Социального партнерство в России

Вступление

Современный период развития общества характеризуется резким увеличением социальных проблем и усилением роли широкой общественности в поиске путей их решения. Изменяются социокультурные нормы общения и взаимодействия, трансформируются или отмирают устаревшие образцы, рождаются новые модели. Одним из новых явлений российской общественной жизни становится социальное партнерство, которое получило признание с начала 90-х годов прошлого века.
 Понятие социального партнерства

Социальное партнерство как механизм устойчивого социально-экономического развития

«Социальное партнерство — это система цивилизованных общественных отношений, обеспечивающая согласование и защиту интересов работников, работодателей, предпринимателей, различных социальных групп, слоев, их общественных объединений, органов государственной власти, местного самоуправления на основе договоров, соглашений, достижения консенсуса по важнейшим направлениям социально-экономического и политического развития.

Наряду с ним [социальным партнерством] получили широкое распространение политическое, корпоративное, агентское партнерство, социальный диалог. Кроме того, входит в практику так называемое некоммерческое партнерство, реализуемое некоммерческими организациями по достижению социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей в удовлетворении нематериальных потребностей граждан, их законных интересов, а также в сферах защиты прав, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи.

Важнейшими целями социального партнерства являются согласование и защита интересов различных социальных групп, слоев и классов, содействие решению актуальных экономических, социальных и политических задач, углублению демократии, формированию социального правового государства, открытого демократического гражданского общества.

Политика социального партнерства не ограничивается сферой экономических или социально-трудовых отношений. Ее реализация связана с участием в таком процессе общественных объединений, представляющих интересы различных социальных групп, слоев, органов государственного управления и местного самоуправления, принятием и выполнением договоров и соглашений, политических решений. В разработке и принятии их участвуют большие группы людей, трудовые коллективы, представители населенных пунктов, территорий. Властные структуры выступают чаще всего как организаторы переговорного или согласительного процесса.

Конструктивные цивилизованные отношения социального партнерства предполагают максимальный учет интересов различных социальных групп, слоев, согласование их и возможно более полную реализацию. Иначе они не будут эффективно содействовать формированию устойчивого социально-экономического развития и политической стабильности, установлению согласия в обществе.

Социальное партнерство по своей сущности нацелено на формирование консенсуса, гражданского мира в обществе; на снижение напряженности во взаимоотношениях между различными социальными группами, слоями; на политическую консолидацию органов власти всех уровней и органов местного самоуправления.

Политика социального партнерства способствует развитию и углублению демократии, утверждению цивилизованных форм согласования многообразных интересов различных социальных групп, слоев и классов, формированию открытого демократического гражданского общества».

Социальное партнерство в России**

Создание справедливой системы социального порядка в интересах большинства народов России не может быть делом только государства. Мировой опыт, в т.ч. опыт дореволюционной России, показывает, что преодолеть социальные конфликты в одиночку не могут ни государство, ни рынок, ни семья. Только социальное партнерство — конструктивное взаимодействие различных сил на общественный арене способно обеспечить людям равные возможности для достойной жизни. Смысл социального партнерства в России сегодня — это взаимовыгодное взаимодействие в рамках общественного треугольника, включающего государственные структуры, предпринимательские структуры, а также профессиональные союзы и общественные организации.

Взаимодействие необходимо, чтобы совместными усилиями решать значимые социальные проблемы, такие как бедность, бездомность, сиротство, разгул преступности, загрязнение окружающей среды. Представители каждой из сторон треугольника по-разному осознают собственную ответственность за эти человеческие беды, имеют разные возможности и ресурсы для помощи, и, наконец, разные представления о самой природе социальных проблем. Но, несмотря на различия и противоречия, сотрудничество возможно, а главное, — необходимо.

Социальное партнерство — это не только перераспределение ресурсов для решения социальных проблем. Объектом общей ответственности оказываются не только социальные проблемы сами по себе, но и способы их решения. Это гражданские действия, предполагающие инициативу народа, действия в рамках гражданского общества.

