Социальные институты: сущность и общая характеристика

Социальные институты: сущность и общая характеристика Содержание: 1. Введение 2стр. 2. Понятие и определение социального института 2стр. 3. Типология и характеристика социального института _ 6стр. 4. Функции социального института: явные и латентные 7стр. 5. Дисфункции социального института _ 12стр. 6. Основные институты общества: структурные элементы
_ 13стр. 7. Социальные институты политики 15стр. 8. Социальные институты экономики _ 16стр. 9. Социальные институты образования и науки _ 16стр. 10. Социальные институты религии 18стр. 11. Социальные институты семьи 19стр. 12. Искусство как институт культуры _ 20стр. 13. Заключение 21стр 14. Список используемой литературы 22стр.
Введение История появления и развития социальных институтов – это история постепенного превращения социального института традиционного типа в современный социальный институт. В ходе своего развития социальные институты стали более специализированными по функциям, а некоторые из них заняли господствующее место в системе социальных институтов. Так, например, в первобытном обществе особую роль играла семья, в феодальном обществе в качестве базовых
выступали религиозные институты, в России после Октябрьской революции господствующее место занимали политические институты, в первую очередь Коммунистическая партия, а в капиталистическом обществе особую роль играют экономические институты. Понятие и определение социального института Само понятие институт (от лат. institutum — установление, учреждение) употребляется в трех смыслах: 1. Название научно-исследовательских учреждений, а также многих специализированных учебных заведений
(средних, высших, системы повышения квалификации и т.п.). 2. В дореволюционной России — название привилегированных женских средних учебно-воспитательных заведений закрытого типа для дочерей дворян. Институты благородных девиц начали открываться со второй половины XVIII в. Из истории наиболее известен Смольный институт благородных девиц — первое в России подобное заведение для дочерей дворян с 6 до 18 лет. Он был основан в 1764 г. при Воскресенском Смольном женском монастыре в Петербурге под названием Воспитательное общество благородных девиц, а после Октябрьской революции сразу закрыт. 3. Определенная совокупность учреждений, соответствующих социальной структуре общества; совокупность социальных норм и культурных образцов, определяющих устойчивые формы социального поведения в соответствии с этими правилами, — это социальный институт.
Таким образом, как видно из вышеприведенного, понятия «институт» и «социальный институт» не одно и то же, первое понятие шире второго. Но в обыденном сознании у людей эти понятия тождественны друг другу, например, чаще всего на вопрос, что такое «социальный институт», в первую очередь отвечают, что это учебные заведения, в которых получают высшее образование. Социальные институты являются специфическими образованиями, обеспечивающими относительную устойчивость
социальных связей и отношений в обществе в целом. Они могут быть охарактеризованы с точки зрения их внешней, формальной («материальной») структуры, а также их внутренней, содержательной деятельности. Социальный институт внешне выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны — это установленный набор целесообразно ориентированных стандартов поведения
определенных лиц в определенных ситуациях. Существуют различные концепции социальных институтов, совокупность всех имеющихся трактовок понятия «социальный институт» можно свести к следующим четырем основаниям: 1. Группа лиц, выполняющих определенные, важные для всех социальные функции. 2. Конкретные организованные формы комплексов функций, которые выполняют некоторые члены группы от имени всей группы. 3. Система материальных учреждения и формы действий, позволяющие индивидам выполнять общественные безличные функции, направленные на удовлетворение потребностей или регулирование поведения членов общности (группы). 4. Социальные роли, особо важные для группы или общности. В большинстве западных социологических теорий социальный институт рассматривается как «устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему».
