СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ФРАНКФУРТСКОЙ ШКОЛЫ Содержание Введение….3 Глава 1. Франкфуртская школа: краткий обзор ….5 Глава 2. Неомарксизм Франкфуртской школы. М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе….……….7 Глава 3.Главные представители франкфуртской школы…. 1.Хоркхаймер Макс ….2.Адорно Теодор …3.Маркузе
Герберт….4. Эрих Фромм… 5.Хабермас Юрген….13 Глава 4. Источники идей представителей франкфуртской школы………….14 Заключение ….19 Список используемой литературы … 20 Введение В данной работе рассматривается тема "Социологические идеи франкфуртской школы". Франкфуртская школа – неомарксистская социально-философская
и социологическая концепция, в основе которой лежит антипозитивизм и проблематика отчуждения и рациональности, критикующая поздний капитализм и доминирование в нем "авторитарной личности" с ее антидемократическими методами управления. Франкфуртская школа в немецкой философии и социологии 20 века, возникла в начале 30-х гг центр – Институт социальных исследований во Франкфурте-на-Майне (с 1931, в 1934-39 в Женеве и Париже, в 1939-46 в
США), главные представители: М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, в 60-х гг Ю. Хабермас. В философско-социологической "критической теории общества" идеи К. Маркса сочетаются с принципами гегелевской диалектики и психоанализа З. Фрейда. Углубление противоречий внутри франкфуртской школы привело к ее распаду в начале 70-х гг. Итак, франкфуртская школа получила свое название в честь
Института социальных исследований, существовавшем в 30-х годах ХХ в. в немецком городе Франкфурт-на-Майне. С приходом Гитлера к власти этот институт был распущен, а его члены разъехались по миру. Главными особенностями этой школы были неомарксизм, т.е. франкфуртцы стремились применить теорию Маркса к современным условиям, и леворадикализм, т.е. борьба с капитализмом, новыми средствами и в новых условиях. Идеи франкфуртской школы в последствии стали причиной геноцида в Камбодже и молодежной революции 1968 года. Представители: Теодор Адорно, Герберт Маркузе, Харкхаймер, Лукач, Рихард Зорге, Юрген Хабермас. Основная работа Т.Адорно "Авторитарная личность". Здесь изучалась связь между социальным положением человека и его идеологическими
представлениями. Типичные черты авторитарной личности: антисемитизм, расизм, консерватизм в экономических и политических вопросах, некритическое отношение к групповым авторитетам, их идеализация, стремление проявить и наказать тех, кто не разделяет почтения к этим авторитетам, склонность к суеверию, вере в судьбу, повышенная чувствительность с проявлением силы и твердости. Авторитарная личность не проявляет гуманного отношения и неуступчива, механически подчиняется общим
ценностям, подражает авторитетам, ненавидит всяких оппонентов, аутсайдеров, склонна к предрассудкам и стереотипам. Для фрункфуртцев характерна психологизация социальных отношений. Они изучают отчуждение личности, угнетение, ее агрессивность. Считают, что авторитаризм является естественным проявлением западной цивилизации. Рассмотрим подробнее социологические идеи франкфуртской школы.
1. Франкфуртская школа: краткий обзор Итак, франкфуртская школа – одно из наиболее влиятельных течений в неомарксизме, организационно оформившееся в 30-е гг. на базе возглавлявшегося Хоркхаймером (с 1931 г.) Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне и руководимого им (с 1932 г.) "Журнала социальных исследований". В 1934 – 1939 гг. институциональный центр франкфуртской школы
располагался в Женеве, затем в Париже (при Высшей нормальной школе); с 1939 г в США (при Колумбийском университете); с 1949 г в ФРГ, во Франкфурте-на-Майне. Главные теоретики франкфуртской школы – Хоркхаймер, Адорно, Фромм, Маркузе, Хабермас; ее видными представителями являлись также Л. Левенталь и Ф. Поллок – первое поколение, А. Шмидт, А. Вельмер – второе поколение франкфуртской школы. Теоретические истоки франкфуртской школы – марксизм; "левый" фрейдизм, принявший в Германии форму "фрейдомарксизма", а во Франции – сюрреализма (А. Бретон). На формирование франкфуртской школы оказали также влияние идеи, заимствованные из ницшеанства и ницшеански ориентированной "антропологической" социальной философии и социологии (Фрайер).