Социальное партнерство — это путь к эффективному государству на основе социальной консолидации, расширения общественной поддержки целей и действий власти. Идея социального партнерства близка и востребована широкими народными слоями. Она исходит из необходимости соединения власти с народом, устройства социально-справедливого созидательного общества, единения духовного и материального.

Механизм социального партнерства, консолидирующего государства, предпринимателей и народ вокруг главных целей в принципе выглядит следующим образом:

— по отношению к обществу государство берет на себя осознанную ответственность за социальные гарантии, получая взамен легитимность власти и общественную поддержку;

— по отношению к предпринимателям государство обеспечивает гарантии прав собственности, благоприятный предпринимательский климат, поддержку российского бизнеса во внешнем мире, получая взамен поддержку со стороны национального капитала, строгое соблюдение установленных государством норм и правил;

— баланс между обществом и капиталом строится по принципу: социально ответственное поведение предпринимателей в обмен на общественную поддержку его интересов, целей и действий.

Успех социального партнерства определяется многими условиями. Однако есть условия, без которых оно просто не работает. Важнейшим участником треугольника социального партнерства является институт гражданского общества: совокупность добровольных общественных объединений, профессиональных союзов, благотворительных и др. организаций. Участие в добровольных объединениях — не только вопрос частных интересов, желания и возможности самореализации. Это вопрос отношений личности и государства. Пользуясь свободами и правами, граждане одновременно принимают на себя и ответственность, определенные обязательства по охране своих прав в т.ч. социальных. Чтобы голосовать ответственно, граждане должны быть информированы о том, какие наиболее важные проблемы стоят перед обществом. Ответственность за то, чтобы эти проблемы были сформулированы и представлены социальным партнерам (государству и капиталу) во многом несут именно общественные объединения. Участвуя в их работе, граждане принимают ответственность за собственную (себя и других) информированность, принимают обязательства быть терпимыми по отношению к другим точкам зрения. Это и есть феномен эффективного гражданского поведения — движущая сила социального партнерства.

Современное понимание участия капитала в треугольнике социального партнерства не сводится к благотворительности. Участие предпринимателей в решении социальных проблем сегодня определятся экономической целесообразностью таких затрат. Инвестируя в человеческий капитал, в инфраструктуру городов, транспортные коммуникации и связь, предприниматель извлекает приличную прибыль.

Задача государства — создать правовые и экономические стимулы для развития этой деятельности. Задача профессиональных и общественных союзов — втягивать капитал в решение насущных социальных проблем и информировать государство о состоянии сотрудничества.

Важнейшей функцией государства в России всегда было поддержание равновесия и диалога между разными социальными слоями и группами населения. Главная ошибка прошедшего периода рыночных реформ — полная недооценка решающей роли общегосударственных институтов в управлении рыночной экономикой и социальной сферой.

Успех социального партнерства в России будет определяться динамикой формирования среднего класса. Класс этот должен охватить по крайней мере 50% населения, с одновременным снижением доли населения с доходами ниже прожиточного минимума до 10-15%. Государство просто не сможет длительное время соединять полярные сегменты расколотого общества, если не начнется ускоренное становление его естественной опоры — массового слоя людей со средним достатком. Это люди, ясно представляющие, чего они хотят как для самих себя и своих близких, так и для своей страны. Формирование среднего класса придает необходимую устойчивость всей социальной конструкции и послужит основой для преодоления социального раскола

Национальные особенности социального партнерства**

«Зачастую в общественном сознании неверно трактуют само понятие социального партнерства. Многие понимают это явление как любое взаимодействие, будь то внутрикорпоративное сотрудничество или налаживание партнерских отношений с другими организациями. В результате искажается истинный смысл социального партнерства, происходит подмена понятий.

