Социальное обслуживание населения

СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ                                                                                                      3
1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ         4
1.1 Сущность, цели и задачи социального обслуживаниянаселения            4
1.2. Система социального обслуживания населения:принципы, функции,
виды и формы деятельности                                                                            8
2. УЧРЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ:
ИХ ВИДЫ И СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                                          15
2.1 Учреждения социального обслуживания семьи идетей                         19
2.2 Учреждения социального обслуживания пенсионеров                          25
3. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ИНВАЛИДОВ                               31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                              37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                              38

ВВЕДЕНИЕ
Развитиегосударственной социальной политики в современных условиях требует новыхмеханизмов, форм и методов ее реализации, основанных на оказании населениюнеобходимого комплекса прямых социальных услуг. В соответствии с концепциейразвития социального обслуживания населения РФ (1993 год), одним из важнейшихзвеньев этого механизма является создание системы социального обслуживания,обеспечивающей разнообразные формы социальной работы с различными категорияминаселения на территориальном уровне. Она должна включать в себя комплексразнообразных целевых услуг различным социальным группам, находящимся в зонериска и нуждающимся с учетом новых социальных реалий в общественной поддержке,помимо той, которая предоставляется централизованно.
Создание системысоциального обслуживания призвано помочь снять многие проблемы, лежащие в сферевоспитания, ухода за нетрудоспособными членами семьи, реабилитации, организациибыта, досуга, проблемы, связанные с конфликтностью в отношениях, снижающейспособностью к самообеспечению, способствующей маргинализации и другимасоциальным явлениям, что позволит поднять уровень социального обслуживаниядолжны способствовать координации усилий в этом направлении государственныхорганов и различных социальных структур, включая негосударственные, частные,благотворительные, церковные и тому подобные организации, осуществляющиесоциальную помощь.

