Социально-культурный сервис и туризм (шпаргалка)

1. Понятие скс. Ее особенности, функции, отраслеваяструктура.
Особенности скс:
1.       Труд работников скс осущ-ся в форме услуг.Эк-сты делят услуги на 2 вида:
–         чистые услуги (непроизв-е, немат-е)
–         мат-е/произв-е услуги
1.1. Мат-е услугисозд-т отрасль мат-го произв-ва – это услуги, направленные на продолжениепроцесса произ-ва в сфере обращения, транспортировки, хранения мат-го продукта,а также услуги по восстановлению кач-й ст-ти продукции мат-го произ-ва (услугиторговли, общ-го питания, тр-та и связи, быт-го и коммунального хоз-ва).
Общественное произ-во:
–         Мат-е произ-во (мат-еблага –товары, мат-е услуги)
–         Немат-е произ-во(немат-е услуги, немат-е блага)
Сфера услуг
1.2.Немат-е услуги – услуги скс, не получающие предметно-осязательную форму. Этоуслуги, действия которых направлены непосредственно на человека/окружающие егоусл-я. Произ-во таких услуг неотделимо от потребления (услуги по реализациитурпутевок, по обслуж-ю т-тов в гост-цах и предпр-ях питания, по организацииконцертных выступлений).
1.3.Сфера услуг – это совок-ть отраслей и видов д-ти, предназначенных дляудовлетворения дух-х и мат-х потребностей нас-я.
1.4.Немат-е блага – это благо, действующее на развитие спос-тей ч-ка, созданные внепроизв-ной сфере:
–         внутренние – блага, данные ч-ку природой(голос,музыкальный слух, спос-ть к наукам)
–         внешние – то, что дает внешний мир дляудовлетворения потр-тей (репутация, дел-е связи, протекция)
2.       Труд работников скс индивидуализирован. Сксимеет дело с индивид-ми запросами людей с их разнообразными вкусами и настроением.Это определяет особые требования к личным кач-вам работников скс. Высокоценится умение и спос-ть работать с людьми.
3.       Скс имеет дело с обслуживанием нас-я, поэтомутерриториальное размещение ее учреждений, предпр-й, орг-ций зависит отдемографических факторов(численность, плотность, состав нас-я и т.д.).
4.       Труд в скс относит-но в меньшей степениподдается механизации и автоматизации. Отрасли этой сферы отличаются повышеннойтрудоемкостью.
5.       Услуги явл-ся предметами потребления, однакоуслуги нельзя накапливать, услуга м.б. потреблена лишь в момент произ-ва.
6.       В скс природный фактор не играет огромногозначения как в мат-м произ-ве.
7.       Труд работников скс непроизводительный, т.к.этот труд не участвует в создании мат-го блага.
8.       Основные работники – это спец-ты со средним ивысшим образованием, большая часть из которых женщины.
9.       Однородность структуры потребляемых затрат.Удельный вес мат-х затрат очень низкий: в театре –13%, в цирке – 17%, в парках– 20%, в концертных организациях – 3,5%, в пром-ти – 83%, в строит-ве – 65%.
Классификация отраслей скс:
В соответствии свыполняемыми функциями все отрасли скс и т-ма классиф-ся на 3 большие группы:
a)       Отрасли, обеспечивающие процесс воспроиз-вамат-х и немат-х благ:
–         жил-но-комунальное хоз-во
–         наука
b)      Отрасли направленные на развитие спос-тейч-ка, поддержание его здоровья, удовлетворение его культурных и дух-хпотребностей:
–         бытовое обслуж-е
–         пассажирский тр-т
–         связь по обслуж-ю нас-я
–         здравоохранение
–         соц-е обеспеч-е
–         т-м
–         культура и искусство
c)       Отрасли, удовлетворяющие потр-ти общ-ва вцелом:
–         упр-е и планир-е нар-го хоз-ва
–         отрасли, обеспечивающие без-ть гос-ва
–         обеспечение охраны соб-ти
Отраслевая структура скс:
Отраслькультуры – идейное и нравственное состояние общ-ва,определяемое мат-ми условиями жизни общ-ва и выражаемое в его быте, идеалогии,образовании, воспитании, в достижениях науки, искусства, лит-ры (кино, театр,музей, библиотека, выставки, конц-е залы, клубы и т.д.).
