–PAGE_BREAK–
Как видно из таблицы №1 наиболее важными проблемами, с которыми сталкивается большинство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выходе из детского дома оказались:
· решение жилищной проблемы;
· материальное самообеспечение;
· самостоятельное решение бытовых проблем;
· решение сложных жизненных проблем, выход из конфликтных ситуаций;
· взаимодействие с различными государственными структурами, инстанциями;
· взаимодействие, общение с различными людьми;
· создание собственной семьи;
· защита законных прав и интересов;
· забота о здоровье.
К проблемам, с которыми сталкиваются выпускники, но редко педагоги отнесли:
· продолжение образования;
· отсутствие возможности посоветоваться со взрослыми;
· организация своего досуга.
Частыми оказались ситуации, когда работники детского дома помогали в решении проблем или отстаивали права своих выпускников (часто ил очень часто – 17(85%); иногда 3(15%)).
Имели случаи обращения выпускников пожить ещё какое-то время после выпуска в детском доме, основными причинами были названы: нерешённая жилищная проблема и трудности адаптации к новой жизни, стремление в «родные стены».
Оценивая, насколько соблюдаются дополнительные права (льготы), гарантированные детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, педагоги выявили следующее: при поступлении в средние и высшие учебные заведения; на период обучения в образовательных учреждениях (ПТУ, колледжах, вузах); при устройстве на работу; при обеспечении жильём – льготы соблюдаются частично; вообще не соблюдаются при предоставлении медицинских услуг и при предоставлении путёвок для отдыха и лечения.
14(70%) из опрошенных сотрудников детского дома считают, что бывший воспитанник детского дома без дальнейшей помощи со стороны работников государственных служб (психологов, медиков, социальных работников, педагогов) адаптироваться к новым условиям существования в обществе не в состоянии.
Исходя из опыта работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, педагоги оценили, насколько часто встречаются случаи, когда бывшие воспитанники проявляли недостаточную готовность к жизни в социуме (см. таблицу №2):
Таблица №2
Очень часто
Часто
Иногда
Вообще не было таких случаев
Попадают в наркотическую зависимость
–
–
4(20%)
16(80%)
Попадают в алкогольную зависимость
–
20(100%)
–
–
Попадают под влияние преступных группировок, втягиваются в противоправную деятельность
–
5(25%)
15(75%)
–
Совершают правонарушения
–
17(85%)
3(15%)
–
Начинают заниматься проституцией
–
6(30%)
14(70%)
–
Ведут иждивенческий образ жизни (нигде не учатся, не работают)
–
20(100%)
–
–
Теряют жилье и становятся бомжами
–
13(65%)
7(35%)
–
Перенимают асоциальный образ родителей
–
18(90%)
2(10%)
Отказываются от своих детей или отдают их в детский дом, интернат
–
–
20(100%)
–
Заканчивают жизнь самоубийством
–
–
20(100%)
–
Не создают семью
–
14(70%)
6(30%)
–
Разводятся
–
20(100%)
–
–
Бросают учёбу
–
15(75%)
5(25)
–
Не могут долго работать ни на одной работе
–
20(100%)
–
–
Как показывает нам таблица №2, часто встречаются случаи, когда бывшие воспитанники детского дома:
· попадают в алкогольную зависимость;
· ведут иждивенческий образ жизни;
· разводятся;
· не могут долго работать ни на одной работе;
· перенимают асоциальный образ родителей;
· совершают правонарушения;
· бросают учёбу;
· не создают семью;
· теряют жильё.
Иногда встречаются случаи отказа от своих детей и самоубийства.
Анализ результатов анкетирования воспитанников Псковского детского дома показал, что, по мнению воспитанников, уровень их подготовленности к решению следующих проблем таков (см. таблицу №3):
Таблица №3
Хорошо подготовлен
Недостаточно подготовлен
Плохо подготовлен
К продолжению образования
6(30%)
13(65%)
1(5%)
К решению жилищной проблемы
6(30%)
9(45%)
5(25%)
К материальному самообеспечению
1(5%)
16(80%)
3(15%)
К самостоятельному решению бытовых проблем (покупка одежды, пищи, оплата коммунальных услуг и т. д.)
