Введение
Термин «социальная работа с молодежью» еще не оформился в системе социальной работы в России. Однако специфические социальные проблемы молодежи заставляют говорить о необходимости формирования технологий социальной работы, пригодных для решения этих проблем. Из наиболее беспокоящих общество проблем к ним следует отнести проблему распространения наркомании, СПИДа, проституцию, повышение криминальной активности молодежи, в том числе несовершеннолетних. Проблема построения технологий социальной работы с молодежью усугубляется тем, что, как правило, молодые россияне являются недобровольными клиентами социальных служб. Культура обращения в социальную службу для решения своих проблем в среде российской молодежи еще не сформирована. Все это вместе взятое заставляет обратить особенное внимание на конструирование социальной работы с молодежью.
Современное состояние российского общества определило социальные проблемы молодежи. Исследование этих проблем наиболее плодотворно в рамках соединения социологических парадигм. Долгое время господствовавший в советской (российской) социологии молодежи подход к определению девиантных групп молодежи не стал конструктивным для построения социальной работы с молодыми людьми. Одной из задач данного направления является построение теоретических моделей социальной работы с молодежью на основе синтеза социологических подходов к изучению молодежи.
В данной работе раскрываются основные социальные проблемы различных категорий молодежи, особенное внимание уделяется молодежным группа риска.
Отдельное место занимает тема социальной работы с молодежью в различных сферах жизнедеятельности общества. Эта тема еще не получила достаточного развития в теории социальной работы в России, хотя должности социальных работников вводятся и в образовательных учреждениях и в пенитенциарной системе. Однако этого недостаточно, необходимо осмысление деятельности социального работника в сфере досуга, образования, пенитенциарной системы для эффективной работы с молодыми людьми.
Молодежь — это группа лиц от 14 до 30 лет. Молодежь всегда являлась активной группой населения максимально подверженной влиянию разнообразных факторов внешней социальной среды. Как часть социума молодежь подвержена большинству социальных воздействий и испытывает те же трудности, что и взрослое население в самоопределении, профориентации, трудоустройстве, образовании, обеспечении жильем, социальными гарантиями, медицинском обслуживании и страховании.
Обостряют проблемы молодежи психологические особенности социализации лиц данного возраста. Указанная проблема тесно связана с началом становления молодого человека, с выходом его из первичной семьи, попытками самостоятельно социализироваться путем примыкания к различным социальным группам, субкультурам, движениям.
Объект — проблемы молодежи.
Предмет — технологии социальной работы с молодежью.
Цель — изучение социальных проблем молодежи как социальной общности, изучение технологии работы с различными категориями молодежи, работы с молодежью в различных социальных сферах, работы различных социальных служб, общественных организаций, нормативно-правовых основ работы с молодежью.
Задачи: изучить нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью, социальные проблемы и потребности молодежи, опыт Белгородской области в сфере социальной работы с молодежью предложить наиболее эффективные методы и технологии в данном направлении.
I. «Проблемы и потребности молодежи»
1.1 Историческое развитие социальной работы с молодежью
До 1920г. во многих странах государственная молодежная политика не выделялась в самостоятельную сферу и ограничивалась защитой несовершеннолетних в сфере труда. Забота о молодежи воспринималась как христианская помощь беднякам. Однако постепенно она стала рассматриваться как часть государственной системы, направленной на разрешение конфликтов в обществе. В соответствии с этим выстраивалась система надзора за молодежью. В последствии идеи надзора за молодежью и надзора за ней сложились в концепцию помощи и поддержки молодежи, а инициатива в этой области стала регулироваться законодательством.
В 1920-х годах в советской России в рамках государственной молодежной политики начинает разрабатываться концепция государственной поддержки молодежи. Решающее значение имел III съезд Российского коммунистического союза молодежи (октябрь 1920; 1926 — ВЛКСМ), провозгласивший, что молодежная организация «комсомол» — приобрела, особые полномочия по представлению интересов молодежи и стала важнейшим элементом общества в решении молодежных проблем.