Функции отрасли культуры:
1.         Сохранение ист-х и нац-х памятников культуры.
2.         Приобщение людей к творениям культуры.
3.         Воспитание культурного ч-ка.
4.         Пополнение копилки культурных достижений вобл. лит-ры, искусства, худ-го творчества, музыки, живописи и скульптуры.
5.         Проведение исследования в обл. культуры.
6.         Дух-е обогащение ч-ка.
Отрасль образования – занята всеми формамиобучения в самых разнообразных уч-х заведениях (школы, дошкольные учр-я,гимназии, колледжи, училища, техникумы, ВУЗы, исслед-е учр-я в обл.педагогики).
Функции отрасли образ-я:
1.       Удовлетворение потребностей людей в знаниях.
2.       Осущ-е подготовки и переподготовки к работе итруду.
3.       Спос-ть приобретению спец-ти и овладениюпрофессией.
4.       Воспитание ч-ка.
Здравоохранение – системагос-х и общ-х мероприятий по охране здоровья, предупреждению и лечению болезнейи продолжению жизни ч-ка (поликлиники, больницы, амбулатории, пункты скоройпомощи профилактории, род-е дома, здравпункты, диспансеры и т.д.).
Функции:
1.       Забота о поддержании здоровья людей.
2.       Проведение профилактики и лечение болезней.
3.       Оказание мед. помощи.
4.       Обеспечение людей лекарственными ср-вами.
5.       Восстановление потерянного здоровья.
Котрасли здравоохранения тесно примыкает физ-ра и спорт в той части, в которойони решают задачу укрепления здоровья, утверждения здорового образа жизнилюдей.
Отрасль бытового обслуж-я – по оказанию непроиз-х ипроиз-х услуг (бани, фотосалоны, прачечные, химчистки, шиномонтаж, СТО,мастерские, парикмахерские, услуги по уходу за детьми).
ЖКХ – отрасль, которая поддерживаетжил-но-коммунальное хоз-во в рабочем состоянии: дома, лифты, водоснабжение.Канализацию, теплоснабжение и др. жил-ю инфраструктуру.
Соц-е обеспеч-е (соц-я защита) – удовлетворяетпотребности ряда категорий нас-я в фин-х рес-сах и источников сущ-я, вособенности не имеющих стабильных доходов (соц-е страхование, предоставлениемат-х благ).
Наука – сфера чел-й д-ти, функция которой состоит ввыработке и теоретической систематизации объективных знаний и действительности(прикладная, фундаментальная).

2. Экономические основытуристской деятельности.
Сущность любого явленияотражается в его определении. Сложность такого социально – экономическогоявления, как туризм, характеризуется наличием большого кол–ва определений,которые постоянно дорабатываются и совершенствуются.
В 1954 году ООН было принятоследующее определение туризма
Туризм – это активный отдых,влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный запределами постоянного места жительства.
В 1993 г. стат комиссия ООН
Туризм – это деятельностьлиц, которые путешествуют и осуществляют пребывания в местах, находящихся запределами их обычной среды в течении периода не превышающего 1 года подряд сцелью отдыха, деловыми и прочими целями.
В законе «Об основах тур.Деят-ти» туризм – это временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранныхграждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных,познавательных, профессионально – деловых, спортивных, религиозных и иных целяхбез занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.
С экономической точки зрения,туризм – это производство и реализация тур услуг и товаров различнымиорганизациями, располагающими туристскими ресурсами.
Туризм — категорияэкономическая, потому, что государство, принимая туриста, продает ему местныеуслуги, создает рабочие места для своих граждан, получает огромные доходы от ввозавалюты. Во многих странах туризм является наиболее прибыльным видомэкономической деятельности.
Рассматривая отраслевойаспект туризма необходимо отметить, что в России, согласно действующейклассификации отраслей народного хозяйства, туризм в качестве самостоятельногоструктурного подразделения не выделяется.