Исторически лозунг социального партнерства возник как антитеза классовым конфликтам и революциям, как способ разрешения противоречий между трудом и капиталом. Кризис основных концепций государственного устройства — социализма, государства благосостояния и модернизации — требовал поиска новых подходов. В фокусе общественного и политического влияния появляются инициативы граждан, которые объединяются в сообщества некоммерческих организаций и общественных движений.

Сегодня смысл социального партнерства состоит в налаживании конструктивного взаимодействия между тремя силами на общественной арене — государственными структурами, коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями (эти силы принято называть первым, вторым и третьим секторами соответственно).

Социальное партнерство — социальное действие, основанное на чувстве человеческой солидарности и разделяемой ответственности за проблему. В самом общем виде можно сказать, что социальное партнерство возникает тогда, когда представители трех секторов начинают работать совместно, осознав, что это выгодно каждой группе и обществу в целом.

Можно выделить следующие ключевые моменты социального партнерства:

социальная проблема;

интересы партнеров;

правовая обоснованность партнерства;

возможности и сильные стороны партнеров;

правила взаимодействия и взаимного контроля;

наличие информационного поля, освещающего процессы социального партнерства;

наличие проекта как способа соорганизации сторон;

постоянство и стабильность процесса социального партнерства;

инновационные пути решения социальных проблем.

Узловой момент, вокруг которого формируется социальное партнерство, — это социальная проблема. Но ее выявления и осознания всеми не достаточно для возникновения социального партнерства — необходима артикуляция интересов сторон:

значимость социальной проблемы для каждой из сторон;

установление интересов каждого из возможных партнеров;

совместное формулирование целей и задач деятельности;

осознание своей роли, статуса в обществе, оценка своих возможностей по решению проблемы;

выработка четких правил действий в процессе сотрудничества;

осознание сторонами, что объединение их сил и средств дает кумулятивный эффект.

Необходимо отличать простое взаимодействие или кооперацию усилий в решении сиюминутных проблем, чаще всего регулируемых директивами вышестоящего руководства от социального партнерства, основанного на равноправном, долгосрочном и взаимовыгодном сотрудничестве сторон, разделяющих и стремящихся решить социальную проблему.

Л. Олсен в своей книге Partnership For Social Welfare пишет, что «партнерство — это больше, чем кооперация. Оно включает развитие проектной культуры, принимаемой партнерами, как среды для разделения задач (ответственности). Оно включает процесс поиска новых решений, , в который партнеры вовлекают друг друга. Оно содержит контрактные обязательства и систему увеличения качества, которую все партнеры должны улучшать и развивать».

Каждый сектор в системе социального партнерства имеет свои сильные и слабые стороны. Сильная сторона государства — его властные рычаги, сильная сторона бизнеса — способность обеспечения финансовыми ресурсами, третий сектор является инициатором новаторских идей. Но неумение совместно их использовать рождает ряд проблем.

Во-первых, одной из наиболее трудных задач является поиск источника финансирования проектов. В большинстве случаев социальные проблемы решаются только средствами бюджетных дотаций, объем которых практически не зависит от реальных качественных результатов работы, поскольку для государственных организаций бюджетная строка всегда строго ограничена. Более того, в России до сих пор не создана система поощрения благотворительной деятельности, которая в западных странах является серьезным источником финансирования. Средства грантов зарубежных благотворительных организаций и фондов также недостаточны для широкого развития социального партнерства.

Во-вторых, важна проблема нехватки человеческих ресурсов, точнее — недостаток профессионалов, способных обеспечить эффективность процесса социального партнерства. Инициатива реализации тех или иных проектов чаще всего исходит от третьего сектора. И отсутствие у его представителей опыта административной деятельности, планирования, привлечения средств является препятствием усиления социального эффекта партнерства. Энтузиазм должен опираться на базу профессионализма, иначе он быстро погаснет.