Комсомол выполнял задачи государственной молодежной политики, представляя актуальные направления государственной поддержки молодежи, всех ее категорий. В этой деятельности сочетались однозначная постановка общественных целей, широкий охват молодежных проблем, соединение государственных и общественных механизмов решения крупномасштабных задач.
В советский период существовало 3 направления поддержки молодежи, обладающих правовым обеспечением:
— труд и занятость;
— образование;
— здравоохранение.
1.2 Нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью
В современной государственной молодежной политике основные Концептуальные положения прописаны в Постановлении ВС РФ от 3 июня 1993г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации», которое до января 2005г. было главным документом, диктующим государственную молодежную политику.
Объекты государственной молодежной политики:
— граждане Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством от 14 до 30 лет во время пребывания их на территории Российской Федерации, если это влечет обязанности федеральных государственных органов;
— молодые семьи — семьи в первые 3 года после заключения брака, в случае рождения детей — без ограничения периода брака), при условии, что один из супругов не достиг 30 летнего возраста, а так же неполные семьи, в которых отец или мать не достигли 30 лет;
— молодежные объединения.
Субъекты государственной молодежной политики:
— государственные органы и должностные лица (указом Президента РФ от 17 мая 2000г. № 867 Государственный комитет по молодежной политике был упразднен, его функции были переданы Министерству образования РФ);
— молодежные объединения и ассоциации;
— молодые граждане.
Принципы государственной молодежной политики:
— сочетание государственных, общественных интересов и прав личности в реализации государственной молодежной политики;
— привлечение молодых граждан к участию в формировании политики и программ для молодежи;
— обеспечение правовой и социальной защиты молодых граждан;
— предоставление молодому гражданину гарантирование государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, трудоустройству;
— приоритет общественных инициатив по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи.
Направления:
— обеспечение соблюдения прав молодежи;
— обеспечение гарантий в сфере занятости;
— содействие предпринимательской деятельности молодежи;
— государственная поддержка молодой семьи;
— гарантии предоставления социальных услуг;
— поддержка талантливой молодежи;
— формирование условий для физического и духовного развития молодежи;
— поддержка деятельности молодежных и детских объединений;
— содействие международным молодежным обменам.
Меры реализации:
— принятие специального законодательства и иных правовых актов, решений местных органов власти и управления;
— внесение изменений и дополнений в законодательство и иные акты;
— разработка и выполнение государственной молодежной политики комплексного и целевого характера;
— создание Российского фонда Федеральных молодежных программ для организации и финансового обеспечения приоритетных программ развития молодежи, а также формирование аналогичных региональных и территориальных фондов;
— выделение в федеральном и местном бюджетах отдельных ассигнований на финансирование мероприятий в области молодежной политики;
— создание государственных органов по делам молодежи и социальных служб различного профиля.
В 1994году была принята Федеральная программа «Молодежь России». Для создания механизма решения молодежных проблем предоставление бюджетных средств на развитие приоритетных направлений молодежной политики.[4]
В 1998году принимается новая Федеральная программа «Молодежь России на 1998-2000г.г.» Основная ее часть заключалась в формировании и укреплении правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи. Программой предусматривалось формирование законодательно-нормативной базы, разработка и поэтапное внедрение системы долгосрочного кредитования и иных форм поддержки молодежи в целях получения образования, поддержки деловой активности, строительства жилья, домашнего хозяйства. Так же формирование системы органов для временной и вторичной занятости молодежи, развития предпринимательства. Развитие условий для духовно-нравственного воспитания, гражданского и патриотического становления молодежи. [5]
В 2000 году утверждена целевая программа «Молодежь России (2001-2005 годы)», направленная на создание и развитие правовых, экономических, организационных условий для воспитания у молодежи в условиях демократического общества, рыночной экономики, правового государства, личностную самореализацию молодых людей. [6]
Задачи, поставленные этой программой.
