исследование показали, что развитиекоммуникативных умений напрямую связано с постоянной работой над собой каксамого социального работника, так и работой по методикам совместно соспециалистами, проводящими его профессиональную подготовку. Вполне логичносчитать, что серьёзный смысл развитие коммуникативных умений приобретает вконтексте постоянного контроля над результатами прилагаемых усилий,самотестирования. Поэтому необходимо применение технологий тестированиясоциальных работников на всех этапах их подготовки.
Литература
1. АлешинаЮ.Е. Индивидуальное и семейное психологическое
консультирование. — М: Редакционно-издательский центр Консорциума»Социальное здоровье России” 1993.
2. АндрееваГ.М. Социальная психология — М., Аспект Пресс, 1996.
3. АтватерИ.Я. Вас слушаю… М: Экономика, 1988. — 111 с.
4. Введениев практическую социальную психологию/ под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В.Соловьевой — 3-е. издание, М.: Смысл, 1999. — 377 с.
5. ВладимироваО.А., Овчинников Ю.А. Методика психологического консультирования в социальной работе//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 1996, № 2
6. ГорянинаВ.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.:издательский центр «ACADEMIA», 2002.
7. ГойхманО.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов/Под ред.Проф. О.Я. Гойхмана. — М.: Инфра, 1997. — 272 с.
8. ДанкелЖ. Деловой этикет. Серия «1000 секретов успеха ». Ростов н/Д: Феникс,1997.
9. ДевисФ. Создай себе имидж/ Пер. с англ. С.И. Ананин, Мн.: ООО «Попурри»,1998.
10. КарнегиД. Как завоевать друзей — Мн. Беларусь, 1990.
11. КасаткинС.А. Мастер общения — СПб: Питер, 2001.
12. КвасковВ.Д. «Роль общения в деятельности человека»// Социально — политический журнал, 1996, № 3, стр. 224 — 234.
13. КвиллиамС. Тайный язык жеста и взгляда, пер. с англ. — М.: Ниола — пресс, 1998.-144 с.
14. КибановА.Я., Захаров Д., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник:/Под ред. А.Я.Кибанова. — М.: ИНФРА-М, 2003.
15. КозловВ.В. Социальная работа с кризисной личностью — Ярославль, 1999.-238 с.
16. КолпачниковВ.В. «Индивидуальные модели консультативного процесса и психологическогоздоровья в консультировании» // «Журнал практическогопсихолога», 1997. №5, стр.18 -26.
17.КолпачниковВ.В. «Общее введение в индивидуальное психологическоеконсультирование» // «Вопросы психологии», 1998, №6, стр. 35-43.
18.Краткийпсихологический словарь/Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.А. Петровского, М.Г.Ярошевского. — М: Политиздат, 1985.
19.КурабтовВ.И. Стратегия делового успеха. Учебное пособие для студентоввузов. — Ростов-на-Дону. Изд. «Феникс», 1995. — 416 с.
20.Лабунская В.А. Психология затруднённого общения. Теория, методы. Диагностика.Коррекция: Учеб. пособие для вузов. — М: ACADEMIA, 2001 -286 с.
21.ЛеонтьевА.Н. Проблема развития психики-М.: 1972.
22.ЛомовБ.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии, М.: Педагогика,1991. -296 с.
23.ЛомовБ.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида// Психологическиепроблемы социальной регуляции поведения, М.: 1976.
24.ЛупьянЯ.А. Барьеры общения, конфликты, стресс… — Минск: Вышэйшая школа, 1986, — 206с.
25.Методологическиеи технологические основы современной социальной работы в России. /Под ред. Н.И.Лапина. — Ярославль, «Диа-пресс», 1997. – 151 с.
26.МэйР. Искусство психологического консультирования/ Пер. с англ. Т.К.Кругловой. — М: Независимая фирма «Класс», 1994.
27.НемовР.С. Общие основы психологии, М.: Просвещение, 1994.
28.Общениеи оптимизация совместной деятельности / Под ред.
Г.М.Андреевой и Я.М. Яноушек, МГУ, 1982.
29.Основысоциальной работы / Под ред. П.Д. Павленка — М.: Инфра — М, 2000.-368 с.
30.ПаламарьА. Мудрость общения, М.: 1990.
31. ШмелёваН.Б. Теория и методика профессионально-личностного развития социальногоработника — Ульяновск, 2003.
32. ЭрнстО. Слово предоставлено Вам; М.: 1988.
33. Языкжестов: Деловой бестселлер; пер. с англ. Мн-Парадокс, 1995- 414 с.
Приложение 1
Совершенствование вербальных компонентов общения.
Упражнение на правильное использование пауз.
Эти упражнения помогут, если вы: — говорите быстро и невнятно; — часто теряетесь в разговоре; -часто используете звуки типа «м-м» или«э-э»; -вас постоянно просят повторить сказанное.
