Социальный статус типы и иерархия

Содержание
Введение……………………………………………………………………..3
1. Социальный статус личности. Его структура…………………………5
2. Типы статусов. Их характеристика и различия………………………11
3. Влияние самооценки на социальный статус личности……………….18
Заключение…………………………………………………………………21
Список литературы………………………………………………………..22
Введение

Слово «статус» пришло в социологию из латинского языка. В Древнем Риме оно обозначало состояние, правовое положение юридического лица. В конце ХIХ в. британский историк Мейн придал ему социологическое значение.

Статус – это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями посредством системы прав и обязанностей. Социальным статусом называется общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.

Любой человек занимает несколько позиций, так как участвует в различных группах и организациях. Каждого человека, таким образом, характеризует статусный набор (термин ввел Р. Мертон). Статусный набор – совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом.

Социальный статус, обеспечивая определенные права и возможности и ко многому обязывает. С помощью статусов упорядочиваются, регламентируются отношения между людьми. Социальные статусы отражаются как во внешнем поведении и облике — одежде, жаргоне, манерах, так и во внутренней позиции личности — установках, ценностных ориентациях, мотивах. Каждый статус требует и дает людям возможность достижения социальных ожиданий людей из их модификации, если не создает условий реализации данных ожиданий. В этом смысле прав известный польский социолог Ф. Знанецкий (1882-1958), который полагал, что социолог должен брать человеческого индивида не только так, как он «действительно есть» органически и психологически, но как он «сделан» другими и самим собой в их и его собственном опыте социальной жизни.

С социологической точки зрения в индивиде первичны его социальная позиция и функция. Органические и психологический особенности индивида, по Знанецкому, есть просто материал, из которого в процессе образования и самообразования формируется социальная личность. Социальный статус личности оказывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которым он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. В процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус. Однако, несмотря на то, что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые она играет в обществе, она (личность) тем не менее, сохраняет свою автономию и определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается тенденция к унификации и стандартизации личности, полной ее нивелировки, к счастью, не происходит.

Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, сохраняя за ним возможность выбора путей его исполнения.

В том множестве статусов, которые человек имеет в системе социальных связей, особую роль играют генеральные (всеобщие) статусы. Первый – статус человека, его права и обязанности. Другой генеральный статус – статус члена данного общества, государства (гражданина). Генеральные статусы являются фундаментом статусной позиции личности. Остальные же статусы относятся к особенным, то есть дифференцирующим конкретное общество.
1. Социальный статус личности. Его структура

В наборе статусов всегда существует главный (наиболее характерный для данного индивида, по которому его выделяют окружающие или с которым его отождествляют). Главный статус определяет образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

Иерархия и престиж статусов зависит от реальной значимости тех или иных функций для развития общества, воспроизводства его основных структур и от системы ценностей, шкалы предпочтений, учитываемой в данной культуре при «взвешивании» социальных функций.

Социальный статус личности складывается из размера дохода, социального престижа, уровня образования и политического влияния. Статус – основной элемент социальной структуры. Как элементы структуры статусы – пустые ячейки. Заполняющие их люди привносят разнообразие и подвижность. Статус обставляется соответствующими его рангу почестями, символами и привилегиями. Чем выше ранг, тем больше привилегий. Статус требует от человека социально одобряемого поведения, реализации определенных прав и обязанностей, адекватного ролевого поведения, наконец, идентификации, то есть психологического отождествления себя со своим статусом. В целом, когда идет речь о ранжировании статусов, то имеется в виду прежде всего престиж функций, закрепленных за данным статусом. Престиж, по сути, представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в культуре, в общественном мнении. Социальный престиж статуса играет огромную роль в распределении социальных желаний, планов, энергии (в особенности, молодежи). В этой зоне создается особое социальное напряжение, сосредотачиваются наиболее активные, подготовленные, амбициозные члены общества. И в этом плане престиж того или иного статуса оказывает существенное влияние на самовосприятие, утверждение собственного «Я». Образование в современном мире играет интегративную роль при формировании социальных общностей, формировании взаимодействующей личности. Образование является ведущим мотивом в каждой деятельности. Благодаря вложениям в качественное образование значительно увеличивается мощность экономики страны. Образование готовит для человечества готовые образцы поведения и обуславливает возможность развития их.