С.С.Фролов на основе анализа зарубежных материалов предлагает следующее формальное определение социального института: «Социальный институт — это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества». Под системой социальных связей в данном определении понимается сплетение ролей и статусов, посредством которых осуществляется и удерживается в определенных рамках поведение в групповых процессах, под общественными
ценностями — разделяемые идеи и цели, а под общественными процедурами — стандартизованные образцы поведения в групповых процессах. М. Вебер называл социальные институты «фабриками по производству социальных связей», которые обеспечивают интеграцию общества, социальных групп и индивидов. Отсюда можно определить социальный институт как некую совокупность индивидов, групп, материальных ресурсов, организационных структур, которые формируют социальные связи и отношения, обеспечивают их устойчивость
и способствуют стабильному функционированию общества. Я.Щепаньский, проанализировав в своей книге «Элементарные понятия социологии» (Новосибирск, 1967) сделанный А.Миллером (1914-1973) обзор различных пониманий термина «институт», делает вывод, что социальные институты «являются системами учреждений, в которых определенные люди, избранные членами групп, получают полномочия выполнять определенные общественные и безличные функции ради удовлетворения существующих индивидуальных и групповых потребностей индивидов и ради регулирования поведения других членов групп. Во всех группах, в которых появляются хотя бы зачатки организации, создаются определенные способы действия от имени группы как целого; например, кто-то представляет группу вовне, определяет надлежащий способ поведения для членов группы, принимает решение от имени целого и т.д. Эти способы действия определены как безличные, т.е. должны исполняться независимо от личных черт и
интересов человека, который их выполняет всегда одним и тем же образом. Индивид, выполняющий эти функции, располагает поддержкой всей группы либо ее решающей части. Способ выполнения этих функций определен группой как целым, и индивиды должны выполнять их согласно этому определению. Это — существенный элемент каждого социального института». Советский ученый И.И.Лейман под социальным институтом понимает «объединение людей, выполняющих специфические
функции в рамках социальной целостности и связанных общностью функций, а также традиций, норм, ценностей; объединение, обладающее внутренней структурой и иерархией и отличающееся особым устойчивым характером связей и отношений как внутренних, так и внешних». Исходя из вышеизложенного, можно вывести следующее более краткое определение: социальный институт – это система учреждений, в которых определенные люди, выбранные членами групп, получают возможность выполнять
определенные общественные функции, направленные на удовлетворение индивидуальных и групповых потребностей индивидов и регулирование поведения других членов групп. Типология и характеристика социального института Все социальные институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом. Виды социальных институтов и их состав весьма разнообразны. Типологизируют социальные институты по разным принципам: сферам жизни общества, функциональным качествам, времени существования, условиям и др. Р.Милс выделяет в обществе пять основных социальных институтов: 1. экономические. 2. политические. 3. институт семьи. 4. военные. 5. религиозные. Вместе с этими социальными институтами можно выделить также коммуникационные социальные институты, институты социального контроля, образовательные социальные институты и другие. Социальные институты можно рассматривать как со стороны внешней, формальной («материальной») структуры,
так и внутренней, содержательной деятельности. Внешне социальный институт представляет собой «совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны — это определенный набор целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в определенных ситуациях». Данные стандарты поведения нормативно урегулированы и закреплены нормами права и другими социальными
нормами. Каждый социальный институт как организованная социальная система характеризуется устойчивой структурой и обладает набором определенных составных элементов, более или менее оформленных в зависимости от типа института. 1. Каждый институт имеет свою цель деятельности. 2. Он четко определяет функции, права и обязанности участников институализированного взаимодействия для достижения поставленной цели. Каждый выполняет свою устоявшуюся, традиционную для данного института
социальную роль, функцию в рамках данного института, благодаря чему все остальные имеют достаточно надежные и обоснованные ожидания. 3. Социальный институт обладает определенными средствами и учреждениями для достижения цели. Они могут быть как материальными, так и идеальными, символическими. 4. Институт располагает определенной системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление нежелаемого, отклоняющегося поведения. Таким образом, социальные институты контролируют и упорядочивают поведение индивидов, они поощряют действия входящих в них лиц, согласующиеся с соответствующими стандартами поведения, и подавляют поведение, отклоняющееся от требований этих стандартов. Кроме наличия устойчивой внутренней структуры, социальные институты отличаются многообразием и динамичностью своих функций. Функции социального института Американский социолог Р.Мертон, много сделавший для становления структурно-функционального подхода, первым предлагает различать
"явные" и "скрытые (латентные)" функции социальных институтов. Данное различие функций было введено им для объяснения определенных общественных явлений, когда необходимо учитывать не только ожидаемые и наблюдаемые следствия, но неопределенные, побочные, вторичные. Термины "явное" и "латентное" он заимствовал у Фрейда, который использовал их совсем в другом контексте.
