Социальное оббеспечение и работа с трудными детьми

ВВЕДЕНИЕ
Клицам с нарушением умственного развития относят лиц со стойким, необратимымнарушением преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствиеорганического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный характер.
Термином«умственная отсталость» в отечественной коррекционной педагогике обозначаетсястойко выраженное снижение познавательной деятельности, возникшее на основепоражения центральной нервной системы. Характерной особенностью данного дефектаявляется нарушение высших психических функций – отражения и регуляции поведенияи деятельности. Это выражается в нарушении познавательных процессов (ощущений,восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания), страдаютэмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом.
Вызвать умственную отсталостьмогут различного рода патогенные факторы, которые воздействуют на плод в периодвнутриутробного развития. Неблагоприятное воздействие на развитие мозга плодаоказывают некоторые хронические болезни матери: заболевания сердечно-сосудистойсистемы, почек, печени. Пагубно сказываются на развитии плода курение,алкоголизм, неправильное питание матери, различные физические и психическиетравмы, перенесенные в период беременности, неблагоприятные условия внешнейсреды. В период родов патогенными факторами являются родовые травмы мозга.Проблемы изучения, обучения, воспитания и социальной адаптации детей снарушениями интеллектуального развития разрабатываются одной из отраслейспециальной педагогики – олигофренопедагогикой.
Умственно отсталые лица – разнородная по своему составугруппа. В нее входят те, у которых поражение мозга возникло до становленияречи. В этом случае имеет место диагноз олигофрения.
1. ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНЫ ОЛИГОФРЕНИИ
Термин «олигофрения» (от греч. Olygos — мало и phren – ум) былвведен в XIX в. немецким психиатром Э.Крепилином. Этоттермин традиционно используется в отечественной специальной педагогике. Вразных странах ему соответствуют другие термины, например в англоязычныхстранах – mental reterdation – «отставание в интеллектуальном развитии».
В отечественной специальной литературе вплоть до 60-хгодов наряду с термином «умственная отсталость» широко использовался (иногдаиспользуется и в настоящее время) термин «слабоумие».
Наиболее многочисленную группу среди умственно отсталыхдетей составляют дети-олигофрены. Олигофрения – это форма умственного ипсихического недоразвития. Возникающая в результате поражения ЦНС впренатальный, натальный или постнатальный периодах.
Причинами олигофрении могут бытьразличные факторы экзогенного (внешнего) и эндогенного (внутреннего) характера,вызывающие органические нарушения головного мозга. К экзогенным факторамотносятся различные инфекционные заболевания матери в период беременности(вирусные заболевания, краснуха, болезнь Боткина, токсоплазмоз и др.),различные родовые травмы (например, асфиксия и др.).
Эндогенные отрицательные факторы приводят к врожденнойолигофрении. К ним относятся патологическая наследственность (венерические инекоторые другие заболевания родителей), умственная отсталость обоих или одногоиз родителей, нарушения хромосомного набора, заболевания эндокринной системы,несовместимость состава крови матери и ребенка по резус-фактору и др.
Меньшая по численности группа –лица, у которых умственная отсталость возникла после трех лет. В результатетравм головного мозга, различных заболеваний (менингита, энцефалита,менингоэнцефалита) произошел распад уже сформировавшихся психических функций.Эти состояния называют деменцией. Интеллектуальный дефект при деменциинеобратим. Поражения при деменции неоднородны. Наряду с выраженными нарушениямив одних областях мозга может наблюдаться большая  или меньшая сохранностьдругих его отделов. При этих состояниях чаще наблюдаются более резкие нарушениявнимания, памяти, работоспособности, чем восприятия, мышления, речи. Особуюгруппу составляют лица, у которых умственная отсталость сочетается с текущимизаболеваниями нервной системы: шизофренией, эпилепсией и др. Припрогрессировании этих заболеваний происходит распад психических образований,умственная отсталость усугубляется, достигает тяжелой степени, появляютсяспецифические особенности эмоционально-волевой сферы, деятельности и личности вцелом. Своевременное лечение позволяет тормозить прогрессирование заболевания.
2. СТЕПЕНИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
По выраженностиинтеллектуального дефекта выделяют несколько степеней умственной отсталости.Общепринятая классификация, основанная на систематизации различных формолигофрении в зависимости от степени интеллектуальной недостаточности,определяет три основные группы: дебильность, имбецильность и идиотию.
