Социально-профессиональное самоопределение и профориентация восп

Введение

Практику проходила в ГОУ ДО «Кемеровском областном центре профессиональной ориентации молодежи», находящейся по адресу: г. Кемерово. ул. Красная. д. 23. под руководством заведующей отделом Кузнецовой О. А.

Период практики: с 26 января по 1марта 2011года.

Основные направления деятельности центра:

Информационно-аналитическое;

Профессиональный отбор (подбор);

Профессиональное консультирование;

Научно-методическое;

Прикладные исследования.

Структура Центра:

Организационный отдел;

Информационно-методический отдел;

Отдел психологического сопровождения профессионального самоопределения;

Отдел профориентации.

Основные цели деятельности центра:

Осуществление государственной политики в области профессиональной ориентации молодежи;

Сопровождение профильного обучения в образовательных учреждениях региона;

Реализация проекта по профессиональному самоопределению воспитанников детских домов;

Проведение профессионального консультирования молодежи;

Разработка методической литературы для социальных педагогов и психологов по профориентации молодежи;

Организация конференций и презентаций по профессиональному отбору для воспитанников детских домов (в рамках проекта).

Исходя из направлений деятельности центра, в частности, отдела психологического сопровождения профессионального самоопределения, выбираем тему производственной практики — «Социально-профессиональное самоопределение и профориентация воспитанников детских домов», поскольку одним из приоритетных проектов центра является проект — «Профориентация и профессиональное самоопределение воспитанников детских домов».

Таким образом, следуя теме, устанавливаем цели и задачи практики:

Ознакомление с опытом работы специалистов центра по профориентации и психологическому сопровождению воспитанников детских домов;

Изучение методов работы и специфики работы по профориентации и самоопределению воспитанников детских домов;

Ознакомление с методикой профессионального консультирования по самоопределению и профориентации детей-сирот.

Объект исследования: профориентация воспитанников детских домов.

Предмет исследования: Особенности профессионального самоопределения и профориентации воспитанников детских домов.

Цель работы: Исследовать понятие профориентации и выявить сложности профессионального самоопределения у воспитанников детских домов.

1 Социально-профессиональное самоопределение воспитанников детских домов

1.1 Особенности и специфика социального самоопределения воспитанников детских домов и интернатов

Самоопределение — это способность к осуществлению ответственного выбора при осознании собственных возможностей и ограничений. Оно включает в себя осознание иерархии собственных потребностей, интеграцию в единую систему своих представлений о мире и о самом себе, определения смысла своего существования. Самоопределение личности характеризуется в нескольких аспектах: социальное, личностное, профессиональное.

Социальное самоопределение тесно связано с жизненным самоопределением — это выбор своей социальной позиции в проблемных ситуациях в соответствии с потребностями личности, ее мотивами, идеалами, убеждениями, субъективными оценками происходящего. При социальном самоопределении происходит выбор видов социальной деятельности и своего участия в ней.

Выделяют две формы социального самоопределения личности: личностное и профессиональное, которые тесно связаны между собой.

Личностное самоопределение включает в себя: мотивационные потребности самого воспитанника, его желания, интересы и возможности для самореализации в трудовой деятельности. Личностное самоопределение подразумевает всестороннее развитие личности, но воспитанники детских домов имеют свои особенности в развитии, что обусловлено рядом факторов, влияющих на процесс становления личности.

Факторы, негативно влияющие на формирование общей способности к самоопределению у воспитанников детских домов:

Утрата базового доверия к миру;

Искажение границ психологического пространства;

Склонность к психическому слиянию — несамостоятельность в принятии решения, ориентация на референтную группу;

Несформированность временной перспективы( установление связи между прошлым, будущим и настоящим).

Л. Ярроу установил серьезное обеднение развивающей среды в подобных учреждениях за счет резкого снижения в них яркости и разнообразия впечатлений (сенсорная депривация), уменьшение коммуникации с окружающими людьми (социальная депривация), уплощение эмоционального тона при вза

имоотношениях с персоналом (эмоциональная депривация).

В данном случае ребенок воспитывается в условиях интернатного учреждения и формирование способности к самоопределению осложняется не только психическими особенностями развития, но и условиями проживания.

Существует ряд факторов, обусловленных организацией жизнедеятельности воспитанников детских домов:

Замкнутость и ограниченность пространства жизни;

Преобладание директивно-опекающего стиля в системе отношений «ребенок-взрослый»;

Ограниченность и однообразие социальных контактов;

Недостаточное знакомство с традиционной детской культурой, задающей образцы поведения;

Обеднение контактов с семьей и родственниками.

Особенностям развития личности детей-сирот посвящены труды российских ученых: Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, А.М. Прихожан, Е.А. Стребелевой, Н.Н. Толстых, для которых общей является идея «дефицитарности»1 развития ребенка вследствие различных видов депривации2. В

них обобщены результаты многолетних исследований проведенных авторами в детских домах и интернатах различного типа.

Проживание в интернатных учреждениях откладывает своеобразный отпечаток на три сферы социализации.

Общение характеризуется: 1. неполноценностью общения со взрослыми и сверстниками; 2. отсутствием общения с родителями; 3. неготовностью к общению в социуме. Деятельность характеризуется: 1. отсутствием самостоятельности; 2. неумением регулировать свою деятельность; 3. трудностью адаптации к новым условиям жизни.

Развитие самосознания имеет свои особенности: 1. нарушены механизмы становления собственной идентичности; 2. неумение адекватно оценивать себя; 3. ориентированность на проблемы актуальной жизнедеятельности и самого ближайшего будущего.

Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности воспитанников детских домов и интернатов наблюдаются всеми исследователями в эмоционально-волевой сфере. Неполнота эмоциональной жизни в сиротских учреждениях вызывает у ребенка в старшем возрасте различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это — тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других — гиперактивность, с уходом в асоциальную и криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе в целях привлечения к себе внимания, при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности.

Исследования сферы общения проведенные академиком В.С. Мухиной показали, что ребенок, растущий в условиях учреждения интернатного типа, как

правило, не осваивает навыки продуктивного общения. Отчужденность, нарушение эмоциональных контактов с окру

жающими, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству, отсутствие навыков общения — вот далеко не полный перечень отклонений в развитии.