Р.Мертон пишет: "В основе разграничения между явными и латентными функциями лежит следующее: первые относятся к тем объективным и преднамеренным последствиям социального действия, которые способствуют приспособлению или адаптации некоторой определенной социальной единицы (индивидуум, подгруппа, социальная или культурная система); вторые относятся к непреднамеренным и неосознанным последствиям того же самого порядка". В качестве примера Р.Мертон приводит ритуальные танцы племени хопи по вызыванию обильного
дождя, имеющие латентную функцию укрепления групповой солидарности, поддержания устойчивости и непрерывности племени вне зависимости от того, пойдет ли после этого церемониала дождь или нет. Явные функции социальных институтов носят преднамеренный характер и осознаются людьми. Обычно они формально заявлены, записаны в уставах или декларированы, закреплены в системе статусов и ролей (например, принятие специальных законов или сводов правил: об образовании, здравоохранении, социальном обеспечении и т.д.), поэтому более подконтрольны обществу. Основной, общей функцией любого социального института является удовлетворение социальных потребностей, ради которых он был создан и существует. Для осуществления этой функции каждому институту приходится выполнять ряд функций, обеспечивающих совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению потребностей. Это следующие функции: – функция закрепления и воспроизводства общественных отношений; – регулятивная
функция; – интегративная функция; – транслирующая функция; – коммуникативная функция. 1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений – это система правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение каждого члена института и делающих это поведение предсказуемым. 2. Регулятивная функция – это выработанный социальным институтом шаблон поведения, норм и контроля, регулирующий взаимоотношения между членами общества (т.е. социальный институт как элемент социального
контроля). 3. Интегративная функция – это процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей. 4. Транслирующая функция – это передача социального опыта приходящим в социальный институт новым людям как за счет расширения социальных границ института, так и смены поколений, для этого в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям.
5. Коммуникативная функция – это распространение произведенной в институте информации как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и передача ее при взаимодействии с другими институтами. Если институт не может справиться с выполнением своих явных функций, то его непременно ждут дезорганизация и изменения. Латентные (скрытые) функции, в отличие от явных, не запланированы заранее, носят непреднамеренный характер и их последствия осознаются не сразу и не всегда (если даже осознаются и признаются, то считаются побочным продуктом), а порой и вовсе остаются неосознанными до конца. Очень часто на практике некоторые институты продолжают существовать, хотя они не только не выполняют своих функций, но и порой даже препятствуют им. Это является доказательством того, что у данного института существуют скрытые функции, которые удовлетворяют потребности определенных социальных групп. Чаще всего подобное явление можно наблюдать среди политических институтов, у которых латентные функции
развиты в очень большой степени. Функции, выполняемые социальными институтами, очень многообразны. Рассмотрим одну интересную классификацию социальных функций, данную представителями институциональной школы в социологии (С.Липсет, Д.Ландберг и др.). Они выделяли четыре основные функции, выполняемые социальными институтами. 1. Воспроизводство членов общества. Семья является главным социальным институтом, выполняющим эту функцию, отчасти к ней причастны и другие институты (государство).
2. Социализация – передача молодому поколению установленных в обществе образцов поведения и способов деятельности (институты семьи, образования, религии и т.п.). 3. Производство и распределение (органы власти – экономическо-социальные институты управления и контроля). 4. Функции управления и контроля, осуществляемые через систему социальных норм и предписаний, определяющие и регулирующие типы поведения (административные решения, моральные и правовые нормы, обычаи и т.д.).
По мнению Я.Щепаньского социальные институты в общественной жизни выполняют следующие функции или задачи: – создают возможность индивидам удовлетворить различные свои потребности; – регулируют действие индивидов в рамках социальных отношений, то есть обеспечивают выполнение желаемых действий и осуществляют наказание за совершение нежелательных действий; – определяют и поддерживают общественный строй своей системой социальных регуляторов и осуществляют воспроизводство безличных общественных функций (то есть такие функции, которые выполняются всегда одним и тем же способом, независимо от личных черт и интересов человечества); – производят интеграцию стремлений, действий и отношений индивидов и обеспечивают внутреннюю сплоченность общности. К тому же не следует забывать, что один институт может (чаще всего так и бывает) выполнять одновременно несколько функций: – различные институты могут выполнять общие функции; – у института на разных ступенях развития общества могут отпадать одни и возникать новые функции, или значение одной
и той же функции может со временем или возрастать, или уменьшаться; – один и тот же институт в разных общественно-экономических формациях может выполнять разные функции. В своей работе "Элементарные понятия социологии" (Новосибирск, 1967) Я.Щепаньский отметил, что эффективность функционирования социальных институтов зависит от следующих условий: 1. От четкого определения цели, задач и объема функций социального института.