1.        ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЕ
 
1.1     Сущность, цели и задачи социального обслуживаниянаселения
 
В научной литературепонятие «социальное обслуживание населения» используется сравнительно редко. Помнению ряда ученых, социальное обслуживание в современных условиях выступает вкачестве одного из направлений социальной работы и организационной формы этоговида социальной деятельности, которая рассматривается в качестве системыопределенных способов социальной гуманистической деятельности, направленной наадаптацию, социальную реабилитацию отдельной личности, семьи или человеческогообщества.
В «Словаре посоциальной работе» Р. Баркера социальное обслуживание определяется как«представление конкретных социальных услуг людям для удовлетворенияпотребностей, необходимых для их нормального развития, людям, зависящим отдругих (тем, кто не может сам о себе позаботиться)».[1]
Следует отметить, чтоне во всех странах мира в понятие «социальное обслуживание» вкладываетсяодинаковый смысл. Например, в Финляндии в Законе о социальном обслуживании(1982 г.) под ним подразумевается «совокупность социальных услуг, поддержкисредствами к существованию, социальных пособий и связанных с ними действий,которые призваны служить укреплению социальной обеспеченности и способствоватьразвитию отдельного человека, семьи, общества».2
Основы правовогорегулирования в области социального обслуживания населения РФ устанавливаетфедеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (1995г.). Он определяет социальное обслуживание как «деятельность социальных служб иотдельных специалистов по поддержке, оказанию социально – бытовых, социально –медицинских, психолого – педагогических, социально – правовых услуг,осуществлению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся втрудной жизненной ситуации» (ст. № 1).
В отечественнойлитературе предпринимались попытки обобщить современный опыт и на этой основеконкретизировать сущность социального обслуживания различных категорийнаселения – составная часть современной социальной политики, принципиальноновое направление социальной защиты населения».[1]
Как указывается вконцепции развития социального обслуживания населения в РФ, практическистановление этой отрасли, понимаемой как совокупность социальных услуг иподдержки населения средствами к существованию, позволяет приблизить Россию кобщеевропейскому пониманию системы социального управления, которое построено напринципах рыночно – организованной экономики и отвечает требованиям созданиягуманного и правового общества.
В настоящее времяразвитие системы социального обслуживания населения находится в стадии созданиясети учреждений и отработки технологий социального обслуживания с учетомспецифики различных регионов РФ. Важное значение приобретает при этомопределение четкой структуры программ и принципов управления, а такжеспособности к автономии и к самоограничению как с экономической, так и ссоциологической точки зрения. Для формирования эффективной системы социальногообслуживания необходимо также создание собственного инструментария познанияокружающей действительности и человека, нуждающегося в социальных услугах. Насовременном этапе осуществляется последовательный процесс моделированиятерриториальных (ведомственных) социальных служб и технологий их деятельности.
В Федеральном законе РФ«Об основах социального обслуживания населения в РФ» (15 ноября 1995 г.)социальная работа как теория среднего уровня призвана обеспечить эффективностьсоциального обслуживания населения. В то же время эффективность социальногообслуживания во многом определяется уровнем профессиональных специалистов, ихумением работать с человеком – конкретной личностью или с группой людей.1
Поэтому эффективностьсоциального обслуживания может, по мнению ученых, определяться на основе какобщих (служащих для оценки ее эффективности в целом), так и специфических (дляоценки конкретных социальных услуг отдельных видов и методов социальной работы,работы отдельных специалистов, работников учреждений) критериев.Непосредственным источником определения критериев социального обслуживанияслужат цели и задачи предоставления социальных услуг и степень их реализации.
При этом принципиальноважными являются следующие моменты:
— во-первых, целисоциального обслуживания могут рассматриваться на уровне общества, отдельныхрегионов, населенных пунктов, районов и микрорайонов, на уровне групп населенияи отдельной личности;
— во-вторых, целисоциального обслуживания должны учитывать социально – экономическую, морально –психологическую, экологическую, политическую и прочую обстановку, сложившуюся вусловиях политических и экономических реформ первой половины 90-х годов;
— в-третьих, целисоциального обслуживания в современной России должны быть неразрывно связаны собъективной оценкой и позитивным освещением процессов выхода страны и еерегионов из кризиса, а также стабилизации социального положения различныхкатегорий населения.
Критерием эффективностисоциального обслуживания должна стать действенность всех видов, форм и методовсоциального обслуживания различных категорий населения, деятельности социальныхслужб, а также руководства и управления всем процессом социальной работы снаселением и отдельными людьми, нуждающимися в социальном обслуживании.
Основываясь наконцепции системных потребностей социально – экономических структур в обществев применении ее к решению практических и организационных задач сферысоциального обслуживания населения, можно обозначить системные функции и целиэтой сферы. Это системные функции гуманности, к которым относятся:
а) помощь неимущим,слабым, больным и попавшим в трудные жизненные ситуации людям. Если человек врезультате болезни или каких-либо обстоятельств попал в трудную ситуацию, тогуманное отношение к нему других членов общества со значительной вероятностьюспособно сохранить его жизнь и вернуть ему работоспособность. Кроме того,«общественному организму» (государство, общество, народ, нация, этнос и т.п.)могут оказаться полезными не только потенциально сильные и здоровые люди;
б) обеспечениеподдержания выработки в «общественном организме» так называемых «энергетическихизлишков». Эта функция обусловлена тем, что потребность в ресурсах длявыживания «общественного организма» может резко изменяться, например, во времявойны или природных катаклизмов.
Система социальногообслуживания населения может выступать как инструмент коррекции работымеханизмов самоорганизации и саморегуляции в обществе: одной из основных задачпо удовлетворению системной потребности в корректировке работы общественныхмеханизмов, основанных на принципе саморегуляции и самоорганизации«общественных организмов», является корректировка поведения людей всоответствии с интересами включающего их «общественного организма». Функции порешению этих задач несут такие институты общества, как система образования ивоспитания, религия, семья и т.д. С началом формирования и развития системысоциального обслуживания коррекция работы общественных механизмовсамоорганизации и саморегуляции стала одной из ее важнейших задач.
Важное значениеприобретает роль социального обслуживания населения как стимулятора развитияобщества. Работа системы социального обслуживания населения способствует росту«уровня нормального потребления». Это обусловлено тем, что снижение уровняпотребления социального неблагополучных групп населения (в результате болезни,безработицы и т.д.) обеспечивает их привыкание к более низким стандартам жизни.Поддерживая эти группы людей, система социального обслуживания населенияспособствует удовлетворению системной потребности «общественных организмов» вповышении «уровня нормального потребления» в обществе.
1.2Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формыдеятельности
Социальное обслуживаниеосуществляется через систему социальных служб.
Понятие «социальнаяслужба» относится к основным понятиям в социальном обслуживании населения иопределяется как система государственных и негосударственных структур,осуществляющих социальную работу и имеющих в своем составе специальныеучреждения для оказания социальных услуг и органы управления ими.
Социальная служба какинструмент социальной работы организует свою деятельность по двум направлениям:социальная защита и социальная помощь. Реализация деятельности основывается наследующих подходах:
— помощь должна носитьреинтегрирующий характер;
— при оказании помощиосуществляют индивидуальный подход к запросу клиента;
— социальная помощьоказывается на основе принципа субсидарности;
— получатель помощидолжен проявлять деятельностную активность;
— механизмы социальнойпомощи «включаются» тогда, когда исчерпаны иные способы поддержки(психологические, моральные, договорные, законодательные).
Система социальныхслужб включает государственную, муниципальную и негосударственную службы.
К государственнойсоциальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания,органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, в компетенцию которых входиторганизация и осуществление социального обслуживания.
К муниципальнойсоциальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания,органы местного самообслуживания, в компетенцию которых входит организация иосуществление социального обслуживания.
К негосударственнойсоциальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания,создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другиминегосударственными организациями и частными лицами.
В контексте данныхподходов клиент, попавший в трудную жизненную ситуацию, может получитьследующую поддержку на основе его запросов (рис. 1).
Государственныесоциальные службы ориентированы главным образом на обеспечение нуждающихся лицразличного рода услугами. Этим определяется совокупность и содержание еефункций, среди которых, согласно Концепции развития социального обслуживаниянаселения РФ (1993 г.), выделяются следующие:1
Рис. 1.
Система помощи клиентув системе социального обслуживания
/>

