Социально-педагогическая диагностика класса среднего звена

Содержание
Введение
1. Индивидуальный план работы на период практики
2. Краткий социальный паспорт школы
3. Социально-педагогическая характеристика класса
4. Социально-педагогическая характеристика трудного подростка
5. Акт обследования семьи трудного подростка
6. Описание работы школы по профилактике правонарушений учащихся
7. Схема, отражающая функциональную деятельность социальног педагога
8. Сценарий психокоррекционной игры №1 «группа — я — группа»
9. Сценарий психокоррекционного занятия № 2
10. Сценарий психокоррекционного занятия № 3
Заключение
Введение
Преддипломная практика является одним из этапов профессионально — педагогической подготовки. Цель практики заключается в подготовке к целостному выполнению функций социального педагога. На предстоящей практике необходимо выполнить следующие задачи:
1) закрепление и углубление знаний, полученных в процессе теоретического обучения по общепрофессиональным и специальным дисциплинам;
2) обеспечение связи теоретического и практического обучения, совершенствование умений и навыков.
В ходе преддипломной практики необходимо закрепить следующие профессиональные умения:
диагностические (поиск и отбор информации);
проектировочные (постановка целей и задач);
конструктивные (подбор методов и средств для работы);
организаторские (создание условий для целенаправленного изменения личности);
коммуникативные (умение находить контакт с учащимися, с педагогическим персоналом);
оценочные (критический анализ действий субъектов педагогического процесса);
рефлексивные (самоанализ собственной личности, деятельности и общения).
Также на предстоящей практике необходимо провести социально-педагогическую диагностику одного из классов среднего звена, определить цели и задачи в работе с ним, провести социально — педагогическую диагностику трудного подростка, изучить работу школы по профилактике правонарушений среди учащихся среднего звена, а также провести не менее двух психокоррекционных занятий.
1. Индивидуальный план работы на период практики

Проделанная работа
Дата проведения

Поведение классного часа во 2 «А» классе
21.04

Экскурсия в детскую библиотеку имени И.М. Бобровского, консультация в социально — правовом центре библиотеки
25.04

Составление табелей успеваемости детей «группы риска»
24.04

Подготовка к психокоррекционному занятию № 1 «Я — группа — я»
25.04 — 29.04

Помощь в проведении классного часа во 2 «А» классе «умей сказать нет»
28.04

Рейд по семьям детей «группы риска»
28.04

Рейд по семьям, находящиеся в социально опасном положении
28.04; 4.05

Проведение психокоррекционного занятия № 1 «Я — группа — я» в классе компенсирующего обучения — 4 «В»
2.05

Подготовка и помощь в проведении «Интеллект — шоу»
2.05

Подготовка к проведению психокоррекционного занятия №2
2.05 — 15.05

Проведение психокоррекционного занятия № 1 «Я — группа — я» в 5 «А» классе
5.05

Изучение и составление акта обследования жилищно-бытовых условий семьи трудного подростка
5.05

Подготовка к «Интеллект — шоу» на тему «В гостях у царицы Флоры»
6.05 — 16.05

Экскурсия в опорный пункт Ленинского района
10.05

Экскурсия в вечернюю школу № 12
12.05

Проведение психокоррекционного занятия № 2
16.05

Ознакомление и изучение работы по профилактике правонарушений среди учащихся среднего звена
16.05

Проведение «Интеллект — шоу» на тему «В гостях у царицы Флоры»
17.05

Помощь 5 «А» классу в подготовке к школьному мероприятию
17.05 — 20.05

Подготовка психокоррекционного занятия № 3
18.05 — 19.05

Помощь в проведении урока труда в классе компенсирующего обучения — 4 «В»
19.05

Проведение психокоррекционного занятия № 3
20.05

Подготовка к классному часу среди четвертых классов «Суд над папиросой»
19.05 — 22.05

Подготовка к заключительному классному часу в 5 «А» классе
20.05 — 22.05

Составление схемы деятельности школьного социального педагога
22.05

Проведение классного часа «Суд над папиросой»
23.05

Ознакомление и изучение конструктивных видов деятельности социального педагога
23.05

Ознакомление со спецификой образовательного учреждения
На протяжении всей практики