17(85%)
–
3(15%)
К взаимодействию с различными людьми (поиск новых друзей, выстраивание отношений с соседями, родителями и т. д.)
15(75%)
5(25%)
–
К созданию собственной семьи
5(25%)
7(35%)
7(35%)
К заботе о своём здоровье
14(70)
6(30%)
–
К организации своего досуга (свободного времени, отдыха)
15(75%)
3(15%)
–
К решению сложных жизненных проблем, выход из конфликтных ситуаций
5(25%)
10(50%)
5(25%)
К взаимодействию с различными государственными структурами, инстанциями
1(5%)
14(70%)
5(25%)
К защите своих законных прав и интересов ( в т. ч. льгот детям-сиротам)
6(30%)
14(70%)
продолжение
–PAGE_BREAK–
Из таблицы №3 видно, что, по мнению воспитанников детского дома, они хорошо подготовлены:
· к самостоятельному решению бытовых проблем;
· к взаимодействию, общению с различными людьми;
· к организации своего досуга;
· к заботе о своём здоровье.
Недостаточно подготовлены:
· к продолжению образования;
· к материальному самобеспечению;
· к созданию собственной семьи;
· к решению сложных жизненных проблем, конфликтных ситуаций;
· к взаимодействию с различными государственными структурами, инстанциями;
· к защите своих законных прав и интересов.
Далее в ответах выявлено, что большинство воспитанников не уверены в себе и своём будущем. Почти 50% (10 опрошенных) считают, что они не смогут справиться с трудностями ни самостоятельной, ни с чьей-либо помощью. И почти столько же детей вообще затрудняются сказать, смогут ли они справится с трудностями в жизни.
Такая неуверенность в себе может частично объясняться тем, что более половины воспитанников знают какие именно льготы (права) имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, знают из каких документов можно узнать о них, но не знают, куда обратиться в случае возникновения проблем. Из 11 перечисленных организаций они выделяют:
· органы опеки и попечительства;
· детский дом, где воспитываются;
· центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Таблица №4
Знаете ли Вы…:
Да, знаю точно
Знаю приблизительно
Вообще не знаю
Свой размер одежды, обуви
18(90%)
2(10%)
–
Как приготовить себе пищу
17(85%)
3(15%)
–
Где платить коммунальные услуги (за жильё, за электроэнергию, за телефон, за газ)
5(25%)
9(45%)
6(30%)
Как пользоваться электробытовыми приборами
20(100%)
–
–
Как сделать ремонт в квартире
2(10%)
16(80%)
2(10%)
Какое лекарство надо принять, если что-то заболело
–
18(90%)
2(10%)
Где взять страховой медицинский полис
7(35%)
14(65%)
–
Как вызвать врача на дом
5(25%)
12(60%)
3(15%)
Свои хронические заболевания
14(70%)
6(30%)
–
Куда обратиться в случае наличия женских (мужских) проблем
9(45%)
11(55)
–
Как уберечься от СПИДа
20(100%)
–
–
Как рассчитать бюджет, чтобы уложиться в получаемые доходы
3(15%)
5(25%)
12(60%)
Куда можно пойти в свободное время
20(100%)
–
–
Как организовать своё время, чтобы всё успевать
14(70%)
6(30%)
–
Как заводить знакомства
18(90%)
2(10%)
–
Как справляться с депрессией
12(60%)
8(40%)
–
Как видно из таблицы №4 воспитанники детского дома знают точно:
· свой размер одежды и обуви;
· как пользоваться электробытовыми приборами;
· как уберечься от СПИДа;
· куда можно пойти в своё свободное время;
· как заводить знакомства;
· как приготовить себе пищу;
· как организовать своё время, чтобы всё успеть;
· свои хронические заболевания;
· как справиться с депрессией, стрессом.