1. создание условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого физического развития молодежи, реализация творческого потенциала, поддержка деятельности молодежных объединений;
2. формирование у молодежи активной жизненной позиции, готовности к участию в общественно-политической жизни страны;
3. выполнение программ социальной адаптации и повышения конкурентоспособности на рынке труда;
4. профилактика безнадзорности, подростковой преступности, наркомании и алкоголизма;
5. улучшение демографической ситуации в обществе, укрепление института молодой семьи, содействие в решении жилищных проблем;
6. развитие и поддержка федеральной и региональной систем информационного обеспечения молодежи.
В 2005году утверждена Министерством образования и науки РФ программа «Молодежь России на 2006-2010 годы».
Анализ трех предыдущих программ позволяет заметить, что первые две программы направлены на создание правовой базы и системы социальных служб, а третья и последующая четвертая четко выделяют направления поддержки и социальной защиты молодежи.
Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ имеет утвержденную структуру с обязательным минимумом для города, района:
1. комплексный центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной соц. помощи);
2. центр социальной помощи семье и детям;
3. социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;
4. социальная гостиница;
5. социальный приют для детей и подростков.
По содержанию социальная поддержка молодежи может быть материально-экономической, коммуникативно-психологической, профессионально-трудовой, медико-социальной. [13;45]
Социальные проблемы и потребности молодежи
Изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах выступает ключевым элементом при формировании системы их социального обслуживания. Согласно исследованиям молодежь нуждается, прежде всего, в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе телефона доверия и далее — в сексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии — приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома. При этом молодые рабочие отдают предпочтение пунктам правовой защиты и юридического консультирования, молодежной бирже труда, центру помощи молодой семье; учащиеся — телефону доверия, сексологической консультации, бирже труда.
Одной из главных проблем молодых рабочих является трудоустройство, хорошо оплачиваемая и интересная работа. Переход к рынку предполагает коренное преобразование стимулов и мотивов экономической активности людей, формирование готовности и способности молодого поколения жить и работать в новых условиях. Изучение отношения к труду различных категорий молодежи показало, что для большинства молодых людей очень важно в жизни иметь интересную работу, хорошие отношения в трудовом коллективе, хорошие условия труда. На это указали от 67 до 75% опрошенных. Несколько меньшее значение придается необходимости ощущать устойчивость своего служебного положения, возможности проявить свои способности — только 50% опрошенных. Наконец, наименьшую по степени важности оценку получила возможность профессионального роста, служебной карьеры — 35%.
Понятно и выдвижение учащейся молодежью в число приоритетных центров «Телефона доверия». Это вызывается возросшей конфликтностью современного бытия, отсутствием зачастую понимания в семье, школе, неумением найти настоящих друзей и просто общаться. Лишь 10-17% респондентов считают, что атмосфера в школах и училищах нормальная, благоприятная, почти каждый второй указывает на отсутствие понимания между педагогами и учащимися,65% признали, что духовной близости ни с кем из педагогов не чувствуют. Более 50% не удовлетворены своим статусом в семье: одни жалуются на ощущение одиночества, другие — на чрезмерную опеку со стороны взрослых, третьих не устраивает необходимость подчиняться старшим.
II. «Роль социальных служб в решении проблем молодежи»
2.1 Социальные службы в решении молодежных проблем
Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи.
Социальная работа среди молодежи рассматривается как обеспечение наиболее благоприятных социально-экономических условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества.
При организации деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи осуществляется целый комплекс мер. Решается задача по созданию и развитию комплекса специализированных служб и учреждений по указанию подросткам и молодежи разнообразных медико-социальных, психолого-педагогических, реабилитационных и социально-правовых услуг.
Для детей и подростков, испытывающих жестокое обращение в семье и насилие, создаются социальные приюты.
С начала 1992 года на базе семи приемников-распределителей для несовершеннолетних созданы центры социальной реабилитации детей и подростков, организуются приюты для детей, оказавшихся вне внимания семьи и интернатных учреждений. Ведется работа по созданию при приемниках-распределителях служб, направленных на ресоциализацию подростков с девиантным поведением.
