Социально-экономическая политика России

Оглавление
Введение
1. Местопоказателей уровня жизни населения в международной статистике
1.1 Методологическиеи статистические характеристики уровня жизни
1.1.1 Количественныепоказатели
1.1.2 Качественныепоказатели
1.2 Основныепоказатели уровня жизни принятые в ООН и РФ
1.2.1 Показателиуровня жизни РФ
2. Современноесостояние экономического и социального благополучия в РФ
2.1 Факторыэкономического и социального благополучия в РФ
2.2 Социальнаяполитика РФ: основные принципы, цели и задачи
Заключение
Список литературы
/>/>Введение
Одной из основных задачгосударства является улучшение уровня жизни населения, поэтому проблема оценкиуровня жизни населения особенно актуальна в наши дни. Основной вопрос состоит втом, насколько взаимосвязаны экономическое и социальное развитие, какиесуществуют закономерности. Ведь высокие экономические показатели не всегдаозначают такие же высокие показатели в социальной сфере. Поэтому уровень жизнинаселения является одной из важнейших социальных категорий. Междунapoднaястатистика уровня жизни стала развиваться недавно. В 1960 г. была предпринятапервая попытка создания системы показателей. Последний вариант Системыпоказателей уровня жизни в международной статистике ООН разработан в 1978 г. ивключает 12 основных показателей. В каждой отдельной стране существует своясистема показателей уровня жизни населения. В России действует система,принятая в 1992 г. Она состоит из 7 разделов, охватывающих 40 показателей.
Меры по улучшению уровняжизни, которые принимает государство, проводятся в рамкахсоциально-экономической политики. Проблема в том, насколько полно государствоиспользует свои ресурсы на создания благоприятной социальной обстановки, скакой степени перераспределение доходов происходит в интересах всего общества иотдельных групп общества. Социально-экономическая политика призвана повышатьконкурентоспособность страны, в том числе и за счет улучшение человеческогокапитала.
Цель данной работыоценить текущее состояние уровня жизни в России. Для этого необходимо: изучитьосновные группы показателей, различные системы показателей, проанализироватьстатистические данные по основным группам показателей, проанализировать меры,направленные на улучшение ситуации, принимаемые государством.
В первой главе будетрассматриваться методология показателей уровня жизни и подходы к изучениюкачества жизни населения. Будут разбираться группы количественных икачественных показателей. Также в первой главе представлен обзор системпоказателей уровня жизни разработанных в ООН и России. Так как наибольшийинтерес представляет сравнение уровня жизни разных стран, а системы показателейуровня жизни населения различны, появилась необходимость в создании обобщающегопоказателя. Далее изложены варианты синтетических показателей и более подробноразбирается индекс развития человеческого потенциала, разработанный в 1990 г.Будут показаны три составляющие этого индекса и способы расчета каждого из них.
Вторая глава посвященасовременной ситуации уровня жизни населения в России. Здесь будут разобраныосновные проблемы, мешающие развитию, и указаны основные факторы социального иэкономического благополучия. В главе будет отслежена динамика изменения ВВП иИРЧП, а также проведен анализ статистических данных по численности населения сденежными доходами ниже величины прожиточного минимума, по изменению суммыпрожиточного минимума для различных групп людей, по размеру социальных гарантийгосударства. Глава посвящена проблемам бедности, расслоения в обществе, проблемамздравоохранения и образования, а также проблеме в сфере жилья. Во второй частиглавы описываются основные принципы, цели и задачи социально-экономическойполитики государства. И приводятся данные из текущей долгосрочной стратегии иконцепции социально-экономического развития России до 2020 года. Здесьуказываются основные приоритеты, негативные тенденции, которые необходимопреодолеть и проблемы, которые нужно решить. И те показатели, которые будутдостигнуты к 2020 г.
/>/>1. Место показателей уровня жизни населения в международнойстатистике
В период трансформацииэкономической системы главной целью в осуществлении принципа социальнойнаправленности развития рыночной экономики является улучшение уровня жизнинаселения. Уровень жизни населения представляет собой сложную и многограннуюэкономическую категорию. Под ним понимаются обеспеченность населениянеобходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень потребленияэтих благ и услуг и степень удовлетворения рациональных потребностей. В широком аспекте для характеристики уровня жизнииспользуются показатели, оценивающие демографическую ситуацию в стране,экономическую активность населения, условия жизни, труда и занятости, быта идосуга, природной среды обитания.
Отражая всю совокупностьусловий жизнедеятельности общества, уровень жизни населения характеризуетсякомплексной системой cтатистических показателей, которая включает:
1) обобщающие показателиуровня жизни населения
2) показатели доходовнаселения
3) показатели расходов ипотребления населением материальных благ и услуг
4) показателидифференциации населения по уровню жизни
5)показатели условийжизни населения./>/>1.1Методологические и статистические характеристики уровня жизни
Показатели, с помощьюкоторых оценивается уровень и качество жизни, можно разделить на количественныеи качественные.
Количественные показателиуровня и качества жизни наиболее очевидны. Прежде всего, это ВНП, илинациональный доход на душу населения, уровень дохода и его распределение вобществе, уровень потребления различных материальных благ и услуг по классамтоваров, уровень занятости и т. п.
Качественные показателиуровня и качества жизни включают показатели условий труда, быта и досугачеловека.
В современной практикеоценки уровня и качества жизни приняты два подхода:
1. Оценка производится спомощью системы показателей – социальных индикаторов. При этом национальныесистемы имеют свои особенности, в целом, однако, базируясь на методологическихрекомендациях ООН и ОЭСР.
2. Рассчитывается сводныйиндекс уровня и качества жизни на основе отдельных показателей. Подобный подходнаиболее широко применяется ООН и другими международными организациями дляпроведения межстрановых сопоставлений уровня и качества жизни населения разныхстран./>/>1.1.1 Количественныепоказатели
Исследование уровня икачества жизни населения обычно начинают с рассмотрения показателей совокупногодохода и его производных.
В качестве показателейдохода, включаемых в характеристику уровня и качества жизни используютраспределение семей по величине дохода на семью, по доходу на одного членасемьи, по душевому доходу. Рассчитываются также показатели средней заработнойплаты, пенсии, стипендии, пособия. Совокупный доход включает все виды денежныхдоходов, стоимость натуральных поступлений от личного приусадебного хозяйства(ЛПХ), а также стоимость бесплатных услуг государства. Принято выделять общийдоход (доход – брутто), т. е. доход до уплаты налогов и прочих обязательныхплатежей, и располагаемый доход (доход – нетто) – доход после уплаты налогов ипрочих обязательных платежей или, иначе говоря, максимальную сумму, которуюсемья может потратить на конечное потребление товаров и услуг без использованиясбережений и других источников.
Зарплата рассчитывается вдвух вариантах:
1) валовая (до вычетаналогов и других обязательных платежей);
2) чистая (после вычетаналогов и других обязательных платежей).
Российская статистикаопределяет среднюю зарплату в расчете на одного работника, международная – врасчете на один человеко-час. Объясняется это тем, что в большинстве стран миразначительная часть работников занята неполное рабочее время. Доходы населенияпомимо зарплаты включают все остальные виды денежных и натуральных доходов,полученных изо всех источников. И заработная плата, и доходы населения могутбыть определены в двух вариантах:
1) как номинальные;
2) как реальные.
Номинальная зарплата идоходы представляют собой денежное выражение этих показателей в текущих ценах.Реальная зарплата и доходы характеризуются суммой материальных благ и услуг,которые может приобрести на свою зарплату и доходы их владелец. Реальные доходы(зарплата) равны номинальному показателю, соотнесенному с индексомпотребительских цен.
