–PAGE_BREAK–Мещанинов славился как крупнейший благотворитель Коломны. В 1775 году на его средства был построен в кремле теплый Тихвинский собор.
Совокупный капитал коломенского купечества составлял 360 956 рублей. Это намного превышало купеческие капиталы других городов Подмосковья. Коломна предоставляла тем, кто приезжал сюда по торговым делам, все удобства, возможные в то время. В городе было 97 деревянных и 1 каменный постоялый двор. Питейных домов в самом городе насчитывалось 11 и еще столько же — уезде. И дома эти не пустовали, ежегодный откупной питейный сбор с них достигал немалой суммы в 31 600 рублей.
В 1772 году в Коломне учреждается должность уездного почтмейстера. От этого в первую очередь выиграло опять-таки купечество, получившее возможность наладить регулярную деловую переписку с партнерами.
В 1781 году преобразовано административно-территориальное деление России. Это привело к значительному уменьшению площади Коломенского уезда, часть земель которого отошла к вновь образованным Богородскому, Бронницкому, Серпуховскому уездам Московской губернии, к Егорьевскому и Зарайскому уездам Рязанской губернии. Если до начала реформы на территории уезда находилось 617 селений, то к концу ее осталось лишь 26917. Из них государственными были 39 сел, 12 селец и 48 деревень; помещичьими 50 сел, 100 селец и 20 деревень.
Дворян в уезде проживало 320 человек. Им принадлежало 132 господских дома, из которых только 5 были каменными, а остальные деревянными. Многие дворяне носили громкие титулы. 43 из них имели княжеское, 8 графское достоинство.
В числе помещиков правдами и неправдами оказываются представители местного купечества. Усадьба Красное Сельце (сейчас в черте г. Воскресенска) полюбилась Ивану Ильичу Лажечникову, но, как купец, он смог приобрести ее лишь через подставное лицо. И.Т.Мещанинов приобрел сельцо Лукерьино, где устроил роскошную усадьбу с искусственными прудами, липовыми аллеями и прочими красотами. И сегодня в Лукерьине сохраняется дом Мещаниновых — редчайший для Подмосковья памятник архитектуры эпохи барокко.
Одна из самых живописных усадеб возникла в селе Черкизове, принадлежавшем князьям Черкасским. Это был «длинный ряд княжеских каменных домов, почти на версту в длину, разнообразной, но замечательно изящной архитектуры и, притом, расположенных со щепетильной симметрией, а впереди их три церкви, две по бокам и одна в середине, пред главным княжеским домом. Таков был вид Черкизова с Москвы-реки, на которой оно расположено. В стороне от княжеской усадьбы, тоже по берегу, рассыпаны крестьянские избы в несколько слобод, то есть улиц, все смотревшие зажиточно». Составными частями усадьбы Черкасских являлись «изящный дворец с не менее изящными флигелями, манеж, который сделал бы честь любому губернскому городу и не посрамил бы даже столицы, псарный двор в виде замка с башнями, оранжереи…».
Крестьян в уезде числилось 65 817 душ, из них государственных 2280 душ, отписных 219 душ, дворовых 1085 душ, помещичьих 51 846 душ, экономических 10 387. Дворов крестьянских было 15 060. Деревенская администрация состояла из 119 выборных сотских, 238 пятидесятских и 1160 десятских.
Главным занятием крестьянства оставалось хлебопашество, основными сельскохозяйственными культурами — рожь, пшеница, греча, овес, ячмень, горох, льняное семя, «а приплоду получается вдвое, втрое и вчетверо». Хлеб крестьяне выращивали и на продажу. Продавали также собственные кустарные изделия, например, грубую деревянную посуду. Хлеб обычно возили в Москву, а все остальное реализовывали на месте. Промышляли также рыбной ловлей, плотничеством, обслуживанием речных торговых судов на Оке.
Источники того времени специально подчеркивают, что в Коломенском уезде «ярмонок и торгов не бывает, а бывают сходбища из разных селений к богомолью в селе Полубояринове в Петров день, а в селе Подберезниках в день Николая Чудотворца, а торгуют крестьяне разной крестьянской рухлядью».
