Социальные категории в представлении зрелых людей

Введение
Новоевремя вносит существенные коррективы в развитие взаимоотношений между людьми,основными факторами которых являются меняющиеся образы социальных категорий впредставлении личности. Наука и практика сегодня, как никогда, заинтересованаданной проблемой. Кризисное время, кроме обострения многих общественныхпротиворечий, характеризуется также повышением уровня различных формдевиантности. Одной из причин отклоняющегося поведения является наличиеразмытых образов социальных категорий в представлении личности. Цельисследования – изучить образы социальных категорий в представлении зрелыхлюдей. Объект исследования – 60 мужчин и женщин в возрасте от 25 до 55 лет.Предмет исследования — социальные категории в представлении зрелых людей.

Образысоциальных категорий в представлении зрелых людей
Образысоциальных категорий в представлении зрелых людей связаны с гендернымиразличиями и условиями проживания. Для достижения цели исследования примененыследующие методы научного исследования: анализ теоретических источников,тестирование, анкетирование, сравнительный анализ. Методологической основойисследования явились положения теории социальных представлений С. Московиси. Воснову исследования положены теоретические подходы к изучению личностныхособенностей взрослых людей, раскрытые в концепции «образа мира» А.Н.Леонтьева, концепции социальной перцепции Г.С. Абрамовой, А.В. Либина, К.А.Абульхановой-Славской.
Теоретическийанализ проблемы образов социальных категорий в представлении зрелых людейпоказал, что зрелый человек стремится занимать ключевое место в обществе, но всвязи со сложностью образов социальных категорий в представлении личностивозникает проблема исследования факторов, влияющих на данный процесс, наличияизменений в процессе формирования социальных коммуникаций. Особенно важнапроблема функций образов социальных категорий, которые они играют на разныхвозрастных этапах, и возможности управления данным процессом.
Вэмпирической части данного исследования выявлялись особенности образов социальныхкатегорий в представлении мужчин и женщин зрелого возраста в зависимости отсоциального статуса; а также специфика образов социальных категорий впредставлении сельских и городских мужчин и женщин зрелого возраста. Стадияюности и ранней зрелости охватывает период с 17 до 40 лет. Она соответствуетвступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность.Начало зрелости характеризуется наивысшим уровнем таких показателей, какжизненная стойкость, ценностные ориентации, жизненные смыслы, духовныепотребности. Анализ данных эмпирического исследования показал, что подавляющеебольшинство мужчин и женщин зрелого возраста относятся к сравнительно слабодифференцированному базовому слою общества. Содержание их труда в основномсоответствует индустриальной ступени развития общества. Общественная значимостьэтого слоя связана с тем, что он концентрирует основную часть трудового ипотребительского потенциала общества. По сравнению с категориями элиты иобеспеченных, его интересы слабее артикулированы, а поведение в деловой иполитической сферах отличается меньшей активностью. Средний слой, попроведенным в ходе исследования расчетам, составляет большую часть активногонаселения. Но, думается, с учетом не попадающих в социологические опросы люмпенизированныхгрупп населения его доля составляет не менее 12-15%.
Периодзрелости характеризуется переходом к независимости в экономическом отношении. Вэто время приобретается новый статус, который складывается из многообразия прави обязанностей человека в разных сферах жизни и деятельности, в обществе, наработе, в собственной семье. Становление статуса отдельного человека зависит отсистемы общественных отношений и социальных преобразований. В то же времястатус личности изменяется в зависимости от меры активности самого человека,который может осознавать свое положение в обществе и стремится укрепить свойстатус или, напротив, относится к нему пассивно, приспосабливаясь ксуществующему положению.
Вэтом смысле образы социальных категорий при адаптации индивида к новым условиямне играют решающей роли, они могут быть одним из негативных факторовкоммуникативной деятельности, но на характер адаптации они влияют внезначительной степени. Особую решающую роль, по нашему мнению, они могутоказать только на адаптацию психологически незрелой личности – ребенка,инфантильного субъекта или психически больного человека. Это подтвержденорезультатами эмпирической части нашего исследования.