Государственнаястатистика России наиболее достоверно фиксирует информацию о трех основныхисточниках личных доходов: 1) заработной плате; 2) социальных трансфертах; 3)доходах от предпринимательской деятельности и других социально-экономическихсистем. Структура личного дохода во многом объективно обусловлена системойгосударственного устройства, экономической ситуацией, формами собственности,традициями. Одним из отличий России от развитых стран является относительновысокая доля продукции ЛПХ в совокупном доходе населения. Чем беднее регион,тем выше, как правило, доля доходов от ЛПХ. В связи с тем, что во многихстранах (в том числе и в России) минимальные размеры заработной платы исоциальных выплат государства ориентируются на величину прожиточного минимума(согласно ст. 26, ч. 2 Декларации прав и свобод человека и гражданина),исследуется также степень соответствия доходов населения прожиточному минимуму,что позволяет выявлять степень распространения бедности среди населения.
В мировой экономическойнауке прожиточный минимум выражается в двух видах: жизненном (физиологическом)и социальном.
Физиологическийпрожиточный минимум отражает физиологические потребности человека,удовлетворение которых обеспечивает поддержание стабильной физическойспособности человека к трудовой деятельности.
Социальный прожиточныйминимум помимо физиологического включает в себя затраты на удовлетворениеминимальных социальных и духовных запросов, характерных для уровня развитияданной страны.
Для определенияпрожиточного минимума в практике социальной статистики приняты следующиеметоды: метод экспертных оценок, метод социальных опросов, нормативный метод(метод потребительской корзины) и т. д.
Более глубокойхарактеристикой уровня и качества жизни населения считаются коэффициентыдифференциации доходов, устанавливающие размер превышения денежных доходоввысокодоходных групп по сравнению с низкодоходными группами населения. Вмеждународной практике рассчитываются следующие коэффициенты дифференциации:
коэффициент фондов –соотношение между средними значениями доходов внутри сравниваемых группнаселения или их долями в общем объеме доходов;
децильный коэффициентдифференциации показывает различия в уровне доходов 10% наиболее обеспеченных и10% наименее обеспеченных групп населения;
квартильный (квинтельный)коэффициент дифференциации показывает различия в уровне доходов 20% наиболее обеспеченныхи 20% наименее обеспеченных групп населения;
коэффициент стратификации– отношение числа бедных к числу обеспеченных.
Первоначально итальянскийэкономист и социолог В. Парето, обобщив данные некоторых стран, установилналичие обратной зависимости между уровнем доходов и числом их получателей. Вдальнейшем О. Лоренц развил закон Парето, предложив его графическое изображениев виде кривой, названной его именем. Кривая Лоренца представляет собой кривуюконцентрации отдельных элементов статистической совокупности по группам. ПрямаяАВ отражает модель полного равенства в распределении, когда, например, 20%населения получают 20% всех доходов и т. д. Кривая Лоренца (кривая АВС)строится на основании данных о фактическом распределении доходов. Чем она болеевогнута, тем неравномернее распределение доходов и выше их концентрация. Вслучае полного равенства в распределении доходов коэффициент Лоренца равен 0, апри полном неравенстве – 1.С течением времени в результате проводимой политикив области доходов могут происходить существенные изменения в распределении, ииногда весьма сложно определить прогрессивность этих изменений по изменениюкоэффициента Лоренца, если, например, доля беднейших 10% населения снизится, адоля беднейших 40% населения возрастет.
Подобного недостаткалишен коэффициент Джини, который рассчитывается как отношение площади,ограниченной кривой Лоренца и линией полного равенства (заштрихованная часть нарис. 1), к общей площади, находящейся под прямой полного равенства. КоэффициентДжини, так же как и коэффициент Лоренца, изменяется в интервале от 0 до 1.
Для оценки измененияуровня жизни используется расчет индекса стоимости жизни (индексапотребительских цен – ИПЦ) (ИСЖ). В России этот показатель исчисляется с 1919г., когда впервые были исчислены Всероссийский бюджетный индекс и бюджетныеиндексы по отдельным районам страны. В 1919-1922 гг. данные индексы исчислялисьпо очень ограниченному набору, в основном по продуктам питания. В последниегоды этот бюджетный набор систематически расширялся как по продуктам питания,так и по непродовольственным товарам и услугам. К 1926 г. бюджетный набор ужедостиг 90% реального бюджета семьи рабочего, что свидетельствует оботносительно высокой степени его репрезентативности. Эти индексы исчислялись до1932 г. Затем их расчеты были прекращены и возобновились в середине 50-х гг. Внастоящее время ИСЖ исчисляются по набору товаров и услуг для различныхсоциально-демографических групп населения и по минимальному набору. Процессисчисления ИСЖ в обобщенном виде можно представить следующим образом. На первомэтапе проводится обследование семейных бюджетов для получения информации оструктуре расходов различных групп населения. Затем отбираются магазины, вкоторых исследуются изменения цен на товары-представители, а затем определяетсясам набор товаров-представителей. Количество товаров, входящих в этот набор,колеблется в различных странах от 100-200 до 1000. Широко развитая система «весов»позволяет переходить от конкретных товаров-представителей к агрегированнымтоварным позициям./>/>1.1.2 Качественныепоказатели
Показатели условий труда
Показатели условий трудав практике международной статистики включают в себя следующие сведения, тесносвязанные с демографической характеристикой населения:
1) границы рабочеговозраста;
2) установленная ифактическая продолжительность рабочей недели (по отраслям и секторамэкономики);
3) продолжительностьоплачиваемого отпуска;
4) показатели условийтруда непосредственно на рабочих местах (уровень запыленности, зашумленности,вибрации, различных видов излучений; монотонность труда, неудобная поза,необходимость много передвигаться и т. д.).
В прямой зависимости отусловий труда находятся показатели, отражающие уровень профессиональныхзаболеваний, производственного травматизма и смертности на производстве. К нимотносятся:
а) коэффициент частотынесчастных случаев, который определяется путем деления числа несчастных случаевна среднюю численность занятых;
б) показатель среднейпродолжительности нетрудоспособности, который представляет собой отношениеобщего числа дней нетрудоспособности к числу пострадавших в несчастных случаях;
в) коэффициент тяжестинесчастных случаев, который рассчитывается как отношение общего числа днейнетрудоспособности к общему числу отработанных человеко-дней;
г) коэффициент смертностиот несчастных случаев, определяемый как отношение числа погибших напроизводстве к общему числу пострадавших или к средней численности занятых заэтот период;
Показатели условий быта идосуга. Исследование условий быта и досуга основано на анализе направленийиспользования полученного дохода и доли расходов на различные товары и услуги вобщих расходах.
Анализ структуры и уровняпотребления основных видов товаров и услуг на душу населения или семьюопирается на критерий рациональности структуры расходов семей, предложенныйнемецким статистиком Э. Энгелем в XIX в.: с ростом доходов семьи снижается долязатрат на питание, а доля расходов на удовлетворение культурных и иныхнематериальных потребностей существенно увеличивается.
Уровень потребленияотдельных видов продуктов питания, одежды, обуви, обеспеченность жильем,мебелью и другими товарами длительного пользования и различными видами услуграссчитывается обычно в годовом исчислении на одного человека или семью ианализируется в динамике за определенный период времени, а также сопоставляетсякак с научно обоснованными национальными нормативами потребления, так и ссоответствующими показателями других стран.