Третья проблема — неприспособленность к инновациям. Новаторские методики и технологии работы, инициируемые общественными организациями или взятые из опыта других стран, не всегда могут быть внедрены в существующий формат социальной системы. Положение усугубляется еще и тем, что чиновники различных органов государственного управления проявляют неприязнь к переменам, особенно в работе с третьим сектором. Представители последнего часто воспринимаются как «просители» или «подчиненные», или даже как «соперники», но не как партнеры. Бывает, что соперничество или даже зависть разгораются внутри одного сектора или организации, что приводит к блокированию дальнейшего сотрудничества.

Иногда возникает и обратная ситуация, когда ряд общественных деятелей считают, что государство многие вопросы должно решать самостоятельно. Такой подход объясняется общими причинами неразвитости институтов гражданского общества. Патернализм и социальная пассивность всегда были присущи российскому социуму.

Все стороны должны осознавать, что социальное партнерство предполагает профессионализм, высокую ответственность за качество и полноту выполнения взятых на себя обязательств. Только при таком отношении к совместному сотрудничеству можно преодолеть существующие проблемы и сделать процесс социального партнерства эффективным.

каждый из секторов в системе социального партнерства имеет свои сильные стороны. В сумме они дают мощный синергетический эффект. В странах Запада он достигается за счет четко отлаженного механизма регулирования партнерства, согласованности действий между субъектами влияния.

В России все складывается несколько по-другому. Во многих случаях коммерческий сектор преследует только свои интересы, а государство остается консервативным в своих взглядах и чаще выступает в роли сдерживающего фактора в новаторских проектах. В такой ситуации третий сектор должен становиться той творческой, созидательной силой, способной аккумулировать новые идеи, отвечающие требованиям быстро меняющихся социальных условий

 Правовые основые развития социального партнерства

Юридические инструменты развития социального партнерства**

Социальное партнерство — система цивилизованных общественных отношений, направленных на согласование и защиту интересов представителей различных социальных групп, слоев, классов, общественных объединений, органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих структур, государственных учреждений, к числу которых относятся библиотеки. Оно развивается на основе нормативных договоров и соглашений, достижении консенсуса по важнейшим направлениям социально-экономического и политического развития общества.

С правовой точки зрения социальное партнерство — это согласование действий всех сторон на определенной законодательной платформе, отражающей его существо, содержание и инструменты регулирования. Правовое обеспечение социального партнерства в библиотеках находится в процессе становления. Рассмотрим его характерные особенности.

1. Развитие федерального законодательства, как общего, так и отраслевого, обозначившего правовое поле для социального партнерства в библиотеке.

В Конституции Российской Федерации провозглашаются принципы социального партнерства, определены основные направления сотрудничества в области культуры, образования и информации (ст. 29, 43, 44), трудовых отношений (ст. 7, 37, 72), социального развития и социальной защиты (ст. 7, 39, 40, 71, 72), охраны здоровья и экологии (ст. 41,42,114).

Трудовой кодекс Российской Федерации содержит раздел II «Социальное партнерство в сфере труда» (ст. 23-55). В нем социальное партнерство рассматривается как система взаимоотношений между работниками (представителями работников) работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти и местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними экономических отношений.

В Федеральных законах РФ «О профессиональных союзах и гарантиях их деятельности» (1995), «Об объединениях работодателей» (2002), «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (1995), «О коллективных договорах и соглашениях» (1992) обозначены формы, методы и механизмы правового регулирования социального партнерства на договорной основе.

В профильный Закон РФ «О библиотечном деле» (1993) включена глава IV «Организация взаимодействия библиотек» (ст. 19,20, 21), регулирующая сотрудничество и взаимодействие библиотек различных типов и видов между собой, с органами научно-технической информации и архивами, а также вопросы трудовых отношений работников библиотек (ст. 26).

Эти нормы являются правовым фундаментом, на основе которого происходит становление и развитие нового типа социально-экономических отношений в библиотеках.

2. Становление регионального законодательства, определяющего региональные особенности и практику сотрудничества библиотек субъектов РФ.