2. От рационального разделения труда и его рациональной организации внутри социального института. 3. От степени деперсонализации деятельности и объективизации функций, выполняемых отдельными лицами. 4. От признания престижа, которым обладает социальный институт в глазах групп, общностей или общества. 5. От бесконфликтного включения социального института в глобальную систему институтов, т.е. в общество. Нарушение этих условий, порой даже одного, ведет к тому, что деятельность института приобретает дисфункциональный
характер, т.е. нарушается взаимодействие социальной среды и социального института по реализации главной функции каждого социального института – удовлетворение конкретных общественных потребностей. Дисфункции социальных институтов. Функции социальных институтов могут меняться во времени. Все социальные институты имеют общие черты и различия. Если деятельность социального института направлена на стабилизацию, интеграцию и процветание общества, то она функциональна, если же деятельность социального института приносит вред обществу, то оно может быть расценено как дисфункциональное. Интенсификация дисфункциональности социальных институтов может привести к дезорганизации общества вплоть до его разрушения. Крупные кризисные явления и потрясения в обществе (революции, войны, кризисы) могут привести к нарушениям деятельности социальных институтов, которые могут сказываться как в сфере внешней, материальной, организационной
структуры соответствующих учреждений, так и в характере, в содержании деятельности всего социального института. Внешне явления дисфункции могут выражаться в недостатке подготовленных кадров, материальных средств, в организационных недостатках и т. д. С содержательной точки зрения (что гораздо более важно) недостатки выражаются в неясности целей деятельности, в их противоречивой интерпретации, парализующей деятельность института, неопределенности функций, падении социального престижа и авторитета данного
института. Несоответствие деятельности института характеру социальных потребностей ведет к снижению значения его служебной роли, что, в свою очередь, ведет либо к вырождению его служебных функций в ритуальную деятельность, не направленную на достижение какой-либо рациональной цели (бюрократизм), либо к использованию формального статуса социального института для корыстного злоупотребления (коррупция). Основные институты общества: структурные элементы
Каждый социальный институт по своей природе характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, способствующими достижению этой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление нежелаемого, отклоняющегося поведения. Функции Институты Основные роли Материальные характеристики Символические предметы Забота, выхаживание и воспитание детей Семейно-брачный Отец мать ребёнок Дом обстановка Кольца обручение брачный контракт Добывание пищи одежды жилья Экономические Работодатель наёмный работник покупатель продавец фабрика Офис магазин деньги Торговля торговая марка реклама Поддержание законов, правил и стандартов Политические Законодатель субъект Права общественные здания и места
Флаг кодекс хартия Содействие религиозным потребностям и углубление веры Религиозные Пастор прихожанин Собор храм Крест алтарь Библия Социализация, приобщение к социальным базисным ценностям и практике Образование Учитель ученик Школа колледж учебник Диплом Функции и структурные элементы основных институтов общества
Элементы структуры Институты Семья Государство Церковь Промышлен-ность Провозглаша-емые цели и задачи Воспроизводство потомства, социальный статус и др. Защита прав, обеспечение занятости и политической безопасности и др. Установление связи между миром естественного и сверхъестественного Обеспечение дохода и др. Образцы поведения, включая установки
Любовь, привязанность, преданность, лояльность, уважение родителей и т.д. Законность, уважение, подчинение и т.д. Набожность, утверждение почитания, страха, благоговения и др. Правила честной конкуренции, бережливость, зажиточность, трудолюбие и мастерство Символические черты Обручальные кольца, подвенечная фата, свадебный костюм, приданое и т.д. Государственный флаг, гимн и герб, униформа и т.д.