Кроме этого в ряде регионов созданы Центры (комплексы) социальной реабилитации и адаптации подростков, функции которых значительно расширены. В составе Центров помимо приютов, учебной части, отделения временной изоляции несовершеннолетних созданы реабилитационные службы (малые производственные подразделения, детская гостиница, полиграфическая и швейная мастерские, теплица и т.д.), психолого-оздоровительный центр.
Обеспечение полноценного физиологического и интеллектуального развития личности, подготовка молодого поколения к самостоятельной и трудовой взрослой жизни объективно ставят задачу создания целой системы социальных служб, призванных заниматься этими проблемами, в том числе психологической службы. В настоящий период она представлена психологами в детских садах и школах; семейной психологической службой, организационно оформленной в виде городских или районных психологических консультаций; социальной службой, центральной фигурой которой является социальный работник.
Базисными видами деятельности специалистов, указанных служб, являются психолого-профилактическая, психолого-диагностическая и коррекционная работа, а также консультационная деятельность.
Необходимость такого вида социальных услуг все больше осознается населением и государством.
В системе психологического консультирования различают:
— возрастно-психологические (контроль за состоянием психологического развития ребенка);
— семейное психологическое консультирование (оказание помощи населению по широкому кругу семейных проблем);
— психолого-педагогическое консультирование преподавателей и воспитателей;
— консультационная работа социального работника, в функции которого входит прежде всего задача представления интересов и прав клиента в широком социальном окружении.
Специалист, работающий в области социального консультирования, должен в совершенстве владеть основными принципами, которые впервые были сформулированы В.В. Столиным на материале семейного психологического консультирования. Он выделял следующие принципы:
1. Принцип анализа подтекста (требование различать несколько слоев в запросе-жалобе клиента и выделение способов работы с этими слоями).
2. Принцип отказа от конкретных рекомендаций (ибо человек сам должен принять решение о своей собственной судьбе).
3. Принцип стереоскопического диагноза (именно в семейном консультировании наиболее необходим учет мнения более, чем одной стороны).
4. Принцип системности (выделение системной единицы анализа, будь то индивидуальное сознание, или же семья как целое, или же индивидуальный жизненный путь как целое).
5. Принцип уважения личности клиента (отказ от установки на переделывание, перевоспитание личности, установка на приятие, понимание клиента).
6. Принцип профессиональной направленности и мотивированности консультанта (различение дружеских и профессиональных отношений, поиск и установление границы, где кончается клиент и начинается просто человек )
Основными направлениями деятельности медицинских учреждений, оказывающих помощь детям и подросткам, являлись до недавнего времени сугубо медицинские проблемы. Это санитарно-просветительская работа среди девочек, их родителей и педагогов, осуществление профилактических осмотров для выявления «риск-группы» и больных, оказание лечебно-профилактической помощи девочкам и девушкам с гинекологическими заболеваниями и т.д.
Однако масса проблем интимной жизни детей, право на которую отрицалось взрослыми, заставляет сегодня медицинские учреждения вводить в свои штаты психологов, психотерапевтов, социальных работников, открывать ” телефоны доверия”.
В настоящее время во многих регионах России открыты центры социальной помощи семье и детям. Работа с подростками в них идет по обращаемости (через «телефон доверия» и консультирование, когда подростки анонимно обращаются за помощью к специалисту психологу, врачу-гинекологу, сексопатологу и т.д.) и путем привлечения в центры подростков из школ, ПТУ, техникумов. При центрах работают медико-педагогические школы, где на профессиональном уровне проводятся занятия с группами подростков по проблемам сексуального поведения, репродуктивного здоровья, вреде абортов и ранних половых контактов, профилактики венерических заболеваний и т.п.
Получили развитие и центры здоровья подростков, планирования семьи, консультации «Брак и семья», которые оказывают консультативную, лечебно-профилактическую помощь по всем вопросам полового воспитания подростков.