Доходы населенияиспользуются либо на покрытие текущих расходов, либо на сбережения. В составтекущих расходов населения включаются затраты на продукты питания, напитки итабак; одежду и обувь; жилье, отопление и освещение; мебель, домашнее оборудованиеи уход за домом; расходы на здравоохранение; на транспорт и связь; наобразование, культуру, физкультуру и спорт, отдых и туризм; на прочие услуги иматериальные блага.
Следует подчеркнуть, чтоэта группировка текущих расходов для каждой страны имеет свои особенности взависимости от сложившейся статистической практики. К числу показателейматериального благосостояния часто относят также имущественные и денежныенакопления, поскольку текущий доход не всегда точно отражает уровень реальногопотребления.
Сбережения населенияпредставляют собой разность между доходами и текущими расходами. Сбережениямогут иметь денежную и натуральную форму. Денежные сбережения представляютсобой либо прирост денег на руках у населения, либо прирост вложений в финансовыеучреждения, либо прирост вложений в ценные бумаги (акции, облигации,сертификаты и т. д.). Сбережения в натуральной форме выражаются в виде приростастоимости принадлежащей населению земли, основного капитала (жилья,хозяйственных построек, транспорта и т. д.) и материальных запасов. Однакозачастую международные сопоставления по критерию доли сбережений в доходахносят весьма условный характер в силу различий в темпах инфляции и сложностейучета различий в качестве как потребляемых, так и накопленных благ.
При характеристикежилищных условий международная статистика прежде всего выделяет владельцажилья. С этой целью весь жилищный фонд делится на собственный, арендуемый имуниципальный. В связи с тем, что некоторые владельцы имеют несколько жилыхвладений, статистика также выделяет первичные резиденции (где пользовательпроводит большую часть времени) и вторичные резиденции. При исследованиикачества жилья используются группировки по этажности, по материалу стен, повысоте потолков, по степени его оборудования коммунально-бытовыми удобствами.Для собственного жилья указывается размер принадлежащего ему участка земли. Дляобобщающей характеристики обеспеченности населения жильем применяют такиепоказатели, как численность населения, живущего в жилищах, не отвечающихустановленному стандарту, и его доля в общей численности населения; количествокомнат, приходящихся на одного жителя. При этом стандарт обеспеченности жильемв западных странах предполагает наличие одной комнаты на каждого жильца плюсодну общую комнату.
Что же касаетсяобеспеченности населения различными предметами длительного пользования, томеждународная статистика рассчитывает число предметов длительного пользования всреднем на 100 семей, или на 1000 человек населения. Это касается автомобилей,холодильников и морозильников, телевизоров и телефонов, стиральных машин,пылесосов и т. д.
Характеристикапотребления населением важнейших видов продовольственных и непродовольственныхтоваров производится путем определения показателей среднегодового потребленияна душу населения мяса, птицы, рыбы, яиц, хлеба и хлебобулочных изделий идругих продуктов как для всего населения, так и для отдельныхсоциально-профессиональных групп. При этом потребление продовольственныхтоваров рассматривается не только с точки зрения количества, но и с точкизрения калорийности потребляемых продуктов, а также содержания в них белков,жиров, углеводов и витаминов. Однако в международной статистике подобныепоказатели рассчитываются кране редко из-за отсутствия необходимой информации.
Для изучения уровняобразования и культуры населения Статистическая комиссия ООН рекомендует рядпоказателей. К ним относятся:
а) число неграмотных и ихдоля в общей численности лиц старше «возраста грамотности» (этотвозраст определяется каждой страной в зависимости от конкретных условий);
б) численность детейшкольного возраста, не посещающих школу;
в) численность иструктура учащихся начальных и средних школ;
г) численность студентоввузов на 100 тысяч жителей;
д) тираж книг на 100тысяч жителей, а также ряд других показателей.
Показателиздравоохранения включают в себя:
а) количество учрежденийздравоохранения и их мощность, которая измеряется либо числом посещений всмену, либо количеством мест в стационаре;
б) обеспеченностьнаселения медицинским персоналом (число врачей на 1000 человек жителей как вцелом, так и по отдельным специальностям; подготовка медицинских кадров);
в) показателидеятельности медицинских учреждений (число больных в стационарах; числовылечившихся больных; смертность в медицинских учреждениях и т. п.);
г) общий объемфинансирования здравоохранения за счет всех источников./>1.2 Основныепоказатели уровня жизни принятые в ООН и РФ
Комплексное исследованиеуровня жизни населения возможно только с помощью системы статистическихпоказателей.
Междунapoднaя статистикауровня жизни стала развиваться недавно. В 1960 г. рабочей группой ООН былподготовлен доклад о принципах определения и измерения уровня жизни вмеждународном масштабе. Это была первая попытка создания системы показателей.Ранее уровень оценивался индексом реальной работной платы (индексом номинальнойзаработной платы, деленным на индекс цен), а затем индексами прожиточногоминимума и стоимости жизни (индексом потребительских цен на товары и услугиопределенного набора). Каждый из индексов значим, но применяемые индексы недают всесторонней характеристики этого уровня. К тому же индексы реальнойзаработной платы и стоимости жизни относятся лишь к наемному труду, тогда какпри нахождении уровня жизни некоторых категорий населения (например, крестьян)указанные индексы не используются.
Последний вариант Системыпоказателей уровня жизни в международной статистике ООН разработан в 1978 г. ивключает 12 основных групп показателей:
1. Рождаемость,смертность и другие демографические характеристики населения.
2.Санитарно-гигиенические условия жизни.
3. Потреблениепродовольственных товаров.
4. Жилищные условия.
5. Образование икультура.
6. Условий труда изанятость.
7. Доходы и расходынаселения.
8. Стоимость жизни ипотребительские цены.
9. Транспортные средства.
10. Организация отдыха.
11. Социальноеобеспечение.
12. Свобода человека.
Кроме названных группСтатистической комиссией ООН выделен общий раздел, охватывающий рядинформационных показателей, необходимых для оценки уровня жизни, но неявляющихся, по мнению экспертов ООН, непосредственными его характеристиками.Сюда включены следующие показатели: национальна ход, валовой внутренний продукт(ВВП) надушу населения среднегодовой коэффициент его роста; объем и видысоциального обслуживания; расходы на личное потребление населения, их структураи средний годовой коэффициент роста, плотность населения; транспортноеобслуживание населения; работа средств связи, печать и др./>/> 1.2.1 Показатели уровняжизни РФ
В последние годы былопредложено несколько систем, различающихся структурой и набором показателей.
Наиболее полной иотвечающей современным требованиям служит система «Основные показателиуровня жизни населения в условиях рыночной экономики», разработанная вЦентре экономической конъюнктуры и прогнозирования при Министерстве экономикиРФ в 1992 г. В ней представлено 7 разделов, охватывающих 40 показателей:
I. Обобщающие показатели.
1. Критерий уровня жизни.
2. Индекс стоимостижизни.
3. Валовой национальныйпродукт (фонд потребления, фонд личного потребления) в расчете на душунаселения.
II. Доходы населения.
1. Реальные общие доходынаселения.
2. Реальные располагаемыедоходы населения.
3. Совокупные доходынаселения.
4. Личные доходынаселения.
5. Личные располагаемыедоходы населения.
6. Денежные доходынаселения.
7. Средний доход исредняя заработная плата работников.
8. Средний размер реальнойзаработной платы.
9. Средний размер пенсии,пособия, стипендии.
III. Потребление ирасходы населения.
Общий объем потреблениянаселением материальных благ и услуг.
Денежные расходынаселения.
Потребительские расходынаселения.
Потребление населениемосновных продуктов питания.
Покупательная способностьсредней заработной платы.
Покупательная способностьсредней пенсии.