Крест, иконы, идолы, святые мощи, церковное пение и т.д. Торговая марка, дизайн, реклама и т.д. Утилитарные черты Брачное ложе, свадебный кортеж и др. Государственные здания, общественные места, полиция и др. Храм, амвон, колокол, купель, исповедальня и др. Фабрики, заводы, магазины, железные дороги, станки и др. Устная и письменная традиция Брачный контракт, генеалогия и др. Конституция, законодательство, история и др. Библия, катехизис и др. Контракты, фрэнчайзы, корпоративные соглашения и др. Социальные институты политики Политические институты осуществляют реализацию политической власти, чья необходимость определяется тем обстоятельством, что доступные для индивидов, социальных групп ресурсы, ценности и иные социально значимые объекты никогда не безграничны; естественному стремлению к расширению
сферы обладания ими должны быть установлены социально определяемые пределы. Такие ресурсы имеют не только материальный характер; к ним относятся также безопасность, доступ к информации, статус, престиж, власть. При отсутствии таких пределов социальные взаимодействия не могут быть упорядочены, и неизбежно будут возникать споры и конфликты, чреватые анархией, дезинтеграцией социальных систем. Обеспечение пределов требует установления в обществе властных отношений, власти одних над другими.
Государство как полит. институт представляет собой институционализированную политическую власть. Легитимность как база политической власти может быть основана на традиции, на исключительном, признанным большинством авторитете («харизме») правителя и на рациональном выборе (М. Вебер). Традиционная власть опирается на всеобщую убежденность в нерушимости, святости установленных издревле традиций, в естественной законности органов власти, присущих им преимуществ и привилегий.
Харизматическая власть опирается на господствующую веру в величие, святость, превосходство одного лица над всеми, его героизм; основа такой власти проявляется в проекции на него образа бесспорного лидера, которому подчиняются с добровольно, по убеждению, из личной преданности. Рациональный характер власти опирается на доминирующее убеждение в законности установленного порядка, признание большинством обоснованности права госорганов на осуществление власти. Политич. власть может быть образована различными путями и по-разному распределяться, быть либо монолитной, либо диффузной. Господство единоличного правителя, олигархия, и господство немногих привилегированных лиц, и демократия, т. е власть народа. Экономические институты могут рассматриваться как разновидность социальных институтов, поскольку их характеризует система соответствующих социальных, правовых, морально-этических (подчас религиозных) норм, относительно устойчивая совокупность целесообразно ориентированных
стереотипов поведения, подкрепляемых соответствующими ожиданиями и системой санкций. В нормативную структуру экономических институтов входит система норм, отражающих отношения собственности, доминирующий тип производства, наличие типичных форм и способов обмена, а также те или иные социальные ценности, морально-этические стандарты (например, нормы протестантской этики) и нормативы поведения в сфере экономики («честное купеческое слово»). К числу социальных институтов в экономике относится:
– институт собственности, – система торговли и распределения, – финансовая система, – система страхования – и другие виды систематизированной экономической активности. Социальные институты образования и науки Система образования относится к числу важнейших социальных институтов. С функциональной точки зрения система образования включена в число институциональных структур, обеспечивающих социализацию индивидов. Образование служит развитию личности, содействует ее самореализации.
