Оглавление
Введение
Глава I Постановка проблемы
1.1 Социальный аспект.
1.2 Экономический аспект
1.3 Демографический аспект
1.4 Моральный аспект.
1.5 Политический аспект.
1.6 Международный (межгосударственный) аспект.
1.7 Медицинский аспект.
1.8 Психологический аспект.
Глава II Исследование причины употребления подростками
алкоголя и наркотиков
1.1Особенности и тенденции подростковой наркомании
и алкоголизма.
1.2Факторы риска алкоголизации и наркотизации подростков.
Глава 3
Возникновение и эволюция системы профилактики наркологических заболеваний у подростков
1.1Состояние проблемы профилактики подростковой наркомании
1.2Обзор зарубежного опыта
1.3Отечественный опыт
1.4Организация антинаркотической работы в школе.
1.5 Средства контрпропаганды.
Глава I
Постановка проблемы
1.1 Социальный аспект.
Общественное отношение к наркомании сегодня в подавляющем большинстве случаев характеризуется как однозначно негативное и отвергающее. Подобное отношение включает в себя множество иррациональных убеждений и проекции собственных страхов, связанных с незнанием и непониманием наркомании как явления. В отношении к наркомании репрезентируются общая социальная неудовлетворенность, страх перед неизвестным, а потому—пугающим, негативное отношение к наркомафии, тревога за собственных детей и родственников, эмоциональные впечатления от криминальной статистики, культурно-исторические стереотипы и др. Все это приводит к резкой социальной реакции отторжения и изгнания наркомана со стороны общества. Гиперконтроль или эмоциональное отвержение в семье приводит к тому, что наркоман оказывается на краю общества, загнанный туда своими же друзьями, родителями, милицией, социальными службами, работодателями и т.д. Единственная среда, где наркомана принимают без упреков, агрессии и отторжения и где он может хоть как-то функционировать, — это среда, в которой господствует культура потребления наркотиков и других психоактивных веществ. Выдавливание наркомана из нормального общества приговаривает его к жизни вереде, которая в психологическом смысле разрушает его сильнее, чем наркотики, но вне которой наркоман уже не способен существовать.
Формируется особая наркоманская субкультура со своими специфическими образом жизни, системой ценностей, языком, атрибутами, стереотипами, установками, понятиями, мифами. Наркоманская субкультура, втягивая в свою орбиту молодежь, выступает как мощный фактор приобщения к наркотикам.
Дело в том, что субкультура смягчает восприятие явлений, на которые люди за пределами субкультуры смотрят как на психическое отклонение или даже криминальное поведение. Таким образом, наркоманская субкультура является специфической реакцией на поведение общества по отношению к наркомании и ее появление и развитие — неизбежный процесс. Анализ содержания и направленности наркоманской субкультуры позволяет говорить о ней как об антисистеме и явлении крайне негативном, поскольку она способствует приобщению к наркотикам и закреплению их употребления.
Таким образом, социальный аспект проблемы заключается в том, чтобы понять всю сложность взаимоотношений между человеком, употребляющим наркотики, и разными уровнями его социального окружения.
1.2 Экономический аспект
1.Незаконный оборот наркотиков порождает колоссальный по своим масштабам теневой оборот денежных средств. Торговля и потребление наркотиков выступают как чрезвычайно мощный механизм перекачивания денежных средств в теневой оборот.
2. Государство затрачивает на медицинское обслуживание наркоманов значительные средства, отвлекая тем самым часть средств от решения других проблем здравоохранения.
3. Развитие наркотической зависимости приводит к разрушению трудовой мотивации и трудового поведения в целом. Таким образом из сферы материального и духовного производства происходит постоянный отток рабочей силы. Наркоманы составляют сегодня огромную, ничего не производящую, а только лишь потребляющую часть населения.
4. Поскольку интенсивное употребление психоактивных веществ (за исключением чая, кофе и табака) практически несовместимо ни с работой, ни с учебой, распространение наркомании среди молодежи приводит как к снижению общего интеллектуального потенциала страны, так и к обеднению трудовых ресурсов. На фоне общего экономического кризиса эти процессы носят латентный характер, однако их негативные последствия неизбежно скажутся при смене трудовых поколений.
5. Затрата государственных средств на пресечение незаконного оборота наркотиков не дает сколько-нибудь ощутимого результата. Следовательно, финансовые и другие средства будут направляться в эту сферу во все более возрастающих объемах.
6. В некоторых странах производство наркотиков является частью общей политики. В Бирме, Лаосе, Кампучии прибыль от производства наркотиков составляет значительную часть национального дохода. В ряде таких стран, как Гватемала, Венесуэла, Колумбия, Афганистан, нелегальное производство наркотиков является мощным стимулом для притока капиталовложений в местную промышленность.
1.3 Демографический аспект.
1. В сферу незаконного систематического употребления наркотиков вовлекаются преимущественно юноши и подростки мужского пола. Соотношение наркоманов мужского и женского пола составляет примерно 10:1. Формирование наркотической зависимости приводит к разрушению полоролевого поведения и угасанию сексуальных инстинктов. С другой стороны, смерть от передозировок и несчастных случаев, связанных с наркоманией, приводит к резкой диспропорции в соотношении полов. В результате этих явлений уже в ближайшее время произойдет определенное снижение рождаемости, увеличение количества одиноких женщин и неполных семей.
2. Вымывание вследствие наркотизации мужчин из поколения 70 — 85-х годов рождения приведет к дальнейшему нарастанию диспропорции в соотношении полов в России.
3. Среди наркоманов значительный процент составляют дети из неполных семей или семей, имеющих единственного ребенка. Высокая смертность среди наркоманов приводит к значительному возрастанию числа «бездетных» и беспризорных стариков, о которых некому будет заботиться. Если учесть крайнюю неразвитость системы социальной поддержки старости в нашей стране (дома престарелых, интернаты, стационары дневного пребывания, досуговые центры и т.д.), то очевидно, что появление огромного количества не получающих помощи и поддержки стариков чревато серьезными гуманитарными проблемами.
1.4 Моральный аспект.
В результате систематического употребления наркотиков происходит стремительная девальвация личности с разрушением морально-нравственных аспектов ее поведения. Постепенно у наркомана разрушается моральная основа регуляции поведения. Поведение становится направленным исключительно на непосредственное удовлетворение потребности в наркотиках. Ценности жизни, закрепленные традиционной моралью, оказываются низвергнутыми. Постепенно формируется наркоманская система ценностей, приобретающая статус основы наркоманского способа жизни.
Традиционная мораль, даже подкрепленная авторитетом религии, неспособная остановить волну наркомании, оказалась сегодня перед лицом самой серьезной опасности — окончательного разрушения личности.
Российская семья, несмотря на переизбыток комитетов по вопросам семьи и различных бюджетных центров, не способна защитить ребенка от наркомании. Это надо признать, и факт такого признания станет важным вкладом в социальную психотерапию. Пока общество таково, что родители стыдятся своих детей больше, чем любят их, — дети будут погибать.