Изучение документации социального педагога
На протяжении всей практики

Работа с классным руководителем 5 «А» класса
На протяжении всей практики

Исследование и изучение класса
На протяжении всей практики

Исследование и изучение трудного подростка
На протяжении всей практики

Ведение дневника
На протяжении всей практики
2. Краткий социальный паспорт школы
Количество классов в школе № 48 — 27. Из них:
1 — 4 классы — 11;
5 — 9 классы — 11;–PAGE_BREAK–
10 — 11 классы — 5.
Из всех учащихся в школе:
дети — инвалиды — 8;
обучающиеся на дому — 3;
на учете в ПДН — 8;
с других микроучастков — 109;
на внутришкольном учете — 27;
повторно обучающиеся — 1;
систематически пропускающие занятия — нет.
Общее количество семей в школе № 48 — 585, из них:
малообеспеченные — 63;
многодетные — 11;
сироты — нет;
опекаемые — 14;
вынужденные переселенцы — нет;
неполные семьи — 209;
полные семьи — 376;
семьи, находящиеся в социально опасном положении — 23.
Из неполных семей:
одна мать — 201;
один отец — 8.
Условия проживания семьи:
живут в квартире — 346;
живут в общежитии — 234;
живут в частном секторе — 5.
Сфера деятельности родителей:
ИТР — 101;
бюджетники — 152;
рабочие — 295;
ЧП — 63;
не работают — 47;
домохозяйки — 9.
Уровень образования родителей:
высшее — 201;
неполное высшее, среднее специальное, среднее техническое, среднее — 469;
ниже среднего — 15.
3. Социально-педагогическая характеристика класса
Цель:
попытаться создать благоприятные психолого-педагогические условия и атмосферу доверия и дружелюбия в классе.
Задачи:
а) познакомиться с психологической атмосферой в классе;
б) исследовать характер межличностных отношений в классе;
в) выявление лидеров, отвергаемых и изолированных, посредством проведения различных методик.
В 5 «А» классе обучается 20 человек, 13 из них мальчики, остальные девочки. Средний возраст приходится на 12 лет (есть дети, которым исполнилось 13, а есть, которым еще нет 12). В классе 7 неполных семей (нет отца), сирот, опекаемых нет. По мнению психолога в данном классе имеется 4 учащихся, которые относятся к «группе риска».
В классе имеются отличники (1 человек), хорошисты (до 10 человек), троечники (9 человек). Причиной такой неуспеваемости может быть недисциплинированность всего класса, неосознание того, что они уже не в начальной школе. Средний балл успеваемости составляет 3,55.
Дисциплина в классе оценивается как «неуд». На всех уроках очень сложно установить дисциплину. Малейший шорох отвлекает всех ребят. Жесткие меры принуждения не действуют. Хуже всего учащиеся ведут себя на уроках музыки. На переменах учащиеся этого класса ведут себя еще более активней, чем на уроках. Бегают, кричат, даже могут игриво драться. На уроках без разрешения могут разговаривать, ходить по классу, выяснять отношения.
Внутриколлективные отношения в данном классе как и в обычных коллективах. Имеются, как и претенденты в лидеры, так и изгои. В классе существует микрогруппа, которая образует по сути дела костяк класса, его центр. Все остальные учащиеся находятся вокруг этой микрогруппы, но в состав ее не входят. Эту группу составляют мальчики — хорошисты. Они очень ответственные, выполняют все общественные дела. Изгоями в классе являются: мальчик, который был переведен из параллельного класса, и две девочки — с ними вовсе никто не общается, даже остальные девочки. Взаимоотношения в классе нормальные. Между мальчиками конфликтных отношений нет, но между девочками и мальчиками иногда вспыхивают ссоры, доходящие до драк. Актив класса не сформирован, о своих обязанностях ребята ничего не знают. Практически всю работу за них выполняет классный руководитель.
Практически всем учащимся нравится в свободное время слушать музыку, смотреть телевизор, играть в школе, общаться с друзьями. Несколько учащихся вовсе ничем не увлекаются. В классе один учащийся серьезно увлекается танцами и уже достиг профессиональных результатов. Где — то человек 5 — 6 посещают кружки. Для всех ребят школа представляется вторым домом и местом, куда хочется идти.
У многих учащихся родители стоят на одном месте с родителями. Но более доверительные отношения у ребят все же с родителями. Для многих ребят главными ценностями в жизни являются здоровье, хорошая учеба и власть над другими.
В заключении можно сказать: группа (класс) находится на II стадии формирования, где уже имеется ядро, из которого потом следует сделать мощнейший центр класса.
Характеристика составлена на основе проводимых в классе исследований.
4. Социально-педагогическая характеристика трудного подростка
Ларионова Юлия Владимировна 2.09. 1993 года рождения, ученица школы № 48 5 «А» класса.
Состояние здоровья считается удовлетворительным, Юлия имеет II группу здоровья. Развитие происходит в соответствии с возрастом. Патологические влечения отсутствуют. Юлия не курит, не употребляет спиртных напитков.
