Социально-биологические основы физкультуры и спорта

Социально-биологическиеосновы
Физкультуры и Спорта
Толмачев Сергей,КЮ-229, 2006
Роль спорта вформировании личности
Среди наследуемых и приобретаемыхкачеств человека, определяющих готовность его к труду, особую роль играет физическая кондиция,общий физиологический статус.
Социальные функцииспортивной деятельности по отношению к отдельному человеку и по отношению к человечеству в целом —различны. Применительно к отдельному индивидууму спорт является средствомсамосовершенствования, достижения предельно возможного развития физических способностей. В спорте человекобретает душевный комфорт, способность ксамоанализу, самонаблюдению, критическомуотношению к собственным ошибкам, достижениям и неудачам. Современный спорт высших достижений требует наблюдательности, умения быстро оцениватьситуацию, молниеносно приниматьрешения. Высокоразвитый, острый умспортсмену нужен не только для вдумчивого изучения специальной спортивной литературы, но и для срочного анализа своих достоинств и недостатков,точного исполнения тактических истратегических элементов спортивнойборьбы. Наконец, в спорте каждый человек может наилучшим образом выразить себя в деятельности,которая ему более всего по душе. Впроцессе занятий спортом формируютсятакие важные черты характера, как стремление помочь товарищу, доброжелательность, честность и бескорыстие при выполнении сложных обязанностей,связанных с требованиями тренировкии соревнований.
Спорт — одно изэффективных средств формирования социально ценной личности. Выполнениеогромных объемов тренировочной нагрузки формирует трудолюбие, дисциплинированность,коллективизм — эти столь необходимые для человека качества. Выявление и воспитаниеспортивных талантов, удовлетворение потребности в разумном, эмоционально насыщенномпроведении свободного времени — одна из существенных сторон социальной функцииспорта. Спорт выполняет и социально-политическую функцию, создавая условия дляукрепления международных контактов, развития и укрепления международнойсолидарности и мира.
            Становление, формирование личностиявляется и самореализацией, самовыражением человеческой сущности, единением естественныхоснов социально значимых качеств, приобретаемых индивидуумом в человеческомобществе. Уровеньсоциализации индивидуума, соответствие его мировоззрения идеалам общества,отношение к труду, следование нормам нравственности, коллективизм, гражданскаязрелостьи, наконец, физическое совершенство в значительной мере связаны сбиологическими, природными задатками. Однако решающую роль в формированииличности играют господствующая в обществе идеология, уровень развития системы воспитания,вся совокупность общественных институтов воздействия на человека. В ряду этих воздействий физическая культура и спорт занимают важнейшееместо.

Спортивная деятельность и эволюционный прогресс человека
            Роль двигательной активности в социально-биологическомпрогрессе. Становление человека происходило в условиях высокой двигательнойактивности, которая была необходимым условием его существования, биологическогои социального прогресса.
Тончайшаясработанность всех систем организма формировалась в процессе эволюции на фонеактивной двигательной деятельности. Недостаточность движений в современномобществе — социальный, а не биологический феномен. Спорт способствуетформированию популяции людей, более устойчивых к воздействию издержекцивилизации: малоподвижного образа жизни, увеличения агрессивных агентов средыобитания.
В процессеэволюции на Земле выжили только те популяции, у которых генетическая устойчивостьк физическим нагрузкам оказалась более высокой. Можно сказать поэтому, чтофизические нагрузки в эпоху НТР являются фактором, элиминирующим действиеестественного отбора. При этом обычные рекомендации по рационализациидвигательного режима сводятся к использованию малоинтенсивныхформ двигательной активности. Их полезность не вызывает сомнений, однако силатренирующего воздействия на основные системы жизнеобеспечения, и в первуюочередь на сердечно-сосудистую систему, у них оказывается недостаточной.Физические нагрузки, оказывающие мощное тренирующее воздействие на все системыжизнеобеспечения, являются важнейшим фактором эволюции человека на современномэтапе его развития. Они способствуют формированию популяций, степень устойчивостикоторых к агрессивным факторам внешней среды повышается.