Т–м включается в состав такихотраслей, как здравоохранение, физ–ра, соц. обес-е. Этим подчеркивается важнаяроль активного отдыха в укреплении здоровья населения, утверждения здоровогообраза жизни.
На современном этапе развитияпроизводственных многие экономисты (Костюкова, Иванова) говорят о трансформациит–ма в самостоятельную отрасль сферы услуг, которая оказывает влияние на работупп торговли, связи, коммунальных служб, учреждений культуры, здравоохранения идр.
Основные признаки туризма,как самостоятельной отрасли:
1.       Специализированная МТБ
2.       Специфические природно–антропогенные рес-сы
3.       Уникальность производимых услуг и технологии обслуживания
4.       Формирующаяся, новая система управлений
5.       Высокая общественная значимость, в т.ч. экономическая, социальная,политическая.
 Как отрасль мирового хозяйства т-м начался с1988 года. Занимает 1 место по обороту услуг, 2 место по валютным поступлениям,уступив первое место нефтепереработки.
Функции туризма:
1.       Способствует восстановлению сил и трудоспособности человека исоответственно психо – физиологических ресурсов общества
2.       Способствует рациональному использованию свободного времени людей
3.       Способствует увеличению занятости и повышению жизненного уровняместного населения.
4.       Туризм обогащает социально – экономическую инфраструктуру имежрегиональное сотрудничество стран, гос – в, народов.
Социальная сущность т–ма:
1.       Организация досуга населения
2.       Сглаживание различий и предупреждение конфликтов в обществе
3.       Формирование новых связей му отдельными людьми и группами
4.       Образование и повышение культурного уровня населения
5.       Распространение культурных ценностей.
Социальный эффект от туризма выражается врационализации свободного времени населения, расширение духовных и физическихспособностей населения.
С экономической т. з. Т-м оказываетположительное влияние на другие отрасли народного хозяйства, стимулируетэкономическое развитие территории, увеличивает занятость местного населения.Т-м является самым экологически чистым видом природопользования.

3. Коммерческиеи некоммерческие организации скс.
Предпринимательская деятельность в Россиирегулируется ГК РФ, отдельными законами и подзаконными нормативными актами.
Основными субъектами на туррынке,осуществляющими производство и реализацию услуг, выступают отдельныепредприниматели – физические лица и предприятия – юридические лица.
Согласно статье 23 ГК РФ гражданин вправезаниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лицас момента государственной регистрации в качестве индивидуальногопредпринимателя.
Юридическим лицом признается организация,которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управленииобособленное имущество и отвечает по всем своим обязательствам этим имуществом,может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личныенеимущественные права, нести обязанности и т.д.
Юридическими могут быть организации,преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности(коммерческие), либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и нераспределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческиеорганизации).
Индивидуальным предпринимательством называютбизнес, владельцем которого является 1 человек.
Особенностью его является то, здесь непроводится различия между капиталом (т.е. имуществом, которое приносит доход) иимуществом, используемым предпринимателем для личных нужд.
«+»
¨       Каждый собственник владеет своей прибылью, может сам производить любыеизменения
¨       Предприниматель платит только подоходный налог и освобожден от уплатыналога на прибыль.
«-»
¨       Неограниченная ответственность
¨       Нехватка финансовых средств
Товарищество(партнерство) – эта форма предпринимательской деятельности основана наобъединении имущества разных собственников
«+»
¨       Легко организовать, привлечь доп. Ср-ва, новые идеи, финансовый капиталбольший по сравнению с индивид-м предпринимательством
¨       Возможность специализации в управлении
«-»
¨       Неограниченная, солидарная отв-ть
¨       Финансовый капитал предприятия ограничен
¨       Возможность конфликта при несовпадении интересов партнера
¨       Сложность в определении доли каждого партнера в доходах или убыткефирмы
Полнаянеограниченная ответственность – участники тов – ва отвечают по всемобязательствам, возникающим в связи с его функционированием всем своимимуществом, независимо от его включения в капитал тов-ва.