Характеризуя деловые контакты детей с взрослыми, В.С. Мухина отмечает, что они возникают поздно и осу

ществляются в примитивной форме. Активность в сотрудничестве стремление и способность что-либо делать вместе с взрослыми у детей не возникает.

Контакты со сверстниками также бедны по содержанию и мало эмоционально насыщены. Дети-сироты не умеют играть самостоятельно. Постоянную привязанность к сверстникам имеет незна

чительное число детей3.

В. С. Мухина обращает внимание на серьезные искажения структуры самосознания детей-сирот4. Результатом являются: отрицательное отношение к собственной личности; невозможность соотнесения себя настоящего, с собой в прошлом и будущем; проблемы половой идентификации, выражающиеся в смутном и искаженном представлении о будущей половой роли, в затруднении формирования полоролевых эталонов и стереотипов поведения. Реализация притязаний на признание реализуется зачастую через физическую силу в среде сверстников, а порой – через асоциальные формы поведения5.

К числу наиболее актуальных проблем развития воспитанников интернатных учреждений исследователи относят трудности социализации. Социальная ситуация развития ребенка в детском доме или интернате при отсутствии нормальных для него контактов (семья друзья соседи и т. п.) приводит к тому, что образ роли создается на основе противоречивой информации, получаемой ребенком-сиротой из

различных источников. В связи с этим, часто формируются неверные образы социальных ролей и ложное представление о собственной социальной роли, как сироты. Эта роль часто реализуется человеком в течение всей его жизни.

Результатом трудностей социализации является низкий уровень социальной адаптации, автономизации, социальной активности, социальной компетентности воспитанников интернатов, сформированности социальных ценностей.

Проблемы социализации осложняются проблемами в развитии волевой сферы детей-сирот, которые проявляются: в отсутствии умения делать самостоятельный выбор, преодолевать трудности, нести ответственность за собственные поступки, противостоять негативным явлениям действительности, отсутствием стремления к достижениям и успеху.

Таким образом, функция социализации, реализуемая социальными работниками учреждения, направлена на оказание детям-си

ротам помощи в преодолении трудностей социального становления и реализуется через создание благоприятных условий для их включения в систему социальных отношений, принятия социальных ценностей и постинтернатной интеграции в общество.

Для детей – сирот, воспитывающихся вне семьи, в отрыве от общества, в условиях учреждений интернатного типа, интернат – это школа, в которой учащиеся живут и находятся на частичном государственном обеспечении; формирование системы социальных ценностей приобретает особое значение, именно поэтому особое значение здесь приобретает роль педагога — социального работника.

Дело в том, что в представлении детей-сирот взрослый наделяет ребенка меньшей самостоятельностью и ответственностью, мало чувствителен к его нуждам, ориентирован более на свои цели.

Дети-сироты не наделяют взрослого качествами партнера, взрослый является доминирующим, не принимающим инициативу ребенка, его мнения и желания. В аффективном плане партнерства взрослый в представлении детей-сирот является

агрессивным, в то время как у детей из семьи взрослый больше принимает отношения партнерства. По сравнению с детьми из семьи, значительно меньшая часть детей-сирот видит во взрослом моральный авторитет.

Для детей-сирот важна и значима похвала и оценка со стороны взрослого, также как и для их сверстников, воспитывающихся в семье; что является подкрепляющим стимулом для построения доверительных отношений между ребенком и взрослым, и это необходимо учитывать при разработке и реализации коррекционных программ работы с детьми-сиротами.

Главным условием успеха в воспитании является личностно-профессиональный рост социальных педагогов детских домов и интернатов, их ориентация на гуманистические ценности, включая ценности педагогические и моральные.

1.2 Профессиональное самоопределение воспитанников детских домов

Профессиональное самоопределение — процесс, влияющий на весь жизненный путь человека, и поэтому так важно не допустить ошибки в выборе будущей профессии.

Процесс профессионального самоопределения включает в себя:

действия личности по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентаций;

действия по пониманию степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии;

действия по саморазвитию у себя способностей и возможностей в процессе профессиональной подготовки и обучения, с целью достижения более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии и профессии относительно собственных устремлений.

Важнейшее средство профессионального самоопределения — целенаправленная деятельность, предполагающая оказание помощи детям в сознательном выборе профессии в соответствии со своими способностями и интересами.

Выбирая из множества профессий, надо, во-первых, четко представлять себе, что человек хочет от профессии (мотивы выбора):

каким должно быть содержание профессии, чтобы было интересно работать?

какая заработная плата его устроит?

какой образ жизни он хочет вести?

сколько времени и сил он сможет отдать освоению этой профессии?

Второе условие выбора профессии — учет своих способностей.

И третье условие — важно знать содержание профессии, какими умениями и навыками должен обладать специалист, какими психологическими качествами обеспечивается успешность в работе.

В деятельности социальных работников и педагогов, осуществляющих работу с воспитанниками детских домов, необходимо учитывать следующие негативные факторы, влияющие на процесс профессионального самоопределения:

Отношение к выбору профессии как к выбору постоянного островка в океане профессий.

Предрассудки чести. Некоторые важные для общества профессии, почему-то считают занятием недостойным, неприличным.

Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать).

Перенос к человеку — представителю той или иной профессии — на самое профессию.

Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. Таким образом, профессия артиста может привлекать тем, с какой легкостью он создает на сцене или в кино сложный образ, завоевывает популярность, славу. Но за этой легкостью стоит напряженный, длительный, будничный труд.

Отождествление школьного учебного предмета с профессией (или плохое различение этих реальностей).

Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства. Практически все профессии непрерывно меняют свой облик.

Неумение разобраться, отсутствие привычки разбираться в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности).

Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи о выборе профессии.

При этом необходимо знать ситуации трудности выбора профессии, с которыми сталкивается воспитанник детского дома:

когда ребенок осознает необходимость своевременности выбора профессии, но не знает вообще что хочет;

когда ребенок выбирает среди нескольких альтернативных путей карьеры;

когда имеются внешние и внутренние препятствия для планирования профессионального будущего;

когда возникают сложности с проживанием и обучением в том или ином учреждении дальнейшего образования воспитанника детского дома.