Сохранить целостность личности всегда помогала семья и традиционная культура. Семейная культура сегодня оказалась разрушенной в самых глубинных основаниях. Родители не имеют возможности показать позитивный пример своим детям. Традиционная культура стремительно деградирует, что приводит к изменению меры человеческого в человеке. В поисках целостности и самоидентичности подросток незаметно включается в орбиту наркоманской субкультуры с ее традициями, фольклором, особым языком, системой ценностей, жизненных принципов, особых отношений. Наркоманская субкультура предстает сегодня как контркультура с гораздо большим потенциалом, нежели то, что мы пытаемся ей сегодня противопоставлять.
Как контркультура наркомания эксплуатирует глубинные основания культуры, извращая их позитивный смысл, так, христианское «не стяжай богатств на земле» в сознании наркомана преобразуется в «презирай жизнь». И об этом не догадываются ни родители, ни священнослужители. Вместо ожидаемого покаяния наркоман находит в церкви подтверждение своим убеждениям.
1.5 Политический аспект.
Из проблемы сугубо медицинской молодежная наркомания превратилась в проблему общенационального масштаба, постепенно приобретая статус главной угрозы для безопасности страны. Масштабностью проблемы не преминули воспользоваться различные политические партии и социальные группы, используя спекуляции на наркомане-кие темы для решения своих проблем. На выборах в органы законодательной и исполнительной власти всех уровней 85% кандидатов практически во всех регионах России обращались к проблеме наркомании в своих предвыборных программах. Спекулятивность подобных заявлений очевидна: после избрания практически ничего не делается. Несомненно, подобные действия приводят и к снижению авторитета политиков, и к снижению авторитета власти в целом.
1.6 Международный (межгосударственный) аспект.
Классический пример, иллюстрирующий глубинные взаимосвязи производства и торговли наркотиками с межгосударственными отношениями, — история опийных войн в Китае. Ост-Индская компания, которая владела монополией на производство опиума в Бенгалии, огромное количество зелья продавалав Китай. В1820 году в Китае был введен запрет на импорт опиума. Это привело в 1842 году к первой опиумной войне, в результате которой Китай был вынужден вновь открыть свои двери британскому наркотику. В 1857 году вспыхнула вторая опиумная война, в которой к Англии присоединились Франция и США. Китай проиграл и эту войну. С целью приостановки оттока золотого запаса и для спасения страны от инфляции Китай начал выращивать собственный опийный мак.
Таким образом, наркотики стали элементом международной политики еще в XIX веке. В XX столетии защита своих граждан от наплыва наркотиков неоднократно становилась поводом для вмешательства во внутренние дела, а иногда и военных операций США в латиноамериканских странах.
С другой стороны, зоны производства, каналы распространении и регионы потребления наркотиков, как правило, разнесены в пространстве и не вмещаются в границы отдельных государств. Распространение наркомании приводит к глобализации криминальных отношений. Криминальные структуры, контролирующие производство, распространение и сбыт наркотиков, выходят на уровень международных синдикатов, способных благодаря своим финансовым возможностям влиять на политику отдельных стран или регионов.
1.7 Медицинский аспект.
Традиционная наркология рассматривает наркоманию как неизлечимую хроническую болезнь, в течении которой возможны более или менее продолжительные периоды ремиссии.
Считается, что по мере приема наркотиков развиваются три
главных клинических феномена:
1. Психическая зависимость. Ее суть заключается в том, что человек перестает чувствовать себя более-менее вписанным в жизнь без приема наркотиков. Наркотик становится важнейшим условием контакта человека с жизнью, собой, другими людьми.
2. Физическая зависимость. Она заключается в том, что постепенно наркотик проникает в различные цепи обменных процессов в организме. Если наркоман не принимает соответствующее количество наркотика, он испытывает различные по степени выраженности физические страдания: ломоту, дрожь, расстройства в деятельности пищеварительного тракта, сухость кожи (или, наоборот, обильную потливость) и др. Эта явление называется «абстинентный синдром». Для его снятия необходимо принятие наркотика, дозы которого постоянно увеличиваются.
3. Толерантность. Имеется в виду привыкание к наркотику. С полной уверенностью можно утверждать, что современная медицина не имеет эффективных средств терапии наркомании. В подавляющем большинстве случаев лечение сводится к госпитализации больного, лишению его возможности принимать наркотики, проведению дезинтоксикационной и общеукрепляющей терапии. Перечисленные мероприятия купируют абстинентный синдром, разрушают физическую зависимость. Однако психическая зависимость, играющая в развитии наркомании, как мы полагаем, важнейшую роль, остается вне досягаемости для существующих сегодня психотерапевтических мероприятий, построенных в соответствии с традиционным психиатрическим подходом. Сложившаяся в медицине (психиатрия и клиническая психология) традиция связывать употребление наркотиков и злоупотребление ими с какими-либо психопатологическими процессами в индивидуумах, на наш взгляд, лишь консервирует наркотическую проблему. Увы, «внушение больному отвращения к принимаемому средству, когда он находится в состоянии гипноза и во время выработки отрицательного рефлекса на вещество, которым злоупотребляет», оказывается малопродуктивным методом разрушения психической зависимости (16, с. 297).
Таким образом, чисто медицинский подход к наркомании оказывается неэффективным ни в плане лечения и реабилитации, ни тем более в плане профилактики.
1.8 Психологический аспект.
Некоторые специалисты, пытаясь определить «донаркотическую» личность наркомана, на первое место ставят импульсивный характер. Они относят наркоманию к импульсивным неврозам, а состояние, предшествующее наркомании, считают основным, решающим фактором, инициирующим ее возникновение. В поисках этиологических факторов наркомании, на наш взгляд, значение нужно придавать не только химическим эффектам наркотика, а больше обращать внимание на символическое значение, которое наркотик имеет для пациента. С этой точки зрения, наркомания является своеобразным выражением неупорядочности личности и неприспособленности ее к окружающему миру.
Некоторые исследователи, говоря о донаркотической личности наркомана, выделяют следующие черты личности молодых людей, которые могут, хотя и не обязательно, стать причиной наркомании: эмоциональная незрелость, неполноценная психосексуальная организация, садистские и мазохистские проявления, агрессивность и нетерпимость. Слабые адаптационные способности, склонность к регрессивному поведению, неспособность к межличностному общению с партнером и т.д.
В более поздний период развития наркотической зависимости вследствие нравов и привычек наркоманов первичная личность начинает изменяться. Внутренние конфликты обостряются. А слабая психическая адаптация становится все более очевидной. Последствия хронического употребления наркотиков приводят к усилению пассивности и лени, безразличию к своему внешнему виду, к бесплодному фантазированию и невозможности принятия решения, а также к абсолютной неспособности более длительного усилия. Вторичными последствиями являются нелегальное приобретение наркотиков, подделка рецептов, обман без всяких ограничений членов семьи, друзей, врачей и в конце концов конфликте законом. Этическая деградация является отличительной чертой хронического наркомана.
Принимая все это во внимание, можно сделать вывод, что наркомания и склонность к употреблению наркотиков как ненормальные формы поведения являются суммой разных факторов, обусловленных как индивидуальными, так и социальными особенностями. А также комбинацией тех и других.
