Социально – психологические факторы, влияющие на проявление девиантного поведения у подростков

Оглавление
Введение
Глава I Постановка проблемы
1.1 Социальный аспект.
1.2 Экономический аспект
1.3 Демографический аспект
1.4 Моральный аспект.
1.5 Политический аспект.
1.6 Международный (межгосударственный) аспект.
1.7 Медицинский аспект.
1.8 Психологический аспект.
Глава II Исследование причины употребления подростками
алкоголя и наркотиков
1.1Особенности и тенденции подростковой наркомании
и алкоголизма.
1.2Факторы риска алкоголизации и наркотизации подростков.
Глава 3
Возникновение и эволюция системы профилактики наркологических заболеваний у подростков
1.1Состояние проблемы профилактики подростковой наркомании
1.2Обзор зарубежного опыта
1.3Отечественный опыт
1.4Организация антинаркотической работы в школе.
1.5 Средства контрпропаганды.
Глава I
Постановка проблемы
1.1 Социальный аспект.
Общественное отношение к наркомании сегодня в подавляющем большинстве случаев характеризуется как однозначно негативное и отвергающее. Подобное отношение включает в себя множество иррациональных убеждений и проек­ции собственных страхов, связанных с незнанием и непонимани­ем наркомании как явления. В отношении к наркомании репре­зентируются общая социальная неудовлетворенность, страх перед неизвестным, а потому—пугающим, негативное отношение к наркомафии, тревога за собственных детей и родственников, эмоцио­нальные впечатления от криминальной статистики, культурно-исторические стереотипы и др. Все это приводит к резкой соци­альной реакции отторжения и изгнания наркомана со стороны общества. Гиперконтроль или эмоциональное отвержение в семье приводит к тому, что наркоман оказывается на краю общества, за­гнанный туда своими же друзьями, родителями, милицией, соци­альными службами, работодателями и т.д. Единственная среда, где наркомана принимают без упреков, агрессии и отторжения и где он может хоть как-то функционировать, — это среда, в которой господствует культура потребления наркотиков и других психоак­тивных веществ. Выдавливание наркомана из нормального обще­ства приговаривает его к жизни вереде, которая в психологичес­ком смысле разрушает его сильнее, чем наркотики, но вне которой наркоман уже не способен существовать.
Формируется особая наркоманская субкультура со своими специфическими образом жизни, системой ценностей, языком, атрибутами, стереотипами, установками, понятиями, мифами. Наркоманская субкультура, втягивая в свою орбиту молодежь, выступает как мощный фактор приобщения к наркотикам.
Дело в том, что субкультура смягчает восприятие явлений, на которые люди за пределами субкультуры смотрят как на пси­хическое отклонение или даже криминальное поведение. Таким образом, наркоманская субкультура является специфической реакцией на поведение общества по отношению к наркомании и ее появление и развитие — неизбежный процесс. Анализ со­держания и направленности наркоманской субкультуры позво­ляет говорить о ней как об антисистеме и явлении крайне нега­тивном, поскольку она способствует приобщению к наркоти­кам и закреплению их употребления.
Таким образом, социальный аспект проблемы заключается в том, чтобы понять всю сложность взаимоотношений между че­ловеком, употребляющим наркотики, и разными уровнями его социального окружения.
1.2 Экономический аспект
1.Незаконный оборот наркотиков порождает колоссальный по своим масштабам теневой оборот денежных средств. Торговля и потребление наркотиков выступают как чрезвычайно мощный механизм перекачивания денежных средств в теневой оборот.
2. Государство затрачивает на медицинское обслуживание наркоманов значительные средства, отвлекая тем самым часть средств от решения других проблем здравоохранения.
3. Развитие наркотической зависимости приводит к разру­шению трудовой мотивации и трудового поведения в целом. Таким образом из сферы материального и духовного производ­ства происходит постоянный отток рабочей силы. Наркоманы составляют сегодня огромную, ничего не производящую, а толь­ко лишь потребляющую часть населения.
4. Поскольку интенсивное употребление психоактивных ве­ществ (за исключением чая, кофе и табака) практически несов­местимо ни с работой, ни с учебой, распространение наркома­нии среди молодежи приводит как к снижению общего интел­лектуального потенциала страны, так и к обеднению трудовых ресурсов. На фоне общего экономического кризиса эти процес­сы носят латентный характер, однако их негативные последствия неизбежно скажутся при смене трудовых поколений.
5. Затрата государственных средств на пресечение незаконно­го оборота наркотиков не дает сколько-нибудь ощутимого ре­зультата. Следовательно, финансовые и другие средства будут на­правляться в эту сферу во все более возрастающих объемах.
6. В некоторых странах производство наркотиков является частью общей политики. В Бирме, Лаосе, Кампучии прибыль от производства наркотиков составляет значительную часть на­ционального дохода. В ряде таких стран, как Гватемала, Венесу­эла, Колумбия, Афганистан, нелегальное производство нарко­тиков является мощным стимулом для притока капиталовложе­ний в местную промышленность.

1.3 Демографический аспект.
1. В сферу незаконного систематического употребления нар­котиков вовлекаются преимущественно юноши и подростки мужского пола. Соотношение наркоманов мужского и женско­го пола составляет примерно 10:1. Формирование наркотической зависимости приводит к разрушению полоролевого пове­дения и угасанию сексуальных инстинктов. С другой стороны, смерть от передозировок и несчастных случаев, связанных с наркоманией, приводит к резкой диспропорции в соотношении полов. В результате этих явлений уже в ближайшее время про­изойдет определенное снижение рождаемости, увеличение ко­личества одиноких женщин и неполных семей.
2. Вымывание вследствие наркотизации мужчин из поколе­ния 70 — 85-х годов рождения приведет к дальнейшему нараста­нию диспропорции в соотношении полов в России.
3. Среди наркоманов значительный процент составляют дети из неполных семей или семей, имеющих единственного ребенка. Высокая смертность среди наркоманов приводит к значительному возрастанию числа «бездетных» и беспризорных стариков, о которых некому будет заботиться. Если учесть крайнюю нераз­витость системы социальной поддержки старости в нашей стра­не (дома престарелых, интернаты, стационары дневного пребы­вания, досуговые центры и т.д.), то очевидно, что появление ог­ромного количества не получающих помощи и поддержки стариков чревато серьезными гуманитарными проблемами.
1.4 Моральный аспект.
В результате систематического употреб­ления наркотиков происходит стремительная девальвация лич­ности с разрушением морально-нравственных аспектов ее по­ведения. Постепенно у наркомана разрушается моральная основа регуляции поведения. Поведение становится направленным ис­ключительно на непосредственное удовлетворение потребнос­ти в наркотиках. Ценности жизни, закрепленные традицион­ной моралью, оказываются низвергнутыми. Постепенно фор­мируется наркоманская система ценностей, приобретающая ста­тус основы наркоманского способа жизни.
Традиционная мораль, даже подкрепленная авторитетом ре­лигии, неспособная остановить волну наркомании, оказалась сегодня перед лицом самой серьезной опасности — окончатель­ного разрушения личности.
Российская семья, несмотря на переизбыток комитетов по вопросам семьи и различных бюджетных центров, не способна защитить ребенка от наркомании. Это надо признать, и факт такого признания станет важным вкладом в социальную психотерапию. Пока общество таково, что родители стыдятся своих де­тей больше, чем любят их, — дети будут погибать.