                                                                          
/>

а) функция социальнойпомощи, которая включает:
— выявление, учет семейи отдельных лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке (малообеспеченныхграждан, семей с несовершеннолетними детьми и другими нетрудоспособнымичленами), оказание материальной (финансовой, натуральной) помощи ипредоставление нуждающимся временного жилья и т.п.;
— профилактикабедности: создание семьям условий для самостоятельного обеспечения своегоблагополучия, семейного предпринимательства;
— надомные услугинуждающимся в постороннем уходе (доставка продуктов, лекарств, транспортировкана лечение, наблюдение на дому за состоянием здоровья и т.д.);
— содействие развитиюнетрадиционных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания;
— организациявременного вынужденного пребывания ребенка вне родительской семьи, егодальнейшее устройство в детское учреждение, под опеку (попечительство), усыновление;
б) функцияконсультирования, которая включает:
— консультированиеспециалистов (юристов, социологов, педагогов, врачей, психологов и т.д.);
— участие в подготовкемолодежи к выбору профессии;
— подготовку юношей идевушек к браку и сознательному родительству;
— родительский медико-психологическийвсеобуч;
в) функция социальногокорректирования и реабилитации, которая включает:
— социальную медико-психологическуюреабилитацию несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детейи подростков, детей, оставшихся без попечения родителей;
— медико – социальнуюреабилитацию и реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями исемей, их воспитывающих;
г) функция информациинаселения, изучения и прогнозирования социальных нужд, в рамках которойвыделяются три направления:
— предоставлениеклиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации;
— распространение срединаселения медико – психологических, педагогических и иных знаний;
— изучениеспециалистами по социальной работе, специально созданными учреждениями, а такжес помощью научных организаций потребностей своих клиентов и социальных проблем,порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретныхмер, направленных на их устранение;
д) функция участия вреализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий исоциальных конфликтов:
— участие специалистовсоциальной службы в разработке чрезвычайных программ;
— формирование в рамкахспасательных служб, организуемых на центральном и других уровнях, бригадсоциальных работников и т.д.
Основные направлениясоциального обслуживания населения определены Федеральным Законом « Об основахсоциального обслуживания населения в РФ» (1995 г.):
— предоставлениематериальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в видеденежных средств, продуктов питания и т.д., а также специальных транспортныхсредств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся впостороннем уходе;
— социальноеобслуживание на дому, которое осуществляется путем предоставления социальныхуслуг гражданам, нуждающимся в постороннем или временном нестационарномсоциальном обслуживании;
— социальноеобслуживание в стационарных учреждениях, осуществляемое путем предоставлениясоциальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность ксамообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивающеесоздание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условийжизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического,социального характера, питание, уход, а также организацию посильной трудовойдеятельности, отдыха и досуга;
— предоставлениевременного приюта в специализированных учреждениях социального обслуживаниядетям-сиротам, безнадзорным несовершеннолетним детям, гражданам, оказавшимся втрудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства,пострадавшим от психологического или физического насилия и другим клиентамсоциальной службы, нуждающимся в определении временного приюта;
— организация дневногопребывания в учреждениях социального обслуживания с предоставлением социально –бытового, социально – медицинского и иного обслуживания сохранившим способностьк самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста иинвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся втрудной жизненной ситуации;
— консультативнаяпомощь по вопросам социально – бытового и социально – медицинского обеспеченияжизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально – правовойзащиты;
— реабилитационныеуслуги лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетнимправонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию инуждающимся в профессиональной, психологической, социальной реабилитации.
Социальноеобслуживается базируется на принципах:[1]
— равных возможностейграждан независимо от национальности, пола и возраста;
— доступности;
— добровольности;
— содействия социальнойадаптации с опорой на собственные силы;
— адресности,приоритета содействия граждан, находящихся в опасном или беспомощном состоянии;
— гуманности,доброжелательности, соблюдения конфиденциальности;
— профилактическойнаправленности;
— законности и учетамеждународных стандартов.
Социальная службаформируется на основе законности, гуманизма, справедливости и демократизма. Приэтом едиными для всей системы социальной службы являются общие принципы,повсеместное следование которым делает эту систему целостной ипоследовательной:
Принцип приоритетагосударственных начал в организации социальной службы и гарантировании правграждан на получение социальных услуг и помощи в сложных жизненных ситуацияхозначает, что государство обеспечивает права личности, суверенитет, честь исвободу, защищает ее от разного рода посягательств. Оно обеспечивает системусоциальной службы необходимыми материалами, финансами, кадровыми средствами,определяет обязанности учреждений, органов управления и работников социальнойслужбы.
Принцип опоры наобщественное участие означает, что общественная составляющая – необходимоезвено в работе социальных служб и управления ими. При этом в случаях, когдасоциальных служб требует социальной профессиональной подготовки, общественноеучастие возможно лишь как помощь основным субъектам этой деятельности.
Принциптерриториальности означает, что социальная служба максимально приближена кнаселению и потому в максимальной степени доступна для непосредственногопользования. Этот принцип позволяет решать задачи интеграции ведомственныхинтересов и возможностей для комплексного решения задач социальногообслуживания, сохранить при единых целях разнообразие деятельности.
Принципинформированности означает, что учреждения и органы управления социальнойслужбы имеют право на сбор информации, получение по мотивированному запросу отгосударственных и общественных органов сведений, которые необходимы для ихфункций и помощи клиентам.
Функции управлениявопросами социального обслуживания населения на подведомственной территорииосуществляют органы социальной защиты населения. Они строят свою деятельностьво взаимодействии с органами здравоохранения, народного образования, культуры,физкультуры и спорта, правоохранительными органами, государственными службамипо делам молодежи и занятости и другими органами управления, а также собщественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами.