В некоторых селениях раз или два в неделю проходили небольшие торжки, однако в основном это имело место в бывших дворцовых селах, которые с 1781 года отошли к другим уездам. Например, в Дединове по пятницам шла торговля в двух рядах: в одном продавали съестные припасы, а в другом щепетильный (галантерейный) товар, все привозное. В Бронницах по понедельникам и четвергам также в двух рядах торговали провизией, дровами, лаптями, веревками, рогожами, лыками; в селе Высокое (до превращения его в город Егорьевск) по пятницам собирались торговцы из Коломны и других мест для продажи щепетильного товара, хмеля, хлеба и деревянной посуды, в селах Малино и Киясовка раз в неделю продавали хлеб и деревянную посуду крестьянского изготовления.
В уезде насчитывалась 101 хлебная мельница. Большинство из них были водяными и располагались на реках. В селениях Богородском, Кузминском, Степановском и Карпове мельницы стояли на искусственных прудах, а в Тарбушеве, где было две мельницы, одна стояла на ключевом протоке, а другая на роднике. Ветряные мельницы имелись в селах Шеметове, Андреевском и в деревне Ляхово.
Каждую мельницу обслуживало несколько человек, как правило наемных работников. Это был один из наиболее распространенных способов привлечения крестьян к наемному труду.
Крестьянский наемный труд широко использовался на ткацких мануфактурах, появившихся во многих селениях. Основателями их часто выступали сами крестьяне. В 1784 году крестьянин деревни Подлипки Сапрон Нестеров завел первую в этой деревне фабрику, производящую кановатные фаты с золотом и серебром трех разрядов, штоф, кановат, гарнитуры для продажи в Москве и других городах. А через десять лет в Подлипках работали уже четыре фабрики, на которых 164 вольнонаемных крестьянина обслуживали более сотни ткацких станов. В селе Белые Колодези возникли две полотняных и хлопчатобумажных фабрики крестьян Савела Иванова и Данилы Антонова. В описании фабрик читаем: «Содержит оную крестьянин того же села», а фабричные изделия «работаются из найма крестьянами того же села».Заводят собственное ткацкое производство зажиточные крестьяне в селениях Городищи, Лысцево, Горы, Солосцово, Степановское, Осташево и других.
«Осьмнадцатое столетие» вписало в историю крестьянства новые страницы борьбы его против крепостного права. В 1752 году вспыхнуло волнение крестьян села Любичи Дединовской волости Коломенского уезда. За отказ от уплаты неуказных, то есть незаконных сборов местный управитель арестовал сельского старосту и пятерых крестьян. В ответ «любыцкие» крестьяне, «собравшись многолюдством, нарядным делом, умышленно, более ста человек», пришли на дединовский приказный двор, где содержались арестованные, и «с необычным приступом шумели и кричали», требуя их освобождения. В толпе раздавались возгласы: «Живы не хотим быть, чтобы здешнего нам суда слушать!» Односельчане силой освободили арестованных, после чего управитель обратился за помощью в главную дворцовую контору. Вскоре в Любичи прибыл следователь с воинской командой. Однако после ознакомления с делом он пришел к выводу, что действия управителя, арестовавшего крестьян, неправильны. Дело закончилось само собой после скоропостижной смерти управителя.
Трагическим эпизодом русской истории XVIII столетия остается третья крестьянская война под предводительством Пугачева. В Коломне и уезде появлялись пугачевские манифесты, действовали разведчики. Летом 1774 года, когда восставшие стали приближаться к границам Московской губернии, власти охватила тревога. 25 июля по уездам был разослан приказ об организации наблюдения за передвижениями пугачевских отрядов, эвакуации денежной казны из уездных городов в Москву, а главное, о подготовке к вооруженному сопротивлению пугачевцам. Коломенская штатная воинская команда состояла из одних «инвалидов», как называли в то время старых, заслуженных ветеранов. В помощь им разрешено было привлекать дворовых людей и мещан. А затем последовало распоряжение о сдаче помещиками внеочередных рекрутов. Оно вызвало открытое сопротивление как помещиков, так и самих крестьян. Бронницкая волость наотрез отказалась сдавать причитающихся с нее двух рекрутов — пешего и конного — с каждой сотни крестьян.
