–PAGE_BREAK–Гарантированность прав граждан реализуется в области социального обеспечения путем обоснования этих прав в Конституции РФ и др. нормативно-правовых актах, но их объем и реализация не должны быть в зависимости от решений должностных лиц и отдельных государственных органов.
Существенной гарантией для граждан является установление судебного порядка разрешения большинства споров, связанных с социальным обеспечением.
Шагом вперед стало введение норм о регулярном пересмотре размеров пенсии по мере изменения стоимости жизни, что гарантирует социальную защищенность населения.
Реализация гражданами своего права имеет смысл не сама по себе, а только если при этом достигается ожидаемый социальный эффект, цель законодательства. Главная цель всего законодательства в социальном обеспечении — содействие повышению благосостояния народа, его жизненного уровня, предоставление средств в таком объеме, чтобы обеспечить населению достойное существование. Анализ сложившегося уровня социального обеспечения показывает, что даже после повышения размеров многих видов обеспечения, далеко не всегда достигается их надлежащий уровень. В основу всех расчетов положен минимальный размер зарплаты, которая намного ниже прожиточного минимума, что свидетельствует об отступлении от принципа гарантированности права граждан на материальное обеспечение в достаточных размерах.
Справедливость данного принципа является одинаково значимой для всех видов социальных норм, применительно к социальному обеспечению его можно трактовать, как принцип справедливого распределения, который может осуществляться двояко: по вкладу или по потребности. В оптимальном сочетании данных подходов и кроется критерий справедливости: учет продолжительности трудовой деятельности, размер заработка, характер и условия труда, с одной стороны, и удовлетворение социально-культурных потребностей, обеспечение равных возможностей для развития личности независимо от трудового вклада на основе реальных потребностей, с другой.
Обязательным требованием этого принципа является соблюдение очередности при предоставлении дефицитных благ и услуг (тех, которых нет в достаточном количестве) с установлением льгот по социально значимым признакам получателей.
Принцип гуманизма— это уважение прав и достоинства личности, который составляет одну из ведущих идей законодательства любого цивилизованного государства. Уже сам факт провозглашения и законодательного закрепления права на материальное обеспечение и социальную помощь лицам, нуждающимся в них, является проявлением гуманизма.
Понимание гуманизма в нашем обществе со временем изменяется. Если до недавнего времени некоторые формы благотворительности — бесплатная столовая, льготное обеспечение продуктами питания и предметами первой необходимости, предоставление бесплатных мест для ночлега лицам без определенного места жительства и т.д. считались едва ли не оскорбляющими человеческое достоинство, то теперь отношение к этому совершенно другое.
Всеобщность обеспеченияэто проявление принципов равноправия и справедливости. Право на обеспечение имеют все категории трудящихся — рабочие и служащие, члены колхозов и других с/х предприятий, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, военнослужащие, безработные и т. д., т. е. представители всех социальных групп. Однако конкретный объем реализации этого права зачастую зависит от участия гражданина в общественно полезной деятельности определенного вида. Особенно наглядно данный принцип проявляется в пенсионном обеспечении. Введение института социальных пенсий означает фактическую реализацию принципа всеобщности и в отношении тех нетрудоспособных, которые по различным причинам не смогли приобрести права на трудовую пенсию.
Пособия по своей природе таковы, что некоторые выплачиваются только работающим, а другие — только неработающим. Если в законодательстве принцип всеобщности проводится достаточно последовательно, то в применительной практике имеются отступления от него, и, прежде всего в отношении тех видов обеспечения, которые продолжают оставаться дефицитными или не имеют достаточного финансирования, поэтому Е. Г. Азарова трактует данный принцип как «принцип-идею, цель, к которой стремится развитие законодательства о социальном обеспечении».
Принцип всесторонности обеспеченияобозначает, что необходимая материальная помощь и услуги предоставляются во всех случаях, когда возникает соответствующая потребность. Это может быть в случае болезни, инвалидности, беременности и родов, по достижению определенного возраста (пенсионного) и т.д. За счет общественных фондов потребления реализуются потребности в услугах сферы образования, здравоохранения, предоставления жилья из муниципального фонда и т. д.
Этот принцип предполагает и наличие в законодательстве такого основания материального обеспечения как безработица. Законодательная база этого вида обеспечения заложена в Законе о занятости населения в РСФСР.
В целом, законодательство о социальном обеспечении предусматривает развитую систему видов обеспечения и обслуживания, которые соответствуют рекомендациям международно-правовых актов о социальном обеспечении, в частности Конвенции № 102 Международной организации труда 1952 г. «О минимальных нормах социального обеспечения», и по числу предусмотренных видов обеспечения даже превосходит их, что нельзя сказать о его размерах и качестве.
Принцип доступности социального обеспеченияреализуется в трех аспектах.
Во-первых, все условия обеспечения реально достижимы. Так, для приобретения права на пенсию по возрасту достаточно иметь стаж работы 20 лет для женщин и 25 — для мужчин.
Во-вторых, в ряде случаев обеспечение предоставляется без каких-либо условий. Например, пособие одинокой матери выплачивается независимо от других ее доходов.