С появлениемна Земле человека разумного получила развитие новая форма адаптации к факторамвнешней среды. Принципиальным ее отличием от адаптации в животном мире явилосьсознательное управление ее содержанием с помощью достижений общечеловеческойкультуры. Средства физической культуры — физические упражнения различнойинтенсивности, естественные силы природы, гигиенические факторы — стали важнымисредствами повышения адаптивных возможностей человека, совершенствования его социальнойи биологической природы.
Действиеглавного фактора эволюции — естественного отбора — с начала появлениячеловеческого сознания, а с ним и его вещественных результатов резкосократилось, и на современном уровне развития человечества практическиоказалось исчерпанным. Сама эволюция человека пошла по пути совершенствованиямеханизмов выживания за счет прогрессивного развития мозга, сознательногоотражения действительности, изыскания эффективных форм адаптации к ней.Снижению элиминирующей роли естественного отбора в обратно пропорциональнойзависимости способствовали высокие темпы так называемого социальногонаследования.
Материализацияего начинается там, где создаются условия накопления культурных ценностей,созданных человеком, и передачи их последующим поколениям.
Будучиизолированным от общества людей в раннем детстве, человек никак не проявляетпотребности в подлинно человеческом познании окружающего нас мира. И наоборот,чем больше он к этому побуждается специальным педагогическим руководством, тембыстрее и охотнее приобщается к ценностям человеческой культуры. В связи с этимактивное приобщение детей к овладению теоретическими основами спорта,физиологическими, тактико-техническими знаниями необходим не только дляспортивного роста, но и для социализации человека, формирования его личности.
Разумеется,социальное наследование не меняет основ биологической наследственностичеловека: и у кроманьонца, и у нашего современника врожденные задаткизакодированы в 46 хромосомах. И в обозримом, и в отдаленном будущем геномчеловека останется постоянным. Однако в рамках очень жесткой программынаследственности может меняться активность отдельных участков генома поддействием агрессивных факторов внешней среды. Об этом свидетельствуют какэкспериментальные данные, так и житейский опыт.
По-видимому,в высоких адаптивных резервах к физическим нагрузкам можно усмотреть механизмреализации «нормы реакции» при систематических упражнениях. Доказательствомнеизменности генетических структур при систематической тренировке являетсяотсутствие выраженных корреляционных связей в развитии физических способностейродителей и детей, если дети не проходят родительской школы спорта.
Иначеговоря, опыт родителей наследуется не буквально, не по биологическим каналам, асоциально, т. е. путем передачи детям социальных знаний, умений, опыта.
Можно,однако, предположить, что феноменологические проявления «нормы реакции» подвлиянием жестких, агрессивно воздействующих факторов внешней среды расширяютсяза счет формирования новых, добавочных регуляторных механизмов (например, новыхферментных систем в ответ на длительноедействие некоторых агентов внешней среды).
Место физических упражнений в рядуфакторов эволюции головного мозга. Важную роль в реализации старых и формировании новыхспособов реагирования на действие агентов внешней среды сыграл эволюционирующийголовной мозг человека. Эволюционирование его на стадии позднее-третичных антропоидовхарактеризовалось стремительным по сравнению с обычными темпами эволюции увеличениеммассы.Эволюционныеизменения головного мозга продолжаются и теперь, но уже не путем увеличения массы, апутем совершенствования тех его областей, которые несут наибольшую функциональную нагрузку(высших интегративных центров, цент-ров речи, письма). Ребенок без особоготруда овладевает речью, так как для созданияпрограммы семантического анализаслышимой (а потом и «видимой») речи у него имеются структурные предпосылки.
