СОДЕРЖАНИЕ стр. Введение 2 Часть I . 3 Часть 4 Часть 12 Заключение 14 Список использованной литературы 16 Введение. Проведя данную работу, автор предполагал изучить социально-философские взгляды выдающегося украинского писателя и мыслителя Ивана Франко-поэта, беллетриста и драматурга. В этой работе автор рассматривает творчество писателя как великого реалиста и мыслителя,
Франко изобразил жизнь современного ему общества в сложной динамике и противоречиях, в борьбе добрых и злых начал, в развитии социальных и психологических процессов. В художественном наследии Ивана Франко проза занимает видное место. Сочетание у Франко таланта великого художника и публициста дало поразительные результаты. По широте охвата общественной жизни, богатству проблематики, силе художественного синтеза и самобытности
монументальных образов художественная проза Франко далеко выходит за пределы только одной украинской литературы и является выдающимся явлением мировой литературы конца XIX и начала XX столетия. Украинский поэт Максим Рыльский так писал об удивительных особенностях, захватывающем искусстве прозы Ивана Франка Пейзажная, бытовая, психологическая точность этих вещей поразительна. Строгостью реалистического письма, отсутствием каких бы то ни было украшений, беспощадной правдивостью
рисунка Франко напоминает двух своих любимых писателей Некрасова и Золя. И, может, ещ больше, нежели последнего Льва Толстого. Писатель жил на рубеже двух столетий 1856 1916 и как великий художник в своих произведениях осмыслил важнейшие события и проблемы общественной жизни украинского народа этого периода. Он создал реалистические картины упадка патриархального уклада жизни, зарождения и развития капиталистических отношений в городе и в селе. Широта и суровость реалистических картин жизни народа всегда поражала читателя сочинений Франко, апеллировала к его совести, пробуждала в нем чувство активного неприятия жсткой капиталистической действительности, воспитывала сочувствие к бедным и униженным. Его произведения вызывали у читателя мысль о несовершенстве существующего строя и необходимости замены его другим, более разумным. В этом удивительная действенная сила художественного слова великого писателя
и мыслителя. Роль его произведений в развитии национального самосознания и в истории украинского народа очень велика. К его повестям и романам, очеркам и рассказам можно применить слова Энгельса об исключительной социальной роли русского романа второй половины XIX века. Книги украинского писателя своим правдивым изображением жизни также разрушали ложные основы буржуазно-дворянской действительности. Часть I Вышедший из народа и прошедший первую жизненную школу
на дне галицийского общества, писатель поднялся к вершинам мировой мысли, художественного совершенства, стал властителем дум и духовным наставником своего народа. Огромный талант и неутомимый труд, участие в развитии передовой мысли и в художественном прогрессе позволили Франко занять заметное место в мировой культуре. Вс его творчество проникнуто страданиями и радостями других людей, всепобеждающей любовью к человеку.