Сохранить целостность личности всегда помогала семья и традиционная культура. Семейная куль­тура сегодня оказалась разрушенной в самых глубинных осно­ваниях. Родители не имеют возможности показать позитивный пример своим детям. Традиционная культура стремительно дег­радирует, что приводит к изменению меры человеческого в че­ловеке. В поисках целостности и самоидентичности подросток незаметно включается в орбиту наркоманской субкультуры с ее традициями, фольклором, особым языком, системой ценнос­тей, жизненных принципов, особых отношений. Наркоманская субкультура предстает сегодня как контркультура с гораздо большим потенциалом, нежели то, что мы пытаемся ей сегодня про­тивопоставлять.
Как контркультура наркомания эксплуатирует глубинные основания культуры, извращая их позитивный смысл, так, хри­стианское «не стяжай богатств на земле» в сознании наркомана преобразуется в «презирай жизнь». И об этом не догадываются ни родители, ни священнослужители. Вместо ожидаемого по­каяния наркоман находит в церкви подтверждение своим убеж­дениям.
1.5 Политический аспект.
Из проблемы сугубо медицинской молодежная наркомания превратилась в проблему общенаци­онального масштаба, постепенно приобретая статус главной угрозы для безопасности страны. Масштабностью проблемы не преминули воспользоваться различные политические партии и социальные группы, используя спекуляции на наркомане-кие темы для решения своих проблем. На выборах в органы за­конодательной и исполнительной власти всех уровней 85% кан­дидатов практически во всех регионах России обращались к проблеме наркомании в своих предвыборных программах. Спе­кулятивность подобных заявлений очевидна: после избрания практически ничего не делается. Несомненно, подобные дей­ствия приводят и к снижению авторитета политиков, и к сни­жению авторитета власти в целом.
1.6 Международный (межгосударственный) аспект.
Классический пример, иллюстрирующий глубинные взаимосвязи производ­ства и торговли наркотиками с межгосударственными отноше­ниями, — история опийных войн в Китае. Ост-Индская компа­ния, которая владела монополией на производство опиума в Бенгалии, огромное количество зелья продавалав Китай. В1820 году в Китае был введен запрет на импорт опиума. Это привело в 1842 году к первой опиумной войне, в результате которой Ки­тай был вынужден вновь открыть свои двери британскому нар­котику. В 1857 году вспыхнула вторая опиумная война, в кото­рой к Англии присоединились Франция и США. Китай проиг­рал и эту войну. С целью приостановки оттока золотого запаса и для спасения страны от инфляции Китай начал выращивать соб­ственный опийный мак.
Таким образом, наркотики стали элементом международной политики еще в XIX веке. В XX столетии защита своих граждан от наплыва наркотиков неоднократно становилась поводом для вмешательства во внутренние дела, а иногда и военных опера­ций США в латиноамериканских странах.
С другой стороны, зоны производства, каналы распростра­нении и регионы потребления наркотиков, как правило, разне­сены в пространстве и не вмещаются в границы отдельных госу­дарств. Распространение наркомании приводит к глобализации криминальных отношений. Криминальные структуры, контро­лирующие производство, распространение и сбыт наркотиков, выходят на уровень международных синдикатов, способных бла­годаря своим финансовым возможностям влиять на политику отдельных стран или регионов.
1.7 Медицинский аспект.
Традиционная наркология рассматри­вает наркоманию как неизлечимую хроническую болезнь, в те­чении которой возможны более или менее продолжительные пе­риоды ремиссии.
Считается, что по мере приема наркотиков развиваются три
главных клинических феномена:
1. Психическая зависимость. Ее суть заключается в том, что человек перестает чувствовать себя более-менее вписанным в жизнь без приема наркотиков. Наркотик становится важнейшим условием контакта человека с жизнью, собой, другими людьми.
2. Физическая зависимость. Она заключается в том, что посте­пенно наркотик проникает в различные цепи обменных процес­сов в организме. Если наркоман не принимает соответствующее количество наркотика, он испытывает различные по степени вы­раженности физические страдания: ломоту, дрожь, расстройства в деятельности пищеварительного тракта, сухость кожи (или, на­оборот, обильную потливость) и др. Эта явление называется «аб­стинентный синдром». Для его снятия необходимо принятие нар­котика, дозы которого постоянно увеличиваются.
3. Толерантность. Имеется в виду привыкание к наркотику. С полной уверенностью можно утверждать, что современная ме­дицина не имеет эффективных средств терапии наркомании. В подавляющем большинстве случаев лечение сводится к госпита­лизации больного, лишению его возможности принимать нар­котики, проведению дезинтоксикационной и общеукрепляющей терапии. Перечисленные мероприятия купируют абстинен­тный синдром, разрушают физическую зависимость. Однако психическая зависимость, играющая в развитии наркомании, как мы полагаем, важнейшую роль, остается вне досягаемости для существующих сегодня психотерапевтических меропри­ятий, построенных в соответствии с традиционным психиат­рическим подходом. Сложившаяся в медицине (психиатрия и клиническая психология) традиция связывать употребление наркотиков и злоупотребление ими с какими-либо психопа­тологическими процессами в индивидуумах, на наш взгляд, лишь консервирует наркотическую проблему. Увы, «внушение больному отвращения к принимаемому средству, когда он на­ходится в состоянии гипноза и во время выработки отрицатель­ного рефлекса на вещество, которым злоупотребляет», оказы­вается малопродуктивным методом разрушения психической зависимости (16, с. 297).
Таким образом, чисто медицинский подход к наркомании оказывается неэффективным ни в плане лечения и реабилита­ции, ни тем более в плане профилактики.
1.8 Психологический аспект.
Некоторые специалисты, пытаясь определить «донаркотическую» личность наркомана, на первое место ставят импуль­сивный характер. Они относят наркоманию к импульсивным неврозам, а состояние, предшествующее наркомании, считают основ­ным, решающим фактором, инициирующим ее возникновение. В по­исках этиологических факторов наркомании, на наш взгляд, зна­чение нужно придавать не только химическим эффектам наркотика, а больше обращать внимание на символическое значение, которое наркотик имеет для пациента. С этой точки зрения, нар­комания является своеобразным выражением неупорядочности лич­ности и неприспособленности ее к окружающему миру.
Некоторые исследователи, говоря о донаркотической лич­ности наркомана, выделяют следующие черты личности моло­дых людей, которые могут, хотя и не обязательно, стать причи­ной наркомании: эмоциональная незрелость, неполноценная психосексуальная организация, садистские и мазохистские проявления, агрессивность и нетерпимость. Слабые адаптационные способнос­ти, склонность к регрессивному поведению, неспособность к меж­личностному общению с партнером и т.д.
В более поздний период развития наркотической зависимо­сти вследствие нравов и привычек наркоманов первичная личность начинает изменяться. Внутренние конфликты обостряют­ся. А слабая психическая адаптация становится все более очевид­ной. Последствия хронического употребления наркотиков приводят к усилению пассивности и лени, безразличию к сво­ему внешнему виду, к бесплодному фантазированию и невоз­можности принятия решения, а также к абсолютной неспособ­ности более длительного усилия. Вторичными последствиями являются нелегальное приобретение наркотиков, подделка ре­цептов, обман без всяких ограничений членов семьи, друзей, вра­чей и в конце концов конфликте законом. Этическая деградация является отличительной чертой хронического наркомана.
Принимая все это во внимание, можно сделать вывод, что наркомания и склонность к употреблению наркотиков как не­нормальные формы поведения являются суммой разных факто­ров, обусловленных как индивидуальными, так и социальными особенностями. А также комбинацией тех и других.