2.        УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ: ИХВИДЫ И СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
Система социальныхслужб включает в себя сеть специализированных учреждений, предназначенных дляобслуживания соответствующих групп населения.
Важное место в этойсистеме принадлежит территориальным центрам социального обслуживания населения.
Территориальная социальнаяслужба представляет собой совокупность органов управления и специализированныхучреждений, осуществляющих непосредственное социальное обслуживание различныхгрупп и категорий населения на территории различных административных единиц РФ:в областях, городских и сельских районах, микрорайонах и т.д.
Функции управлениясоциальным обслуживанием населения на подведомственной территории осуществляюторганы социальной защиты населения. Местные органы власти (а такженегосударственные, общественные, частные и другие организации при наличиилицензии) создают специализированные учреждения социальной службы, ведущееместо среди которых отводится территориальным центрам социального обслуживания.В соответствии с примерным Положением о Центре социального обслуживания (приказМинсоцзащиты России № 137 от 20.07.1993 г.) Центр социального обслуживанияявляется учреждением социальной защиты населения, осуществляющим на территориигорода или района организационную и практическую деятельность по оказаниюразличных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и группамнаселения, нуждающимся в социальной поддержке.1Центры социального обслуживания могут иметь в своей структуре различныеподразделения социального обслуживания, в том числе отделения дневногопребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочнойсоциальной помощи, а также другие, создаваемые с учетом необходимости иимеющихся возможностей. Такие центры оказывают комплексную социальную помощьразных видов: психологическую, юридическую, реабилитационную, социально –педагогическую, медико – социальную, профилактическую и т.д.
В составтерриториальной службы могут также входить функциональные специализированныецентры, учреждения и предприятия социального обслуживания независимо от формсобственности.
На рисунке 2 показаныосновные центры социального обслуживания независимо населения и соотношениемежду государственными, негосударственными и муниципальными службами.

Рис.2.
/>

Сегодня можно наблюдать,как происходит постоянное развитие сети учреждений и предприятий социальногообслуживания, возникают их новые виды, что позволяет охватывать все болееширокий спектр социальных проблем различных слоев и групп населения. Системасоциального обслуживания еще находится в стадии формирования.
Финансированиеинститутов социального обслуживания осуществляется, как правило, на бюджетнойоснове. Так, финансовые средства социальной службы формируются из:[1]
— нормативныхотчислений из бюджетов соответствующего уровня в размере не менее 2 % расходнойчасти бюджета;
— поступлений из фондасоциальной поддержки населения за счет выделения части средств на целисоциальной поддержки семей с детьми;
— средств из федеральногобюджета на выполнение уставных задач;
— финансов в результатеперераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровняна реализацию областных, городских и районных программ;
— дополнительныхсредств на областного и местного бюджетов на обеспечение целевых мероприятий поадаптации доходов населения к росту стоимости жизни и другое;
— доходов от платныхуслуг и от хозяйственной деятельности учреждений службы;
— благотворительныхпожертвований и взносов предприятий, общественных организаций и частных лиц,поступлений от благотворительных акций.
Средстваспециализированных центров формируется в зависимости от вида деятельности итипа организации их финансирования: бюджетного, хозрасчетного или смешанного.При организации центром платных услуг населению и получении прибыли онанаправляется на дальнейшее развитие основной деятельности центра иосвобождается от налогооблажения в части средств, зачисляемых в местный бюджет.
Основным принципоморганизации социальных служб в РФ является территориальный принцип. При этомсоциальные службы различных министерств и ведомств рассматриваются в качественеотъемлимых компонентов (или секторов) территориальных социальных служб. Поройучреждения социального обслуживания населения на местах имеют двойноеадминистративное подчинение и несколько источников финансирования. Вместе стем, практика доказывает необходимость становления подсистемы социальных службв рамках отдельных ведомств, например социальной защиты населения, образования,МВД или службы занятости, молодежи.
Однако развитиеучреждений социального обслуживания сдерживается сегодня следующими факторами:
— слабая правовая базасистемы социального обслуживания;
— ограниченностьфинансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении органов управления федерального ирегионального уровней, а также органов местного самоуправления;
— отсутствиекоординации в деятельности министерств и ведомств в сфере социальногообслуживания;
— нехватка персонала,имеющего профессиональную подготовку в области социальной работы;
— низкий социальныйстатус и неадекватная заработная плата работников социальных служб;
— недостаточноеиспользование финансовых, экономических и интеллектуальных возможностейнеправительственных учреждений.
2.1Учреждения социального обслуживания семьи и детей
Важным аспектом врегулировании социально – экономических процессов в обществе является защита иподдержка института семьи. Основные принципы в деле организации социальнойпомощи семье со стороны государственных, муниципальных и общественных организацийможно выразить в следующем:
расширение возможностейсемьи для решения жизненно-необходимых задач;
установление связисемьи с другими коллективами, организациями и социальными институтами, которыеобеспечивают ресурсы, возможности поддержки;
содействие эффективномуи гуманному действию семьи как социально-экономической системы;
развитие самопомощи дляулучшения семейной социальной политики на территориях.
Общую функциональнуюсхему можно представить как систему взаимодействия семьи государственными,общественными, конфессиональными и частными структурами (рис.3).
Планы развитияучреждений социального обслуживания семьи и детей указываются, как правило, сзадачами реализации региональных программ семейной политики. В настоящее времяидет создание горизонтальных структур системы социальной помощи семье на всехуровнях с учетом специфики регионов. Так, на районном (городском) уровнеорганизаторы социальных служб, обслуживающих семьи, должны знать потребностинаселения в такого рода услугах. В этих целях необходимо учитывать типы семей,наличие острых проблем, отношение населения к такой службе; в случаях необходимостиформировать общественное мнение по поводу создания соответствующей службы ивозможности обращения в нее любого жителя региона. Практика становления службсоциальной помощи семье в России показывает, что в районе (микрорайоне)необходимо предусмотреть предоставление комплекса социальных услуг как детям,так и родителям.