У большинства воспитанников детских домов обнаруживается отсутствие проектов собственного будущего, отсутствие целей, а также неумение планировать

свою деятельность, что связано с особенностями их психического развития и условиями проживания. В данном случае немаловажна работа социальных педагогов с ребенком для формирования навыков целеполагания, т.е. обучение навыкам постановки целей.

Цель — это образ желаемого результата, специально переработанная, подготовленная к исполнению мечта. Как и мечта, качественная цель должна быть привлекательной, воодушевляющей, но в отличие от мечты она более конкретна, детальна, как-либо измерима, определена во времени, обязательна для достижения.

Самый важный шаг — постановка целей. Если удастся сосредоточиться на цели, гораздо легче отыскать пути к ее достижению. Это важно как в жизни вообще, так и в профессиональной деятельности тем более. Существует два вида целей: Глобальные цели, то есть те, которые вы рассчитываете достичь через продолжительный период времени. Текущие цели, то есть те, для достижения которых вы принимаете конкретные решения.

Наряду с навыками целеполагания необходимо формирование и мотивов профессионального самоопределения. Традиционно под мотивацией понимаются побуждения вызывающие активность и определяющие ее направленность. Предмет деятельности есть ее действительный мотив. Разумеется, он может быть как вещественным, так и идеальным, как данным в восприятии, так и существующим только в воображении, мысли. Одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл. Эти мотивы называются смыслообразующими. Другие, сосуществующие с ними и исполняющие роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) — порой остро эмоциональных, аффективных, — лишены смыслообразующей функции. Условно их называют мотивами-стимулами.

Формирование мотивации имеет два механизма:

Первый из них заключается в том, что сложившиеся или специально организованные воспитателем (педагогом) условия учебной и трудовой

деятельности и взаимоотношений актуализируют отдельные ситуативные побуждения, которые при систематической актуализации постепенно переходят в устойчивые мотивационные образования. Это механизм формирования «снизу вверх».

Второй процесс (механизм «сверху вниз») заключается в усвоении воспитуемым предъявляемых ему в готовой форме побуждений, целей, идеалов, содержания направленности личности, которые по замыслу воспитателя должны у него сформироваться и которые сам воспитуемый должен постепенно превратить из внешне понимаемых, во внутренне принятые и реально действующие.

(Полноценное формирование мотивационной системы личности должно включать в себя оба механизма).

Профессиональная мотивация — это действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией. Профессиональная мотивация динамична, изменчива и представляет собой непрерывный процесс, протекающий под постоянным воздействием объективных и субъективных факторов. Структуру профессиональных мотивов можно выявлять на разных этапах становления (развития) профессионала: на этапе выбора профессии или специальности (взвешиваются все за и против, плюсы и минусы предлагаемой работы); в процессе работы по избранной специальности; при смене рабочего места (переход с одной работы на другую).

Каждый человек нуждается в признании окружающих и хочет, чтобы его ценили, ищет одобрения, любви и независимости. Один из способов достичь этого — выбрать профессию, которая выделяла бы его в глазах окружающих и приносила бы ему эмоциональное удовлетворение. Стремление достичь большого успеха в профессиональной деятельности является следствием высокого уровня самооценки и способствует утверждению чувства собственного достоинства. В юношеских

поисках индивидуальности и удовлетворенности собой очень сильна мотивация «выбрать профессию», способствующую реализации личности.

В большинстве случаев не происходит рационального выбора профессии, как такового; воспитанники детских домов просто выбирают первую попавшуюся профессию, которую выбрали их друзья; и это может быть единственное место, на которое их точно примут, или в котором они могут быть уверены, т.к. только в этом учебном заведении есть реальные условия проживания и обучения для детей-сирот.

В данном случае выбор профессии оказывается скорее случайным, чем осознанным, но здесь уже важен не сам выбор профессии, а выбор условий социальной защищенности в нашем обществе. В данном случае ребенок выбирает не столько профессию, сколько привычный для себя образ жизни, т.к. не знает и не умеет жить по-другому….

Зачастую такой результат получается потому, что работа социальных педагогов и психологов в современных детских домах имеет ряд недостатков не только в плане подготовленности самих педагогов, но и в количественной нехватке этих педагогов. Государство не уделяет должного внимания проблемам воспитания и подготовке воспитанников детских домов, а так же подготовке самих педагогов…

Отсутствие достаточного финансирования проектов по переподготовке специалистов, унизительно малая заработная плата и огромное количество детей в расчете на одного педагога – все это не способствует благоприятному развитию профессионального самоопределения детей-сирот и продуктивной работе педагогов с ними.
–PAGE_BREAK–

2 Профориентация воспитанников детских домов

2.1 Сущность профориентационной работы

Профессиональная ориентация — это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванному учитывать как индивидуальные особенности личности, так и необходимость распределения трудовых ресурсов.

Сущность профориентации, как общественной проблемы проявляется в том, что необходимо преодолеть противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и профессиональными устремлениями молодежи. Цели профориентации продиктованы обществом, его задачами, потребностями.

Традиционно профориентация строится на основе «триады»:

1-й фактор включает в себя: профессиональную направленность, интересы, склонности человека, желания. Мы можем назвать этот фактор одной фразой: «ЧТО Я ХОЧУ» (желания воспитанника);

2-й фактор включает в себя состояние здоровья, личностные особенности: «ЧТО Я МОГУ» (способности, знания, умения, навыки);

3-й фактор включает в себя потребности общества: «ЧТО НАДО» (спрос на данную профессию, возможности региональной системы занятости).

Задачами профориентационной работы в учреждениях для детей-сирот являются следующие:

Социальные — способствуют становлению члена общества, готового к самореализации;

Экономические – регулируют сферу деятельности и трудовые потоки;

Личностные – формирует качества развития личности, необходимые для выбора профессии, обучения и успешной работы;

Воспитательные — воспитывает трудолюбие, ответственность, добросовестность и др. социально-личностные качества;

Образовательные – дает знания о мире профессий и отдельных профессиях;

Мотивационные — мотивирует воспитанников на совершение обоснованного выбора профессии.