В-третьих, законодательство возлагает на соответствующие государственные органы и администрацию предприятий обязанность оказывать грамотное содействие в сборе и оформлении необходимых документов. Это требование закона выполняется далеко не всегда и общеизвестны факты хождений пенсионеров, инвалидов, многодетных матерей по различным инстанциям в поисках справок и других документов, бесконечные очереди, отказы, обращения в газеты с просьбой оказать содействие и т.д.
Такое положение во многом объясняется отсутствием надлежащего правового механизма реализации гражданами своих прав, в которых гражданин должен играть роль оператора, включающего механизм, а все прочие действия должны быть совершены государственными органами. Поэтому данный принцип нельзя отнести к полностью реализованным в законодательстве, его следует рассматривать как принцип-цель.
Принцип связи размеров денежных видов обеспечения с минимальным заработком появился в законодательстве сравнительно недавно. А до того не существовало единого подхода к определению размеров пенсий и пособий, в результате чего они оказывались малообоснованными и суммы неоправданно малыми. Кроме того, установление пособий в твердых размерах не давало возможности увязывать эти виды обеспечения с изменяющейся социально-экономической обстановкой.
В настоящее время в системе оплаты труда есть величина, достаточно стабильная, единая для всех категорий граждан и в то же время периодически изменяемая. Это минимальная заработная плата. С этой величиной связывается размер пенсий и пособий. Закон СССР о пенсиях от 1990 г. проводил эту зависимость в отношении трудовых пенсий всех видов двояко: во-первых, минимальный размер пенсий установлен на уровне минимального заработка, во-вторых, механизм определения среднего заработка, из которого начисляется пенсия, также строится на базе минимальной зарплаты. С минимальным заработком связан и размер надбавок к пенсиям, а также размер социальных пенсий, семейных пособий.
В современном пенсионном законодательстве достигнут следующий, более совершенный этап в реализации этого принципа, когда размер обеспечения связывается с прожиточным минимумом как величиной, более обоснованной и в большей степени отражающей необходимый минимум обеспечения, который может предоставить государство.
Конечно, размеры пенсий и пособий в большинстве своем нельзя назвать достаточно высокими, соответствующими уровню, необходимому для нормального удовлетворения потребностей человека, особенно если речь идет об одиноких престарелых людях, о многодетных семьях, для которых возможности получения дополнительных доходов весьма ограничены. Но есть тенденция к росту размеров обеспечения, что является результатом социальной политики, направленной на усиление защищенности населения.
Отношения по социальному обеспечению есть часть распределительных отношений по поводу распределения предметов потребления пропорционально потребностям, признаваемым обществом, и под влиянием действия целого ряда экономических факторов. По-разному решается вопрос о том, какие отношения охватываются понятием «социальное обеспечение». Можно говорить о трех основных концепциях:
1) сторонники первой рассматривают данное понятие в узком смысле — как обеспечение за счет общественных фондов потребления только нетрудоспособных граждан, а также семей, в которых имеются несовершеннолетние дети,
2) авторы, придерживающиеся второй точки зрения, которую можно назвать традиционной, так как она является преобладающей, понимают под социальным обеспечением материальное обеспечение граждан в старости, при нетрудоспособности, при потере кормильца, осуществление охраны материнства и детства, медицинское обслуживание,
3) наиболее предпочтительной является третья концепция, которая основывается на наиболее широком понимании социального обеспечения как предоставления всех благ из общественных фондов потребления, осуществляемого бесплатно на началах равного доступа к ним каждого гражданина. При таком подходе содержанием социального обеспечения будет не только собственно обеспечение лиц, нуждающихся в материальной поддержке со стороны общества, но и бесплатное медицинское обслуживание и предоставление лекарственных средств, обеспечение жильем, право на получение образования и на пользование достижениями культуры.
Таким образом, социальное обеспечение — это система общественных отношений по предоставлению гражданам благ за счет общественных фондов потребления. Способы социального обеспечения различны. Или необходимые средства предоставляются гражданами в виде денежных выплат (пенсии, пособия, предоставление определенных льгот), или направляются на создание и развитие систем здравоохранения, просвещения, жилищного хозяйства и т. д.
1.3 Виды социального обеспечения
Это способ предоставления материальной помощи или способ, при помощи которого государство содействует гражданину в удовлетворении той или иной потребности.
Принято говорить о таких видах социального обеспечения, как пенсии, пособия различных видов, льготы, социальное обслуживание и натуральное обеспечение.
Пенсии – это наиболее значимый как по числу обеспечиваемых, так и по объему расходуемых средств, вид обеспечения.
Буквальный перевод слова «pension» — платеж. Это одна из форм денежных выплат, которая осуществляется государством через специально предназначенные для этого органы и производится из определенного пенсионного фонда. Субъектом данного вида обеспечения является лицо, признанное нетрудоспособным по причине достижения определенного возраста, по признанию нетрудоспособным по медицинским критериям (инвалидность), либо из-за выполнения каких-либо социальных функций (уход за инвалидом 1-ой гр., ребенком — инвалидов, престарелым и т. д.).