В субъектах РФ принимаются законы о социальном партнерстве либо в законодательные акты о библиотечном деле включаются соответствующие разделы, регулирующие обеспечение социальной защиты и социальных гарантий работникам библиотек, развитие трудовых отношений в библиотеках (Республика Карелия, Алтайский край, Белгородская, Псковская, Камчатская, Кировская, Ивановская, Рязанская, Свердловская, Томская, Тульская и др. области).

Формирование правового механизма социального партнерства в конкретной библиотеке, разрабатывающей и принимающей локальные нормативные акты, нормативные договоры и соглашения, заключаемые на основе взаимных консультаций, переговоров и договоренностей между сторонами.

Социальная ответственность компаний — опыт Запада и России

Никто бы не помнил доброго самаритянина,
Если бы у него были бы только добрые намерения.
У него были еще и деньги».
(Магарэт Тэтчер)

П/>онятие «корпоративной социальной ответственности» сформировалось на Западе сравнительно недавно, около 20 лет назад. До этого периода существовали разрозненные стандарты в различных областях корпоративного управления, касающиеся политики взаимоотношений с работниками, корпоративной этики, подходов к охране окружающей среды. В сфере социальной политики компаний стандарты и правила не были выработаны вообще, преобладал «случайный» подход: работа по обращениям, ответ на просьбы местных властей или требования профсоюзов.

Однако уже с конца семидесятых годов ведущие компании США и Великобритании начали приходить к необходимости объединить разрозненные элементы корпоративной политики, связанные с взаимоотношениями компании с внешней средой и выработать целостные подходы к взаимодействию с обществом. Такая политика, с одной стороны, должна была бы быть связана с философией компании, ее маркетинговой стратегией, с другой стороны, отвечала бы ожиданиям общества.

Среди причин, побудивших крупные компании обратить более пристальное внимание на политику во взаимоотношениях с обществом, можно выделить также:

Усилившееся давление со стороны государства, которое в Великобритании и других странах Западной Европы под давлением общества выдвинуло более жесткие стандарты в сфере трудового законодательства, охране окружающей среды. В США роль государства была значительно ниже, однако и в Соединенных Штатах постепенно ужесточались нормы экологической безопасности, усложнялось трудовое право.

Давление профсоюзов, прежде всего в сфере охраны труда и в социальной политике.

Значительно возросшую взаимосвязь между общественным мнением и уровнем продаж. Отношение к тому или иному товару или брэнду определялось теперь не только качеством самого товара, эффективностью рекламы, но на поведение потребителей влиял и общий имидж компании, в том числе ответственность ее поведения в отношении партнеров, работников, окружающей среды, общества в целом. Классическим примером катастрофического снижения продаж вследствие плохой общественной репутации может служить компания «Нестле», которая в конце восьмидесятых годов пострадала из-за непродуманной политики продвижения молочных смесей в развивающихся странах. Негативное общественное мнение привело к фактическому бойкоту всей линии товаров «Нестле» в Западной Европе и серьезным финансовым потерям для корпорации.

К началу XXI века большинство крупных компаний США и Западной Европы сформировали собственную политику корпоративной социальной ответственности (КСО). Более того, были созданы объединения компаний, целью которых стало развитие и продвижение концепции корпоративной социальной ответственности, эта тема начала разрабатываться исследователями и экспертами, работающими в области корпоративного управления, а изучение концепции корпоративной социальной ответственности вошло во все учебные курсы по корпоративному менеджменту ведущих экономических вузов.
Понятие корпоративной социальной ответственности
Ведущее объединение корпораций США, занимающееся развитием и продвижением концепции КСО Business for Social Responsibility (Бизнес за социальную ответственность) определяет корпоративную социальную ответственность как

«Достижение коммерческого успеха путями, которые основаны на этических нормах и уважении к людям, сообществам, окружающей среде »