Таким образом, с точки зрения психологии наркомания рас­сматривается как проблема личности, принимающей наркоти­ки, в определенном социально-культурном контексте. При этом общество, социальная и культурная среда, реагируя на наркома­нию, встраиваются своими реакциями в наркоманский тип по­ведения. Отсюда становится понятным, что для эффективной реабилитационной работы необходима реализация комплексно­го подхода, включающего в себя работу с личностью наркомана, его ближайшим микросоциальным окружением, а также с об­ществом в целом: оно должно изменить свое отношение к нар­котикам и наркоманам так, чтобы, по крайней мере, не подкреп­лять их отношения к себе как к социальным изгоям, неудачникам или бунтарям.
Отношение к наркотику не существует изолированно от от­ношений к другим сторонам жизни и поэтому может быть из­менено лишь в контексте измененной системы отношений лич­ности в целом.
Анализ исследований отечественных и зарубежных психо­логов приводит к двум основным выводам.
1. Имеющиеся психологические данные неоднородны и про­тиворечивы по характеру, а следствия употребления наркотиков часто путают с их причинами.
2. Ни одна концепция возникновения психологической за­висимости не представляется исчерпывающей и убедительной.
Необходимо продолжение исследований в этом направле­нии, поскольку оно недостаточно разработано в отечественной психологии.
Исследования, проведенные на базе благотворитель­ного фонда «Второе рождение», позволяют сформулировать следующие выводы:
1. Столкновение личности с обстоятельствами, препятству­ющими реализации в жизни ее глубинных, базисных тенденций, обусловливает предрасположенность к злоупотреблению нарко­тиками.
2. Злоупотребление наркотиками является защитной актив­ностью личности перед лицом трудностей, которые препятству­ют удовлетворению наиболее важных и значимых для нее потреб­ностей.
3. Состояние наркомана в период после разрушения физи­ческой зависимости можно охарактеризовать как экзистенци­альный кризис. Психотерапия должна быть направлена на его разрешение, поскольку он является важнейшим фактором воз­врата к наркотикам.
4. В поведении каждого наркомана может быть обнаружен его уникальный паттерн взаимодействия с жизнью, который вместе с типичными для наркоманов чертами образует его наркоманский образ жизни.
5. Не существует никакой преднаркотической или донаркотической личности, а также никакой предрасположенности к наркотикам. С некоторой долей уверенности можно говорить лишь о факторах, повышающих риск злоупотребления психо­активными веществами.
Очевидно, что приведенный анализ не является исчерпыва­ющим. Однако он дает возможность увидеть не только многоаспектность проблемы, но и ее системность, что позволяет бо­лее адекватно проектировать реабилитационные и профилакти­ческие программы.
Проведенный анализ показывает, что эффективная профи­лактика наркомании возможна, если она строится как систем­ное воздействие, способное повысить возможности личности для самореализации в динамичной социальной сфере.
В настоящее время серьезность проблемы усугубляется быс­тротой и непредсказуемостью ее распространения, ростом объе­мов наркотических веществ на рынке, их доступностью, прито­ком синтетических психоактивных веществ и появлением прак­тики одновременного злоупотребления несколькими вещества­ми сразу. Вдыхание, глотание или курение наркотических ве­ществ вытесняются эпидемией их инъецирования, что сопря­жено с риском превышения смертельной дозы и скорой выра­боткой сильной зависимости. Наблюдается снижение возраста первого приобщения к наркотику. Среди школьников выросло число злоупотребляющих ингалянтами. Социальные послед­ствия в результате изменений личности, вызванных наркотика­ми, затрагивают не только самих наркоманов, но и окружаю­щих их людей и общество.
Проблему, связанную со злоупотреблением психоактивными ве­ществами, мы рассматриваем как проблему личности, которая употребляет наркотические вещества, в определенном социально- культурном контексте, при этом общество и культурная среда ре­агируют на это весьма противоречиво.
Глава II
Исследование причины употребления подростками алкоголя и наркотиков
1.1 Особенности и тенденции подростковой наркомании и алкоголизма.
В НИИ физиологии детей и подростков Академии педаго­гических наук РФ были проведены исследования; отвечая на вопрос об основной при­чине, побудившей к первому употреблению алкоголя, 30,5% подростков ответили, что они стали пить из любопытства,20,1% -потому, что взрослые пьют, 15,8% — чтобы почувство­вать себя взрослым, 10,4% — чтобы утвердиться в группе сверст­ников, 9% — так как скучно, 5,8% — чтобы легче общаться с дру­гими людьми, 3,6% — для смелости, 2,5% — чтобы устранить страх, 2,2% — чтобы снять напряжение. Выявленные мотивы можно объединить в четыре группы:
1) познавательные; 2) са­моутверждения; 3) символического участия; 4) снятия психодинамического напряжения (20, с. 13).
Интересные данные о влиянии алкоголя на психику приводят В. С. Братусь и П. И. Сидоров в книге «Психология, клиника и про­филактика раннего алкоголизма»(10).
Проведенные опросы выявили следующие источники информации: художественные и документальные фильмы, телепередачи, книги и брошюры, газетные и журнальные статьи, беседы со взрослыми (родителями, учителями, врачами – наркологами), рассказы старших ребят и сверстников.
Многие исследователи пришли к выводу, что сильнее всего риск употребления
наркотиков выражен у молодежи в возрасте 12-18 лет. В это время молодые люди должны справится с большим количеством задач развития, с гораздо большим, чем в любой другой период их последующей жизни: они должны подготовить свой уход из родительского дома, достичь признания в своей возрастной группе, завязать дружеские и партнерские отношения, определить перспективу будущей профессии, создать собственную шкалу ценностей и этическое самосознание как основу собственного поведения. Риск отклоняющегося поведения ( употребления наркотиков и алкоголя – это лишь одна из возможных форм) возникает, если молодой человек не видит этих задач или не может их принять, либо если решение этих задач является для него или кажется ему невозможным.
Исследование американского ученого Д.В.Кандела показало, что употреблению наркотиков почти всегда предшествует употребление алкоголя и табака. Это объясняется, видимо, тем, что употребление одних одурманивающих веществ, в частности алкоголя и табака, фактически снимает запрет на употребление других.
Сегодня в России просматриваются следующие особеннос­ти и тенденции подростковой наркомании и ал­коголизма:
• рост объемов наркотических веществ на рынке и их дос­тупность;
• высокий темп роста наркомании, особенно детской и под­ростковой;
• значительное расширение ассортимента наркотиков и ал­когольных напитков, нарастающее распространение героина, кокаина и синтетических наркотиков;
• полинаркомания (употребление всего подряд в немысли­мых сочетаниях);
• тенденция к омоложению, более раннему возрасту упот­ребления наркотических веществ;
• широкая доступность так называемых вовлекающих нар­котиков и включение их в молодежную субкультуру, что обеспе­чивает рекламу наркотиков и снижение «порога страха» перед их применением, существование налаженной системы вовлече­ния в употребление наркотиков детей и подростков, изменение структуры наркомании от болезни, характерной для определен­ного круга лиц (социально неблагополучные, страдающие пси­хическими нарушениями, имеющие криминальное прошлое), к состоянию, характерному для большей части молодежи;
• феминизация (все большее количество молодых девушек начинают употреблять наркотики);
• неграмотность и противоречивость профилактической ин­формации, часто приводящие к противоположному эффекту;
• проводимые профилактические мероприятия (образова­тельные) характеризуются малой широтой распространения, от­сутствием научного подхода, неадаптированностью к российс­ким условиям, некомпетентной активностью;
• все возрастающий страх взрослых и стремление дистанци­роваться, уйти от проблем подростковой и юношеской наркома­нии и наркоманов, переложить все ее решения на правоохрани­тельные органы;
• тенденции решать проблемы наркомании путем культур­но-массовых мероприятий;
• все большая очевидность неэффективности и недостаточ­ности медицинской (медикаментозной) помощи при лечении и реабилитации наркомании;
• существующая система лечения и реабилитации наркоза-висимых характеризуется направленностью на старую соци­альную структуру больных (психически больные, бывшие кри­минальные элементы и т.д.);
• в реабилитации и профилактике преобладает ведомствен­ный подход, что препятствует комплексному решению пробле­мы реабилитации и профилактики; существующие подходы к реабилитации не дают эффективности, сравнимой с мировым показателем;
• существующая система финансирования реабилитации, научных исследований в этой области и оплаты труда специали­стов не способствует улучшению качества работы;
• ситуация с реабилитацией приводит к созданию мифа о неизлечимости наркомании, что утяжеляет положение нарко­манов;
• наркомания на сегодняшний день стала основным источни­ком распространения венерических заболеванийидажеСПИДа.
