Социальная защита государственных и муниципальных служащих в России

Содержание
Введение
Глава 1. Исторический опыт социальной защитыгосударственных и муниципальных служащих в России
Глава 2. Социальная защита государственных и муниципальныхслужащих в российской федерации
2.1 Социальная защитагосударственных служащих в Российской Федерации
2.2 Социальная защита муниципальных служащих в РоссийскойФедерации
2.3 Опыт социальной защиты государственных служащих взарубежных странах
Глава 3. Реализация законов о социальной защитегосударственных и муниципальных служащих в органах государственной имуниципальной власти в ханты-мансийском автономном округе
Заключение
Библиографический список
Введение
Переходный период к рыночным отношениям знаменует собойновый этап в социально-экономическом развитии России. В то же время, будучипрогрессивным, по сути, он вызвал к жизни процессы, которые даже в западноммире стали управляемыми лишь спустя десятилетия.
Осуществляющиеся преобразования, нарушившие существовавшийболее полувека экономический уклад, затронули коренные интересы всего населенияи потребовали неотложного формирования принципиально новой социальной политики.Сложность заключается в том, что социальная политика не может ориентироватьсяна краткосрочные задачи, она должна определять стратегические направления,которые, естественно, могут подвергаться тактическим корректировкам, но в целомона должна быть цельной, разумной, рациональной и эффективной и формироваться сучетом исторических условий и национальных особенностей, политики иэкономической ситуации, культурных традиций. Социальная политика носит, крометого, консервативный и инновационный характер. Консервативность заключается втом, что она как бы сохраняет то, что уже достигнуто в социальной сфере ипередает это тем, кто нуждается в социальном вмешательстве. Инновационность — этото, что политика должна адаптировать социальные структуры к происходящимизменениям.
В условиях России это означает, что должен максимальноиспользоваться имеющийся опыт и существующая инфраструктура, что и послужитбазой для формирования новой концепции социального обеспечения.
Служба в государственных органах, государственных иобщественных организациях является одним из видов социальной деятельности людей.Служба государству неразрывно связана с самим государством, его ролью в жизниобщества. Это одна из сторон деятельности государства по организации иправовому регулированию личного состава государственных органов, другихгосударственных организаций. Государственная служба, прежде всего служениегосударству, то есть выполнение по его поручению, за плату от него определеннойдеятельности по реализации задач и функций государства в государственныхпредприятиях.
Организующая деятельность государства охватываетразнообразные сферы жизнедеятельности общества, поэтому государственная службарегулируется нормами не только административного права, но и нормами другихотраслей права. Направленность деятельности служащих на обслуживание населенияпорождают не только административные, но и гражданские правоотношения. Помимоустанавливаемых специальных социальных гарантий для государственных служащих, всвязи со специфичностью их деятельности, на них распространяются и социальныегарантии, предусмотренные для всего населения.
Государственная служба является одной из сторонорганизационной деятельности государства, и содержание ее составляетпрактическая реализация функций и задач государства. Исходя из вышеизложенного,под государственной службой следует понимать профессиональную, возмезднуюдеятельность специально подготовленных работников (государственных служащих) пообеспечению реализации функций и задач государства (в лице государственныхорганов). Государственная служба осуществляется на государственных должностях. Поэтомудолжность необходимый элемент государственной службы. Итак, государственнаядолжность это часть организационной структуры государственного органа,обособленная и закрепленная в официальных документах (штаты, схема должностныхокладов и так далее) с соответствующей частью компенсации государственногооргана, предоставляемой лицу — государственному служащему в целях еепрактического осуществления.
Актуальность проблемы и состоит в том, что только наличие сильнойсоциальной и правовой защищенности государственных служащих создает условия дляпритока и закрепления на государственной службе наиболее компетентных идобросовестных граждан, способных стать связующим звеном государства снаселением, обслуживая государство, обслуживать и защищать права и законныеинтересы человека в этой стране.
Цель работы исследование системы социальной защитыгосударственных и муниципальных служащих, законодательного закрепления ипрактической реализации всего комплекса мер социальной защиты государственных имуниципальных служащих в органах государственной и муниципальной власти вХанты-Мансийском автономном округе — Югра.
Объект исследования — социальная защита служащих органовгосударственной власти Российской Федерации и ее субъектов.
Предмет исследования — практическая реализация законов осоциальной защите государственных и муниципальных служащих в органахгосударственной и муниципальной власти в Ханты-Мансийском автономном округе — Югра.
Задачи:
Рассмотрение исторического опыта социальной защитыгосударственных и муниципальных служащих.
Определение понятия социальной защиты государственных имуниципальных служащих в Российской Федерации и ее виды.
Изучение гарантий, компенсаций и пенсионного обеспечениягосударственных и муниципальных служащих в органах государственной имуниципальной власти в Ханты-Мансийском автономном округе — Югра.
Необходимость существования государственной службы и ееправового регулирования обусловлена самим существованием государства с егозадачами и функциями. Весь мировой опыт и состояние общественных отношений,даже в странах с высокой культурой демократии, показывают, что современноеобщество не может нормально функционировать и развиваться вне государства,государственного аппарата и определяемых ими рамок поведения.
Глава 1. Исторический опыт социальной защитыгосударственных и муниципальных служащих в России
В эпоху Киевской Руси государственная власть смоглаинституционально нормировать социальные действия, добавляя западное право,которое письменно оформилось в эпоху Ярослава Мудрого. Власть оказаласьспособной интегрировать в общество новые культурные ценности и социальные цели,т.е. создать механизм адаптации новых целей. Власть в Древней Руси по характерубыла инновационной. Уже в XV веке начинает нормативно оформляться особаякатегория подданных, которые именовались «служилые люди». Вчастности, нормы о государственных служащих содержатся в главе VII СоборногоУложения 1649 г. «О службе всяких ратных людей Московского государства».В 1556 г. было принято «Уложение о службе», которым регулируется трудслужилых людей.
Постепенно государственная служба совершенствовалась, чтообусловлено усложнением как «внутренних», так и «внешних» функций,реализуемых государственной властью. Крупнейшим реформатором и основоположникомнового подхода к регулированию труда государственных служащих в России был ПетрI. Так, правовое закрепление чиновничества, как группы населения с особымправовым положением, было оформлено при Петре I в первой четверти XVIII в. Однимиз значительных достижений Петра I в этой области является «Генеральныйрегламент», принятый 28 февраля 1720 г., Указ от 17 марта 1714 г. «Офискалах и о их должностях», «Табель о рангах всех чинов воинских,статских и придворных» (24.01.1722 г) и другие нормативные акты. Напротяжении XVIII — XIX вв. приняты многочисленные нормативно — правовые акты,посвященные регулированию труда государственных служащих, например, Указ ПавлаI от 28.04.1798 г. «О правилах производства пенсиона служащим и неслужащимвоенным и гражданским чиновникам», Указ от 8.09.1802 г. «Обучреждении министерств» и другие. Дальнейшее развитие законодательство огосударственной службе получило в Положении, утвержденным Николаем I, от 14.05.1834г. «О порядке производства и чины по гражданской службе». Даннымположением вводилась система поощрений за «усердие и похвальноеотправление служащих» и «особые труды и достоинства чиновника».
Административная реформа Петра I означала дальнейший рострусской бюрократии, которая приобретала все больший вес в обществе. При этом воснову государственной службы был положен принцип личной выслуги, воплощенный вТабели о рангах 1722 года. Этот документ фактически открывал путь наверхнаиболее способным и предприимчивым, а достигшие чина восьмого класса имелиправо на наследственное дворянство. Всего же Табель вводила 14 классов военных,статских и придворных чинов, обладатели которого получали жалованье и полностьюзависели от государя и государства.