Именно благодаря образованию осуществляется обмен знаниями, информацией, а, следовательно, и возможностями между слоями общества, между коллективами, государствами, людьми. Положение в обществе предопределяет главный статус, в основе которого, как правило, лежат должность, профессия. Профессия служит наиболее используемым, совокупным, интегративным показателем статусной позиции — вид работы определяет такие «статусные ресурсы» человека, как авторитет, престиж, власть. Безусловно, особое значение имеет статус личности, связанный с работой, профессией. Хотя следует отметить, что иерархия статусов может меняться. В 90-е годы в число ведущего статуса стало выдвигаться богатство человека, владение собственностью и финансовыми ресурсами, возможность «красиво жить». В этой ситуации не квалификация, не мастерство, не творческий потенциал, а обладание недвижимостью и счетом в банке стало целью значительной части молодежи, которая и получение специальности стала рассматривать как элемент или ступень в достижении значительного материального достатка. В этой связи следует отметить значение реальной стартовой позиции индивида, которая влияет на его оценку общества, дает определенную точку зрения на мир, которая во многом определяет дальнейшее поведение. Выходцы из семей с различными социальными статусами имеют неравные условия социализации, неодинаковые возможности для получения образования.

Элементы статуса. Статус как культурный феномен обладает соответствующими его рангу почестями, символами и привилегиями. Чем выше ранг, тем больше почестей. Статус требует от человека социально одобряемого поведения, приписывает ему обладание определенными правами и обязанностями, требует адекватного ролевого поведения, идентификации, т.е. отождествления себя со своим статусом. Все это элементы статуса.

Статусная роль — модель поведения, ориентированная на конкретный статус. От челове-ка, обладающего данным статусом, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не вяжутся с их представлением о данном статусе. Однако и сам обладатель ста-туса знает, чего от него ждут окружающие. Каждый статус обычно включает ряд ролей ролевой набор — совокупность ролей, ассоциируемых с одним статусом.

Статусные права (например, вождь имеет право осуществлять религиозные церемонии).

Статусные обязанности. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обла-датель и тем больший круг обязанностей на него возлагается и тем сильнее наказание за их невыполнение. (Статус чернорабочего мало к чему обязывает, в отличие от статуса президента).

Статусный диапазон. Поскольку статусные права жестко никогда не определяются, а статусная роль свободно выбирается самим человеком, возникает некоторый диапазон, в рамках которого варьируется поведение и осуществление своих прав. Статус соседа предполагает свободную манеру поведения. никаких жестких формальных требований ему не приписывается. Если они и существуют, то носят неформальный или необязательный характер. Ролевая модель поведения соседа включает обмен поздравлениями и приветствиями, обмен предметами обихода, разрешение конфликтных ситуаций. Но один человек уклоняется от всяческого общения с соседями, а другой не в меру общителен и навязчив в дружбе.

Статусные символы. Общество придумало внешние знаки отличия, позволяющие раз-граничивать обладателей различных статусов. Военные носят специальную униформу. Статусные символы гражданского населения не так определены, как военного. Тем не менее интуитивно мы различаем людей. Мы знаем из опыта, как одевается женщина из высшего света и как одевается чернорабочий. У каждого сословия и класса свой стиль одежды и своя атрибутика. Функцию статусных символов выполняют также жилье, язык, жесты, манеры поведения. Так мужчи-нам запрещается появляться в дорогих ресторанах без галстука. Он выступает как знак, опреде-ляющий принадлежность его владельца к определенной группе населения.

Статусный образ. Статусные символы, права, обязанности и роль создают статусный образ. Часто его называют имиджем. Имидж — совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотносится между собой права и обязанности в данном статусе. Выражение «не позволять себе лишнего» точно описывает понятие имиджа и ставит границы, в которых каждый из нас стремится оставаться, чтобы в глазах окружающих выглядеть подобающим образом.

Статусная идентификация указывает на то, в какой мере человек сближает себя со своим статусом и статусным образом.

Статусное видение мира. Давно замечено, что человек смотрит на мир и относится к людям не вопреки, а в соответствии со своим статусом — с тем, который он считает главным.