Став широко известным писателем, которого знали далеко за переделами его родины, Франко не оторвался от родной почвы, не забыл народ, который помог ему выкарабкаться на высоту, откуда виден свет, где пахнет воля, где сияют общечеловеческие идеалы. Борьба за эти общечеловеческие идеалы стала основным содержанием его многогранной деятельности. Несмотря на то, что Франко жил в нестерпимо душевно моральной атмосфере галицийской провинции, его художественные произведения на удивление оптимистичны. Они освещены и согреты великой любовью к народу, верой в доброе начало человека, верой в исторический прогресс. Писателя со всех сторон окружала неправда, ненависть, лож господствующих классов, но он не ограничивался обличением, он воспевал чистоту и честность трудового человека, и его светлое будущее. Более чем кто-либо другой из писателей его времени он чувствовал губительность капиталистических отношений,
но это не могло его лишить горячей веры в социальное и национальное освобождение народа. Самым горячим призывом писателя было служение своему народу, идущему вверх. Именно в этом аспекте Франко изображает народ. Народные массы в его произведениях показаны не как толпа, а как коллектив, который начинает уже осознавать свои классовые интересы, стрмится к утверждению социального равенства и правды. В одной из своих статей Франко недаром писал, что он с удовольствием наблюдает,
как украинский народ постепенно поднимается, как вс более широкие его массы ощущают жажду света, правды и справедливости и к ним ищут путей, хотя на продолжении долгих столетий они были угнетены и деморализованы, хотя и сегодня они вс ещ бедны, слабы и беспомощны. Следовательно, стоит работать для этого народа, и никакой труд не пропадает даром. Эти, по его выражению, глубочайшие внутренние стороны жизни народа художественно осмысленны во многих
очерках, рассказах и повестях писателя. Франко на собственной спине испытал все гнусные стороны галицийской действительности, видел, как капиталистическое общество унижает и морально калечит людей, доводит их до озверения и бросает их на дно общества. Яркий пример такого трагического обесчеловечивания рабочего мы находим его в рассказе На дне. Рабочий нефтепромыслов Бовдур не знает ни отца, ни матери, с детских лет живт среди чужих людей, до края испытав горькую долю бобыля. Со временим, он оказывается на бориславских нефтепромыслах, и ужасы звериного быта и бесчеловечного труда вызывают в его душе болезненное чувство озлобленности и ненависти к людям. Бовдур теряет человеческий облик и спивается. Голодный, озлобленный, молчаливый, в грязных лохмотьях, он несколько месяцев лежит на цементном полу тюремной камеры. Только ночью, когда засыпали арестанты из его угла был слышен скрежет зубов, стон и проклятия всему
миру. Даже когда другой арестант, студент Темера, тепло к нему обращался, он с ненавистью встречал слова пана. Кончается рассказ тем, что озлобление Бовдура берет вверх над всеми его чувствами и ночью он убивает пана Темеру в надежде взять у него деньги и хоть раз наесться хлеба. Франко рассказывает трагизм судьбы Бовдура, ведет вину не в нм, не в его характере, а в тех социально-исторических условиях, которые полностью обезличили и обесчеловечили этого человека.
Социальное неравенство, чудовищное обнищание и эксплуатация, порожднные капитализмом, сделали из него человеконенавистника и убийцу. Но на дне его души таятся добрые человеческие чувства, и страшная сцена убийства заканчивается бурным пробуждение в Бовдуре человеческого начала. Сидя над трупом Темеры, он начинает понимать, что убитый ни в чм не виноват. С яростью он кричит на полицейских Проклятье вам, собаки
В этой концовке проявляется одна из основных особенностей творческой манеры Франко, отмеченная в сво время М. Коцюбинским стремление найти в душе каждого человека черты человечности, моральной чистоты и правдивости. Франко ищет и находит их всюду, даже в таких пропащих людях, как Бовдур или старый разбойник Герасим из рассказа В тюремном госпитале. В одной из статей 1876 года писатель говорил о своем желании заглянуть в душу человека и изобразить е хорошие, добрые, идеальные стороны. Часть II Главным объектом прозы Франко является общественный человек во всм богатстве его индивидуальных черт и единстве личного и общественного. Этот общественный человек или целый человеческий коллектив изображается им в конкретно-исторических типических обстоятельствах. Типические обстоятельства автор осмысливает как общественные отношения, окружающие его героев и определяющих их судьбы. Франко широко вводит и быт, но изображнный им быт дан
им не статистически, а в динамике общественной борьбы. Интерес Франко к общественной жизни человека, объясняется тем, что в его произведениях впервые внимание сосредоточено на новом рабочем классе и его участие в классовой борьбе. Марксистское понимание исторической роли рабочего класса открыло широкие перспективы для художественного осмысления важнейших проблем эпохи и для изображения человека в новом общественном аспекте.