В странах Западной Европы и СШАэти термины используются лишь в узком профессиональном кругу специалистов(например, медиками). В широкой социальной и педагогической практикеиспользуется обобщающее определение «труднообучаемые».
Согласно классификации,принятой Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1994 г., умственнаяотсталость включает четыре степени снижения интеллекта: незначительную,умеренную, тяжелую и глубокую в зависимости от количественной оценки интеллекта(IQ).
Сопоставление качественной характеристики сниженияинтеллекта (Россия) и количественной характеристики (зарубежные страны) даетследующие соотношения:
                                                      IQ Международная система Российская система 71 и выше норма норма 50 – 70 Незначительная умственная отсталость, затруднение в учении дебильность 35 – 49 Умеренная умственная отсталость, трудности в обучении имбецильность 25 – 39 Тяжелая умственная отсталость, значительные трудности в учении идиотия 20 и ниже Глубокая умственная отсталость
2.1. ДЕБИЛЬНОСТЬ
Это незначительная степеньумственной отсталости. Эта категория лиц составляет большинство, средистрадающих умственной отсталостью (70-80%).
Дети отстают в развитии от нормально развивающихсясверстников. Они, как правило, позже начинают ходить, говорить, в более поздниесроки овладевают навыками самообслуживания. Эти дети неловки, физически слабы,часто болеют. Они мало интересуются окружающим: не исследуют предметы, нестремятся узнать о них у взрослых, равнодушны к процессам и явлениям, происходящимв природе и социальной жизни. К концу дошкольного возраста их активный словарьбеден. Фразы односложны. Дети не могут передать элементарное связноесодержание. Пассивный словарь также значительно меньше по объему, чем в норме.Они не понимают конструкций с отрицанием, инструкций, состоящих из двух – трехслов, даже в школьном возрасте им трудно поддерживать беседу, так как они невсегда достаточно хорошо понимают вопросы собеседника.
Без коррекционного обучения к концу дошкольного возраста уэтих детей формируется только предметная деятельность. Игровая деятельность нестановится ведущей. В младшем дошкольном возрасте у них преобладают бесцельныедействия с игрушками, к старшему дошкольному возрасту появляютсяпредметно-игровые действия, которые не сопровождаются эмоциональными реакциямии речью. Сюжетно-ролевая игра самостоятельно, без специального коррекционногообучения не формируется.
Общение ребенка с нормальноразвивающимися сверстниками затруднено: его не принимают в игру, так как он неумеет играть. Он становится отверженным в среде сверстников и вынужден играть сболее младшими детьми. Такой ребенок в условиях обычного детского садаиспытывает стойкие трудности в усвоении материала на занятиях по формированиюэлементарных математических представлений, развитию речи, ознакомлению сокружающим, конструированию. Если ребенок получил в детском саду специальнойпедагогической помощи, он оказывается не готовым к школьному обучению.
Часто дети с незначительнойумственной отсталостью воспитываются в условиях массового детского сада, таккак их отставание не ярко выражено. Но попадая в массовую школу, они сразу жеиспытывают значительные затруднения в усвоении таких учебных предметов, какматематика, русский язык, чтение. Овладевая устной и письменной речью, понятиемчисла, навыками счета, они испытывают затруднения в понимании связей междузвуком и буквой, множеством и его числовым выражением. Все это физиологическиобусловлено недоразвитием аналитико-синтетической функции высшей нервнойдеятельности, нарушениями фонематического восприятия и фонетико-фонематическогоанализа.
Недостаточное развитие способностей к установлению ипониманию временных, пространственных и причинно-следственных отношений междуобъектами и явлениями не позволяет таким детям усваивать в объемеобщеобразовательной школы материал по таким предметам, как история, география,черчение и др.
Для того, чтобы как можнораньше установить причины трудностей и оказать ребенку специальнуюпедагогическую помощь, необходимо провести его психолого-медико-педагогическоеобследование. Если это будет необходимо, ему будет рекомендовано обучение вдругом типе школы.