В то же время образование имеет решающее значение для самого общества, обеспечивая выполнение важнейших задач практического и символического характера. В своем крайнем выражении консерватизм образования может принимать форму индоктринации либо политического (идеология тоталитаризма), либо религиозного (фундаментализм), либо национального (этноцентризм) характера. Наука (как и система образования) является центральным социальным институтом во всех современных обществах. Именно от развития таких наук во многом зависит общественное мировоззрение, его идеалы, его нравственный, моральный облик. Великие события в этой сфере часто предвещают, ведут к решающим социальным сдвигам (философия Просвещения). Естественные науки открывают законы природы, науки гуманитарного цикла стремятся познать смысл человеческого существования, природу и характер общественного развития, во многом определяют общественное самосознание, вносят вклад в самоидентификацию народа — осознание своего места в истории
и в современной цивилизации. Специфическая цель науки — познание законов объективной действительности для удовлетворения общественной практики. Данная цель тесно связана с кругом функций, направленных на превращение науки в непосредственную производительную силу, орудие научного руководства всеми социальными явлениями. Разработаны права и обязанности определенных лиц в зависимости от роли, выполняемой в рамках данного института (академик, член-корреспондент, доктор, кандидат наук, старший научный сотрудник, лаборант
и т.д.). Учреждения науки — это академии наук, научно-исследовательские институты и лаборатории, различные научные общества, издательства, библиотеки, музеи и т.д. Материальными средствами выступают — техника, здания, вычислительные центры, экспериментальные заводы и испытательные полигоны. При этом символическими средствами являются научная терминология, научная символика, системы мер, различные формы «технического языка» (графики, чертежи, кимограммы и т.п.),
а идеальными — логика и методология научного познания. Санкции, система поощрения, средства и способы контроля в науке разрабатываются в зависимости от уровня развития общества (ученые звания, зашита авторских прав, борьба с плагиатом и т.п.). Социальные институты религии Религия представляет собой общемировой социальный институт, включающий в себя многие тысячи видов и форм религиозных верований. Тем не менее одна принципиальная черта характерна для всех них: это выделение и различение того, что свято (высшая сила, совершенная, неприкосновенная, несомненная, превыше всего), и того, что несовершенно, обыденно, повседневно. Таким образом, религия как социальный институт может быть определена как система общественно признанных верований и соответствующей практики, которые ориентированы на сферу священного, сверхъестественного. С социологической точки зрения могут быть выделены следующие виды религий: простая
вера в сверхъестественное, анимизм, теизм, абстрактный идеал. Обшей чертой религий является наличие теодицеи — эмоционально удовлетворяющего объяснения самых существенных проблем человеческого существования: появления человека, его страданий и смерти. Универсальная последовательность рождения, коротких лет жизни, страданий и смерти выглядит бессмысленной, но теодицея придает этому смысл, объясняя или оправдывая наличие зла и несчастий в этом мире.
Социальная функция религии. Важнейшей социальной функцией религии в истории человечества было поддержание целостности данной социальной системы. Особое значение в условиях России, где религиозные верования воплощены в различных конфессиях, приобретают те черты подобных верований, в которых терпимость, уважение к чужой вере занимают подобающее место. Только при таком условии религиозная вера выполнит функцию духовно-созидательного начала в общественном
развитии России как многоконфессиональной страны. В двух случаях созидательная, конструктивная, интегрирующая функция религии не может быть реализована. Во-первых, путем подчинения религии государству, превращения религии в зависимый придаток государства, так как потеря ею функции независимого носителя высших нравственных принципов, высшего морального авторитета ведет к потере религией своего священного, независящего от земных структур характера. Во-вторых, путем поглощения религией государства обретения религией официального гос. статуса в качестве единой и обязательной формы верования, так как потеря теократическим государством своего светского характера, утрата им функции гаранта свободы вероисповедания ведет к дискриминации и подавлению иных верований. Правовые нормы обеспечивают структурирование социальной жизни, регулирование социальных взаимодействий в целях придания им формального порядка и определенности. Но содержание подобного порядка, определение того, что считать правильным и справедливым, а что несправедливым,
преступным, что существенно, жизненно важно, а что нет, т. е. свою сущностную, ценностную природу право может обрести только извне. Таким источником могут служить также и нравственно-этические принципы религии. Социальные институты семьи В обществе любого типа с неизбежностью возникают и развиваются социальные институты семьи. Вырастая на основе специфических биологических черт человека, они обретают свою социальную природу путем реализации семьей важнейших социальных функций.
