СОЦИАЛЬНЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМЫ ( КУРСОВАЯ РАБОТА) Содержание Введение… 1-2стр. 1. социальные нормы и их классификация….2-14стр. 2. отклоняющееся поведение………15-16стр. 3. технические нормы и их классификация и взаимосвязь с социальными нормами…16-20стр. Заключение…20-21стр. ВВЕДЕНИЕ В глубокой древности складывались представления о нормах жизни, об одобряемом и порицаемом поведении. Мифология давала членам племени общие представления о надлежащим
и запрещенном (например, запрещалось убийство членов данного клана, людоедство и т.п.). Нарушители подвергались суровым карам (избиению, изгнанию из клана, смертной казни). В дальнейшем возникли представления о божественном происхождении правил поведения человека. Соблюдение этих правил поддерживал страх перед наказанием при жизни или неминуемо после смерти. В античных государствах (Греция, Рим) обозначается чёткая граница между одобряемым поведением, соответствующим
справедливым нормам, и отклоняющимся от этих норм поведением. В наше время деятельность людей, их поведение и отношения регулируются множеством существующих в обществе норм. Слово “норма” латинского происхождения и означает буквально: регулирующее начало, правило, образец. По выражению Алексеева норма-это общее правило поведения, действующее непрерывно во времени и в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев .
Нормы вырабатывает общество, социальные группы, которые входят в него. С помощью норм к людям предъявляются требования, которым должно удовлетворять их поведение. В юридической науке все действующие в обществе нормы подразделяются, прежде всего, на две большие группы-социальные и технические . Это наиболее общее деление, имеющее как бы первичное, исходное значение. Далее обе группы норм классифицируются по различным основаниям на многочисленные виды и разновидности. 1. Социальные нормы и их классификация Теория государства и права обращает свое внимание главным образом на социальные нормы. Потребность в социальных нормах возникла на самых ранних ступенях развития человеческого общества в связи с необходимостью урегулировать поведение людей общими правилами. Исследование социальной нормы сопряжено с анализом общественных отношений, деятельности индивидов. Общество всегда является результатом взаимодействия людей, выражает итог связей и отношений индивидов
их деятельности. Из этого следует, что изучение предметной, практической деятельности людей-необходимая предпосылка исследования общественных отношений, социальной организации общества. Общественные отношения и деятельность неотъемлемы друг от друга, эти явления взаимосвязаны, хотя и не тождественные. Общественные отношения выступают в качестве формы человеческой деятельности. Появление социальных норм и сознательного нормативного регулирования связано с переходом от животной
стадии людей к человеческому обществу, с прогрессом социализации отношений с поведением человека как особого природно-биологического и общественного существа . При помощи социальных норм достигается наиболее целесообразное взаимодействие людей, решаются задачи, которые не под силу отдельному человеку. Люди не просто “относятся друг к другу “ за категорией “отношение” стоят интересы человека, его потребности в общении, во взаимном обмене материальными и духовными ценностями.
Каждому типу общественного развития, с его особенностям производства, материальной и духовной культуры присущ свой характер обмена, объективирующегося в устойчивых, повторяющихся общественных связях, формах деятельности людей. Эта деятельность неотделима от сознания и воли людей, которые являются ее предпосылкой и регулятором, определяют ее цели. Социальные нормы образуются в результате сознательно-волевой деятельности людей как высшей формы отражения объективного мира. В своей совокупности они выражают закономерности общественного развития, познаваемые людьми в процессе общения и освоения окружающей действительности и конкретизируемые в виде социальных норм .Так, для того чтобы общество могло существовать, люди должны продолжать свой род, добывать продукты питания, соблюдать элементарные запреты. Выработка соответствующих правил и является сознательно волевой деятельности людей по отношению объективных закономерностей общественного развития, в результате которой
устанавливаются социальные нормы. Действуя сознательно люди не свободны в выборе характера деятельности, т.к. должны считаться объективными предпосылками человеческого существования. Ставя перед собой определенные цели, люди не могут не учитывать той объективной детерминации, которая предстает как общественная необходимость. Социальные нормы имеют всеобщий характер. Выражая определенное правило поведения, социальная норма распространяет свое действие не только на
конкретное лицо (т. е. имеет не конкретный характер), но на всех лиц, оказавшихся в сходных ситуациях. Для социальных норм именно как для всеобщих правил поведения характерны многогранность применения длительность действий, неопределенность адресата (адресуется всем, кто оказывается в определенном качестве, в определенных условиях, предусмотренных социальными нормами) . Социальное взаимодействие людей объективно проявляется в повторяющихся актах производства, обмена, распределения, многообразных общественных связях и отношениях.