Таким образом, с точки зрения психологии наркомания рассматривается как проблема личности, принимающей наркотики, в определенном социально-культурном контексте. При этом общество, социальная и культурная среда, реагируя на наркоманию, встраиваются своими реакциями в наркоманский тип поведения. Отсюда становится понятным, что для эффективной реабилитационной работы необходима реализация комплексного подхода, включающего в себя работу с личностью наркомана, его ближайшим микросоциальным окружением, а также с обществом в целом: оно должно изменить свое отношение к наркотикам и наркоманам так, чтобы, по крайней мере, не подкреплять их отношения к себе как к социальным изгоям, неудачникам или бунтарям.
Отношение к наркотику не существует изолированно от отношений к другим сторонам жизни и поэтому может быть изменено лишь в контексте измененной системы отношений личности в целом.
Анализ исследований отечественных и зарубежных психологов приводит к двум основным выводам.
1. Имеющиеся психологические данные неоднородны и противоречивы по характеру, а следствия употребления наркотиков часто путают с их причинами.
2. Ни одна концепция возникновения психологической зависимости не представляется исчерпывающей и убедительной.
Необходимо продолжение исследований в этом направлении, поскольку оно недостаточно разработано в отечественной психологии.
Исследования, проведенные на базе благотворительного фонда «Второе рождение», позволяют сформулировать следующие выводы:
1. Столкновение личности с обстоятельствами, препятствующими реализации в жизни ее глубинных, базисных тенденций, обусловливает предрасположенность к злоупотреблению наркотиками.
2. Злоупотребление наркотиками является защитной активностью личности перед лицом трудностей, которые препятствуют удовлетворению наиболее важных и значимых для нее потребностей.
3. Состояние наркомана в период после разрушения физической зависимости можно охарактеризовать как экзистенциальный кризис. Психотерапия должна быть направлена на его разрешение, поскольку он является важнейшим фактором возврата к наркотикам.
4. В поведении каждого наркомана может быть обнаружен его уникальный паттерн взаимодействия с жизнью, который вместе с типичными для наркоманов чертами образует его наркоманский образ жизни.
5. Не существует никакой преднаркотической или донаркотической личности, а также никакой предрасположенности к наркотикам. С некоторой долей уверенности можно говорить лишь о факторах, повышающих риск злоупотребления психоактивными веществами.
Очевидно, что приведенный анализ не является исчерпывающим. Однако он дает возможность увидеть не только многоаспектность проблемы, но и ее системность, что позволяет более адекватно проектировать реабилитационные и профилактические программы.
Проведенный анализ показывает, что эффективная профилактика наркомании возможна, если она строится как системное воздействие, способное повысить возможности личности для самореализации в динамичной социальной сфере.
В настоящее время серьезность проблемы усугубляется быстротой и непредсказуемостью ее распространения, ростом объемов наркотических веществ на рынке, их доступностью, притоком синтетических психоактивных веществ и появлением практики одновременного злоупотребления несколькими веществами сразу. Вдыхание, глотание или курение наркотических веществ вытесняются эпидемией их инъецирования, что сопряжено с риском превышения смертельной дозы и скорой выработкой сильной зависимости. Наблюдается снижение возраста первого приобщения к наркотику. Среди школьников выросло число злоупотребляющих ингалянтами. Социальные последствия в результате изменений личности, вызванных наркотиками, затрагивают не только самих наркоманов, но и окружающих их людей и общество.
Проблему, связанную со злоупотреблением психоактивными веществами, мы рассматриваем как проблему личности, которая употребляет наркотические вещества, в определенном социально- культурном контексте, при этом общество и культурная среда реагируют на это весьма противоречиво.
Глава II
Исследование причины употребления подростками алкоголя и наркотиков
1.1 Особенности и тенденции подростковой наркомании и алкоголизма.
В НИИ физиологии детей и подростков Академии педагогических наук РФ были проведены исследования; отвечая на вопрос об основной причине, побудившей к первому употреблению алкоголя, 30,5% подростков ответили, что они стали пить из любопытства,20,1% -потому, что взрослые пьют, 15,8% — чтобы почувствовать себя взрослым, 10,4% — чтобы утвердиться в группе сверстников, 9% — так как скучно, 5,8% — чтобы легче общаться с другими людьми, 3,6% — для смелости, 2,5% — чтобы устранить страх, 2,2% — чтобы снять напряжение. Выявленные мотивы можно объединить в четыре группы:
1) познавательные; 2) самоутверждения; 3) символического участия; 4) снятия психодинамического напряжения (20, с. 13).
Интересные данные о влиянии алкоголя на психику приводят В. С. Братусь и П. И. Сидоров в книге «Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма»(10).
Проведенные опросы выявили следующие источники информации: художественные и документальные фильмы, телепередачи, книги и брошюры, газетные и журнальные статьи, беседы со взрослыми (родителями, учителями, врачами – наркологами), рассказы старших ребят и сверстников.
Многие исследователи пришли к выводу, что сильнее всего риск употребления
наркотиков выражен у молодежи в возрасте 12-18 лет. В это время молодые люди должны справится с большим количеством задач развития, с гораздо большим, чем в любой другой период их последующей жизни: они должны подготовить свой уход из родительского дома, достичь признания в своей возрастной группе, завязать дружеские и партнерские отношения, определить перспективу будущей профессии, создать собственную шкалу ценностей и этическое самосознание как основу собственного поведения. Риск отклоняющегося поведения ( употребления наркотиков и алкоголя – это лишь одна из возможных форм) возникает, если молодой человек не видит этих задач или не может их принять, либо если решение этих задач является для него или кажется ему невозможным.
Исследование американского ученого Д.В.Кандела показало, что употреблению наркотиков почти всегда предшествует употребление алкоголя и табака. Это объясняется, видимо, тем, что употребление одних одурманивающих веществ, в частности алкоголя и табака, фактически снимает запрет на употребление других.
Сегодня в России просматриваются следующие особенности и тенденции подростковой наркомании и алкоголизма:
• рост объемов наркотических веществ на рынке и их доступность;
• высокий темп роста наркомании, особенно детской и подростковой;
• значительное расширение ассортимента наркотиков и алкогольных напитков, нарастающее распространение героина, кокаина и синтетических наркотиков;
• полинаркомания (употребление всего подряд в немыслимых сочетаниях);
• тенденция к омоложению, более раннему возрасту употребления наркотических веществ;
• широкая доступность так называемых вовлекающих наркотиков и включение их в молодежную субкультуру, что обеспечивает рекламу наркотиков и снижение «порога страха» перед их применением, существование налаженной системы вовлечения в употребление наркотиков детей и подростков, изменение структуры наркомании от болезни, характерной для определенного круга лиц (социально неблагополучные, страдающие психическими нарушениями, имеющие криминальное прошлое), к состоянию, характерному для большей части молодежи;
• феминизация (все большее количество молодых девушек начинают употреблять наркотики);
• неграмотность и противоречивость профилактической информации, часто приводящие к противоположному эффекту;
• проводимые профилактические мероприятия (образовательные) характеризуются малой широтой распространения, отсутствием научного подхода, неадаптированностью к российским условиям, некомпетентной активностью;
• все возрастающий страх взрослых и стремление дистанцироваться, уйти от проблем подростковой и юношеской наркомании и наркоманов, переложить все ее решения на правоохранительные органы;
• тенденции решать проблемы наркомании путем культурно-массовых мероприятий;
• все большая очевидность неэффективности и недостаточности медицинской (медикаментозной) помощи при лечении и реабилитации наркомании;
• существующая система лечения и реабилитации наркоза-висимых характеризуется направленностью на старую социальную структуру больных (психически больные, бывшие криминальные элементы и т.д.);
• в реабилитации и профилактике преобладает ведомственный подход, что препятствует комплексному решению проблемы реабилитации и профилактики; существующие подходы к реабилитации не дают эффективности, сравнимой с мировым показателем;
• существующая система финансирования реабилитации, научных исследований в этой области и оплаты труда специалистов не способствует улучшению качества работы;
• ситуация с реабилитацией приводит к созданию мифа о неизлечимости наркомании, что утяжеляет положение наркоманов;
• наркомания на сегодняшний день стала основным источником распространения венерических заболеванийидажеСПИДа.