Направления деятельности системы профориентационной работы:

Профессиональное просвещение;

Профессиональная диагностика;

Профессиональная консультация;

Профессиональный отбор;

Профессиональная адаптация;

Профессиональное воспитание.

Следует отметить, что профориентация содержит в себе три главных аспекта:

Информационный аспект профориентации связан с необходимостью обеспечения воспитанников всесторонней информацией о существующих профессиях и специальностях на основе профессиографических данных.

Диагностический аспект профориентации предусматривает не только всестороннее изучение и оценку качеств личности, но и подбор ряда смежных профессий, в которых смог бы работать тот или иной обследуемый.

Воспитательный аспект является ведущим в структуре профориентации, потому что предполагает формирование у детей-сирот профессиональной направленности, выработку интереса и

стремления к выбору определенных профессий; а так же осуществление психологической подготовки к предстоящему профессиональному обучению и практической деятельности.

Профессиональная ориентация воспитанников детских домов содержит в себе несколько этапов работы:

Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии. (Этот этап содержит изучение особенностей личности- ценностных ориентаций, интересов, способностей, потребностей, склонностей, мотивов выбора профессии, черт характера, темперамента, состояния здоровья).

Профессиональная консультация. (Этот этап нацелен на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии с учетом индивидуальных особенностей консультируемого).

Профессиональные консультации бывают двух видов — индивидуальные и групповые. Особенности групповых консультаций – взаимовлияние и общение воспитанников между собой в обсуждении той или иной профессии.

Профессиональный отбор — проводится с целью выявления пригодности человека к конкретному виду деятельности.

Профессиональный подбор — предоставление человеку рекомендаций о возможных направлениях трудовой деятельности, наиболее соответствующих его особенностям.

Профессиональная информация — ознакомление профориентируемого с современными видами производства, состоянием рынка труда, формами и условиями освоения профессий, требованиями, предъявляемыми профессией к человеку.

Психологическая диагностика – проводится специалистом-психологом для определения соответствия психологического статуса воспитанника требованиям выбранной профессии, выявления потребности в психокоррекционных мероприятиях в рамках профессиональной ориентации и последующего профессионального обучения и трудоустройства.

Существует ряд критериев сформированности готовности к профессиональному самоопределению, которые нужно учитывать при проведении профессионального отбора :

когнитивный — степень представления человека об индивидуальных психофизиологических качествах; степень ознакомления с содержанием избираемой профессиональной деятельности; степень информированности о путях необходимого образования,

мотивационно — потребностный — характер мотивации и активности учащихся; осознание личной и общественной значимости будущей профессии; связь интересов с ценностными ориентациями; интенсивность эмоциональных переживаний, волевых усилий, внимания.

Деятельносто — практический — способность соотнесения учащимися своих индивидуальных особенностей и профессиональных требований данной профессии; владение основными приемами работы.

В соответствии с данными критериями можно выделить основные задачи профессионального самоопределения в процессе обучения воспитанника детского дома:

«Я» — знание себя, своих качеств, возможностей, способностей, потенциала, объективных потребностей, сильных и слабых сторон своей личности, выработка системы ценностей, отношения к людям;

«роль» — позиция и ожидания по отношению к семье, обществу, будущим коллегам по работе, труду и занятости в целом;

«работа» — собственные трудовые возможности и их использование на открытом рынке труда, в других сферах, в обществе, дома;

«карьера» — осознание карьеры, как последовательной смены видов деятельности, специальностей, профессий, мест работы в течении жизни, как достижения личного успеха и удовлетворенности трудом;

«переход» — развитие качеств и навыков, которые необходимы, чтобы приспособиться к изменениям, связанным с переходом на следующую профессиональную ступень, т.е. приспосабливаемость, гибкость, способность принимать оптимальные решения и конструктивно решать личные проблемы.

Основным в профориентации является ее психологическое сопровождение, что объединяет под собой различные формы и методы профессиональной диагностики и различные виды профконсультаций.

Различают следующие виды консультаций:

справочные, в ходе которых воспитанники выясняют каналы трудоустройства, требования к приему на работу или учебу, возможности освоения различных профессий, сроки подготовки, систему оплаты труда, перспективы профессионального роста;

диагностические, направлены на изучение личности, интересов, склонностей, способностей с целью выявления соответствия их избираемой или близкой к ней профессии;

медицинские, имеющие целью выявление состояния здоровья воспитанников, его психофизиологических свойств в отношении избираемой профессии и др.

Для профессиональной диагностики личности воспитанника детского дома используются следующие методы и формы работы:

Наблюдение. Оно может быть непосредственным (связи прямые между исследователями и наблюдаемыми) и опосредованным (есть посредником между исследователем и наблюдаемым является социальный педагог).

Анализ документов и результатов деятельности:

личные дела;

итоги медицинских обследований;

классные журналы;

творческие сочинения, изделия и т. д.

Анализ практических действий воспитанников в интернате.

Метод анкетирования.

Беседы-интервью.

Педагогический эксперимент.

Метод сравнения.

В процессе психологической профессиональной диагностики воспитанников детского дома оцениваются те особенности их психологического развития, которые могут существенно затруднить освоение ими профессии и последующую профессиональную самореализацию. В их число входят:

Особенности усвоения навыков общения, уровень коммуникативной активности;

Адекватность уровня притязаний, самооценки, критики;

Широта круга интересов, структура ценностных ориентаций;

Степень зависимости от ближайшего окружения, социальный инфантилизм.

Спектр и широта применяемых в ходе обследования методик определяется предпочтениями, уровнем квалификации специалиста-психолога, тактическими и стратегическими целями и задачами профориентационного диагностического обследования.

Для проведения минимального профориентационного психодиагностического обследования воспитанников детских домов можно применять следующие методики: «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО); «Карта интересов»; тест Холланда; выбор слов; аналогии; тесты типа Розецвейга и ТАТ (в сокращенном варианте); профориентационную методику Пряжникова и т.д.

Для оценки профессиональной мотивации воспитанников можно использовать опросник для изучения ведущих мотивов (Приложение А).