В семье учащегося крайне неблагоприятная обстановка. Мать и дедушка злоупотребляют спиртными напитками. Вследствие этого в семье часто возникают конфликты. Семья учащегося является неполной. Воспитанием Юлии занимается бабушка. Мать работает продавцом в павильоне. С Юлией в квартире проживают дедушка, бабушка, дядя и мать. Воспитание в семье носит попустительский характер. Юля часто манипулирует своими родными в своих целях.
Контроль за выполнением домашнего задания происходит время от времени. Успеваемость учащегося удовлетворительное (стабильно учится на 3 и 4). К обучению Юлия подходит несерьезно. Считает, что это учителя виноваты в ее неуспеваемости. В классе Юлия является принятым. В классе общается со всеми, но больше всего с отличницей. Также хорошо общается с хорошисткой. Стиль общения с окружающими более похож на доминантный. Но это, скорее, защитная реакция.
Отношение к труду в школе можно оценить на 2 балла. Также можно оценить отношение к физическому труду, трудовым и общественным поручениям в классе, общественному имуществу.
К своему личному имуществу относится бережно, добросовестно выполняет все дела по дому.
Конкретных интересов у учащихся нет. Нравится вид спорта — плавание, раньше посещала бассейн. Читать не любит и не увлекается. Читает по принуждению то, что проходят по курсу на уроках литературы.
Периодически Юлия гуляет на улице, характер влияние улицы, соответственно, отрицательный.
По словам Юлии, ей в себе все нравится, и менять в себе она ничего не собирается. Ко всем попыткам заставить, что — либо сделать, она относится — агрессивно, начинает повышать голос, огрызаться с учителями. Юлия живет в своем выдуманном мире, постоянно врет, преувеличивает, когда рассказывает о своей семье, пытаясь выглядеть лучше.
Правонарушения Юлия не совершала, на учете в ПДН не стоит.
5. Акт обследования семьи трудного подростка
Акт обследования жилищно-бытовых условий семьи учащегося школы №48 5 «А» класса Ларионовой Юлии.
Мы, ниже подписавшиеся, обследовали жилищно-бытовые условия по адресу проспект Ленинградский дом № 7 квартира № 30. Семья, проживает в двухкомнатной квартире (хрущевка). Состояние квартиры удовлетворительное. Обстановка в квартире небогатая, мебель старая, но все необходимое для жизнедеятельности имеется. Не особо уютно, но чистота и порядок. У Юлии есть все необходимое: отдельная кровать, письменный стол, книжные полки. Семья обеспечена полноценным питанием, овощи и ягоды выращивают на собственном приусадебном участке. Семья состоит из пяти человек:
1) Ларионова Ю.В., 1993 г. р.;
2) мама: Ларионова Н.В., 1970 г. р., образование среднее, работает продавцом в павильоне;
3) бабушка: Мультюкова Ф.Н., 1949 г. р., образование среднее техническое;
4) дедушка: Мультюков В.Г., 1947 г. р., образование среднее техническое, не работает;
5) дядя: Мультюков А.В., 1985 г. р., образование среднее техническое; временно не работает.
Материальные условия семьи удовлетворительные. Среднедушевой доход семьи составляет 2500 рублей.
Особые дополнения:
1) взаимоотношения в семьи конфликтные, преобладает попустительский стиль воспитания, Юлия манипулирует в зависимости от своей выгоды разными членами семьи;
2) мама, дедушка и дядя злоупотребляют спиртными напитками;
3) мама и дядя время от времени могут подолгу не проживать дома, находясь у своих близких и знакомых и ведя аморальный образ жизни.
6. Описание работы школы по профилактике правонарушений учащихся
Классный руководитель:
изучает социальную карту класса;
определяет в классе учащихся «группы риска»;
определяет семьи «группы риска» (зависимые от ПАВ, малообеспеченные, многодетные, социально опасные семьи, асоциальные семьи);
составляет банк данных;
проводит воспитательные беседы, классные часы, мероприятия, родительские лектории, консультации по воспитанию, рейды;
личный пример;
связь с другими специалистами школы;
участие в советах профилактики.
Школьный психолог:
организует сбор данных о детях и семьях, нуждающихся в психологической помощи и поддержке, составляет банк данных;
проводит коррекционные занятия, тренинги, психологические курсы (в школе № 48 в начальных классах «Психологическая азбука», сказкотерапия, песочная терапия);
личный пример;
индивидуальное консультирование, беседы;
составляет индивидуальный план выхода из кризисных ситуаций.
Инспектор ПДН:
составляет банк данных, ведет картотеки;
лекции, беседы, лектории, нетрадиционные мероприятия по профилактике правонарушений;
наблюдение и сбор информации о правонарушениях, о пограничных ситуациях;
рейды;
работа с семьями «группы риска»;
составляет индивидуальные планы по исправлению проблем семьи или ребенка;
организация наказания учащихся, совершающих правонарушения;
ведение профилактического учета;
личный пример;
участие в советах профилактики.
Школьная библиотека:
организация и расширение поля добра, красоты и справедливости.
Школьный организатор:
вовлечение учащихся «группы риска» в активную творческую деятельность;
помощь в организации досуговой деятельности;
расширение поля веселья и радости.
Заместитель директора по учебной работе:
контроль за успеваемостью учащихся;