Важными чертами пенсии является ее связь с бывшей трудовой деятельностью пенсионера и с размером получаемой ранее заработной платы, ее обязательный характер. Цель пенсии — материальное обеспечение граждан, предоставление им единственных или основных средств к существованию. Существует точка зрения, что пенсия — отложенное на время вознаграждение за труд.
Таким образом, пенсия — это государственная выплата, производимая из пенсионного фонда с целью материального обеспечения нетрудоспособных граждан в связи сих прошлой трудовой и иной общественно-полезной деятельностью в размерах, как правило, соизмеримых с размером прошлого заработка.
Этот вид социального обеспечения не является монолитным, он подвергается дифференциации, в основе которой лежат нормативно-правовые акты — закон «О пенсионном обеспечении военнослужащих», «О государственных пенсиях в РСФСР» и т.д. Пенсии иногда сопровождаются другим видом обеспечения — социальным обслуживанием, т.е. предоставлением за счет общества бесплатно ряда услуг. Цель — оказать нуждающимся дополнительную помощь в виде действий бытового характера. Социальное обслуживание, как вид социального обеспечения, включает в себя услуги по санаторно-курортному лечению, содержанию в домах — интернатах, трудовой реабилитации и трудоустройству инвалидов, некоторые услуги здравоохранения, услуги по образованию, по содержанию детей в дошкольных и внешкольных и учреждениях.
Следующим видом социального обеспечения, имеющим большое распространение, являются пособия — это ряд видов социального обеспечения, различающихся по целям, источникам выплат, субъектам.
Первый вид данной группы составляют так называемые трудовые пособия, которые выплачиваются лицам, состоящим в трудовых отношениях с предприятием (государственным, муниципальным, кооперативным и т. д.) и утратившим заработную плату временно в связи с нетрудоспособностью. Выплачиваются они за счет средств социального страхования. Наличие трудовых связей между субъектом обеспечения пособием и страхователем, в роли которого выступает предприятие или иной аналогичный объект, обязательно. Цель трудовых пособий — полное или частичное возмещение утраченного заработка, с которым их размер соизмерим, т. е. в период нетрудоспособности лицо, не совершая никаких действий в пользу предприятия, получает от него денежное содержание.
К числу трудовых пособий относятся, например, пособия по беременности и родам.
Вторая группа — социальные пособия. Они отличаются от первой группы тем, что не связаны с трудовой деятельностью. Для данных пособий характерно отсутствие общественно-полезной деятельности получателя или наличие ее в размерах, не дающих права на другие виды обеспечения. Цель — предоставление средств, которые были бы источником существования или материальной поддержкой. Они выплачиваются в твердых, установленных законодательством размерах. Для лиц, освобожденных от обязанностей трудится (инвалиды 1-ой гр., инвалиды 1-ой и 2-ой гр.), данные пособия приравниваются к минимальной трудовой пенсии. Для других лиц их размер таков, чтобы обеспечить удовлетворение лишь незначительного круга жизненно — необходимых потребностей. Социальные пособия являются выразителем заботы общества о лицах, оставшихся в силу тех или иных причин без средств к существованию. Их установление следует рассматривать как проявление гуманизма общества. Источник выплаты данных пособий — государственный бюджет. Таким образом, социальное пособия — это ежемесячные денежные выплаты из специальных государственных фондов в установленные законом случаях нетрудоспособным лицам, которые не работают и не имеют права на трудовые пенсии и другие денежные виды обеспечения (кроме семейных пособий).
К их числу относятся социальные пенсии. Отнесение в законодательстве социальных пособий к пенсиям вызвано сложившейся мировой законной практикой.
Третья группа — семейные пособия. Субъектами их получения является семьи. Основное социальное назначение семейных пособий — оказание государственной материальной помощи семьям, несущим дополнительные расходы в связи с воспитанием и содержанием несовершеннолетних детей и в некоторых других случаях. Они выплачиваются в качестве дополнительной помощи независимо от других доходов семьи из государственного бюджета в размерах, определяемых исходя из суммы минимальной заработной платы, установленной действующим законодательством.
К ним относятся пенсии на детей-инвалидов, пособия по уходу за малолетними детьми, одиноким матерям, на детей малообеспеченным семьям, по случаю рождения ребенка, на погребение и т. д.
Следующий вид обеспечения — предоставления льгот, облегчающих материальное положение некоторых категорий лиц в результате того, что часть необходимых денежных трат общество берет на себя. Данный вид обеспечения используется достаточно широко. К нему относится частичная оплата лекарственных средств и коммунальных услуг, оплата частичной стоимости путевок для отдыха детей в санаториях и лагерях, содержание детей в детских дошкольных учреждениях и т. д.
Еще одним видом обеспечения является натуральное обеспечение, т. е. передача некоторым категориям граждан в собственность или в пользование материальных ценностей. Речь идет о бесплатном обеспечении протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения, лекарственными препаратами некоторых групп инвалидов, о предоставлении жилья за счет государственного жилого фонда.
продолжение
–PAGE_BREAK–Распределение данных видов социальной защиты должно идти в широком соответствии с нормативно правовыми актами, принятыми как на уровне РФ, так и на уровне субъектов федерации.