В ходе психолого-педагогической профориентационной диагностики воспитанников детских домов целесообразно использовать профориентационную карту ребенка, которая включает в себя следующие разделы: (Приложение Б).

Анкетные данные;

Данные о состоянии здоровья, нарушениях развития;

Сведения о развитии и изменениях интересов;

Сведения о личности (темпераменте, характере, способностях, отклонениях в поведении), развитии коммуникационных навыков;

Сведения о профессиональных планах и опыте трудовой деятельности.

Для оценки общетрудовых профессионально важных качеств воспитанников можно применить методику изготовления коллажа (Приложение В).

Данная методика направлена на оценку следующих качеств: глазомера, точности движений, сенсомоторной координации, умения работать по образцу, понимания инструкции, дифференциальной чувствительности зрительных анализаторов, аккуратности, тремора, координации движения рук.

2.2 Профориентационная работа с воспитанниками детских домов

Профориентационная работа с воспитанниками детских учреждений для детей-сирот должна начинаться гораздо раньше, чем ребенок достигнет возраста, в котором для него станет актуальным профессиональный выбор. Данная работа осуществляется в рамках общего воспитания, формирования базовых личностных черт и свойств характера, развития общего кругозора, запаса знаний, способствующих становлению будущего профессионала. Развитие необходимых качеств начинается в раннем возрасте в рамках трудового воспитания, когда происходит формирование понятия необходимости труда, его пользы, чувства удовлетворения от выполненной работы и любви к ней.

Психологическое и профессиональное просвещение начинается в младших классах и является первым этапом профессиональной ориентации воспитанников детских домов. Педагоги стимулируют интерес воспитанника к собственной личности с ее индивидуальными особенностями и недостатками.

Формы профориентационной работы с воспитанниками младшего школьного возраста просты: рассказ, беседа, просмотр фильмов, встречи с представителями различных профессий, создание кружков по интересам – музыкальных, рисования или лепки. В кружках есть возможность создать все условия для творческого развития способностей: изобразительных, конструкторских и т.д.

На данном этапе следует достичь решения следующих задач:

Формирования общей положительной установки на труд;

Психическое и физическое развитие в соответствии с возрастом;

Формирование адекватной оценки и адекватного отношения к способностям и склонностям ребенка со стороны персонала учреждения.

На следующем этапе среднего школьного возраста(11-13лет) дети-сироты включаются в общественно-полезный и учебный труд; у них формируются общественно значимые мотива выбора профессий, выявляется и развивается интерес

к конкретному виду деятельности, знания о профессиях расширяются за счет знакомства с содержанием труда той или иной профессии. На данном этапе у детей должны быть сформированы умения ориентироваться в мире профессий, интересы к конкретной сфере профессиональной деятельности.

Основные задачи профориентационной работы в этот возрастной период следующие:

Формирование трудового стереотипа;

Общетрудовая подготовка;

Стимулирование психического и физического развития;

Выявление интересов и склонностей в контексте формирования дальнейших адекватных профессиональных планов.

Формы профориентационной работы на данном возрастном этапе содержат:

Трудовые пробы, Общетрудовая подготовка, общественно-полезный труд, ознакомление с кругом предпочтительных профессий, формирование трудовой дисциплины, изучение условий труда и производства и т.д.

На следующем возрастном этапе(13-15лет) основное внимание должно быть обращено на социально-профессиональную направленность выбора профессии с учетом психических и физических возможностей и склонностей воспитанников.

К основным задачам профориентационной работы данного этапа следует отнести:

Формирование общетрудовых умений и навыков;

Формирование профессиональных планов;

Индивидуальное взаимодействие и педагогом по формированию профессиональных планов ребенка.

В этот период проводятся трудовые пробы, которые предполагают попробовать воспитанника в различных видах труда непосредственно в учебных мастерских.

Формы профориентационной работы в данном возрастном периоде заключаются в предпрофильной трудовой подготовке, формировании трудовой культуры, привитии навыков делового общения, организации бытового труда, ведения домашнего хозяйства с ориентировкой на его самостоятельное осуществление.

На заключительном возрастном этапе (15-16лет) вопрос выбора профессии становится особенно острым.

Основные задачи профориентационной работы данного этапа:

Формирование адекватных профессиональных планов;

Предпрофессиональная подготовка;

Расширение социальных связей воспитанников;

Социально-средовая ориентировка;

Консультирование по вопросам проф.обучения и трудоустройства;

Содействие в проф.обучении и трудоустройстве.

Основные задачи педагога на данном этапе — на основе ранее полученных знаний о профессии сформировать у воспитанника правильное отношение к выбору профессии, обрисовать характерные ошибки при выборе.

Особое место в профориентации воспитанников занимает курс «Основы производства и выбор профессии». Цель данного курса состоит в формировании обобщенной системы знаний о современном общественном хозяйстве, производстве, торговле, финансах, подготовке к осознанному профессиональному самоопределению.

Эффективности проведения данных занятий способствуют экскурсии на учебно-производственные комбинаты, в учебные заведения профессионального образования, на предприятия, в организации, в службу занятости…

Основные виды мероприятий профориентационной работы в рамках детских учреждений для детей-сирот на каждом возрастном этапе развития имеют ряд специфических аспектов, которые необходимо учитывать:

Педагогические, заключающиеся в формировании необходимых навыков и умений, знаний;

Медицинские – диагностика психического и физического развития;

Психологические – диагностика, стимулирование и коррекция психического развития, психологическое консультирование и информирование;

Социальные – расширение социальных связей, социально-бытовая адаптация, социально — средовая ориентировка.

Педагогические мероприятия на каждом из возрастных этапов развития ребенка имеют различные задачи, но цель у таких мероприятий общая — развитие и формирование необходимых умений и навыков для воспитания личности ребенка.

Проведением педагогических мероприятий по профориентационной работе с детьми занимаются учителя и педагоги детских домов, на заключительном этапе – специалисты центра по профориентации молодежи.

Медицинское обследование воспитанников проводится специалистом-медиком, результаты которого в дальнейшем используются для составления трудового прогноза и рекомендаций по профессиональному выбору будущих профессий.