контроль за соблюдением норм ведения уроков;
индивидуальные и групповые беседы с учащимися «группы риска» и их родителями;
участие в советах профилактики и больших педсоветах.
Заместитель директора по научной работе:
расширение поля знаний, демонстрация значимости наук, показ знаний с привлекательной стороны.
Заместитель директора по воспитательной работе:
координирование деятельности классных руководителей, социального педагога, организатора, психолога по вопросам занятости учащихся и профилактике правонарушений.
Социальный педагог:    продолжение
–PAGE_BREAK–
составление банка данных;
изучает социум школы и микрорайона;
налаживает социокультурные связи;
проводит сбор информации по детям и семьям «группы риска»;
проводит тренинговые и коррекционные занятия;
организует клубы для учащихся «группы риска» («Интеллект — шоу», социс, занятия по человековедению);
организует экскурсии, поездки, выезды на турбазу для учащихся «группы риска»;
организует мероприятия по профилактике СПИДа, наркомании, токсикомании, табакокурения, употребления алкоголя, ведение праздного образа жизни;
помогает в профессиональном самоопределении учащихся;
ведет контроль за организацией всеобуча в микрорайоне, за успеваемостью и посещаемостью детьми «группы риска»;
контроль за организацией досуговой деятельности детей «группы риска» даже в каникулярное время;
разработка и составление индивидуальных планов по выходу из кризисной ситуации, организация взаимодействия между необходимыми службами и структурами для помощи учащимся и их семьям;
контроль за соблюдение прав личности ребенка, помощь в защите его прав;
составление индивидуальных планов реабилитации ребенка и привлечение к реализации этого плана различных субъектов воспитания;
посещение советов профилактик, КДН;
присутствие и участие при допросах, очные ставки, представительство в суде;
проведение различных акций и операций («Помоги собраться в школу», «Подарок младшего друга», поздравительная открытка, «Тепло наших сердец»);
оформление социально — правового стенда;
проведение круглых столов, семинаров, конференций;
проведение исследовательской работы по изучению причин непосещаемости, неуспеваемости, агрессивности, девиантного поведения;
пропаганда здорового образа жизни, занятости, соблюдение прав и обязанностей;
личный пример.
7. Схема, отражающая функциональную деятельность социальног педагога
Этапы
Задачи
Направления
Деятельность социального педагога
1. Ориентировочный
1. Формулирование запроса совместно с администрацией;
2. выяснение запроса, определение приоритетных направлений работы, службы и совместных целей и задач, формулирование проблем;
3. изучение медицинской, педагогической, социально-психологической и иной документации, сбор анамнестических данных об обучающихся;
Аналитико-диагностическое
— Изучение анализа работы школы за прошедший учебный год (июнь);
представление анализа своей работы за год для ознакомления администрации школы (конец мая, начало июня);
уточнение плана работы на августовском педсовете;
внесение корректив в план в рамках текущей деятельности на протяжении учебного года на совещаниях, педсоветах, советах профилактики;
социологические опросы учеников, учителей, родителей (в течение года);
изучение анализа работы школы за прошедший учебный год (июнь);
уточнение плана работы на августовском педсовете;
внесение корректив в план в рамках текущей деятельности на протяжении учебного года на совещаниях, педсоветах, советах профилактики;
сбор информации об учащихся «группы риска»:
сентябрь — уточнение списка
октябрь — сбор информации (Ф. И.О. ученика, дата рождения, класс, дата постановления на учет, дата снятия с учета, адрес и телефоны, Ф. И.О. родителей, место их работы, занятость ребенка в свободное время, успеваемость, категория семьи, место отдыха в каникулярное время);
ежемесячно уточнение данных;
в течение года составление картотеки (карты изучения ученика прилагаются).
Источники: характеристики классных руководителей, личное дело ученика, классный журнал, посещение квартиры ученика, беседа с родителями и прочими участниками учебно-воспитательного процесса;
сбор информации о семьях находящихся в социально-опасном положении и о неблагополучных семьях:
октябрь — уточнение списка;
ноябрь — сбор информации (Ф. И.О. ученика, класс, домашний адрес и телефон, Ф. И.О. родителей, место работы, должность, возраст, образование, сущность проблемы);
в течение года уточнении данных.
Источники: характеристики классных руководителей, классных журналов, личное дело ученика, посещение квартиры ученика, беседа с родителями, общественностью и всеми участниками учебно-воспитательного процесса;
сбор информации о малообеспеченных семьях:
сентябрь — уточнение списка и сбор информации: составление совместно с классным руководителем акта обследования жилищно — бытовых условий проживания ученика и списка данных семей;
сбор информации об одаренных детях школы:
ноябрь — составление списка (Ф.И.О., класс, особенные особенности).