Фридрих Энгельс обратил внимание писателей на необходимость выйти за пределы личных переживаний, на задачу раскрытия общественных устремлений и интересов личности. Говоря об основных чертах реалистического метода, он подчркивал, что только тогда герои будут жизненными, когда они черпают мотивы своих действий не в мелочных индивидуальных прихотях, а в том историческом потоке, который их нест. Франко больше чем кто-либо другой из его современников пытается найти художественное
решение этой важнейшей проблемы. Говоря об основных чертах классического романа конца XIX века, он подчркивал То, что до сего времени было по сути областью романа и в поэзии вообще человеческая личность, с е мыслями и чувствами и поступками начинает отступать на второй план, так как оказывается на каждом шагу зависящей от тысячи посторонних влияний, от унаследованных инстинктов своей расы, от влияния со стороны людей и природы Ее герой уже не отдельная личность, сильная, своевольная детальный анализ показал, что такая личность фикция, не существует и никогда не существовала в отрыве от этих связей и могущественных и определяющих влияний природы и общества. В этом замечательном определении романа мы встречаемся с совершенно новым пониманием внутренней связи характеров и мотивов, характеров и обстоятельств, характеров и психологической жизни. Для Франко важна не самоценная картина духовной жизни человеческой личности, а те необыкновенно тонкие,
многочисленные и почти неуловимые связи, которые определяют внутреннее движение духовного мира человека и его отношение к окружающему. Тем самым Франко рисует человека в необычайно сложных пересечениях с действительностью, с общественной жизнью, с коллективом. Он раскрывает внутренний мир своего героя как выражение многочисленных внешних связей и влияний. Иначе говоря, Франко приходит к открытию нового метода психологической характеристики.
Для его прозы характерна диалектика души современного ему человека. Герой Франко всегда нест на себе социальные и национальные приметы времени, раскрывает вершины и низины человеческой мысли, побуждений и стремлений. Франко высоко значение объективного изображения мира, но вместе с тем отмечает и роль личности самого художника. Идеи писателя, его отношение к действительности и герою, его пристрастия и эмоции придают особый характер
художественному произведению, просвечивают сквозь объективную логику движения художественных образов. В художественном произведении, по мысли Франко, должна выявиться личность автора, его мировоззрение, его живая кровь и его нервы. Только тогда пишет он это будет произведение живое и современное подлинный документ самых сокровенных переживаний и чувств современного человека, а потому и материал для познания этого человека в его самых высоких, самых тонких стремлениях и желаниях, а потому и материал для познания времени и общества, в которых он возник. Широта и конкретная историческая целостность изображения современной жизни требовала от Франко реалистического анализа психологии и типов противоположенного лагеря угнетателей народа. Украинский писатель создат оригинальные образы капиталистов-миллионеров, мелких предпринимателей, спекулянтов, буржуазии, польских шляхтичей, украинских панков, сельских попов и иезуитов, городских кокоток, судебных чиновников, высшую уездную знать, крупных и мелких ростовщиков, галицийских клерикалов
и им подобных. Галерея социальных типов в его произведениях поистине необозрима. Однако это только одна сторона нового подхода Франко к социальной действительности. Вторая сторона в специфике художественного метода украинского писателя, в новом подходе к изображению человека, знаменующем собою в новый шаг в развитии критического реализма. В его рассказах и повестях человек показан не только в общественных связях, в идейной жизни, тогда
его герои стали бы схематизированными изображениями социальных сил. А Франко великий художник-психолог, и потому он интеллектуальное содержание образа неразрывно связывает с изображением эмоциональной сферы, сливает, воедино высокие порывы и идеи с самыми тайными глубинами человеческой души. Сам Франко говорил, что нужно рисовать человека в его общественных связях в тайниках его души. Именно это и стало основным принципом художественной структуры характера в его прозе.