1.4 Социальная ситуация в РФ
Современная политика Правительства, связанная с переходом к рыночной экономике и новому государственному устройству, осуществляется в крайне сложных и чрезвычайно противоречивых условиях многоукладности и мировоззренческого разнообразия. Инфляция, огромный дефицит государственного бюджета, рост денежной массы в обращении, низкая экономическая и политическая культура, нарушение производственно-хозяйственных связей и заметное снижение объема выпускаемой продукции привели к резкому снижению реальных доходов, уровня и качества жизни более двух третей населения России. Этот процесс особенно заметно повлиял на мало защищенные слон населения — нетрудоспособных, безработных, людей с ограниченными возможностями, на семьи, имеющие иждивенцев и детей. К этой категории примыкают научные сотрудники, преподаватели, врачи и другие слои общества — люди, занятые умственным трудом, заработная плата которых находится ближе к черте бедности, чемдостаточности для достойного проживания.
Неотъемлемой частью программы перехода к рыночным отношениям является социальная направленность всех экономических нововведений. В федеральных органах власти предпринимаются меры по разработке системы социальной защиты населения, призванной в какой-то мере смягчить неизбежные отрицательные последствия нового экономического курса. Продвижение к рынку невозможно без создания надежной системы социальной защиты населения. Вот почему чрезвычайно актуальной и важной становится проблема социальной защищенности различных групп населения. То есть должен быть создан механизм защиты населения от таких факторов социального риска, как безработица и инфляция.
Социальная защита является той регулятивной системой стабилизации общества, которая направлена на устранение или сведение до минимума социальных противоречий, возникающих в правовом и экономическом статусе отдельных групп населения. Отсюда следует, что функцией социальной защиты является поддержание обществом наиболее уязвимых групп населения в условиях обострения экономических и политических отношений. Цель ее создания в обществе мерами социальной политики защитных механизмов для социально уязвимых групп. Успешность проведения социальной защиты способствует угасанию противоречий, восстановлению относительного равновесия в правовом статусе всех групп, составляющих общество. Неуспешная же социальная защита приводит к дальнейшему распространению социальной напряженности с негативными проявлениями, сила которых прямо пропорциональна массовости групп, включенных в конфликтную ситуацию.
Социальная защита -это совокупность законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий граждан, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав и достижений социально-приемлемого уровня жизни. Она включает в себя:
· предоставление государственных социальных гарантий всем категориям граждан, т. е. минимальные размеры заработной платы и социальных выплат, прожиточный минимум и индексация личных доходов;
· организацию социальной помощи малоимущим и слабо защищенным группам населения.
Новая система социальной защиты должна формироваться на следующих основных принципах:
1. Дифференцированный подход к различным слоям и группам населения в зависимости от их социального положения, возраста, трудоспособности и степени экономической самостоятельности, адресность и целенаправленность.
Для нетрудоспособных — престарелых, детей, инвалидов, акцент должен быть сделан на поддержание достойного уровня жизни этой категории, обеспечение доступа к потреблению важнейших материальных и социально-культурных благ, создание надежных гарантий, размера индивидуальных доходов.
2.Механизм социальной защиты должен формироваться не на основе государственной благотворительности, а как совокупность законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий. Система не должна быть подобием «скорой помощи».
3.Система социальной защиты должна действовать на всех уровнях: федеральном, республиканском, областном, местном, даже на уровне предприятия или организации.
4. Хотелось бы отметить еще несколько важных принципов:
· гуманность и милосердие — готовность общества прийти на помощь любому его члену, попавшему в экстремальную ситуацию;
· гарантированность помощи всем нетрудоспособным и действительно нуждающимся гражданам при их обращении в органы социальной защиты за счет доведения уровня их дохода до установленного бюджета прожиточного уровня;
· комплексность — предоставление при необходимости одновременно нескольких видов помощи;
· динамичность — оперативный пересмотр социальных нормативов социальных выплат в связи с инфляцией и увеличением бюджета прожиточного уровня;
· самостоятельность органов исполнительной власти на всех уровнях, предприятий и организаций на реализацию своих социальных программ.
Система социальной защиты населения существует в единстве и комплексности с системой социальных гарантий. Социальные гарантии государства являются основой, базисом дляреализации системы социальной защиты населения.
2. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ
2.1 Базовые принципы социальной зашиты в Нижегородской области
· Организация системы социальной защиты населения в области базируется на следующих принципах:
· гуманность и милосердие, т. е. готовность общества прийти на помощь любому его члену, попавшему в экстремальную ситуацию;
· гарантированность помощи всем нетрудоспособным и действительно нуждающимся гражданам при их обращении в органы социальной защиты за счет доведения уровня их дохода до установленного в области бюджета прожиточного минимума;
· комплексность, т. е. предоставление при необходимости одновременно нескольких видов помощи;
· адресность и целенаправленность, т. е. оказание поддержки конкретным гражданам с учетом их индивидуальных особенностей, в оптимально полезной для них форме;
· динамичность, т. е. оперативный пересмотр социальных нормативов и размеров социальных выплат в связи с инфляцией и увеличением бюджета прожиточного минимума;
· самостоятельность, т.е. право органов исполнительной власти на всех уровнях, предприятий и организаций на реализацию своих программ, в сочетании с региональными программами;
· межведомственность, т. е. согласование решений органов представительной и исполнительной власти, влияющих на уровень жизни населения при одновременном принятии мер по защите малоимущих граждан.