Сквозные мотивы теории франкфуртской школы – проблематика отчуждения (истолкованного в духе гегелевского и неогегельянского отождествления отчуждения и опредмечивания, отчуждения и объективации) и проблематика рациональности ("рационализации"), восходящая к М. Веберу, но получившая у теоретиков франкфуртской школы иную оценку и сомкнутая с проблематикой отчуждения. Основная социально-философская тема франкфуртской школы – тема "позднего капитализма" с характерной
для него "фашизоидностью" (независимо от того, реализовалась ли она в фашистских режимах или нет). Она представляет собой дальнейшую разработку идеи "индустриального общества", первоначально возникшей в лоне антропологической ориентации в немецкой социальной философии и социологии (Шельски, Фрайер). Основная социологическая и социально-психологическая тема франкфуртской школы – теоретическая концептуализация понятия "авторитарная личность" (Фромм,
Хоркхаймер) и попытка с помощью конкретно-социологического исследования доказать, что ему действительно соответствует определенная человеческая реальность. Основная методологическая тема франкфуртской школы – антипозитивизм, Представители франкфуртской школы: философы и социологи Теодор Адорно, Макс Хоркхаймер, Герберт Маркузе, Вальтер Беньямин, Юрген Хабермас, Альфред Шмидт, Оскар Негт, психоаналитики Эрих Фромм и Вильгельм Райх, экономист Фридрих Поллок, знаменитая исследовательница тоталитаризма Ханна Арендт и многие другие. Очевидно, что круг вопросов, которыми занимались представители школы, чрезвычайно широк, да и позиции их по этим вопросам были далеко не одинаковыми. Наиболее известны из них три теоретика, с именами которых прежде всего и связывается
Франкфуртская школа – Хоркхаймер, Адорно и Маркузе. 2. Неомарксизм Франкфуртской школы. М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе Франкфуртская школа занимает в истории социологической мысли видное место. Нередко концепции представителей Франкфуртской школы причисляют к социальной философии. Такой подход выходит за рамки социологии: представители этого направления тяготеют скорее к междисциплинарным
исследованиям. Тем не менее трудно представить себе историю социологии без работ классиков Франкфуртской школы. Они внесли огромный вклад в развитие этой науки, подвергнув глубокой критике традиционную социологическую теорию. Специфичен язык, которым написаны работы франкфуртцев. Продолжая традиции К. Маркса, они используют яркие выражения, не характерные для академических работ. Теории представителей Франкфуртской школы часто называют «неомарксизмом».
Что такое неомарксизм? Можно сказать, что ученые, создавшие Институт социальных исследований во Франкфурте, предложили гуманистическую и открытую версию марксизма, неомарксистскую теорию истории и социологии. Основные источники их творчества: философия и политэкономия К. Маркса, психоанализ З. Фрейда, идеи К. Мангейма, социологические идеи М. Вебера и др. Франкфуртцы обогатили собственно философские и психологические понятия политэкономическим и общесоциологическим содержанием. Важным вкладом Франкфуртской школы в теоретическую социологию является критика марксистской теории, попытка обогатить ее психологическим содержанием, представлениями о личности современного человека. Франкфуртская школа всегда оставалась независимой от каких бы то ни было политических партий. К Франкфуртской школе в разное время примыкали М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, В.
Беньямин, Л. Левенталь, Ф. Вайль, К.А. Виттфогель, Ф. Поллок, К. Корш, Х. Арендт. Последователями франкфуртцев можно считать Ч. Р. Миллса в американской социологии и Ю. Хабермаса в немецкой. В данном курсе изучаются воззрения самых ярких представителей школы: М. Хоркхаймера, Т. Адорно, Г. Маркузе, а также Э.
Фромма. 3. Главные представители франкфуртской школы. Хоркхаймер Макс (Horkheimer) (1895–1973) – один из лидеров Франкфуртской школы, соавтор «Диалектики просвещения» (1947). В 1930 году он становится директором Института социальных исследований при Франкфуртском университете, а также издателем «Журнала социальных исследований» (1931–1941).
В годы директорства Хоркхаймера вышла коллективная работа Института социальных исследований «Исследования об авторитете и семье» (1936). Затем Институт стал жертвой нацистского режима. В эмиграции М. Хоркхаймер разработал принципы критической теории. Вместе с Ф. Поллоком и Т. Адорно в 1950 году они восстановили
Институт социальных исследований во Франкфурте. С 1951 по 1953 годы Хоркхаймер был ректором Франкфуртского университета, затем – приглашенным профессором Чикагского университета. В 1966 году переехал в Швейцарию. В последнее десятилетие своей жизни Хоркхаймер писал менее радикальные работы, проявлял интерес к религии. Влияние его идей особенно ощутимо в работах Ю. Хабермаса. Основные работы: (1937): «Традиционная и критическая теория»; (1947): «Помрачение разума»; (1947): «Диалектика просвещения» (в соавторстве с Т. Адорно); (1978): «Заря и упадок» (сборник афоризмов). Адорно Теодор Визенгрунд (Аdorno) (1903–1969) – немецкий социолог и социальный философ, один из ведущих представителей Франкфуртской школы, сотрудник и впоследствии руководитель Франкфуртского института социальных исследований. Официально стал членом
Института в 1938 году. В 1947 году выходит знаменитая «Диалектика просвещения», его первая большая работа, написанная совместно с М. Хоркхаймером. Продолжая тему «Диалектики просвещения», Адорно публикует работу «Философия новой музыки» (1949), представляющую собой критический социально-философский анализ современных ему западных музыкальных направлений. По его мнению, эта сфера также демонстрирует отчуждение человека в капиталистическом обществе.