Некоторые дети не знают или знают приблизительно:
· как оплатить коммунальные услуги;
· как сделать ремонт в квартире;
· какое лекарство надо принять, если что-то заболело;
· где взять страховой полис;
· как рассчитать бюджет, чтобы уложиться в получаемые доходы;
· как вызвать врача на дом;
· куда можно обратиться в случае наличия женских (мужских) проблем.
Проблемы, с которыми из-за недостаточной социализации столкнулись подростки после выпуска из детского дома, были (см. таблица №5):
таблица №5
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Продолжение образования
5(25%)
10(50%)
5(25%)
Решение жилищной проблемы
17(85%)
3(15%)
–
Материальное самообеспечение
17(85%)
–
3(15%)
Самостоятельное решение бытовых проблем (покупка одежды, пищи, оплата коммунальных услуг и т. д.)
11(55%)
9(45%)
–
Взаимодействие, общение с различными людьми (поиск новых друзей, выстраивание отношений с соседями, родителями и т. д.)
4(20%)
16(80%)
–
Создание собственной семьи
–
2(10%)
18(90%)
Забота о своём здоровье
15(70%)
5(30%)
–
Организация своего досуга (своего времени, отдыха)
–
20(100%)
–
Решение сложных жизненных проблем, выход из конфликтных ситуаций
15(75%)
3(15%)
2(10%)
Взаимодействие с различными государственными структурами, инстанциями
12(60%)
8(40%)
–
Защита своих законных прав и интересов ( в т. ч. льгот детям-сиротам)
17(85%)
3(15%)
–
Отсутствие возможности посоветоваться с взрослыми
6(30%)
10(50%)
4(20%)
Из таблицы №5 видно, что наиболее важными проблемами, с которыми столкнулись бывшие воспитанники детского дома в период постинтернатной адаптации, оказались:
· решение жилищной проблемы;
· материальное самообеспечение;
· забота о своём здоровье;
· защита своих законных прав и интересов;
· решение сложных жизненных проблем, выход из конфликтных ситуаций;
· взаимодействие с различными государственными структурами, инстанциями;
· самостоятельное решение бытовых проблем.
12(60%) опрошенных оптимистично настроены, уверены, что сумеют добиться в жизни того, чего хотят; 4(20%) ничего хорошего от будущего не ждут; 4(20%) затрудняются ответить.
Почти все воспитанники знают или слышали, что законодательно установлены дополнительные льготы на образование, при устройстве на работу, при получении жилплощади и т. д. детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, но где узнать подробнее не знают.
Бывшие воспитанники при оценивании, насколько хорошо они подготовлены к жизни вне детского дома, показали следующие результаты (см. таблицу №6):
Таблица №6
Хорошо подготовлен
Плохо подготовлен
Вообще не подготовлен
К продолжению образования
15(70%)
5(30%)
–
К выбору профессии
15(70%)
5(30%)
–
К трудовой деятельности
20(100%)
–
–
К решению жилищной проблемы
6(30%)
14(70%)
–
К самообеспечению (покупка одежды, обуви, питание)
12(60%)
5(25%)
3(15%)
К самостоятельному решению бытовых проблем (покупка одежды, пищи, оплата коммунальных услуг и т. д.)
11(55%)
9(45%)
–
К взаимодействию, общению с различными людьми
16(80%)
4(20%)
–
К созданию собственной семьи
5(25%)
10(55%)
5(25%)
К сексуальной жизни
3(15%)
17(85%)
–
К заботе о своём здоровье
3(15%)
17(85%)
–
К организации своего досуга (свободного времени, отдыха)
19(95%)
1(5%)
–
К решению сложных жизненных проблем, выход из конфликтных ситуаций
2(10%)
15(75%)
3(15%)
Как видно из таблицы №6 бывшие воспитанники считают себя хорошо подготовленными:
· к трудовой деятельности;
· к организации своего досуга;
· к взаимодействию, общению с другими людьми;
· к продолжению образования;
· к выбору профессии;
· к решению бытовых проблем.