«Концепцией социальной защиты населения Нижегородской области на период кризисного состояния экономики» в качестве главных целей социальной политики программ и целевых проектов, разрабатываемых в этот период, определены такие, как:
· сохранение минимальных социальных гарантий;
· ослабление социальной напряженности в регионе.
Дальнейшее разграничение полномочий между федеральными управлениями и субъектами Российской Федерации привели к перемещению центра тяжести в решении социальных проблем в регионы.
Для усиления социальной защищенности различных категорий населения, кроме государственных социальных гарантий материальной поддержки, Нижегородская область, как субъект Федерации, осуществляет дополнительные меры их адресной социальной поддержки на основе областных комплексных и целевых программ. В результате выполнения этих программ укреплена и расширена сеть стационарных учреждений, создана инфраструктура перспективных и принципиально новых социальных стационарных учреждений и служб, позволяющих использовать новые формы социального обслуживания и оказания адресной помощи.
В настоящее время в области в сфере социальной защиты действуют:
Отмечены определенные положительные результаты по ряду направлений:
· активизировалась работа по становлению и развитию системы социального партнерства;
· продолжала развиваться система социального обслуживания граждан и сеть учреждений социальной защиты населения области, оказывалась действенная поддержка и помощь гражданам, имеющим работу.
Вместе с тем, некоторые негативные тенденции в социально-экономическом развитии отрасли не были преодолены. Сокращение объемов производства повлекло за собой уменьшение ресурсной базы для осуществления мероприятий по социальной поддержке работников бюджетной сферы, пенсионеров и безработных.
Из-за резкого ухудшения финансового состояния предприятий и существенного снижения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней обострились проблемы своевременной выплаты заработной платы, пенсий, социальных пособий, не ликвидирована задолженность по выплате пособий безработным, детских пособий. Увеличилось число нарушений трудовых прав граждан, приняли массовый характер направления работников в вынужденные отпуска, повсеместно произошло ухудшение условий и охраны труда.
В целях устранения негативных социальных процессов необходимо направить усилия органов исполнительной власти по труду, занятости и социальной защите населения на разработку и реализацию комплекса мер, предусмотренных Программой социальных реформ в Российской Федерации и предвыборной программой Губернатора области.
Стратегическими целями социальной политики на ближайшие годы являются:
· гарантия конституционных прав граждан в области труда и социальной защиты населения;
· обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
· достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей;
· переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий семье, женщинам, детям и молодежи;
· развитие социальной инфраструктуры.
2.2 Трудовые отношения и занятость населения
В соответствии с Программой в течение 1998 года основные действия областной службы занятости были направлены на повышение эффективности работы органов службы занятости, качества и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, укрепление делового сотрудничества с работодателями и другими социальными партнерами в решении проблем занятости.
В отчетном периоде при посредничестве службы трудоустроено (в т. ч. после завершения профучебы и с учетом временной занятости) 89,8 тыс. человек, что на 14,8 тыс. человек больше, чем предусматривалось Программой, и на 4,9 тыс. человек больше, чем в 1997 году. Показатель трудоустройства граждан, обратившихся в службу занятости, возрос по сравнению с 1997 годом с 66,3% до 72,7%.
Для обеспечения занятости населения использовались возможности временного трудоустройства. В течение 1998 года служба занятости совместно с органами местного самоуправления и работодателями обеспечила временную занятость для 3,7 тыс. безработных граждан, что составляет 123,3% к заданию Программы. Кроме того, на условиях временной занятости находилось 15,7 тыс. подростков в возрасте 14-17 лет, или 82,6% к показателю Программы. Невыполнение данного показателя связано с одной стороны — меньшим обращением в службу занятости данной категории населения, а с другой — дефицитом средств фонда занятости.
В целях поддержания доходов безработных и усиления их мотивации к труду в отчетном году обеспечено участие в общественных работах 29,6 тыс. человек, что составило 155,8% к заданию и на 1,6 тыс. человек больше против уровня 1997 года. В общественных работах принял участие каждый четвертый безработный, зарегистрированный в службе занятости.
В отчетном периоде, как и в прежние годы, большое внимание уделялось обеспечению занятости слабо защищенных на рынке труда категорий населения. По инициативе департамента ФГСЗН по Нижегородской области приняты постановления администрации области: «О квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в организациях и учреждениях на 1998 год» и «О квотировании рабочих мест для молодежи и других лиц, нуждающихся в социальной защите, на предприятиях, в организациях и учреждениях области на 1998 год».
Реализация указанных постановлений позволила в течение года заквотировать 12,9 тыс. рабочих мест, что на 1,4 тыс. мест больше задания Программы. Всего на заквотированные рабочие места трудоустроено 14,1 тыс. человек, что на 5,9%выше аналогичного показателя 1997 года.
В числе трудоустроенных по квоте основную долю составляют женщины — 44,4%, а также молодежь в возрасте 16-29 лет — 55,5%.