На самых ранних этапах развития общества одновременно с возникновением труда и обмена появляется, и потребность их упорядочить. Многократная повторяемость определенных актов деятельности, явлений и событий особая черта исторического процесса, выявляющая внутреннюю закономерность его развития. Подводя итог вышесказанному мы можем отметить, что социальные нормы это сознательно волевая деятельность людей, общеобязательные правила поведения людей в их взаимоотношениях между собой, определяемые в конечном итоге опытом исторического развития, национальными особенностями, существующими экономическими и политическими отношениями и обеспечиваемые в исполнение сознательностью масс, а также в необходимых случаях мерами государственного принуждения, либо общественным воздействием. Социальная норма не просто абстрактное правило желаемого поведения. Она означает также и само реальное действие, которое фактически утвердилось в жизни, на практике.
В этом случае действительные поступки становятся правилом . Таким образом, социальная норма формируется в ходе сознательной, целеполагающей деятельности людей, обусловленной, в конечном счете, объективными факторами, придающим нормам “объективную властность” . Объективный характер социальной норм определяется следующими обстоятельствами: ¬¬¬– социальные нормы возникают из объективной потребности социальных систем в само регуляции, в поддержании стабильности
и порядке – норма неотделима от отношений обмена, характер которых также детерминирован способом производства и распределения – материальные и духовные блага, выступающие объектом обменных операций, не произвольны, а заданы существующими экономическими и социально культурными условиями. Вместе с тем в социальной норме неизменно присутствуют субъективные качества, поскольку потребность общества в поддержании устойчивости субъективно осознается классами, индивидами, социальными группами.
Результатом такого осознания является стремлением взять под защиту одну группу норм “перекрыть” действие других, приспособить определенные нормативные системы к наиболее оптимальному обслуживанию общих, классовых или групповых интересов. Такое субъективное осознание социальной значимости объективных социальных норм играет чрезвычайно важную роль в установлении в обществе ценностных эталонов и стандартов, усиление воздействия социальных норм на сознание и поведение людей. Мы остановимся на синтезе объективного и субъективного в социальной норме, поскольку по этому вопросу существуют различные точки зрения. Одна из них состоит в констатации объективной природы, социальной нормы, возникающей в повторяющихся общественных и выражающей их внутренние закономерные связи. Сторонники данной позиции выводят социальную норму из деятельности людей “деятельность “нормативна” изначально “нормы” присутствуют в той или иной степени на всех ее этапах” .
Объективный характер социальных норм отстаивают М. И. Бобнева , С. Анисимов , В.Брожик . Другая точка зрения заключается в том, что социальная норма – элемент общественного и индивидуального сознания, продукт специализированной идеологической деятельности различных субъектов нормотворчества . Обозначая свою позицию по этому вопросу хочу отметить, что процесс становления, формирования социальных норм фактор субъективный.
Вырабатываются они людьми. Другое дело, что нужда в них диктуется объективной необходимостью. Социальные нормы чрезвычайно разнообразны, поскольку разнообразны и регулируемые ими общественные отношения. Юридическая наука подразделяет социальные нормы исходя из таких критериев как: – способ формирования – сфера действия – социальная направленность С этой точки зрения выделяются: ПРАВОВЫЕ НОРМЫ: они закрепляются в законах издаваемых государством, четко описывает границу поведения
и наказания за их нарушение. Они выступают в качестве основных пунктов сосредоточения, определяют черты всей системы и характер взаимоотношений между ее частями. Соблюдение правовых норм обеспечивается силой государства. При этом юридические нормы, по мнению С.С.Алексеева должны регламентировать поведение людей с таким расчетом, чтобы разрешались всевозможные конфликты, столкновения интересов . До сих пор феномен правовых норм освещался в данной работе лишь при аксиоматическом условии их формирования и реализации в обществе, естественной чертой которого является политический, экономический и культурный плюрализм (это, однако, не следует противопоставлять юридическому единообразию, равенству всех субъектов общественных отношений перед законом). В условиях же тоталитарных режимов (когда о главенствующей роли права уже не может идти речи), представление о системе формирования права, а, следовательно – и юридических
норм обычно подменялось тезисом о государстве как о единственном источнике права. Средства обеспечения выполнения правовых норм, как правило, ограничивались лишь мерами принудительного, насильственного воздействия. Данная так называемая “ нормативная “ теория права явилась попыткой официального оправдания государственного произвола. Почву для тоталитарных режимов создает и подчиненное положение юридических норм в отношении норм политических. В советском обществе, например, приоритет политики выступал
как непреложный закон. Партийные директивы предшествовали принятию законов, оказывали активное воздействие на нравственность, эстетику, предельно ограничивали свободу совести, а стало быть, и действие моральных и религиозных норм. Широкое распространение получила беспрецедентная форма регулирования – совместные акты партийных и государственных органов. Прямым результатом отрицания приоритета права над политической властью является государственное насилие. Государство свободно в выборе содержания закона, ибо действует