Подводя итоги результатов исследования причин употребления подростками одурманивающих веществ, можно сказать, что основу внутренних побудительных сил составляет действие механизма поиска впечатлений на фоне неразвитости сферы потребностей, подражание взрослым (или сверстникам), искажение процесса социализации, потребность в саморегуляции внутреннего состояния, особенно в психотравмирующей ситуации, нарушения в эмоциональной или познавательной сферах, недостаток научных знаний о здоровом образе жизни, об алкоголе, табаке, наркотиках, их свойствах, последствиях их употребления для личности и общества.
Секрет власти наркотиков заключается в том, что наркотик не только «дьявольская штучка», но и «райское блаженство», так как поначалу все они вызывают приятные ощущения.
Если человек живет в безнадежной, запутанной, невыносимой обстановке, то наркотик – великий утешитель и самый легкий выход из сложившейся ситуации. Если его жизнь скучна, бедна впечатлениями – к его услугам опять же наркотик.
В этой достаточно безрадостной картине утешением может служить только одно: причиной наркомании является не наркотик как таковой, а чаше всего социально-психологические и психологические проблемы подростка, но тогда .все определяет уровень развития, способность решать эти проблемы, т.е. перед нами вопрос не физиологии, а личности. И поэтому очень важно научить подростка правильно относиться к своим даже самым тяжелым и самым сложным жизненным событиям. Научившись видеть в возникающих проблемах не беспощадного врага, а бесстрастного строгого учителя, испытывающего подростка на жизнестойкость, он получает возможность даже в самых невыносимых обстоятельствах личностно развиваться. Научиться этому трудно, но только в этом случае всякая другая помощь подростку, в том числе и материальная, будет идти на пользу.
Повышенное внимание к воспитанию и обучению детей группы риска, оказание им помощи в соответствии с функциональными особенностями психофизиологических механизмов наркотизации должно стать одним из наиболее действенных профилактических мероприятий по предупреждению алкоголизма и наркомании (3, 10,18,21,26,34).
1.2 Факторы риска алкоголизации и наркотизации подростков.
Условно можно выделить четыре основные группы факторов, способствующих развитию отклоняющегося поведения в целом и алкоголизации и наркотизации в частности (10,12, 14,23).
1. Нравственная незрелость личности: отрицательное отношение к обучению, отсутствие социально одобряемой активности и социально значимых установок; узкий круг и неустойчивость интересов, отсутствие увлечений и духовных запросов; неопределенность в вопросах профессиональной ориентации, отсутствие установки на трудовую деятельность, дефицит мотивации достижений, уход от ответственных ситуаций и решений; утрата «перспективы жизни», видения путей развития своей личности; терпимость к пьянству, наркотикам.
2. Нарушенная социальная микросреда: неполная семья; сильная занятость родителей; отсутствие оранжев и сестер; искаженные семейные отношения, приводящие к неправильному освоению социальных ролей, неправильное воспитание; раннее (12- 13 лет) начало самостоятельной жизни и преждевременное освобождение от опеки родителей; легкий и неконтролируемый доступ к деньгам и непонимание того, как они достаются; алкоголизм или наркомания у кого-либо из близких родственников или близких людей; низкий образовательный уровень родителей.
3. Индивидуально-биологические особенности личности: наследственная отягощенность в отношении психологических заболеваний и алкоголизма, тяжелые соматические заболевания и нейроинфекции в раннем детстве; органические поражения мозга, умственное недоразвитие и психологический инфантилизм.
4. Индивидуально-психологические особенности и нервно-психические аномалии личности: низкая устойчивость к эмоциональным нагрузкам, повышенная тревожность, импульсивность, склонность к рискованному поведению, недостаточная социальная адаптация, особенно в сложных условиях, различной выраженности акцентуации характера, преимущественно конформного, гипертимного, неустойчивого типов, неврозы и психопатии.
В настоящее время существует ряд подходов к диагностике повышенного риска алкоголизма и наркомании у подростков, коррекции их поведения, эмоциональных нарушений. Согласно наркологическому подходу, основными признаками риска считаются злоупотребление чаем, кофе, табаком, алкоголем, наследственная отягощенность наркологическими и психическими заболеваниями. При педагогическом подходе признаками риска считаются вредные привычки (грызение ногтей, курение), педагогическая запущенность, воспитание в социально неблагополучных семьях. Правоохранительный подход в качестве основных признаков риска рассматривает определенные формы девиантного поведения: азартные игры, самовольные уходы из семьи, уклонение от учебы и работы, участие в асоциальных подростковых группах. Психиатрический подход основное значение придает психическим нарушениям: неврозам, психопатиям, депрессиям, органической мозговой патологии.
Под влиянием социальных факторов у человека может происходить деформация личности, формироваться неадекватная система ценностей, снижаться уровень притязаний, проявляться опустошенность, приводящая к отверженности.
Под влиянием медицинских факторов ослабленный организм часто неспособен противостоять негативным воздействиям среды, находить силы для преодоления тяжких жизненных ситуаций. Человек пытается найти свой способ уйти от решения проблем, что поначалу и позволяет сделать алкоголь или наркотик. Многие подвергаются воздействию указанных факторов, и у таких людей, даже не ставших наркоманами, всегда выше риск развития заболевания вплоть до стадии зависимости после однократного приема наркотиков.
В старшем школьном возрасте, в период взросления социальные и медицинские факторы на фоне психологических приобретают статус особо опасных.
Действительно, объективные (социальные) и субъективных (психологические) факторы, действующие на растущий организм, так или иначе вводят подростка если не в депрессивное, то, во всяком случае, в субдепрессивное состояние. Однако образ героя, с которым подросток хочет идентифицировать себя, человек, на которого он стремится быть похожим в своем идеальном «Я», совсем не похож на депрессивного и тревожного, а наоборот, он целеустремленный, общительный, активный и независимый. В результате подросток, находясь объективно в реальных переживаниях в депрессивном состоянии, а в идеальных представлениях совсем наоборот, естественно, будет стремиться избавиться от гнетущего несоответствия чувств и мыслей, и именно это позволит ему легко пойти на эксперимент, обещающий избавление от «страданий» и тревог за счет «модного и престижного лекарства».
Особого внимания заслуживает анализ причин, по которым некоторые старшеклассники, находясь объективно в равных условиях, все же сохраняют наркоустойчивость, тогда как другие начинают употреблять наркотические вещества. Анализ литературы и наша практическая работа позволили выявить следующие особенности старшеклассников, определяющие склонность к наркотизации. Во-первых, подростки отличаются психологическими особенностями в переживаниях, а также способах разрешения внутриличностных и межличностных конфликтов, различным поведением в условиях конфликтных взаимоотношений. Подростки, способные к конструктивному поведению в конфликтных ситуациях со взрослыми или сверстниками, значительно устойчивее в отношении наркотиков, нежели их «неконструктивные» ровесники.