Рис.3.
/>

Областные учрежденияпризваны выполнять также и научно-методические функции: например, комплексныйобластной центр социальной помощи семье и детям или областной центр социальногоздоровья населения должен исходя из местной ситуации выходить с рекомендациямина властные структуры. Такие областные учреждения, как служба «Доверие» и т.п.,также представляются достаточно перспективными.
Социальная службапомощи должна организовываться как открытая система в соответствии с социальнойситуацией конкретной территории, где отдельные учреждения и подразделенияслужбы выступают в качестве структур элементов, создаваемых по меренеобходимости.
Государственная службапомощи семье и детям выполняет следующие функции:[1]
— аналитическую:изучает проблемы и нужды своего контингента семей или членов коллектива;
— планово-организационную:планирует и организует социальное обслуживание в социуме;
— управленческую:обеспечивает контакт с государственными органами, от которых зависит решениепроблем клиента, добивается решения, проводит оценку результата того или иногомероприятия и т.д.;
— информационную:сообщает населению о возможностях службы, новых государственных решениях посоциальной защите населения.
Социальная работа вэтих службах может выражаться в различных формах помощи семье. Так, например,неотложная помощь при острых психических состояниях человека, вызванныхсоциальными условиями или трудной жизненной ситуацией направляется на снятиеили уменьшение отрицательных, включая даже возможность суицида, последствийтакого состояния. Эту помощь могут осуществлять такие учреждения иподразделения службы, как телефоны доверия, пункты неотложной психиатрическойпомощи и другие.
Помощь может носитьпродолжительный характер, когда при трудных жизненных ситуациях клиентуоказывается не только первичная, но и углубленная длительная поддержка,направленная на оздоровление отношения к ситуации, выявление внутреннихрезервов клиента и увеличение его веры в свои силы, и возможность преодолениясложившихся обстоятельств. Такая помощь осуществляется в территориальныхцентрах социальной помощи семье, социальных приютах для детей и подростков(матерей с детьми), реабилитационных центрах, центрах помощи детям, оставшимсябез родителей, в психолого-педагогических консультациях, территориальныхбригадах социальных работников, в которые включаются социальные работники,специализирующиеся на разных типах семейных проблем, что дает возможностьсовместного поиска решения в наиболее сложных ситуациях.
Помощь может бытьпрямой и опосредованной. Прямая помощь направлена непосредственно на защитуправ и интересов клиента, улучшение условий его жизни, снятие нежелательныхпсихических состояний и т.д. Опосредованная помощь предоставляется через работус социальным окружением клиента (семья, члены рабочего коллектива, друзья,уличная компания и другие), через различные государственные организации ифонды.
Кроме того, помощьможет быть прямой и в другом смысле слова, а именно – в ответ на сложившуюсяситуацию или обращение клиента, а также превентивного характера, то естьпредупреждающей прогнозируемую неблагоприятную ситуацию.
В соответствии сприказом Минсоцзащиты России № 47 от 14 апреля 1994 года было утвержденоПримерное положение о территориальном Центре социальной помощи семье и детям, вкотором дано его определение как учреждения государственной системы социальнойзащиты населения, предназначенного для комплексного обслуживания на территориигорода, района или микрорайона семей и детей, нуждающихся в социальнойподдержке, путем оказания своевременной и квалифицированной социальной помощиразличных видов.
Центр может иметь всвоей структуре различные подразделения социального обслуживания семьи и детей,в том числе отделения первичного приема, информации, анализа и прогнозирования,социально-экономической помощи, медико-социальной помощи,психолого-педагогической помощи, профилактики безнадзорности детей и подросткови т.д.
Цель деятельностиЦентра – способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь состороны государства, содействовать развитию и укреплению семьи как социальногоинститута, улучшению социально-экономических условий жизни, показателейсоциального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизации связей семьи собществом и государством, установлению гармоничных внутрисемейных отношений.
Основными задачамиЦентра являются:
— выявление причинсоциального неблагополучия конкретных семей и детей, их потребности всоциальной помощи;
— определение ипредоставление конкретных видов и форм социально-экономических,медико-социальных, психолого-социальных, социально-педагогических, юридическихи иных социальных услуг семьям и детям, нуждающимся в социальной помощи;
— поддержка семей иотдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственныхвозможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;
— социальный патронажсемей и отдельных граждан, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации иподдержке;
— участие в работе попрофилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;
— анализ уровнясоциального обслуживания семей с детьми в городе, районе, микрорайоне, прогнозированиеих потребности в социальной помощи и подготовка предложений по развитию сферысоциальных услуг;
— привлечение различныхгосударственных и неправительственных организаций к решению вопросовсоциального обслуживания семьи и детей.
Категориями и группаминаселения, которым Центр оказывает социальные услуги, являются:
— семьи: неполные,многодетные, малообеспеченные и т.д.;
— дети и подростки,находящиеся в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих их здоровью иразвитию; осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей; имеющиеотклонения в физическом и психическом развитии, в том числе инвалиды и т.д.;
— взрослые граждане(беременные женщины и кормящие матери; имеющие на иждивении несовершеннолетнихдетей и т.д.);
-бывшие воспитанникидетских домов и школ-интернатов.
Сегодня в системеорганов социальной защиты населения действует около 1500 учреждений,рассчитанных на семью и детей, на них около 200 – центры социальной помощисемье и детям.
2.2Учреждение социального обслуживания пенсионеров
В соответствии сКонституцией РФ граждане РФ имеют право на социальное, в том числе ипенсионное, обеспечение в старости.