Ключевым нормативным актом в сфере законодательства огосударственной службе в Российской империи являлся принятый в 1832 г. Устав«О службе по определению от Правительства». Данный документрегулировал все основные вопросы, которые ныне принято включать в институтгосслужбы.
Нормативные акты, устанавливающие определенные требования ккандидату на должность государственной службы, в российском законодательствесуществовали еще во времена Петра I, на протяжении дальнейшей истории развитияотечественного государства и права они совершенствовались, в результате чего нагосударственную службу могли приниматься образованные подготовленные люди. ПоУставу «О службе по определению от Правительства» для поступления нагосслужбу претендент должен был удовлетворять определенным требованиям подданства,возраста, пола, состояния или происхождения, а также образовательного ценза. Приемна административные должности связывался с достижением определенного возраста,не младше 16 лет. В то же время не существовало ограничений в приеме нагосударственную службу, связанных с национальностью или вероисповеданием. Однимиз главных квалификационных требований был уровень образования. Именно поэтомув законодательстве Российской империи прослеживается усиление градациичиновников в зависимости от уровня образования, им же определялась ивозможность продвижения чиновника по карьерной лестнице. Поведению чиновника иего отношению к службе в Российской империи придавалось особое значение. Так,недобросовестное отношение к служебным обязанностям, нарушение нравственныхнорм поведения являлись основанием к увольнению по инициативе начальства,наряду с преступлением по службе и несоответствием занимаемой должности.
Глава 2. Социальная защита государственных имуниципальных служащих в российской федерации2.1 Социальная защита государственных служащих вРоссийской Федерации
Гарантии — это система условий, средств и способов,обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности для выявления,приобретения и реализации своих прав и свобод. Успешное функционированиегосударственных служащих обеспечивается системой гарантий правового,экономического, социального и иного характера. Так, правовые гарантииобеспечивают защищённость государственного служащего путём регламентациипродвижения по службе, переподготовки и повышения квалификации, защитуслужащего и членов его семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий,при увольнении со службы и др. Экономические гарантии состоят в финансовом иматериальном обеспечении государственной службы. Социальные же гарантиипредставляют собой такие средства, которые обеспечивают нормальноефункционирование государственных служащих путём охраны их здоровья, созданиядостаточного уровня материальной обеспеченности и жилищно-бытового устройства впериод прохождения службы, а также после выхода их на пенсию (охрана труда,денежное содержание, пособия по временной нетрудоспособности, пенсии и т.д.)
Социальная защита государственных служащих как системавыполняет в качестве основных функций экономическую, социальную, политическую.
Экономическая функция социальной защиты государственныхслужащих заключается в ее положительном воздействии на интересы и потребностигосударственных служащих как участников трудового процесса. Она имеет сложнуювнутреннюю структуру и состоит из нескольких взаимосвязанных подфункций: распределительной,обеспечительной и стимулирующей. С помощью распределительной подфункциипроисходит доведение до государственных служащих и их семей специфическихматериальных благ и услуг особым экономическим способом. Эта подфункциязаключает в себе способы аккумуляции средств в особых фондах и их распределениена цели социальной защиты государственных служащих. Обеспечительная подфункциявыражается в поддержании достаточного уровня материальной обеспеченностигосударственных служащих. Стимулирующая подфункция включает в себястимулирование заинтересованности государственных служащих в эффективномвыполнении своих служебных обязанностей, в служебной карьере, повышении производительностиуправленческого труда путем создания благоприятных условий трудагосударственных служащих, выплаты им высокого денежного содержания, ихматериального обеспечения в случае временной нетрудоспособности, охраны ихздоровья и т.д.
Социальная функция включает выполнение задач попредупреждению, смягчению или устранению последствий наступления различныхжизненных ситуаций и состояний. В зависимости от конкретных ситуаций в составесоциальной функции можно выделить защитную и реабилитационную подфункции. Защитнаяподфункция заключается в защите государственных служащих от неблагоприятныхпоследствий наступления некоторых жизненных ситуаций (болезнь, инвалидность,малообеспеченность и др.). Это происходит путем предоставления различныхвыплат, услуг. Реабилитационнаяподфункция состоит в восстановлениифизических и иных способностей государственных служащих, нуждающихся всоциальной защите. Она осуществляется с помощью таких видов обеспечения,которые помогают восстановлению трудоспособности служащих и вовлечению их втрудовую деятельность (службу). К их числу относятся пособия по временнойнетрудоспособности, по беременности и родам и др.
Политическая функция охватывает связи между социальнойзащитой государственных служащих и политикой, прежде всего социальной политикойи политикой в сфере государственной службы (кадровой политикой).
Ограничения, связанные с государственной службой,законодательно закреплены в Федеральном законе от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ«О государственной гражданской службе Российской Федерации» Государственныйслужащий не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кромепедагогической, научной и иной творческой деятельности; быть депутатомзаконодательного (представительного) органа Российской Федерации,законодательных (представительных) органов субъектов федерации, органовместного самоуправления; заниматься предпринимательской деятельностью лично иличерез доверенных лиц; состоять членом органа управления коммерческойорганизацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если впорядке, установленном федеральным законом и законами субъектов федерации, емуне поручено участвовать в управлении этой организацией; быть поверенным илипредставителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоитна государственной службе либо который непосредственно подчинен илинепосредственно подконтролен ему; получать гонорары за публикации и выступленияв качестве государственного служащего; принимать без разрешения ПрезидентаРоссийской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранныхгосударств, международных и иностранных организаций; выезжать в служебныекомандировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключениемслужебных командировок, осуществляемых в соответствии с международнымидоговорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренностифедеральных органов государственной власти и органов государственной властисубъектов федерации с государственными органами иностранных государств,международными и иностранными организациями; принимать участие в забастовках; использоватьсвое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в томчисле религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним; вгосударственных органах не могут образовываться структуры политических партий,религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов. Наконец,государственный служащий обязан передавать в доверительное управление подгарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся вего собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческихорганизаций в порядке, установленном федеральным законом.
Специфичной чертой трудового законодательства огосударственной службе является ограничение трудовых прав государственныхслужащих. Статья 55 Конституции РФ предусматривает, что права и свободычеловека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и тольков той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспеченияобороны страны и безопасности государства. Данная норма чаще всего применяетсяк государственным служащим. Деятельность данной категории работниковобеспечивает защиту основ конституционного строя, нравственности, здоровья,прав и законных интересов других лиц, обеспечивает безопасность государства.