Специфично то, что реализация этих общественно-значимых функций осуществляется благодаря личной заинтересованности, потребности людей в семейном образе жизни и потребности в детях, при этом исключается всякое внешнее принуждение и давление. Семья исполняет роль посредника между индивидом и обществом. Семья помогает индивиду занять свое место в обществе, реализовать себя в качестве члена общества, с одной стороны, и, с другой стороны, обеспечивает ему защиту, охраняет сферу его личной жизни, помогает
сохранить свою индивидуальность. Такова важнейшая социальная функция семьи. Наиболее полная классификация основных функций современной семьи разработана М.С.Мацковским, он выделяет – репродуктивную, – воспитательную, – хозяйственно-бытовую, – экономическую, – сферу первичного социального контроля, -сферу духовного общения, социально-статусную, -досуговую, – эмоциональную и сексуальную функции. Искусство как институт культуры Искусство – это всегда творческое восприятие, позволяющее изменять оценки в зависимости от социального опыта, субъективного состояния, социальной ситуации. Воздействие искусства не зависит от социального статуса или образования. Демократичное и доступное, оно заражает человека, затрагивает его мир чувств и эмоций. Социологически структурируя искусство, можно выделить создателя произведения искусства и потребителя
искусства. Искусство как социальный институт выполняет следующие функции: • коммуникативную – основана на том, что в процессе знакомства и усвоения искусства люди общаются на высоком уровне эмоциональности и чувственности, благодаря чему достигается духовное единство; • практическую – связана с созданием шедевров искусства, которые предполагают духовное отношение к действительности. Практическая значимость искусства проявляется в его разновидностях: изобразительном искусстве, музыкальном,
синтетическом, «техническом», декоративно-прикладном и др. В разнообразных направлениях, течениях и стилях также реализуется его практическая значимость, в них отражается исторически сложившаяся общность художественных признаков, характерная для разных эпох и народов; • релаксационную – отражает влияние искусства на душевно-духовный мир человека, его восстановление, равновесие. под влиянием искусства человек по-иному начинает воспринимать социальные процессы и изменения;
• компенсаторную – отвечает за компенсацию недостатка общения человека с «красотой» в социальном мире. Искусство удовлетворяет потребность человека в прекрасном; • гедонистическую – состоит в наслаждении искусством, удовлетворении человеком потребности в наслаждении; • гармонизирующую – предполагает, что искусство гармонизирует отношения, воспитывает гармоничное в человеке. Заключение Социальный институт предстает перед нами гигантской социальной системой, существующей исторически длительное время, удовлетворяющей фундаментальные потребности общества, обладающей решительной силой и моральным авторитетом, охватывающей большую совокупность явлений, выраженных с помощью статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций (предприятий, университетов, фирм, агентств и т.д.) которые, в свою очередь, имеют персонал, аппарат управления, особые процедуры приема, закрепления и увольнения, многочисленные механизмы социального контроля и т.п.
Социальный институт – это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм. Развитие социальных институтов осуществляется путем возникновения новых социальных институтов и благодаря совершенствованию сложившихся институтов. Это означает, что система социальных институтов, существующих в обществе, постоянно находится в изменении и самообновлении.
Целью социальных институтов является спад межличностной конкуренции путём создания нормативных регуляций, уменьшающих социальное напряжение. Тем самым повышается потенциал культурного творчества, и таким образом социальные институты способствуют реализации высших человеческих целей. Список используемой литературы: 1. З.Т. Голенкова, М.М. Акулич, В.Н. Кузнецов Общая социология: Учебное пособие /
Под ред. проф. З.Т. Голенковой. – М.: Гардарики, 2005. – 474 с. 2. Немировский В. Г. Социология: учеб. – М.: Проспект, 2010. – 544 с. 3. Социология: Учебник / А.А. Горелов. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 496 с. – (Образовательный стандарт XXI). 4. Добреньков В. И Кравченко А. И. Социология:
Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2010. – 624 с. – (Высшее образование). 5. Фролов С.С. Общая социология: Учебник. М 2008. – 384 с. 6. Матецкая А.В. Социология культуры: Учеб. пособие / Ростовский гос. пед. ун-т, кафедра социологии и политологии Ростов, 2006 260 с. 7. Михайлов В.А. Социология: Курс лекций для студентов всех направлений и специальностей Ульяновск: УлГТУ, 2004 207 с. 8. Токарева Е.М. Социология: Конспект лекций М.: МИЭМП, 2005 70 с. 9. Волков Ю.Г Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова М.: Гардарика, 1998 244 с. 10. Словарь-справочник по социальной геронтологии Самара: Изд-во "Самарский университет", 2003 208 с.
11. Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. Г.В. Осипова М 1995 – 227 с. 12. Общая социология: Хрестоматия. Изд-во «Высшая школа». 2006 г 783 с.