Пенсия – это денежноепособие, получаемое гражданами из общественных фондов потребления по старости,при потере трудоспособности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца, чтоявляется основанием для начисления пенсии. Выплаты производятся ежемесячно всвязи с достижением пенсионного возраста.
В соответствии сзаконодательством пенсии подразделяются на государственные и негосударственные.Законом устанавливаются трудовые и социальные пенсии. В связи с трудовой и инойобщественно полезной деятельностью назначаются пенсии: по старости (повозрасту), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет.Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовойи иной общественно полезной деятельностью, устанавливается социальная пенсия.
Пенсия назначаетсяпожизненно. Пенсионное обеспечение в соответствии с действующимзаконодательством осуществляется государственными органами социальногообеспечения.
Право на пенсию повозрасту имеют мужчины по достижении 60 лет со стажем работы не менее 25 лет,женщины по достижении 55 лет со стажем работы не менее 20 лет. Определеннымкатегориям граждан пенсии назначаются на льготных условиях (то есть при меньшемвозрасте и стаже).
Пенсионноезаконодательство обеспечивает право граждан на выбор одного из видовгосударственной пенсии. Исключение устанавливается только для лиц, ставшихинвалидами вследствие военной травмы, которые могут получать одновременно двавида государственной пенсии: по старости (или за услугу лет) и пенсию поинвалидности.
Важное значениеприобретают в современных условиях институты социального обслуживанияпенсионеров, межведомственная работа по организации социальной поддержкипожилых людей. Это связано с увеличением удельного веса пожилых людей в составенаселения, изменением социального статуса человека в старости, прекращением илиограничением трудовой деятельности, трансформацией ценностных ориентиров,самого образа жизни и общения, а также возникновением различных затруднений какв социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям. Всеэто диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм иметодов социальной работы с пенсионерами и пожилыми людьми.
Социальное обслуживаниелюдей пожилого возраста осуществляется в соответствии с этическими принципамиМеждународной организации труда:
Достоинство личности –право на достойное обращение, лечение, социальную помощь и поддержку.
Свобода выбора – каждоелицо преклонного возраста имеет право выбора между содержанием на дому ипроживанием в приюте, временным или окончательным.
Координация помощи –помощь, оказываемая различными социальными органами, должна носить деятельностный,координированный и последовательный характер.
Индивидуализация помощи– помощь оказывается, прежде всего, самому гражданину преклонного возраста,учитывая его окружение.
Ликвидация разрывамежду санитарным и социальным уходом – при приоритетном характере критериясостояния здоровья, уровень финансовой помощи не может зависеть от уровня жизнии места проживания.
Нормативно-правовойбазой для социальной работы с пожилыми людьми в РФ является Федеральный Закон«Об основах социального обслуживания населения в РФ» (от 10.12.1995 г.).1 В соответствии с этимзаконом в сферу социальных услуг, оказываемых пожилым людям, входят:социально-бытовые, социально-медицинские, психолого-педагогические,социально-правовые услуги; материальная помощь и проведение социальнойадаптации и реабилитации пожилых людей.
На начальных этапахразвития системы социальной помощи пожилым людям решались такие неотложныепроблемы, как организация питания, медицинских услуг, обеспечение жильем,материальное обеспечение с целью создания для них нормативных условий жизни.
На современном этапеорганизация помощи пожилым людям, наряду с решением этих традиционныхсоциальных проблем, предполагает разработку социальных технологий, внедрениекоторых будет способствовать решению вопросов, связанных с психологическимитрудностями, возникающими у престарелых людей в процессе общения или отодиночества. Необходимо также учитывать, как пожилые люди будут восприниматьдругие возрастные группы, каковы социальные проблемы тех, кто доживает достарости, их взаимоотношения с окружающими людьми, роль и статус пожилых всемье и обществе и другие.
Следует отметить, чтосуществуют различные категории пожилых людей. Среди них есть люди:
— не нуждающиеся впомощи;
— частично утратившиетрудоспособность;
— нуждающиеся вобслуживании;
— требующие постоянногоухода и т.д.
Как правило, программысоциальной помощи, реабилитации, коррекции разрабатываются в зависимости отпринадлежности к той или иной категории пожилых людей. С этим же связано ииспользование различных принципов, методов, приемов работы с клиентом.
Содержание работы спожилыми людьми включает в себя вопросы, связанные со сферой здоровья,психосоциального благополучия и социальных услуг. С ростом численности пожилогонаселения в регионе необходимо анализировать основные тенденции в измененииформ социальной работы, характера технологического процесса совершенствованияпомощи престарелым.
Основными принципамиработы с пожилыми людьми являются уважение и интерес к личности клиента, акцентна нужности и полезности его опыта и знаний окружающим людям. Важновоспринимать пожилого человека не только в качестве объекта, но и субъектасоциальной работы. Это должно помочь найти и развить их внутренние резервы,способствующие самореализации, самоподдержке и самозащите. Большую роль играетпри этом профессиональная компетентность социального работника, включающая в себязнания геронтологических и психологических особенностей возраста, учетпринадлежности клиента к той или иной социальной группе.
Помощь пожилымосуществляют органы социальной защиты населения через свои отделения, которыевыявляют и ведут учет, осуществляют различные виды социальной поддержки,предлагают и обеспечивают платные услуги. Социальное обслуживаниеосуществляется по решению органов социальной защиты населения вподведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органамисоциальной защиты с учреждением социального обслуживания иных формсобственности.
Функцию социальнойзащиты и помощи выполняют и следующие учреждения:
— дома-интернаты;
— отделения дневного иночного пребывания;
— специальные дома дляодиноких престарелых;
— больницы и отделениядля хронических больных;
— стационары различноготипа;
— территориальныецентры социального обслуживания;
— отделения социальнойпомощи на дому;
— геронтологическиецентры и т.д.
Основную функциональнуюсхему социального обслуживания людей преклонного возраста можно представить вследующем виде:
/>