Поэтому его характеристика обоснована и в историческом, и в социальном, и в психологическом планах. В произведениях Франко в наиболее сконденсированной форме объединяются социальные и психологические аспекты. Писатель нередко называет их поэму психологическими студиями. Стремление к психологическому анализу социальных явлений и фактов повседневного быта было вызвано непримиримым отношением Франко к антихудожественным, схематически-тенденциозным произведениям. Сознание человека, его психика, раскрывается в произведениях Франко как результат сложного процесса воздействия общественных, социальных и исторических явлений. В этом отношении чрезвычайный интерес представляют принципы психологической характеристики таких персонажей, как Бенедя Синица, Евгений Рафалович, Андрей Темера, Прач. Остро критикуя вульгарно-социологические и весьма примитивные взгляды
С. Ефремова на задачи литературы, Франко чтко определяет новые черты литературы критического реализма, которая увидела одну из своих главных задач в психологическом анализе социальных явлений, в том, как факты общественной жизни отражаются в душе и сознании одиночки, и наоборот, как в душе этого одиночки зарождаются и вырастают новые явления социальной категории. Полемизируя с Ефремовым, который в каждом художественном произведении выискивал реакционную тенденцию,
Франко говорил о необходимости прежде всего объективно-психологического анализа души героя, что является одной из важнейших сторон литературного произведения. Вспоминая имена Толстого и Достоевского, он писал Бессмертная ценность этих писателей заключается именно в глубине и тонкости психологического анализа, в безошибочной зоркости в сфере самых тмных глубин человеческой души.
Таким образом, в судьбе человека, в его переживаниях, стремлениях и действиях, Франко раскрывает главные черты общественной, экономической и социальной жизни эпохи капитализма. Так, в частности, глубоко психологизированных образах Бенеди Синицы и Германа Гольдкремера писатель художественно осмысливает две противоположенные тенденции, которые развиваются и борются в капиталистическом обществе.
С одной стороны, революционные устремления рабочего класса, являющегося наиболее прогрессивной силой эпохи, и с другой жажда обогащения, стремления к капиталистическому накоплению буржуазии. На примере жизни и стремлений Синицы и Гольдкремера Франко показал процесс формирования двух идеологий идеологии рабочего класса и противостоящей ей идеологии буржуазии. Раскрывая внутренний мир своих героев, Франко создат реалистические образы, рисует социальные типы, обобщающие думы и стремления данной эпохи. Интересно, что художник счл необходимым раскрыть первоисточники внутренних импульсов и душевных настроений своих героев. Оба Бенедя и Герман в детстве переживают самые тяжкие несчастья и живут в глубочайшей нищете. Бенедя вышел из городских ремесленников, в начале был учеником каменщика, затем его помощником. Работая на строительстве и наблюдая жалкую и бесправную жизнь рабочих, он проникается сочувствием к
обездоленным и начинает думать над тем, как им помочь. Главным стремлением Бенеди Синицы становится желание помочь угнетнным и жестоко эксплуатируемым нефтяникам, потерявшим всякую надежду на лучшую жизнь. Нищета, голод, бедствия, непосильный труд приводят Бенедю к протесту против окружающего общества, к желанию сплотить в неодолимую силу тысячную массу нефтяников. Это его единственная страсть, единственная цель, являющаяся мукой и наслаждением всего его существования.
Из заработанных грошей наиболее значительную часть он отдат в рабочую кассу. Совсем по-иному формирует нищета душу Германа Гольдкремера. Уже в юные годы алчность и страх перед бедностью заполонили его жизнь. После смерти тряпичника Ицика, с которым Герман бродит по деревням, он получает наследство в 92 гульдена и жадно хранит его. Он отказывает себе во всм, даже в еде.
Ещ в те годы, когда он сам носил на коромысле нефть в Дрогобыч, его сознание проникнуто единой мыслью жаждой разбогатеть. Продавая предпринимателю принесенные за несколько врст вдра нефти, Герман рассчитывает каждый крейцер и мечтает о скором богатстве. Франко очень точно и тонко рисует психологию алчного и жаждущего обогащения человека, одолеваемого
незаметно подкравшейся горячкой богатства. Очень быстро он отделяется от рабочей массы, покупает лошадь и тележку и за определнную плату возит вдра нефти, добытой товарищами. Тяжело работая, собирая в болотах по два ведра нефти в день, Герман уже эксплуатирует тех, кто рядом с ним изнемогает от непосильного труда. Проникая в глубину души Германа, Франко показывает, как жажда денег убивает в Германе все человеческие чувства, лишает его всех привязанностей. Эта страсть поглощает и его радость, и его юношеские мечты, и даже элементарные человеческие желания и чувства. Психологическое исследование души этого человека писатель обобщает в следующих словах Постепенно в его душе разгоралась страшная лихорадка, слепая жажда денег, она заглушила все остальные чувства, заставляла его не видеть никаких преград и манила его к одной только цели богатству.