Плохо или вообще не подготовлены:
· к решению жилищных проблем;
· к созданию собственной семьи;
· к сексуальной жизни;
· к заботе о своём здоровье;
· к решению сложных жизненных проблем;
· к самообеспечению.
Кроме того, при ответе на вопросы, смогут ли они решить имеющиеся проблемы самостоятельно или им нужна помощь людей, в том числе специалистов, и часто ли были в их самостоятельной жизни случаи, когда был бы необходим совет, поддержка, участие, но они нигде не смогли получить или не знали куда обратиться, к кому пойти – 18(90%).
При ответе бывших выпускников на вопрос насколько часто встречаются случаи, когда после выпуска из детского дома их знакомые (см. таблицу №7):
Таблица №7
Очень часто
Часто
Иногда
Вообще не было таких случаев
Попадают в наркотическую зависимость
–
–
3(15%)
17(85%)
Попадают в алкогольную зависимость
–
15(70%)
5(30%)
–
Попадают под влияние преступных группировок, втягиваются в противоправную деятельность
–
–
8(40%)
12(60%)
Совершают правонарушения
–
17(85%)
3(15%)
–
Начинают заниматься проституцией
–
–
14(70%)
6(30%)
Ведут иждивенческий образ жизни (нигде не учатся, не работают)
–
15(70%)
5(30%)
–
Теряют жильё и становятся бомжами
–
13(65%)
5(25%)
2(10%)
Перенимают асоциальный образ жизни родителей
–
16(80%)
4(20%)
–
Отказываются от своих детей или отдают их в детский дом, интернат
–
–
14(70%)
6(30%)
Заканчивают жизнь самоубийством
–
–
8(40%)
12(60%)
Не создают семью
–
15(75%)
4(20%)
1(5%)
Разводятся
–
17(85%)
3(15%)
–
Бросают учёбу
–
14(70%)
16(30%)
–
Не могут долго работать ни на одной работе
–
7(35%)
13(65%)
–
Как показывает таблица №7, часто встречаются случаи, когда выпускники детского дома:
· совершают правонарушения;
· разводятся;
· перенимают асоциальный образ родителей;
· не создают семью;
· попадают в алкогольную зависимость;
· бросают учёбу;
· ведут иждивенческий образ жизни;
· не могут долго работать ни на одной работе;
· теряют жильё.
Иногда встречаются случаи отказа от своих детей и самоубийства.
Сопоставление данных опроса выявило наиболее сложные социальные проблемы, с которыми сталкиваются подростки из детских домов в период постинтернатной адаптации. По степени сложности их можно выделить так:
1. Решение жилищной проблемы;
2. Материальное самообеспечение;
3. Взаимодействие с различными структурами, инстанциями;
4. Защита своих прав законных прав и интересов;
5. Решение сложных жизненных проблем, выход из конфликтных ситуаций;
6. Самостоятельное решение бытовых проблем;
7. Создание собственной семьи;
8. Забота о своём здоровье;
9. Неподготовленность к сексуальной жизни.
А так же, как правило, следствием специфики социализации и психических особенностей воспитанников детского дома является их негативное поведение во взрослой жизни, которое характеризуется тем, что они часто:
1. Совершают правонарушения;
2. Разводятся;
3. Перенимают асоциальный образ родителей;
4. Не создают семью;
5. Теряют жильё;
6. Ведут иждивенческий образ жизни;
7. Попадают в алкогольную зависимость;
8. Не могут долго работать ни на одной работе;
9. Бросают учёбу.
Несмотря на то, что были выявлены общие социальные проблемы, анализ анкет подростков, которые были выпущены из детского дома менее шести лет назад показал, что у них проблем с решением жилищного вопроса, с защитой законных прав и интересов, взаимодействия с различными государственными структурами и инстанциями, заботы о своём здоровье, взаимодействия и общения с различными людьми меньше, чем у бывших воспитанников, которые покинули детский дом более шести лет назад.