Образпожилого человека у людей молодого и зрелого возраста
«Пожилой»по словарю С.И. Ожегова – «начинающий стареть», «старость» — «достигшийстарости». Такие определения наводят на мысль, что где-то в нашем подсознаниичетко зафиксирована норма, мы примерно знаем, как должен выглядеть человек впожилом и старческом возрасте. Тенденция увеличения продолжительности жизни встранах, а также роста численности пожилых людей в возрастном составе населенияза последние два десятилетия. Актуальность курсовой работы заключается в том,что образ пожилого человека, в современном обществе, ориентирован на молодежнуюкультуру, представляет собой стереотип старости, который отрицательноотражается на пожилых и престарелых людях, но и на всей культуре общества вцелом. Такие стереотипы приводят к дискриминантному отношению к старости, называемомуэйджизмом. Эйджизм — дискриминация по возрастному признаку, чаще всеговстречается негативное отношение к старшим поколениям. А поскольку пожилые людиэто неизбежная часть общества, ведь впоследствии мы постареем и к нам будутотноситься также, это только кажется что старость еще очень далеко, но на самомделе не успеешь оглянуться как у тебя появились дети, затем уже дети у детей,глядишь и на пенсию пора.
Степеньразработанности проблемы. Значительное количество работ, посвященотеоретическим исследованиям проблем, связанных с физической немощностью. Этоработы российских и зарубежных авторов: Томэ Х, Шахматов Н.Ф, Авербух Е.Однако, особенности пожилого человека, по мнению авторов, изучены недостаточнополно и, прежде всего, это касается выводов, имеющих практическое значение всовременных условиях.
1.Модифицированная методика изучения социально-психологических характеристикличности Т. Лири.
2.Изучение образа пожилого человека с помощью методики «незаконченныхпредложений».
3.Выявление типичного образа (портрета) пожилого человека с помощьюмини-сочинения.
Проведенноеисследование показало, что пожилой человек в массовом сознании у людей от 18-50лет г. Якутска представляет собой совестливого, обязательного, исполнительного;дорожит мнением окружающих, в особенности референтной группы; эмпатийный,чувствителен к поведению других; умение сопереживать, альтруист; служениеидеалу или идолу; опека над слабыми и беззащитными. В восприятии образапожилого человека рассогласованность идеального и типичного образа пожилогочеловека у женщин выше, чем у мужчин. Женщинам нравятся и хотели бы в пожилыхлюдях было общительность, доверие, мудрость, опытность, уживчивость, понимание,обеспеченная жизнь, терпимость. Женщинам в большей степени не нравиться в пожилыхлюдях ворчливость, а мужчинам злость, агрессия, и когда пожилые люди не следятза собой, матерятся, курят, пьют, а ценят дружелюбность, искренность,внимательность, отзывчивость, бескорыстность и юмор.
Возрастнаядинамика временных ориентаций личности
Психологическоевремя личности меняется с течением времени жизни. Мы предприняли попыткуизучить это с точки зрения возрастной динамики временной перспективы личности.Целью исследования было изучить половозрастную специфику временной перспективыличности, а также изучение конструкта сбалансированной временной перспективыличности.
Выборкасоставила 388 человек в возрасте от 14 лет до 88 лет (Mвозраст=35,86;SD=18,41), 116 мужчин (Mвозраст=38,75; SD=19,13) и 272 женщины (Mвозраст=34,63;SD=19,99), т.е. 69,8% женщин и 29,9% мужчин. Для дальнейшего анализа выборкабыла поделена на следующие группы: до 20 лет (n=102), 21-29 лет (n=92), 30-39лет (n=48), 40-49 лет (n=53), 50-59 лет (n=35), 60-69 лет (n=25), от 70 лет истарше (n=32).
Висследовании приняли участие испытуемые из городов: Москва (n=187), Московскаяобласть: (n=29), Санкт-Петербург (n=64), Тверь (n=13), Калуга и Калужскаяобласть: (n=41), Саратов (n=35), Владимир (n=15), другие региональные центрыРоссии (n=4). Данное исследование проводилось участниками семинара по вопросамвременной перспективы и качества жизни в рамках исследовательского проектаМолодежной секции РПО «Российская ассоциация студентов-психологов».