Основные социально значимые ограничения для государственныхслужащих — это, запреты на получение дополнительного заработка, то есть назанятие внеслужебной оплачиваемой деятельностью, прежде всегопредпринимательской деятельностью. Педагогическая, научная и иная творческаядеятельность здесь в расчет браться не может, так как она обычно малооплачивается и служит, в основном, удовлетворению вторичных потребностей. Ксожалению, существующая на государственной службе система должностных окладов вбольшей степени соответствует не экономическим, а административно-команднымметодам управления. В соответствии с этим документом рост заработной платыгосударственного служащего зависит только от перемещения по служебной лестнице,так как нормативно определены оклады, пределы премирования и должностныхнадбавок, основания для единовременных поощрений. Такая организация выплатыокладов расслабляет, расхолаживает и уж конечно не заинтересовывает работниковв высокопроизводительном труде. Более того, она не соответствует принципураспределения по труду в его классическом понимании, поскольку допускает равноевознаграждение за неравный труд. Именно в этом заключается одна из причинсознательного недоиспользования трудящимся своих физических и интеллектуальныхспособностей, о чем свидетельствуют результаты исследований. Другим социальнозначимым ограничением является абсолютный запрет государственным служащим научастие в забастовках, в том числе в забастовках с целью защиты своихпрофессиональных прав. Ввиду того, что право на забастовку есть одно из главныхи законных средств, с помощью которых работники и их организации могутосуществлять и отстаивать свои социальные и экономические интересы,компенсацией ограничения на участие в забастовках могло бы стать созданиепримирительных (согласительных) процедур и органов (или комиссий), вкомпетенцию которых входило рассмотрение жалоб государственных служащих повопросам установления оплаты труда, по результатам аттестации, квалификационныхэкзаменов, конкурсов, разрешение служебных конфликтов и тому подобное. Следуетсказать еще об одном социально значимом ограничении, которое реализует принципполитического нейтралитета государственных служащих (или, иначе, принципвнепартийности государственной службы) — это запрет на использование служебногоположения в интересах политических партий. В условиях существования в нашейстране многопартийности, частой смены правительства, роспуска парламента, такойштат будет служить фактором устойчивости государства и общества испособствовать эффективному и рациональному управлению страной. Кромезаконодательно закрепленных ограничений, на государственной службе существуют ктому же перегрузки, связанные с ненормированным характером труда, то естьзанятостью во внеслужебное время. Причем нагрузка и требования кгосударственному служащему возрастают с продвижением его вверх по служебнойлестнице.
В Российской Федерации правовая основа социальной защитыгосударственных служащих установлена федеральным законом 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск ссохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания. Отпускгосударственного служащего состоит из основного и дополнительного оплачиваемыхотпусков.
Чиновникам, замещающим высшие и главные должностигражданской службы предоставляется отпуск продолжительностью 35 календарных дней,служащим, замещающим должности иных групп — 30 дней.
Общая продолжительность ежегодного основного и ежегодногодополнительного отпуска за выслугу лет для государственных гражданскихслужащих, замещающих высшие и главные должности не может превышать 45 дней, дляслужащих, замещающим должности иных групп — 40 дней.
Сложилась практика стажировок государственных служащих всмежных ведомствах. Вся система стимулирует государственного служащего кповышению квалификации: участие в программах обучения дает дополнительные баллыпри аттестации, повышает шансы занять очередную вакансию. В РоссийскойФедерации также создана система профессиональной подготовки и переподготовкигосударственных служащих под общим руководством Российской Академиигосударственной службы, при учебно-методическом руководстве Академии народногохозяйства; по ведомственной подчиненности; система обучения служащихюридических учреждений. То есть государственному служащему, желающему повыситьсвои профессиональные знания, такая возможность предоставлена. Социальнаязащита государственных служащих включает в себя и нейтрализацию факторов,препятствующих эффективной служебной деятельности. Нейтрализация факторов,препятствующих эффективной служебной деятельности — это, прежде всего, работапо сближению индивидуальных (частных) интересов служащих с интересами службы,защита от неправомерных действий вышестоящих руководителей, обеспечение гигиенытруда, способствование решению бытовых проблем (жилищных проблем, обеспечениетранспортом и связью, решение вопросов воспитания и обучения детей и так далее).Так, было указано ранее на необходимость создания примирительных (защитных) процедури органов для защиты прав государственных служащих. Важнейшим направлениемреализации социальной защиты государственных служащих является законодательноезакрепление защитных мер как на федеральном уровне, так и на уровне субъектовфедерации.
В законе также установлена оплата труда гражданскихслужащих, которая производится в виде денежного содержания, являющего основным средствомего материального обеспечения и стимулирования к служебной деятельности.
Денежное содержание состоит из месячного оклада гражданскогослужащего в соответствии с занимаемой должностью и месячного оклада всоответствии с присвоенным ему классным чином государственной службы, а такжеиз ежемесячных и иных дополнительных выплат.
К дополнительным выплатам относятся:
ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет нагосударственной службе:
стаж от 1года до 5 лет — 10%,
стаж от 5 до 10 лет — 15%,
стаж от 10 до 15 лет — 20%,
стаж свыше 15 лет — 30%.
ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условиягосударственной службы в размере до 200% этого оклада;
ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу заработу со сведениями, составляющую государственную тайну;
премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
ежемесячное денежное поощрение;
единовременная выплата при предоставлении ежегодногооплачиваемого отпуска и материальная помощь.
Для обеспечения правовой и социальной защищенностигосударственных гражданских служащих, повышения мотивации эффективногоисполнения им своих должностных обязанностей, укрепления стабильностипрофессионального состава кадров государственной службы и в порядке компенсацииограничений государственным служащим гарантируется:
равные условия оплаты труда, а также сопоставимые показателиоценки эффективности результатов профессиональной служебной деятельности призамещении соответствующих должностей государственной службы;
условия работы, обеспечивающие исполнение им должностныхобязанностей в соответствии с должностной инструкцией:
право на своевременное и полном объеме получение денежногосодержания;
отдых, обеспечиваемый установлением нормальнойпродолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных днейи нерабочих праздничных дней, а так же ежегодного оплачиваемого отпуска;
медицинское обслуживание муниципального служащего и членовего семьи, в том числе после выхода муниципального служащего на пенсию;
пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи синвалидностью, а также пенсионное обеспечение членов семьи муниципальногослужащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением должностныхобязанностей;
обязательное государственное страхование на случайпричинения вреда здоровью и имуществу муниципального служащего в связи сисполнением им должностных обязанностей;
обязательное государственное социальное страхование наслучай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождениямуниципальным служащим муниципальной службы или после ее прекращения, нонаступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей;
защита муниципального служащего и членов его семьи отнасилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением имдолжностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленныхфедеральными законами.
Дополнительные государственные гарантии гражданским служащим:
профессиональная переподготовка, повышение квалификации истажировка с сохранением на этот период замещаемой должности и денежногосодержания;
транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи сисполнением должностных обязанностей в зависимости от категории и группы, атакже компенсации за использование личного транспорта в служебных целях;
замещение иной должности государственной службы приреорганизации или ликвидации государственного органа;
единовременная субсидия на приобретение жилой площади одинраз за весь период государственной службы.
В стаж государственной гражданской службы для установленияежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определенияпродолжительности дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет иразмера поощрений за безупречную и эффективную государственную службувключаются периоды замещения:
должностей государственной службы, воинских должностей идолжностей правоохранительной службы;
государственных должностей;
должностей муниципальной службы;
выборных должностей в органах местного самоуправления.
Положение о федеральной государственной службе, утвержденноеУказом Президента Российской Федерации от 22 декабря 2004 №2267, прямоустанавливает принцип социальной защищенности государственных служащих,согласно которому им создаются необходимые условия для эффективной деятельностии обеспечиваются следующие гарантии: ежегодный оплачиваемый отпуск с оплатойстоимости проезда к месту отдыха и обратно; медицинское обслуживание их ичленов семей, в том числе после выхода его на пенсию, за счет средствфедерального бюджета; переобучение (переквалификация) при увольнении в связи ссокращением штатов, ликвидацией или реорганизацией федеральногогосударственного органа или другими, не зависящими от государственных служащихпричинами; защита их и членов семей от насилия, угроз, оскорблений и другихнеправомерных действий в связи с исполнением должностных полномочий; повышениепрестижа управленческого труда, высокая заработная плата, обеспечениетранспортом, средствами связи, перспектива повышения по службе. В случае смертигосударственного служащего, связанной с исполнением должностных обязанностей, втом числе наступившей после его увольнения с государственной службы, членысемьи умершего имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца.