Солидарнаяотв-ть – имущественные претензии м.б предъявлены к любому из участников тов-вапо выбору клиента в полном объеме
Полное тов-во – образуется наоснове договора между его участниками о совместной предпринимательскойдеятельности, предусматривающего их взаимные обязательства и распределениедоходов при условии полной  и солидарнойотв-ти.
Смешанное(коммандитное) товар-во – объединяет часть своих участников на принципе полной(неограниченной) отв-ти (действительные члены) и часть на принципе ограниченнойотв-ти (члены-вкладчики), т.е. имущественная ответственность распространяетсятолько на вклад, внесенный участником в капитал тов-ва. При этом правоголосовать имеют только действительные члены тов-ва.
Тов-вос ограниченной ответственностью – в таком тов-ве имущественная ответственностьограничивается лишь капиталом товарищества, каждый его участник рискует лишьпереданным тов-ву капиталом.
АО –совокупность лиц, объединенных для совместной предпринимательской деятельности.
«+»
¨       Неограниченные возможности привлечения денежного капитала, путемпродажи акций и облигаций
¨       Привлечение проф. Специалистов для выполнения управленческих функций
¨       Стабильность функционирования корпораций, т.к. в убытии из об-вакакого-либо из акционеров не влечет за собой закрытия фирмы.
«-»
¨       Двойное налогообложение
¨       Благоприятные возможности для экономических злоупотреблений.
¨       Разделение функций собственности и контроля.
4. МТБ скс и т-ма.
Для осуществления своей деятельноституристские хозяйствующие субъекты должны располагать разнообразными средствамитруда.
МТБт-ма – совокупность средств труда, функционирующих в т–ме.
МТБ– это совокупность материальных вещественных элементов производительных силобщества.
МТБ т-ма включает сеть туристских сооружений(здания), их технического оснащения (оборудования, инструмент), транспортныеср-ва и другие основные фонды.
В состав МТБ т-ма входят: туристская фирма(туроператор и турагент), гостиницы, турбазы, пп питания, торговли,автотранспортные предприятия, пункты проката туристского снаряжения иинвентаря, бюро реализации тур путевок и т.п.
Классификация МТБ
Сущ–ет3 классификации
1 – аяпо экономическим элементам:
МТБ:
–         основные фонды
–         оборотные произ-е фонды
2 –аяпо видам собственности:
1.       Собственность турфирмы
2.       Арендованные у хозяйствующего субъекта (аренда мест в муниципальныхгостиницах)
3.       Арендованные у граждан (у физ. лиц) (квартиры, комнаты)
3 – яПо видам предоставляемыхуслуг:
1.       ПП, предоставляющие весь комплекс услуг
2.       ПП, предназначенные для
¨       Организации поездок,
¨       Размещение, проживание, ночлег
¨       Транспортное обслуживание
¨       Культурного обслуживания
¨       Экскурсионного обслуживания
Оборотные производственныефонды – это фонды, которые обслуживают один цикл пр–ва, и полностьюпотребляются в течении этого цикла.
ОПФ состоят из 3-х элементов:
1.       Предметы труда (сырье, материалы, топливо)
2.       Незавершенная продукция (полуфабрикаты собственного пр-ва, расходыбудущих периодов (это расходы, произведенные в текущем периоде, но подлежащие списаниюна пр-во в течении след-х отчетных периодов))
3.       Малоценные и быстро изнашиваемые ср-ва труда и инструменты, стоимостьюне более 100 минимальных р–ров оплаты труда за единицу, или сроком службы до 1года.
 Основные фонды — это основные ср-ва, необходимыедля осущ–я производственной деятельности срок амортизации которых превышает 1год.
ОФ делятся на производственные инепроизводственные
Производственные: машины, оборудования,сооружения, платины, каналы, мосты, дороги.
Непроизводственные:жилые дома, сады, школы, бани, прачечные…
ОФпроизводственные– это совокупность ср-в труда, служащих более 1 производственногоцикла и постоянно переносящих свою стоимость на создаваемый продукт.