вне зависимости от объективно возникающих правовых норм и связывает реализацию закона не с его объективной обусловленностью, а преимущественно с мерами принуждения. Таким образом, подобная власть не имеет никакой правовой базы, и вынуждена превратить насилие в единственное средство охраны политического режима. Еще одной особенностью тоталитарных режимов часто являются неадекватные меры воздействия за нарушение юридических норм. Объяснение этого явления, казалось бы, напрашивается само собой: если государство в состоянии обеспечить себе повиновение путем возбуждения мотивации к правомерному поведению угрозой к страданию, то для достижения наилучшего результата ему, по-видимому, остается только усиливать угрозу. Поднимая степень страдания, которым грозят нормы права в случае их нарушения, государство способно преодолеть все мотивы и обеспечить идеальное повиновение. Однако, как отмечается в теоретической литературе “ этому выводу противоречит действительность, которая
показывает, что чем культурнее государство, тем меньшими усилиями достигает оно наибольших результатов. ” До сих пор феномен правовых норм освещался в данной работе лишь при аксиоматическом условии их формирования и реализации в обществе, естественной чертой которого является политический, экономический и культурный плюрализм (это, однако, не следует противопоставлять юридическому единообразию, равенству всех субъектов общественных отношений перед законом). В условиях же тоталитарных режимов (когда о главенствующей роли
права уже не может идти речи), представление о системе формирования права, а, следовательно – и юридических норм обычно подменялось тезисом о государстве как о единственном источнике права. Средства обеспечения выполнения правовых норм, как правило, ограничивались лишь мерами принудительного, насильственного воздействия. Данная так называемая “ нормативная “ теория права явилась попыткой официального оправдания государственного произвола. Почву для тоталитарных режимов создает и подчиненное положение
юридических норм в отношении норм политических. В советском обществе, например, приоритет политики выступал как непреложный закон. Партийные директивы предшествовали принятию законов, оказывали активное воздействие на нравственность, эстетику, предельно ограничивали свободу совести, а стало быть, и действие моральных и религиозных норм. Широкое распространение получила беспрецедентная форма регулирования – совместные акты партийных и государственных органов. Прямым результатом отрицания приоритета права над политической властью является государственное насилие. Государство свободно в выборе содержания закона, ибо действует вне зависимости от объективно возникающих правовых норм и связывает реализацию закона не с его объективной обусловленностью, а преимущественно с мерами принуждения. Таким образом, подобная власть не имеет никакой правовой базы, и вынуждена превратить насилие в единственное средство охраны политического режима. Еще одной особенностью тоталитарных режимов часто являются неадекватные
меры воздействия за нарушение юридических норм. Объяснение этого явления, казалось бы, напрашивается само собой: если государство в состоянии обеспечить себе повиновение путем возбуждения мотивации к правомерному поведению угрозой к страданию, то для достижения наилучшего результата ему, по-видимому, остается только усиливать угрозу. Поднимая степень страдания, которым грозят нормы права в случае их нарушения, государство способно преодолеть все мотивы и обеспечить идеальное повиновение.
Однако, как отмечается в теоретической литературе “ этому выводу противоречит действительность, которая показывает, что чем культурнее государство, тем меньшими усилиями достигает оно наибольших результатов. ” МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ: моральные нормы формируются в процессе утверждения, развития моральных взглядов. Мораль – это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла и т. д.
Мораль охватывает почти все сферы общественных отношений (в том числе и отношений урегулированных правом) Нормы морали по своему происхождению не связаны с государственной властью, они существуют устно и реализуются на основе внутреннего убеждения человека, на основе внутреннего общественного мнения. Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания и их нарушение встречает общественное осуждение. Существует точка зрения, что, нравственные законы заложены в самой природе человека. Внешне они проявляются в зависимости от той или иной жизненной ситуации, в которой оказывается индивид. Другие же категорически утверждают, что нормы нравственности – это требование, обращенные к человеку из вне . Видимо, нет оснований проводить разделение между индивидуальным и социальным характером нравственных требований, поскольку в них органически переплетаются элементы того и другого. Моральные нормы регулируют не “внутренний” мир человека, а отношения между людьми.
В конечном счете, их реализация зависит от нравственной зрелости человека, прочности его моральных воззрений. Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает общественное осуждение. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НОРМЫ: правила, регулирующие отношения по поводу осуществления политической власти, управления обществом. Проявляются как во внутригосударственных, так и во внешних отношениях с другими странами и народами. Они состоят из правил поведения регулирующих отношений между
государствами, социальными группами, партиями, в сфере осуществления политической власти. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ НОРМЫ: они закрепляют представления о прекрасном и безобразным не только в художественном творчестве, но и в поведении людей, в производстве и в быту. Одним, словом это правила связанные с представлениями о красоте человеческих поступков. Негативные оценки в этом случае сочетаются с моральным порицанием.