В течение нескольких последних лет был принят также рядзаконодательных актов, в которых с той или иной стороны и с определеннойстепенью полноты решены многие вопросы социальной защищенности федеральныхгосударственных служащих: законы о прокуратуре, милиции, об органахгосударственной безопасности, налоговой полиции, о защите федеральных органовгосударственной власти и их должностных лиц, о государственной защите судей,должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, о статусевоеннослужащих и другие.
Кроме того, проблемы социальной защищенности федеральныхгосударственных служащих нашли свое отражение в указах Президента РоссийскойФедерации «О проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ»(от 1.02.2005г. № 110), «О конкурсе на замещение вакантной должностигосударственной гражданской службы РФ» (от 1.02.2005г. № 112), «Онекоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должностиРоссийской Федерации и должности федеральных государственных служащих» от16.08.2005г. № 154, “О государственном заказе на переподготовку и повышениеквалификации государственных служащих” от 07.02.2005г. № 113, в Гарантияхправовой и социальной защиты работников государственной налоговой службыРоссийской Федерации и Положении о классных чинах работников государственнойналоговой службы, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2004№ 340. В целях реализации указов был принят ряд постановлений ПравительстваРоссийской Федерации, содержащий правовое закрепление мер социальной защитыфедеральных государственных служащих, а также ряд совместных постановленийМинистерства труда и Министерства юстиции Российской Федерации.
Согласно ст.115 ТК РФ ежегодный оплачиваемый отпускпредоставляется работникам продолжительностью не менее 28 календарных дней. Кромеустановленных законодательством дополнительных отпусков, предоставляемых наобщих основаниях, лицам, работающим в местностях с тяжелыми и неблагоприятнымиклиматическими условиями — до 54 дней.
Проанализировав вышеупомянутые законы и нормативные правовыеакты федеральных органов государственной власти и субъекта Российской Федерации,можно прийти к выводу, что на сегодняшний день в России существует относительнополная правовая регламентация мер социальной защиты государственных служащих. Иесли реальное состояние дел далеко не благополучно, то это связано снесовершенством механизма реализации законодательно закрепленных положений. Ноданный вывод можно отнести только к федеральному уровню государственной службы.2.2 Социальная защита муниципальных служащих вРоссийской Федерации
Муниципальная служба в Российской Федерации регулируется федеральнымзаконом «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта2007 года № 25-ФЗ, где также как в федеральном законе «О системегосударственной службы в Российской Федерации» 27 июля 2004 года № 79-ФЗсуществует много ограничений и запретов. Но наряду с этим не нарушаетсяцелостность закона в части социальной защищенности.
Муниципальному служащему ежегодно предоставляется отпуск ссохранением замещаемой должности муниципальной службы и денежного содержания,размер которого определяется в порядке, установленном трудовымзаконодательством для исчисления средней заработной платы. Ежегодныйоплачиваемый отпуск муниципального служащего состоит из основного оплачиваемогоотпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков. Ежегодный основной оплачиваемыйотпуск предоставляется муниципальному служащему продолжительностью не менее 30календарных дней. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляютсямуниципальному служащему за выслугу лет (продолжительностью не более 15календарных дней), а также в случаях, предусмотренных федеральными законами изаконами субъекта Российской Федерации. Порядок и условия предоставлениямуниципальному служащему ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска завыслугу лет определяются законами субъекта Российской Федерации.
Муниципальному служащему по его письменному заявлениюрешением представителя нанимателя (работодателя) может предоставляться отпускбез сохранения денежного содержания продолжительностью не более одного года. Муниципальномуслужащему предоставляется отпуск без сохранения денежного содержания в случаях,предусмотренных федеральными законами.
Оплата труда муниципального служащего производится в видеденежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципальногослужащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее- должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат,определяемых законами субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяютразмер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностногооклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок ихосуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемымипредставительным органом муниципального образования в соответствии сзаконодательством Российской Федерации и законодательством субъекта РоссийскойФедерации.
Гарантии, предоставляемые муниципальному служащему:
условия работы, обеспечивающие исполнение им должностныхобязанностей в соответствии с должностной инструкцией;
право на своевременное и полном объеме получение денежногосодержания;
отдых, обеспечиваемый установлением нормальнойпродолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных днейи нерабочих праздничных дней, а так же ежегодного оплачиваемого отпуска;
медицинское обслуживание муниципального служащего и членовего семьи, в том числе после выхода муниципального служащего на пенсию;
пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи синвалидностью, а также пенсионное обеспечение членов семьи муниципальногослужащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением должностныхобязанностей;
обязательное государственное страхование на случайпричинения вреда здоровью и имуществу муниципального служащего в связи сисполнением им должностных обязанностей;
обязательное государственное социальное страхование наслучай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождениямуниципальным служащим муниципальной службы или после ее прекращения, нонаступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей;
защита муниципального служащего и членов его семьи отнасилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением имдолжностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленныхфедеральными законами.
При расторжении трудового договора с муниципальным служащимв связи с ликвидацией органа местного самоуправления, либо сокращением штатаработников органа местного самоуправления, муниципальному служащему предоставляютсягарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае ихувольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работниковорганизации.
В области пенсионного обеспечения на муниципальногослужащего в полном объеме распространяются права государственного гражданскогослужащего, установленные федеральными законами и законами субъекта РоссийскойФедерации.
Определение размера государственной пенсии муниципальногослужащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъектаРоссийской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностейгосударственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальныйразмер государственной пенсии муниципального служащего не может превышатьмаксимальный размер государственной пенсии государственного гражданскогослужащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должностигосударственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
В случае смерти муниципального служащего, связанной с исполнениемим должностных обязанностей, в том числе наступившей после увольнения его смуниципальной службы, члены семьи умершего имеют право на получение пенсии послучаю потери кормильца в порядке, определяемом федеральными законами.
Для исчисления стажа работы муниципального служащеговключают периоды работы на: должностях муниципальной службы (муниципальныхдолжностях муниципальной службы; муниципальных должностях; государственныхдолжностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов РоссийскойФедерации; должностях государственной гражданской службы, воинских должностях идолжностях правоохранительной службы (государственных должностяхгосударственной службы); иных должностях в соответствии с законами субъектаРоссийской Федерации.
Стаж муниципальной службы муниципального служащегоприравнивается к стажу государственной гражданской службы государственногогражданского служащего. Время работы на должностях муниципальной службызасчитывается в стаж государственной гражданской службы, исчисляемый дляустановления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет,определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпусказа выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственнуюгражданскую службу.
2.3 Опыт социальной защиты государственных служащихв зарубежных странах
Опыт государственной службы в зарубежных странах показывает,что существуют различные системы оплаты труда государственных служащих.
В Германии вопросы оплаты труда чиновников регулируютсязаконом. Оклады устанавливаются в зависимости от места и срока службы. ВоФранции размер заработной платы государственного служащего устанавливается взависимости от наличия диплома, удостоверяющего определенную степеньквалификации, так как вся система тарифных ставок приведена к дипломам исвидетельствам, предъявляемым в момент зачисления на государственную службу.
В Англии, Соединенных Штатах Америки, Франции минимальнаязаработная плата первого разряда устанавливается в соотношении со среднимуровнем оплаты труда в частном секторе.