По целевому назначению ОФ делятся на 8 групп:
1.         Здания, лаборатории, сады
2.         Сооружения (платины, каналы, причалы, мосты)
3.         Передаточные устройства (ЛЭП, трубопроводы)
4.         Силовые машины и оборудования (паровые двигатели, турбины,электродвигатели, двигатели внутреннего сгорания)
5.         Рабочие машины и оборудования (вычислит. техника)
6.         Измерительные и регулирующие приборы (кассовый аппарат, термометр)
7.         Транспортные ср-ва (жд, автомобили, суда)
Прочие основные фонды (инструменты, которые служат более 1 года)
5. Трудовые рес-сы скс. Система обеспеч-я кадрами в турбизнесе.
Динамикарабочих мест, количество которых растет и сокращается наиболее быстрымитемпами:
–         Сиделка (помощь на дому) – 92%
–         Компьютерщики – 79%
–         Помощь по дому – 77%
–         Мед вспомогательный персонал – 74%
–         Работники сферы соц-х услуг – 71%
–         Рентгенологи – 70%
–         Психологи – 64%
–         Агенты турфирм – 52%
–         Бортпроводники – 59%
–         Аналитики по упр-ю – 52%
–         Работники по уходу за детьми – 49%
–         Няни в частных домах –40%
–         Спец-т по ремонту телеоборуд-я –30%
–         Уборщики и обсл-й персонал в частных домах–25%
–         Телефонистки –23%
–         Наладчики швейных машин –20%
Хар-р труда работников скс:
1.       Труд работников скс осущ-ся в форме услуг.Эк-сты делят услуги на 2 вида:
–         чистые услуги (непроизв-е, немат-е)
–         мат-е/произв-е услуги
1.1. Мат-е услугисозд-т отрасль мат-го произв-ва – это услуги, направленные на продолжениепроцесса произ-ва в сфере обращения, транспортировки, хранения мат-го продукта,а также услуги по восстановлению кач-й ст-ти продукции мат-го произ-ва (услугиторговли, общ-го питания, тр-та и связи, быт-го и коммунального хоз-ва).
1.2. Немат-е услуги – услуги скс, не получающиепредметно-осязательную форму. Это услуги, действия которых направленынепосредственно на человека/окружающие его усл-я. Произ-во таких услугнеотделимо от потребления (услуги по реализации турпутевок, по обслуж-ю т-тов вгост-цах и предпр-ях питания, по организации концертных выступлений).
2.       Труд работников скс индивидуализирован. Сксимеет дело с индивид-ми запросами людей с их разнообразными вкусами инастроением. Это определяет особые требования к личным кач-вам работников скс.Высоко ценится умение и спос-ть работать с людьми.
3.       Труд в скс относит-но в меньшей степениподдается механизации и автоматизации. Отрасли этой сферы отличаются повышеннойтрудоемкостью.
4.       Труд работников скс непроизводительный, т.к.этот труд не участвует в создании мат-го блага.
5.       Основные работники – это спец-ты со средним ивысшим образованием, большая часть из которых женщины.
Требования к персоналу:
–         знание основ предпр-ва
–         высокая коммуникативная культура
–         навыки пользования комп-ом
–         высшее образ-е
–         знание как минимум 2х языков и т.д.
Формы и системы оплаты труда:
1.       Сдельная– применяетсятам, где рез-ты труда поддаются точному учету, а индивид-я ЗП рабочего нах-ся впрямой зав-ти от рез-тов труда, кол-ва и кач-ва выпускаемой продукции.
2.       Повременная–использ-ся для оплаты труда ИТР, служащих, адм-ции малого предпр-я.

8. Государственное регулирование тур отрасли в РФ.
В России федеральным органом исполнительной власти, осуществляющимгосударственное управление, межотраслевую и межрегиональную координацию в сферет-ма, реализацию гос. политики в области сохранения и развития курортногокомплекса, является Государственный комитет РФ по физ–й кул-ре и туризму (ГКФТРоссии), который таким образом является национальной туристской администрацией(по терминологии ВТО).
Принцип гос. регулирования тур. деят-ти закл-ся в том, что гос-во,признавая тур. деят-ть одной из приоритетных отраслей экономики России,содействует развитию туристской деятельности и создает благоприятные условиядля ее функционирования, определяет и поддерживает приоритетные направления,формирует образ России как страны, благоприятной для туризма, и рекламирует егона международном уровне, а также осуществляет поддержку и защиту российскихтуристов, туроператоров и турагентов.