Подводя итоги результатов исследования причин употреб­ления подростками одурманивающих веществ, можно сказать, что основу внутренних побудительных сил составляет действие механизма поиска впечатлений на фоне неразвитости сферы потребностей, подражание взрослым (или сверстникам), иска­жение процесса социализации, потребность в саморегуляции внутреннего состояния, особенно в психотравмирующей ситу­ации, нарушения в эмоциональной или познавательной сферах, недостаток научных знаний о здоровом образе жизни, об алко­голе, табаке, наркотиках, их свойствах, последствиях их употреб­ления для личности и общества.
Секрет власти наркотиков заключается в том, что наркотик не только «дьявольская штучка», но и «райское блаженство», так как поначалу все они вызывают приятные ощущения.
Если человек живет в безнадежной, запутанной, невыносимой обстановке, то наркотик – великий утешитель и самый легкий выход из сложившейся ситуации. Если его жизнь скучна, бедна впечатлениями – к его услугам опять же наркотик.
В этой достаточно безрадостной картине утешением может служить только одно: причиной наркомании является не нарко­тик как таковой, а чаше всего социально-психологические и пси­хологические проблемы подростка, но тогда .все определяет уро­вень развития, способность решать эти проблемы, т.е. перед нами вопрос не физиологии, а личности. И поэтому очень важно на­учить подростка правильно относиться к своим даже самым тя­желым и самым сложным жизненным событиям. Научившись ви­деть в возникающих проблемах не беспощадного врага, а бесстраст­ного строгого учителя, испытывающего подростка на жизнестой­кость, он получает возможность даже в самых невыносимых обстоятельствах личностно развиваться. Научиться этому трудно, но только в этом случае всякая другая помощь подростку, в том чис­ле и материальная, будет идти на пользу.
Повышенное внимание к воспитанию и обучению детей груп­пы риска, оказание им помощи в соответствии с функциональны­ми особенностями психофизиологических механизмов наркотизации должно стать одним из наиболее действенных профилактических мероприятий по предупреждению алкоголизма и наркомании (3, 10,18,21,26,34).
1.2 Факторы риска алкоголизации и наркотизации подростков.
Условно можно выделить четыре основные группы факторов, способствующих развитию отклоняющегося поведения в целом и алкоголизации и наркотизации в частности (10,12, 14,23).
1. Нравственная незрелость личности: отрицательное отноше­ние к обучению, отсутствие социально одобряемой активности и социально значимых установок; узкий круг и неустойчивость интересов, отсутствие увлечений и духовных запросов; неопре­деленность в вопросах профессиональной ориентации, отсутствие установки на трудовую деятельность, дефицит мотивации достижений, уход от ответственных ситуаций и решений; утра­та «перспективы жизни», видения путей развития своей лично­сти; терпимость к пьянству, наркотикам.
2. Нарушенная социальная микросреда: неполная семья; силь­ная занятость родителей; отсутствие оранжев и сестер; искаженные семейные отношения, приводящие к неправильному освоению социальных ролей, неправильное воспитание; раннее (12- 13 лет) начало самостоятельной жизни и преждевременное освобожде­ние от опеки родителей; легкий и неконтролируемый доступ к деньгам и непонимание того, как они достаются; алкоголизм или наркомания у кого-либо из близких родственников или близких людей; низкий образовательный уровень родителей.
3. Индивидуально-биологические особенности личности: на­следственная отягощенность в отношении психологических за­болеваний и алкоголизма, тяжелые соматические заболевания и нейроинфекции в раннем детстве; органические поражения моз­га, умственное недоразвитие и психологический инфантилизм.
4. Индивидуально-психологические особенности и нервно-психические аномалии личности: низкая устойчивость к эмоци­ональным нагрузкам, повышенная тревожность, импульсив­ность, склонность к рискованному поведению, недостаточная социальная адаптация, особенно в сложных условиях, различ­ной выраженности акцентуации характера, преимущественно конформного, гипертимного, неустойчивого типов, неврозы и психопатии.
В настоящее время существует ряд подходов к диагностике повышенного риска алкоголизма и наркомании у подростков, коррекции их поведения, эмоциональных нарушений. Соглас­но наркологическому подходу, основными признаками риска считаются злоупотребление чаем, кофе, табаком, алкоголем, на­следственная отягощенность наркологическими и психически­ми заболеваниями. При педагогическом подходе признаками риска считаются вредные привычки (грызение ногтей, курение), педагогическая запущенность, воспитание в социально небла­гополучных семьях. Правоохранительный подход в качестве ос­новных признаков риска рассматривает определенные формы девиантного поведения: азартные игры, самовольные уходы из семьи, уклонение от учебы и работы, участие в асоциальных под­ростковых группах. Психиатрический подход основное значе­ние придает психическим нарушениям: неврозам, психопати­ям, депрессиям, органической мозговой патологии.
Под влиянием социальных факторов у человека может про­исходить деформация личности, формироваться неадекватная система ценностей, снижаться уровень притязаний, проявляться опустошенность, приводящая к отверженности.
Под влиянием медицинских факторов ослабленный орга­низм часто неспособен противостоять негативным воздействи­ям среды, находить силы для преодоления тяжких жизненных ситуаций. Человек пытается найти свой способ уйти от реше­ния проблем, что поначалу и позволяет сделать алкоголь или нар­котик. Многие подвергаются воздействию указанных факторов, и у таких людей, даже не ставших наркоманами, всегда выше риск развития заболевания вплоть до стадии зависимости после од­нократного приема наркотиков.
В старшем школьном возрасте, в период взросления соци­альные и медицинские факторы на фоне психологических при­обретают статус особо опасных.
Действительно, объективные (социальные) и субъективных (психологические) факторы, действующие на ра­стущий организм, так или иначе вводят подростка если не в депрессивное, то, во всяком случае, в субдепрессивное состоя­ние. Однако образ героя, с которым подросток хочет иденти­фицировать себя, человек, на которого он стремится быть по­хожим в своем идеальном «Я», совсем не похож на депрессив­ного и тревожного, а наоборот, он целеустремленный, общи­тельный, активный и независимый. В результате подросток, находясь объективно в реальных переживаниях в депрессивном состоянии, а в идеальных представлениях совсем наоборот, естественно, будет стремиться избавиться от гнетущего несоот­ветствия чувств и мыслей, и именно это позволит ему легко пойти на эксперимент, обещающий избавление от «страданий» и тревог за счет «модного и престижного лекарства».