Психологические обследования проводятся специалистом-психологом с помощью различных диагностических методик, по результатам которого и даются рекомендации альтернативных видов профессий.

Социальным развитием воспитанников занимаются социальные педагоги, учителя и воспитатели детского дома….

    продолжение
–PAGE_BREAK–Заключение

В процессе социализации человек становиться личностью. Важно, что бы он протекал успешно для того, чтобы ребенок полноценно развивался. У детей, оставшихся без попечения родителей, этот процесс проходит сложно, т. к. семья является микрофактором и важнейшим институтом социализации, следовательно, дети-сироты являются реальными жертвами неблагоприятных условий социализации.

Анализ социального влияния семьи на личность показал, что на 40% людей в их жизни повлияла семья, на 30% – средства массовой информации, на 20% повлияла школа, на 10% – улица.

Дети, содержащиеся в учреждениях интернатного типа, часто проявляют отставание в развитии и, в большинстве случаев, покидают учреждения плохо подготовленными к самостоятельной жизни за их пределами. Российские научные исследования свидетельствуют, что дети, содержащиеся в учреждениях, пассивны, у них плохо развиты языковые навыки, они страдают недостатком концентрации внимания и мотивации и склонны к конфликтам со своими сверстниками.

Отставание в эмоциональном и интеллектуальном развитии в дошкольном возрасте впоследствии мешает им учиться. Повзрослев, дети становятся крайне зависимыми, с трудом устанавливают новые связи, страдают низкой самооценкой и проявляют тенденцию к совершению правонарушений.

Лишь незначительный процент детей, выбывших из учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, успешно адаптируется к самостоятельной жизни. Многие из них становятся жертвами издевательств, эксплуатации и жестокого обращения, алкоголиками и наркоманами, либо становятся на путь преступлений и попадают в тюрьму.

Недостатки в социализации выпускников детского дома свидетельствуют о необходимости объединения усилий специалистов и выстраивания общих требований к их воспитанию в детском доме. Каждого воспитанника нужно готовить к самостоятельной жизни уже с дошкольного возраста.

Процесс профессионального самоопределения– это действия молодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентаций.

Главная (идеальная) цельработы по профессиональному самоопределению заключается в постепенном формировании внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, в корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного).

Профессиональное определение, прежде всего, важно для самого ребенка, важно, чтобы он знал, чего сам хочет, какую профессию он выберет и сможет ли, ввиду своих особенностей и возможностей, ее освоить. И из-за отсутствия родителей помочь ему в этом могут специалисты, которые с ним занимаются и хотят ему помочь.

При профориентационной деятельности немаловажным фактором является психологическое сопровождение профориентации, поскольку очень важно то, какими методами и формами работы будет осуществляться деятельность.

Т.к. одной из главных задач детского дома является создание условий для успешной постинтернатной адаптации, а в дальнейшем и социализации воспитанников, то немаловажное значение имеет и профессиональное самоопределение детей, поэтому в детских домах сложилась система работы по профопределению воспитанников.

Проанализировав данные проекта, можно сказать, что сложившаяся в отделе психологического сопровождения профессионального самоопределения ГОУ ДО «Кемеровском областном центре профессиональной ориентации молодежи»

система работы по профориентации воспитанников детских домов является достаточно эффективной, так как показывает высокий уровень поступления и успешного обучения воспитанников в учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

Это свидетельствует об их адаптированности к иным, новым условиям социальной среды, отличных от детского дома и как следствие успешной социализации в обществе.

Данная система по профориентации является успешной, но все же необходима дальнейшая работа по ее дополнению и совершенствованию. На мой взгляд, в условиях отдела психологического сопровождения профессионального самоопределения ГОУ ДО «Кемеровском областном центре профессиональной ориентации молодежи» при наличии достаточных ресурсов возможно создание новых проектов по профопределению воспитанников детских домов на достаточно длительный период, например, сроком на 3–5 лет.

Приложение А

Опросник для изучения ведущих мотивов профессиональной деятельности учащихся:

Инструкция: предлагаемыйопросник состоит из ряда утверждений, каждое из которых имеет три различных окончания. Необходимо из трех вариантов окончаний выбрать наиболее верный для себя. Далее в бланке ответов следует отыскать соответствующий ответ и отметить его, обведя кружком. Будьте внимательны: для каждого утверждения должен быть выбран и помечен только один ответ. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Нам важен не конкретный ответ, а суммарный балл по серии вопросов.

Мне нравится:

выполнять любую работу, если знаю, что мой труд не пропадет даром;

учиться всему новому, для того, чтобы достигнуть поставленной в жизни цели;

делать все как можно лучше, потому что это поможет мне в жизни.

Я думаю, что:

Надо делать все, что поручают, как можно лучше, так как это поможет мне в жизни;

Своей работой надо приносить пользу окружающим, тогда и они ответят тем же;

Можно заниматься чем угодно, если это приближает к достижению поставленных целей.

Я люблю:

Узнавать что-то новое, если мне это пригодится в будущем;

Выполнять любую работу как можно лучше, если это будет кем-то замечено;

Делать любое дело как можно лучше, так как это приносит радость окружающим.

Я считаю, что:

Главное в любой работе то, что она приносит пользу окружающим;

В жизни необходимо все испытать, попробовать свои силы во всем;

В жизни главное — это постоянно учиться всему новому.

Мне приятно:

Когда я делаю любую работу так хорошо, как я это могу;

Когда моя работа приносит пользу окружающим, так как это главное в любой работе;

Выполнять любую работу, потому что работать всегда приятно.

Меня привлекает:

Процесс приобретения новых знаний и навыков;

Выполнение любой работы на пределах моих возможностей;

Процесс той работы, которая приносит явную пользу окружающим.

Я уверен в том, что:

Любая работа интересна людям тогда, когда она важна и ответственна;

Любая работа интересна тогда, когда она приносит мне пользу;

Любая работа интересна тогда, когда я могу мастерски ее выполнить.

Мне нравится:

Быть мастером своего дела;

Делать что-то самому, без посторонней помощи;

Постоянно учиться чему-то новому.