IV. Денежные сбережениянаселения.
1. Сумма денежныхсбережений населения.
V. Накопленное имуществои жилище.
Стоимость накопленногодомашнего (личного) имущества.
Наличие и характеристикапредметов длительного пользования в собственности населения.
Жилищные условиянаселения.
VI. Социальнаядифференциация населения.
1. Распределениенаселения по размеру среднедушевого (среднего по домохозяйству) совокупногодохода.
2. Потребление основныхпродуктов питания, непродовольственных товаров и услуг населением с разнымуровнем среднедушевого (среднего по домохозяйству) совокупного дохода.
3. Структурапотребительских расходов населения с разным уровнем среднедушевого (среднего подомохозяйству) дохода.
4. Динамика стоимостифактической и нормативно потребительских корзин различных слоев населения.
5. Индекс концентрациидоходов (коэффициент Джини).
6. Децильные коэффициентыдифференциации доходов и потребления населения.
7. Соотношение среднихзначений дохода и потреби в границах верхней и нижней децилей.
8. Доля квинтельных(децильных) групп населения (домашних хозяйств) по уровню среднедушевого(среднего по домохозяйству) дохода в совокупном доходе общества.
VII. Малообеспеченныеслои населения.
1. Прожиточный минимум(порог бедности).
2. Минимальныйпотребительский бюджет.
3. Минимальный размерзаработной платы.
4. Минимальный размерпенсии.
5. Покупательнаяспособность минимальной зарплаты.
6. Покупательнаяспособность минимальной пенсии.
7. Коэффициент (уровень)бедности.
8. Дефицит дохода.
9. Зоны бедности.
10. Социальный портретбедности.
Наиболее важные 12показателей из перечисленных 40 включены в систему показателей для оценки ходаэкономической реформы в России в раздел 10 «Социальная сфера, жизненныйуровень населения» и в подраздел 10.3 «Уровень жизни». ЭтаСистема показателей разработана Министерством экономики РФ и ГоскомстатомРоссии, согласована с заинтересованными министерствами и ведомствами,администрациями регионов и введена в действие с 1993 г. Она рекомендованаорганам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев,областей автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга дляиспользования в анализе хода экономической реформы на соответствующихтерриториях. К 12 показателям относятся:
1. Средняя оплата трудаработников.
2. Покупательнаяспособность населения со средними заработной платой и пенсией.
3. Минимальныйпотребительский бюджет по основным социально-демографическим группам населения.
4. Прожиточный минимум поосновным социально-демографическим группам населения.
5. Численность и долянаселения, имеющего среднедушевые доходы ниже минимального потребительскогобюджета и прожиточного (физиологического) минимума.
6. Потребление продуктовпитания в домашних хозяйствах с различным уровнем среднедушевого дохода.
7. Денежные доходы ирасходы определенных социально-демографических групп населения.
8. Показателидифференциации населения.
9. Соотношение среднедушевыхдоходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения.
10. Индекс концентрациидоходов населения (коэффициент Джини).
11. Структурапотребительских расходов различных социально-демографических групп населения.
12. Распределениенаселения по размеру среднедушевого дохода.
Система социальныхпоказателей изменяется вместе с преобразованием социальных отношений. Так,развитие рынка жилья вызывает потребность в появлении такого показателя, как«число квартир, предназначенных для продажи (во вновь построенных домах, вдомах после капитального ремонта)»; развитие платного обучения такжедолжно быть отражено специальным показателем «доля обучающихся за плату»и т. д.Обобщающие показатели
Разработка обобщающего(интегрального) показателями жизни населения составляет одну из важнейших задачсоциальной статистики. Его необходимость не вызывает сомнений. Любая системапоказателей должна завершаться обобщающим показателем, обеспечивающимметодологическое единство всех частных показателей системы и однозначную оценкууровня и динамики исследуемого процесса.
Длительное время вкачестве обобщающих характеристик использовались главным образомдемографические (ожидаемая продолжительность предстоящей жизни населения,уровень младенческой смертности) и экономические (валовой внутренний продукт(ВВП) на душу населения, индекс потребительских цен) показатели.
Однако развитие мировогосообщества показало, что экономический рост не всегда сопровождаетсяпозитивными социальными последствиями, проявляющимися в создании благоприятныхусловий для повышения уровня образования населения, доступности услугздравоохранения, развития физкультуры и спорта, сокращения риска безработицы ит. д. Поэтому постепенно сформировалась система показателей уровня жизнинаселения, содержащая демографические и социально-экономические показатели. Ониотражали различные важные стороны человеческого развития. Совершенствоваласьметодика их расчета, были разработаны международные классификации.
В 1978 г. ООН быларазработана Система показателей уровня жизни, включающая 12 групп показателей.Вместе с тем возникла потребность в построении единого интегрального показателяуровня жизни, объединяющего разные аспекты социально-экономическогоразвития.Для измерения общественного развития страны предлагались синтетическиеиндексы «качества жизни» населения, включающие демографические,социально-экономические и культурные компоненты. В частности, американскимСоветом зарубежного развития был разработан индекс «физического качестважизни» (PQLI), объединяющий показатели социально-демографического развития(ожидаемой продолжительности жизни, младенческой смертности и грамотностинаселения). Этот показатель использовался для классификации стран по уровнюразвития.
Кроме того,разрабатывались другие индикаторы развития человека. В частности, в рамкахПрограммы развития ООН (UNDP) был разработан индекс «качества жизни»,объединяющий социально-экономические и демографические показатели (занятостьнаселения, покупательная способность, уровень развития здравоохранения иобразования, доступ к политической жизни, ожидаемая продолжительность жизни идр.).
В последние годыинтегральным показателем, обобщающим уровень развития и используемым примеждународных и региональных сопоставлениях, является индекс развития человеческогопотенциала — ИРЧП (англ. The Human Development Index — HDI), предложенный вкачестве основного показателя, по которому ранжируются страны мировогосообщества и определяется рейтинг каждой страны.
В данный индекс входяттри составляющие: индексы ожидаемой продолжительности жизни, образования,уровня ВВП на душу населения.
Для перевода любогопоказателя, скажем x, в индекс, значение которого заключено между 0 и 1 (этопозволит складывать различные показатели), используется следующая формула:
x-индекс = (x – min(x))/(max(x) – min(x))
где min(x) иmax(x)являются минимальным и максимальным значениями показателя x среди всехисследуемых стран.
Индекс ожидаемойпродолжительности жизни = (ожидаемая продолжительность жизни в стране –минимальная продолжительность жизни в мире)/(максимальная продолжительностьжизни в мире – минимальная продолжительность жизни в мире)
На 2008 г. в Россиирасчет индекса выглядел следующим образом: (67,9 – 25)/(85 – 25) = 0,715.
Индекс уровня образованиярассчитывается по формуле:

Индекс уровня образования= (2* доля грамотных в возрасте от 15 лет и старше + доля охвата образованиемнаселения в школьном и студенческом возрасте)/3
При определении индексапродолжительности предстоящей жизни в качестве максимального значения принятвозраст 85 лет, минимального — 25 лет, для индекса уровня образования населениясоответственно — 0 и 100%. для индекса среднедушевого реального ВВП — 100 долл.по паритету покупательной способности (ППС) и 40 000 долл. ППС. Таким образом,ИРЧП включает три компоненты и определяется по формуле простой среднейарифметической из трех индексов, что свидетельствует о равенстве составляющихдля характеристики развития человеческого потенциала.