Испытуемымпредлагалось заполнить следующие адаптированные русскоязычные версии методик(перечислены в порядке их предъявления): 1) Методика Ф. Зимбардо по временнойперспективе, 2) Шкалы психологического благополучия К. Рифф, 3) Тестжизнестойкости С. Мадди, 4) Опросник толерантности к неопределенности Д. Маклейна,5) Шкала субъективного благополучия Э. Ройсамб, 6) Шкала удовлетворенностижизнью Э. Динера, 7) Методика экспресс-диагностики ситуативной самоактуализацииличности Т.Д. Дубовицкой.
В нашемисследовании было показано, что подростковый возраст и юность – это периоды,когда настоящее в своем гедонистическом аспекте гораздо более значимо, чем вдругих возрастах. У подростка доминирует ориентация на получение удовольствия втекущем моменте, его не сильно заботят последствия своих действий и поступков.Они импульсивны, живут сегодняшним днем, порой не способны отложить получениеудовольствия и удержаться от соблазнов, поэтому входят в группу риска(употребление психоактивных веществ, алкоголя, курение, опасное сексуальноеповедение и др.). Типичной чертой юности является «ролевой мораторий»: диапазонвыполняемых ролей расширяется, но эти роли не усваиваются всерьез иокончательно, их как бы пробуют, примеряют к себе, стремясь попробовать какможно больше. К концу периода ранней взрослости ведущая роль гедонистическогонастоящего сменяется высоким уровнем представленности в сознании мыслей о своембудущем, о предстоящем выборе профессии и т.д. Приобретаются навыки организациисвоего времени и постановки целей, а также возрастает значимость достиженияпоставленных целей. Двадцатилетние обычно имеют дело с выбором супруга икарьеры, намечают жизненные цели и начинают их осуществление. Средний возраст –это время начала физического спада, осознания этого спада, а также время«напоминаний» из социального окружения индивида о том, что он стареет. Это ивремя увеличения уверенности, доминантности, ответственности, устойчивостиидентичности и генеративности. Это период многочисленных ролей, их смены икоординации, а также способности балансировать и координировать конкурирующиепотребности. В этот период многие переоценивают свои прежние выборы: супруга,карьеры, жизненных целей; иногда дело доходит до развода и смены профессии. Вовременной перспективе индивида мы наблюдаем высокую представленность ориентациина будущее и позитивное прошлое, умеренно высокую выраженность гедонистическогонастоящего, продолжающую снижаться. У женщин в этот период наблюдается ростпредставленности ориентации на негативное прошлое и фаталистическое настоящее.Это период соотношения возможностей и ограничений. С одной стороны происходитупрочение карьеры: индивид сосредотачивается на учебе, укреплении своегопрофессионального статуса и обеспечении своей семьи. С другой – приходитосознание того, что время уходит, что оно ограничено и конечно. Люди, достигшиесреднего возраста, имеют тенденцию реструктурировать свою жизнь «в терминах,сколько времени осталось еще жить». В период от 40 до 60 лет при снижениифизической активности индивида, опыт и знания своих возможностей позволяютпреуспеть в жизни. Люди в этот период способны принимать решения с легкостью иуверенностью в своих силах, поэтому их часто называют «поколениемруководителей». Мы полагаем, что сильная выраженность ориентации на будущее вэтот период (особенно в возрастной группе от 50 до 59 лет) связана с выходом напенсию и ожиданиями, что «сейчас-то как раз жизнь и начнется». Рост ориентациина будущее у женщин в этот период также сопровождается спадом представленностиориентации на фаталистическое настоящее. Мы предполагаем, что ориентация набудущее выступает в роли защитного механизма – в заботах о своем будущем, обудущем своих детей и, возможно, внуков, тревоги о том, что времени осталосьмало и ничего изменить в своей жизни нельзя, отступают на второй план.