СОДЕРЖАНИЕ
Ведение
1. Правовыеосновы социального обеспечения в РФ
1.1 Нормативно-правовые актысоциальной защиты
1.2 Принципы социального обеспечения
2. Понятиесоциальных пособий
2.1 Классификация социальных пособий
2.2 Отдельные виды социальных пособий
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Степеньблагополучия общества в целом, в конечном счете, определяется благополучием егочленов. Именно это — высокий уровень жизни населения, максимально широкиевозможности для всестороннего развития, уверенность каждого в завтрашнем дне — является главной целью социальной политики любого государства. Современнаядействительность ставит перед человеком ряд проблем, решить которые он можеттолько при помощи государства, которые имеет многовековые традиции встановлении системы социальной защиты населения.
Развитиепомощи нуждающимсямногие историки — исследователи связывают с периодомраспространения христианства. Например, с 10 века на Руси нищелюбие и милостынястали считаться благодеянием. В дальнейшей российской истории можно выделить 6основных этапов становления системы социальной деятельности:
1 этап — 1551 год по 1725год — формирование и реализация идеи государственного презрения,
2 этап — 1725 год по 1796 год — формирование системы общественного презрения;
3 этап — 1796 год по 1917год- совершенствование системы общественного презрения и частнойблаготворительности;
4 этап — 1917 год по 1918 год — переломный момент, возврат к модели государственногопрезрения;
5 этап — 1918 год по 1991 год — становление и реализация советской модели социальнойдеятельности государства;
6 этап — 1991 года по настоящий момент — формирование современной российской моделисоциальной защиты населения
В Россиив настоящее время практически заново складывается система социальной защиты всвязи с экономическим и социально-политическим реформированием. Российскиеграждане переживают непростые времена. Конституция РФ провозглашает Россиюсоциальным государством. Нужно отметить, что многие европейские страны(Германия, Франции, Италия) после 2 Мировой войны остановили свой выбор именнона социальном типе государства. В России общественное сознание еще не в полноймере ощутило новое понятие государства, которое должно быть демократическим нетолько в политическом, экономическом, но и в социальном направлении, должнозакрепить это в своих законах.
Основные направления,закрепленные Конституцией РФ в области социальной политики, получили своеразвитие в действующем законодательстве. Законодательная база, охватывающаявопросы социальной защиты населения продолжает развиваться и расширяется,принимаются новые законы, указы Президента и постановления Правительства, вносятсяизменения и дополнения в ранее принятые и действующие в настоящее времянормативные акты, происходит становление законодательства.
Актуальностьданной темы, определяется тем, что в период социально – экономических реформ,когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальнымобразом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социальногообеспечения в условиях развития экономики.
Работа имеет теоретическоеи практическое значение.
Объект исследованияработы – социальные пособия, как одно из направлений государственной социальнойполитики Российской Федерации.
Предмет исследования – законодательнаябаза, регулирующая правоотношения, касающиеся назначению и выплате социальныхпособий.
Цель работы:
1. Понятие социальныхпособий
1.1. Нормативно-правовые акты
1.2. классификация и виды
2. Отдельные видысоциальных пособий
2.1. Пособия по временнойнетрудоспособности
2.2. Пособия семьям, имеющим детей
Задачи работы:
1. изучитьзаконодательство по вопросу, касающемуся назначения и выплат социальных пособий.
2. раскрыть понятие исодержание социальных пособий.
3. определить основаниявозникновения и прекращения права граждан на социальные пособия.
Структура работыобусловлена вышеперечисленными задачами: во введении обосновываютсяактуальность и цели работы, в первой главе, рассматриваютсязаконодательно-нормативные акты, касающиеся социальных пособий, во второй главераскрывается понятие и содержание социальных пособий.
Методы:сравнительно-правовой.
Перечень источников,использованных в работе: С.А. Глазьев, А.О. Шаронов, В. Понизов.
1.Правовые основы социального обеспечения в РФ
1.1 Нормативно-правовыеакты социальной защиты
В основном законе РоссийскойФедерации — в Конституции, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993года, — который закрепляет основы конституционного строя страны,национально-государственное и административно-территориальное устройство,организацию и принципы деятельности системы государственной власти и органовместного самоуправления, есть статьи и о правовом положении человека и гражданв РФ, о его правах, свободах, обязанностях. Сама структура основного законаподчеркивает приоритет принципов демократического строя, впервые взаконодательстве закрепляется признание прав и свобод человека в качествевысшей ценности, их соблюдение и защита определяется как обязанностьгосударства.
Глава 1Конституции РФ – «Основы Конституционного строя» — в 16 статьях содержитутверждение основ государства. Особенно выделим статью 7, которая гласит:
1. Российская федерация — социальное государство, политикакоторого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь исвободное развитие человека.2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровьелюдей, устанавливаетсягарантированный минимальный размер оплаты труда,обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства идетства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб,устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В Главе 2 Конституции РФ– «Права и свободы человека и гражданина» — ст.39 говорит о том, что:
1. Каждому гарантируетсясоциальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потерикормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
2. Государственные пенсиии социальные пособия устанавливаются законом.
3. Поощряютсядобровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социальногообеспечения и благотворительность.
В настоящее времяисключение составляет пособие по временной нетрудоспособности, которое все ещёрегулируется старым нормативным актом СССР – Постановлением Совмина СССР от 13апреля 1973 года № 252 с изменениями, внесёнными Постановлением КабинетаМинистров СССР от 01 июля 1991 года № 432. Данное постановление фактическиутратило силу с 01 января 2007 года в связи с вступлением в силу Федеральногозакона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ, который установил новый порядокобеспечения пособиями по временной нетрудоспособности. Но правила исчислениятрудового стажа данный Федеральный закон дополняет и уточняет ПостановлениемСовмина СССР от 13 апреля 1973 года № 252 с изменениями, внесённымиПостановлением Кабинета Министров СССР от 01 июля 1991 года № 432.
Правовым инструментом реализации социальной ролигосударства являются конституционные права и свободы граждан, причемКонституция содержит лишь обязательный на всей территории страны минимумсоциальных гарантий. Каждый субъект РФ вправе, исходя из своих материальных идругих возможностей, расширять круг этих социальных гарантий: может быть,увеличен размер индексации социальных пособий, пенсии или детского пособия изместного бюджета, предоставлено право бесплатного проезда на общественномтранспорте для всех пенсионеров и т.д.