Активно формируются и интенсивно развиваются в России службы планирования семьи и полового воспитания. Согласно определению ВОЗ, под планированием семьи подразумеваются такие методы, которые помогают отдельным лицам или супружеским парам достичь определенной цели: избегать нежелательных рождений, способствовать появлению желанных детей, регулировать интервалы между беременностями, контролировать время рождения детей с учетом возраста родителей, определять число детей в семье.
Как свидетельствует опыт, в развитых странах Запада реализуются две основные модели молодежной политики.
Во-первых, неконсервативная, характерна для США и некоторых других стран. Она предусматривает государственную помощь лишь отдельным, наименее защищенным и «неблагополучным» категориям молодежи при жесткой регламентации порядка расходования средств и категорий получаемой помощи; [17,20]
Во-вторых, социал-демократическая, характерная для ряда стран Центральной и Северной Европы. Она исходит из признания ответственности государства за интеграцию всей молодежи в обществе, и предусматривает переход от помощи отдельным категориям молодежи к социальным программам, доступным для всех желающих молодых людей.
2.2 Структура и задачи социальной службы для молодежи
В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения РФ» комплексная система социального обслуживания населения, включая молодежь, предусматривает предоставление социально-экономических, медико-социальных, психологических, социально-бытовых, правовых и иных социальных услуг гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации (многодетные, неполные семьи, семьи, в которых проживают инвалиды, одинокие и пожилые люди, дети-сироты, безработные, лица без определенного места жительства, выпускники детских домов и ряд других).
Социальная служба — это предприятие, учреждение, организация и другие юридические лица различных форм собственности, осуществляющие социальное обслуживание, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию без образования юридического лица.
Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ имеет следующую структуру учреждений социального обслуживания.
1.Обязательный минимум для каждого города, района, куда входят:
— центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной социальной помощи);
— центр социальной помощи семье и детям;
— социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;
— социальная гостиница;
— социальный приют для детей и подростков.
2. Дополнительная сеть в городах и районах, куда входят:
— центр психолого-педагогической помощи;
— центр экстренной психологической помощи по телефону;
— реабилитационные центры для лиц с ограниченными возможностями
(в том числе для детей и подростков);
— комплексные молодежные центры военно-патриотической, культурно-досуговой и спортивной направленности.
3. Республиканские, краевые, областные, окружные, межрайоннные учреждения, куда входят:
— центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
— дома-интернаты: детские, психоневрологические, специальные;
— общежития для лиц с ограниченными возможностями.
При организации социальных служб для молодежи очень важно Четко определить их задачи. Так, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних включает в себя четыре отделения: отделение диагностики, социальной реабилитации, дневного пребывания и стационар.
В задачи отделения диагностики входит: выявлять дезадаптированных детей и подростков, создавать банк данных о них; выявлять и анализировать факторы социальной дезадаптации детей, ее формы и стадии; изучать состояние здоровья, особенности личностного развития и поведения детей и подростков; разрабатывать индивидуальные программы социальной реабилитации несовершеннолетних, комплекс мероприятий, направленных на вывод их из сложной ситуации и создание условий для нормальной жизнедеятельности. [12;27]
Основными задачами отделения социальной реабилитации являются: организация поэтапного выполнения программ социальной реабилитации несовершеннолетних; восстановление утраченных контактов с семьей, внутри семьи; оздоровление межличностных отношений несовершеннолетних, восстановление их социального статуса в коллективе сверстников, устранение психотравмирующих ситуаций, выработка навыков общения со взрослыми и сверстниками на основе норм нравственности; содействие в получении специальности и работы; оказание комплексной медико-педагогической и правовой помощи; решение вопросов устройства детей и подростков.
Так, например, основной задачей московского объединения «Педагогический поиск» являются социальная и правовая защита, адаптация и реабилитация выпускников и воспитанников детских домой и школ-интернатов. Сотрудники и добровольцы объединения помогают им устроиться в жизни, получить жилье, образование, подобрать работу. В Доме адаптации подростки учатся правилам социальной жизни, здесь корректируются жизненные ориентации в трудовой семье, укрепляются познания в нравственных, моральных и правовых нормах жизни. В Доме учатся готовить, ухаживать за своим жилищем и за собой. Здесь открыты мастерские прикладного творчества, где подростки выполняют различные виды работ и могут зарабатывать деньги.