Социально значимым ограничением является абсолютный запретгосударственным служащим на участие в забастовках, в том числе в забастовках сцелью защиты своих профессиональных прав. Компенсацией ограничения на участие взабастовках могло бы стать создание примитивных (согласительных) процедур иорганов (или комиссий), в компетенцию которых входило рассмотрение жалобгосударственных служащих по вопросам установления оплаты труда, по результатаматтестации, квалификационных экзаменов, разрешение служебных конфликтов и томуподобное.
Интересен в этой связи опыт государственной службызарубежных стран. Так, например, в Соединенных Штатах Америки существуетпринцип «системы заслуг», и для большинства чиновников продвижение послужебной лестнице производится согласно этому принципу. Он означает отборлучших кандидатур на повышение на конкурсных экзаменах, а также на основеежегодной оценки их служебной деятельности. Совет по защите системы заслуг служиттем государственным органом, главными задачами которого являются защита, каквсей системы заслуг, так и отдельных служащих от злоупотреблений руководителей,неоправданных кадровых действий, заслушивание и принятие решений по жалобамслужащих. Кроме вышеназванного Совета существует Федеральный совет поруководству трудовыми отношениями, который выносит решения по трудовым спорам.
В Германии система профессионального и личностного ростагосударственных служащих предлагает более 20 видов семинарских программ повопросам управления.
Во Франции «верхним звеном» является Национальнаяшкола государственного управления. «Среднее звено» подготавливается вПолитехнической школе и пяти региональных институтах государственногоуправления. Сложилась практика стажировок государственных служащих в смежныхведомствах. Вся система стимулирует государственного служащего к повышениюквалификации: участие в программах обучения дает дополнительные баллы приаттестации, повышает шансы занять очередную вакансию.
В Соединенных Штатах Америки обучение и повышениеквалификации считается личным делом государственных служащих, но при этомсуществуют льготы для желающих получить специальное высшее образование илиученую степень — представление дополнительных отпусков и уменьшение налогообложенияна сумму затрат на обучение (до двух тысяч долларов).
Глава 3. Реализация законов о социальной защитегосударственных и муниципальных служащих в органах государственной имуниципальной власти в ханты-мансийском автономном округе
Главным нормативным правовым актом, регулирующимгосударственную гражданскую службу в Ханты-Мансийском автономном округе — Югреявляется Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Огосударственной гражданской службе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры»от 31.12.2004 г. № 97-ОЗ.
Оплата труда государственного служащего производится в видеденежного содержания и стимулирования профессиональной служебной деятельностипо замещаемой должности гражданской службы, устанавливаемых законамиавтономного округа о денежном содержании в соответствии с федеральными законами.
Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа — Югры можетустанавливать перечень должностей гражданской службы, по которымустанавливается особый порядок оплаты труда в соответствии с Федеральнымзаконом от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе».
Гражданским служащим автономного округа предоставляютсягарантии, установленные федеральным законом.
Выплаты по обязательному государственному страхованиюгражданских служащих осуществляются в порядке и размерах, установленныезаконами автономного округа.
Дополнительные государственные гарантии гражданским служащим:
профессиональная переподготовка, повышение квалификации истажировка с сохранением на этот период замещаемой должности и денежногосодержания;
транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи сисполнением должностных обязанностей;
единовременная субсидия на приобретение жилой площади одинраз за весь период прохождения службы;
предоставление к ежегодному оплачиваемому отпуску льготнойпутевки на санитарно-курортное лечение и льготной путевки детямгосударственного служащего, а также оплата проезда к месту санитарно-курортноголечения;
компенсации проезда к месту отдыха и обратно работникамКрайнего Севера и приравненных к ним местностей выплачиваются раз в два года, агосударственным служащим — ежегодно.
Гражданский служащий автономного округа и члены его семьиимеют право на государственное пенсионное обеспечение. Лица, замещающиедолжности гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, приналичии стажа не менее 15 лет имеют право на пенсию за выслугу лет приувольнении с государственной службы в случаях:
ликвидации органов государственной власти автономного округа;
увольнения с должностей, в связи с прекращением этими лицамисвоих полномочий;
достижения предельного возраста;
обнаружения несоответствия замещаемой должности гражданскойслужбы вследствие состояния здоровья;
увольнения по собственному желанию в связи с выходом на трудовуюпенсию.
Гражданским служащим при наличии стажа 15 лет назначаетсяпенсия за выслугу лет в размере 45% от среднемесячной заработной платы. Закаждый полный год государственной службы сверх 15 лет за выслугу летувеличивается на 3% от среднемесячной заработной платы. При этом общая суммапенсии за выслугу лет и сумма государственной пенсии по старости не можетпревышать 75% от среднемесячной заработной платы. Размер среднемесячногозаработка из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет, не можетпревышать 0.8 месячного денежного содержания по замещаемой должности.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из:
ежемесячного оклада денежного содержания;
ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условиягосударственной службы;
ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет;
ежемесячной надбавки к должностному окладу за работу сосведениями. Составляющими государственную тайну;
ежемесячной процентной надбавки за работу в районах КрайнегоСевера и приравненных к ним местностях;
ежемесячной надбавки по районному коэффициенту за работу врайонах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и высокиедостижения в работе (персональной);
премии по результатам работы.
В Ханты-Мансийском автономном округе — Югра законом «Огосударственной гражданской службе Ханты-Мансийского автономного округа −Югры» предусматривается увеличение денежного поощрения до 0,35, лицам,замещавшим должности гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, а также увеличение минимального размера пенсии за выслугу лет с 2000рублей до 3000 рублей.
В следующем законе «О денежном содержании лиц,замещающих государственные должности в Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службыХанты-Мансийского округа — Югры» установлена система и порядок оплатытруда лиц, замещающих государственные должности.
Стаж государственной гражданской службы Ханты-Мансийскогоавтономного округа — Югры государственным гражданским служащим автономногоокруга исчисляется в календарном порядке, если федеральным законодательством непредусмотрен иной порядок исчисления.