Он с тревогой хранил свои деньги пересчитывал их каждую неделю, прятал, как свою заветную надежду. Социальная среда, в которой вырос Герман, обусловила его поступки и определила буржуазный характер его отношения к миру. Проведя детство и первые юношеские годы среди интересных, деморализованных и обленившихся людей, Герман не имел ни моральных сил, ни доброго примера, чтобы восстать против этой среды. Наблюдая ужасающие последствия человеческой нужды и беспросветной бедности,
Герман почувствовал ужас и отвращения к ним. Они, словно призраки, пугали юного Германа и породи в его детском болезненном воображении мечту о богатстве. Сама действительность буржуазного общества довершила этот процесс. Когда он становился богачом, в его душе укрепляется презрение и ненависть к нищете, ко всему тому, что ему пришлось пережить в юности. От одного воспоминания о них у него захватывало дух, сердце наполнялось
отвращением, глухой, смертельной ненавистью, ко всему бедному, оборванному, нищенскому, поверженному в грязь, придавленному несчастьем и не раз, когда бедные обиженные работницы с изможднными лицами, в лохмотьях, пропитанных нефтью, плакали перед ним, добиваясь полной выплаты, он плевал, отворачивался и приказывал слуге вышвырнуть их за дверь. Эта звериная жажда обогащения и презрение к бедным быстро погасили для него и солнце и ясный день, прогнали запахи цветов, заглушили пение птиц, обратили его в какую-то тяжлую глинистую массу, которая катится с горы, давя и пригнетая вс, одушевлнная только жаждой денег, выгоды, богатства Гениальность замысла Франко заключалась именно в том, что он, взяв двух молодых людей приблизительно с одной и той же среды, показывает тончайшие социально-психологические процессы, приводящие их на два разных полюса тогдашнего общества. Франко как бы экспериментально создат историческую ситуацию, помогающую ему раскрыть подлинные жизненные
процессы, с одной стороны, и моральные итоги этих процессов с другой. Через призму социальных явлений писатель изображает порывы двух героев будущего вожака пролетарской массы и будущего миллионера. Каждый из них итог социальных, экономических и бытовых отношений определнного периода в истории развития капитализма на Украине. Не менее разительные последствия дат глубокий психологический анализ раздвоенности и противоречий в
душе человека, привлекающих особое внимание Франко. Процесс морального роста человека, перехода его с низшей к более высокой ступени духовного развития всегда находился в центре творчества великого украинского писателя. Он тонко показывал борьбу доброго и злого начал, победу сильных устремлений в душе человека именно как процесс внутреннего усовершенствования и развития человеческой личности.
Приведм один только пример из его повести Пути-дороги, где изображается момент внутренней борьбы главного героя Евгения Рафаловича. В самую тяжкую минуту, когда уездная администрация ставит его в ложное положение перед крестьянами, когда возникает даже опасность для его жизни, он сильная волевая натура на минуту утрачивает веру в себя. Он готов бросить общественную работу, судебные процессы, в которых выступает в защиту угнетнных крестьян, и уехать с любимой женщиной за океан. В нервном возбуждении он находится на грани смерти. Но вскоре к нему возвращаются силы, он беспощадно осуждает сво поведение, даже минутный порыв оставить общественные дела. Вс это теперь ему представляется подлым поступком. Эту сложную внутреннею борьбу писатель живописует необыкновенно тонко, трепетно и удивительно пластично Какой широкий круг чувств изведал он сегодня и с какой безумной быстротой
Ведь теперь он чувствовал себя таким же далким от той минуты, когда он проливал слзы над судьбой Регины, как и от той, когда под влиянием разговора с маршалком, потеряв веру в сво дело и в свой народ, готов был бросить вс, отдать все ради не. Теперь ему не хочется верить, что вс это правда Ему делается страшно, как человеку, который во сне ходил по карнизу высокой башни Теперь вс, что его окружает, болезненно напоминает ему минуту слабости.