Величина индексаизменяется от 0 до 1, при этом, чем ближе она к 1, тем выше развитиечеловеческого потенциала и короче путь, который надо пройти данной стране кдостижению социально значимых ориентиров. Страны, для которых значение ИРЧП неменьше 0,8, относятся к группе стран с высоким уровнем развития. К группе странсо средним уровнем относятся те, для которых ИРЧП изменяется в пределах от 0,5до 0,8, а к категории с низким уровнем развития принадлежат государства,имеющие ИРЧП менее 0,5.
Стоит отметить, чтоиндекс не является всеобъемлющим показателем развития человека. В частности, внего не входят такие важные индикаторы, как соблюдение прав человека,демократических свобод и социального равенства.
2. />/>Современное состояние экономического и социальногоблагополучия в РФ
В течение последнихдесятилетий возрастает социальная ориентация экономики всех стран, так какчеловеческий фактор в современных условиях больше, чем в прошлом, определяетконкурентоспособность стран в мировом хозяйстве. Ярким примером служитувеличение расходов на развитие образования и здравоохранения. Повышение уровняи качества жизни – важнейшее направление экономических реформ. Улучшение уровняжизни населения является не только результатом экономического роста, но и егоусловием, так как в сфере производства требуются не только новая техника итехнологии, но и квалифицированные работники, интеллектуальные ипрофессиональные качества которых должны улучшаться.
Основные проблемы, скоторыми сталкивается наша страна и которые мешают успешно развиватьсянаселению:
1)        Дисбаланс вэкономике, приводит к неравномерному развитию производства на разныхтерриториях, и в разных отраслях. Государство не проводит эффективной политикипо привлечению инвестиций в слаборазвитые области экономики. Также неподдерживается малый и средний бизнес, что мешает формированию среднего класса,который гарантирует стабильность и воспроизводство здорового населения.
2)        Бедность являетсяодной из самых важных проблем России. Среди факторов, повлиявших на быстрыйрост уровня бедности можно назвать сокращение занятости, резкое снижениетрудовых доходов, массовую безработицу, неэффективную систему социальной защитынаселения, низкие доходы и др. В документах ООН бедность рассматривается сточки зрения низкого качества человеческого развития. Развитие человекарассматривается как цель и критерий общественного прогресса через расширениевозможностей выбора, благодаря росту продолжительности жизни, образования идохода.
3)        Уровеньобразования, образование является одним из основных факторов развития личности,позволяющих человеку ориентироваться в изменяющейся социально-экономическойситуации. Страна испытывает нехватку квалифицированных сотрудников. При этомобразование, полученное в России, за редким исключением, не соответствуетмеждународным стандартам.
4)        Здравоохранение,проблема заключается в недостаточном финансировании и нехватке кадров.
5)        Отсутствиезаконодательного закрепления в бюджете основных социальных нормативов
6)        Проблемаэкологии, недоработанное законодательство в сфере экологии. Экологическаяситуация ухудшается, большая часть населения проживает в неблагоприятнойэкологической обстановке, что негативно сказывается на здоровье./>/> 2.1Факторы экономического и социального благополучия в РФ
Классификация основныхфакторов социального благополучия населения. Первая и наиболее существеннаягруппа факторов социального благополучия определяется темпами роста иабсолютными величинами прироста внутреннего валового продукта. В 2006 г. ВВП надушу населения составил 13,205 $, а в 2007 г. – 14,690 $, при этомпродолжительность жизни увеличилась с 65,2 лет до 66,2, индекс уровняобразования остался неизменным (0,933). Значение ИРЧП увеличилось с 0,811 до0,817. Но несмотря на то, что ВВП и ИРЧП растет, реальная ситуация в странескорее ухудшается. В документе ПРООН констатируется набор проблем, связанных с«гипертрофированным развитием ТЭК» РФ и его низкой эффективностью.Производя «примерно 11,5% мировой первичной энергии», что в пять разбольше доли РФ в мировом ВВП, России приходится ежегодно инвестировать порядка5% ВВП на поддержание и развитие ТЭКа и 13% на модернизацию экономики иобщества, включая, например, финансирование образования и строительство дорог(в развитых странах это соотношение составляет 1% против 25%). К 2008 году РФувеличила долю в мировом производстве нефти с 9% до 12,4%, а поступления отэкспорта нефти и газа выросли с $36,2 млрд в 2000 году до $241 млрд в 2008году, но при этом по оценкам МВФ по итогам острой фазы кризиса 2009 года Россиявошла в 15 наиболее пострадавших от мировой рецессии стран мира. Зависимостьреальных доходов значительной части населения, а также систем образования издравоохранения от ресурсной ренты, поступающей через механизм госбюджета,создает опасность роста бедности, социальной нестабильности, ограничениявозможности получения качественной медпомощи и образовательных услуг, а такжеснижения качества жизни в целом. В ТЭКе занято порядка 2,5% трудоспособногонаселения, при этом отрасль производит основную долю налогов и ВВП, а остальнаяэкономика, включая медицину, образование, зависит от их перераспределения. Дажево время кризиса в отраслях, связанных с производством и распределениемэнергии, наблюдался рост зарплат и численности занятых (в апреле 2009 годаболее 32% занятых в энергетике относились к 10% самых высокооплачиваемых вэкономике), тогда как остальные сектора экономики лишились 1,8 млн рабочихмест. РФ, потребляющей в пять раз меньше первичной энергии, чем экспортируется,приходится поддерживать ТЭК за счет субсидирования энерготарифов — приперспективе исчерпания разведанных и доступных нефтяных ресурсов в ближайшие20-30 лет и перехода основных потребителей ископаемого топлива к «низкоуглероднойэкономике». Сравнительно дешевая энергия делает страну «одной изсамых энергоемких в мире»: энергоемкость ВВП РФ в 1,5-2,5 раза выше, чем вЗападной Европе, где среднедушевое потребление энергии больше на 15-30%.Из-заэнергоемких отраслей в европейской части России ежегодно теряется $100 млрдпотенциальных экспортных доходов. По оценкам ПРООН, ТЭК и государство, занятоеперераспределением доходов, являются и источниками проблем с экологией. Доляотрасли в выбросах промотходов занимает 56%, твердых веществ 58%, сбросесточных вод — 23%, превышая выбросы металлургии. Площадь «нарушенныхземель» только в результате нефтедобычи выросла с 94 тыс. га в 2004 годудо 114 тыс. га в 2007 году.
Главный вывод ООНпредставлен в показателе скорректированных чистых накоплений. Он разработанэкономистами Всемирного банка как альтернативный ВВП инструмент измеренияблагосостояния общества: фактически накопленный доход корректируется надинамику истощения природных ресурсов и загрязнения окружающей среды. Если в2007 году официальный ВВП РФ вырос на 7,4%, то скорректированные чистыенакопления составили минус 13,8%, что указывает на реальное сокращениеблагосостояния. Вторая группа факторов, характеризующих качество жизни, – этото, как происходит перераспределение ВВП, и какое количество средствиспользуется на социальное развитие. В разных странах мира по данным счетнойпалаты России эта доля колеблется от 20 до 60%. В России – 14,3%. Реальныерасходы на социальное развитие в Российской Федерации в динамике продолжаютоставаться низкими. Как было указано выше, государство в первую очередьфинансирует отрасли промышленности. И развитие человека не являетсяприоритетным направлением. Доказательством этому является то, что высокая долянаселения имеет доходы ниже прожиточного минимума (таблица 1).