(Business for social responsibility. “Overview of Corporate social responsibility” 2003)

Политика корпоративной социальной ответственности согласно Business for Social Responsibility – это взаимосвязанный набор политик, практики и программ, которые интегрированы в процесс бизнеса, цепочки поставок, процедуры принятия решений на всех уровнях компании и включают ответственность за текущую и прошлую деятельность и будущее влияние деятельности компании на внешнюю среду. Концепция КСО в компаниях разного уровня, различных сфер бизнеса включает разные компоненты. Но самая широкая трактовка КСО включает в это понятие:

корпоративную этику;

корпоративную социальную политику в отношении общества;

политику в сфере охраны окружающей среды;

принципы и подходы к корпоративному управлению;

вопросы соблюдения прав человека в отношениях с поставщиками, потребителями, персоналом;

политику в отношении персонала.

Всемирный бизнес конгресс за устойчивое развитие в докладе « Making Good Business Sense » (Создавая смысл для бизнеса), Лорд Холм и Ричард Уаттс, использовал следующее определение: « Корпоративная социальная ответственность – это постоянная приверженность бизнеса вести дела на основах этики и вносить свой вклад в экономическое развитие, в то же время улучшая качество жизни своих работников и их семей как и общества в целом .»

Green paper Европейского союза определяет корпоративную ответственность как « Концепцию, в рамках которой компании на добровольной основе интегрируют социальную и экологическую политику в бизнес операции и их взаимоотношения со всем кругом, связанных с компанией организаций и людей» . Такой подход принят большинством стран Европейского союза.

Как мы можем видеть, на сегодняшний день не существует единого общемирового определения корпоративной социальной ответственности. Однако все представленные подходы едины в одном: корпоративная социальная ответственность – это ответственность компании перед всеми людьми и организациями, с которыми она сталкивается в процессе деятельности, и перед обществом в целом. Все объединения предпринимателей и исследователи включают сюда

Ответственность компании во взаимоотношениях с партнерами

Ответственность в отношении потребителей

Ответственную политику в отношении работников

Экологическую ответственность

Ответственность компании перед обществом в целом.

В России также начинает внедряться концепция КСО, которая содержит все пять вышеперечисленных элементов, хотя пока особое внимание уделяется в российских компаниях отношениям с работниками и взаимодействием с обществом.
Понятие корпоративной политики участия в жизни общества
Составной частью социальной ответственности компаний является их взаимодействие с обществом в целом. Традиционная практика благотворительности и филантропии компаний постепенно уходит в прошлое. Ведущие корпорации выходят за рамки «классической» филантропии – денежной или товарной помощи от компании благотворительным, социальным, культурным организациям. Новый подход определяется как политика участия в жизни общества и включает не только традиционную материальную и финансовую помощь из прибыли компании. В него входит и участие работников корпорации в оказании поддержки обществу, и активное вовлечение компании в обсуждение жизненно важных вопросов на территории, где работает компания, и даже участие компании в фандрайзинге – привлечении средств других благотворителей на совместный социальный проект.

Объединение Business for Social Responsibility использует термин «корпоративные общественные инвестиции» ( corporate community investment ) и определяет его как широкий круг действий, направленных на улучшение жизни в местных сообществах, где расположены подразделения компании .

Социальные инвестиции компании могут включать

Прямые инвестиции в социально значимые проекты, которые могут окупиться;

Денежные пожертвования;

Предоставление бесплатно времени своих сотрудников, включая топ менеджмент;

Пожертвования товаров или услуг;

Предоставление возможности работникам жертвовать деньги на социальные проекты из своей зарплаты (многие компании добавляют корпоративные средства к пожертвованиям своих работников);