Проезжая через деревни и глядя на тяжлую жизнь безземельного крестьянства, Рафалович испытывает чувство глубокого стыда за сво минутное намерение покинуть поле боя. Наблюдая нищету крестьян, он не перестат упрекать себя за это. Он собирает все силы и думает Неужели нервы могли взять перевес над умом и над лучшей, самой чистой частью его чувств Да, он ощущал, что та часть его чувств, которая влечт его к труду для родного народа,
к этому тяжкому, непрерывному труду, полному обид, самоотвержения, разочарования, мук и кто знает, может быть, когда-нибудь и поздних цветов и плодов что эта часть его чувств самая лучшая, самая чистая. Ведь это его первый, непосредственный, священный долг. Проблема личности центральная проблема творчества Франко. Он стремится найти новые средства изображения сложного диалектического, внутренне противоречивого душевного процесса, связи интеллектуального и эмоционального начал в жизни человека. Именно поэтому образ Рафаловича приобретает необычайную жизненность и значительность. Франко пытался решить ещ одну, совершенно новую художественную задачу проблему изображения внутреннего мира не только одной личности, но и целого коллектива. Таковы его изображения рабочего коллектива в повести
Борислав смется, в рассказе Ради праздника, крестьянской массы в повестях Пути-дороги и Великий шум. Обратимся к рассказу Ради праздника, в котором рабочая масса выступает главным героем. Причм психологизм в этом рассказе является не только основной чертой художественного метода писателя, но и способом проникнуть в тайники души героя. Социальные конфликты, протест рабочих против капиталистической действительности показаны через психологические
состояния всего рабочего коллектива. На протяжении всего рассказа рабочие большей частью молчат и только в отдельных случаях бросают реплики, замечания или взрываются гневом и возмущением. Все происходит в их душе, где сложно сплетаются чувства, стремления, отношения к окружающему миру, объединнные ненавистью к капиталистам и австрийскому правительству. Действие происходит на огромной парафиновой фабрике в
Бориславе, куда неожиданно заехал австрийский цесарь. Рабочие не прячут иронии, наблюдая, как владелец фабрики готовится к встрече коронованной особы. Они исполнены презрения к обои властителям, но молча покорялись воле фабриканта, убирают двор, надевают новые мундиры, подаренные им по случаю приезда цесаря. Внешне они остаются спокойными, но в каждом из них горит ненависть к эксплуататору
Гамершлягу, накануне приезда цесаря пытающемуся задобрить рабочих обещаниями райской жизни на своей фабрике. Этой открытой лжи и обмана не могут стерпеть рабочие, и в их душе возникает гнев и протест. В ответ на сладкую речь капиталиста, словно гром, прозвучал голос одного из рабочих Кровь нашу пьете Шкуру с нас дерте Салом нашим жиреете Психологическое напряжение, которое было создано ироническими взглядами и едкими репликами рабочих, ещ более нарастает. Вместо желанной фабриканту картины контакта и согласия между ним и рабочими как бы вырастает каменная стена. Однако рабочие продолжают молча слушать своего хозяина, как будто ничего не произошло. Гаммершляг в свою очередь делает вид, что он ничего не слышал, хотя внимательно ищет того, кто выкрикивал обвинения капиталистам. Эта психологическая мотивировка и раскрытие одной из самых острых проблем своего времени борьбы труда и капитала проходят через вс произведение.