продолжение
–PAGE_BREAK–2.2 Работа педагогического коллектива Псковского детского дома по решению и профилактике социальных проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
По результатам исследования видно, что воспитанники детского дома считают, что они достаточно подготовлены:
· к самостоятельному решению бытовых проблем;
· к взаимодействию, общению с различными людьми;
· к организации своего досуга;
· к заботе о своём здоровье.
И недостаточно подготовлены:
· к продолжению образования;
· к материальному самообеспечению;
· к созданию собственной семьи;
· к решению сложных жизненных проблем, конфликтных ситуаций;
· к взаимодействию с различными государственными структурами, инстанциями;
· к защите своих законных прав.
Однако анализ ответов бывших воспитанников показал, что они наиболее часто попадают:
· в алкогольную зависимость;
· совершают правонарушения;
· ведут иждивенческий образ жизни;
· теряют жильё;
· перенимают асоциальный образ жизни родителей;
· не создают семью;
· разводятся;
· бросают учёбу;
· не могут долго работать.
Данные приведены в диаграмме «Соотношение групп по фактору риска» (с.63).
Наиболее часто встречающиеся проблемы бывших воспитанников:
· защита своих законных прав;
· жилищная проблема;
· материальное самообеспечение;
· решение сложных жизненных проблем;
· забота о своём здоровье;
· взаимодействие с государственными учреждениями;
· решение бытовых проблем;
· отсутствие возможности посоветоваться;
· продолжение образования;
· взаимодействие и общение с людьми.
Это можно увидеть на круговой диаграмме «Наиболее часто встречающиеся проблемы, выявленные у выпускников» (с.64).
Анализ ответов воспитанников и выпускников показывает реальное существование социальных проблем у детей-сирот, их остроту на современном этапе. Отсюда следует, необходимость оптимизации работы по решению этих проблем.
Таким образом, социальная защита воспитанников является одним из самых важных направлений работы социального педагога как в детском доме, так и во всех учреждениях интернатного типа.
Соотношение групп по фактору риска
Наиболее часто встречающиеся проблемы, выявленные у выпускников
В Псковском детском доме для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организована локальная служба медико-социально-психолого-педагогической помощи, в которой каждый специалист ведёт работу в своём направлении. Деятельность каждого специалиста обеспечивает квалифицированную помощь детям и педагогам в решении проблем, актуальных для развития воспитанников.
Так, медицинский работник информирует о состоянии здоровья детей, обеспечивает лечебно-профилактическую работу и работу по формированию здорового образа жизни и у воспитанников детского дома.
Практический психолог совместно с социальным педагогом внимательно изучает медико-психологические, возрастные, личностные особенности детей, их способности, интересы, отношение к школе, к учёбе, поведение, круг общения, выявляет позитивные и негативные влияния в структуре личности ребёнка. Также психолог составляется банк данных, оказывает психолого-коррекционную, реабилитационную и консультативную помощь.
Социальный педагог изучает психолого-медико-педагогические особенности личности ребёнка и его микросреды, условия жизни, выявляет группы риска, оказывает социальную помощь и поддержку при соблюдении прав детей, создаёт условия для их успешной социализации.
Учитель класса коррекции и логопед проводят обследование вновь, прибывших детей и детей, имеющих проблемы в развитии, поведении и обучении для выявления уровня школьных знаний и умений, оказывают консультативную помощь педагогам в организации коррекционной работы с детьми.
Рассмотрим поподробнее основные направления деятельности педагогов и специалистов детского дома по социальной защите воспитанников, их социализации и по профилактике проблем, возникающих у выпускников детского дома.