Несовпадение статусов. Каждая группа обладает собственной иерархией. В том случае, если статус рассматривается как место в иерархии, его называют рангом. Ранг статуса определяет то, каким он является высоким, средним, низким. Человек, достигший вершины иерархии и, следовательно, высокого статуса в одной группе, может остаться неизвестным в другой. Врач Х обладает высоким профессиональным статусом, но в спортивной секции по каратэ к нему относятся как к аутсайдеру. Несовпадение статусов — это несовпадение рангов статусов или противоречие прав и обязанностей. Несовпадение возникает при двух обстоятельствах: когда индивид занимает высокую позицию в одной группе и низкую в группе; когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого. Господин М. талантливый инженер, но ничем выдающимся себя в таком качестве не проявивший. Профессиональный статус у него средний — таков престиж инженерного труда в обществе. У начальника он пользуется также средним уважением: оно ценит его талант, но считает безынициативным. Коллеги называют его «своим парнем» за компанейский характер, высоко ставят его профессиональные качества, но когда речь заходит о служебном росте, не хотят видеть его своим начальником. В семье жена и дети любят его как мужа и отца, но не могут гордиться его профессиональными достижениями и при разговоре со знакомыми обходят подобную тему. У господина М вырисовывается сложный узор несовпадения статусов.

Статусный набор. Любой человек занимает несколько позиций, так как участвует во множестве групп и организаций. Каждого человека можно охарактеризовать статусных набором (совокупностью всех статусов данного индивида).

Оказывается, не только художник или психолог, но и социолог может изобразить точный портрет человека. У художника для изображения точной копии человека есть кисть и краски, у социолога — анкета и статусы. Перечислив все статусы человека, мы получим его статусный портрет. Этот портрет — практическая вопия реального человека, но выраженная на языке социологии.

Изменение статуса называется социальной мобильностью. Она бывает вертикальной (переход индивида из одной страты в другую) и горизонтальной (в рамках одной страты).

Примеры горизонтальной: развод и повторный брак, смена рабочим места труда при сохранении профессионального статуса, переход верующего из одной конфессии в другую. Приме-ры вертикальной: переход рабочего в разряд бригадира, защита ученым диссертации, избрание политика на выборную должность, превращение оппозиционной партии в правящую или наобо-рот.

Вертикальная может выступать в двух видах:

индивидуальное проникновение;

коллективный подъем или спуск социальной группы в системе отношений с другими группами.

Например, социальное положение христианских епископов в Римской империи до 325 г. было довольно низким. После принятия христианства в качестве официальной религии группа высших церковных иерархов поднялась на самую вершину социальной пирамиды. Каналами (лестницей) вертикальной мобильности могут быть школа и другие учебные заведения, церковь, армия и др.
2. Типы статусов. Их характеристика и различия

Важной характеристикой каждого из статусов являются спектр и свобода иных статусов. В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определенные статусы являются престижными, другие — наоборот. Престиж — это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении.

Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:

— реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;

-системы ценностей, характерной для данного общества.

Если престиж каких-либо статусов необоснованно завышен или, наоборот, занижен, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается тенденция к утрате этого равновесия, не может нормально функционировать.

Различаются статусы приписанные (прирожденные) и достигнутые (приобретенные). Приписываемый статус человек получает автоматически — по этническому происхождению, месту рождения, положению семьи — вне зависимости от личных усилий (дочь, бурятка, волжанка, аристократка). Достигаемый статус — писатель, студент, супруг, офицер, лауреат, директор, депутат — приобретаются усилиями самого человека с помощью тех или иных социальных групп — семьи, бригады, партии.

Приписываемый статус не совпадает с прирожденным. Прирожденными считаются только три социальных статуса: пол, национальность, раса. Негр – прирожденный статус, характеризующий расу. Мужчина – прирожденный статус, характеризующий пол. Русский — прирожденный статус, определяющий национальность. Раса, пол и национальность заданы биологически, человек наследует их помимо своей воли и сознания.

В последнее время ученые начали сомневаться в том, существует ли вообще прирожденный статус, если пол и цвет кожи можно изменить при помощи хирургических операций. Появились понятия биологического пола и социально приобретенного.

Когда родители – лица разной национальности, трудно определить какой национальности должны быть дети. Нередко они сами решают, что записывать в паспорте.

Возраст – биологически определяемая черта, но он не является прирожденным статусом так как в течение жизни человек переходит из одного возраста в другой и от конкретной возрастной категории люди ждут вполне определенного поведения: от молодых, например, ожидают уважения к старшим, от взрослых – заботу о детях и стариках.

Система родства обладает целым набором приписываемых статусов. Только часть из них является прирожденными. К ним относятся статусы: «сын», «дочь», «сестра», «племянник», «бабушка» и некоторые другие, выражающие кровное родство. Также существуют некровные родственники, так называемые законные родственники, которыми становятся вследствие заключения брака, усыновления и т. д.