Франко показывает, что в результате нового издевательства хозяина, вымогающих у рабочих плату за якобы подаренные мундиры, происходит новое потрясение, коренным образом изменяющее положение. Оно приводит рабочие массы к прозрению, к пониманию того, кто из истинный враг, им становиться ясно, что и австрийский цесарь и фабрикант лютые враги народа. Завершая психологический этюд, писатель подводит итог
Какой-то смутный логический процесс заставил их мысли обратиться к недавней праздничной встрече императора на этой фабрике. Тогдашний блеск, тогдашняя радость, тогдашни крики воодушевления вс это казалось им теперь таким далким, таким фантастическим и невозможным в действительности, что контраст, словно разверстая пасть пропасти, повлк их к себе. Это изображение внутренней жизни массы, рабочего коллектива было новым шагом в развитии критического реализма в украинской литературе и новаторской особенностью художественной
прозы Ивана Франко. Часть III Большой интерес для наблюдений над эволюцией творчества Франко-прозаика, мастера широких социально-психологических полотен, представляет его первая юношеская повесть Петри и Довбущуки, написанная в 1875-1876 годах. Она сохраняет ценнейшие для исследователя черты юношеских романтических увлечений писателя и ряд новых элементов зрелого реализма и философских обобщений, которые со временем выросли до степени высокого мастерства. Она дат возможность проследить, кА писатель усовершенствовал метод изображения действительности, как он шл от реализма подробностей к показу сконцентрированной, скристаллизированной действительности. В этой повести, как писал М. Коцюбинский, мы распознам зарождение этого таланта, который вскоре развился так пышно в других произведениях Франко. Именно в ней мы встречаем такие остросоциальные проблемы жизни украинского народа, такие типы и такие характеры, которые не появляются ещ на страницах произведений
украинских писателей. Это относится в первую очередь к оригинальному образу легендарного народного атамана карпатских опрышков – Олексы Довбуша, созданного Франко в этой повести. Своими благородными чувствами и стремлениями служить народу и отдать жизнь за его освобождение он, как горный утс, высится над современным ему обществом XVIII века. Писателю удалось дать в двух сценах неповторимый реалистический облик этого человека, обладающего
волей, решимостью, тврдым характером и безграничной любовью к своему угнетнному народу. Вместе с тем он раскрыл непримиримую вражду и ненависть к угнетателям трудящегося крестьянства помещикам и коронованной знати. Рядом с образом Олексы Довбуша, для контраста, писатель нарисовал образ чванливого, гордого воеводы Шепетинского, который превратил сво горное поместье в игрушечное укрепление и без устали хвастался, показывая гостям башни и рвы, залитые водой.
Мой дом моя крепость – чванливо говорил он. Воевода указывал на просвет между синими горами и тут же объяснял, что через эти горные ворота на их родной край нападали венгры, татары, турки и другие враги. Теперь его замок послужит верной опорой и защитой от нашествий любых врагов. Когда он узнат от священника соседской деревни, что вечером на ужин придт Олекса Довбуш, за голову которого правительство обещает тысячу червонцев, Шепетинский немедленно собирает своих слуг, вооружает их и отправляет туда для поимки горозы Карпатского края. Но вс это было хитрой уловкой Довбуша. После отъезда воеводы из замка он зашл со своими молодцами, забрал все драгоценности и казну, а вместе с ней и самое дорогое единственного отпрыска рода Шепетинских малолетнюю внучку Мильцю, которую отдал на воспитание. Это было сделано в отместку за дочь
Довбуша Олесю, уворованную и погубленную воеводой. Уходя, опрышки подожгли замок. Писатель отмечает, что вместе с искрами и пламенем развеялись и сокровенные мечты воеводы защищать Подгорье от нашествия. Внешне Довбуш ничем не походил на грозного бандита, имя которого наводило страх на всех панов и служителей церкви, это вынужден признать встретившийся с ним священник
Исидор Перед ним стоял человек лет около тридцати, с молодым ещ лицом, а ростом он превышал более чем на голову высокого отца Исидора. В чертах его лица, кроме мужественной энергии, добродушной и в тоже время гордой улыбки, свидетельствовавшей о сознании своего превосходства над другими, нельзя было заметить никаких враждебных намерений. Народные мыслители, восставшие под водительством Олексы Довбуша против феодально-крепостнического гнта, всячески облегчали судьбу притесннного крестьянства.
Отобранные у помещиков деньги опрышки раздавали бедным людям, поддерживали их. Второй реалистической картиной повести, в которой выступает Олекса Довбуш, была его встреча с пасечником Семионом, к которому он привз малолетнюю Мильцю на воспитание. В третий раз, уже после гибели Олексы, он появляется в повести не как реальный человек, а как легендарная фантастическая личность.