2.3 Технологии социальной работы с молодежью
Социальная терапия — это отрасль научного знания, ориентированная на решение социально-терапевтических проблем через преодоление аномалий смысло-жизненных оринетаций, социальных ценностей субъектов общественной жизни (в том числе молодежи), их представления о справедливости и несправедливости.
К общим технологиям социальной терапии можно отнести следующие технологии:
Консультирование — установление контакта путем вербальной коммуникации, выявление проблем клиента, содействие и взаимодействие в поиске их решения;
Арттерапия — «терапия искусством» через вовлечение молодого человека в культурно-досуговые мероприятия, посещение различных культурно-досуговых учреждений;
Музыкотерапия — социализация индивида путем, обращения к какой — либо музыкальной культуре, субкультуре, посещение концертов, слетов, смотров-конкурсов, тематических дискотек регулярное прослушивание музыкальных композиий;
Библиотерапия — воздействие на сознание индивида в процессе формирования смысло-жизненных ориентаций через подбор специальной литературы;
Социально-педагогические технологии — активное участие социального работника (педагога) в воспитании клиента и формировании его смысло-жизненных ориентаций;
Творческие технологии — вовлечение молодых людей коллективную творческую и созидательную деятельность, содействие развитию индивидуального творчества;
Логотерапия — (от греч. logos — слово, therapeia — уход, лечение) лечение словом. Социальная логотерапия занимается изучением методов, средств, способов влияния (взаимовлиянии) на представления людей о социальных процессах, смысле жизни, социальных ценностях. [18;68]
2.4 Опыт и проблемы реализации молодежной политики в Белгородской области
В Белгородской области молодёжи, а это возрастная категория от 14 до 30 лет, насчитывается 367 тысяч, что составляет 40,2% от трудоспособного населения и 24,3% от общей численности жителей области.
Государственная молодежная политика в Белгородской области направлена на решение проблем молодежи и привлечение молодых людей к участию в делах общества и государства.
Молодежная политика Белгородчины является составной частью государственной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития региона и представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути. Опыт показывает, что эффективное решение проблем молодежи Белгородской области возможно лишь на программной основе, при условии соответствующего финансового и организационного обеспечения.
Социальный и правовой статус личности молодого человека опирается на три системообразующие категории. Это — труд, образование, свобода творчества. Эти три категории обуславливают место молодых граждан в городском сообществе. Таким образом, развитие молодежной политики должно быть направлено на обеспечение социальной защиты, социальных прав и гарантий трех социально значимых категорий молодежи:
Работающая молодежь;
Учащаяся молодежь;
Творческая молодежь.
Эти три категории молодежи — целевые ориентиры, для которых должны быть созданы необходимые условия существования и жизнедеятельности и разработаны и реализованы соответствующие программно-целевые мероприятия с учетом наиболее полной оценки затрат и выгод для социально-экономического развития области. Данные целевые ориентиры могут быть выражены в показателях, характеризующих качество жизни, уровень социальной активности молодежи и ее социальное благополучие.
Основными показателями качества жизни данных категорий молодежи являются: состояние здоровья, уровень знаний, образовательных и профессиональных навыков, доход, уровень занятости и степень реализации прав. Аналогичная система показателей может быть использована и для других категорий молодежи.
Одной из главных задач ГМП является координация совместных усилий, концентрация внимания различных ведомств на поставленных задачах, стимулирование их активности, взаимоподдержка и умение найти самые экономичные пути достижения цели. Сегодня в области это сотрудничество приобрело самые разнообразные формы: создание совместных программ, деятельность в межведомственных комиссиях, проведение семинаров, форумов, летней оздоровительной кампании, конкурсов. Опыт работы на межведомственном уровне позволяет также подключить к системному решению молодежных проблем ведущие предприятия и компании области.