Глава 2 Конституции РФ –«Права и свободы человека и гражданина» — отличается общей демократическойнаправленностью, разрабатывает основы правового статуса личности. Содержащиесяздесь права и свободы приведены в максимальное соответствие с «Декларацией прави свобод человека и граждан», со всеми международными пактами о правахчеловека, в частности с «Всеобщей декларацией прав человека», принятой ООН в1918 году. Здесь в отличие от прежней Конституции, центр тяжести лежит не напредоставлении прав гражданину со стороны государства, а на признаниигосударством естественных прав человека, которые принадлежат ему от рождения,уважение и защита которых — задача государства. В системеконституционных прав и свобод (их насчитывается около 10 видов) на первый планвыдвигаются личные (статья 20-29): на жизнь, на сохранение личного достоинства,на неприкосновенность, свободу, на тайну частной жизни, на жилье и т. д.Подчеркивается, что нормы Конституции РФ, закрепляющие права и свободы,являются всеобщими — распространяются на всех граждан в равной степени. Нужноотметить, что наряду с конституционными в действующем законодательствеучитываются и нормы международного права. Применительно к данной работехотелось бы выделить один из основополагающих документов по вопросу о социальныхпособиях, который вплотную реализует на практике провозглашенные права исвободы. Это Декларация прав и свобод человека и гражданина, вступившая в силув 1991 году. Именно в ст. 26 говорится о пособиях и других видах социальнойпомощи.
Международныеправовые акты являются действующими, если они заключены с участием РФ или еслиРФ присоединяется к ним. Внутреннее законодательство в этих случаях должно бытьприведено в соответствии с ними. Ведущим международно-правовым актом,определяющим социальные права, является также «Всеобщая декларация правчеловека», принятая Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Онапровозглашает право каждого человека на социальное обеспечение исоциальнуюпомощь. В 1973 году в СССР ратифицирован Международный пакт об экономических,социальных и культурных правах. Участвующие в этом пакте государства принимаютправо каждого человека на социальное обеспечение, включая социальноестрахование, признают, что семья должна получать самую широкую охрану и помощь.Особенно если на ней лежит забота о воспитании несовершеннолетних детей.
С рядомгосударств были заключены двухсторонние договоры о социальном обеспеченииграждан (например, с Финляндией).
К источникам права социальногообеспечения и защиты относят Федеральные конституционные и федеральные законы,Указы Президента РФ и Постановления Правительства, федеральные правовыедоговоры и акты органов государственной власти субъектов РФ. Высшая юридическаясила — за законами.
Данные нормативно-правовые акты лежатв основе реализации такой важнейшей части внутренней политики государства каксоциальная политика.
Социальная сфера как совокупностьсоциальных отношений испытывает на себе регулирующее воздействие практическивсех отраслей права. Нормы права закрепляют равный доступ всех граждан кматериальным и духовным благам, устанавливают принципиально единые условияобеспечения пенсиями и пособиями и всеми другим видами социального обеспечениянезависимо от классовой принадлежности гражданина. В условиях рыночнойэкономики очень контрастными являются различия в уровне жизни различныхсоциальных групп. Одна из задач социальной политики — смягчение этих различий,что решается путем предоставления социального обеспечения: государственнаяпомощь семьям, имеющим детей, установление надбавок к пенсиям на содержаниенетрудоспособных иждивенцев, предоставление пособий одиноким материям или отцами т. д.
Главнаяидея социального обеспечения — идея социальной справедливости. Государство неможет игнорировать то обстоятельство, что не все члены общества в силу тех илииных причин в состоянии обеспечить нормальный уровень жизни себе и своей семье,а потому оно берет на себя заботу о полном или частичном обеспечениинетрудоспособных, семей с большим числом иждивенцев, о развитии соответствующихсфер (здравоохранения, просвещения, культуры и т. д.).
Предметомособой заботы государства должны стать социально слабые слои населения,нетрудоспособные, особенно инвалиды.
1.2 Принципысоциального обеспечения
Понятие принциповсоциального обеспечения. Характеристика общеправовых принципов, закрепленных вконституции Российской Федерации 1993 г.: неотчуждаемость основных прав исвобод человека и гражданина непосредственно действующими; равенство всех передзаконом и судом; равенство прав мужчин и женщин; гарантированность каждомусудебной защиты его прав и свобод и др. Преломление общеправовых принципов вмежотраслевых и отраслевых принципах правового регулирования.
Федеральный закон от10.12.1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения вРоссийской Федерации», регулирующий отдельные институты социального обеспеченияи закрепляющий внутриотраслевые принципы.
Внутриотраслевыепринципы, лежащие в концепции пенсионной реформы, утвержденной постановлениемПравительства РФ от 7.08.1995 г.
В рамках права социальногообеспечения действуют три группы принципов: общеправовые, межотраслевые иотраслевые принципы. К числу отраслевых принципов относятся следующие принципыправа социального обеспечения:
всеобщность социальногообеспечения. Согласно данному принципу правовой основой социального обеспеченияявляются Всеобщая декларация прав 1948 г., Пакт «Об экономических, социальных икультурных правах», Конституция Российской Федерации 1993 г. и иные нормативныеакты. Реализация принципа всеобщности социального обеспечения предполагаетравную для каждого члена общества возможность получать определенные видысоциальной поддержки независимо от пола, расы, национальности и т. п. Например,право на пенсию принадлежит не только тем гражданам, которые осуществляли трудовуюдеятельность, но также и тем, кто по объективным причинам не работал (уход задетьми, нетрудоспособность, инвалидность);
общедоступностьсоциального обеспечения. Данный принцип находит воплощение в нормах,закрепляющих порядок назначения, предоставления и выплаты отдельных видовсоциального обеспечения;
установление уровнясоциального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека, свободноеразвитие личности. Кроме того, уровень социального обеспечения долженудовлетворять потребности не только самого гражданина, но и нетрудоспособных инесовершеннолетних членов его семьи, находящихся на его обеспечении.Достаточный уровень жизни включает в себя достаточное питание, достаточнуюодежду, достаточное жилище и непрерывное улучшение условий жизни. Фактически жеречь идет об установлении определенных минимальных гарантий — минимальныйразмер оплаты труда, минимальный набор товаров и услуг, льгот, необходимых дляобеспечения достаточной жизни при наступлении обстоятельств, признаваемыхгосударством социально-значимыми;
многообразие оснований,форм и видов социального обеспечения. Под основаниями социального обеспеченияпонимают обстоятельства, при наступлении которых у человека возникает право насоциальное обеспечение. Так, в рамках отрасли права социального обеспечения подоснованиями принято понимать социальные риски, к числу которых относятся:временная нетрудоспособность, инвалидность, достижение определенного возраста,потеря кормильца, смерть, рождение человека и др. Об организационно-правовых формахи видах социального обеспечения говорилось ранее;
дифференциация условий ипорядка предоставления социального обеспечения субъектам общественныхотношений. Так, подобная дифференциация может быть обусловлена следующимифакторами: вид трудовой деятельности, местность выполнения работ или местопроживания, материальное положение субъектов, степень трудоспособности,семейное положение и т. д.;
целевое использованиесредств. Данный принцип предполагает осуществление социального обеспечения засчет денежных средств, специально выделенных и предназначенных для этих целей.В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации социальноеобеспечение осуществляется как за счет государственных средств (государственныепенсии, пособия, компенсации, льготы), так и за счет добровольного социальногострахования, дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности.Целевые государственные средства на социальное обеспечение выделяются из двухисточников: бюджеты всех трех уровней и средства государственных внебюджетныхфондов. Кроме того, в соответствии с гл. 24 Налогового кодекса РоссийскойФедерации для создания эффективных условий социального обеспечения натерритории России был введен единый социальный налог.