Особого внимания заслуживает анализ причин, по которым некоторые старшеклассники, находясь объективно в равных условиях, все же сохраняют наркоустойчивость, тогда как другие начинают употреблять наркотические вещества. Анализ литера­туры и наша практическая работа позволили выявить следующие особенности старшеклассников, определяющие склонность к наркотизации. Во-первых, подростки отличаются психологическими особенностями в переживаниях, а также способах разрешения внутриличностных и межличностных конфликтов, различным по­ведением в условиях конфликтных взаимоотношений. Подрос­тки, способные к конструктивному поведению в конфликтных ситуациях со взрослыми или сверстниками, значительно устой­чивее в отношении наркотиков, нежели их «неконструктивные» ровесники.
Во-вторых, подростки, различаются фактором стрессоустойчивости. Дети, обладающие индивидуальной внутрипсихологической способностью или умением преодолевать стрессовые ситуации, трансформировать их в различного рода поисковую ак­тивность, показали значительно большую устойчивость к нар­котикам, чем дети, не умеющие этого делать. Мы убедились, что стрессоустойчивость как личностное качество может, быть сформирована психологическими средствами и служить целям наркопрофилактики.
Понятие наркоустойчивости тесно связано с понятием пси­хологической устойчивости личности. Особенности переживаний жизненных трудностей и напряжений в среде подростков и мо­лодежи индивидуально проявляются как способ отношения к ту­пиковым, трудно разрешимым или вообще неразрешимым про­блемам. По мнению М. Селигмана, важнейшим фактором, опре­деляющим психологическую устойчивость личности, является уровень оптимизма (пессимизма). Согласно М. Селигману, этот уровень выражается в оценке субъектом своих успехов и неудач. Выделяются три параметра, характеризующих эту оценку.
1. Представление о постоянстве или временности успехов и неудач.
2. Представление об их ситуативности или всеобщности.
3. Приписывание их себе или окружению.
Психологическая устойчивость—это целостная характери­стика личности, обеспечивающая ее устойчивость к фрустрирующему и стрессогенному воздействию трудных ситуаций. Она вырабатывается и формируется одновременное развитием лич­ности и зависит от типа нервной системы человека, опыта лич­ности, приобретенного в той среде, где она развивалась, от вы­работанных ранее навыков поведения и действия, а также от уровня развития основных познавательных структур личности.
Устойчивость к стрессу понимается по-разному.
• Как способность выдерживать интенсивные или необыч­ные стимулы, представляющие собой сигнал опасности и веду­щие к изменениям в поведении.
• Как способность выдерживать чрезмерное возбуждение и эмо­циональное напряжение, возникающее под действием стрессов.
• Как способность выдерживать без помех для деятельности высокий уровень активации.
Решающее значение в развитии психологической устой­чивости принадлежит познавательному отношению к труд­ной ситуации.
С психологической точки зрения, ситуация представляет со­бой систему отношений человека с окружающим миром, зна­чимую с точки зрения жизни, развития и деятельное! и данной личности. О проблемной ситуации можно говорить лишь в том
случае, когда система отношений личности с ее окружением ха­рактеризуется неуравновешенностью, либо несоответствием между стремлениями, ценностями, целями и возможностями их реализации, либо качествами личности. Среди таких ситуаций можно выделить несколько групп.
• Трудные жизненные ситуации (болезнь, опасность инвалидности или смерти).
• Трудные ситуации, связанные с выполнением какой-либо задачи (затруднения, противодействие, помехи, неудачи).
• Трудные ситуации, связанные с социальным взаимодей­ствием (ситуации «публичного поведения», оценки и критика, конфликты и давление).
Первоначальные эпизоды, связанные с введением в орга­низм наркотика, не осознаются молодыми людьми в полной мере.
Существует целый ряд патологических явлений, увиденных и описанных наркоманами в состоянии измененного сознания. Наиболее часто встречающиеся явления — это повышенная потребность поделиться своим духовным состоянием, беспричин­ный смех, внезапные выкрики, нелогичные и бессвязные вы­сказывания, галлюцинации, не узнавание знакомых лиц и объектов, состояния, похожие на лунатизм, ощущение существова­ния вне собственного тела, акты насилия. Воспоминания о пе­режитой эйфории и связанных с ней впечатлениях через не­сколько дней или недель — затруднены и туманны. Однако остается желание пережить и почувствовать все это еще раз. Скорее всего, психическая зависимость или стремление к повторе­нию наркотического переживания в значительной мере форми­руются в подсознании.
Личность наркомана с многолетним стажем отличается фи­зическим разрушением и духовным вырождением. Наркоманы являются рабами одних и тех же нравов и навыков и живут весь­ма примитивной жизнью.
На поздних этапах развития наркомании индивидуальные различия между личностями наркоманов стираются и они все становятся одинаковыми. Разные наркоманы похожи как в пла­не внешнего вида, так и в образе мышления, выражения мыслей и в отношении к жизни. Это было одной из причин того, что наркоманов пытались отнести к единой категории личности и подходить к ним в терапевтическом плане универсально, что ко­нечно же приводило к неудаче в лечении.
Психоаналитические исследования наркомании сводятся к объяснению возникновения зависимости как остановки в пси­хосексуальном созревании, ведущей к оральной неудовлетворен­ности. Так как она никогда не может быть удовлетворена пол­ностью, то фрустрированная личность реагирует враждебно, и если она замыкается в себе, то это ведет к психическому разру­шению. Для таких людей наркотик является средством, освобож­дающим от фрустрации путем вызывания эйфории. Обществен­ное осуждение, сопровождающее употребление наркотиков, только усиливает враждебность и одновременно приводит к уси­лению чувства вины.
Наркоман является безответственным человеком, неспособ­ным к достижению успеха ни в одной из областей обществен­ной или экономической деятельности. Как правило, наркоман входит в конфликт с законом еще в юношеском возрасте. Боль­шинство из них страдает от разного рода фобий — страх перед арестом, перед наказанием, перед утратой последней точки опо­ры, перед нехваткой наркотика в период абстинентного кризи­са, перед нехваткой денег и т.п.
Наркоманы никогда не бывают хорошими учениками, а пос­ле окончания школы, если им это удается, редко выполняют ка­кую-нибудь ответственную работу. Наркоман вообще не знает, что такое настоящая работа. Чаше всего он является безработ­ным, живет на иждивении у своей семьи или на нелегальные доходы. Он редко бывает женат, а если и женится, то имеет в браке серьезные проблемы.
3апрограммированные исключительно на приобретение и употребление наркоти­ков, они интересуются только собственным удовольствием от действия этих препаратов. Неспособные к длительным и глубо­ким межличностным контактам, наркоманы получают удовлет­ворение только от наркотика. Они ничего не могут дать другим, они могут только брать. Прежде всего их интересует, где и как достать наркотик.)
Неполноценные связи с другими людьми являются следстви­ем неполноценного «Я» наркомана, для которого либидо явля­ется с размытым эротическим понятием». Для наркоманов, де­лающих себе уколы, шприц может стать символом полового орга­на, в то время как у наркоманов, глотающих таблетки, явно про­являются оральные сексуальные наклонности. Сексуальный приоритет у наркоманов выражен слабо и в любой момент мо­жет быть нарушен.