Эволюционныетенденции развития головного мозга могут быть рассмотрены как форма реализации действия главного системообразующегофактора (полезного адаптивного результата) в функциональной системе головной мозг-внешняясреда. В соответствии с теорией функциональных систем П. К. Анохина, полезный приспособительныйрезультат работы системы определяетформирование органа. Эволюционирующиймозг не только перерабатывает, усваиваетстарое, известное ранее, но творит новое, опираясь на предшествующий опыт.
Специализированныезанятия спортом, овладение сложнейшей техникой движений для развивающегося мозга не представляютзначительных трудностей. С наступлением зрелости, с окончанием морфологическойдифференцировки мозга возможности освоения сложных по технике упражнений резкоуменьшаются. Выбор оптимальных сроков начала (да и окончания)специализированной спортивной подготовки требует объективного учета врожденныхособенностей созревания, темпов структурной дифференцировки мозга.
Благоприятныевозможности обучения движениям создаются уже к концу 2-го — началу 3-го годажизни. Редкие, но тем не менее чрезвычайно показательные проявления специальных способностейв раннем возрасте могут, по-видимому, служить аргументом в пользу этого. ВМюнхенской школе плавания 2-летняя Ева Герцигер проплыла подводой 26,5 м! Экс-чемпионмира А. Карпов в 4 года играл в шахматы, а6-летний М. Магистрато поднимал штангу больше своего веса. Подобные примеры можно приводить и далее, иони нисколько не противоречат фактампроявления высокой обучаемости людейв преклонном возрасте, так как при внимательноманализе оказывается, что в их число попадают как раз те люди, которые уже в раннем возрасте проявляли свои недюжинные способности.
Объем движений, который усваиваетчеловек в зрелом возрасте, тем больше, чем эффективнее использовался дляобученияпериод созревания. Иначе говоря, и сам период созревания «удлиняется» тем больше, чем более насыщеннымновыми формами движенийбыл предшествующий период.
С этой точки зрениябиологически оправданным является накопление, обогащение двигательного опытаребенка и подросткав период начальных занятий спортом и спортивной специализации. Эти резервы,«двигательное богатство», становятся источником спортивного роста на последующих этапахсовершенствования.
Человек обладаетвысокой пластичностью всех программ жизнедеятельности, обеспечивающихвзаимодействие организма со средой существования, в том числе и с социальнойсредой. Особой пластичностью по сравнению с животными характеризуетсягенетическая специализация человека в сфере двигательной деятельности. Человек нерождается ни бегуном, ни прыгуном, ни пловцом. Он становится им благодаря отсутствию жесткойгенетической программы, ограничивающей феноменологические проявлениядвигательной функции. Эта пластичность — высочайший дар и благо для проявлениячеловеческих способностей в самых различных сферах двигательной деятельности. Человекстановится прекрасным бегуном, пловцом, поражает своей прыгучестью и выносливостью. Ивсе это — результат не только развития мозга и управляемых им функций, но исоциального наследования, усвоения опыта предшествующих поколений в период, когда мозгобладает высокой пластичностью.
В процессе эволюциивозникли новые механизмы адаптации вегетативных и соматических систем организма (да исамогомозга) к внешним воздействиям — механизмы сознательного управленияадаптационными резервами организма. Мозг, этот материальный субстрат идеальныхформ отражения мира, сам стал объектом управления! Эта способность сознательного,волевого управления своими действиями успешно реализуется в спорте. Спортивнаяпрактика дает нам немало примеров того, насколько высока эффективность обучения, тренировкитам, где к огромному опыту тренера добавляется воля и разум самого спортсмена.
Удлиненное «детствомозга» и физическое совершенствование.
Совершеннобеспомощный при рождении человек благодаря высокой пластичности мозга, егодозреванию при целенаправленном физическом воспитании приобретает огромноеколичество двигательных навыков и умений, которое в значительной мере перекрываетврожденные двигательные задатки.
Удлиненный период биологическогосозревания не только создает благоприятные предпосылки для обучения новым движениям, но испособствует закреплению чрезвычайно важных для длительной спортивной жизнимоторно-висцеральных взаимоотношений. Двигательная деятельность, стимулируя функциивегетативных органов, способствует формированию и совершенствованиюнейрогуморальных регуляций, обеспечивающих высочайшую слаженность в работе двигательногоаппарата и внутренних органов.