Ученый-энциклопедист А.Т.Болотов, служивший в то время управляющим дворцовой Киясовской волости Коломенского уезда, столкнулся с той же проблемой. Один из местных крестьян высказался откровеннее других: «Стал бы я бить свою братию (т.е. крестьян-повстанцев — И.М.). А разве вас, бояр, готов десятерых посадить на копье». Отказавшись от намерения найти среди крестьян рекрутов-добровольцев, Болотов решил прибегнуть к жребию. Но и это предложение не нашло поддержки у крестьян, которые выдвинули встречное: послать в зачет тех, кто во время последнего рекрутского набора словчил и уклонился. Болотов согласился, но те, кому предстояло «забрить лоб», потребовали денежной компенсации. В конце концов одного из кандидатов в рекруты освободили, за что он уплатил 200 рублей на снаряжение остальных. Конному ратнику выпало по 3 рубля на неделю, пешему — по рублю. Пугачевщина потерпела крах, повторив судьбу крестьянских выступлений под предводительством Болотникова и Разина.
В 1781 году Екатерина II утвердила представленный Геральдической конторой герб Коломны. На нем изображена колонна, по созвучию символизирующая название города (колонна — Коломна), и звезды «в лазоревом поле» по обеим сторонам колонны. Если значение колонны как основного элемента «говорящего герба» не вызывает сомнений, то происхождение и значение боковых звезд — загадка. Существует несколько версий, например, что звезды символизируют две столицы России, с которыми связана Коломна — Москву и Петербург, однако их вряд ли можно рассматривать всерьез.
В 1784 году утвержден первый генеральный план Коломны, по которому она должна была принять облик правильно спланированного «регулярного города». План предусматривал создание новой сетки улиц, перегруппировку сложившейся застройки на началах «регулярности». Въезд и выезд из города по Астраханскому тракту получили архитектурное оформление в виде застав. В Запрудах появилась Московская застава, возле современной Советской площади — застава Рязанская. У Рязанской заставы возникло новое городское кладбище, получившее по имени кладбищенской церкви Петра и Павла название Петропавловского. Однако настоящая реализация генерального плана началась только в XIX столетии.
Социально-экономическое состояние Коломны в 19 веке
В 1803 году Коломну посетил известный поэт, будущий знаменитый историограф Н.М.Карамзин. Свои впечатления от посещения нашего города он изложил в статье «Путешествие вокруг Москвы». О городе он писал: «Улицы и строения здесь некрасивы; но зато промышленность людей достойна внимания и похвалы. Давно известны коломенские фабрики, кумачные, шелковые, полотняные, которые с некоторого времени размножились и в других местах вокруг Москвы (…). Всего известнее в России коломенские сальные заводы, их более тридцати! Сало, отправляемое за море, идет по большей части отсюда. Жители торгуют рогатым скотом, закупают его на Дону, в Малороссии, солят мясо и продают как в Москве, так и в Петербурге: не удивительно, что имя мясника здесь почетнее, чем где-нибудь!
Коломна славится еще яблоками, вишнями и другими плодами, мы едим их в Москве».
В октябрьской книжке журнала «Вестник Европы» за 1828 год (в то время журнал редактировал М.Т.Каченовский) напечатана статья «Историческое описание города Коломны», автор которой подписался инициалами Я.С.: «В нынешнее время число жителей города простирается до 10 000 человек обоего пола. Купечество главную торговлю отправляет салом и выгоном рогатого скота. В 1826 году в С-Петербурге было от коломенских купцов в продаже сала 2 800 000 пудов, сверх того выгнато рогатого скота до 50 000 голов и овец одного купца Резцова до 30 000. Из фабрик известны: шелковые Левиных и Крашенинникова, на коих выделываются парчи и штофы отличнейшей доброты, и, особенно, последние, которые расходятся по всей России, далее, одна суконная фабрика, три кожевенных завода, три мыльных и один фарфоровый».
Публикации статей Н.М.Карамзина и Я.С. разделяет четверть века. Тем более поразительны в них черты сходства. Видно, насколько мало изменился город с XVIII века: те же занятия населения, те же фамилии купцов и фабрикантов, тот же уклад жизни. Это свидетельствует о стабильности социально-экономического развития города в конце XVIII — первой половине XIX столетий.
Коломна того времени — богатый провинциальный купеческий город с необычайно высоко развитой промышленностью. К концу XIX столетия пора эта воспринималась местными жителями как безвозвратно ушедший «золотой век». А еще позднее писатель Борис Пильняк, долго живший в нашем городе и интересовавшийся его историей, назвал Коломну «золотого века» «русским Брогэ», подразумевая знаменитый торговый город-музей в Бельгии.