Достигаемый статус. Существенно отличается от приписываемого статуса. Если приписываемый статус не подконтролен индивиду, то достигаемый находится под контролем. Достигаемым считается всякий статус, который не дается человеку автоматически самим фактом рождения.

Профессию водителя или инженера человек приобретает благодаря собственным усилиям, подготовке и свободному выбору. Статус чемпиона мира, доктора наук или рок-звезды он приобретает также благодаря собственным усилиям, огромному труду.

Достигаемый статус требует принятия самостоятельного решения и самостоятельных действий. Статус мужа является достигаемым: чтобы его получить мужчина принимает решение, делает официальное предложение своей невесте и совершает массу других действий.

К достигаемому статусу относятся позиции, которые люди занимают благодаря своим стараниям или заслугам. «Аспирант» – статус, которого выпускники вуза добиваются, конкурируя с другими и проявляя выдающиеся успехи в учебе.

Чем динамичнее общество, тем больше в его социальной структуре ячеек, рассчитанных на достигаемые статусы. Чем больше в обществе достигаемых статусов, тем оно демократичнее.

Статусы также могут быть формализованными или неформализованными, что зависит от того, в рамках формализованных или неформализованных социальных институтов и более широко – социальных взаимодействий – выполняется та или иная функция (например, статусы директора завода и лидера компании близких товарищей).

Социальный статус — это соотносительное положение индивида или группы в социальной системе. Понятие социального статуса характеризует место личности в системе общественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни и оценку деятельности личности со стороны общества, выражающуюся в определенных количественных и качественных показателях (зарплата, премии, награды, звания, привилегии), а также самооценку.

Социальный статус в значении нормы и общественного идеала обладает большими потенциальными возможностями при решении задач социализации личности, поскольку ориентация на достижение более высокого социального статуса стимулирует социальную активность.

Если собственный социальный статус понимается человеком неверно, то он ориентируется на чужие образцы поведения. Существуют две крайности в оценке личностью своего социального статуса. Низкая статусная самооценка связана со слабой сопротивляемостью внешнему влиянию. Такие люди не уверены в себе, чаще подвержены пессимистическим настроениям. Высокая самооценка чаще связана с активностью, предприимчивостью, уверенностью в своих силах, жизненным оптимизмом. Исходя из этого, есть смысл ввести понятие статусной самооценки, как сущностной черты личности, несводимой к отдельным функциям и действиям человека.

Личный статус – положение, которое человек занимает в малой (или первичной) группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам.

Социальный статус играет главенствующую роль среди незнакомых, а личный – среди знакомых людей. Знакомые составляют первичную, малую группу. Представляясь незнакомым людям, особенно сотрудникам какой-либо организации, учреждения, предприятия, мы называем обычно место работы, социальное положение и возраст. Для знакомых людей важны не эти характеристики, а наши личные качества, то есть, неформальный авторитет.

Каждый из нас обладает набором социальных и личных статусов, поскольку мы причастны ко многим большим и малым группам. К последним относятся семья, круг родственников и знакомых, школьный класс, студенческая группа, клуб по интересам и т. п. В них человек может иметь высокий, средний или низкий статус, то есть, быть лидером, независимым, аутсайдером. Социальный и личный статусы могут совпадать и не совпадать.

Смешанный статус. Иногда очень трудно определить к какому типу относится тот или иной статус. Например, статус безработного не является такой позицией, к которой стремится большинство людей. Напротив, его избегают. Безработным чаще всего человек оказывается помимо своей воли и желания. Причиной служат не зависящие от него факторы: экономический кризис, массовые сокращения, разорение фирмы и др. Такие процессы не находятся под контролем отдельного человека. В его власти предпринимать усилия в поисках работы или не делать этого, смирившись с ситуацией.

Политические потрясения, государственные перевороты, социальные революции, войны могут изменить (либо даже отменить) некоторые статусы огромных масс людей помимо их воли и желания. После октябрьской революции 1917 года бывшие дворяне превратились в эмигрантов, остались или стали чиновниками, инженерами, рабочими, учителями, потеряв исчезнувший из социальной структуры приписываемый статус дворянина.

Резкие изменения могут происходить и на индивидуальном уровне. Если в 30 лет человек стал инвалидом, его социально-экономическое положение существенно изменилось: если раньше он самостоятельно зарабатывал себе на хлеб, то теперь он полностью зависит от помощи государства. Достигаемым статусом назвать его трудно, поскольку по собственной воле никто не желает стать инвалидом. Его можно было бы считать приписываемым, но 30-летний калека не является инвалидом от рождения.