В обрисовке образа Довбуша Франко мастерски сочетает реальную действительность и романтику, народный герой после смерти продолжает жить в народных легендах, которые Франко широко использует в своей повести. Патетически звучит народно-поэтическое представление о легендарном герое, память о котором продолжает жить в песнях и сказаниях. Наряду с этим в повести Петрии и Довбощуки есть немало реалистических сцен, имеющих автобиографический характер, живо передающих обстановку и обстоятельства последнего года учбы Франко в Драгобычской гимназии. К ним следует отнести сцену прощания Андрея Петрия с товарищами по школе, чтение им стихов, путешествие по горным селам и описание природы с товарищами, отношение к москвофильским и народовским просветительским обществам, в частности к Народному дому, и др. В повести много сцен из жизни беднейшего крестьянства и интелегенции, великолепно,
с многими живописными деталями изображена сельская ярмарка. Большой интерес представляет проблематика этого произведения, которая выходила далеко за рамки существования в то время украинской литературы и бытовавших в Галиции произведений москвофилов и народовцев, чь внимание привлекали князья и вельможи периода Киевской Руси. Впервые на страницах москвофильского студенческого журнала
Друг, где печаталась повесть, были поставлены такие проблемы, как социальное неравенство и классовый антагонизм между бедняками и зажиточными крестьянством, необходимость служения народу и защиты всех угнетнных, права на восстания народных масс против феодально-крепостнического угнетения. К тому же автор вводил в литературу большое количество различных социальных типов и персонажей, начиная от низших слов общества крестьянина-бедняка, вплоть до помещика-воеводы.
Богатство проблематики и содержания, а так же острый занимательный сюжет, в основе которого лежала вражда двух семейств, отличали это ранее произведение Франко от плоских писаний, восхвалявших князей и вельмож древности, или поучений о пользе трезвости, защиты религии и нападок на материалистические основы. Революционные порывы, желание свободы, равенства и братства людей и всех народов мира, которыми пронизано литературное наследие Ивана Франко, роднят его с нашей современностью, делают его имя близким и дорогим всем народам мира. Его литературные традиции продолжают и развивают современные писатели, достойные наследники великого Каменяра. Заключение Изучив предложенную тему, в заключении автор хотел бы отметить, что величайшая сила Франко-художника заключается в том, что он правдиво изобразил подлинное историческое положение крестьянской массы, е подлинные желания и надежды, е силу и слабость.
Не следует, идеализировать Франко, называя его, как делалось в советские времена, великим Каменяром, и приписывая ему исключительную роль отца западноукраинской интеллигенции. Однако подобной, до него, за масштабами деятельности, величиной таланта и популярностью фигуры в Галичине ХХ – начала ХХ века не было. После выхода поэмы Моисей, в которой Франко метафорически, однако достаточно ясно указал на роль творца – неоцененного
пророка в своей Отчизне – обожание Франко галицким крестьянством, студенчеством и интеллигенцией достигло апогея. Своей журналистской и публицистической деятельностью Франко нажил множество врагов, в том числе среди действительно ведущего общественного течения того времени – народников. В то же время литературный гений Франко был высоко оценен представителями всех социальных слов и групп, всех наций, которые населяли Галичину.
Иван Франко никогда не шл на компромиссное решение вопроса и не любовался примитивными формами жизни, как это было свойственно народникам, а, наоборот, критически относился к действительности и призывал читателей к борьбе вслед за своими, нередко крайне угнетнными и несчастными, но свободолюбивыми героями рассказов и повестей. А так же стоит отметить, что именно дух классовой борьбы это та черта творчества Франко, которая присутствует почти в каждом его рассказе, и была тем новым элементом в украинской литературе, который имел международное значение, был ценным вкладом в сокровищницу мировой литературы. Список использованной литературы 1. Басс И. И. Художественная проза Ивана Франко. Москва, 1967. 2. фремов С. О. сторя укранського письменства Кив, 1995. 3. Кононенко П. П. Укранська лтература. Проблеми розвитку Кив, 1994. 4. Спогади про вана Франка
Кив, 1981. 5. Укранська лтература Пдруч. для 7 кл. Н Падалка, К М. Сторчак Кив, 1993.