По причине ущербности социального развития личности наркоман старается избегать любой формы ответственности, становится недружелюбным и недоверчивым по отношению к тем, кого он считает частью угрожающего ему мира. Поэтому объединение наркоманов в группы является одной из их соци­альных потребностей. По этой причине современные нарко­маны, за исключением шизофренических личностей, редко принимают наркотики в одиночку. Большинство из них жи­вет в неформальных группах, и наркоманская группа является одной из отличительных черт современной наркомании. В боль­шинстве случаев наркоману еще в период, предшествующий возникновению зависимости, не хватало чувства уверенности. Наркоманская группа также несет в себе черты неудачного само­лечения социально неуверенных и эмоционально незрелых личностей. Мотивы объединения в группы наверняка не явля­ются здоровыми. Связи внутри группы непрочны, но напере­кор всему наркоманская группа существует, особенно перед лицом опасности извне. Членов наркоманской группы объединяет необходимость добывания наркотиков, а также один образ жизни. В такой группе нет иерархии, все ее члены имеют равные права и никаких обязанностях. Они уважают свободу, понимаемую как анархию и своего рода фетиш. Иногда какая – нибудь сильная личность может подчинить себе всю группу, и тогда наркоманы считают ее своим духовным и идейным лидером, подчиняются беспрекословно, веря, что эта личность является олицетворением всех их чаяний.
После начала употребления наркотиков у подростка психи­ческая зависимость формируется гораздо раньше, чем после употребления алкоголя. Она проявляется в том, что человек стре­мится вновь вернуть состояние, которое он испытывал, нахо­дясь в наркотическом опьянении. Он стремится или получить приятные ощущения от приема наркотиков, которые могут быть очень сильны, или, находясь под воздействием наркотиков, от­влечься от неприятных переживаний и отрицательных эмоций. В первом случае человек, будучи лишен возможности принимать наркотики, воспринимает действительность «серой», недоста­точно динамичной и живой, во втором — оказывается подавлен проблемами, от которых он пытался уйти, прибегая к употреб­лению наркотиков. В зависимости от вида наркотика его воз­действие на человека может проявляться по-разному. Стремле­ние избежать психологического и эмоционального дискомфор­та столь сильно, что человек не в силах отказаться от дальнейше­го употребления. На этой стадии заболевания ему уже необхо­дима помощь специалистов — психологов и врачей, которая мо­жет быть эффективной только при поддержке близких людей, особенно родителей.
Как правило, формирование психофизиологической зависимости происходит в такой последовательности:
I этап — эксперимент;
II этап —периодическое употребление;
III этап —регулярное употребление;
IVэтап — навязчивая идея;
V этап – психофизиологическая зависимость
В зависимости от стадии заболевания изменяется и частота употребления наркотиков и алкоголя – от проб через эпизоди­ческое употребление к систематическому. Однако систематичес­кое употребление не обязательно связано с наличием физичес­кой зависимости, а может начаться и значительно раньше (8,10,17,21,26,24,34)
В связи с тем, что тема первичной профилактики наркомании является сравнительно новой для большинства провинци­альных городов России, представляется интересным и полезным обратиться к обзору истории развития первичной профилакти­ки наркотических заболеваний у детей за рубежом.
Глава 3
Возникновение и эволюция системы профилактики наркологических заболеваний у подростков
1.1 Состояние проблемы профилактики подростковой наркомании
Очевидно, что добиться сколько-нибудь заметных результатов в решении проблемы наркомании невозможно без орга­низации адекватной профилактической работы. Профилак­тика подростковой и юношеской наркомании становится од­ной из важнейших задач общества. Это осознает сегодня по­давляющее большинство населения от государственных чи­новников всех уровней до обычных, рядовых граждан. Вместе с тем разработка и внедрение первичной профилактики нар­комании у подростков и молодежи оказываются чрезвычай­но затруднены в силу ряда обстоятельств, важнейшими из ко­торых являются следующие:
1) Недостаточно ясным продолжает оставаться вопрос о том, к чьей компетенции относится реализация антинарко­тической работы с молодежью. Какие ведомства должны взять на себя затраты и ответственность по ее проведению. Нере­шенность этого вопроса приводит к тому, что, с одной сторо­ны, государственные средства, выделяемые на профилактику наркомании, распыляются по различным ведомствам, кото­рые реализуют плохо согласованные друг с другом мероприя­тия, эффективность которых трудно оценить, а с другой — ведомства, имеющие непосредственное отношение к профи­лактике наркомании среди молодежи, всячески дистанциру­ются от этой работы.
2) По-прежнему неопределенным является вопрос о том, усилиями каких специалистов — педагогов, врачей, психоло­гов — должна вестись антинаркотическая работа с молодежью.
Очевидно одно: усилия педагогов недостаточны в силу их низ­кой осведомленности в вопросах наркомании, а усилия меди­ков ограничены недостаточностью навыков работы с детьми. И в том, и в другом случае мы сталкиваемся с различными ас­пектами некомпетентности, сформировавшими господствую­щую ныне модель профилактики, основа которой — запуги­вание и дезинформация.
3) Практически отсутствуют научные обоснования программ первичной профилактики наркомании среди молодежи.
4)Существующие в настоящее время единичные методичес­кие рекомендации составлены врачам и наркологами и носят ознакомительный характер. Отсутствие обоснованных» прора­ботанных программ профилактики наркомании приводит, с одной стороны, к сохранению запугивающей модели антинарко­тической работы, а с другой — к стремлению внедрить в россий­ских условиях зарубежный опыт. Неэффективность первого под­хода очевидна, и его сохранение в нынешних условиях означает пустую трату средств, профессиональных усилий и поистине дра­гоценного времени. Вопрос эффективности зарубежных анти­наркотических программ требует специального изучения. Одна­ко даже сейчас ясно, что без учета культурологического аспекта молодежной наркомании эффективная адаптация зарубежных программ невозможна.
5) До сих пор в медицине и психологии отсутствует систем­ный подход в понимании наркомании как явления. Узкопро­фессиональное видение приводит к формированию восприятия наркомании как болезни, психоза, неспецифической формы личностной защиты и др. Вместе с тем очевидно, что речь идет о системном явлении, адекватное понимание которого возмож­но лишь с позиций системного подхода.
6) Сегодня мы можем констатировать наличие некоторых ре­зультатов в изучении наркомании с позиций наркологии, пси­хиатрии, биохимии, физиологии, психологии. Однако сколько-нибудь существенных результатов в профилактике наркомании в молодежной среде вряд ли можно добиться без разработки пе­дагогического аспекта антинаркотической работы. В настоящее время таких исследований практически нет. Существуют лишь слабые в методологическом плане попытки осмысления опыта деятельности наркоманских общин, существующих во многих странах мира, в том числе и в России.
1.2 Обзор зарубежного опыта
США
Американские эксперты Национального института нарко­мании утверждают, что наркотики, вызывающие зависимость, коренным образом изменяют головной мозг человека, вызывая маниакальную, не поддающуюся контролю тягу к поиску и упот­реблению. Вот что они говорят: «Сегодня известны 72 фактора риска возникновения наркомании и наркотической зависимо­сти. Они имеют различную значимость и могут действовать на уровне отдельного человека, семьи или общества».
Кстати говоря, это те же самые факторы риска, которые иг­рают свою роль в других случаях: бедность, расизм, отсутствие должного воспитания, дурное влияние со стороны сверстников, «плохая» компания. Эти факторы риска увеличивают вероят­ность того, что люди с определенными чертами характера нач­нут принимать наркотики. Но не будем спешить с обобщения­ми. Большинство людей со многими факторами риска не при­касаются к наркотикам. Сами по себе эти факторы риска не оп­ределяют конечного результата.
Тогда от чего же зависит, будет ли, скажем, Гарри употреб­лять наркотики и станет ли он наркоманом? Это далеко не один и тот же вопрос. Подтолкнуть Гарри к наркотикам могут разные личные обстоятельства—состояние стресса, употребление нар­котиков его сверстниками, их доступность, психологическое давление или просто желание «отключиться» от неприятной жизненной ситуации или изменить настроение и зажить весе­лее с помощью наркотиков. Люди впервые принимают нарко­тики, пытаясь изменить свое настроение, свое отношение к дей­ствительности или свое эмоциональное состояние . И мы, кста­ти говоря, очень много знаем о том, как наркотики это делают и какие мозговые механизмы они затрагивают.