Таблица 1.Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума: 2008 2009 1 квартал 1 полугодие 9 месяцев год 1 квартал Млн чел 23,0 20,7 19,0 18,5 24,5 В процентах от общей численности 16,3 14,7 13,5 13,1 17,4

При этом суммапрожиточного минимума довольно небольшая (таблица 2). Все население из него по социально-демографическим группам населения Соотношение среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума, процентов трудоспособное население пенсионеры дети 2000 1210 1320 909 1208 188,5 I квартал 1138 1232 851 1161 162,7 II квартал 1185 1290 894 1182 182,9 III квартал 1234 1350 930 1218 189,7 IV квартал 1285 1406 962 1272 216,1 2001 1500 1629 1144 1499 204,1 I квартал 1396 1513 1064 1405 178,1 II квартал 1507 1635 1153 1507 195,8 III квартал 1524 1658 1163 1514 209,5 IV квартал 1574 1711 1197 1570 231,9 2002 1808 1968 1379 1799 218,3 I квартал 1719 1865 1313 1722 187,3 II квартал 1804 1960 1383 1795 207,1 III квартал 1817 1980 1387 1799 220,8 IV квартал 1893 2065 1432 1880 252,8 2003 2112 2304 1605 2090 244,8 I квартал 2047 2228 1554 2039 212,7 II квартал 2137 2328 1629 2119 230,1 III квартал 2121 2318 1612 2089 242,7 IV квартал 2143 2341 1625 2113 289,6 2004 2376 2602 1801 2326 269,8 I квартал 2293 2502 1747 2259 241,3 II квартал 2363 2588 1793 2313 252,7 III квартал 2396 2629 1816 2336 265,1 IV квартал 2451 2690 1849 2394 315,0 2005 3018 3255 2418 2896 268,8 I квартал 2910 3138 2332 2795 226,2 II квартал 3053 3290 2449 2937 254,4 III квартал 3047 3288 2440 2921 267,4 IV квартал 3060 3302 2450 2931 322,4 2006 3422 3695 2731 3279 297,6 I квартал 3374 3640 2703 3234 242,7 II квартал 3443 3717 2747 3301 288,1 III квартал 3434 3709 2736 3292 298,1 IV квартал 3437 3714 2739 3290 358,0 2007 3847 4159 3065 3679 327,5 I квартал 3696 3993 2950 3536 267,9 II квартал 3809 4116 3033 3647 313,8 III квартал 3879 4197 3085 3704 327,4 IV квартал 4005 4330 3191 3830 389,6 2008 4593 4971 3644 4389 329,5 I квартал 4402 4755 3508 4218 280,4 II квартал 4646 5024 3694 4448 319,5 III квартал 4630 5017 3660 4418 342,1 IV квартал 4693 5086 3712 4472 370,7 2009 /> /> /> /> /> I квартал 5083 5497 4044 4857 274,9 (За I-IV кварталы приведены данные о величине прожиточного минимума, установленной Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»; за год — оценка на основе указанных данных. С 2005 г. изменен состав потребительской корзины для определения величины прожиточного минимума).
Также стоит отметить, чтосоциальная гарантия и социальная поддержка государства малоимущим слоямнаселения недостаточная для нормального существования. При этом, если в общемситуация с минимальной оплатой труда улучшилась, то пенсии и стипендии непокрывают и половины прожиточного минимума и на протяжении почти 10 летколеблются примерно на одном уровне. В 2007 г. был определенный прорыв,направленный на поддержку демографической ситуации, который отразился в резкомувеличении пособия по уходу за ребенком, но стоит отметить, что далее пособиене пересматривалось, и с каждым годом оно становится меньше, относительнонастоящего прожиточного минимума.

Размеры основныхсоциальных гарантий, установленных законодательством РФ в соотношении свеличиной прожиточного минимума в 2001 – 2009 г. (на 1 января, в процентах)./> 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 Минимальный размер оплаты труда 13,2 16,1 20,2 24,0 22,9 22,0 27,5 48,4 78,8 Тарифная ставка (оклад) 1 разряда ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы 13,2 24,1 20,2 24,0 22,9 22,0 – – – Размер базовой части трудовой пенсии: /> /> /> /> /> /> /> /> /> по старости – 34,3 33,6 34,2 28,3 35,3 35,1 44,5 44,4 по инвалидности: /> /> /> /> /> /> /> /> /> I степени – 17,1 16,8 17,1 14,2 17,6 17,5 22,2 22,2 II степени – 34,3 33,6 34,2 28,3 35,3 35,1 44,5 44,4 III степени – 68,5 67,2 68,5 56,6 70,6 70,2 88,9 88,7 по случаю потери кормильца: /> /> /> /> /> /> /> /> /> детям, потерявшим обоих родителей, или детям умершей одинокой матери (круглым сиротам), на каждого ребенка – 34,3 33,6 34,2 28,3 35,3 35,1 44,5 44,4 другим нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, на каждого члена семьи – 17,1 16,8 17,1 14,2 17,6 17,5 22,2 22,2 Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет 14,2 29,0 24,5 22,1 17,9 21,6 – – – по уходу за первым ребенком – – – – – – 42,4 38,6 38,6 по уходу за вторым и последующими детьми – – – – – – 84,8 77,2 77,1 Минимальный размер стипендии: /> /> /> /> /> /> /> /> /> студентов государственных, муниципальных вузов 13,2 10,7 9,0 16,0 12,7 16,5 15,0 18,9 20,0 студентов (учащихся) учреждений среднего и начального профессионального образования 4,6 3,8 3,1 5,6 4,5 5,8 5,3 6,6 7,3
1) В расчетах использована величина прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленная Правительством Российской Федерации за I квартал соответствующего года.

Есть негативная тенденцияусугубления расслоения в обществе, на это указывают коэффициент Джини икоэффициент фондов.
Распределение общегообъема денежных доходов населения./> 2009 2010 I квартал I полугодие 9 месяцев год I квартал I полугодие 9 месяцев год Денежные доходы — всего 100 100 100 100 100 100 100 100 в том числе по 20-процентным группам населения: /> /> /> /> /> /> /> /> первая (с наименьшими доходами) 5,4 5,2 5,3 5,1 5,5 /> /> /> вторая 10,1 9,9 10,0 9,8 10,3 /> /> /> третья 15,1 14,9 15,0 14,8 15,3 /> /> /> четвертая 22,7 22,6 22,5 22,5 22,7 /> /> /> пятая (с наибольшими доходами) 46,7 47,4 47,2 47,8 46,2 /> /> /> Индекс концентрации доходов (коэффициент Джини) 0,408 0,416 0,414 0,422 0,403 /> /> /> Соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения (коэффициент фондов), в разах 15,1 16,0 15,8 16,7 14,5 /> /> />
Третья группа показателейсвязана с эффективностью использования средств, выделяемых для финансированиясоциальной сферы. Качество любой системы здравоохранения определяется такжестепенью ее оснащенности современным медицинским оборудованием, использованиемпередовых медицинских технологий. В России на одного врача приходится среднегомедицинского персонала вдвое меньше, чем в развитых странах. Другими словами,либо врачи тратят значительную часть своего рабочего времени на выполнениефункций, не требующих врачебной квалификации, либо эти функции выполняютродственники стационарных больных. По данным федерального регистра всехмедицинских кадров, в стране не хватает около 60 тыс. человек в первичномзвене, зато в клиниках работает на 100 тыс. больше специалистов, чем это нужно.Сейчас разработана программа о целевом приеме студентов на медицинскиеспециальности, согласно которой студенты после обучения будут обязаныпроработать в данном регионе в течение двух-трех лет. Также в целяхмодернизации здравоохранения чиновники готовят законопроект «Об охранездоровья граждан Особое внимание в законе будет уделено ответственности в сфереохраны здоровья граждан.