В отчетном году в службу занятости обратилось в поиске работы 2227 инвалидов, что в 1,2раза больше, чем в 1997 году. Из числа обратившихся инвалидов трудоустроено 1123 человек, что в 1,6 раза выше задания Программы.
По сравнению с 1997 годом более эффективно проводилась работа по трудоустройству граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. В течение 1998 года в службу обратилось 3 тыс. граждан указанной категории, что практически равно аналогичному показателю 1997 года, из них трудоустроено 1,8 тыс. человек, что более чем в два раза выше задания Программы.
Из числа граждан, прибывших из мест лишения свободы, в службу занятости обратилось в поиске работы 1,8 тыс. человек, что в 1,2 раза меньше, чем в 1997 году. Из указанной категории граждан 913 человек трудоустроено, что выше соответствующего показателя Программы в 1,4 раза. Показатель трудоустройства этой категории граждан по сравнению с 1997 годом возрос с 46,1% до 50,3%.
Согласно Программе в 1998 году планировалось направить на профессиональное обучение 10,0 тыс. человек из числа безработных и незанятого населения, фактически служба занятости обеспечила профобучение для 11,3 тыс. человек, что на 13,3 % выше задания Программы. При этом показатель трудоустройства граждан после завершения учебы составил 99,2% против 96,7% в 1997 году.
В отчетном периоде служба занятости продолжила работу по организации профобучения безработных основам предпринимательской деятельности. В течение года 634 человека направлены на специальные курсы организатора малого бизнеса. Всего же мероприятиями по поддержке развития предпринимательства и самостоятельной занятости было охвачено 3628 человек, что составило 106,7% к показателю Программы.
При содействии службы занятости 699 безработных открыли собственное дело, что почти в 2 раза выше задания Программы.
продолжение
–PAGE_BREAK–В течение 1998 года областная служба занятости населения осуществляла меры, направленные на повышение конкурентоспособности безработных граждан на рынке труда путем их профессионального информирования, консультирования и оказания психологической поддержки. В отчетном году были оказаны профориентационные услуги 143,8 тыс. человек, что на 10,6% превышает задание Программы.
В 42 районных и городских службах занятости населения (против 36 в 1997 году) организованы и активно работают «Клубы ищущих работу», «Новый старт», «Старт в профессию» и другие программы работы с безработными, направленные на повышение эффективности поиска работы. В занятиях клубов принимали участие 3336 человек (задание Программы 3300 чел.) против 1428 человек в 1997 году. После окончания занятий был трудоустроен каждый второй принявший в них участие.
В рамках оказания дополнительных услуг проведены индивидуальные и групповые консультации для 28,4 тыс. школьников, 12,5 тыс. работников предприятий, подлежащих сокращению.
В работе по межтерриториальному перераспределению рабочей силы местные органы службы занятости организовывали переселение 63 семей против 90 семей по Программе, что объясняется, в основном, отсутствием свободного жилья в местах возможного размещения переселенцев.
Программой предусматривалось направить на «Молодежную практику»700 выпускников учебных заведений. Однако из-за дефицита средств фонда занятости удалось организовать эту практику только для 358 человек, что составляет 51,1% от задания Программы, но в то же время на 31% выше аналогичного показателя 1997 года.
Также из-за недостатка средств и большой задолженности перед Пенсионным фондом, на досрочную пенсию было оформлено всего 727 безработных, что составляет 20,8% от задания Программы, практически не осуществлялись компенсационные выплаты работающим под риском увольнения, частичная компенсация расходов работодателей по оплате труда инвалидов, а также субсидирование занятости длительно безработных граждан.
Следует отметить, что, несмотря на принимаемые меры по взысканию задолженности по страховым взносам с предприятий-должников в фонд занятости, в1998 году не удалось снизить эту задолженность, которая увеличилась по сравнению с 1997 годом на 43,3 млн. рублей и составила на 1 января 1999 года 127,8 млн. рублей.
В результате в области по ряду районов образовалась 15-месячная задолженность по выплате пособий по безработице, а сумма задолженности составила 43,9 млн. рублей.
В целом, мероприятия, осуществленные в рамках реализации Программы, позволили в 1998 году снять сучета в службе занятости 130 тыс. человек, в том числе 80 тыс. зарегистрированных безработных. По сравнению с началом года число безработных сократилось с 46,9 тыс. человек до 41,4 тыс. человек, а уровень безработицы уменьшился с 2,5% до 2,2%. При этом в 43 районах области уменьшился уровень регистрированной безработицы, а в 37 районах сократилась длительность безработицы.
Основными задачами, которые предстоит решать областной службе занятости в 1999 году, являются:
• развитие гибкости рынка труда и повышение уровня занятости населения;
• содействие в трудоустройстве граждан, в первую очередь, женщин, молодежи, инвалидов и других, слабо конкурентных на рынке труда категорий населения;
• предупреждение массовой безработицы и смягчение социальных последствий высвобождения рабочей силы;
• повышения эффективности и качества профобучення и профессиональной ориентации безработных и незанятого населения;
• повышения стимулов к активному поиску работы безработными;
• материальная поддержка безработных и членов из семей.