Во-вторых, подростки, различаются фактором стрессоустойчивости. Дети, обладающие индивидуальной внутрипсихологической способностью или умением преодолевать стрессовые ситуации, трансформировать их в различного рода поисковую активность, показали значительно большую устойчивость к наркотикам, чем дети, не умеющие этого делать. Мы убедились, что стрессоустойчивость как личностное качество может, быть сформирована психологическими средствами и служить целям наркопрофилактики.
Понятие наркоустойчивости тесно связано с понятием психологической устойчивости личности. Особенности переживаний жизненных трудностей и напряжений в среде подростков и молодежи индивидуально проявляются как способ отношения к тупиковым, трудно разрешимым или вообще неразрешимым проблемам. По мнению М. Селигмана, важнейшим фактором, определяющим психологическую устойчивость личности, является уровень оптимизма (пессимизма). Согласно М. Селигману, этот уровень выражается в оценке субъектом своих успехов и неудач. Выделяются три параметра, характеризующих эту оценку.
1. Представление о постоянстве или временности успехов и неудач.
2. Представление об их ситуативности или всеобщности.
3. Приписывание их себе или окружению.
Психологическая устойчивость—это целостная характеристика личности, обеспечивающая ее устойчивость к фрустрирующему и стрессогенному воздействию трудных ситуаций. Она вырабатывается и формируется одновременное развитием личности и зависит от типа нервной системы человека, опыта личности, приобретенного в той среде, где она развивалась, от выработанных ранее навыков поведения и действия, а также от уровня развития основных познавательных структур личности.
Устойчивость к стрессу понимается по-разному.
• Как способность выдерживать интенсивные или необычные стимулы, представляющие собой сигнал опасности и ведущие к изменениям в поведении.
• Как способность выдерживать чрезмерное возбуждение и эмоциональное напряжение, возникающее под действием стрессов.
• Как способность выдерживать без помех для деятельности высокий уровень активации.
Решающее значение в развитии психологической устойчивости принадлежит познавательному отношению к трудной ситуации.
С психологической точки зрения, ситуация представляет собой систему отношений человека с окружающим миром, значимую с точки зрения жизни, развития и деятельное! и данной личности. О проблемной ситуации можно говорить лишь в том
случае, когда система отношений личности с ее окружением характеризуется неуравновешенностью, либо несоответствием между стремлениями, ценностями, целями и возможностями их реализации, либо качествами личности. Среди таких ситуаций можно выделить несколько групп.
• Трудные жизненные ситуации (болезнь, опасность инвалидности или смерти).
• Трудные ситуации, связанные с выполнением какой-либо задачи (затруднения, противодействие, помехи, неудачи).
• Трудные ситуации, связанные с социальным взаимодействием (ситуации «публичного поведения», оценки и критика, конфликты и давление).
Первоначальные эпизоды, связанные с введением в организм наркотика, не осознаются молодыми людьми в полной мере.
Существует целый ряд патологических явлений, увиденных и описанных наркоманами в состоянии измененного сознания. Наиболее часто встречающиеся явления — это повышенная потребность поделиться своим духовным состоянием, беспричинный смех, внезапные выкрики, нелогичные и бессвязные высказывания, галлюцинации, не узнавание знакомых лиц и объектов, состояния, похожие на лунатизм, ощущение существования вне собственного тела, акты насилия. Воспоминания о пережитой эйфории и связанных с ней впечатлениях через несколько дней или недель — затруднены и туманны. Однако остается желание пережить и почувствовать все это еще раз. Скорее всего, психическая зависимость или стремление к повторению наркотического переживания в значительной мере формируются в подсознании.
Личность наркомана с многолетним стажем отличается физическим разрушением и духовным вырождением. Наркоманы являются рабами одних и тех же нравов и навыков и живут весьма примитивной жизнью.
На поздних этапах развития наркомании индивидуальные различия между личностями наркоманов стираются и они все становятся одинаковыми. Разные наркоманы похожи как в плане внешнего вида, так и в образе мышления, выражения мыслей и в отношении к жизни. Это было одной из причин того, что наркоманов пытались отнести к единой категории личности и подходить к ним в терапевтическом плане универсально, что конечно же приводило к неудаче в лечении.
Психоаналитические исследования наркомании сводятся к объяснению возникновения зависимости как остановки в психосексуальном созревании, ведущей к оральной неудовлетворенности. Так как она никогда не может быть удовлетворена полностью, то фрустрированная личность реагирует враждебно, и если она замыкается в себе, то это ведет к психическому разрушению. Для таких людей наркотик является средством, освобождающим от фрустрации путем вызывания эйфории. Общественное осуждение, сопровождающее употребление наркотиков, только усиливает враждебность и одновременно приводит к усилению чувства вины.
Наркоман является безответственным человеком, неспособным к достижению успеха ни в одной из областей общественной или экономической деятельности. Как правило, наркоман входит в конфликт с законом еще в юношеском возрасте. Большинство из них страдает от разного рода фобий — страх перед арестом, перед наказанием, перед утратой последней точки опоры, перед нехваткой наркотика в период абстинентного кризиса, перед нехваткой денег и т.п.
Наркоманы никогда не бывают хорошими учениками, а после окончания школы, если им это удается, редко выполняют какую-нибудь ответственную работу. Наркоман вообще не знает, что такое настоящая работа. Чаше всего он является безработным, живет на иждивении у своей семьи или на нелегальные доходы. Он редко бывает женат, а если и женится, то имеет в браке серьезные проблемы.
3апрограммированные исключительно на приобретение и употребление наркотиков, они интересуются только собственным удовольствием от действия этих препаратов. Неспособные к длительным и глубоким межличностным контактам, наркоманы получают удовлетворение только от наркотика. Они ничего не могут дать другим, они могут только брать. Прежде всего их интересует, где и как достать наркотик.)
Неполноценные связи с другими людьми являются следствием неполноценного «Я» наркомана, для которого либидо является с размытым эротическим понятием». Для наркоманов, делающих себе уколы, шприц может стать символом полового органа, в то время как у наркоманов, глотающих таблетки, явно проявляются оральные сексуальные наклонности. Сексуальный приоритет у наркоманов выражен слабо и в любой момент может быть нарушен.
По причине ущербности социального развития личности наркоман старается избегать любой формы ответственности, становится недружелюбным и недоверчивым по отношению к тем, кого он считает частью угрожающего ему мира. Поэтому объединение наркоманов в группы является одной из их социальных потребностей. По этой причине современные наркоманы, за исключением шизофренических личностей, редко принимают наркотики в одиночку. Большинство из них живет в неформальных группах, и наркоманская группа является одной из отличительных черт современной наркомании. В большинстве случаев наркоману еще в период, предшествующий возникновению зависимости, не хватало чувства уверенности. Наркоманская группа также несет в себе черты неудачного самолечения социально неуверенных и эмоционально незрелых личностей. Мотивы объединения в группы наверняка не являются здоровыми. Связи внутри группы непрочны, но наперекор всему наркоманская группа существует, особенно перед лицом опасности извне. Членов наркоманской группы объединяет необходимость добывания наркотиков, а также один образ жизни. В такой группе нет иерархии, все ее члены имеют равные права и никаких обязанностях. Они уважают свободу, понимаемую как анархию и своего рода фетиш. Иногда какая – нибудь сильная личность может подчинить себе всю группу, и тогда наркоманы считают ее своим духовным и идейным лидером, подчиняются беспрекословно, веря, что эта личность является олицетворением всех их чаяний.