В 1992 году в структуре органов исполнительной власти Белгородской области были созданы органы по делам молодёжи. За эти годы в области принят ряд нормативных правовых актов, направленных на реализацию системы мер молодёжной политики. Основные её принципы изложены в Уставе (Основном законе Белгородской области), а также в областных законах ( перечень законодательных актов в этой сфере дан в библиографическом списке литературы).
Основополагающей является областная целевая программа «Молодёжь Белгородской области ». Особенность данной программы в том, что она закладывает основы реализации государственной молодёжной политики в новом тысячелетии. Главная цель программы: усиление социальной защищенности различных групп молодежи, предоставление им возможности реализовать свои интересы и потребности, укрепление молодой семьи, улучшение ее материально — бытового положения, а также создание благоприятных условий для воспитания и социализации детей.
Целями данной программы являются также содействие молодёжи в решении её социальных проблем, а также мобилизация творческого, инновационного потенциала молодёжи для участия в социально-экономических, политических и культурных преобразованиях в Белгородской области.
В соответствии с задачами государственной молодёжной политики в программе определены следующие направления в работе органов по делам молодёжи по её реализации:
обеспечение молодежи всесторонней и полной информацией о ее правах и возможностях в наиболее важных сферах жизнедеятельности;
формирование условий для самоорганизации молодежи, поддержка существующих молодежных общественных объединений;
развитие духовной культуры молодежи, патриотическое и гражданское воспитание молодого поколения;
усиление социальной защищенности различных групп молодежи, предоставление возможностей для удовлетворения их интересов и потребностей, укрепление молодой семьи;
создание условий для самостоятельной, эффективной деятельности молодежи;
формирование здорового образа жизни.
О реализации программы «Молодёжь Белгородской области»
О реализации программы «Молодёжь Белгородской области» в 2004 году красноречиво показывают следующие данные. За этот год сделано много: проведено 1682 районных и городских мероприятия, среди которых такие как «Осколданс», «Иоасафовские чтения», «Нежегольская тропа» и «Афганский ветер».
116 стройотрядов, объединивших 2876 студентов, построили 135 спортивных площадок, отремонтировали 593 дворовых спорткомплекса. В области организовано 432 клуба по месту жительства, 462 молодёжных дискотеки, открыто 67 компьютерных салонов.
77 молодых семей получили квартиры по программе «Молодой семье — доступное жильё», на строительство которых выделены средства в размере 10 млн. рублей из федерального бюджета и 10 млн. рублей из областного. В юбилейный год области проведена акция «50-летию Белгородчины — 50 молодёжных дел».
Объединением «Поиск» было найдено и перезахоронено 289 останков советских воинов, погибших на территории области в годы Великой Отечественной войны, 15 медалей и наград, восстановлено 10 имён без вести пропавших.
Подведены итоги районных рейтинговых соревнований, которые оценивались по 67 показателям, как-то: организация работы по месту жительства, система работы по профилактике правонарушений, организация школ актива, наличие авторских программ и проектов, работа с молодыми семьями, поддержка одарённой молодёжи, организация трудоустройства и занятость. Победителями стали: Борисовский район, Корочанский, Шебекинский, Губкинский, Старооскольский районы, города Старый Оскол, Белгород.
Молодёжная политика Белгородской области в 2005 году имеет двадцать шесть приоритетных направлений, а именно — реализация программ «Молодость Белгородчины», «Молодой семье — доступное жильё», духовно-нравственного и патриотического воспитания «С верой в Отечество».
Заключение.
В процессе написания данной работы на тему: «Технологии социальной работы с молодежью» мной были изучены проблемы молодежи, нормативно-правовые акты молодежной политики Российской Федерации и Белгородской области, роль социальных служб в решении молодежных проблем, технологии работы с молодежью, а так же опыт работы по делам молодежи Белгородской области.
Практика работы Департамента молодежной политики указывает на достаточно профессиональную разностороннюю постановку работы с молодежью в Белгородской области, однако требуется организация еще более системной, более регулярной работы с подростками и молодежью.