Звание академика сначала является достигаемым статусом, но позже оно превращается в приписываемый, так как считается пожизненным, хотя и ненаследуемым. Описанные выше случаи можно отнести к смешанным статусам. Человек, получивший степень доктора наук, не может передать её своему сыну, однако тот может пользоваться определенными преимуществами, если решит продвигаться по научной стезе. Если на занятие той или иной должности накладываются социально-демографические ограничения, то она тем самым перестает выступать в качестве. Выделяют также формальные и неформальные статусы, основные и эпизодические, независимые и зависимые статусы.

Статусы в обществе иерархизированы.

Принятая иерархия (ранжирование) статусов представляет собой основу стратификации данного общества.

Социальный престиж (уважение, признание) статусов (точнее, престиж функций, закрепленных за конкретным статусом), по сути, и представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в культуре, общественном мнении.

Сам престиж, и, соответственно, иерархия статусов формируется под влиянием двух факторов: 1) реальной функциональной значимости тех или иных функций для развития общества, воспроизводства его структур (инвариантная сторона престижа статуса); 2) системы ценностей, шкалы предпочтений исторических традиций, учитываемых в данной культуре (культурно-вариативная сторона престижа статуса).

В связи с этим иерархия, престижность статусов у различных народов имеет много общего, и в то же время весьма специфична.

Престиж статуса разделяем обществом. Здесь не может быть «самозванства» самовосхваления. При этом иерархия статусов, их престижность утверждается, формируется в обществе под влиянием подчас трудноуловимых процессов, оценок, не всегда осознаваемых предпочтений.

Общество постоянно стремится поддержать принятую иерархию статусов – материально, морально и даже эмоционально-символически (посредством ритуалов, обрядов, церемоний). Так, материальное вознаграждение людей, занимающих престижный статус, имеет цель возместить их физические и интеллектуальные затраты, но и выполняет латентную функцию – количественно выражает престижность данного статуса. За один и тот же объем усилий человек престижного статуса потребует одно вознаграждение, человек менее престижного статуса – другое.

Моральная поддержка статуса выражается в том, что люди, занимающие престижный статус, приобретают определенный авторитет. Носители этого статуса сами уделяют большое внимание поддержанию его престижа.

Не случайно социальный престиж статуса играет огромную роль в распределении социальных желаний, планов, энергии. Престижный статус стремятся получить наиболее активные, подготовленные, амбициозные члены общества.

Престиж (иерархия) статусов, который охраняют культура, традиции, с одной стороны, явление довольно устойчивое и даже консервативное, а с другой стороны, в нем происходят подвижки, подчас немалые, обусловленные изменением общественных связей, функций, которые в конечном счете порождены изменением ценностей, общественных приоритетов и целей.

Любая глубинная перестройка социальных институтов общества неминуемо связана с изменением иерархии статусов, их престижа.
3. Влияние самооценки на социальный статус личности

Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру. Самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия.

Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе его мировосприятия. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре личности самооценке принадлежит особо важное место.

Развивается самооценка путем постепенного погружения (интериоризации) внешних оценок, выражающих семейные требования, в требования человека к самому себе. По мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции. Личность человека формируется там, где он общается и может проявить себя через отношение к окружающему миру. Процесс, в результате которого человек привыкает действовать в определенной социальной среде и в соответствии с нормами данного общества, имеет много аспектов и продолжается всю жизнь. В качестве основных институтов социализации прежде всего выступает семья и школа, затем выделяют ближайшее социальное окружение, далее — многочисленные так называемые малые группы, трудовые коллективы, где формируются профессиональные роли. Через эти каналы личность включается в целостную социальную систему путем освоения идеологических и культурных ценностей общества. Значимым этапом в процессе социализации является общение. Взвесить же личностные особенности партнера по общению можно только на базе самооценки, так как она подразумевает оценку себя, своей деятельности, своего положения в группе и своего отношения к другим членам группы. Задача выбора будущей профессии, профессионального самоопределения не может быть успешно решена без решения более широкой задачи личностного самоопределения, которая включает в себя построение целостного замысла жизни, самопроектирование себя в будущее. Важно подчеркнуть проблему самоосознания собственной индивидуальности, неповторимости и непохожести на других, формирование устойчивой самооценки и ее более широкого конструкта — Я-концепции. Формирование, развитие и изменение Я-концепции обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда (семья, школа, все группы, в которые включена личность) оказывает сильнейшее влияние на формирование Я-концепции. Влияние семьи сильно не только в период самой ранней социализации, когда семья является единственной (или абсолютно доминирующей) социальной средой ребенка, но и в дальнейшем.