Мне интересно:

Учиться;

Делать все то, что заметно окружающим;

Работать.

Я думаю, что:

Было бы лучше, если бы результаты моей работы всегда были видны окружающим;

В любой работе важен результат;

Необходимо скорей овладеть нужными знаниями и навыками, чтобы можно было самому делать все, что захочется.

Мне хочется:

Заниматься только тем, что мне приятно;

Любое дело делать как можно лучше, поскольку только таким образом можно сделать его действительно хорошо;

Чтобы моя работа приносила пользу окружающим, так как это поможет мне в будущем.

Мне интересно:

Когда я делаю какое-то дело так хорошо, как это могут сделать немногие;

Когда я обучаюсь делать, то чего не умел раньше;

Делать те вещи, которые обращают на себя внимание.

Я люблю:

Делать то, что очень всеми ценится;

Делать любое дело, если мне не мешают;

Когда мне есть чем заняться.

Мне хочется:

Выполнять любую работу, так как мне интересен ее результат;

Выполнять ту работу, которая приносит пользу;

Выполнять ту работу, которая мне нравится.

Я считаю, что:

В любой работе самое интересное — это ее процесс;

В любой работе самое интересное — это ее результат;

В любой работе самое интересное – это то, насколько она важна для других людей.

Мне приятно:

Учиться всему, что мне потом пригодится в жизни;

Учиться всему новому, независимо от того, насколько это нужно;

Учиться, поскольку нравится сам процесс.

Меня привлекает:

Перспектива, которая откроется мне после учения;

То, что после учебы я стану нужным человеком;

В учебе то, что она полезна для меня.

Я уверен что:

То, чему я научусь, всегда мне пригодиться;

Мне всегда будет нравиться учиться;

После учебы я стану нужным человеком.

Мне нравится:

Когда результаты моей работы видны окружающим;

Когда я выполняю свою работу мастерски;

Когда я выполняю любое дело так хорошо, как это могут сделать немногие.

Мне интересно:

Когда я качественно выполняю порученное мне дело;

Делать все то, что заметно для окружающих;

Если все знают, что я делаю на своей работе.

Обработка результатов:

Среди мотивов профессиональной деятельности условно выделены 4 основные группы:

Мотивы собственного труда;

Мотивы социальной значимости труда;

Мотивы самоутверждения в труде;

Мотивы профессионального мастерства.

После заполнения бланка ответов подсчитывается сумма кружков в каждом столбике. Вначале находится сумма баллов по каждой из четырех групп мотивов.

Для этого сумма всех столбиков: 1.1,1.2,1.3,1,4,1.5,1.6; 2.1…..2.6 и т.д. Однако в различных группах мотивов выделяется неодинаковое количество. Для сравнения суммы баллов первой и второй групп необходимо умножить на 2, а третьей и четвертой на 3. Полученные суммы имеют одинаковый «вес» баллов и могут сравниться друг с другом.

Лист для ответов:

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

10б

13в

14а

14б

11а

13а

13б

15а

15б

15в

14в

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

10в

16в

12б

17б

17в

16а

16б

18б

17а

18б

18а

3.1

3.2

3.3

3.4

12а

19в

11б

12а

19в

    продолжение
–PAGE_BREAK–4.1

4.2

4.3

4.4

10а

12б

19а

11в

20в

20б

Приложение Б

Профориентационная карта воспитанника детского дома:

Анкетные данные: ФИО, возраст, пол, состояние физического здоровья, сведения о личности (характер, темперамент, способности, отклонения в поведении, развитие коммуникационных навыков и т.д.). Далее представляются данные профориентационной диагностики, которые приведены ниже:

Краткий перечень основных итоговых данных психолого-педагогической профориентационной диагностики подростка-воспитанника детского учреждения для детей-сирот:

Нарушения психических функций:

Функции

Сохранны

Нарушены

незначительно

умеренно

выраженно

Интеллектуально-мнестические: память(слуховая, зрательная); внимание, мышление

Эмоционально-волевые(указать конкретно: эмоциональная лабильность, устойчивость, тревожность, иные……)

На уровне личности: акцентуации; неврозоподобные;

психопатоподобные

(указать тип)

Мотивационная профессиональная направленность (оценка трудовых установок (положительные, отрицательные, не сформированы) ведущие мотивы выбора профессии и т.д.

……………………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………….

Оценка профессиональных интересов, предпочтений (сформированность, адекватность, широта, конкретная направленность и т.д.): …………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………….

Профессиональные склонности и способности:

……………………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………….

Психологические противопоказания и показания к условиям профессионального обучения и проф.деятельности на основе оценки соответствия психологического статуса подростка требованиям профессии: нет  есть (кратко указать, в чем заключаются)…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Потребность воспитанника детского дома в психокоррекционных мероприятиях в рамках профессиональной ориентации: нет есть

(указать: психотерапия, психокоррекция, консультирование)………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………….

Необходимость индивидуальной образовательной профориентационной программы: да нет……………………………….

Приоритетная направленность индивидуальной программы: формирование системы знаний, служащих основой профессионального выбора, развитие мышления, формирование эмоционального и мотивационно-ценностного отношения к труду, профессиональной деятельности, конкретной профессии; иное:

………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

Приложение В

Оценка общетрудовых профессионально важных качеств на примере изготовления коллажа:

Задание: изготовление коллажа.

Назначение проф.пробы: оценка глазомера, точности движений, сенсомоторной координации, умения работать по образцу, дифференциальной чувствительности зрительных анализаторов, понимание инструкции.

Оборудование и материалы:

Линейка, ножи, ножницы, кисти, краски, карандаши, иголки, нитки, винты, гайки, шило;

Цветной картон, бумага цветная и белая, клей, трафареты, калька, ксерокопия рисунка коллажа.

Инструкция:

Вам предлагается изготовить, используя находящиеся перед Вами материалы, коллаж-аппликацию по предложенному образцу. Применяйте свою фантазию. Материалы расходуйте экономно.

Перед Вами на стенах и стендах находятся образцы. Ознакомьтесь, пожалуйста, с операциями, которые Вы должны будете выполнить; с инструментом и оборудованием; с инструкциями по выполнению работ. Не начинайте выполнять задание прежде, чем ознакомитесь с техникой безопасности выполнения работ на данном рабочем месте. Не спешите. В случае возникновения трудностей можете проконсультироваться с мастером.