Решение жилищного вопроса, взаимодействие с различными государственными структурами, инстанциями, защита своих законных прав и интересов. Эти три проблемы связаны между собой, а, следовательно, требуют к себе комплекс профилактических мер, а именно: социальный педагог детского дома в паре с воспитателем учит воспитанника ориентироваться в правовых вопросах. Социальный педагог ведёт работу по соблюдению жилищных прав воспитанников, несёт ответственность за своевременную подготовку документов для получения жилья и его подбора, систематически ведёт работу по сбору информации и накоплению документов, необходимых для решения жилищных вопросов выпускников, а также документов юридического статуса ребёнка.
Воспитатель совместно с социальным педагогом проводит следующую работу:
· беседы с воспитанниками выпускных групп о правовом статусе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о льготах данной категории детей;
· посещение с этими детьми учреждений различных государственных структур и инстанций в рамках ознакомления с их деятельность горадминистрация, гороно, юридическая консультация и др.);
· практические занятия, на которых разыгрываются ситуативные задачи, с последующими обсуждениями путей их решения (деловая игра «На приёме у юриста» и др.).
Проблема самообеспечения (в том числе и материального) и бытовые проблемы тесно связаны с социализацией в плане трудовой адаптации.
Трудовая подготовка воспитанников является основой их жизненного самоопределения, она играет большую роль в деле социально-психологической реабилитации и формировании необходимых качеств личности.
Поэтому работа по трудовой подготовке воспитанников начинается в детском доме уже с первого класса и в тесном взаимодействием всех специалистов: психолога, соцпедагога, воспитателей, инструкторов по труду, педагогов дополнительного образования.
Воспитатель ориентирует ребёнка на самообслуживающий труд (уборка помещений, стирка личных вещей, благоустройство быта, ремонт одежды), знакомит с миром профессий (беседы о людях, работающих в детском доме, экскурсии на предприятия – хлебзавод, пищекомбинат, швейную и мебельную фабрики, в учреждения – почта, дом быта, магазин). Инструкторы по труду организуют работу в учебных мастерских, учат пользоваться оборудованием мастерских, организуют и проводят мелкий ремонт мебели, одежды. Социальный педагог знакомит с миром профессий, организуя встречи с людьми разных профессий, праздники («Все работы хороши»), конкурсы («Защита профессий»), проводит посещение магазинов. Рынков с целью финансово-денежной ориентации. Педагоги дополнительного образования учат детей народно-прикладному искусству (кружки «Рукоделие», «Золотая соломка», клуб «Юная хозяюшка», «Смак»). Психолог выявляет интересы и склонности воспитанников, проводит диагностику старшеклассников на профпригодность, чтобы помочь им сориентироваться в мире профессий и выбрать профессию в соответствии с их интересом и возможностями.
Кроме того, педагоги детского дома поддерживают тесную связь с УПК, где, начиная с 8 класса, воспитанники обучаются профессиям строительным и профессиям сферы бытовых услуг (повар, швея). Старшеклассники участвуют в ремонте бытовых помещений – групповых и классных комнат, столовой, комнаты отдыха (оклейка обоями, окраска).
Проблема заботы о своём здоровье решается во взаимодействии медицинских работников с воспитателем и психологом. Медицинские работники организуют медосмотр (приглашаются специалисты из городской поликлиники: невропатолог, окулист, лор-врач, хирург, педиатр), проводят профилактику инфекционных заболеваний, организуют лечение диспансерных больных (в городской и областной детской больнице, в областной психиатрической больнице), проводят беседы по личной гигиене (цикл бесед Доктора «Нехворай-ка»), организуют встречи с врачом-наркологом (цикл бесед о вреде алкоголя, курения, наркотиков), врачом-гинекологом (цикл бесед о вреде ранней половой жизни, о венерических заболеваниях и др.), проводят практические занятия в клубе «Айболит» по оказанию первой медицинской помощи (с учётом возрастных особенностей воспитанников).
Психолог проводит диагностику психического развития вновь поступивших детей, разрабатывает индивидуальные коррекционные программы и проводит коррекционные занятия с целью профилактики школьной дезадаптации.
