Социально-экологическое правосознание молодежи

Якоби. Проблематико-регуляторный характер генезиса социально-экологического правосознания молодежи Российской Федерации в рамках процесса интегративного детерминизма парадигмы молодежной политики в период формирования гражданского общества и правового государства в современной России
 
На современном этапе развития Российской Федерации как правового государства и российского гражданского общества перед человечеством стоит важная задача – формирование социально-экологического правосознания молодежи. В условиях начавшегося оживления промышленного производства в нашей стране неотъемлемой составной частью любых экономических преобразований должно стать решение экологических проблем. Главная цель государственной экологической  политики в настоящее время – добиться экономического роста на основе новой технологической базы без увеличения нагрузки на окружающую среду, создания условий рационального природопользования, формирования нового экологического мышления.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассматривает дефиницию социально-экологического правосознания молодежи как систему эколого-просветительской деятельности, способствующей формированию экологической культуры молодежи1. Она направлена на изменение сознания молодежи, на формирование новых стереотипов поведения, что, в конечном итоге, должно привести к изменению стиля их жизни, к социально-экологической интеграции их мировоззрения. Сегодняшним подросткам принадлежит будущее.
Однако чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Цель экологического воспитания — формирование ответственного отношения к окружающей среде, которая строится на базе экологического сознания.
Ответственное отношение к природе – сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.
Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.
В процессе генезиса социально-экологического правосознания молодежи большую роль играет, со времени школьного периода, их общественно полезный труд природоохранного характера: школьные лесничества, насаждение защитных полос, лесопитомников и садов, работы в охотничьих хозяйствах, зверосовхозах и на зверофермах. С природоохранной деятельностью детей неразрывно связана туристко-краеведческая работа.
Немалую помощь в экологическом воспитании с детства оказывают средства массовой информации. Детская и юношеская литература, газеты и журналы уделяют много внимания воспитанию бережного отношения к природе. Радио и телевидение организуют детскую природоохранную деятельность: разъясняют, как зимой помогать животным и птицам, как ухаживать за домашними животными и растениями, как следить за чистотой леса, парка, реки.
История развития человечества неразрывно связана с развитием природы. То, что человек не царь природы, люди поняли уже давно. И в настоящее время активно пропагандируют природоохранную деятельность.
Многие вопросы охраны природы, глобальные экологические проблемы обращают на себя внимание все большего количества людей. Воспитание экологически развитого и образованного человека необходимо начинать с младшего школьного возраста. Так как именно в этом возрасте ребенку легче всего показать необходимость охраны окружающей среды, вселить надежду и уверенность, что от его добрых дел зависит будущее планеты. Развитие экологической культуры младших школьников характеризуется несколькими противоречиями. Но при целенаправленном педагогическом процессе именно в этом возрасте закладываются основы экологической воспитанности.
Формирование социально-экологического правосознания молодежи осуществляется через разные виды деятельности: Общественно полезный труд, туристско-краеведческая деятельность, посещение различных кружков и секций, внеурочная работа и, конечно, экологическое образование. Но экологическое воспитание не может существовать само по себе. Оно должно находиться в тесной взаимосвязи с экономическим, эстетическим, нравственным, правовым и другими направлениями воспитания. Только в результате такой взаимосвязи и предъявлении единых педагогических требований можно воспитать экологически развитую личность.
 
 
1 О состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации 2011 году/ Доклад Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.