РЕЛИГИОЗНЫЕ НОРМЫ: это установленные религиозными организациями или выработанные в ходе общественной практики правила поведения людей в области вероисповедания по содержанию многие из них выступают, как нормы морали, а также соприкасаются с правовыми нормами так религиозные нормы в заповедях устанавливают “не убий, не укради” так и правовые запрещают такие действия. В настоящее время распространенным источником права в арабских странах остаются мусульманское религиозные воззрения. Суть стой религии состоит в том, что она, во-первых, устанавливает догмы и уточняет, во что мусульманин должен верить, и, во-вторых, предписывает верующим, что они должны и чего не должны делать. Так называемый “шар”, или “шариат” (в переводе “шариат” означает “путь следования”), и составляет то, что называют мусульманским правом. Религиозные нормы обеспечиваются авторитетом воздействием религиозной организации и лиц, исповедующих данную религию. В нашей стране до
Октябрьских событий 1917 года ряд брачно-семейных и некоторых иных норм, признаваемых и установленной православной церковью, был составной частью правовой системы. После принятия конституции 1917 года, в которой было закреплено отделение церкви от государства эти нормы утратили юридический характер. В первые годы советской власти допускалось применение норм мусульманского права (шариата) в некоторых районах Средней Азии и
Кавказа. В настоящее время нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются с действующим правом в ряде отношений. Конституция создаёт правовую основу деятельности религиозных организаций, гарантируя каждому свободу совести, включая право свободно исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними .Религиозным объединениям может предоставляться статус юридического
лица. Они в праве иметь храмы, учебные заведения, культовое и другое имущество, необходимое для религиозных целей. Нормы, содержащиеся в уставах соответствующих юридических лиц, определяющие их правоспособность и дееспособность, имеют юридический характер. Гражданину Российской Федерации предоставлено право заменять военную службу выполнением альтернативной гражданской службы, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию . Верующие имеют возможность беспрепятственно совершать религиозные обряды связанные с вступлением в брак, рождением ребёнка, и другие, однако юридическое значение в связи с этими событиями имеют лишь документы, полученные в органах записи актов гражданского состояния. Некоторые религиозные праздники официально признаны государством с учётом исторических традиций. КОРПОРАТИВНЫЕ НОРМЫ: есть установленные правила поведения, выраженные в уставах, положениях, решениях
общественных организаций для реализации и достижения целей их функционирования. Они регулируют отношения внутри данной организации, порядок ее деятельности, взаимоотношения, составляющих данную организацию, порядок вступления и выхода из данной организации. Корпоративные нормы обеспечиваются мерами, предусмотренными данной общественной организацией. Специфическая их особенность состоит в том. Что их действие ограничено пределами той или иной общественной
организации и вследствие этого, как считает С.С.Алексеев, носят локальный характер . Корпоративные нормы стоят на стыке между нравственными и правовыми нормами. С правом нормы общественных организаций объединяет их формальная определенность, четкая констатация прав и обязанностей, а также санкции применяемые за их нарушение. Нормы общественных организаций тесно связаны с нравственностью единством принципов.
Особое положение в системе социальных норм занимают НОРМЫ ОБЫЧАЕВ, ТРАДИЦИЙ: это такие правила поведения, которые складываются в определенной общественной среде, передаются из поколения в поколение, выступают естественной жизненной потребностью людей, и в результате их многократного повторения становятся для них привычками. Обычаи когда-то были либо моральными, либо религиозными нормами, но со временем их истинное значение было забыто. Люди, следуя обычаям, уже не говорят, хорош или плох тот или иной вариант поведения, а поступают определенным образом в силу привычки. Многие обычаи складываются на определенной территории, носят национальный характер и твердо укореняются в общественной жизни. Обычай опирается на силу привычки и существует в силу наличия фактических отношений. Здесь права и обязанности совпадают, это является главным отличием его от других социальных норм.
В этом выражается его регулятивная особенность. Традиции по сравнению с обычаями имеют гораздо меньшую историю, а в будущим они могут перерасти в обычай . Приведенная выше классификация есть общепринятая и наиболее распространенная. Социальные нормы приобретают качество юридических вследствие того, что объективно способствуют функционированию социального целого определяя одинаковый для всех масштаб поведения участников общественной жизни, они
обеспечивают их как элементов единой социальной системы и закрепляют связи множества отдельных индивидов в коллектив, общество. Все социальные нормы в их совокупности и взаимосвязи называются правилами человеческого общежития. Право закрепляет условия, при которых индивид в состоянии удовлетворить свои потребности, лишь удовлетворив потребности другого. Массовые несоблюдения этих условий может привести к разрушению баланса общественных связ