В стаж государственной гражданской службы автономного округагосударственного гражданского служащего автономного округа, дающий право наполучение надбавки за выслугу лет, предоставление дополнительного оплачиваемогоотпуска, назначение пенсии за выслугу лет и выплату единовременного денежноговознаграждения при выходе на пенсию, включаются периоды службы (работы) вследующих должностях:
государственные должности Российской Федерации игосударственные должности субъектов Российской Федерации;
государственные должности федеральной государственнойслужбы, предусмотренные перечнями государственных должностей федеральнойгосударственной службы, являющимися соответствующими разделами Реестрагосударственных должностей государственной службы Российской Федерации;
должности государственной гражданской службы субъектовРоссийской Федерации;
должности (воинские должности), прохождение службы (военнойслужбы) в которых засчитывается в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившимвоенную службу, службу в органах внутренних дел, Государственнойпротивопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
должности сотрудников федеральных органов налоговой полициии органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ,определяемые в соответствии с перечнем должностей, утверждаемым в порядке,установленном законодательством Российской Федерации;
должности сотрудников таможенных органов РоссийскойФедерации, определяемые в соответствии с Федеральным законом «О службе втаможенных органах Российской Федерации»;
должности прокурорских работников, определяемые всоответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»;
выборные муниципальные должности и муниципальные должностимуниципальной службы;
должности руководителей, специалистов и служащих, выборныедолжности, занимаемые на постоянной основе в период с 1 января 1992 года довведения в действие соответственно сводного перечня государственных должностейРоссийской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11января 1995 года N 32, Реестра государственных должностей федеральныхгосударственных служащих, перечней государственных должностей федеральнойгосударственной службы, являющихся соответствующими разделами Реестрагосударственных должностей государственной службы Российской Федерации,перечней государственных должностей государственной службы субъектов РоссийскойФедерации:
в Администрации Президента Российской Федерации,государственных органах (органах) Президента Российской Федерации,государственных органах (органах) при Президенте Российской Федерации;
в Совете Безопасности Российской Федерации и его аппарате;
в федеральных органах законодательной (представительной) властии их аппаратах, Контрольно-бюджетном комитете при Верховном Совете Российской Федерации,Государственном комитете Российской Федерации по статистике и его органах вреспубликах, краях, областях, автономной области и автономных округах, районахи городах, Контрольно-бюджетном комитете при Государственной Думе ФедеральногоСобрания Российской Федерации, в органах народного контроля;
в Правительстве Российской Федерации (Совете Министров — ПравительствеРоссийской Федерации) и его Аппарате, федеральных органах исполнительной властии их территориальных органах, представительствах Российской Федерации ипредставительствах федеральных органов исполнительной власти за рубежом,дипломатических представительствах и консульских учреждениях РоссийскойФедерации, а также в органах государственного управления (органах управления) приПравительстве Российской Федерации (Совете Министров — Правительстве РоссийскойФедерации) и при федеральных органах исполнительной власти;
в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном СудеРоссийской Федерации, Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, федеральныхсудах (судах, государственном арбитраже), в их аппаратах, а также в прокуратуреРоссийской Федерации (органах прокуратуры);
в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации иее аппарате;
в Счетной палате Российской Федерации и ее аппарате;
в органах государственной власти субъектов РоссийскойФедерации и иных государственных органах, образованных в соответствии сконституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, в высшихгосударственных органах автономных республик, местных государственных органах (краевых,областных Советах народных депутатов, Советах народных депутатов автономнойобласти, автономных округов, районных, городских, районных в городах,поселковых и сельских Советах народных депутатов и их исполнительных комитетах)и органах местного самоуправления;
в упраздненных государственных учреждениях, функциигосударственного управления которых переданы федеральным государственныморганам, либо в государственных учреждениях, преобразованных в федеральныегосударственные органы, а также в государственных учреждениях, должности вкоторых были включены в перечни государственных должностей федеральнойгосударственной службы, являющиеся соответствующими разделами Реестрагосударственных должностей государственной службы Российской Федерации, — впорядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
должности, занимаемые гражданами Российской Федерации вмежгосударственных (межправительственных) органах, созданных государствами — участникамиСодружества Независимых Государств, с участием Российской Федерации, в аппаратеИсполнительного Комитета Союза Беларуси и России и в СекретариатеПарламентского Собрания Союза Беларуси и России, должности, занимаемые напостоянной профессиональной основе в органах Союзного государства и их аппаратах;
должности в профсоюзных органах, занимаемые работниками,освобожденными от должностей в государственных органах вследствие избрания (делегирования)в профсоюзные органы, включая должности, занимаемые освобожденными профсоюзнымиработниками, избранными (делегированными) в орган первичной профсоюзнойорганизации, созданной в государственном органе, в соответствии с федеральнымзаконом;
должности руководителей, специалистов и служащих, выборныедолжности, занимаемые на постоянной основе до 31 декабря 1991 годавключительно, в органах государственной власти и управления, а также ворганизациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательствомСССР и союзных республик отдельные функции государственного управления.
В следующем законе от 4 апреля 2005г. № 20-ОЗ «Оденежном содержании лиц, замещающих государственные должности вХанты-Мансийского автономного округа — Югры, и лиц, замещающих должностигосударственной гражданской службы Ханты-Мансийского округа — Югры» установленасистема и порядок оплаты труда лиц, замещающих государственные должности.
В этом же законе прописано при каких условиях выплачиваетсяматериальная помощь. Лицу, замещающему государственную должность автономногоокруга, в связи со смертью близких родственников (родители, муж (жена, дети),может быть выплачена материальная помощь в размере не более одного месячногофонда оплаты труда.
Что касается перечня социальных гарантий, предоставляемыхмуниципальным служащим в связи с исполнением ими профессиональной деятельности,то он не является строго определенным и может различаться в зависимости отуровня муниципальной службы. В числе основных гарантий, предоставляемыхмуниципальным служащим, следует отметить:
создание надлежащих материально-технических условий работы;
денежное содержание и иные выплаты, предусмотренныефедеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации;
ежегодный оплачиваемый отпуск, медицинское обслуживание егои членов семьи, в том числе после выхода на пенсию;
обязательное получение согласия на перевод на другуюгосударственную должность государственной службы;
пенсионное обеспечение, обязательное государственноестрахование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи сисполнением должностных обязанностей, обязательное государственное социальноестрахование на случай заболевания или потери трудоспособности в периодпрохождения государственной службы и др.
Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «Омуниципальной службе в Российской Федерации», вступающим в силу с 1 июня 2007года, не предусмотрено присвоение квалификационных разрядов муниципальнымслужащим. Соответственно Законом автономного округа от 4 апреля № 20-ОЗ «Оденежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности, и лиц, замещающихмуниципальные должности муниципальной службы, в Ханты-Мансийском автономномокруге — Югре» не могут устанавливаться оклады за квалификационные разряды.
В связи с исключением из оклада месячного денежногосодержания лиц, замещающих должности муниципальной службы, оклада за квалификационныйразряд и в целях сохранения на прежнем уровне размера денежного содержания лиц,замещающих должности муниципальной службы, данным законом внесены следующиеизменения:
в составе денежного содержания установлена «ежемесячная(персональная) выплата за сложность, напряженность и высокие достижения вработе»;
определены должностные лица местного самоуправления, которыеопределяют размер указанной выплаты;
установлен предельный размер выплаты в зависимости от группыдолжностей муниципальной службы.
В соответствии с внесенными изменениями, порядок и условияежемесячной (персональной) выплаты за сложность, напряженность и высокиедостижения в работе определяются положением, утверждаемым постановлением главымуниципального образования. Размер ежемесячной (персональной) выплаты засложность, напряженность и высокие достижения в работе устанавливается: лицам,замещающим должности муниципальной службы в администрации и структурныхподразделениях администрации муниципального образования, − главоймуниципального образования; лицам, замещающим должности муниципальной службы впредставительном органе, аппарате представительного органа и органах,образуемых представительным органом муниципального образования, −председателем представительного органа муниципального образования либо главоймуниципального образования в случае наделения его правом входить в составпредставительного органа муниципального образования автономного округа иисполнять полномочия председателя на его заседаниях.
Ежемесячная (персональная) выплата за сложность,напряженность и высокие достижения в работе в городских округах и муниципальныхрайонах, городских и сельских поселениях устанавливается в размере: лицам,замещающим высшие должности муниципальной службы категорий «руководители»,«помощники», − до 1 190 рублей; лицам, замещающим главныедолжности муниципальной службы категорий «руководители», «помощники»,«специалисты», − до 940 рублей; лицам, замещающим ведущиедолжности муниципальной службы категорий «руководители», «помощники»,«специалисты», «обеспечивающие специалисты», − до 750рублей; лицам, замещающим старшие должности муниципальной службы категорий«специалисты», «обеспечивающие специалисты», − до 560рублей; лицам, замещающим младшие должности муниципальной службы категории«обеспечивающие специалисты», − до 400 рублей.”
В соответствии с окружным законом от 20 июля 2007 г. №113-ОЗ«Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты-Мансийском округе — Югре» муниципальным служащим с ненормированным рабочим днемпредоставляется ежегодный дополнительный отпуск, продолжительность которогоопределяется коллективным договором или правилами внутреннего распорядка неможет быть не менее трех дней. Порядок и условия предоставления дополнительногоотпуска определяется муниципальными правовыми актами.