2. Диагнос-тический
1. координация подборов методов исследования;
2. проведение исследований;
3. обработка результатов проведенного исследования.
Организационно-коммуникативное;
Коррекционное
— На МО социальных педагогов;
изучение современных методов исследования, то есть анализ методической литературы;
адаптирование к условиям ОУ;
изучение обобщенного показателя социального благополучия ребенка (матрица и обработка прилагаются);
изучение жизненной позиции и ценностей ученика (примерная анкета прилагается);
диагностика уровня распространенности насилия в среде школьников;
диагностика особенностей семейного воспитания.
Социальный педагог самостоятельно обрабатывает информацию, хранит анкеты и вопросы в недоступном для других лиц месте, ознакомливает с результатами в обобщенном виде с учетом правовых, моральных и этических норм. Вовлечение детей «группы риска» и их семей в активную деятельность в позитивную и конструктивную: акция, операции, экскурсии, волонтерские движения, клубную и кружковую деятельность, классные часы и родительские лектории.
3. Анали-тико-прогностический
1. Интерпретация полученных после диагностики данных;
2. составление коллегиального заключения и прогноза по результатам проведенной диагностики;
3. составление рекомендаций, по дальнейшему обучению, коррекционно — реабилитацион-ной работы с обучающимися и сопровождению ВОП;
4. определение объема и содержания информации о ребенке другими лицами.
Реабилитационное;
социально-профилактическое;
культурно-досуговое