Для изучения уровня жизнинаселения необходимо обращать внимание на затраты на приобретение илистроительство собственного жилья. Плохое состояние и несправедливоераспределение жилищного фонда России является одной из главныхсоциально-экономических проблем страны, приведших к демографическому кризису.Нехватка качественного жилья приводит к разводам в молодых семьях, к отказу отрождения детей, многочисленным конфликтам и бытовым преступлениям. Так, порезультатам опросов, проведенных ВЦИОМ, причиной 41% разводов в стране являютсяименно плохие жилищные условия. Россияне живут в крайне стесненных поцивилизованным меркам условиях. В России на одного человека приходится только22 кв. м жилья. В развитых странах в два-три раза больше. Например, в Швецииобеспеченность жильем составляет 45 кв. м на человека, в США – 65 кв. м. ВРоссии 64% жилых помещений состоят из 3-х и менее комнат. В Германии — только8%, а в США и вовсе 1,5%. Расслоением населения по уровню доходов усугубляетпроблему, большую часть населения не имеет возможности хоть как-то улучшитьжилищные условия. Уровень доходов 10% самых богатых граждан в стране превышаетуровень доходов 10% самых бедных в 15-17 раз. В Швеции подобная разница доходовявляется всего лишь шестикратной. Проблема в том, что исправление этой ситуациитребует огромных затрат и воли государства. При текущих темпах строительстважилья в стране в 60 млн кв. м в год потребуется 50 лет, чтобы достичь „шведского“уровня обеспеченности жильем и это без учета старения и выбывания ранеепостроенного жилого фонда.
Итак, мы видим, что,несмотря на, улучшение некоторых показателей уровня жизни (ВВП на душунаселения, ИРЧП), существует ряд проблем, не дающих реально улучшать жизньнаселения. Доходы перераспределяются не в пользу социальной сферы, малоимущиеслои населения не получают должной поддержки, отчего уровень бедностиповышается. Здравоохранение также не получает достаточной финансовой поддержкии испытывает нехватку кадров. При этом ситуации с жильем негативно влияет надемографическую ситуацию и здоровье населения./>/>2.2Социальная политика РФ: основные принципы, цели и задачи
В начале третьеготысячелетия для России остро встал вопрос о выборе стратегических приоритетовстраны. В самом общем плане стало очевидно, что ключевым направлениемдолгосрочной социально-экономической политики государства являетсяпоследовательное улучшение качества и уровня жизни населения на основеповышения конкурентоспособности национальной экономики, ее выхода на траекториюустойчивого развития с последующим восстановлением экономической и политическойроли России в мировом сообществе.
Социальную политику вшироком понимании следует рассматривать как совокупность теоретическихпринципов и практических мер, вырабатываемых и реализуемых государственными инегосударственными органами, организациями и учреждениями, направленных насоздание необходимых условий жизнедеятельности, удовлетворение социальныхпотребностей населения, создание в обществе благоприятного социального климата.
Социальная политикаформируется и реализуется в процессе деятельности субъекта в лицегосударственных структур, общественных организаций, органов местного самоуправления,а также производственных и других коллективов. Она направлена на достижениецелей и результатов, связанных с улучшением материального и социальногоблагосостояния, повышением качества жизни населения и общественно-политическойстабильности, предотвращением возможного возникновения очагов социальнойнапряженности.
Основные направлениясоциальной политики должны быть ориентированы на следующие перспективные цели:
— достижение уровня икачества жизни населения, соответствующего национальным идеалам и стандартамэкономически развитых государств, в том числе — в области полученияобразования, здравоохранения, чистоты окружающей среды, воспитания детей,обеспечения экономических прав и свобод граждан, защиты от преступности ихличности и имущества;
— обеспечение устойчивыхи высоких темпов экономического роста и научно-технического прогресса,конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей навнутреннем и зарубежном рынках, восстановление положения России в качествеодной из ведущих научно-промышленных держав, эффективная интеграция ееэкономики в мирохозяйственные связи;
— обеспечениеблагоприятных экономических условий для укрепления суверенитета,территориальной целостности, национальной безопасности и обороноспособности,международного авторитета и влияния России, в том числе в странах — бывшихсоюзных республиках, защита законных прав и интересов российских граждан иорганизаций за рубежом;
— развитие человеческогопотенциала, гармонизация социальных отношений (то есть обеспечение условий дляобразования системы социальных групп и устойчивых связей между ними; созданиесистемы, в которой доминируют отношения взаимодополняемости и сотрудничества, ане конфликта и борьбы, высокая социальная мобильность населения, поддержкасоциально приемлемой самореализации каждой личности), ослабление социальнойполяризации и предотвращение дезинтеграции общества, чрезмерного усилениясоциальной дифференциации, сдерживание перехода противоречий интересов междусоциальными группами в антагонистическую форму.
Принципы
Социальная политикаоснована на системе принципов, выражающих характер требований к ее содержанию,формам и методам разработки и реализации:
•        гуманизм,социальная справедливость;
•        системность,непрерывность, преемственность;
•        сбалансированностьцелей и возможностей реализации социальной политики (как по времени, так и понеобходимым ресурсам);
•        открытость(свободное выражение суждений всех групп и слоев общества по вопросамсоциальной политики – наличие „обратной связи“ органов управления смассами);
•        демократизмвыработки и реализации социальной политики (открытое обсуждение проектовкрупных социально-политических решений, всестороннее выявление общественногомнения по основным вопросам социальных преобразований);
•        действенныйконтроль общества над реализацией социальной политики;
•        адресность мерпо социальной защите населения, усиление социальной помощи социально уязвимым ималообеспеченным группам населения.
Цели
Преобразования всоциальной сфере должны быть направлены на достижение следующих основных целей:
1)         обеспечениемаксимально эффективной защиты социально уязвимых домохозяйств, так как они необладают возможностями для самостоятельного решения социальных проблем и потомуобъективно нуждаются в государственной поддержке;
2)         обеспечениевсеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальныхблаг, к числу которых относятся, прежде всего, медицинское обслуживание и общееобразование;
3)        создание длятрудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счетсобственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления,включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования издравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте;
4)         формирование всоциально-культурной сфере институтов, создающих возможность максимально полноймобилизации средств населения и предприятий, эффективного использования этихсредств, и на этой основе – обеспечение высокого качества и возможностейширокого выбора населением предоставляемых социальных благ и услуг.
Безусловным приоритетом вобласти социальной политики являются инвестиции в человека.
Задачи
Государственнаясоциальная политика предусматривает решения следующих задач:
1. Обеспечение равныхвозможностей при реализации права на образование и долю в общественномблагосостоянии путем справедливого распределения доходов и имущества(капитала).
2. Уменьшениенежелательных, обусловленных рынком различий между богатыми и бедными привозникновении доходов и капитала.
3. Обеспечение большейсвободы, справедливости, уважения достоинства человека, обеспечение развитияличности, активного участия в общественной жизни и права на долюответственности перед обществом.
4. Дальнейшеесовершенствование общественно- политического инструментария и положений,регулирующих существующее устройство, в целях обеспечения основных социальныхправ и расширения сети социального обеспечения.
Следует отметить, чтовозможности решения тех или иных задач социальной политики определяютсяресурсами, которые могут направить государство на их решение. В свою очередь,ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Поэтомуконкретные задачи социальной политики тесно связаны с экономическим развитиемстраны.
На данный моментсуществует стратегия и концепция социально-экономического развития России до2020 года. В данной концепции отражено понимание сложного положения российскойэкономики, теряющей конкурентоспособность и стремительно опускающуюся насырьевую периферию мирового рынка, лишаясь внутреннего потенциаласамостоятельного развития.