Последовательность работы:

Выбрать образец.

Найти ксерокопию выбранного образца.

Подготовить листы картона и бумаги тех цветов, которые Вы считаете оптимальными по цветовому сочетанию.

Подготовить шаблоны для изготовления элементов коллажа (используя ксерокопию выбранного образца).

Измерить и вырезать из картона основу для изготовления изделия (должен получиться квадрат с длиной сторон 17 см).

Подготовленные Вами шаблоны положить на лист цветной бумаги, обвести карандашом и вырезать по намеченным линиям.

Вырезанные Вами из цветной бумаги фигуры расположить на подготовленном листе цветного картона так, чтобы расположение их максимально соответствовало выбранному Вами образцу.

Приклеить детали на соответствующие места.

В случае необходимости подправить расположение деталей.

Сравнить полученное изделие с образцом.

Оценить полученное изделие.

Рассчитать расход материала на изготовление 12 подобных изделий и определить их стоимость (в рублях). Расчет производится с использованием таблицы. Форма оформления расчета произвольна.

Подготовить рекламу Вашего изделия и его презентацию.

Оценка: Оценивается точность и аккуратность выполнения задания, удачность подбора цвета основы и наклеиваемого изображения. Обращается внимание на ровность и пластичность вырезанных линий, на аккуратность наклеивания цветной бумаги и идентичность расположения изображения образцу. Мастером заполняется бланк с анализом выполнения работ.

Анализ работы по изготовлению коллажа-аппликации по предложенному образцу:

Критерий ПВК

Применение ПВК при выполнении коллажа

Оценка

Внимание (концентрация, объем, распределение и

переключение)

Способность сосредоточить внимание

на четком выполнении цепочки работ в соответствии с полученной инструкцией; правильно выполнять последовательность и вид операций, не нарушая технику безопасности.

Зрительная память

Учитывая предложенные в инструкции рекомендации и цели, представлять себе целостную картину выполненного задания на всех этапах исполнения.

Долговременная память

На каждом этапе выполнения работ помнить конечную цель задания, применять в случае необходимости, ранее полученные знания и навыки.

Оперативная память

После ознакомления с очередным пунктом инструкции правильно и четко выполнить его.

Математические умения

Производить измерения с помощью линейки и угольника, рассчитывать необходимое кол-во материала и его стоимость на основе заданных величин.

Языковые,текстовые способности

Читать и понимать инструкции. Умение делать необходимые записи; формулировать

вопросы и ответы.

Обучаемость в процессе выполнения предложенной работы

Понимание главных принципов работы; способность оценить свои действия и сделать выводы, а так же выполнить аналогичные задания в более быстром темпе и с более высоким качеством.

Вербальные способности

При необходимости давать устные комментарии своей работе и способность задавать уточняющие вопросы.

Конструктивное мышление и пространственное воображение

Способность соединять отдельные части в единое целое изделие; умение повторить заданные действия; умение видеть детали и их дефекты.

Технические навыки

Точность работы ножницами; умение повторить операцию по способам, предложенным преподавателем.

Координация движений

Способность выполнять согласованные движения, умение работать по образцу.

Навыки работы пальцами рук

Умение выполнять работу пальцами рук

Навыки работы руками

Умение работать инструментами и перемещать руками отдельные предметы

Координация синхронного использования органов

зрения и рук

Способность одновременного

использования органов зрения и рук, включая кисти, при выполнении работы.

Умение различать цвета

Способность различать цвета и их оттенки при выборе цветного картона и цветной бумаги

Художественные способности

Способность выполнения задания с использованием художественного вкуса и развитие художественного мышления

Умение работать по образцу

При сопоставлении своего изделия с образцом находить идентичность в работе
Требования по физической нагрузке

Физическая сила

Способность к легкой малоподвижной работе, выносливость мышц спины и сила кистей рук

равновесие

Способность удерживать равновесие при выполнении работ и ее отдельных операций

Работа в наклонном положении тела

Способность к выполнению работы в наклонном положении тела

Умение тянуться

Способность дотянуться до необходимого предмета при выполнении работы

Умение удержать предметы в руках

Способность удерживать предметы в руках при работе

Выполнять мелкие движения пальцами

Возможность выполнять мелкие движения

пальцами при выполнении работ

Тактильная чувствительность

С помощью осязания чувствовать различия в используемых материалах и инструментах

Умение видеть на близком расстоянии

Способность видеть на близком расстоянии

Умение видеть на дальнем расстоянии

Быть способным видеть на дальнем расстоянии

глазомер

Способность оценивать расстояние между инструментами, материалами и прочими предметами, находящимися в мастерской

Аккомодационная способность

Уметь видеть особенности предметов, удаленных на разное расстояние от глаз

Поле зрения

Иметь достаточное поле зрения для обзора окружающей обстановки, чтобы не пораниться самому и не поранить других

Оценка осуществляется в приведенной ниже последовательности:

Соответствие образцу созданной композиции аппликации:

Как организована плоскость квадрата листа;

Как согласованы между собой все компоненты изображения;

Удалось ли выразить идею и содержание изображения.

Характер формы предметов:

Степень сходства изображения объектов с оригиналом.

Качество конструктивного построения:

Как выражена конструктивная основа формы;

Как связаны детали объекта между собой и с общей формой.

Владение техникой:

Принимается во внимание умение пользоваться карандашом, линейкой, ножницами;

Аккуратность в наклеивании фрагментов;

Точность в соблюдении инструкции.

Общее впечатление от работы:

Возможности (способности) испытуемого;

Особенности его цветового восприятия;

Темп работы;

Оценка работы самим испытуемым.

Каждый из перечисленных пунктов оценивается по трехбалльной системе:

Высокая степень соответствия  2 балла;

Средняя степень соответствия  1 балл;

Низкая степень соответствия  0 баллов.

Таким образом, максимально возможное количество набранных баллов  10, минимальное  0 баллов, среднее количество набранных баллов равняется 5.