В системе стационарныхучреждений РФ относительно новым элементом являются специальные дома дляпостоянного проживания одиноких пожилых людей и супружеских пар, сохранившихполную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждающихся всоответствующих условиях для самореализации основных жизненных потребностей.
Примерное Положение оспециальном доме для таких пенсионеров (от 7 апреля 1994 г.) перечисляет егофункции:[1]
— обеспечение благоприятныхусловий для проживания и самообслуживания;
— предоставлениепроживающим престарелым гражданам постоянной социально-бытовой и медицинскойпомощи;
— создание условий дляподдержания активного образа жизни, в том числе посильной трудовой деятельности.
Архитектурно-планировочныерешения специального дома должны соответствовать возрастным особенностямпроживающего контингента граждан. Такой дом состоит из одно — двухкомнатныхквартир, включает в себя комплекс служб социально-бытового назначения: медицинскийкабинет, библиотеку и помещение для клубной работы, столовую (буфет), пунктызаказов на продовольственные товары, сдачи вещей в прачечную и химчистку, атакже помещения для трудовой деятельности и другие.
Специальный домоснащается средствами малой механизации, облегчающими самообслуживаниепроживающих в нем престарелых граждан. В нем должен круглосуточно действоватьдиспетчерский пункт, обеспеченный внутренней связью со всеми жилыми помещениямии внешней телефонной связью.
Медицинскоеобслуживание граждан осуществляется медицинским персоналом территориальныхлечебно-профилактических учреждений.
На основе действующегозаконодательства гражданам, проживающим в таких домах, пенсия выплачивается вполном размере. Они имеют право на первоочередное направление в стационарныеучреждения органов социальной защиты населения.
Организация специальныхдомов для одиноких престарелых и пожилых супружеских пар является одним изперспективных путей решения целого комплекса социальных проблем пенсионеров ипожилых граждан.