2. Понятие социальных пособий
К настоящемувремени в России сложилась достаточно развитая система пособий, которые сталиименоваться «социальными». Их арсенал пополнился в последние годы весьмазначительными новыми, не известными ранее в нашей стране, видами. К нимотносятся ежемесячные пособия на детей, пособия по безработице, рядкомпенсационных выплат. В тоже время отдельные пособия прекратили существованиекак самостоятельные виды, они «растворились» в системе других пособий.
Возникновениеновых видов пособий и компенсационных выплат обусловлено главным образомсоциально-экономическими преобразованиями, которые вызвали существенныеизменения во всех сферах общественной жизни, включая и сферу распределения.
Социальныепособия являются денежной формой обеспечения. Они предоставляются гражданам вустановленных законом случаях в качестве одного из видов социальногообеспечения, помощи, поддержки. Социальные пособия выплачиваются обычнонепродолжительное время или единовременно. Их получают как работающие так инеработающие граждане, в том числе и пенсионеры. Цель социальных пособий –компенсировать полностью или частично временно утраченный по различным причинамзаработок, оказать материальную поддержку, пополнить бюджет семьи в связи снаступлением ряда обстоятельств: рождением ребёнка, смертью члена семьи и т.д.
Посложившейся традиции социальные пособия самим законодателем выделяются по темжизненным обстоятельствам, которые вызывают необходимость их предоставления.Такие обстоятельства отражаются в названии соответствующих пособий, например:
1. пособие по временнойнетрудоспособности
2. пособие по беременности и родам
3. пособие по случаю рождению ребёнка
4. пособие на период по уходу заребёнком до достижении им возраста полутора лет
С учётомизложенного можно дать определение социальных пособий — это выплаты,производимые гражданам в установленные законом случаях ежемесячно, периодическиили единовременно, с целью возмещения полностью либо частично временноутраченного заработка или оказания материальной помощи.
2.1Классификация социальных пособий
Многочисленныевиды пособий классифицируются по разным основаниям:
1. по целевому назначению – выделяются пособия, цель которых компенсироватьполностью или хотя бы частично временно утраченный заработок, и пособия, целькоторых – оказать помощь в пополнении доходов в связи с наступлением различныхиных обстоятельств (пособие по беременности и родам, пособие по безработице);
2. по продолжительности выплаты – ежемесячные, периодические иединовременные (пособие на ребёнка, пособие по временной нетрудоспособности,пособие при рождении ребёнка);
3. по источнику выплаты – из внебюджетных целевых фондов ииз государственного бюджета.
Длястудентов и слушателей курсов по праву социального обеспечения – социальныепособия классифицируются по смешанному критерию: по видам пособий, целевомуназначению и по значимости:
1. по временной нетрудоспособности;
2. гражданам, имеющим детей;
3. пособие по безработице;
4. иные пособия;
Полнойклассификации социальных пособий в правовой литературе нет.
Гражданамне могут назначаться одновременно два вида компенсирующих заработок пособия(пособие по временной нетрудоспособности и пособие по безработице), и в то жевремя граждане могут одновременно получать два и более пособий. Имеющих разноецелевое назначение (пособие по временной нетрудоспособности и пособие наребёнка в возрасте до 16 лет). В законе не устанавливаются чёткие критерии,определяющие право на один вид пособия или на возможность полученияодновременно двух и более пособий. В нормах, определяющих назначение того илииного вида пособия, прямо оговариваются эти обстоятельства (безработномуприостанавливается выплата пособия по безработице на период получения пособияпо временной нетрудоспособности; пособия на содержание детей в возрасте до 16лет выплачиваются независимо от иных социальных выплат).
Какправило, правом на получение пособий при наступлении соответствующихобстоятельств пользуются все граждане Российской Федерации, иностранныеграждане и лица без гражданства, в том числе беженцы, проживающие на территорииРоссии.
Закономустановлены некоторые общие правила, касающиеся всех видов пособий, которыепредоставляются гражданам, имеющих детей:
Первоеправило – касаетсясроков назначения пособий. Пособие по беременности и родам, единовременноепособие женщинам, вставшим на учёт в медицинских учреждениях в ранние срокибеременности, единовременное пособие при рождении ребёнка, а так же ежемесячноепособие на период отпуска по уходу за ребёнком до достижении им возрастаполутора лет назначаются, если обращение за ними последовало не позднее шестимесяцев соответственно со дня окончания отпуска по беременности и родам, со днярождения ребёнка, со дня достижения ребёнком возраста полутора лет.
Второеправило –предусматривает обязанность получателей государственных пособий своевременноизвещать органы, назначающие пособия, о наступлении обстоятельств, влекущихизменение размеров пособий или прекращение их выплат.
Третьеправило –устанавливает ответственность получателей пособий: излишне выплаченные суммыгосударственных пособий удерживаются с них с лишь в том случае, если переплатапроизошла по их вине. Удержание производится в размере не выше 20 % либо суммыпособия, причитающейся получателю при каждой последующей его выплате, либосуммы заработной платы получателя в соответствии с законодательством о труде.При прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается сполучателя в судебном порядке. Суммы, излишне выплаченные по вине органа,назначившего государственное пособие, удержанию не подлежит, за исключениемслучая счётной ошибки. В этом случае ущерб взыскивается с виновных лиц впорядке, установленном законодательством.
Четвёртоеправило –устанавливает, что размеры государственных пособий в районах и местностях, гдеустановлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются сприменением этих коэффициентов, если они не учтены в составе заработной платы.
Размерыпособий могут устанавливаться в процентном отношении к средней заработной платеработника до наступления обстоятельств; в процентном отношении к прожиточномуминимуму субъекта Российской Федерации или в твёрдой денежной сумме.
Врайонах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате,размеры всех государственных пособий определяются с применением этих коэффициентов,если они не учтены в составе заработанной платы, из которой исчисляется размерпособия.
2.2 Отдельные видысоциальных пособий
Видысоциальных пособий и их задачи
1.Пособие по временной нетрудоспособности.
Один изстарейших видов социального обеспечения, зародившийся ещё в 19 веке. Пособие повременной нетрудоспособности – это денежная выплата за счёт средств Фондасоциального страхования, задача которого компенсировать утраченныйработником заработок при временном освобождении от работы в связи с болезнью ипо иным, предусмотренным законодательством социально значимым причинам[1].
Пособие по временнойнетрудоспособностиявляется особым видом оплаты непроработанноговремени. С 1 января 2001 г. его источником является часть суммы единогосоциального налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования РоссийскойФедерации.