2.3 Совершенствование пенсионного обеспечения
В сфере пенсионного обеспечения и автоматизированной обработки информации стоят следующие задачи:
· организация контроля за правильным назначением и целевым расходованием средств на выплату государственных пенсий совместно с региональным отделением Пенсионного фонда РФ, Управлением федеральной почтовой связи, Нижегородским банком Сбербанка России, Государственной экспертизой условий труда;
· участие в реформировании пенсионного обеспечения, готовности областной пенсионной базы данных для перехода к страховой пенсионной системе;
· улучшение организации управления пенсионным обеспечением;
· обеспечение развития единой системы автоматизированной обработки информации для органов социальной защиты населения районного, городского, областного уровня, включающей в себя комплексы «Пенсии», «Пособия», «Соцпомощь».
В условиях обострившегося дефицита средств на выплату пенсий и постоянных перерасчетов пенсий принятые меры (децентрализации начисления и выплаты пенсий и пособий, разработка и внедрение собственного программно-аппаратного комплекса «АРМ-пенсионного инспектора», создание альтернативных почтовому ведомству служб доставки пенсий) подтвердили своевременность и необходимость перестройки пенсионной службы области.
В соответствии с действующим законодательством представление пенсионных прав гражданам Нижегородской области осуществляется на основании Федеральных законов.
На 1 января 2002 года на территории области проживает 1062183 получателей государственных пенсий (заисключением пенсионеров по линии силовых структур), 637370 получателей государственных ежемесячных пособий на детей, 3547 получателей опекунских пособий на опекаемых детей — круглых сирот.
Пенсии
Ежемесячные пособия
Опекунские пособия
106183
637370
3547
За 1998 год назначено вновь:
· 54722 — трудовых и социальных пенсий,
· из них:
· 6361 — в связи с особыми условиями труда,
· 466 — за работу на Крайнем Севере,
· 2369 — за выслугу лет.
Пересчитано пенсий:
§ в связи с введением Закона об исчислении пенсий с учетом индивидуального коэффициента – 597736,
§ по вновь представленным документам – 423229.
Число получателей пенсий и их средние размеры
Категория пенсионеров
Общая численность
% от общей численности
Средний размер пенсии с учетом компенсации, руб. Всего получателей пенсий
1062183
100
395,02
В минимальном размере
86987
8,2
227,03
в т.ч. получатели пенсий
— по старости
800230
75,3
420,46
— по инвалидности
163988
15,4
356,24
— за выслугу лет
12276
1,2
352,15
— по случаю потери кормильца
55665
5,1
231,89
— социальные пенсии
28438
2,7
242,19
— военнослужащие и их семьи
3283
0,3
295,24
2.4 Данные о численности пенсионеров за 1998 год
№№ п/п
Наименование районов и городов
Всего пенсионеров
В т.ч. работающих
Кол-во
пенс-ров, вышедших на пенсию в 1998 г
Кол-во пенс-ров, умерших в 1998 г.
1
Арзамасский
17616
837
811
916
2
Ардатовский
9563
661
493
428
3
Б-Болдинский
4666
310
217
210
4
Б-Мурашк-ий
4262
503
184
201
5
Бутурлинский
5761
421
379
241
6
Вадский
4489
326
298
212
7
Варнавинский
4837
308
308
215
8
Вачский
10812
530
532
537
9
Ветлужский
7236
363
336
394
10
Вознесенский
6979
470
315
340
11
Воротынский
9364
390
388
500
12
Воскресен-ий
10651
418
304
532
13
Володарский
13559
2271
883
670
14
Гагинский
6011
344
254
259
15
Д-Констан-ий
8428
657
475
423
16
Дивеевский
5874
486
381
240
17
Княгининский
3724
318
239
172
18
Ковернинский
7287
457
308
325
19
Кр.Баковский
8089
566
506
407
20
Кр.Октябр-ий
6030
469
165
232
21
Лукояновский
13394
933
540
617
22
Лысковский
15626
975
595
751
23
Навашинский
10302
792
403
465
24
Первомайс-ий
8776
554
462
421
25
Перевозский
5233
391
223
231
26
Пильнинский
10727
473
397
552
27
Починковский
13620
829
515
694
28
Семеновский
17985
1448
905
950
29
Сергачский
13198
990
458
628
30
Сеченовский
7209
576
259
321
31
Сосновский
8738
720
366
384
32
Спасский
5890
381
302
246
33
Тонкийский
3839
275
225
175
34
Тоншаевский
5953
413
368
289
35
Уренский
10293
895
615
548
36
Чкаловский
9576
823
408
400
37
Шаранговский
4585
214
249
224
38
Шатковский
10589
873
611
505
39
Шахунский
15289
1071
714
735
40
Сокольское
6169
404
248
287
41
г. Арзамас
23880
3937
1619
915
42
г. Балахна
27135
3594
1563
1258
43
г. Богородск
22160
2108
1037
1064
44
г. Бор
41429
4982
1265
1918
45
г. Выкса
27924
4755
1248
1213
46
г. Городец
31143
5889
1453
1313
47
г. Дзержинск
86043
25197
4851
3293
48
г. Кстово
32395
5957
1675
1740
49
г. Кулебаки
17585
1083
652
777
50
г. Павлово
36755
4097
1990
1561
51
Автозавод-ий
83427
21096
5132
3595
52
Канавинский
42003
9176
2862
1835
53
Ленинский
46201
10288
1767
2063
54
Московский
39512
9103
2114
1654
55
Нижегород-ий
33218
8363
1772
1312
56
Приокский
26075
6012
1594
1001
57
Советский
43672
10028
2660
1639
58
Сормовский
49400
10738
2729
2216
Всего по обл.