Иван Иванович Лажечников (1790—1869) — сын купца, участник Отечественной войны 1812 года, писатель. Родному городу посвящены многие его произведения. Действие повести «Беленькие, черненькие, серенькие» происходит в уездном городе, которому автор дал прозрачный псевдоним Холодна. Жители города, холодненцы, «били на бойнях тысячи длиннорогих волов, солили мясо, топили сало, выделывали кожи и отправляли все это в Англию»34.
Никита Петрович Гиляров-Платонов (1824—1887) — сын и внук священника, бакалавр Московской духовной академии, издатель-редактор газеты временные Известия» (подробнее о нем см. в главе «От коломенской епархии до наших дней»). Его книга воспоминаний «Из пережитого» — энциклопедия жизни Коломны и коломенцев в XVIII-XIX веках. В ней
кроме прочего отмечается, что Коломна представляла собою «бойкое торговое место, с обширною Ямскою слободой, с ямщиками бывалыми, с трактами на Тамбов-Астрахань, Воронеж-Таганрог, не говоря уже о Владимире и Кашире».
Преобладающей частью населения оставались ремесленники и торговцы. После разделения при Екатерине II купечества на гильдии посадские люди, не приписанные ни к одной из трех гильдий, образовали мещанское сословие.
Наряду с мясной процветала и хлебная торговля, в том числе и речная. В полном расцвете находился и бурлацкий промысел — конная тяга барок в Москву. Особую гордость коломенцев составляло производство фруктово-ягодной пастилы. Сначала хозяйки готовили пастилу для семейного стола, но отменное качество позволило этому продукту успешно выдержать конкуренцию на широком рынке. Со временем в Коломне налаживается изготовление пастилы в промышленных масштабах. Секрет варки пастилы тщательно охранялся, передаваясь по женской линии.
Хозяевами города были купцы. Семьи Бочарниковых, Кисловых, Колесниковых, Котельниковых, Курчевских, Ротиных, Тулиновых, Тупицыных, Шапошни-ковых, Шараповых, Шевлягиных и некоторые другие образовывали верхушку местного купечества. Большинство скотопромышленников не принадлежали к коренному населению города. Они были родом из тех мест, где формировались проходившие через Коломну гурты скота. Поскольку Коломна являлась последней перевалочной станцией перед Москвой, они перебирались сюда на постоянное жительство, чтобы отсюда руководить всем делом. К примеру, семья Ротиных происходила из Воронежской губернии. С конца XVIII века три поколения этой семьи удерживали славу богатейших гуртовщиков Коломны.
Состояние некоторых купцов оценивалось в миллионы, а скотопромышленников — в десятки миллионов рублей. В жизни каждого наступал такой момент, когда дальнейшая погоня за прибылью теряла смысл. Тогда купец задумывался о душе и пускался в благотворительность. Большинство в таком случае жертвовало более или менее значительные суммы храмам и монастырям. А семья Кисловых, сложившись с Г.К.Шараповым, начала свою благотворительную деятельность с того, что подарила городу роскошную по тем временам больницу. 30 января 1834 года высочайше утверждено положение Комитета Министров об «устроении в г. Коломне городской больницы с особым отделением для родильниц и несчастно рожденных младенцев». В больнице имелась 21 койка для больных мужского пола, отделение для родильниц на 2 кровати и для 4-х «несчастно рожденных младенцев».
30 октября того же года учреждается штатная должность врача «Коломенской градской больницы имени Кисловых и Шарапова» с жалованьем в 400 рублей годовых.
В 1847 году на средства той же семьи Кисловых в Коломне учреждается общественный банк «с целию производством ссуд доставить местным гражданам вспомощество-вание в торговых их оборотах, а на получаемые от сего проценты содержать общественную богадельню»”: в указе об учреждении богадельни от 2 апреля 1847 года говорилось: «Назначена для призрения людей бедных, престарелых и увечных, преимущественно из местных граждан, и в память учредителя наименована «Богадельнею Кислова». Здание, в котором размещалась эта богадельня, сохранилось до сих пор в Запрудах (ул. Октябрьской революции, 168).
продолжение
–PAGE_BREAK–