Ежегодный оплачиваемый отпуск муниципального служащегосостоит из основного и дополнительного оплачиваемых отпусков. Муниципальнымслужащим высших и главных должностей предоставляется ежегодный оплачиваемыйотпуск продолжительностью 35 календарных дней. Чиновникам, замещающим должностииных групп — 30 календарных дней.
Продолжительность ежегодного дополнительного отпуска завыслугу лет исчисляется из расчета один календарный день за каждый годмуниципальной службы. Общая продолжительность основного и дополнительногоотпусков для муниципальных служащих, замещающих высшие и главные должности неможет превышать 50 дней, для служащих иных должностей — 45 дней.
Дополнительные отпуска за ненормированный рабочий день, атакже в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями муниципальнойслужбы, в том числе в связи со службой в местностях с особыми климатическимиусловиями предоставляется сверх ежегодного оплачиваемого отпуска.
Муниципальному служащему в соответствии с нормативнымиправовыми автономного округа и Российской Федерации гарантируетсяпереподготовка и повышение квалификации за счет средств бюджетасоответствующего муниципального образования с сохранением денежного содержанияна период обучения по замещаемой должности, обязательности получения егосогласия на перевод на другую должность муниципальной службы; возмещаютсярасходы и предоставляются иные компенсации в связи с командировками, приемом намуниципальную службу, переводом в другой орган местного самоуправления, а такжевозмещаются транспортные расходы и расходы на оплату жилья.
Уставом муниципального образования могут быть предусмотреныдополнительные гарантии.
На муниципального служащего в области пенсионногообеспечения в полном объеме распространяются права государственного служащего автономногоокруга. Порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет лицам,замещавшим должности муниципальной службы, устанавливается муниципальнымиправовыми актами.
Окружным законом от 21.05.2007г. «О внесении измененийв Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры „О регулированииотдельных вопросов, связанных с осуществлением полномочий лицами, замещающимимуниципальные должности“ внесено изменение, в соответствии с которымлицам, замещающим муниципальные должности, и их несовершеннолетним детям ввозрасте до 18 лет (при обучении в учреждениях — до 23 лет) нормативнымправовым актом представительного органа местного самоуправления, за счетсредств бюджета соответствующего муниципального образования, можетпредоставляться частичная компенсация (не выше 70%) стоимости оздоровительнойили санаторно-курортной путевки один раз в календарном году, а такжекомпенсация стоимости проезда к месту оздоровительного или санаторно-курортноголечения и обратно один раз в два года.
Кроме того, внесена поправка, в соответствии с которой Законраспространяется не на всех лиц, замещающих муниципальные должности, а толькона тех, кто замещает указанные должности на постоянной профессиональной основе.Данное предложение вызвано тем, что к лицам, замещающим муниципальныедолжности, относятся, в том числе, депутаты представительного органа местногосамоуправления. Депутаты представительного органа местного самоуправления,работающие на не освобожденной основе, имеют гарантии по основному месту работыи поэтому установление дополнительной социальной защищенности не целесообразно.
Как муниципальным служащим, так и государственнымназначается пенсия за выслугу лет — ежемесячная денежная выплата,предоставляемая отдельным категориям граждан в целях компенсации им заработка,утраченного в связи с прекращением государственной или муниципальной службы приналичии выслуги и оснований.
Руководствуясь вышеуказанным окружным законом, ДумаБерезовского района внесла в „Положение о порядке и условияхпредоставления гарантий главе Березовского района“ следующие изменения вподпункте 7: главе района и его несовершеннолетним детям в возрасте до 18 лет (приобучении в образовательных учреждениях — до 23 лет) за счет средствБерезовского района предоставляется частичная компенсация в размере 70%стоимости оздоровительной или санитарно — курортной путевки один раз вкалендарном году, а также компенсация стоимости проезда к местуоздоровительного или санитарно — курортного лечения и обратно один раз в двагода.
Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры „Осоциальной поддержке отдельных категорий граждан, проживающих и работающих всельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территорииХанты-Мансийского автономного округа — Югры по оплате жилого помещения икоммунальных услуг“ № 139-ОЗ от28.09.2007г.
Настоящий закон устанавливает условия и размерпредоставления социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальныхуслуг отдельным категориям граждан проживающих и работающих в сельскойместности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территорииХанты-Мансийского автономного округа — Югры для руководителей и специалистов,творческих работников учреждений культуры, финансируемых из бюджета автономногоокруга и бюджетов муниципальных образований. Социальная поддержка по оплатежилого помещения и коммунальных услуг категориям граждан устанавливается вразмере 100%.
Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономногоокруга — Югры от 24 декабря 2007 года № 333-п „О нормативах формирования расходовна оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления,осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих вХанты-Мансийском автономном округе — Югре“ устанавливает, начиная сочередного 2008 финансового года в отношении муниципальных образованийавтономного округа нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов,выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих своиполномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих исходя из следующихпараметров:
В отношении муниципальных служащих нормативы определяются (складываются)из:
суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов;
суммы средств, направляемых дополнительно сверх выплатыдолжностных окладов, для выплаты (в расчете на год):
1) ежемесячной (персональной) выплаты за сложность,напряженность и высокие достижения в работе — в размере: по высшим должностяммуниципальной службы, учреждаемым для выполнения функции „руководитель“,»помощник (советник)”, — 14280 рублей;
по главным должностям муниципальной службы, учреждаемым длявыполнения функции «руководитель», «помощник (советник)»,«специалист», — 11280 рублей;
по ведущим должностям муниципальной службы, учреждаемым длявыполнения функции «руководитель», «помощник (советник)»,«специалист», «обеспечивающий специалист», — 9000 рублей;
по старшим должностям муниципальной службы, учреждаемым длявыполнения функции «специалист», «обеспечивающий специалист»,- 6720 рублей;
по младшим должностям муниципальной службы, учреждаемым длявыполнения функции «обеспечивающий специалист», — 4800 рублей;
2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет- в размере 3 должностных окладов;
3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особыеусловия муниципальной службы — в следующих размерах:
в отношении лиц, замещающих должности муниципальной службы вгородских округах и муниципальных районах автономного округа: по высшимдолжностям муниципальной службы, учреждаемым для выполнения функции «руководитель»,«помощник (советник)», — 22 должностных оклада;
по главным должностям муниципальной службы, учреждаемым длявыполнения функции «руководитель», «помощник (советник)»,«специалист», — 16 должностных окладов;
по ведущим должностям муниципальной службы, учреждаемым длявыполнения функции «руководитель», «помощник (советник)»,«специалист», «обеспечивающий специалист», — 12 должностныхокладов;
по старшим должностям муниципальной службы, учреждаемым длявыполнения функции «специалист», «обеспечивающий специалист»,- 10 должностных окладов;
по младшим должностям муниципальной службы, учреждаемым длявыполнения функции «обеспечивающий специалист», — 8 должностныхокладов;
в отношении лиц, замещающих должности муниципальной службы вгородских и сельских поселениях автономного округа:
по высшим должностям муниципальной службы, учреждаемым длявыполнения функции «руководитель», «помощник (советник)», — 12 должностных окладов;
по главным должностям муниципальной службы, учреждаемым длявыполнения функции «руководитель», «помощник (советник)»,«специалист», — 11 должностных окладов;
по ведущим должностям муниципальной службы, учреждаемым длявыполнения функции «руководитель», «помощник (советник)»,«специалист», «обеспечивающий специалист», — 10 должностныхокладов;