1062183
1724441
54722
47277
По сравнению с 1997 г. количество пенсионеров, вышедших на государственную пенсию в 1998 году сократилось на 7948 человек (13%).
В результате наличия многочисленных льгот по возрасту 18% от общего количества пенсионеров пенсия назначена на 5-10 лет ранее общеустановленного пенсионного возраста.
Меняется демографическая ситуация среди населения области пенсионного возраста.
В 1998 году в 27 районах области количество умерших пенсионеров превышает количество граждан, вновь уходящих на пенсию (в 1997 — в 24 районах). Эта проблема особо резко обострилась в Воскресенском, Лысковском, Пильненском, Починковском, Сергачском, Борском, Кулебакском районах, Ленинском районе г. Н. Новгорода.
Так, в Воскресенском районе в 1998 году, количество умерших пенсионеров в 1,75 раз превысило количество граждан, вышедших на пенсию, в Борском – в 1,5 раза.
Выплата пенсий за счет собственных собранных средств произведена в городах: Саров, Арзамас, Кстово, Городец, в районах Нижнего Новгорода: Автозаводском, Канавинском, Нижегородском, Советском.
2.5 Выплата пенсий
В связи с нестабильным экономическим положением, начиная с апреля 1998 года, в области возобновилась задержка выплаты пенсий.
Наибольшее отставание в сроках выплаты пенсий наблюдалось при выплате пенсий за август (задолженность 8 недель).
В целях сокращения сроков выплаты пенсий и в соответствии с постановлением Губернатора области от 24.05.98 г. № 133 «О финансировании и выплате пенсий и пособий» принимались меры по погашению задолженности страховых взносов в Пенсионный фонд, проводилась реализация программы «Пенсионная нефть», получены дотации из пенсионного фонда России в общей сумме 1363,3 млн. руб. Финансирование на выплату пенсий районов и городов области производилось с учетом выполнения плана по сбору страховых взносов в Пенсионный фонд.
На 1 января 1999 года пенсия за ноябрь выплачена на 73%, долг пенсионерам области за неполный ноябрь и декабрь составил 546 млн. руб.
За 1998 г. израсходовано средств Пенсионного фонда РФ:
-на выплату пенсий — 4,5 млрд. руб.
в том числе:
— на оказание услуг по доставке пенсий — 76,1 млн. руб.
— на выплату пособий на погребение — 39,1 млн. руб.
— перечислено в стационарные учреждения социального обслуживания –15,3 млн. руб.
В целях соблюдения финансовой дисциплины и в соответствии с письмом Центробанка России от 15.12.96 г. № 376, счета государственных фондов (в том числе Пенсионного Фонда России) должны быть открыты в расчетно-кассовых центрах (РКЦ) и в случае их отсутствия — в Сбербанке.
Расчетные счета пенсионных служб области, на которые поступают денежные средства, направляемые комитетом пенсий и пособий на выплату пенсий, открыты в РКЦ или в Нижегородском банке Сбербанка России, за исключением Пильненского района (расчетные счета открыты в СБС -Агро) и г. Бора (расчетные счета открыты в БКБ (Барский коммерческий банк).
2.6 Выплата пенсий через Сбербанк и альтернативные службы
Пенсии путем зачисления на личные счета пенсионеров в отделения Нижегородского банка Сбербанка России выплачиваются без дополнительного вознаграждения.
Альтернативными службами по доставке пенсий осуществляется выплата 336136 пенсионерам, из них муниципальными предприятиями по доставке выплачиваются пенсии 56885 пенсионерам в Ленинском и Приокском районах Н. Новгорода.
Наименование района
Кол-во пенс-ов на 01.01.99(чел)
Сумма выплачен. пенсий за 1998 год
Сумма с-тв, перечислен. доставке за 1998 г. (тыс. руб.), т.ч. НДС
Сумма, перечисл-ая в ФЗС районах за 1998 г. (тыс.руб.)
Сумма, перечислен. в ФЗС рай-х за 1997 г. (тыс. руб.)
Автозавод-ий
62641
285332,5
4389,9
110,0
20,2
Канавинский
34212
148356,9
2618,0 (434,9)
251,2
—
Ленинский
35550
156826,3
2757,8 (459,1)
183,0
240
Московский
30073
131961,4
2294,6
77,2 + доп. услуги
37,6
Нижегород-ий
22610
100365,5
1690,0 (281,7)
165,2
228,1
Приокский
21335
94298,6
1456,0 (242,7)
38,7
78,8
Советский
43672
193782,4
2312,2
60,0
49,7
Дзержинск 86043
375351,3
5309,9
276,1
403,1
Всего: 336136
1486274,9
22828,4
1661,4
1057,5
продолжение
–PAGE_BREAK–