Такой общий механизм состоит в том, чтобы вызвать выде­ление дофамина, вещества, содержащегося в клетках основания головного мозга в соединении, которое называется «дорожкой метаболического вознаграждения». Дофамин служит в этом со­единении нейрохимическим передатчиком. Определенный уровень дофамина в мозгу образуется в нормальных условиях под воз­действием вкусной пищи или занятий любимыми видами деятель­ности, он необходим для человеческой жизни. Дофамин — очень важное во многих отношениях вещество. Например, он уча­ствует в моторной функции, для поддержания которой в мозгу человека должно присутствовать некоторое минимальное ко­личество дофамина. Например, болезнь Паркинсона вызыва­ется дефицитом дофамина, что приводит к моторным наруше­ниям. И шизофрения, и депрессия — главным образом шизоф­рения — отчасти вызываются недостатком дофамина. И действие аитипсихотических наркотиков основано на повышении уров­ня дофамина. Содержание дофамина должно не скакать вверх и вниз, а поддерживаться на определенном уровне.
Дофамин — ключевой элемент, и все вещества, вызываю­щие наркотическую зависимость, изменяют содержание дофа­мина в этой части головного мозга. Таким образом, и алкоголь, и никотин, и наркотики производят изменение дофамина в ок­рестностях ядра, в мезаболическом пути в основании головно­го мозга. Вначале принятие наркотиков увеличивает выделе­ние дофамина, но с течением времени оно фактически начи­нает вызывать обратный результат, т. е. объем выделения дофа­мина сокращается. И это дает ученым основание полагать, что большинство наркоманов испытывают трудности с получени­ем удовольствия, поскольку дофамин играет при этом важную роль, и если его уровень невысок, человек не чувствует себя столь уж хорошо. Но, однажды попав под наркотическую за­висимость, человек фактически принимает наркотик не толь­ко ради удовольствия, а чтобы избежать болезненных симпто­мов. Он пытается избежать подавленности и боли, т.е. поднят уровень дофамина, чего не происходит, но он повторяет попытки снова и снова . (23, с. 2).
Англия.
В Англии, как и во многих других странах, работа по профилактике вредных привычек у подростков в настоящее время ведется в рамках относительно новой дисциплины – «Обучение здоровому образу жизни». В России аналогичные предметы называются «Валеология», «Основы Безопасности Жизнедеятельности» (ОБЖ) и т.п.
В Англии предложены, апробированы и изучены различные стратегии обучения здоровому образу жизни, проанализированы степени их эффективности (39,с.3).
ГЕРМАНИЯ
Из отчета об исследовании Федерального управления крими­нальной полиции Германии: «А. Кройцер установил, что уже при­мерно 20 лет ходят слухи о совращении молодежи торговцами наркотиками, которые либо тайно продают наркотики ученикам или молодым людям, либо дают им возможность бесплатно про­бовать наркотики, делая их зависимыми и тем самым превращая в своих клиентов. Наилучшим местом для таких контактов все еще считают школу. Реальность, однако, выглядит по-другому.
По мнению Кройцера, потребление наркотиков, как пра­вило, есть результат процесса социального научения. Знаком­ство с употреблением наркотиков начинается обычно в резуль­тате дружеских контактов с другими потребителями наркотиков. Первое употребление «слабых, мягких» наркотиков происходит в кругу знакомых, причем господствуют мотивы любопытства и приспособления к своей возрастной группе. Для продолжения употребления решающим является то, что оно не вызывает отрицательных эмоций либо дает такие положительные эффекты, как признание, принадлежность к группе и т.п., которые дела­ют привлекательным дальнейшее употребление».
Любопытство и снятие сдерживающих факторов, по-види­мому, являются существенными моментами в начальном упот­реблении наркотиков(22, с. 38).
Некоторые дети, даже когда они подвергаются многим фак­торам риска, не употребляют наркотики и алкоголь. Исследова­ния показывают, что от этого их удерживает, по-видимому, це­лый ряд защитных факторов:
1) Чувство юмора.
2) Внутренний самоконтроль, целеустремленность.
3) Важность взаимоотношений, по крайней мере, с одним взрослым человеком помимо родителей (это может быть и бо­лее взрослый трезвый подросток, и учитель).
4) Привязанность к законам и нормам общества, школы, общины, семейным стандартам, исключающим употребление алкоголя и наркотиков:
—преданность и близость
—обязательства перед социальной группой и на нее надежды;
—убеждения и совпадающие с принятым в социальной группе (семья, школа) нравственные ценности;
—условия, способствующие возникновению привязанности;
—возможность активного участия в работе социальной группы, учащийся имеет определенные обязанности и добивается успехов в их выполнении;
—успешное овладение необходимыми навыками;
—признание и одобрение правильных действий (22,с.57).
1.3 Отечественный опыт
Россия
В 1991 году городская администрация Москвы заинтересо­валась профилактическими программами ФЖН (Формирование жизненных навыков), и с 1992 года сотрудники LSI провели 5 обучающих семинаров. В июне 1992 года 30 специалистов в различных профессиональных областях принял и участие в двухнедельном семинаре, целью которого был тренинг работы по программе ФЖН и написание методических рекомендаций для работы с подростками 12—14 лет. На идео­логической базе профилактического подхода ФЖН для средних школ и молодежных организаций участники семинара создали такую программу (методическую разработку) из 18 уроков, ко­торая уже через год была расширена до 34 уроков. В течение 1992/ 93 учебного года четыре школы использовали этот прототип! программы в своей работе с подростками. Создатели текста получили большую помощь и поддержку. На основе замечаний пре­подавателей методические рекомендации были выверены и до­полнены, а затем специально изданы. Все школы Западного ад­министративного округа г. Москвы получили возможность по­знакомиться с программой ФЖН и апробировать ее в течение 1993/94 учебного года.
Более 31 школ согласились прислать своих представителей на недельный обучающий семинар летом 1993 года. Специалис­ты из LSI были приглашены для тренинга 54 московских учите­лей. Затем при помощи американских коллег два российских тренера вели занятия в течение второй недели работы семинара.
В целях помощи дальнейшему развитию программы ФЖН в конце августа — начале сентября 1993 года группа из шести российских специалистов была приглашена в США. Задачами визита были ознакомление с различными вариантами программ ФЖН и стратегиями профилактической работы, с деятельнос­тью общественных организаций, занимающихся внедрением профилактических программ на местах, а также встречи с учеными, создателями программ и организаторами профилактической работы. Члены группы участвовали в дополнительном тренировочном семинаре и в работе по развитию российской программы ФЖН.
В 1998 году уже 24 школы г. Москвы включили в свое расписание программу ФЖН. На основании анализа замечаний и дополнений, сделанных учителями, родителями, учениками, / администрацией школ и районными наркологами, программа, будет дальше развиваться и улучшаться. Оценка результатов этого эксперимента по внедрению российского варианта про­граммы ФЖН позволит определить стратегию ее широкого вне­дрения в школах России. По предварительным данным, все школы и специализированные учреждения для детей префек­тур Западного административного округа г. Москвы будут внедрять программу ФЖН.
Программы ФЖН достигли огромного успеха за короткий период времени. Более 30 стран мира в различных формах внедрили в своих школах этот тип профилактических программ. Более того, их концепция и методология успешно применяются в различных других обучающих курсах, других областях обучения и видах деятельности. В настоящее время программы ФЖН еще очень молоды, хотя их содержание детально проработано, еще многое необходимо узнать о потенциальных возможнос­тях этих программ, условиях и ограничениях их успешного применения (15).