Отсутствие жесткойгенетической программы развития двигательной функции позволяет человекудобиваться поразительнобыстрых успехов в новых формах движений по сравнениюс биологическими видами, имеющими такую программу.
Появление человекаразумного сопровождалось не только чрезвычайно важными для его прогрессивногоразвития качествами, но и известными утратами. С наступлением биологической зрелостичеловек утрачивает потребность в активной двигательной деятельности. Только правильнопоставленное физическое воспитание в детском и подростковом возрасте позволяет сохранить эту потребность.Только с помощью специальных педагогическиорганизованных приемов и средствможно компенсировать эту биологическую утрату. Волевые побуждения людей зрелого возраста, а не потребность в движениях(кинезофилия) являются главным условием их двигательной активности и сохраненияздоровья.
Высокие способностидетей к овладению новыми движениями также постепенно утрачиваются. С наступлениемзрелости и окончанием структурной дифференцировки нервной системы овладениеновыми движениями требует больше времени, умственных и физических затрат.Ребенок обладает не толькобольшой пластичностью мозга, но и высокой податливостью(чувствительностью) к специфическим для человека способам стимулирования его развития. Это относится, в частности, к использованию внушения исамовнушения как важнейшегоинструмента спортивно-технического ростаи развития тренированности.
Физиологическиоправданными являются различные технические средства стимулирования двигательнойактивности. Физические упражнения, выполняемые с использованием тренажеров и другихтехнических приспособлений, являются высокоэффективными средствами тренировки.Несомненную роль в этом играет высокая восприимчивость человеческого мозга к упражнениямс предметами.
Спортивнаядеятельность и эволюционирование человека будущего.
В перспективныхнаправлениях эволюционирования человека, по-видимому, одно из важнейших мест займет использованиеприобретенных, но чрезвычайно слабо раскрытых резервов мозга. Около триллионавзаимосвязанных нервных клеток головного мозга представляют собой настолько сложный механизм, что дляполноценного использования его понадобитсясоциальный опыт многих и многихпоколений людей. Иначе говоря, возможности социального наследования в овладении огромными резервами мозга безграничны. В ряду ближайших задачраскрытия его резервов — овладениеболее совершенными формами обученияи воспитания, в том числе физического воспитания в детском и подростковом возрасте.
Важнейшим адаптивнымсвойством человека является его способность к трудовой деятельности. Этаспособность лежит и в основе адаптации к новым формам двигательнойдеятельности, характерной для спорта. Совершенствование человека (ичеловечества) посредством занятий физической культурой, спортом — важнейшееусловие прогрессивного развития его умственных и физических способностей.
Главная социальнаяфункция спорта — совершенствование физической и психической природы человека— в известноймере служит положительному изменению демографической структуры общества.Человечество стареет: увеличение продолжительности жизни ведет к увеличениюколичества людей, которые совершенно заслуженно пользуются благами общества, но уже немогут делать для него того, на что были способны в пору их активной трудовойдеятельности. Физическая культура добавляет не только годы к жизни, но и жизнь к годам:продолжительность активной творческой жизни увеличивается, общество получаетдополнительный резерв трудоспособного населения.
Совершенствованиеиндивидуальных природных качеств личности средствами физической культуры —одна из перспективных линий развития человека ближайшего будущего. Будучи тесносвязанными, природные данные и социально обусловленные личностные качества в равноймере подвержены влиянию занятий спортом. Однако социальные мотивации спорта делаютего не столько средством индивидуального физического совершенствования, скольковажнейшим инструментомформирования личности человека.
Уже в ближайшембудущем человек резко увеличит резервы адаптации к факторам внешней среды за счет широкого использованияразличных средств самосовершенствования.В ряду этих средств спорт будет играть все возрастающуюроль.