Направление деятельности по профилактике проблемы общения завязано на тесном сотрудничестве воспитателя, социального педагога, педагога-психолога и ближайшего окружения воспитанника (сверстники, товарищи, родственники). Педагог-психолог проводит диагностику с целью выявления нарушений общения, даёт рекомендации воспитателю по организации индивидуальной работе с воспитанниками, имеющими проблемы в поведении, проводит занятия индивидуальные и групповые по коррекции поведения, по развитию коммуникативных навыков, по предупреждению агрессивности. Воспитатель организует и проводит сюжетно-ролевые игры, праздники в группе («День именинника», «Дары осени», «Рождественские посиделки» и др.), помогает воспитанникам в выборе дела по интересам. Социальный педагог руководит «Клубом интересных встреч», где организует встречи с выпускниками детского дома, с бывшими работниками детского дома, которые находятся на пенсии, с шефами ФСБ с инспекторами ИДН и др., проводит социально-адаптивные игры, полоролевые игры, организует встречи с родственниками (братьями, сёстрами, родителями, бабушками и др.)
В систему всех занятий, мероприятий включены разнообразные виды практической деятельности, которые формируют знания и умения, помогающие воспитанникам находить контакт с окружающими людьми, переносить в реальную обстановку усвоенное, пользоваться словесной инструкцией при организации своих действий, а также упражнения, в которых ребёнок сам находит социально приемлемые выходы из жизненных ситуаций. Все занятия и мероприятия опираются на предметно-практическую деятельность детей.
Работа по профилактике проблем в создании семьи ведётся в трёх направлениях:
· общегигиеническое;
· историко-культурное;
· социально-сексуальное.
В общегигиеническом направлении работа ведётся медицинскими работниками: практические занятия по развитию навыков личной гигиены и здорового образа жизни (беседы о венерических заболеваниях и их последствиях; о влиянии алкоголя, курения, наркотиков на половую систему; об основах интимных отношений; о физической сущности беременности; о контрацепции и др.).
Историко-культурное направление – формирование культурно-нравственных представлений о человеке. Работа в этом направлении ведётся психологом, социальным педагогом, воспитателем в тесном взаимодействии. Вся работа строится с учётом возрастных особенностей воспитанников. В начальных классах дети знакомятся с составом семьи, кто кем приходится в семье, составляют семейный портрет, проводятся праздники («Семейные посиделки», «Спортивная семья» и др.). Воспитанники среднего и старшего возраста знакомятся с историей возникновения семьи, с семейными ролями, из чего строится семейный бюджет, узнают о психологических особенностях семьи.
Социально-сексуальное направление работы – это беседы о поло-ролевых семейных отношениях (отношения супружества, сознательное родительство).
Вся работа по профилактике проблем в создании семьи (беседы, тренинги, праздники) строится с учётом возрастных особенностей воспитанников.
Такая совместная работа социального педагога и других специалистов детского дома по социализации воспитанников обеспечивает защиту прав детей-сирот на образование, медицинское обслуживание, жильё, трудоустройство, отдых.
Подведя итоги сказанному, отметим, что:
1. Эффективная социальная защита детей-сирот, воспитывающихся в детском доме, возможна только при взаимодействии в работе социального педагога с государственными учреждениями и педагогами и специалистами детского дома по социализации воспитанников.
2. Профилактику социальных проблем надо проводить постоянно во все время пребывания воспитанников в детском доме.
3. Социализация и социальная защита детей-сирот, воспитывающихся в детском доме, должна быть одним из главных направлений работы социального педагога.