В виде схем, диаграмм и цветных мониторингов. Оформление документов для СПД в СРЦ, для ПМПК, КДН, в ПДН, на совет профилактики и прочие документы.
На педсоветах или совещаниях. Посещение учащихся «группы риска» в каникулярное время, контроль посещаемости и успеваемости, поведение советов профилактики посещение семей находятся в социально опасном положении, посещение неблагополучных семей.
Необходимо вести журнал учета рекомендаций социального педагога, в котором указана суть рекомендации, кому она адресована и его роспись.
Полученная информация конфиденциальна. Выдается в обобщенном виде по письменному запросу компетентных государственных органов с разрешения директора школы.
4. Информационный
1. Информирование педагогов, родителей, администрации и обучающихся о результатах диагностики и о содержании коллегиального заключения;
2. взаимное просвещение специалистами службы друг друга.
Организационно-методическое;
Работа по организации педагогической и психологической поддержке и защите прав детей
— В работе с родителями, учителями и другими участниками ВОП со строгим выполнением моральных и этических норм.
Результаты социальных опросов в виде графиков, схем, диаграмм и тому подобное вывешиваются на специальном информационном стенде;
оформление социально правового стенда, участие в конференциях, круглых столах, взаимодействие с межшкольными учреждениям, родителями, внутришкольными службами. Исследовательская работа, повышенного уровня профессиональной компетенции. Участие в методические обучения социальных педагогов (план работы в приложении, анализ).
Для удобства возможно совмещение журнала учета рекомендаций социального педагога с журналом учета выданной информации, в котором отражена эта информация, число, роспись того, кому она адресована.
8. Сценарий психокоррекционной игры №1 «группа — я — группа»
Тема: коррекционное занятие «Группа — я — группа».
Цель:
а) сплочение группы;
б) помочь ребятам в осознании себя членом данной группы;
в) повысить уровень доверия в группе;
г) формировать культуру общения.
Оборудование: коробка с игрушками, стулья, шары.
Оформление: просторная игровая комната, украшенная шарами.     продолжение
–PAGE_BREAK–
2.1 Ход мероприятия”
Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята! Мы сегодня с вами немного поиграем. Но сначала хотелось бы узнать у вас, что делают знакомые люди, когда встречаются, (дети отвечают на вопрос)? А как вы приветствуете своего знакомого, (дети показывают знаки приветствия, которые они знают)? Ну а теперь давайте поиграем! И наша первая игра «Гусеница».
Правила игры:
нельзя отказываться от предложения водящего;
нельзя разъединяться.
Ход игры: дети становятся в круг, выбирается водящий по желанию. Он выбирает любого участника из круга и задает вопрос «Будешь моим хвостиком? » Участник из круга пролазает между ног водящего и становится сзади, беря водящего за талию. Так, все по очереди. В итоге получается огромная гусеница.
Ведущий. Молодцы, ребята!!! Вы замечательно справились с этим заданием.
Итак, следующая игра «Щепка». Нам надо представить себя берегами реки. Ребята, давайте построимся в две шеренги — вы берега реки.
Правила игры:
водящий не должен открывать глаза;
наличие полной тишины;
каждый, стоящий в шеренге, обязательно должен дотронуться до водящего.
Ход игры: группа выстраиваются в две шеренги. Выбирается водящий по желанию. Он закрывает глаза и превращается в щепку. «Плывет» вдоль двух берегов. Задача участников дотрагиваться до «щепки», помочь ей доплыть до конца. Так, пока все желающие не поучаствуют.
Ведущий. Ну, что? Все проплыли реку?! А теперь поиграем в следующую игру. Здесь вам необходимо будет вспомнить все самые прекрасные и хорошие слова. Ну что, начнем? Игра называется «Волшебное слово».
Правила игры:
дается всего две попытки;
можно использовать различные средства для того, чтобы участники ему поверили.
Ход игры: группа встает тесным кольцом, взявшись за руки. Выбирается водящий по желанию, он становится в круг. Водящий должен сделать что — то, чтобы другие участники впустили его к себе в круг. Он может говорить хорошие слова, комплименты, использовать мимику, петь, танцевать. В общем, все что захочет. Так, пока все желающие не поучаствуют.
Ведущий. Вот видите, ребята, как много вы знаете хороших и замечательных слов, как много вы умеете. А теперь немножечко расслабимся и поиграем в следующую игру, которая называется «Свеча». Для того чтобы игра была более интересней вам, ребята, придется довериться своим одногруппникам.
Правила игры:
обязательно очень плотный круг;
водящему необходимо закрыть глаза и расслабиться;
участникам обязательно нужно очень ласково обращаться с водящим.