Существуют и другие программы формирования у подрос­тков необходимых жизненных навыков, пригодные для распространения в нашей стране. Имеются интересные, заслуживаю­щие внимания отечественные разработки профилактических программ «Перекресток», «Ступеньки», разработанные и рас­пространяемые специалистами при российском благотворитель­ном фонде «Нет алкоголю и наркотикам», а также программа «Нарканон», адаптированная и распространяемая Фондом спа­сения детей и подростков от наркотиков.
На наш взгляд, проблема заключается не столько в недостатке тех или иных программ, сколько в катастрофической нехватке специалистов, способных эти программы реализовывать.
Специалист такого рода должен, во-первых, хорошо представлять и понимать психологические особенности подростко­вого возраста, реальную специфику и интересы подростковой среды; во-вторых, глубоко знать субкультурные особенности, мифы и «ловушки» наркоманской реальности; в-третьих, вла­деть психокоррекционными технологиями и, самое главное, — уметь терпеливо завоевывать доверие подростков.
Положительный результат может быть достигнут только в том случае, если программы профилактики будут соответство­вать актуальным потребностям и интересам сегодняшних под­ростков, в противном случае средства, выделенные на профи­лактику, будут растрачены впустую.
1.4 Организация антинаркотической работы в школе.
По мнению медицинских работников, одной из главных причин взрывного роста заболеваемости является неосведом­ленность потенциальных наркоманов-подростков и лиц с не­высоким социальным статусом. В практической деятельности наркологов нередки случаи, когда молодой пациент сообщает, что даже не представлял себе эффекта и механизма действия нар­котика, не говоря уже о формировании зависимости (29, с. 1).
Сложившаяся ситуация требует срочного развития системы контрпропаганды и разъяснительной работы об опасности нар­котиков среди населения. Сейчас же, наоборот, пропаганда и рек­лама наркотиков преобладают в обществе над контрпропагандой. Реклама наркотиков производится обычно двумя путями.
Прямая реклама — бытовой путь, т.е. из уст в уста; реклама энергетических напитков на радио, на транспорте и т.д.
Косвенная реклама — видео- и книжная беллетристика с опи­санием безысходной борьбы с непобедимыми наркодельцам и; некомпетентная контрпропаганда наркотиков лицами, не обла­дающими достаточными для этого знаниями. Часто следствием описания действия наркотиков становится рост интереса к ним. В особенности это касается разнообразных скандальных мате­риалов в газетах и журналах.
По мнению наркологов, психологов, валеологов и социо­логов, система контрпропаганды наркотиков должна строиться, на трех принципах.
1. Широкий выбор средств контрпропаганды.
2. Разумный выбор объектов профилактики.
3. Компетентность разработчиков программ и занятий.
Эти принципы лежат в основе построения школьных программ в области антиалкогольной и антинаркотической первичной профилактической работы (2,4,10,21,22,26,27,31,34,36,39).
1.5 Средства контрпропаганды.
Речь идет о последовательной противоалкогольной и противонаркотической воспитательной работе в школе с I -го по 11-й; классы, включающей:
Распространение информации о причинах, формах и по-, следствиях злоупотребления наркотическими средствами и алкоголем.
Формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках и алкоголе, и умение принимать правильные решения.
Включение игровых программ воспитания трезвости в обу­чение начиная с младших классов и до окончания школы.
Формирование здорового образа жизни и трезвеннических; установок у подрастающего поколения.
Целевая работа с группой риска—определение групп риска и оказание адекватной помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению тяги к наркотикам и алкоголю: образовательно-психологическая, психокоррекционная и психотерапевтическая работа с детьми и подростками из группы риска.
Групповые и индивидуальные занятия, проводимые психологами и педагогами и направленные на развитие навыков со­циальной адаптации, психофизиологической саморегуляции,; повышение устойчивости к стрессам, уверенности в себе, осознание положительных свойств личности, формирование жизненных целей и для достижения здорового образа жизни, отказ от вредных привычек и т.д.
Вовлечение детей во внешкольную, внеучебную деятель­ность, в которой могли бы проявиться их способности, душев­ные качества, где они могли бы получить одобрение, знаки внимания, уважение окружающих.
Беседы, диспуты, лекции, проводимые медиками, юристами психологами, психотерапевтами, педагогами, с объяснением общественных, психологических, медицинских и юридичес­ких последствий злоупотребления наркотиками и алкоголем.
Видеоматериалы.
Яркая полиграфическая продукция на рекламных щитах в об­щественных местах и в особенности в местах сбора молодежи.
Выступление популярных личностей, спортивных тренеров, священников, психотерапевтов, имеющих дело с молодежью. Темы для выступлений: «Формирование жизненных целей для достижения здорового образа жизни», «Формирование харак­тера» (или силы вол и, физического совершенства, развитие твор­ческих начал, антистрессовая подготовка, виды психофизиоло­гической саморегуляции и т.п.).
Переход от лекционной формы работы к беседе с вовлече­нием слушателей в оценку и обсуждение информации. Прове­дение диспутов, вечеров вопросов и ответов с активным участи­ем аудитории, с демонстрацией слайдов, плакатов, диаграмм, гра­фиков.
Работа с семьей. Родители должны быть информированы о вреде наркотиков для подрастающего поколения и обучены уме­нию направлять заинтересованность подростков в свободное от учебы время на занятия спортом, искусством, техникой, при­общение к культурным ценностям. Следует акцентировать вни­мание родителей на совместное проведение досуга в семейном кругу—посещение музеев, выставок, туристические походы и т.п.
Работа с подростковыми группами с социально-негативным поведением.
Контроль проведения досуга в социально-позитивных груп­пах без подавления инициативы подростков, с направлением ее в социально приемлемое русло.
Организация и проведение целевых программ, направленных па снижение спроса на алкоголь и наркотики и уменьшение вреда от их употребления. Данные программы должны охватывать пять ос­новных направлений:
1) широкая воспитательная работа — это повышение культур­ного уровня, организация разумного использования досуга школьников, развитие сети кружков и факультативов;
2) валеологическое воспитание — пропаганда здорового об­раза жизни, развитие физкультурного движения, обучение ме­тодам психофизиологической саморегуляции, искоренение вредных привычек;
3) психологическое воспитание и психокоррекционная работа — занятия, проводимые психологами и педагогами, посвященные развитию навыков обучения и социальной адаптации, поиску средств для решения задач взросления, регулированию стрессов, осознанию положительных свойств личности и формированию жизненных целей для достижения здорового образа жизни. В за­нятия можно включать беседы об общественных и юридических последствиях злоупотребления алкоголем и наркотиками;
4) общественные меры борьбы — привлечение общественнос­ти к выявлению и выделению «групп риска», к социально-реа­билитационной помощи;
5) правовые средства борьбы— пропаганда нормативных актов. регламентирующих ответственность за наркоманию.
• Подготовка групп специалистов, способных реализовывать эти программы, из числа педагогов и школьных психологов.
• Организация раннего выявления случаев употребления нарко­тиков и алкоголя с целью оказания помощи, что включает в себя:
— просветительную работу с родителями и работниками школы;
— определение групп риска и профилактическую работу со­вместно с родителями, правоохранительными органами и органами социальной защиты.
Содержание мероприятий профилактической программы определяется в соответствии с тем, как в разных возрастных труп пах происходят накопление знаний о наркотиках и алкоголе и формирование отношения к ним.
В целях повышения эффективности вся профилактическая работа обязательно нуждается психологической и социальной разработке, научно-методической экспертизе.