После начала употребления наркотиков у подростка психическая зависимость формируется гораздо раньше, чем после употребления алкоголя. Она проявляется в том, что человек стремится вновь вернуть состояние, которое он испытывал, находясь в наркотическом опьянении. Он стремится или получить приятные ощущения от приема наркотиков, которые могут быть очень сильны, или, находясь под воздействием наркотиков, отвлечься от неприятных переживаний и отрицательных эмоций. В первом случае человек, будучи лишен возможности принимать наркотики, воспринимает действительность «серой», недостаточно динамичной и живой, во втором — оказывается подавлен проблемами, от которых он пытался уйти, прибегая к употреблению наркотиков. В зависимости от вида наркотика его воздействие на человека может проявляться по-разному. Стремление избежать психологического и эмоционального дискомфорта столь сильно, что человек не в силах отказаться от дальнейшего употребления. На этой стадии заболевания ему уже необходима помощь специалистов — психологов и врачей, которая может быть эффективной только при поддержке близких людей, особенно родителей.
Как правило, формирование психофизиологической зависимости происходит в такой последовательности:
I этап — эксперимент;
II этап —периодическое употребление;
III этап —регулярное употребление;
IVэтап — навязчивая идея;
V этап – психофизиологическая зависимость
В зависимости от стадии заболевания изменяется и частота употребления наркотиков и алкоголя – от проб через эпизодическое употребление к систематическому. Однако систематическое употребление не обязательно связано с наличием физической зависимости, а может начаться и значительно раньше (8,10,17,21,26,24,34)
В связи с тем, что тема первичной профилактики наркомании является сравнительно новой для большинства провинциальных городов России, представляется интересным и полезным обратиться к обзору истории развития первичной профилактики наркотических заболеваний у детей за рубежом.
Глава 3
Возникновение и эволюция системы профилактики наркологических заболеваний у подростков
1.1 Состояние проблемы профилактики подростковой наркомании
Очевидно, что добиться сколько-нибудь заметных результатов в решении проблемы наркомании невозможно без организации адекватной профилактической работы. Профилактика подростковой и юношеской наркомании становится одной из важнейших задач общества. Это осознает сегодня подавляющее большинство населения от государственных чиновников всех уровней до обычных, рядовых граждан. Вместе с тем разработка и внедрение первичной профилактики наркомании у подростков и молодежи оказываются чрезвычайно затруднены в силу ряда обстоятельств, важнейшими из которых являются следующие:
1) Недостаточно ясным продолжает оставаться вопрос о том, к чьей компетенции относится реализация антинаркотической работы с молодежью. Какие ведомства должны взять на себя затраты и ответственность по ее проведению. Нерешенность этого вопроса приводит к тому, что, с одной стороны, государственные средства, выделяемые на профилактику наркомании, распыляются по различным ведомствам, которые реализуют плохо согласованные друг с другом мероприятия, эффективность которых трудно оценить, а с другой — ведомства, имеющие непосредственное отношение к профилактике наркомании среди молодежи, всячески дистанцируются от этой работы.
2) По-прежнему неопределенным является вопрос о том, усилиями каких специалистов — педагогов, врачей, психологов — должна вестись антинаркотическая работа с молодежью.
Очевидно одно: усилия педагогов недостаточны в силу их низкой осведомленности в вопросах наркомании, а усилия медиков ограничены недостаточностью навыков работы с детьми. И в том, и в другом случае мы сталкиваемся с различными аспектами некомпетентности, сформировавшими господствующую ныне модель профилактики, основа которой — запугивание и дезинформация.
3) Практически отсутствуют научные обоснования программ первичной профилактики наркомании среди молодежи.
4)Существующие в настоящее время единичные методические рекомендации составлены врачам и наркологами и носят ознакомительный характер. Отсутствие обоснованных» проработанных программ профилактики наркомании приводит, с одной стороны, к сохранению запугивающей модели антинаркотической работы, а с другой — к стремлению внедрить в российских условиях зарубежный опыт. Неэффективность первого подхода очевидна, и его сохранение в нынешних условиях означает пустую трату средств, профессиональных усилий и поистине драгоценного времени. Вопрос эффективности зарубежных антинаркотических программ требует специального изучения. Однако даже сейчас ясно, что без учета культурологического аспекта молодежной наркомании эффективная адаптация зарубежных программ невозможна.
5) До сих пор в медицине и психологии отсутствует системный подход в понимании наркомании как явления. Узкопрофессиональное видение приводит к формированию восприятия наркомании как болезни, психоза, неспецифической формы личностной защиты и др. Вместе с тем очевидно, что речь идет о системном явлении, адекватное понимание которого возможно лишь с позиций системного подхода.
6) Сегодня мы можем констатировать наличие некоторых результатов в изучении наркомании с позиций наркологии, психиатрии, биохимии, физиологии, психологии. Однако сколько-нибудь существенных результатов в профилактике наркомании в молодежной среде вряд ли можно добиться без разработки педагогического аспекта антинаркотической работы. В настоящее время таких исследований практически нет. Существуют лишь слабые в методологическом плане попытки осмысления опыта деятельности наркоманских общин, существующих во многих странах мира, в том числе и в России.
1.2 Обзор зарубежного опыта
США
Американские эксперты Национального института наркомании утверждают, что наркотики, вызывающие зависимость, коренным образом изменяют головной мозг человека, вызывая маниакальную, не поддающуюся контролю тягу к поиску и употреблению. Вот что они говорят: «Сегодня известны 72 фактора риска возникновения наркомании и наркотической зависимости. Они имеют различную значимость и могут действовать на уровне отдельного человека, семьи или общества».
Кстати говоря, это те же самые факторы риска, которые играют свою роль в других случаях: бедность, расизм, отсутствие должного воспитания, дурное влияние со стороны сверстников, «плохая» компания. Эти факторы риска увеличивают вероятность того, что люди с определенными чертами характера начнут принимать наркотики. Но не будем спешить с обобщениями. Большинство людей со многими факторами риска не прикасаются к наркотикам. Сами по себе эти факторы риска не определяют конечного результата.
Тогда от чего же зависит, будет ли, скажем, Гарри употреблять наркотики и станет ли он наркоманом? Это далеко не один и тот же вопрос. Подтолкнуть Гарри к наркотикам могут разные личные обстоятельства—состояние стресса, употребление наркотиков его сверстниками, их доступность, психологическое давление или просто желание «отключиться» от неприятной жизненной ситуации или изменить настроение и зажить веселее с помощью наркотиков. Люди впервые принимают наркотики, пытаясь изменить свое настроение, свое отношение к действительности или свое эмоциональное состояние . И мы, кстати говоря, очень много знаем о том, как наркотики это делают и какие мозговые механизмы они затрагивают.