Несмотря на трудности формирования представлений иусвоения знаний и навыков, задержку в развитии разных видов деятельости, мдетис незначительной умственной отсталостью все же имеют возможности для развития.У них в основном сохранно конкретное мышление, они способны ориентироваться впрактических ситуациях, орентированы на взрослого, у большинства из нихэмоционально-волевая сфера более сохранна, чем познавательная, они охотновключаются в трудовую деятельность. Эти люди дееспособны, поэтому обществопризнает их способными отвечать за свои поступки перед законом, нести воинскуюповинность, наследовать имущество, участвовать в выборах в органы местного ифедерального управления.
2.2. ИМБЕЦИЛЬНОСТЬ
Это умеренная степеньумственной отсталости. При этой форме поражены как кора больших полушарийголовного мозга, так и нижележащие образования. Это нарушение выявляется вранние периоды развития ребенка. В младенческом возрасте такие дети начинаютпозже держать головку (к четырем – шести месяцам и позже), самостоятельнопереворачиваться, сидеть. Овладевают ходьбой после трех лет.
Речь появляется к концу дошкольного возраста ипредставляет собой отдельные слова, редко фразы. Часто значительно нарушенозвукопроизношение. Существенно страдает моторика, поэтому навыкисамообслуживания формируются с трудом и в более поздние сроки, чем у нормальноразвивающихся детей.
Познавательные возможностирезко снижены: грубо нарушены ощущения, восприятие, память, внимание, мышление.
Основной чертой, характерной для лиц данной категории,является неспособность к самостоятельному понятийному мышлению. Имеющиесяпонятия носят конкретный бытовой характер, диапазон которых очень узок. Речевоеразвитие примитивно, собственная речь бедна, хотя понимание речи на бытовомуровне сохранно.
Дети-имбецилы признаютсяинвалидами  детства. Эти дети вполне обучаемы, т.е. способны овладеть навыкамиобщения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, некоторыми сведениямиоб окружающем мире, научиться какому-либо ремеслу. В то же время они не могутвести самостоятельный образ жизни, нуждаются в опеке.
В дошкольном возрасте дети могут посещать специальныедетские сады для детей с нарушением интеллекта, а в 7-8лет они могут бытьприняты в специальные (коррекционные) школы.
Практика показала, что лица с умеренной степеньюумственной отсталости прекрасно справляются с сельскохозяйственным трудом,который доставляет им радость, давая возможность самореализоваться.
2.3. ИДИОТИЯ
Это самая тяжелая степеньумственной отсталости. Диагностика этих грубых нарушений возможна уже на первомгоду жизни ребенка. Среди многочисленных признаков особо выделяются нарушениястатических и моторных функций: задержка в проявлении дифференцированнойэмоциональной реакции, неадекватная реакция на окружение, позднее появлениелепета, навыков стояния, ходьбы. Им недоступно осмысление окружающего, речеваяфункция развивается очень медленно и ограниченно, в ряде случаев речевые звукине развиваются вообще.
Дети имеют нарушения моторики (иногда очень тяжелые,вынуждающие их к лежачему образу жизни), координации движений, ориентировки впространстве. У них крайне трудно и медленно формируются элементарные навыкисамообслуживания, в том числе гигиенические навыки. Часто эти навыки неформируются вообще.
Диагностика основывается также на данных о здоровьеродителей, течении беременности и родов, а также на результатах генетических ипренатальных исследований.
Дети с тяжелой умственнойотсталостью так же, как и остальные, способны развиваться. Они могут научитьсячастично обслуживать себя, овладеть навыками общения (речевыми илибезречевыми), расширять свои представления об окружающем мире.
В России лица этой категории в основном находятся вучреждениях Министерства социальной защиты, где за ними обеспечивается толькоуход.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В Российской Федерации обучение и воспитание умственноотсталых детей является частью общегосударственной системы образования.Вспомогательная школа находится в системе государственных общеобразовательныхдетских учреждений, однако по своим задачам существенно отличается от массовойобщеобразовательной школы.
Вспомогательная школа ведет также особую лечебно-оздоровительнуюработу, направленную на укрепление и исправление общего физического состоянияшкольников.
Олигофренопедагогика как самостоятельная педагогическаянаука, разрабатывая специфические вопросы обучения и воспитания умственноотсталых детей, широко использует в своих целях достижения патофизиологии,клиники умственной отсталости, генетики, специальной психологии.
ЛИТЕРАТУРА
1.Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями вразвитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов,В.И. Селиверстов и др. – 3-е изд., доп. – М.: Издательский центр«Академия»,2001. – 160с.
2.Специальная педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. –2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»,2002. – 400с.