Приоритетыгосударственной политики:
1)        инвестиции вчеловеческий капитал
2)         подъемобразования, науки, здравоохранения
3)         построениенациональной инновационной системы
4)         развитие нашихестественных преимуществ и модернизация экономики
5)         развитие ееновых конкурентоспособных секторов в высокотехнологических сферах экономикизнаний
6)         реконструкция ирасширение производственной, социальной и финансовой инфраструктуры.
Для перевода страны наинновационный путь развития ставится задача кардинального повышенияинновационной и инвестиционной активности, доведение уровня накопления до 30%от ВВП, перехода к стандартам развитых стран в сфере бюджетной политики. Этоозначает, что уровень финансирования образования должен достичь 7% от ВВП,здравоохранения — 6%, науки — 3%. Таким образом, расходы государства на этиотрасли должны быть удвоены.
Планируется преодолениеимеющихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала, которыехарактеризуются:
1)        сокращениемчисленности населения и уровня занятости в экономике;
2)        растущейконкуренцией с европейскими и азиатскими рынками в отношении квалифицированныхкадров;
3)        низким качествоми снижением уровня доступности социальных услуг в сфере здравоохранения иобразования.
При этом имеется ряднерешенных социальных проблем:
1)        высокий уровеньсоциального неравенства и региональной дифференциации;
2)        высокие рискиведения предпринимательской деятельности в России, в том числе в связи сналичием коррупции, излишними административными барьерами, недостаточнымуровнем защиты прав собственности, непрозрачностью системы земельных отношений,низкой корпоративной культурой;
3)        слабое развитиеформ самоорганизации и саморегулирования бизнеса и общества, низкий уровеньдоверия в сочетании с низким уровнем эффективности государственного управления;
4)        низкий уровеньконкуренции на ряде рынков, не создающий для предприятий стимулов к повышениюпроизводительности труда;
5)        недостаточныйуровень развития национальной инновационной системы, координации образования,науки и бизнеса.
Основные приоритетысоциальной и экономической политики в области развития человеческого потенциала(достижения к 2020 г.):
1)        распространениестандартов здорового образа жизни;
2)        переход к индивидуализированномунепрерывному образованию, доступному всем гражданам;
3)        внедрениеинновационных технологий в здравоохранении и образовании, решение проблемы ихкадрового обеспечения;
4)        выход насовременные стандарты жилищных условий, реализация новых технологийстроительства жилья;
5)        распространениемеханизмов социального партнерства, обеспечение сбалансированности заработнойплаты и производительности труда;
6)        созданиеэффективной пенсионной системы на принципах страхования и накопления;
7)        установлениеминимального размера оплаты труда на уровне восстановительного потребительскогобюджета (превышающего прожиточный минимум трудоспособного населения в 2 — 2,2раза).
В какой степени данныецели будут достигнуты, а проблемы решены, пока рано судить. На сегодняшний деньстрана продолжает продавать энергоресурсы, нет внедрения инноваций, а гражданене получают необходимой им социальной поддержки государства. Пока был принятзаконопроект о коммерциализации бюджетной сферы, который может привести крезкому сокращению остатков бесплатного образования, медицины, культуры изамене их платными услугами, к росту социальной напряженности, к снижениючеловеческого потенциала, деградации социальной сферы и к ухудшению качестважизни населения.
/>/>Заключение
Ни один из обобщающихпоказателей уровня жизни населения не может дать полной картины о реальнойситуации, так как на уровень жизни населения влияет слишком много факторов.Обобщенный показатель дает возможность сравнения с другими странами, но приэтом рост значения данного показателя не является однозначным признакомулучшения социальной сферы в стране. Как было показано во второй главе, ростВВП и ИРЧП никак не отразил спад в других важных сферах, влияющих наблагополучие населения.
В последние годы основныеэкономические показатели России незначительно, но повышались, что должно былоположительно сказаться на уровне жизни населения. Однако дифференциациянаселения по уровню доходов, которая связана, прежде всего, с весьма невысокимуровнем дохода у малообеспеченных групп населения, низким уровнем социальныхгарантий, значительная часть которых ниже величины прожиточного минимума,осталась высокой. При этом государственная поддержка абсолютно не в состоянииобеспечить защиту малоимущим слоям общества, что, как правило, ведет к ещебольшему усугублению их положения. Под угрозой в первую очередь пенсионеры иинвалиды. Средства, выделяемые матерям-одиночкам, так же не оставляют шанса нормальнорастить ребенка.
Проблемы в сфере жильянегативно влияют на демографическую ситуацию. Условия, в которых живет большаячасть населения нельзя назвать нормальными и способствующими развитиючеловеческого потенциала. При этом стоит отметить, что огромное количестволюдей живет в зонах с плохой экологией.
В решении сложившихсяпроблем основная роль возлагается на государство, которое выражает интересысвоих граждан, разрабатывает и принимает меры преодоления противоречий междусоциальной справедливостью и эффективностью рыночного хозяйства. При этомвозникают проблемы, как с развитием эффективной экономики, так и сраспределением дохода в пользу социальных нужд.
Формирование современнойэкономики требует учета социальных вопросов, воздействующих на показателиуровня жизни населения. Для реализации заявленной президентом стратегиисоциально-экономического развития Правительству придется пересмотреть многиефундаментальные составляющие экономической политики. Будет сложно отказаться отчрезмерной эксплуатации сырьевого потенциала страны, а также усовершенствоватьправовую базу, без которой нормальное функционирование экономики простоневозможно, как невозможно и социальное благополучие.
/>/>Список литературы
Елисеева И.И. Социальная статистика:Учеб. Пособие. — 3-е изд., перераб. и доп.- М.: „Финансы и статистика“,2001 – 480 с.
Концепция долгосрочногосоциально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электрон.ресурс]// www.youngscience.ru/753/820/978/index.shtml
Мировая экономика: учебник / под ред.А.С. Булатова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2008. – 735 с.
Таблица величина прожиточногоминимума [Электрон. ресурс]// Официальный сайт Госкомстата – Электрон. дан. –режим доступа:www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/urov_41kv.htm
Таблица ожидаемая продолжительностьжизни при рождении [Электрон. ресурс]// Официальный сайт Госкомстата –Электрон. дан. – режим доступа:www.gks.ru/bgd/regl/b09_13/IssWWW.exe/Stg/html6/26-04.htm
Таблица размеры основных социальныхгарантий, установленных законодательством Российской Федерации, в соотношение свеличиной прожиточного минимума [Электрон. ресурс]// Официальный сайт Госкомстата– Электрон. дан. – режим доступа:www.gks.ru/free_doc/2009/B09_13/06-18.htm
Талица численность населения сдоходами ниже прожиточного минимума [Электрон. ресурс]// Официальный сайтГоскомстата – Электрон. дан. – режим доступа: www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/urov_51kv.htm
Феоктистов Д.В. Методология оценкиуровня и качества жизни населения // Журнал „Налоги. Инвестиции.Капитал.“ №3-4 2002 г.
Шаповалов А. Рост ВВП без всякогоудовольствия // Газета „Коммерсантъ“ № 69 (4369) от 20.04.2010
Human Development Indicatorsstatistical annex [Электрон. ресурс]//human development reports. – Электрон. дан. – режим доступа: hdr.undp.org/en/media/HDR_2009_EN_Indicators.pdf
Human Developmant Indices [Электрон. ресурс]//human development reports. – Электрон. дан. – режим доступа: hdr.undp.org/en/media/HDI_2008_EN_Tables.pdf