С возрастом все ведущим мотивом выступает желание утвердится в коллективе, завоевать авторитет уважение и внимание. При этом те, кто ценит себя высоко, предъявляют высокие требования и в общении, стараясь им соответствовать. Самооценка играет очень важную роль в организации управления своим поведением, без нее трудно самоопределиться в жизни. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, то есть степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.). Люди с низкой самооценкой не уверены в себе, у них слабо развито чувство собственного достоинства, возникают трудности при общении с другими людьми, для них характерны весьма скромные цели и неуверенность в возможности их достижения.

Человек же с высокой самооценкой независим, самостоятелен и убеждены в успехе любого порученного им дела. Эта вера в себя помогает им придерживаться своего мнения, позволяет в спорных ситуациях отстаивать свои взгляды и суждения, делает их восприимчивыми к новым идеям.

Уверенность в себе, наряду с ощущением собственной значимости, рождает убеждённость в своей правоте и смелость в выражении убеждений. Эта установка и соответствующие ожидания обеспечивают им не только более независимый статус в социальных отношениях, но и немалый творческий потенциал, способность к энергичным и позитивным социальным действиям. В групповых дискуссиях они обычно занимают активную позицию, не испытывают особых затруднений, сближаясь с новыми людьми.

Многое из того, что делает человек или отказывается делать, зависит от уровня собственного достоинства человека. Низкая самооценка может быть и причиной и следствием одиночества. Они склонны относить неудачи в общении за счёт внутренних, самообвиняющих факторов. Низкая самооценка влияет на социальное поведение людей, они в большей мере испытывают социальную неуверенность и менее предрасположены к риску в социальных вопросах, а поэтому и менее склонны к установлению новых взаимоотношений или углублению существующих. Люди, осознающие собственную значимость, как правило, распространяют вокруг себя ореол удовлетворённости. Они менее зависимы от поддержки и одобрения окружающих, поскольку научились сами себя стимулировать. Такие люди своей предприимчивостью и инициативой заставляют вращаться социальный механизм, и соответственно им достаётся большая доля предоставляемых обществом благ.
Заключение

Возможны различные подходы к изучению социального статуса человека. Изучение социального статуса дает возможность установить многомерные отношения статуса как категории социологии, психологии, этнографии и лингвистики.

Наиболее важные, на наш взгляд, междисциплинарные характеристики понятия социального статуса человека сводятся к следующим положениям:

1) общественно значимые различия между людьми имеют биологическую и социальную природу и типизируются в системе социальных признаков индивида;

2) социальные признаки индивида образуют иерархию в соответствии с ценностями определенного сообщества в определенный период;

3) социальные признаки индивида неоднородны в различных отношениях, группируются в признаковые комплексы и могут быть измерены;

4) социальный статус человека раскрывается в ролевых, дистанционных и нормативных характеристиках поведения, обусловленных социально-экономическими и культурно-этическими факторами общественной жизни;

5) ролевые, дистанционные и нормативные характеристики поведения отражаются в стратегиях и средствах невербального и вербального общения.

Принадлежность к определенному социальному статусу выражается в особенностях одежды, жилья, манер, способов времяпрепровождения тех или иных групп населения.

Социальный статус человека является объектом и инструментом политического воздействия. В политическом воздействии влияние на адресата оказывается посредством авторитета, аргументации, манипуляции и силы.
Список литературы

Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. – М., 1988.

Комаров М.С. Введение в социологию. — М.,1994.

Кравченко А.И. Основы социологии. Учебное пособие. – М. 1999.

Основы социологии. Курс лекций (под ред. Эфендиева А.Г. — М., 1994.

Пономарев Н.А. Социология. — СПб, 1996.

Социология. Учебное пособие (под ред. Курбатова. – Ростов-на-Дону. 1998.

Социология. Учебное пособие под ред. Э.В. Тадевосяна. — М., 1995.

Тощенко Ж.Т. Социология. — М., 1994.

Эфендиев А.Г. Основы социологии //Курс лекций. – М., 1995.

Ярошевский Т. Личность и общество. – М., 1973… – 1993. № 8.

А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. Психология: Словарь. М.: Политиздат,1990.

Общая социология: Учебное пособие/ Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2002.