Ход игры: дети становятся в очень плотный круг, выбирается водящий по желанию. Он становится в центре, закрывает глаза и падает. Участники, находящиеся в кругу передают его друг другу. Так, пока все желающие не поучаствуют.
Ведущий. Ну, как ребята, непередаваемые ощущения?! Верно? Теперь немножечко переведем дыхание и пообщаемся. Вам необходимо посмотреть на каждого из группы и подумать, что бы вы хотели ему сейчас сказать. Итак, играем в «Волшебный стул».
Правила игры:
водящий должен постоянно сидеть в центре и смотреть на того, кто ему в данный момент говорит;
водящий обязательно должен молчать.
Ход игры: желающий садится на стул в центре круга образованного другими участниками. Каждый участник должен сказать водящему что-то о его характере, поведении, в общем, что-то о нем прямо в глаза. Так, все желающие.
Ведущий. Молодцы, ребята! Вы все такие добрые, интересные. Мы поиграли чуточку, а теперь давайте поучимся. Поучимся дарить подарки. Ребята, как по — вашему правильно дарить подарки? Для чего дарят подарки? Давайте все друг другу сейчас подарим подарки.
Правили игры:
каждый обязательно должен подарить подарок;
обосновать свой выбор.
Ход игры: каждый участник выбирает игрушку и выбирает любого, кому бы хотел подарить эту игрушку.
Ведущий. Итак, а теперь, пожалуйста, пусть каждый объяснит свой выбор.
Молодцы, ребята! Наше занятие подошло к концу. Мне было очень приятно и интересно с вами играть и общаться. Хочу вам предложить следующий ритуал прощания, который мы будем исполнять при прощании. Итак, все встаем в круг, кладем свои руки на мою и повторяем за мной:
«Мы сегодня поиграли,
Мы дружнее немного стали,
Мы хотим собраться здесь
Через несколько дней.
Будем снова мы играть
И друг друга узнавать.
Мы друг другу доверяем —
Обещаем помогать.
Очень жду вас на занятие через неделю. Мы снова с вами поиграем, пошутим и отдохнем. До встречи!
9. Сценарий психокоррекционного занятия № 2
Цель:
а) сплочение группы;
б) снижение гиперактивности;
в) научить ребят правильно использовать свою энергию и направлять ее в нужное русло;
г) формировать культуру общения.
Задачи:
а) развитие внимания;
б) развитие слухового восприятия;
в) научить ребят контролировать свои эмоции.
Ход занятия
Ведущий. Добрый день, дорогие ребята! На прошлом занятии я вам задала задание: вам необходимо было придумать новые интересные знаки приветствия. Итак, давайте посмотрим, как вы справились с домашним заданием. Я тоже хочу вам предложить некоторые знаки приветствия:
ладонями, но только их тыльной стороной;
стопами ног;
коленями (внутренней стороной колена левой ноги слегка коснуться внутренней стороны колена правой ноги партнера);
плечами;
лбами;
спинами;
носами.
Молодцы! С заданием вы справились просто восхитительно. А следующее задание называется „Перевал“.
Правила игры:
нельзя отходить от начерченной линии;
нельзя толкать своих товарищей.
Ход задания: дети становятся в одну шеренгу в полушаговом расстоянии друг от друга. С одной стороны шеренги высокая скала, с другой — обрыв. Последнему в шеренге необходимо пройти до начала шеренги, не столкнув товарищей. Так все по очереди, пока не пройдут все.
Ведущий. Замечательно справились с заданием.
Итак, следующая игра называется „Молекулы“.
Правила игры:
составить молекулы из названного числа;
хаотично передвигаться по классу.
Ход игры: дети хаотично передвигаются по кабинету, занимаются каждый своим делом, можно даже шуметь, но когда ведущий называет число (любое) ребята должны образовать молекулу.
Вы просто молодцы! Продолжим. И следующее упражнение называется „Ассоциации“.
Правила игры:
водящий не должен подслушивать, когда стоит за дверью;
вопросы можно задавать разные;
угадывать можно до трех раз;
участники не имеют права подсказывать водящему.
Ход упражнения: водящий выходит за дверь. Оставшиеся в классе договариваются между собой, кого из присутствующих участников они „задумывают“. Водящий входит и начинает спрашивать: „Если бы этот человек был деревом, то каким? “ Тот, кому он обратился, отвечает ему, высказывая свое мнение. Когда у водящего возникает ощущение, что он знает кого загадали, он называет его. Так, все желающие.
Вот видите насколько вы хорошо знаете своих товарищей. Молодцы! Следующая игра называется „Задай движение“.
Правила игры:
нельзя отвлекать водящего;
нельзя подсказывать водящему.
Ход игры: водящий становится в центре, участники берутся за руки. Кто — то из стоящих в круге, сжимает руку товарища, а он следующему. Таким образом, пожатие рук проходит по кругу. Водящий должен остановить это движение. Так, все желающие.
Ну вот, теперь видите кому надо бы потренировать свою внимательность. Ну а мы продолжаем дальше. Теперь посидим и спокойно поговорим. Итак, следующее задание называется „За что меня должны уважать“.
Правила упражнения:
не мешать сидящему в центре.