Использование влияния компании для продвижения той или иной социально значимой программы, решения общественной проблемы.
История развития корпоративной социальной ответственности в России
История развития «корпоративной социальной ответственности» в России насчитывает всего около 3 лет. Еще 4-5 лет назад фраза «корпоративная социальная ответственность» вряд ли была бы понята кем-либо в бизнес сообществе, а практика ограничивалась редкими заявлениями о следовании принципам этики и разовой благотворительностью. Однако в последние три года в связи с наметившейся экономической и политической стабильностью, и в связи с активным выходом российских компаний на международный рынок, назрела необходимость в пересмотре подходов российских компаний к взаимоотношениям с обществом, своей ответственности перед обществом. Соответственно, возник интерес компаний, правда, пока только крупных, к выработке продуманной политики социальной ответственности, к созданию ясной стратегии участия в жизни общества. При активном содействии бизнес-ассоциаций, в частности, Ассоциации менеджеров, Российского союза промышленников и предпринимателей, других организаций – CAF, фонда «Евразия», журнала «Эксперт» началось обсуждение концепции социальной ответственности применительно к России, стартовала работа по созданию кодекса корпоративной этики, общепризнанных правил и принципов в экологической политике.

Особенности политики корпоративной социальной ответственности в России

Прежде всего, хотелось бы отметить, что пока всерьез о политике социальной ответственности и стратегии участия в жизни общества задумываются преимущественно крупные общенациональные компании и подразделения международных компаний. Средний бизнес, за редким исключением, работает «по старинке», ведя бизнес, как придется и, занимаясь разовой благотворительностью. Однако мы надеемся, что в том числе и благодаря этой публикации принципы социальной ответственности будут восприняты и приняты в практику и средних, и небольших российских компаний.

Несмотря на активное продвижение принятых за рубежом принципов социальной ответственности в бизнес сообществе России, наша страна и содержание российского бизнеса накладывают свои особенности на развитие концепции КСО в России. Эти особенности необходимо учитывать как при выработке индивидуальных подходов компаний, так и в разработке единых принципов КСО российского бизнеса. Я бы разделила эти особенности на три подгруппы: особенности связанные с историей и географией России; особенности, связанные с менталитетом населения и традициями корпоративного управления; особенности, связанные с социальной и политической ситуацией в стране.

Исторические и географические особенности:

огромная территория;

удаленность населенных пунктов друг от друга, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке;

концентрация капитала в наиболее неосвоенных и климатически сложных регионах страны (Сибирь и Север – нефтяная промышленность, газовая, алюминий, никель);

преобладание моно городов, где вся инфраструктура и население привязаны к одному предприятию;

разваливающая социальная инфраструктура.

Особенности, связанные с менталитетом населения и традициями корпоративного управления:

высокие социальные ожидания при низкой социальной активности населения: жители регионов ожидают решения всех социальных проблем от компаний, местной и федеральной власти, но в массе своей не готовы предпринимать самостоятельные усилия для решения общественных проблем;

традиции трудовых взаимоотношений – жесткая привязка работника к предприятию наличием «своих» социальных учреждений (свой детский сад, своя больница, свой санаторий, свой магазин, свой клуб) при низкой оплате труда, кроме того, последствия многолетней оценки качества работника по его лояльности власти и идеологии, а не продуктивности работы;

неадекватное отношение прессы к усилиям компаний в поддержке общества: от полного игнорирования до патологических подозрений в корысти.

Особенности, связанные с социальной и политической ситуацией в стране:

высокий уровень бедности в регионах;

огромное количество и большой разброс социальных проблем на территориях – непонятно, «за что хвататься»;

отсутствие опыта и государственной инфраструктуры для решения «новых» проблем: наркомании, бездомности, проблемы СПИДа;

давление местных властей, вынуждающих компании выделять ресурсы не на те программы, которые связаны с нуждами и интересами компании, а на приоритеты (а иногда и причуды) местных властей.