Такой общий механизм состоит в том, чтобы вызвать выделение дофамина, вещества, содержащегося в клетках основания головного мозга в соединении, которое называется «дорожкой метаболического вознаграждения». Дофамин служит в этом соединении нейрохимическим передатчиком. Определенный уровень дофамина в мозгу образуется в нормальных условиях под воздействием вкусной пищи или занятий любимыми видами деятельности, он необходим для человеческой жизни. Дофамин — очень важное во многих отношениях вещество. Например, он участвует в моторной функции, для поддержания которой в мозгу человека должно присутствовать некоторое минимальное количество дофамина. Например, болезнь Паркинсона вызывается дефицитом дофамина, что приводит к моторным нарушениям. И шизофрения, и депрессия — главным образом шизофрения — отчасти вызываются недостатком дофамина. И действие аитипсихотических наркотиков основано на повышении уровня дофамина. Содержание дофамина должно не скакать вверх и вниз, а поддерживаться на определенном уровне.
Дофамин — ключевой элемент, и все вещества, вызывающие наркотическую зависимость, изменяют содержание дофамина в этой части головного мозга. Таким образом, и алкоголь, и никотин, и наркотики производят изменение дофамина в окрестностях ядра, в мезаболическом пути в основании головного мозга. Вначале принятие наркотиков увеличивает выделение дофамина, но с течением времени оно фактически начинает вызывать обратный результат, т. е. объем выделения дофамина сокращается. И это дает ученым основание полагать, что большинство наркоманов испытывают трудности с получением удовольствия, поскольку дофамин играет при этом важную роль, и если его уровень невысок, человек не чувствует себя столь уж хорошо. Но, однажды попав под наркотическую зависимость, человек фактически принимает наркотик не только ради удовольствия, а чтобы избежать болезненных симптомов. Он пытается избежать подавленности и боли, т.е. поднят уровень дофамина, чего не происходит, но он повторяет попытки снова и снова . (23, с. 2).
Англия.
В Англии, как и во многих других странах, работа по профилактике вредных привычек у подростков в настоящее время ведется в рамках относительно новой дисциплины – «Обучение здоровому образу жизни». В России аналогичные предметы называются «Валеология», «Основы Безопасности Жизнедеятельности» (ОБЖ) и т.п.
В Англии предложены, апробированы и изучены различные стратегии обучения здоровому образу жизни, проанализированы степени их эффективности (39,с.3).
ГЕРМАНИЯ
Из отчета об исследовании Федерального управления криминальной полиции Германии: «А. Кройцер установил, что уже примерно 20 лет ходят слухи о совращении молодежи торговцами наркотиками, которые либо тайно продают наркотики ученикам или молодым людям, либо дают им возможность бесплатно пробовать наркотики, делая их зависимыми и тем самым превращая в своих клиентов. Наилучшим местом для таких контактов все еще считают школу. Реальность, однако, выглядит по-другому.
По мнению Кройцера, потребление наркотиков, как правило, есть результат процесса социального научения. Знакомство с употреблением наркотиков начинается обычно в результате дружеских контактов с другими потребителями наркотиков. Первое употребление «слабых, мягких» наркотиков происходит в кругу знакомых, причем господствуют мотивы любопытства и приспособления к своей возрастной группе. Для продолжения употребления решающим является то, что оно не вызывает отрицательных эмоций либо дает такие положительные эффекты, как признание, принадлежность к группе и т.п., которые делают привлекательным дальнейшее употребление».
Любопытство и снятие сдерживающих факторов, по-видимому, являются существенными моментами в начальном употреблении наркотиков(22, с. 38).
Некоторые дети, даже когда они подвергаются многим факторам риска, не употребляют наркотики и алкоголь. Исследования показывают, что от этого их удерживает, по-видимому, целый ряд защитных факторов:
1) Чувство юмора.
2) Внутренний самоконтроль, целеустремленность.
3) Важность взаимоотношений, по крайней мере, с одним взрослым человеком помимо родителей (это может быть и более взрослый трезвый подросток, и учитель).
4) Привязанность к законам и нормам общества, школы, общины, семейным стандартам, исключающим употребление алкоголя и наркотиков:
—преданность и близость
—обязательства перед социальной группой и на нее надежды;
—убеждения и совпадающие с принятым в социальной группе (семья, школа) нравственные ценности;
—условия, способствующие возникновению привязанности;
—возможность активного участия в работе социальной группы, учащийся имеет определенные обязанности и добивается успехов в их выполнении;
—успешное овладение необходимыми навыками;
—признание и одобрение правильных действий (22,с.57).
1.3 Отечественный опыт
Россия
В 1991 году городская администрация Москвы заинтересовалась профилактическими программами ФЖН (Формирование жизненных навыков), и с 1992 года сотрудники LSI провели 5 обучающих семинаров. В июне 1992 года 30 специалистов в различных профессиональных областях принял и участие в двухнедельном семинаре, целью которого был тренинг работы по программе ФЖН и написание методических рекомендаций для работы с подростками 12—14 лет. На идеологической базе профилактического подхода ФЖН для средних школ и молодежных организаций участники семинара создали такую программу (методическую разработку) из 18 уроков, которая уже через год была расширена до 34 уроков. В течение 1992/ 93 учебного года четыре школы использовали этот прототип! программы в своей работе с подростками. Создатели текста получили большую помощь и поддержку. На основе замечаний преподавателей методические рекомендации были выверены и дополнены, а затем специально изданы. Все школы Западного административного округа г. Москвы получили возможность познакомиться с программой ФЖН и апробировать ее в течение 1993/94 учебного года.
Более 31 школ согласились прислать своих представителей на недельный обучающий семинар летом 1993 года. Специалисты из LSI были приглашены для тренинга 54 московских учителей. Затем при помощи американских коллег два российских тренера вели занятия в течение второй недели работы семинара.
В целях помощи дальнейшему развитию программы ФЖН в конце августа — начале сентября 1993 года группа из шести российских специалистов была приглашена в США. Задачами визита были ознакомление с различными вариантами программ ФЖН и стратегиями профилактической работы, с деятельностью общественных организаций, занимающихся внедрением профилактических программ на местах, а также встречи с учеными, создателями программ и организаторами профилактической работы. Члены группы участвовали в дополнительном тренировочном семинаре и в работе по развитию российской программы ФЖН.
В 1998 году уже 24 школы г. Москвы включили в свое расписание программу ФЖН. На основании анализа замечаний и дополнений, сделанных учителями, родителями, учениками, / администрацией школ и районными наркологами, программа, будет дальше развиваться и улучшаться. Оценка результатов этого эксперимента по внедрению российского варианта программы ФЖН позволит определить стратегию ее широкого внедрения в школах России. По предварительным данным, все школы и специализированные учреждения для детей префектур Западного административного округа г. Москвы будут внедрять программу ФЖН.
Программы ФЖН достигли огромного успеха за короткий период времени. Более 30 стран мира в различных формах внедрили в своих школах этот тип профилактических программ. Более того, их концепция и методология успешно применяются в различных других обучающих курсах, других областях обучения и видах деятельности. В настоящее время программы ФЖН еще очень молоды, хотя их содержание детально проработано, еще многое необходимо узнать о потенциальных возможностях этих программ, условиях и ограничениях их успешного применения (15).