Основанием для назначенияпособия является листок о временной нетрудоспособности, выданный лечебным(медицинским) учреждением в порядке, установленном ПриказомМинздравсоцразивития РФ от 01 августа 2007 года № 514, в редакции ПриказовМинздравсоцразивития от 27.10.2008 № 593н, от 18.12.2008 № 737н.
Если по каким либо причинамлисток нетрудоспособности не был вовремя сдан, то право на получение пособиясохраняется за работником в соответствии с Приказом Минздравсоцразивития РФ от31 января 2007 года № 74.
Статьей 2 Закона № 255-ФЗопределено, что право на получение пособия по временной нетрудоспособностиимеют граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории РФиностранные граждане и лица без гражданства:
работающие по трудовымдоговорам либо лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовымзаконодательством;
государственныегражданские служащие, муниципальные служащие;
адвокаты, индивидуальныепредприниматели, в том числе члены крестьянских (фермерских) хозяйств,физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, члены родовых,семейных общин малочисленных народов Севера, добровольно вступившие в отношенияпо обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособностии в связи с материнством и осуществляющие за себя уплату страховых взносов вФонд социального страхования РФ (далее – ФСС РФ) в соответствии с Федеральнымзаконом от 31 декабря 2002 г. № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями пообязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и уиндивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, инекоторых других категорий граждан»;
иные категории лиц,которые подлежат обязательному социальному страхованию на случай временнойнетрудоспособности, при условии уплаты ими или за них налогов и (или) страховыхвзносов в ФСС РФ.
Обеспечениезастрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется вслучаях:
утраты трудоспособностивследствие заболевания или травмы, в том числе в связи с операцией поискусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпоральногооплодотворения (далее – заболевание или травма);
необходимостиосуществления ухода за больным членом семьи;
карантина застрахованноголица, а также карантина ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольноеобразовательное учреждение, или другого члена семьи, признанного вустановленном порядке недееспособным;
осуществленияпротезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированномучреждении;
долечивания вустановленном порядке в санаторно-курортных учреждениях, расположенных натерритории РФ, непосредственно после стационарного лечения.
/>/>Финансирование выплаты пособия повременной нетрудоспособности застрахованным лицам, работающим по трудовымдоговорам, заключенным с организациями и индивидуальными предпринимателями,применяющими специальные налоговые режимы (перешедшими на упрощенную системуналогообложения либо являющимися плательщиками единого налога на вмененныйдоход для отдельных видов деятельности или единого сельскохозяйственногоналога), а также лицам, добровольно вступившим в отношения по обязательномусоциальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи сматеринством, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря2004 г. № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальномустрахованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальныхпредпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых другихкатегорий граждан». К указаннымслучаям правило в части выплаты за первые два дня нетрудоспособности за счетсредств работодателя не применяется.
Во всех случаях пособиепо временной нетрудоспособности должно быть исчислено за весь периодзаболевания по общеустановленным правилам, то есть должен быть определен размерпособия с учетом продолжительности страхового стажа работника, далее примененоограничение пособия максимальным размером, продолжительность периоданетрудоспособности, сроки выплаты и др.
Назначение и выплата пособийпо временной нетрудоспособности осуществляются работодателем по месту работызастрахованного лица. В случае если застрахованное лицо работает у несколькихработодателей, пособия назначаются ивыплачиваются ему каждым работодателем.
Как и прежде, «больничный»при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы оплачиваетсязастрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня еевосстановления (установления инвалидности с ограничением способности к трудовойдеятельности). Но есть и ограничения, которые четко определены статьей 6 Закона№ 255-ФЗ.
Изменения в основномкоснулись пособия при необходимости ухода за больным ребенком.
При долечиваниизастрахованного лица в санаторно-курортном учреждении, расположенном натерритории РФ, непосредственно после стационарного лечения пособие по временнойнетрудоспособности выплачивается за период пребывания в санаторно-курортномучреждении, но не более чем за 24календарных дня.
Застрахованному лицу,признанному в установленном порядке инвалидом и имеющему ограничениеспособности к трудовой деятельности, пособие по временной нетрудоспособности(за исключением заболевания туберкулезом) выплачивается не более четырех месяцев подряд или пяти месяцев вкалендарном году. При заболевании указанных лиц туберкулезомпособие выплачивается до дня восстановления трудоспособности или до дняувеличения степени ограничения способности к трудовой деятельности вследствиезаболевания туберкулезом.
При заболеваниитуберкулезом пособие выплачивается до дня восстановления трудоспособности(установления инвалидности с ограничением способности к трудовой деятельности).При этом застрахованному лицу, у которого заболевание или травма наступили впериод со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования, пособиепо временной нетрудоспособности выплачивается со дня, с которого работникдолжен был приступить к работе.
Пособие по временнойнетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным членом семьи выплачиваетсязастрахованному лицу в случае ухода:
1. За больным ребенком в возрасте до 7лет – за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания сребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении, но не более чем за 60 календарных дней в календарномгоду по всем случаям ухода за этим ребенком, а в случае болезниребенка, включенной в перечень заболеваний, определяемый федеральным органомисполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственнойполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения исоциального развития, не более чем за90 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода заэтим ребенком в связи с указанным заболеванием – Приказ Минздравсоцразвития РФот 20 февраля 2008 года.
2. За больным ребенком в возрасте от 7до 15 лет – за период до 15 календарных дней по каждому случаю амбулаторноголечения или совместного пребывания с ребенком в стационарномлечебно-профилактическом учреждении, ноне более чем за 45 календарных дней в календарном году по всемслучаям ухода за этим ребенком.
3. За больным ребенком-инвалидом ввозрасте до 15 лет – за весь период амбулаторного лечения или совместногопребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении, но не более чем за 120 календарных дней в календарном году по всемслучаям ухода за этим ребенком.
4. За больным ребенком в возрасте до 15лет, являющимся ВИЧ-инфицированным, – завесь период совместного пребывания с ребенком в стационарномлечебно-профилактическом учреждении.
5. За больным ребенком в возрасте до 15лет при его болезни, связанной с поствакцинальным осложнением, – за весь период амбулаторного леченияили совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическомучреждении.
6. В остальных случаях ухода за больнымчленом семьи при амбулаторном лечении – неболее чем за 7 календарных дней по каждому случаю заболевания, но не более чемза 30 календарных дней в календарном году по всем случаям уходаза этим членом семьи.
Пособие в случаекарантина выплачивается застрахованному лицу, которое контактировало синфекционным больным или у которого выявлено бактерионосительство, за все времяего отстранения от работы в связи с карантином.
Если карантину подлежатдети в возрасте до 7 лет, посещающие дошкольные образовательные учреждения, илидругие члены семьи, признанные в установленном порядке недееспособными, пособиепо временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу (одному изродителей, иному законному представителю или иному члену семьи) за весь период карантина.
Пособие в случаеосуществления протезирования по медицинским показаниям в стационарномспециализированном учреждении выплачивается застрахованному лицу за весь период освобождения от работы по этой причине,включая время проезда к месту протезирования и обратно.
Пособие выплачивается за календарные дни,приходящиеся на соответствующий период временной нетрудоспособности.
Правила подсчёта иподтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временнойнетрудоспособности, по беременности и родам утверждены приказом Министерстваздравоохранения и социального развития РФ от 6 февраля 2007 г. № 91.
В страховой стаж дляопределения размеров пособий по временной нетрудоспособности (страховой стаж)включаются:
1. Периоды работы потрудовому договору.
2. Периодыгосударственной гражданской или муниципальной службы.
3. Периоды инойдеятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальномустрахованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Основным документом, всоответствии с которым определяется страховой стаж, является трудовая книжка установленногообразца.
Расчет пособия повременной нетрудоспособности.
В соответствии суказанным Федеральным законом № 255 – ФЗ, приказом Минздравсоцразвития Россииот 06.02.2007г. № 91 утверждены Правила подсчета и подтверждения страховогостажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, побеременности и родам. Действие Правил распространяется на страховые случаи,наступившие с 1 января 2007г.
В страховой стаж дляопределения размеров пособий по временной нетрудоспособности включаются периодыработы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданскойили муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданинподлежал обязательному социальному страхования на случай временнойнетрудоспособности и в связи с материнством.
В случае совпадения повремени нескольких периодов, засчитываемых в страховой стаж, учитывается одиниз таких периодов, по выбору застрахованного лица.
Исчисление пособий повременной нетрудоспособности
Пособия по временнойнетрудоспособности исчисляются исходя из среднего заработка застрахованноголица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцунаступления временной нетрудоспособности.
Виды выплат и порядокисчислений предусмотрены «Положением об особенностях порядка исчисления пособийпо временной нетрудоспособности, беременности и родам гражданам, подлежащимобязательному социальному страхованию, утвержденному Постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 15.06.2007 № 375.
В целях реализации пункта1 статьи 98 Уголовно-исполнительного кодекса Российской ФедерацииПравительством РФ установлен порядок обеспечения пособиями по обязательномугосударственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц,привлеченных к оплачиваемому труду (далее именуются — осужденные), исходя изусловий отбывания наказания в виде лишения свободы. (Положение, утверждённоеПостановлением правительства РФ от 15 октября 2001 года № 727, в редакции от 25июля 2007 года № 475).
Порядок оплаты периодавременной нетрудоспособности безработным гражданам производится в соответствиис Постановлением Минтруда РФ от 09 октября 1998 года № 40 (в редакции от20.10.1999 г.)
При исчислении пособий повременной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованному лицу,которое в течении последних 12 месяцев перед наступлением временнойнетрудоспособности, отпуска по беременности и родам проработало фактическименее 3-х месяцев нужно руководствоваться Приказом Минздравсоцразвития РФ от 10июля 2006 года № 531.
Пособия гражданам,имеющим детей
Гражданам, имеющим детей,государственные пособия назначаются на основании Федерального закона «Огосударственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 года № 81-ФЗ сизменениями и дополнениями.
Пособия гражданам,имеющим детей – это выплаты, производимые родителям (или заменяющим их лицам) всвязи с рождением и воспитанием детей, установленные законом в целяхматериальной поддержки материнства, отцовства и детства. Единая системагосударственных пособий согласно ст.3 Федерального закона от 19 мая 1995 года «Огосударственных пособиях гражданам, имеющим детей» включает следующие их виды:
1. пособие побеременности и родам;
2. единовременное пособиеженщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние срокибеременности;
3. единовременное пособиепри рождении ребенка;
4. ежемесячное пособие поуходу за ребенком; (в ред. Федерального закона от 05.12.2006 N 207-ФЗ)
5. ежемесячное пособие наребенка;
6. единовременное пособиепри передаче ребенка на воспитание в семью (абзац введен Федеральным законом от05.12.2006 N 207-ФЗ)
7. единовременное пособиебеременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (абзацвведен Федеральным законом от 25.10.2007 N 233-ФЗ)
8. ежемесячное пособие наребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (абзац введенФедеральным законом от 25.10.2007 N 233-ФЗ)
Государственные пособияна детей назначаются и выплачиваются: гражданам РФ, проживающим на территорииРФ; гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лицрядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, и гражданскомуперсоналу воинских формирований РФ, находящихся на территории иностранныхгосударств, в случаях, когда выплата этих пособий предусмотрена международнымидоговорами РФ; иностранным гражданам и лицам без гражданства, в том числебеженцам, проживающим на территории РФ[2].
Выплата государственныхпособий гражданам, имеющим детей, производится за счет:
средств Фонда социальногострахования Российской Федерации в виде пособия по беременности и родам,единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях вранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка (заисключением пособий, предусмотренных абзацами третьим и четвертым настоящейчасти), ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащимобязательному социальному страхованию; лицам, обучающимся по очной формеобучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднегопрофессионального и высшего профессионального образования и учрежденияхпослевузовского профессионального образования; женщинам, уволенным в периодбеременности, отпуска по беременности и родам, и лицам, уволенным в периодотпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращениемфизическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей,прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, атакже в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональнаядеятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственнойрегистрации и (или) лицензированию; (в ред. Федерального закона от 05.12.2006 N207-ФЗ);
средств федеральногобюджета, выделяемых в установленном порядке федеральным органам исполнительнойвласти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военнаяслужба, служба в качестве лиц рядового и начальствующего состава органоввнутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учрежденийи органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотомнаркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, в видепособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим научет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременногопособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенкомженщинам, проходящим военную службу по контракту; лицам, проходящим службу вкачестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел,Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органовуголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотическихсредств и психотропных веществ, таможенных органов; лицам из числа гражданскогоперсонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся натерриториях иностранных государств в случаях, предусмотренных международнымидоговорами Российской Федерации; женщинам, уволенным в период беременности,отпуска по беременности и родам, и лицам, уволенным в период отпуска по уходуза ребенком в связи с ликвидацией организаций (за исключением ежемесячногопособия по уходу за ребенком, предусмотренного абзацем вторым настоящей части),а также в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях,находящихся за пределами Российской Федерации; женщинам, уволенным в периодбеременности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком всвязи с переводом мужа в Российскую Федерацию из воинских частей, находящихсяза пределами Российской Федерации; неработающим женам военнослужащих,проходящих военную службу по контракту на территориях иностранных государств (вред. Федерального закона от 05.12.2006 N 207-ФЗ);
средств федеральногобюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых образовательнымучреждениям начального профессионального, среднего профессионального и высшегопрофессионального образования на выплату стипендий в виде пособия побеременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет вмедицинских учреждениях в ранние сроки беременности, — женщинам, обучающимся поочной форме обучения в образовательных учреждениях начальногопрофессионального, среднего профессионального и высшего профессиональногообразования и учреждениях послевузовского профессионального образования;
(в ред. Федеральногозакона от 05.12.2006 N 207-ФЗ)
средств бюджетовсубъектов Российской Федерации в виде ежемесячного пособия на ребенка;
(в ред. Федеральногозакона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
средств федеральногобюджета, выделяемых в установленном порядке Фонду социального страхованияРоссийской Федерации на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенкомлицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательномусоциальному страхованию (за исключением ежемесячного пособия по уходу заребенком, предусмотренного абзацами вторым и третьим настоящей части). Порядокфинансирования указанных расходов устанавливается Правительством РоссийскойФедерации;
(абзац введен Федеральнымзаконом от 05.12.2006 N 207-ФЗ)
субвенций,предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фондакомпенсаций, образованного в составе федерального бюджета, через федеральныйорган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлениюгосударственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования,на выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью ичерез федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции пооказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сферездравоохранения и социального развития, на выплату единовременного пособиябеременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, иежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу попризыву.
(абзац введен Федеральнымзаконом от 05.12.2006 N 207-ФЗ, в ред. Федерального закона от 25.10.2007 N233-ФЗ)
Расходы на доставку ипересылку государственных пособий гражданам, имеющим детей, осуществляются изтех же источников, из которых производится выплата пособий.
(часть вторая введенаФедеральным законом от 30.05.2001 N 67-ФЗ)
Финансирование расходовна оплату услуг организаций федеральной почтовой связи по доставке и пересылкегосударственных пособий гражданам, имеющим детей, производится в размерах,установленных законодательством Российской Федерации, определяющимфинансирование расходов на оплату услуг организаций федеральной почтовой связипо доставке и пересылке государственных пенсий.
(часть третья введенаФедеральным законом от 30.05.2001 N 67-ФЗ)
Плата за банковскиеуслуги по операциям со средствами, предусмотренными на выплату государственныхпособий гражданам, имеющим детей, не взимается.
(часть четвертая введенаФедеральным законом от 30.05.2001 N 67-ФЗ)
Пособие побеременности и родам
/>/>В соответствии со статьей 6Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособияхгражданам, имеющим детей» (далее — Закон) женщины, подлежащиегосударственному социальному страхованию, имеют право на пособие побеременности и родам.
В соответствии со статьей7 Закона пособие по беременности и родам выплачивается за период отпуска побеременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности— 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов — 86, прирождении двух или более детей — 110) календарных дней после родов.
Отпуск по беременности иродам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числадней, фактически использованных до родов.
При усыновлении ребенка(детей) в возрасте до 3-х лет пособие по беременности и родам выплачивается запериод со дня его усыновления и до истечения 70 календарных дней (в случаеодновременного усыновления двух и более детей — 110) со дня рождения ребенка(детей).
В соответствии со статьей8 Закона пособие по беременности и родам работающим женщинам устанавливается вразмере среднего заработка (дохода). При этом средний заработок (доход)определяется в порядке, установленном для исчисления пособий по временнойнетрудоспособности.
Пособие по беременности иродам назначается и выплачивается за число рабочих дней, приходящихся на периодотпуска по беременности и родам.
Женщинам, у которыхотпуск по беременности и родам наступил в период временной приостановки работыорганизации, вынужденного отпуска без сохранения заработной платы по причиневременного сокращения объемов производства, а также в период работы организациив режиме неполного рабочего дня, неполной рабочей недели, пособие побеременности и родам исчисляется из заработной платы до наступления указанногопериода и выплачивается в полном размере за все рабочие дни, приходящиеся напериод отпуска по беременности и родам.
Пособие по беременности иродам назначается и выплачивается по последнему месту работы, если отпуск побеременности и родам наступил в течение месячного срока после увольнения сработы в случае:
• перевода мужа на работув другую местность, переезда к месту жительства мужа;
• болезни, препятствующейпродолжению работы или проживанию в данной местности (в соответствии смедицинским заключением, выданным в установленном порядке);
• необходимости ухода забольными членами семьи (при наличии медицинского заключения) или инвалидами I группы.
Пособие по беременности иродам выплачивается не позднее десяти дней со дня представления работающимиженщинами листка нетрудоспособности.
Пособиепо безработице
Одной из гарантийсоциальной поддержки безработных является выплата пособия по безработице.
Это пособие являетсяновым видом социального обеспечения. Оно установлено в нашей стране Законом РФот 19 апреля 1991 г. « О занятости населения в РФ» с изменениями и дополнениямиот 20 апреля 1996 г.; от 17 июля 1999 г. и от 7 августа 2000 г. Кроме того,Правительством РФ принято постановление от 22 апреля 1997 г. « Об утверждениипорядка регистрации безработных граждан».
По действующемузаконодательству безработными признаются трудоспособные граждане, которые неимеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целяхпоиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
При этом не учитываютсявыплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам,уволенным из организаций (с военной службы) независимо от ихорганизационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией,сокращением численности или штата работников (п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ).
Безработным также можетбыть признан инвалид, имеющий трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемомхарактере и условиях труда, которое выдано в установленном порядке, не имеющийработы, зарегистрированный в органе Федеральной службы занятости России в целяхпоиска подходящей работы и готовый приступить к ней3.
Решение о признаниигражданина безработным принимается органами службы занятости по местужительства гражданина не позднее 5 дней со дня предъявления органам службызанятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов,удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработкеза последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу(ранее не работавших), не имеющих профессии ( специальности) — паспорта идокумента об образовании.
Безработными не могутбыть признаны граждане в следующих случаях:
1) не достигшие 16-летнеговозраста;
2) которым в соответствиис пенсионным законодательством РФ назначена пенсия по старости, за выслугу лет;
3) отказавшиеся в течение10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска работыот двух вариантов подходящей работы, а впервые ищущие работу и не имеющиепрофессии (специальности) — в случае двух отказов от получения профессиональнойподготовки или предложенной работы, включая работу временного характера.Следует учитывать, что не может быть одна и та же работа (одно и то же местоучебы) предложена дважды;
4) не явившиеся безуважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поискаподходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящейработы, а также не явившиеся в срок, установленный органом службы занятости длярегистрации их в качестве безработных;
5) осужденные по решениюсуда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виделишения свободы.
Следует иметь в виду, чтограждане, которым отказано в признании их безработными, имеют право наповторное обращение в органы службы занятости через месяц для решения вопроса опризнании их безработными.
Лицам, которые признаныбезработными в установленном законом порядке, выплачивается пособие побезработице, которое для них является основным источником средствсуществования.
Определение размеровпособия по безработице производится следующим образом.
1. Пособие безработнымгражданам, уволенным по любым основаниям, устанавливается в процентномотношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца попоследнему месту работы, если граждане в течение 12 месяцев, предшествовавшихначалу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель наусловиях полного рабочего дня ( недели) или на условиях неполного рабочего дня( недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем(неделей).
2. Пособие по безработицево всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее неработавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного(более одного года) перерыва; уволенным из организаций по собственному желанию(за исключением уволенных по собственному желанию по причинам, указанным вабзаце втором пункта 1 статьи 29 настоящего Закона); уволенным за нарушениетрудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренныезаконодательством Российской Федерации; уволенным по любым основаниям в течение12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот периодоплачиваемую работу менее 26 календарных недель, а также гражданам,направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновныедействия, устанавливается в процентном отношении к величине прожиточногоминимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.
Гражданам, проживающим врайонах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах иместностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате запроживание в тяжелых природно-климатических условиях, пособие по безработице,установленное в размере 100 рублей, увеличивается на размер районногокоэффициента.
3. Гражданам, проживающимв районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах иместностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате запроживание в тяжелых природно-климатических условиях, уволенным из организацийв течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этотпериод оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полногорабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня(неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полнымрабочим днем (полной рабочей неделей), средняя заработная плата для начисленияпособия по безработице рассчитывается с учетом районного коэффициента ипроцентной надбавки к заработной плате за стаж работы в таких районах иместностях.
4. Гражданам,подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф ипризнанным в установленном порядке безработными, к пособию по безработицевыплачивается дополнительное пособие в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся воздействиюрадиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году напроизводственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов вреку Теча.
5. Все виды удержаний способий по безработице производятся в порядке, установленном законодательствомРоссийской Федерации об исполнительном производстве.
Пособие по безработицевыплачивается только гражданам, признанным в законном порядке безработными.Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решениемо признании гражданина безработным. Продолжительность выплаты пособия в каждомпериоде безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении втечение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренныхзаконодателем.
Продолжительность выплатыпособия по безработице гражданину за счет средств фонда занятости не можетпревышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36календарных месяцев.
Пособие по безработицевыплачивается не реже двух раз в месяц при условии прохождения безработнымперерегистрации в установленные службой занятости сроки, но не реже двух раз вмесяц.
На уровне субъектов РФорганы государственной власти и органы местного самоуправления могутустанавливать и более продолжительные сроки выплаты пособия, а такжепредусматривать условия продления их выплаты за счет средств соответствующихбюджетов.
Пособиена погребение
На территории РоссийскойФедерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетомего волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела(останков) или праха в соответствии с законодательством.
В настоящее времядействует Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О погребении и похоронномделе» с изменениями и дополнениями от 28 июня 1997 г. с изменениями идополнениями от 7 августа 2000 г. Этот Закон регулирует отношения, связанные спогребением умерших, и устанавливает определенные гарантии.
Указанный Законпредусматривает выплату социального единовременного пособия на погребение. Онтакже устанавливает гарантированный перечень четырех видов услуг на погребение,которые предоставляются гражданам бесплатно.
В соответствии со ст. 9этого Закона супругу, близким родственникам, иным родственникам, законномупредставителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществлятьпогребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующихуслуг по погребению:
1) оформление документов,необходимых для погребения;
2) предоставление идоставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
3) перевозка тела(останков) умершего на кладбище (в крематорий);
4) погребение (кремация споследующей выдачей урны с прахом).
Следует иметь в виду, чтостоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг попогребению, определяется органами исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда РФ ивозмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела вдесятидневный срок за счет средств:
Пенсионного фондаРоссийской Федерации — на погребение умерших пенсионеров, не работавших на деньсмерти;
Фонда социальногострахования Российской Федерации — на погребение умерших работавших граждан иумерших несовершеннолетних членов семей работающих граждан;
бюджетов субъектовРоссийской Федерации — в случаях, если умерший не работал и не являлсяпенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 днейбеременности.
В случае, если погребениеосуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иныхродственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего насебя обязанность осуществлять погребение умершего, им выплачивается социальноепособие на погребение в размере, равном стоимости услуг по погребению, но непревышающем 4000 рублей.
В тех районах иместностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, этот пределопределяется с применением районного коэффициента. Выплата социального пособияна погребение производится в день обращения на основании справки о смерти:
органом, в которомумерший получал пенсию;
организацией, в которойработал умерший, либо работает один из родителей или другой член семьи умершегонесовершеннолетнего;
органом социальной защитынаселения по месту жительства в случаях, если умерший не работал и не являлсяпенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 днейбеременности.
Необходимо знать, чтосоциальное пособие на погребение выплачивается, если обращение за нимпоследовало не позднее шести месяцев со дня смерти. Выплата социального пособияна погребение производится соответственно за счет Пенсионного фонда РФ, Фондасоциального страхования РФ, бюджетов субъектов РФ.
Государственный фондзанятости населения Российской Федерации обязан возместить Пенсионному фонду РФрасходы, связанные с выплатой социального пособия на погребение умершихнеработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органовслужбы занятости. Это правило имеет место тогда, когда смерть пенсионеранаступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста,дающего право на пенсию по старости.
Заключение
Взаключение проделанной работы хотелось бы подвести итог всему вышеописанному, аименно еще раз дать определение социальным пособиям. Пособия — это выплаты,производимые гражданам в установленные законом случаях ежемесячно, периодическиили единовременно, с целью возмещения полностью либо частично временноутраченного заработка или оказания материальной помощи.
На современном этапеэкономических реформ государство в России оказалось неспособным полностьювыполнять свои обязательства по финансированию социальной сферы в целом и системысоциальной защиты в частности. Это обуславливает невозможность обеспечениясоциальных гарантий, выплат пособий населению в объеме, предусмотренномфедеральным законодательством, делает актуальным поиск путей реформирования существующейсистемы социальной защиты.
Было бы идеальным,провести реформирование системы социальной поддержки в России хотя бы занесколько ближайших лет.
Но законодатель, когдаобсуждает и принимает законы, касающиеся назначению, размеров, выплат пособийне может учесть весь спектр проблем, с которыми сталкиваются в жизни простыеграждане.
Первая проблема.
С 2008 года максимальныйразмер пособия по беременности и родам вырос сразу на 7 тысяч рублей — до 23тысяч 400 рублей в месяц. Таков результат обращения в Конституционный судмолодой мамы из города Сарова.
Суд постановил отменитьвсякие ограничения на пособия, посчитав их нарушением конституционных правженщин. От чиновников потребовали разработать такой механизм, при которомкаждая будущая мама при уходе в декрет получала бы пособие, соразмерное еезарплате. Но Министерство здравоохранения и социального развития все же нашлоспособ ограничить выплаты беременным.
Логика такая: раз пособиевыплачивается государством, то оно имеет право равномерно распределять своюсоциальную помощь между неблагополучными бюджетниками и преуспевающиминефтяниками.
В Минздравсоцразвития,подсчитав все, решили, что 23 тыс. 400 рублей — это как раз искомая средняязарплата. И пусть ограничение все равно сохраняется, зато сумма полностьюсоответствует налоговым отчислениям. Так, по максимуму ЕСН платитсяс заработка 280 тыс. рублей в год (если зарплата выше, то ставканиже, а с заработка больше одного миллиона рублей в год налог вообщене платится). Поделив эту сумму на 12 месяцев, эксперты министерстваи получили 23,4 тыс.
Справедливо ли, еслиработник не уплачивает налоги с зарплаты 1 млн рублей, чтобы он имелправо на пособие, соответствующее его средней зарплате?
По оценкам экспертов,новым пособием должны остаться довольны порядка 97% российских женщин.Преуспевающим 3% придется довольствоваться установленным максимумом.
Стоит, однако, отметить,что в 2009 и 2010 годах пересматривать размер пособия никто не собирается — таки написано в пояснительной записке к законопроекту. А ведь зарплатыв нашей стране будут расти и дальше, отмечают в думскомкомитете по делам женщин, семьи и детей, так что в какой-томомент некоторые беременные вновь станут получать несоразмерные заработку«декретные». Опять получается, что женщин обидели.
Еще одна проблема —полнота учета доходов для определения права на пособие. Здесь выделяетсянесколько аспектов: во-первых, далеко не везде учитываются доходы от личногоподсобного хозяйства, что занижает доходы претендентов на получение пособия, ипредоставление пособия в этом случае не оправдано, во-вторых, полнота учетадоходов при получении алиментов, ведении индивидуальной трудовой деятельности ипрочих аналогичных доходов. При этом учесть доходы от личного подсобногохозяйства достаточно просто, тем более что определение нормативов доходов отЛПХ находится в ведении субъектов Российской Федерации и их разработка иустановление зависят только от решений на местах. Об этом же свидетельствует иимеющийся опыт регионов, уже обеспечивающих учет доходов от ведения личногоподсобного хозяйства.
Библиографическийсписок
1. Конституция Российской Федерацииот 12.12.1993 // Рос.газ.-1993.-25дек.
2. Об обеспечении пособиями пообязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и уиндивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, инекоторых других категорий граждан: Федеральный закон РФ от 31.12.2002 года №190-ФЗ // Собрание законодательства РФ – 2003 — № 1 – ст. 5.
3. Об обеспечении пособиями повременной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащихобязательному социальному страхованию: Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2006г. № 255-ФЗ // Собрание законодательства РФ — 2007 — №1(1ч) – ст. 18.
4. О внесении изменений в положениеоб обеспечении пособиями по обязательному государственному социальномустрахованию осуждённых к лишению свободы лиц, привлечённых к оплачиваемомутруду: Постановление Правительства РФ от 25.07.2007 года № 475 // Собраниезаконодательства РФ – 2007 — № 31 – ст. 4092.
5. Об утверждении Положения обособенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, побеременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальномустрахованию: Постановление Правительства РФ от 15.06.2007 года № 375 // Собраниезаконодательства РФ – 2007 — № 25 – ст. 3042.
6.О порядке обеспечения пособиями погосударственному социальному страхованию Положение, утвержденное ПостановлениемВЦСПС от 12 ноября 1984 — № 13-6 (с изменениями и дополнениями).
7. Об утверждении разъяснений обисчислении среднего заработка при расчёте пособия по временнойнетрудоспособности и пособия по беременности и ролам в 2004 году: ПостановлениеМинтруда РФ от 24 декабря 2003 года № 89 // Бюллетень нормативных актовфедеральных органов исполнительной власти – 09.02.2004 — №6.
8. Об утверждении разъяснений опорядке оплаты периода временной нетрудоспособности граждан, признанных вустановленном порядке безработными, и продления выплаты пособия по безработицев случае болезни безработного: Постановление Минтруда РФ от 09 октября 1998года № 40 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительнойвласти – 15.12.1998 — № 237.
9. Об утверждении разъяснений оприменении Положения об особенностях порядка исчисления средней заработнойплаты, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2003 года№213, при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности иродам застрахованному лицу, которое в течение последних 12 календарных месяцевперед наступлением временной нетрудоспособности, отпуска по беременности иродам проработало фактически менее трёх месяцев: Приказ Минздравсоцразвития РФот 10.07.2006 года № 531 // Бюллетень нормативных актов федеральных органовисполнительной власти – 25.09.2006 — № 39.
10. О порядке выдачи медицинскимиорганизациями листков нетрудоспособности: Приказ Минздравсоцразвития РФ от01.08.2007 года № 514 // Рос.газ.-2007 — 17 ноября.
11. Об утверждении перечняуважительных причин пропуска срока обращения за пособием по временнойнетрудоспособности, по беременности и родам: Приказ Минздравсоцразвития РФ от31.01.2007 года № 74 // Рос.газ.-2007 — 15 марта.
12. Огосударственных пособиях гражданам, имеющим детей: Федеральный закон от 19 мая1995 — № 81-ФЗ ФЗ // Собрание законодательства РФ — 1995 — №21 – ст. 1929.
13. Озанятости населения в РФ: Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 // Собраниезаконодательства РФ — 1996 — №17 – ст. 1915.
14. Обосновах обязательного социального страхования: Закон РФ от 16 июля 1999 г. №165-ФЗ // Собрание законодательства РФ — 1999 — №29 – ст. 3686.
15. Обутверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособийгражданам, имеющим детей: Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N883 // Собрание законодательства РФ — 1995 — №37 – ст. 3628.
16. Обутверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплатотдельным категориям граждан: Постановление Правительства РФ от 3 ноября 1994 г.N 1206 // Собрание законодательства РФ — 1994 — №29 – ст. 3035.
17. АсжинаМ.А. Основы экономической теории // М.А. Асжина Г.Г. Чибриков — М.- 2001.-412с.
18.Понизов, В. Приоритеты социальнойполитики определены / В.Понизов // Человек и труд. — 2008. — №5. – 150с.
19. Прокопов, Ф. Эффективность системыпособий по безработице / Ф.Прокопов // Человек и труд. — 2007. — №3.- 201с.
20. Роик, В. Социальное страхование –ведущий институт социальной защиты // В.Роик – М — 2007 – 312с.
21. Шаронов А.О. О некоторых аспектахсоциальной политики / А.О. Шаронов // Экономист – 2008 — №8. – 312с.
22. Голенко Е.Н. Право социальногообеспечения. Учебное пособие // Е.Н. Голенко, В.И.Ковалёв – М – 2006 – 176 с.
23. Буянова М.О. Социальноеобслуживание граждан России в условиях рыночной экономики. // М.О. Буянова – М– 2002 – 432с.
24. Захаров М.Л. Право социальногообеспечения // М.Л.Захаров, Э.Г.Тучкова – М – 2006 – 312с.