Появляется активное желание простроить свою жизнь заново и все силынаправляются в это русло. После 50-ти проблемы здоровья становятся болеенасущными, нарастает ощущение и осознание того, что «время уходит», что многиепланы уже никогда не будут реализованы, а возможности кажутся упущенными навсегда,страх смерти – отчаяние по Э. Эриксону. Выход на пенсию, снижение доходов,смерть супруга – все эти и другие события этого возраста отражаются в повышениифаталистической оценке своего настоящего (для женщин немаловажный фактор – этоубывание привлекательности), вера в свои силы уступает место безнадежности ибессилию перед «безрадостным настоящим». Семейная жизнь и семейные традиции,успехи детей, частое общение с ними и внуками, установление прочных связей сосвоей возрастной группой – являются источником постоянного удовлетворения. Этоотражается в высокой представленности в сознании пожилых людей (от 70 и старше)позитивных мыслей о своем прошлом, что способствует развитию чувства личностнойцелостности (по Эриксону) и непрерывности во времени. На этом основывается иболее богатая ВП будущего – будущее представлено в контексте своих достижений впрофессиональной сфере, мыслями о детях и внуках, в которых пожилые видятпродолжение себя, а также теми делами, которые необходимо успеть сделать илизавершить. Конструкт сбалансированной временной перспективы (СВП) в наибольшейстепени связан (по результатам корреляционного анализа) со шкалами цель в жизни(К. Рифф), жизнестойкость (С. Мадии), удовлетворенность жизнью (Э. Динер). СВПхарактеризуется наличием жизненных целей, чувством осмысленности существования,ощущением ценности того, что было в прошлом, происходит в настоящем, и будетпроисходить в будущем. Такие люди считают, что наилучший способ найтиинтересное и ценное для себя – это активное участие во всем, что происходит.Путем борьбы они обычно могут влиять на последствия происходящих вокруг нихсобытий. Считают, что наибольшее удовлетворение достигают, становясь мудрее,учась на собственном опыте, как позитивном, так и негативном. Для таких людейхарактерны позитивные эмоциональные состояния: счастье, удовлетворенностьжизнью, психологическое благополучие, переживание потока, надежда, оптимизм идр.

Заключение
Исследованияпоследних лет заложили фундамент объективного изучения социальных категорий, однакороссийская наука пока не располагает надежным знанием последней. Анализуразличных аспектов этой структуры посвящены сотни работ, но большинство из нихлибо ограничивается теоретическим анализом проблемы, либо посвящается изучениюотдельных, пусть очень важных, общественных групп вне связи с более широкимцелым. В восприятии образа пожилого человека рассогласованность идеального итипичного образа пожилого человека у молодежи выше, чем у зрелых лиц. Молодежине нравятся нравоучения пожилых людей, а в зрелом возрасте эгоистичность,наглость, равнодушие и упрямство. Молодежи хотелось бы, чтобы пожилые люди былидовольны жизнью, жизнерадостны, общительны и открыты, а люди зрелого возраста — уверенны в себе, здоровы, больше энергии.

Списоклитературы
1.        Абульханова-СлавскаяК.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования //Психологический журнал, 2006.
2.        Белецкая Г.Э.Социальная компетентность // Сознание личности в кризисном обществе. — М.,2007.
3.        Берн Ш. Гендернаяпсихология. — СПб.: прай-ЕВРОЗНАК, 2008.
4.        Ермолаева М.В.Психология развития. – М., 2009.
5.        Забродин Ю.М.Сосновский Б.А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленностиличности // Вопросы психологии, 2009. — № 6.
6.        Кон И.С.Психология половых различий // Психология индивидуальных различий: Тексты. — М.: МГУ, 2007.
7.        Корчагина Т.В.Психология развития: Учебно-методическое пособие. — М.: Академия, 2005.
8.        Крайг Г.Психология развития. – СПб., 2007.
9.        Леонтьев А.Н.Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Феникс, 2005.
10.      Либин А.В.Дифференциальная психология: на пересечении европейских. Российскихиамериканских традиций. — М.: Смысл, 2009.
11.      МарченкоЮ.Г., Мамай И.И. Основы культурологии: Учебное пособие. — Новосибирск: СГГА,2005.
12.      КрасноваО.В. «Мы» и «Они»: Эйджизм и самосознание пожилых людей// Психология зрелости истарения, 2007.-№3.
13.      ОжеговС.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов ифразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языкаим. В.В.Виноградова.-4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 2007.
14.      ТомэЭ. Формы изменения личности// Психология старости и старения: Хрестоматия. — М., 2008.
15.      ШахматовН.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. — М.: медицина, 2009.