Заключение
Подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Федеральные законы гарантируют права сирот на материальное обеспечение, на образование, на профессиональную подготовку. Сложилась система содержания, воспитания и обучения сирот в детских учреждениях интернатного типа, в частности, в детском доме. Разработаны механизмы выявления детей, нуждающихся в попечении государства, механизмы защиты их прав и законных интересов. Даже в нынешнее сложное время на нужды детей-сирот выделяются необходимые средства. Система государственного попечения охватывает практически всех детей, нуждающихся в опеке, и создаёт материальные предпосылки для их полноценного развития и подготовки к самостоятельной жизни. Однако трудности перехода воспитанников государственного учреждения из специфического полуизолированного мира в самостоятельную жизнь существовали всегда, во всех странах, где преобладала интернатная система содержания детей-сирот.
Выпускники детских домов чаще своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, чаще теряют работу или жильё, с трудом создают семью, легче становятся жертвами суицида. То есть, вхождение в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно.
Особенности социально-психологического статуса воспитанника детского дома обусловлены ситуацией развития, для которой характерно возникновение психических деприваций (включающий в свою сложную структуру материнскую, когнитивную, эмоциональную и социальную), плюс ко всему они усугубляются специфическими условиями жизнедеятельности воспитанников в детском доме.
Особенности жизни детского дома: полузакрытый характер, коллективное содержание, вынужденный круг общения, избыточное педагогическое воздействие, ограничение свободы выбора принятия решения ограничивают возможности социализации.
Невозможность обеспечения полноценных условий в детском доме приводит к нарушению процесса социализации ребёнка-сироты, формированию в его психике таких черт, которые серьёзно затрудняют дальнейшую адаптацию к реальной жизни в социуме.
Изучение и обобщение опыта работы интернатных учреждений и Псковскогодетского дома для детей школьного возраста позволило определить оптимальные пути и средства обеспечения социальной защиты путем создания службы медико-социально-психолого-педагогической помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Литература
1. Актуальные проблемы современного детства: Сб. науч. Трудов / Под ред. Е. М. Рыбинского. М.: НИИ детства РДФ, 1994.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. Москва,1980 год.
3. Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания. Москва, 1980.
4. Аверкин В.В. В помощь тебе, выпускник!//Защити меня! №4, 2000.
5. Бардышевская М.К. Дети с недостатками эмоциональных привязанностей//Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения М.,1995.
6. Бгажнокова И.М., Гамаюнова А.Н. Проблемы социальной адаптации детей-сирот с нарушением интеллекта//Дефектология №1, 1997.
7. Бгажнокова И.М., Гамаюнова А.Н.Социальный педагог специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот с нарушением интеллекта: основные направления деятельности и специфика работы//Дефектология №6, 1998.
8. Беляков В.В. Сиротские детские учреждения России, Исторический очерк. – М., 1993.
9. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1993.
10. Беличева С.А. Развитие сети государственных учреждений для детей-сирот в России и проблемы их совершенствования//Вестник№3,1999.
11. Бобкина Н.Н.Новые подходы в планировании воспитательных занятий по реабилитации детей, имеющих проблемы в развитии, в условиях интернатного учреждения.//Дефектология № 3, 2000.
12. Брутман В.И., Северный А.А. Некоторые современные тенденции социальной защиты детей-сирот и вопросы профилактики социального сиротства.М.,1998
13. Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи. М., 1998.
14. Всероссийское совещание директоров детских домов и школ-интернатов для детей-сирот. Москва, 17-19 октября 1995г. М., ТОО «Симс», 1996.
15. Все дети – наши: Сборник материалов IIВсероссийских педагогических Католиковских чтений. М., 1998.
16. Воспитание и развитие детей в детском доме. Хрестоматия / Ред.-сост. Н.П. Иванова М.: АПО, 1996.
17. Василькова Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика. М., 1999.
18. Государственный доклад «Положение детей в Российской Федерации». М., 2002г.
19. Григорьева Е. Вечное братство сирот//» Семья и школа»№5,1995.
20. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.Л. Стребелёвой. М.: Полиграф, сервис, 1998.
21. Дзенушкайте А.И. Наш дом: из опыта работы. – М.;1983.
продолжение
–PAGE_BREAK–