Таким образом, российский бизнес, с одной стороны, стремится к выработке индивидуальных и общих подходов к социальной ответственности, внедрить в практику международные принципы прозрачности, экологической безопасности, трудовых отношений, поддержки общества. С другой стороны, он вынужден содержать разваливающиеся социальные учреждения на территориях, сохранять большое количество «советских» льгот для персонала, отбиваться от «благотворительного рэкета» местных властей. В этой ситуации выходом может являться разработка таких подходов к социальной ответственности компаний, которые были бы основаны на общепринятых международных принципах социальной ответственности, но с другой стороны, предлагали бы формы осуществления политики социальной ответственности с учетом особенностей России. Работа по выработке таких подходов уже идет.
Сбалансированный социальный бюджет
Одним из серьезных препятствий на пути внедрения в России концепции социальной ответственности считается низкая капитализация большинства российских компаний, отсутствие ресурсов на осуществление масштабной социальных программ. Согласно различным данным, более 40% общего объема средств на социальные программы, выделяемых ежегодно российскими компаниями (а это более полумиллиарда долларов) приходится на 20 крупнейших корпораций, в основном, добывающего сектора. Возможности компаний, производящих потребительские товары, предоставляющих услуги существенно ограничены.

Однако не стоит думать, что качественная политика социальной ответственности – это деньги, деньги и еще раз деньги. Скорее наоборот, прямые финансовые расходы составляют менее 20% затрат компании на осуществление эффективной политики социальной ответственности. Все остальное – добрая воля и время топ менеджмента и персонала, использование других материальных ресурсов компании. ….

Для успеха политики социальной ответственности компании важен не только и не столько объем средств, которые компания расходует на социальные программы. Важно, как она их расходует, какой получает результат на один затраченный рубль или доллар, а также

Держит ли компания слово, соответствует ли ее практика заявленным принципам и целям;

Имеют ли представление работники компании о ее усилиях и разделяют ли работники позицию и подходы компании (в особенности это важно для среднего звена менеджмента);

Есть ли взаимосвязь между тем, как компания ведет бизнес, и ее социальными программами;

Имеют ли представление потребители, партнеры, клиенты компании о ее политике и социальной программе, как они к этому относятся

Как относится общество в целом к усилиям компании, причем, как в регионах присутствия, так и (для крупных компаний) в целом в стране.

Разработка и внедрение разумной и эффективной политики корпоративной социальной ответственности — это шаг к признанию российских компаний. Признанию не только за рубежом, но, прежде всего в России, изменению имиджа российского бизнеса с «проклятых капиталистов» на партнеров граждан в повышении качества жизни в нашей стране.
Использованная литература
Благотворительность в России

«Социально ответственный бизнес: глобальные тенденции и опыт стран СНГ». Под ред.М.И.Либоракиной, Фонд «Институт экономики города», Москва, 2001

И.Крестникова, Е.Левшина «Корпоративная филантропия: мифы и реальность», CAF, Москва, 2002

«Business and economic development: the impact of corporate responsibility standards and practices», Business for Social Responsibility, USA, 2003

Список использованных документов
Беляков С. Ю. Что такое и с чем его едят?: Национальные особенности социального партнерства / С. Ю. Беляков. – 2004. — № 1. – С. 4-6.

Бойкова О. Ф. Юридические инструменты социального партнерства / О. Ф. Бойкова //. – 2004. — № 1. – С. 7-10.

Догадина И. Ломаем стереотипы / И. Дргадина //. – 2003. — № 12. – С. 17-18.

Куликова Л. В. Публичная библиотека в социальной инфраструктуре / Л. В. Куликова // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2003. — № 10. – С. 6-13.

Махаева В. Новая форма жизни: социальное партнерство как принцип управления //. – 2004. – № 2. – С. 14-16.

Михеев В. А. Социальное партнерство как механизм устойчивого социально-экономического развития / В. А. Михеев, А. В. Михеев // Соц.-гуманитарные знания. – 2002. — № 5. – С. 194-206.

Шишкарев С. Социальное партнерство в России / С. Шишкарев // Российский журнал. – 2003. – 3 апреля.