по старшим должностям муниципальной службы, учреждаемым длявыполнения функции «специалист», «обеспечивающий специалист»,- 9 должностных окладов;
по младшим должностям муниципальной службы, учреждаемым длявыполнения функции «обеспечивающий специалист», — 8 должностныхокладов;
4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу заработу со сведениями, составляющими государственную тайну, — в размере 1,5должностного оклада;
5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий, кюбилейным датам и праздничным дням — в размере 2 должностных окладов;
6) ежемесячного денежного поощрения — в следующих размерах:
для лиц, замещающих должности муниципальной службы вгородских округах и муниципальных районах автономного округа;
по высшим должностям муниципальной службы, учреждаемым длявыполнения функции «руководитель», «помощник (советник)», — 38,5 должностного оклада;
по главным должностям муниципальной службы, учреждаемым длявыполнения функции «руководитель», «помощник (советник)»,«специалист», — 37,5 должностного оклада;
по ведущим должностям муниципальной службы, учреждаемым длявыполнения функции «руководитель», «помощник (советник)»,«специалист», «обеспечивающий специалист», — 35 должностныхокладов;
по старшим должностям муниципальной службы, учреждаемым длявыполнения функций «специалист», «обеспечивающий специалист»,- 32,5 должностного оклада;
по младшим должностям муниципальной службы, учреждаемым длявыполнения функции «обеспечивающий специалист», — 31,5 должностногооклада;
для лиц, замещающих должности муниципальной службы вгородских и сельских поселениях автономного округа:
по высшим должностям муниципальной службы, учреждаемым длявыполнения функции «руководитель», «помощник (советник)», — 36 должностных окладов;
по главным должностям муниципальной службы, учреждаемым длявыполнения функции «руководитель», «помощник (советник)»,«специалист», — 34 должностных оклада;
по ведущим должностям муниципальной службы, учреждаемым длявыполнения функции «руководитель», «помощник (советник)»,«специалист», «обеспечивающий специалист», — 31,5должностного оклада;
по старшим должностям муниципальной службы, учреждаемым длявыполнения функций «специалист», «обеспечивающий специалист»,- 29 должностных окладов;
по младшим должностям муниципальной службы, учреждаемым длявыполнения функции «обеспечивающий специалист», — 26,5 должностногооклада;
7) премии по результатам работы за год — в размере двух споловиной месячных фондов оплаты труда;
8) единовременной выплаты при предоставлении ежегодногооплачиваемого отпуска и материальной помощи в размере 3 месячных фондов оплатытруда.
Уровень материального и социального обеспечениягосударственных и муниципальных служащих должен зависеть от замещаемойдолжности, ее значения в деятельности муниципального органа, степени ответственностимуниципального служащего и одновременно быть достаточным не только дляобеспечения необходимых жизненных потребностей, но и соответствоватьопределенным стандартам, присущим жизни гражданского общества.
Заключение
На разных этапах реформ в качестве основных направленийсоциальной защиты населения нашим государством последовательно выбиралисьразные социальные группы: сначала надо было спасать малоимущих от шоковойтерапии, затем — охранять вкладчиков финансовых пирамид, чуть позже — переобучать работников предприятий-банкротов. При всем, казалось бы, внешнемблагополучии чиновничьего сословия его положение в обществе нельзя назватьбезоблачным, а само общество вряд ли может рассчитывать на грамотных,квалифицированных государственных служащих при существующей системе ихсоциальной защиты. Исходя из поставленных мною задач я пришла к выводам, что:
Государственная служба обязана своим возникновениемгосударству, с его возникновением и развитием стала развиваться и служба, а вместес этим стала развиваться социальная защищенность государственных служащих.
Необходимость дальнейшей социальной защиты чиновника насовременном этапе российских реформ вызвана, прежде всего, особенностямиэкономического развития нашего государства. В этих условиях, для успешногоразвития страны, государство обязано создать такую систему социальной защитыгосударственных и муниципальных служащих, которая будет с одной стороны,защищать чиновника от всяких соблазнов, а с другой стороны, стимулировать егодля ускоренного продвижения реформ. Легальный, полученный за успешную,профессиональную работу доход государственного и муниципального служащегозаставит его работать с полной отдачей и позволит отобрать для работы вадминистрации лучшие интеллектуальные силы. Но главный результат предложенногомеханизма социальной защиты чиновника будет заключаться в его напряженном,упорном труде на благо реформ.
Законодательством достаточно подробно регулируются трудовыеправоотношения с участием государственных и муниципальных служащих вХанты-Мансийском автономном округе — Югра, однако существуют определенныенесовершенства данного законодательства, а также пробелы в нем. Немаловажноезначение имеет материальное обеспечение, а также материальные льготы игарантии, не получившие достаточного развития в законодательстве огосударственной и муниципальной службе в округе. В данном случае исправитьсоздавшееся положение могли бы исправить новые законы о системе социальнойзащиты государственных и муниципальных служащих.
Библиографический список
1.        Конституция Российской Федерации — М.: Приор, 2005. — 32с
2.        Трудовой кодекс Российской Федерации Текст с изменениями и дополнениямина 1 сентября 2007 года. — М.: Изд-во «Эксмо», 2007 — 272 с. — (Российскоезаконодательство).
3.        Федеральный закон от 27.05.2003 г. «О системе государственнойслужбы Российской Федерации» № 58-ФЗ.
4.        Федеральный закон от 27.07.2004 г. «О государственной гражданскойслужбы Российской Федерации» № 79-ФЗ.
5.        Федеральным законом от 2.03.2007 г. «О муниципальной службе вРоссийской Федерации» № 25-ФЗ.
6.        Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 31.12.2004 г.«О государственной гражданской службе Ханты-Мансийского автономного округа- Югры» г. № 97-ОЗ.
7.        Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 04.04.2005 г.«О денежном содержании лиц, замещающих государственные должностиХанты-Мансийского округа — Югры, и лиц, замещающих должности государственнойгражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры» № 20-ОЗ.
8.        Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 20.07.2007 г.«Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты-Мансийском округе — Югре» № 113-ОЗ.
9.        Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 28.09.2007 г.«О социальной поддержке отдельных категорий граждан, проживающих иработающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) натерритории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры по оплате жилогопомещения и коммунальных услуг» № 139-ОЗ.
10.     Положение от 22.12.2004 г. «О федеральной государственной службе»,утвержденное Указом Президента Российской Федерации № 2267.
11.     Указ Президента Российской Федерации от 1.02.2005 г. «О проведенииаттестации государственных гражданских служащих РФ». № 110.
12.     Указ Президента Российской Федерации от 1.02.2005 г. «О конкурсе назамещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ» № 112.
13.     Указ Президента Российской Федерации 07.02.2005 г. «Огосударственном заказе на переподготовку и повышение квалификациигосударственных служащих» от № 113.
14.     Указ Президента Российской Федерации от 16.08.2005 г. «О некоторыхсоциальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности РоссийскойФедерации и должности федеральных государственных служащих» № 154.
15.     Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 24.12.2007г. «О нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборныхдолжностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия напостоянной основе, и муниципальных служащих в Ханты-Мансийском автономномокруге — Югре» № 333-п.
16.     Бабелюк Е.Г. Реформа государственной службы в Российской Федерации: новыйэтап // Российский журнал. 2003, №3.
17.     Галаганов В.П. Право социального обеспечения: Учеб. для студ. сред. проф.учеб. заведений. — М.: Изд-й центр «Академия», 2004, — 416с.
18.     Гомола А.И. Борисова Е.В. Правовые основы государственного имуниципального управления: Учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений. — М.: Изд-во«Медиа», 2005, — 235с.