Существуют и другие программы формирования у подростков необходимых жизненных навыков, пригодные для распространения в нашей стране. Имеются интересные, заслуживающие внимания отечественные разработки профилактических программ «Перекресток», «Ступеньки», разработанные и распространяемые специалистами при российском благотворительном фонде «Нет алкоголю и наркотикам», а также программа «Нарканон», адаптированная и распространяемая Фондом спасения детей и подростков от наркотиков.
На наш взгляд, проблема заключается не столько в недостатке тех или иных программ, сколько в катастрофической нехватке специалистов, способных эти программы реализовывать.
Специалист такого рода должен, во-первых, хорошо представлять и понимать психологические особенности подросткового возраста, реальную специфику и интересы подростковой среды; во-вторых, глубоко знать субкультурные особенности, мифы и «ловушки» наркоманской реальности; в-третьих, владеть психокоррекционными технологиями и, самое главное, — уметь терпеливо завоевывать доверие подростков.
Положительный результат может быть достигнут только в том случае, если программы профилактики будут соответствовать актуальным потребностям и интересам сегодняшних подростков, в противном случае средства, выделенные на профилактику, будут растрачены впустую.
1.4 Организация антинаркотической работы в школе.
По мнению медицинских работников, одной из главных причин взрывного роста заболеваемости является неосведомленность потенциальных наркоманов-подростков и лиц с невысоким социальным статусом. В практической деятельности наркологов нередки случаи, когда молодой пациент сообщает, что даже не представлял себе эффекта и механизма действия наркотика, не говоря уже о формировании зависимости (29, с. 1).
Сложившаяся ситуация требует срочного развития системы контрпропаганды и разъяснительной работы об опасности наркотиков среди населения. Сейчас же, наоборот, пропаганда и реклама наркотиков преобладают в обществе над контрпропагандой. Реклама наркотиков производится обычно двумя путями.
Прямая реклама — бытовой путь, т.е. из уст в уста; реклама энергетических напитков на радио, на транспорте и т.д.
Косвенная реклама — видео- и книжная беллетристика с описанием безысходной борьбы с непобедимыми наркодельцам и; некомпетентная контрпропаганда наркотиков лицами, не обладающими достаточными для этого знаниями. Часто следствием описания действия наркотиков становится рост интереса к ним. В особенности это касается разнообразных скандальных материалов в газетах и журналах.
По мнению наркологов, психологов, валеологов и социологов, система контрпропаганды наркотиков должна строиться, на трех принципах.
1. Широкий выбор средств контрпропаганды.
2. Разумный выбор объектов профилактики.
3. Компетентность разработчиков программ и занятий.
Эти принципы лежат в основе построения школьных программ в области антиалкогольной и антинаркотической первичной профилактической работы (2,4,10,21,22,26,27,31,34,36,39).
1.5 Средства контрпропаганды.
Речь идет о последовательной противоалкогольной и противонаркотической воспитательной работе в школе с I -го по 11-й; классы, включающей:
Распространение информации о причинах, формах и по-, следствиях злоупотребления наркотическими средствами и алкоголем.
Формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках и алкоголе, и умение принимать правильные решения.
Включение игровых программ воспитания трезвости в обучение начиная с младших классов и до окончания школы.
Формирование здорового образа жизни и трезвеннических; установок у подрастающего поколения.
Целевая работа с группой риска—определение групп риска и оказание адекватной помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению тяги к наркотикам и алкоголю: образовательно-психологическая, психокоррекционная и психотерапевтическая работа с детьми и подростками из группы риска.
Групповые и индивидуальные занятия, проводимые психологами и педагогами и направленные на развитие навыков социальной адаптации, психофизиологической саморегуляции,; повышение устойчивости к стрессам, уверенности в себе, осознание положительных свойств личности, формирование жизненных целей и для достижения здорового образа жизни, отказ от вредных привычек и т.д.
Вовлечение детей во внешкольную, внеучебную деятельность, в которой могли бы проявиться их способности, душевные качества, где они могли бы получить одобрение, знаки внимания, уважение окружающих.
Беседы, диспуты, лекции, проводимые медиками, юристами психологами, психотерапевтами, педагогами, с объяснением общественных, психологических, медицинских и юридических последствий злоупотребления наркотиками и алкоголем.
Видеоматериалы.
Яркая полиграфическая продукция на рекламных щитах в общественных местах и в особенности в местах сбора молодежи.
Выступление популярных личностей, спортивных тренеров, священников, психотерапевтов, имеющих дело с молодежью. Темы для выступлений: «Формирование жизненных целей для достижения здорового образа жизни», «Формирование характера» (или силы вол и, физического совершенства, развитие творческих начал, антистрессовая подготовка, виды психофизиологической саморегуляции и т.п.).
Переход от лекционной формы работы к беседе с вовлечением слушателей в оценку и обсуждение информации. Проведение диспутов, вечеров вопросов и ответов с активным участием аудитории, с демонстрацией слайдов, плакатов, диаграмм, графиков.
Работа с семьей. Родители должны быть информированы о вреде наркотиков для подрастающего поколения и обучены умению направлять заинтересованность подростков в свободное от учебы время на занятия спортом, искусством, техникой, приобщение к культурным ценностям. Следует акцентировать внимание родителей на совместное проведение досуга в семейном кругу—посещение музеев, выставок, туристические походы и т.п.
Работа с подростковыми группами с социально-негативным поведением.
Контроль проведения досуга в социально-позитивных группах без подавления инициативы подростков, с направлением ее в социально приемлемое русло.
Организация и проведение целевых программ, направленных па снижение спроса на алкоголь и наркотики и уменьшение вреда от их употребления. Данные программы должны охватывать пять основных направлений:
1) широкая воспитательная работа — это повышение культурного уровня, организация разумного использования досуга школьников, развитие сети кружков и факультативов;
2) валеологическое воспитание — пропаганда здорового образа жизни, развитие физкультурного движения, обучение методам психофизиологической саморегуляции, искоренение вредных привычек;
3) психологическое воспитание и психокоррекционная работа — занятия, проводимые психологами и педагогами, посвященные развитию навыков обучения и социальной адаптации, поиску средств для решения задач взросления, регулированию стрессов, осознанию положительных свойств личности и формированию жизненных целей для достижения здорового образа жизни. В занятия можно включать беседы об общественных и юридических последствиях злоупотребления алкоголем и наркотиками;
4) общественные меры борьбы — привлечение общественности к выявлению и выделению «групп риска», к социально-реабилитационной помощи;
5) правовые средства борьбы— пропаганда нормативных актов. регламентирующих ответственность за наркоманию.
• Подготовка групп специалистов, способных реализовывать эти программы, из числа педагогов и школьных психологов.
• Организация раннего выявления случаев употребления наркотиков и алкоголя с целью оказания помощи, что включает в себя:
— просветительную работу с родителями и работниками школы;
— определение групп риска и профилактическую работу совместно с родителями, правоохранительными органами и органами социальной защиты.
Содержание мероприятий профилактической программы определяется в соответствии с тем, как в разных возрастных труп пах происходят накопление знаний о наркотиках и алкоголе и формирование отношения к ним.
В целях повышения эффективности вся профилактическая работа обязательно нуждается психологической и социальной разработке, научно-методической экспертизе.