1. Имеет смысл использовать упражнение «Я делаю паузу идышу». Следить за темпом своей речи бывает достаточно трудно, поскольку вык нему очень привыкли. Но если вы быстро ходите, едите и вообще все делаетебыстро, почти наверняка вы и говорите слишком быстро. Чтобы научитьсясознательно контролировать дыхание и паузы по ходу речи, используйте ситуации,когда читаете что-либо вслух детям или на собрании.
Высказываясь на какую-либо тему, попросите кого-нибудь из друзейили родственников, лучше всего человека, умеющего хорошо слушать, расставлятьза вас паузы. Он должен говорить «пауза», а вы — выдерживать некоторуюпаузу. Пусть помощник делает это и в неожиданные моменты. Расстояние междупаузами должно быть различным. Длина паузы должна зависеть от того, насколькобыстро или медленно произносится слово «пауза». Паузы должны повозможности зависеть от содержания речи.
2. Делайтенебольшие паузы перед тем, как высказываете какую-либо информацию. Например,«Меня зовут (мини-пауза) Джо Блоке». Люди склонны считать, чтоинформация — это скучно, поэтому всегда стремятся поскорей с ней разделаться. Преждечем представиться или назвать номер телефона, сделайте паузу, чтобы придатьинформации больше значения.
3. Чтобыизбавиться от звуков-паразитов «м-м», «э-э» и т.д…попросите
своего друга или родственника каждый раз, когда вы произносите этот звукуказывать на это с помощью физического (например, поднятым пальцем) либо
Используя магнитофон, прослушайте запись своего выступления накакую-либо скучную тему. Обратите внимание на все «м-м» и«э-э», затем повторите то же самое высказывание без этих звуков.
4. Последитеза тем, как другие люди используют и заполняют паузы, и как это влияет на ихимидж в целом.
ТЕСТ ОЦЕНКИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ
Инструкция: «Отметьте ситуации, которые вызывают у Васнеудовлетворение или досаду и раздражение при беседе с любым человеком — будьто Ваш товарищ, сослуживец, непосредственный начальник, руководитель или простослучайный собеседник».
Варианты ситуаций
1. Собеседникне дает мне шанса высказаться, у меня есть, что сказать, но нет возможностивставить слово.
2. Собеседникпостоянно прерывает меня во время беседы.
3. Собеседникникогда не смотрит в лицо во время разговора, и я не уверен, слушает ли он меня.
4. Разговорс таким партнером часто вызывает чувство пустой траты времени.
5. Собеседникпостоянно суетится, карандаш и бумага занимают его больше, чем мои слова.
6. Собеседникникогда не улыбается. У меня возникает чувство недовольства и тревоги.
7. Собеседникотвлекает меня вопросами и комментариями.
8. Чтобы я ни сказал, собеседник всегда охлаждает мой пыл.
9. Собеседниквсегда старается опровергнуть меня.
10.Собеседник передергивает смысл моих слов ивкладывает в них другое содержание.
11.Когда я задаю вопрос, собеседник заставляет менязащищаться.
12.Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид,что не расслышал.
13. Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня лишьзатем, чтобы согласиться.
14.Собеседник при разговоре сосредоточеннозанимается посторонним: играет сигаретой, протирает стекла и т.д., и я твердоуверен, что он при этом
15.невнимателен.
16.Собеседник делает выводы за меня.
16. Собеседник всегда пытается вставить слово вмое повествование.
17.Собеседник всегда-смотрит на меня оченьвнимательно, не мигая.
18.Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая.Это меня беспокоит.
19.Когда я предлагаю что-нибудь новое,собеседник говорит, что он думает так же.
20.Собеседник переигрывает, показывая, чтоинтересуется беседой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает.
21.Когда я говорю о серьезном, а собеседниквставляет смешные истории, шуточки, анекдоты.
22.Собеседник часто глядит на часы во времяразговора.
23. Когда я вхожу в кабинет, он бросает все дела и всевнимание обращает на меня.
24.Собеседник ведет себя так, будто я мешаю ему делать что-нибудьважное.
25. Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое еговысказывание завершается вопросом:” Вы тоже так думаете?” или«Вы с этим не согласны?»
Обработка и интерпретация результатов.
Подсчитайте процент ситуаций, вызывающих у Вас досаду ираздражение.
70%-100% — Вы плохой собеседник. Вам необходимо работать над собойи учиться слушать.
40%-70% — Вам присущи некоторые недостатки. Вы критическиотноситесь к высказываниям. Вам еще недостает некоторых достоинств хорошегособеседника, избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимание на манереговорить, не притворяйтесь, не ищите скрытый смысл сказанного, немонополизируйте разговор.
10%-40% — Вы хороший собеседник, но иногда отказываете партнеру вполном внимании. Повторяйте вежливо его высказывания, дайте ему время раскрытьсвою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можетебыть уверены, что общаться с Вами будет еще приятнее. 0%-10% — Вы отличный собеседник.Вы умеете слушать. Ваш стиль общения может стать примером для окружающих.