ВТО в своих резолюциях и решениях подчеркивает роль гос-ва восуществлении права каждого человека на отдых и досуг.
Ответственность государства за развитие т-ма изложена в
¨       «Манильской декларации по мировому т-му»
¨       в д-те «Акапулько»
¨       Гаагской декларации по туризму
При этом, основными целями гос. регул-я тур. деят-ти в РФ, согласнозакону «Об основах турдеят-ти в РФ » являются:
¨      обеспечение прав граждан наотдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий
¨       охрана окружающей природной среды
¨       развитие тур. индустрии, создание новых рабочих мест, увеличениедоходов гос-ва и граждан России, развитие международных контактов
А также:
¨       создание условий для деятельности, направленной на воспитание,образование, оздоровление туристов
¨       сохранение объектов тур. Показа, рациональное использование природногои культурного потенциала страны, тур. Ресурсов.
Приоритетными направлениями гос. Регулирования признаются поддержка иразвитие внутреннего и въездного туризма (путешествия граждан России ииностранных граждан в пределах РФ), а также социального и самодеятельноготуризма.
Одной из главных задач гос. Регул-я в сфере т-ма является созданиеединой методической и правовой основы федеральной системы лицензирования,сертификации тур-х. и гост-х услуг, предоставляемых в РФ в соответствии спринятыми международными нормами и правилами, а так же контроль за еефункционированием.
Гос. Рег. Турдеятельности осуществляется следующим образом:
¨       создание нормативных и правовых актов, направленных на упорядочение исовершенствование отношений в сфере тур.индустрии
¨       содействие в продвижении турпродукта на внутреннем и мировом туристскомрынке
¨       лицензирование, стандартизация в тур индустрии, сертификациятур.продукта
¨       прямые бюджетные ассигнования на разработку и реализацию федеральныхцелевых программ развития т-ма
¨       защита прав и интересов т-в, обес-е их безопасности
¨        налоговое и таможенноерегулирование
¨       предоставление льготных кредитов, установления налоговых и таможенныхльгот туроператорам и турагентам, занимающимся турдет-ю на территории РФ

9. Нормативно – правовое обеспечение скс и т-ма.
Специфика туристского бизнеса заключается в комплектации турпродукта изразличных сервисов: транспорта, питания, размещения, консульских служб и т.п.Отсюда большое кол-во правовых и нормативных док-тов, регулирующих тур.деят-ть.
Субъектами правового отношения в т-меявляются:
¨       тур пп
¨       турист (клиент, потребитель туристско-экскурсионных услуг)
¨       организации, взаимодействующие с тур. пп (транспортные, гостиничные)
Источник правовогорегулирования тур деятельности – это нормативно – правовые акты, содержащиенормы, которые регулируют тур-е отношения.
В настоящее время помимо национальных законодательных актов принятоболее 500 международных нормативно-правовых актов.
Основными источниками являются международные и национальныенормативно-правовые акты. Международные::
¨         межправительственные соглашения и договоры
¨         конвенции
¨         рекомендации ВТО (с 1975)
¨         рекомендации ВОЗ при ООН
например: 1985 г. – одобрена генеральнойассамблеей ООН «Хартия т-ма»
1994 – в Осака на всемирной конференции пот-му принята декларация по туризму. В декларации признано, что международныйт-м несет на себе ответственность за сохранение планеты в целом и за будущеепоколение. Рассмотрены вопросы: защиты окружающей среды и т.д.
межправительственныесоглашения.
Приняты правительствами стран участников СНГ вг. Ашхабаде в 1993 году – Ашхабадскоесоглашение. Определены задачи т-ма, указываются выгоды от развития т-ма наосновах равноправия. Укрепление межнациональных связей.
Развитие тур отрасли в РФ основывается нанациональном законодательстве: Гражданским,трудовым, административным, международным, уголовным, и другими отраслямитуристского права.
В действующей системе права принятынормативные акты, посвященные решению проблем т-ма: