Социальный портрет современного студента России

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ
СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА РОССИИ
Введение
В настоящий момент российское образование характеризуется большим выбором образовательных услуг и возрастанием конкуренции со стороны как государственных, так и негосударственных ВУЗов с целью привлечения новых студентов. В этой связи немаловажным является проведение серьезных исследований социально-типологических характеристик студентов. Важным является также изучение социального статуса родителей, оплачивающих обучение своих детей и таким образом выступающих потребителями дистанционных образовательных услуг ВУЗа.
Анализ потребителей образовательных услуг, степени их заинтересованности создает основания как для корректировки учебной программы, совершенствования управления образовательным процессом, так и для совершенствования политики ВУЗа, направленной на разработку методов поиска абитуриентов и на привлечение потенциальных студентов ВУЗа.
Социально-экономическое положение студента
Анализ социально-экономического положения студентов включает в себя рассмотрение демографических характеристик (возраст, пол), выявление социальных параметров (принадлежность к социальному слою, уровень образования) и экономическое положение студента (условия проживания, уровень дохода).
Возраст студентов, поступающих в высшие учебные заведения, колеблется от 15 до 52 лет. В 2008 году наибольшее число студентов поступило в ВУЗы в возрасте 17 лет (39,4%), т.е. сразу же после окончания среднего учебного заведения. Студенты, поступившие в ВУЗ в возрасте от 15 до 19 лет, составляют 70% общей совокупности. Это свидетельствует о том, что университеты продолжают ориентироваться на недавних выпускников средней школы, однако доля их постепенно снижается (табл. 1).
Таблица 1.
Возрастная динамика студентов
Возраст
Динамика (%)

2002 г.
2005 г.
2008 г.
19 лет и менее
80
77,3
70,1
Больше 19 лет
20
22,7
29,9

Возрастает доля студентов, для которых обучение в ВУЗе – это более осознанный выбор, связанный с реальной оценкой потребностей в обучении для реализации своих возможностей. В 2008 г. 38% студентов поступили в ВУЗ после перерыва в обучении в средней школе или другом учебном заведении (в 2002 г. число таких студентов составляло 27,7% от числа поступивших).
Среди студентов, поступивших в ВУЗ в 2008 г., около 58,1% составляют девушки и женщины, 41,9% – мужчины. По сравнению с 2002 г. произошло увеличение «мужской» составляющей выборки студентов.
Среди поступивших 58,3% окончили общеобразовательную школу, 11,6% – спецшколу с углубленным изучением предметов, лицей или гимназию, 26% – имеют диплом о средне-специальном образовании, 4,1% – о высшем образовании.
Основная масса студентов проживает в городской местности (76,4%), причем 52,3% – в районных центрах, еще 24,1% – в столицах субъектов Федерации и в Москве. Лишь 13,2% студентов проживает в поселках и только 10,5% – в селах или деревнях.
Основная масса студентов живет в отдельных квартирах – 73,9%, 20,2% – в частных домах, 4% – в коммунальных квартирах.
Возросло по сравнению с 2007 годом число студентов, проживающих отдельно от родителей, – 19,3%. Очевидно, это связано с некоторым увеличением возрастного ценза студентов.
85,9% студентов – холостые, женаты (замужем) или разведены – 14,1% студентов. При этом большинство женатых или разведенных студентов имеют детей.
Для выявления социальной направленности студентов важными являются сведения о социальном статусе родителей студентов: место работы родителей, их образование и ученая степень. Также интересно рассмотрение динамики его изменения.
Основная часть матерей студентов работает на государственных предприятиях – 69,5%, несколько меньше – 19,6% – работают в коммерческих структурах и еще 10,9% занимаются индивидуальной предпринимательской деятельностью. Уменьшилось число матерей, занимающихся домашним хозяйством, – 10,3%; в 2005 г. их было 25%.
Большинство матерей студентов, поступивших в 2008 г., имеют высшее или среднетехническое образование – 83,3%, среднее образование у 17,4%, неполное среднее образование имеют 2,4% матерей.
Профессиональные характеристики отцов во многом традиционно совпадают с характеристиками матерей. Так, 55,6% также работает на государственном предприятии, несколько выше среди отцов доля лиц, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью – 12,7%. По сравнению в 2005 г. (5% от общего числа) в два раза увеличилось число отцов, работающих в крупных негосударственных корпорациях (11,8%). Высшее и среднетехническое образование имеют 80% отцов, среднее – 17,4 % и неполное среднее – 2,6%.
По уровню образовательного ценза основная часть студентов принадлежат к тем группам населения, которые имеют средний и выше среднего уровень образовательного ценза:
— 55,2 % – средний уровень (оба родителя имеют среднее образование);
— 40% – уровень выше среднего (один из родителей или оба имеют высшее образование);
— 0,1 % – низкий образовательный ценз (один или оба родителей не имеют среднего образования, при этом нет лиц с высшим образованием);
— 3,3 % – ниже среднего;
— 1,5% – высокий уровень (один или оба родителя имеют ученые степени и звания).
Согласно всероссийским опросам и прогнозам две трети студентов российских ВУЗов рекрутируются из семей интеллигенции. Замыкание цикла воспроизводства социальной структуры российского населения ведет к увеличению расслоения общества по образовательному уровню, к взаимной изоляции социальных классов и слоев. Наличие в ВУЗе студентов значительной доли студентов, чьи родители являются рабочими предприятий, сельского хозяйства, служащими, домохозяйками и имеют средний и ниже образовательный ценз (58,5%), дает в будущем таким студентам больше шансов для вертикальной социальной мобильности, и является одной из привлекательных и сильных сторон политики высших учебных заведений.
Социальная принадлежность студента обусловливается социальным слоем, к которому принадлежат его родители. Социальная структура российского общества в последнее десятилетие интенсивно меняется. За эти годы уже поменялись три тенденции в социальной структуре российского общества, что обусловлено базовыми изменениями форм собственности. В настоящее время структура общества характеризуется появлением слоев (страт) на основе взаимодействия различных форм собственности: менеджеров – нового управленческого слоя (новой элиты), средних слоев, безработных и т.д.
По данным некоторых социологических исследований, стратификационную модель современного российского общества можно представить следующим образом: правящая и экономическая элита составляет 0,5%; верхний слой – крупные и средние предприниматели, директора крупных и средних приватизированных предприятий, другие субэлитные группы – 6,5%; средний слой – представители мелкого бизнеса, квалифицированные профессионалы, среднее звено управления, офицеры – 20%; базовый слой – рядовые специалисты, помощники специалистов, рабочие, крестьяне, работники торговли и сервиса – 60%; низший слой – малоквалифицированные и неквалифицированные работники, временно безработные – 7%; «социальное дно» – 5%.
Основная масса студентов рекрутирована из среднего и базового слоя, который составляет 80% населения России, и ВУЗ, привлекая студентов из этих слоев населения, имеет определенный резерв абитуриентов.
Большинство студентов, поступивших в ВУЗы в 2008 г., а именно: 73,1%, имеют средний уровень совокупного семейного дохода; высокий уровень у 5,9% поступивших, 16,2 % имеют скорее низкий и 4,8% – низкий уровень семейного дохода.
Психологические характеристики студентов
Анализ психологических характеристик студентов приобретает принципиальное значение при построении социально-типического портрета студенчества. Традиционно данный анализ включает в себя рассмотрение трех аспектов: уровень притязаний, внушаемость, способность к самостоятельной деятельности. В целом фиксируется довольно высокий уровень притязаний. Войти в политическую и экономическую элиту стремятся 6,2% студентов, поступивших в ВУЗы в 2008 г., 42,5% стремятся реализовать успешную карьеру; надежное и высокооплачиваемое место надеются получить 49,8%, и только 1,5% студентов не стремятся реализовать себя в политике и экономике. Это говорит о том, что основная масса поступивших – лица с сильной нервной системой, склонные к доминированию. Это также может свидетельствовать о стремлении индивида к активному участию в общественной и политической жизни страны. Событиями отечественной и международной политики интересуется 43,8% студентов; отечественная политика интересует 11,6% опрошенных; некоторые события отечественной политики – 25,5%; местные политические события волнуют 6,2% студентов; не интересуются политикой только 13,2% от всех опрошенных.
Основная масса студентов легко переключается с одного занятия на другое, легко концентрируют свое внимание (величина нормированного индекса равна 0,74), что, вероятно, может свидетельствовать о восприимчивости студентов к обучению, а, следовательно, об их способности адаптироваться к новым видам обучения.
Обучение в высшем учебном заведении и профессиональная ориентация студентов
Важность изучения профессиональных ориентаций студентов связана с выявлением цели обучения в университете и основной причины, по которой студенты выбирают именно данный тип учебного заведения. Выбор ВУЗа выпускниками школ – это не только выбор места учебы, но и профессиональное самоопределение, признание ими приоритета определенного образа жизни. Целью своего обучения 49,3% студентов считают получение специальности с последующим успешным трудоустройством; 36,4% основным мотивом поступления называют необходимость получения высшего образования; целью 10,4% поступивших студентов было повышение уровня знаний; поступили в ВУЗ, чтобы получить вторую специальность, 3,9% опрошенных. Прагматизм в профессиональной деятельности продолжает играть доминирующую роль среди целей обучения. Чисто образовательные цели («повышение уровня образования»), которые характерны для молодежи, не имеющей четко выраженной профессиональной направленности и жизненного опыта, назвали 10,4% студентов. В 2002 г. такая цель обучения – повышение уровня образования – была названа 37,5% опрошенных.
При поступлении студентов привлекают доступность образования – 50,7%; новые информационные технологии в процессе обучения – 37,8%; гибкий график обучения – 31,3%; высокое качество обучения – 28,9%. Обращает на себя внимание тот факт, что 31,6% студентов пришли в ВУЗ по рекомендации знакомых и друзей, а вот реклама ВУЗа привлекла лишь 6,4% опрошенных. В настоящее время в условиях острой конкуренции высших учебных заведений в борьбе за абитуриентов важным является качество и эффективность их рекламной деятельности. Реклама отражает позицию ВУЗа, формирует его образ в сознании потенциальных потребителей образовательных услуг. И низкий процент опрошенных студентов, которых привлекла реклама ВУЗа, говорит о неэффективной рекламной деятельности, которая в целом проводится в филиалах.
Основная масса опрошенных приходит после окончания школы, лицея или гимназии – 69,9%; ПТУ или техникум окончили 26% опрошенных; высшее учебное заведение – 4,1%. По сравнению с 2005 г. в два раза вырос процент студентов, имеющих опыт работы. В основном они работали на малых негосударственных предприятиях.–PAGE_BREAK–
В 2008 г. в ВУЗы пришли студенты, имеющие хорошую довузовскую подготовку (табл. 2).
Таблица 2
Назовите средний балл Вашего школьного аттестата
Ответили
Частота
Процент
Только 5
В основном 5
Поровну 5 и 4
В основном 4
Поровну 3 и 4
В основном 3
Всего
107
517
523
2345
988
596
5076
2,1
10,2
10,3
46,2
19,5
11,7
100,0
Наличие у себя дома компьютера отметило 20,4% студентов, у большинства (79,6%) его нет. При этом 52,3% студентов имеют представление об основных компьютерных программах на уровне пользователя, 16,4% умеют работать на компьютере очень хорошо и хорошо. О том, что не умеют работать на компьютере или «скорее не умеют», ответили 30,3% опрошенных студентов. Очевидно, у этой части студентов могут возникнуть определенные трудности при работе с компьютерными программами.
Для большой части студентов степень бакалавра не является достаточной, и они хотели бы продолжить свое обучение до получения степени специалиста (55,2%) и магистра (25%) (табл. 3, 4).
Таблица 3
Хотели бы Вы продолжить обучение после получения степени бакалавра
Ответили
Частота
Процент
Да
Скорее да
И да и нет
Скорее нет
Нет
Всего
2327
1151
946
420
232
5076
45,8
22,7
18,6
8,3
4,6
100,0
Таблица 4
Как Вы считаете, какой уровень высшего образования является для Вас достаточным
Ответили
Частота
Процент
Диплом бакалавра
Диплом специалиста
Диплом магистра
Всего
1008
2797
1265
5070
19,9
55,2
25,0
100,0
Весьма привлекательной оказалась для студентов возможность обучения за границей. Воспользоваться ею хотели бы 73,2% опрошенных; не решили для себя этот вопрос 15,3%; ответили «нет» и «скорее нет» лишь 7,9% и 7,6% опрошенных студентов.
Возросли научные установки и интерес к исследовательской работе у студентов набора 2008 г. (табл. 5).
Таблица 5
Хотели бы Вы в будущем продолжить свое образование
для получения ученой степени
Ответили
Частота
Процент
Да – кандидата наук
Да – доктора наук
Нет
Всего
1208
789
3054
5051
23,9
15,6
60,5
100,0
Большинство студентов уверены, что диплом вуза в будущем расширит доступ к интересующей работе, явится основой для их карьеры и трудоустройства (табл. 6).
Таблица 6
Считаете ли Вы, что диплом создаст для Вас в будущем основу для успешного трудоустройства и карьеры
Ответили
Частота
Процент
Да
Скорее да
И да и нет
Скорее нет
Нет
Всего
2180
1769
931
126
65
5071
43,0
34,9
18,4
2,5
1,3
100,0
Несмотря на то, что 55% родителей опрошенных студентов принадлежат к базовому слою современного общества (являются рядовыми специалистами, помощниками специалистов, рабочими, крестьянами, работниками торговли и сервиса), 80,8% студентов хотели бы принадлежать к среднему социальному слою, быть квалифицированными профессионалами, представителями мелкого бизнеса, среднего звена управления. Быть государственными служащими или рабочими хотели бы 18,7% студентов, стать сельхозслужащими, вести домашнее хозяйство хотят 0,5% студентов.
Студенты большей частью (60%) ориентированы на активную предпринимательскую деятельность. Распределение установок профессионального самоопределения в условиях рыночной экономики у студентов 2008 г. выглядит следующим образом (табл. 7).
Подобные характеристики ожиданий и установок студентов позволяют говорить о стратегической оправданности предлагаемых вузом услуг и стабильном спросе на них на ближайшую перспективу.
Для студентов вуза серьезной проблемой остается вопрос трудоустройства. Готовы опереться на собственные силы лишь 22,4% студентов-первокурсников, 19% такой возможности трудоустройства не имеют и 58,6% затруднились ответить на поставленный вопрос.
Таблица 7
Укажите, к какому социальному слою Вы хотели бы принадлежать
Ответили
Частота
Процент
Индивидуальные предприниматели
Управляющие и чиновники
Управленцы среднего звена
Гос. служащие и рабочие
Работники крупного
негосударственного предприятия
Работники мелкого бизнеса
Сельхозслужащие
Ведение домашнего хозяйства
Всего
1473
1378
440
967
809

85
3
8
5163
28,5
26,7
8,5
18,7
15,7

1,6
0,1
0,2
100,0
Большей части студентов высших учебных заведений необходима помощь в трудоустройстве. Деятельность ВУЗов по трудоустройству предполагает изучение спроса на специалистов выпускаемых ВУЗами профиля, а также изучение желания студентов работать в различных структурах. Несмотря на определенную «непопулярность» государственных предприятий, на них хотели бы работать 40,0% студентов. Очевидно, такая позиция может быть связана со стабильностью государственных предприятий. В крупных негосударственных корпорациях хотели бы работать 31,5% опрошенных, заниматься индивидуальным предпринимательством – 24,7 %, работать на малом негосударственном предприятии – только 3,8%. Такой небольшой процент выбора студентами малых негосударственных предприятий может быть связан с большим риском распада данных предприятий.
Таким образом, можно уверенно сказать, что представитель современного студенчества России обладает рядом доминирующих характеристик. Студенты имеют высокий уровень притязаний по отношению к обучению, нацелены на получение профессии, востребованной в обществе. Для этой социальной группы характерно самостоятельное принятие решений. Прагматизм в профессиональной деятельности продолжает играть доминирующую роль среди целей обучения студентов.
Хотя институты, университеты и академии продолжают ориентироваться на учащуюся молодежь средней школы, ее доля постепенно снижается. Вместе с тем, по сравнению с 2002 г. в 2008 г. в два раза произошло увеличение мужской составляющей студентов.
В настоящее время в условиях острой конкуренции возрастает роль рекламной деятельности, отражающей позицию ВУЗов и формирующей в сознании потребителей образовательных услуг образ высшего учебного заведения. К сожалению, низкий процент студентов, которых привлекла реклама ВУЗа, говорит о неэффективной рекламной деятельности (проведение конференций, семинаров, «дней открытых дверей» и т.д.), которая в целом проводится в ВУЗах.
Возросла доля студентов, которые хотели бы продолжить свое обучение до получения степени специалиста и магистра, а также получить степень кандидата и доктора наук.
Список использованной литературы
Волов В.Т., Четырова Л.Б., Чаденкова О.А. Социальный портрет студента российского негосударственного вуза как результат сегментирования образовательного рынка // Труды СГУ.2009. Вып. 17.
Голощапова Т.В. Особенности маркетинговой деятельности вузов в условиях рынка // Маркетинг образования: проблемы и перспективы Тез. докл. семинара. 2008.
Дмитриев А.В. Общая социология: Учеб. пособие. М., 2006.
Кибакин М.В., Лапшов В.А. Социально-типический портрет российского студента // Труды СГУ. 2009. Вып. 10.
Шереги Ф.Э., Харчева В.А., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М., 2007.