Ход упражнения: все ребята сидят в кругу. В центре стоит стул, куда садятся все желающие по очереди. Сидящему в центре дается задание: ему необходимо сказать ребятам, за что должны уважать его окружающие.
Молодцы! Я очень довольна нашей с вами работой, вы все молодцы. Огромное спасибо за столь приятное и интересное занятие. До свидания!
10. Сценарий психокоррекционного занятия № 3
Цель:
а) повысить социальную адаптированность в коллективе;
б) помочь в разрешении возникших проблем.
Оборудование: 4 альбомных листа, цветные карандаши, мешок, доска с нарисованным деревом, вырезанные из картона плоды.
Ход занятия.
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня занятие проходит в непривычной для вас обстановка. Сегодня мы с вами поиграем вчетвером. Итак, пожалуй начнем. Первое задание называется „Самый, самый мой плакат“. Вам необходимо на альбомном листе нарисовать себя в различных ситуациях. Ситуации обязательно должны быть положительными, хорошими. Нарисовать надо так, чтобы другие, глядя на этот плакат, могли охарактеризовать вас. Молодцы, ребята. Вы справились с первым заданием.
Теперь продолжим. И следующее задание называется „Мне повезло…“. Вам по очереди необходимо вслух рассказать о том, в чем вам больше всего повезло. Очень хочется, чтобы вы были искренними и честными. Огромное спасибо за участие. Вы просто молодцы.
Продолжаем наше занятие. Итак, следующее задание поможет вам поднять настроение. Задание называется „Передай настроение“. Вам необходимо передать свое настроение, в котором вы сейчас пребываете. Молодцы! А теперь передайте настроение, в котором вы пребываете постоянно. Прошу вас, не стесняйтесь в выражении своих чувств, эмоций. Спасибо, молодцы.
В следующем задании вам необходимо проявить свои творческие способности. Итак, задание называется „Скульптор“. Вам необходимо в парах создать фигуру — символ дружбы. Я даю вам несколько минут на обсуждение вашего произведения. Замечательно!
В следующем задании, которое называется „Плодовое дерево“, вам необходимо сорвать плод. Но плод этот не простой. Во — первых, человек — это дерево, а плоды на дереве — это результат его жизни. Итак, вам необходимо сорвать плод с таким качеством, которое вы бы хотели подарить своим близким, друзьям, обществу. А вот и эти качества: счастье, милосердие, самопожертвование, безграничная любовь, профессорское образование, спортивные достижения, творческие достижения. Я даю вам время подумать. А теперь приступайте к выбору. Мне бы очень хотелось, чтобы каждый из вас объяснил свой выбор. Огромное спасибо.
Продолжим. Следующее задание называется „Чужая шкура“. Мы все когда — то оказывались или еще окажемся в чужой шкуре. Иногда такое состояние очень неприятно. Мы с вами сейчас порепетируем и посмотрим, каково оно быть в чужой шкуре. Итак:
гадкий утенок — он отвержен теми, с кем бы он хотел общаться. Он стремится к этому общению, но его не принимают, так как он не такой как все;
хвастливый заяц, который хвастался, что не боится волка, но увидев его, испугался и убежал;
сорока, которая утащила к себе в гнездо много прелестных блестящих вещиц;
слон, который стоит посреди Африки, а около него проходят разные драмы (кто — то с кем — то дерется, кто — то кого — то грызет, кто — то кого — то кусает). Ну и как?! Тяжело находиться в чужой шкуре?
Давайте продолжим. Заключительное задание, которое называется „Моя обида“. Обида для человека является отрицательным фактором. Обида как мешочек на шее, который постоянно наполняется по мере возникновения обид. Этот мешочек отягощает и человеку становится трудно передвигаться. Итак, давайте теперь нарисуем свою обиду, а затем, отпустив ее, разорвем бумагу.
Заключение
Данная преддипломная практика в очередной раз подтвердила важность и необходимость данной профессии. В очередной раз практическая деятельность способствовала закреплению полученных в процессе обучения знаний, умений и навыков. Также предоставила необходимые условия для расширения умений и навыков. Практическая деятельность в процессе обучения просто необходима для студентов. Во — первых, студент получает и закрепляет полученные умения и навыки, во — вторых, соприкасается со своей выбранной профессий с практической стороны.
Для меня данная практика была очередным стимулом для дальнейшего профессионального образования. Все полученные знания были применены в ходе практической деятельности в различных исследованиях. Также в ходе практической деятельности мною были получены новые знания и умения.
Трудности в практической деятельности возникали вследствие отсутствия литературы по тому или иному вопросу. Также трудности состояли в малом количестве времени. Студентов — практикантов много, а социальный педагог один. В итоге многие интересующие вопросы были пропущены.