3.        СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ИНВАЛИДОВ
 
Федеральный закон «Осоциальной защите инвалидов в РФ» определяет государственную политику в областисоциальной защиты инвалидов, целью которой является обеспечение инвалидамравных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских,экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренныхКонституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормамимеждународного права и международными договорами РФ.
Согласно указанномуЗакону, инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойкимрасстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиямитравм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающеенеобходимость его социальной защиты. Под ограничением жизнедеятельностипонимается полная или частичная утрата способности или возможности осуществлятьсамообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться,контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.[1]
В зависимости отстепени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам,признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрастедо 16 лет – категория «ребенок-инвалид».
Социальная защитаинвалидов представляет собой систему гарантированных государствомэкономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих условия для созданияинвалидам равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества:для индивидуального развития, реализации творческих и производственныхвозможностей и способностей путем учета потребностей инвалидов всоответствующих государственным программах, предоставления им социальной помощии т.д.
В соответствии сФедеральными Законами определяются следующие формы социального обслуживанияграждан пожилого возраста и инвалидов:[1]
— социальноеобслуживание на дому, включая социально-медицинское обслуживание;
— полустационарноесоциальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учрежденийсоциального обслуживания;
— стационарноесоциальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания(домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях);
— срочное социальноеобслуживание в целях оказания несложной помощи разового характера остро нуждающимсяв социальной поддержке;
— социально-консультативная помощь, направленная на адаптацию граждан пожилоговозраста и инвалидов в обществе, развитие опоры на собственные силы, облегчениеадаптации к меняющимся социально-экономическим условиям.
Все большую роль играютнестационарные учреждения, в том числе центры социального обслуживания одинокихпожилых людей и инвалидов.
Согласно Примерномуположению о Центре социального обслуживания (от 20 июля 1993 г.) это учреждениесоциальной защиты населения осуществляет на территории города или районаорганизационную и практическую деятельность по оказанию различных видовсоциальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и другим группам населения,нуждающимся в социальной поддержке.
Центр может иметь всвоей структуре различные подразделения социального обслуживания, в том числеотделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи надому, срочной социальной помощи и т.д.
Основными задачамидеятельности Центра являются:
— выявление престарелых,инвалидов и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке, совместно сгосударственными и общественными организациями (органами здравоохранения,образования, миграционной службы, комитетами Общества Красного Креста,ветеранскими организациями, обществами инвалидов и т.д.);
— определениеконкретных видов и форм помощи лицам, нуждающимся в социальной помощи;
— дифференцированныйучет всех лиц, нуждающихся в социальной поддержке, в зависимости от видов иформ требуемой помощи, периодичности ее предоставления;
— предоставлениеразличных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера лицам,нуждающимся в социальной поддержке;
— анализ уровнясоциально-бытового обслуживания населения города, района, разработкаперспективных планов развития этой сферы социальной поддержки населения,внедрение в практику новых видов и форм помощи в зависимости от характерануждаемости граждан и местных условий;
— привлечение различныхгосударственных и негосударственных структур к решению вопросов оказаниясоциально-бытовой помощи нуждающимся слоям населения и координации ихдеятельности в этом направлении.
В настоящее времярасширяется система медико-социальной помощи инвалидам.
Так, Федеральный Законо социальной защите инвалидов конкретизирует понятие медико-социальнойэкспертизы как определения в установленном порядке потребностейосвидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, наоснове оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройствомфункций организма.
Медико-социальнаяэкспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма наоснове анализа клинико-функциональных, социально-бытовых,профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица сиспользований классификаций и критериев, которые разрабатываются и утверждаютсяв порядке, определяемом Правительством РФ.
Медико-социальнаяэкспертиза осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы,входящей в систему (структуру) органов социальной защиты населения.
На Государственнуюслужбу медико-социальной экспертизы возлагаются:
1)        определениегруппы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности,потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
2)        разработкаиндивидуальных программ реабилитации инвалидов;
3)        участиев разработке комплексной программы профилактики инвалидности, медико-социальнойреабилитации и социальной защиты инвалидов;
4)        определениестепени утраты профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовоеувечье или профессиональное заболевание;
5)        определениепричины смерти инвалида в случаях, когда действующим законодательствомпредусматривается предоставление льгот семье умершего.
Закон вводит понятиереабилитации инвалидов как системы медицинских, психологических, педагогических,социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможноболее полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушениемздоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитацииявляются восстановление социального статуса инвалида, достижение имэкономической независимости и его социальной адаптации.
Реабилитация инвалидоввключает:
— медицинскуюреабилитацию инвалидов, которая состоит из восстановительной терапии,реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования;
— профессиональнуюреабилитацию инвалидов, которая состоит из профессиональной ориентации,профессионального образования, профессионально-производственной адаптации итрудового устройства;
— социальнуюреабилитацию инвалидов, которая состоит из социально-средовой ориентации исоциально-бытовой адаптации.
Федеральной базовойпрограммой реабилитации инвалидов является гарантированный переченьреабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемыхинвалиду бесплатно за счет средств федерального бюджета.
На основе решенияГосударственной службы медико-социальной экспертизы для инвалидаразрабатывается индивидуальная программа реабилитации, которая представляетсобой комплекс оптимальных для него реабилитационных мероприятий, включающий всебя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских,профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление,компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление и компенсациюспособностей к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальнаяпрограмма реабилитации инвалида является обязательной для исполнениясоответствующими органами государственной власти, органами местногосамоуправления, а также предприятиями, учреждениями и организациями, независимоот форм собственности.
Мероприятия помедицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов осуществляетГосударственная служба инвалидов, представляющая собой совокупность органовгосударственной власти, независимо от ведомственной принадлежности, органовместного самоуправления, учреждений различного уровня.
Реабилитационнымиявляются учреждения, осуществляющие процесс реабилитации инвалидов всоответствии с реабилитационными программами.
Обеспечение жизнедеятельностиинвалидов происходит через медицинскую помощь, беспрепятственный доступ кинформации и к объектам социальной инфраструктуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом,важнейшей задачей государства на современном этапе является созданиеэффективной системы социального обслуживания как комплекса услуг различнымкатегориям населения, находящимся в зоне социального риска.
Социальное обслуживаниепризвано помогать клиентам в решении возникших у них социальных проблем повосстановлению или усилению их способности в самообеспечении исамообслуживании, создавать необходимые условия для жизнеспособности лиц сограниченными возможностями.
Основная цельформирования этой системы – повышение уровня социальных гарантий, оказаниеадресной помощи и поддержки нетрудоспособным гражданам, прежде всего натерриториальном уровне и с учетом новых социальных гарантий.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ:
1. Баркер Р. «Словарьпо социальной работе». – Москва. 1994 г.
2. Ерусланова Р.И.«Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов надому. Учебное пособие» Издательство: Дашков и К, 2007.
3. «Законодательствозарубежных стран по социальному обслуживанию населения» — Москва. 1994.
4. Николаева Я.Г.Воспитание ребенка в неполной семье: Организация педагогической и социальнойпомощи неполным семьям. Издательство: Владос, 2006
5. Топчий Л.В. «Социальные службыРоссии: от оптимального минимума к гармонии разнообразия». Рос. журнал СР –1997 г., № 1.
6. Фирсов М., СтуденоваЕ. Теория социальной работы: Учебное пособие для студентов вузов. Издательство:Владос, 2000
7. Зайнышев И. Г.Технология социальной работы. Издательство: Владос, 2002
8. Хижный Н.Государственная система социальной защиты граждан в странах Западной Европы.Издательство: ИНИОН РАН, 2006