После окончания Второй мировой войны Адорно становится руководителем проекта «Авторитарная личность». Проект посвящен изучению источников авторитаризма и антисемитизма, осуществляемого в Западной Германии и США (1950), базой его являются крупные эмпирические исследования. Эти исследования имели необычайно широкий резонанс и в политических кругах, и в широком общественном мнении, а выпущенная на их основе коллективная монография переведена почти на все европейские языки.
Т. Адорно – главный теоретик франкфуртцев в области культуры, особенно музыкальной, а также эстетики. Его анализ музыки вышел далеко за рамки критики ее идеологического содержания. С 1959 года Адорно становится содиректором Института социальных исследований во Франкфурте, в 1964 году избирается председателем Германского социологического общества. В этот период вышла широко известная работа «Негативная диалектика» (1966), где Адорно критически пересматривает традиционные понятия и категории диалектики, которые, по его мнению, являются выражением отчуждения теоретического сознания в условиях эксплуататорских обществ. До конца жизни философ активно участвовал в интеллектуальной жизни Германии, занимался теорией искусства. Заметным событием в духовной жизни Западной Европы стал «Позитивистский диспут», в котором приняли участие
Теодор Адорно и Карл Поппер, Юрген Хабермас и Карл Альберт. Основные работы: (1949): «Философия новой музыки»; (1952): «О современном состоянии эмпирического социального исследования»; (1956): «Штудии о Гуссерле и феноменологических антиномиях»; (1957): «Социология и эмпирическое исследование»; (1962): «Введение в музыковедение»; (1966): «Негативная диалектика»; (1969): «Позитивистское течение в немецкой социологии». Маркузе
Герберт (Marcuse) (1898–1979) – социолог и философ, интеллектуальный лидер «новых левых» в США и большей части Европы. Учился во Фрайбурге под руководством М. Хайдеггера. В 1933 году присоединился к Институту социальных исследований во Франкфурте, затем эмигрировал в США и с 1934 года жил в Нью-Йорке. Г. Маркузе внес ощутимый вклад в развитие критической теории.
Долгие годы он преподавал в американских университетах, оказал значительное интеллектуальное влияние на политическую жизнь в США. Как и другие представители Франкфуртской школы, Маркузе занимался развитием идей психоанализа, обогащая его политико-экономическим содержанием, развивал тезис о том, что социальная структура отражена в структурах человеческого характера. Маркузе считал, что освобождение человека и общества возможно через свободный эротизм и развитие принципов свободной игры (инстинкта игры). Книга «Эрос и цивилизация» принесла философу славу радикального фрейдиста. В работе «Одномерный человек» развивались основные положения «Диалектики просвещения». Здесь Маркузе проанализировал понятие «ложного сознания» в массовом обществе. В целом можно сказать, что Маркузе развил марксистскую теорию общества, разработав культурные и эстетические темы. Основные работы: (1928): «К феноменологии исторического материализма»; (1929): «О конкретной философии»;
(1932): «Новые источники к обоснованию исторического материализма. Интерпретация впервые опубликованных рукописей К. Маркса»; (1932): «Гегелевская онтология и обоснование теории историчности»; (1939): «Трансцендентальный марксизм»; (1941): «Разум и революция. Гегель и подъем социальной теории»; (1955): «Эрос и цивилизация»; (1958): «Советский марксизм»; (1968): «Одномерный человек: исследования идеологии развитого индустриального
общества»; Эрих Фромм (Fromm) (1900–1980) большинством специалистов отнесен к Франкфуртской школе, что является вполне правомерным. Правда, Э. Фромм занимал особое положение во Франкфуртской школе, поскольку не считал себя связанным ее «институциональными» рамками. Это становилось все более очевидным в ходе его идейной эволюции. Э. Фромм оказывается вполне самостоятельным мыслителем, развивая в основном идеи
З. Фрейда. Это дает нам основание рассматривать его как представителя неофрейдизма и отнести к теме «Психоаналитическая ориентация в социологии». Тем не менее проект Франкфуртской школы «Авторитарная личность» был основан на концепции «авторитарного характера», разработанной именно Фроммом. В работах Фромма последовательно воплощен подход к описанию общества, выдвинутый франкфуртцами: критика капиталистического общества, исследование и разоблачение фашизма и др. Э. Фромм был увлечен идеями К. Маркса, занимался разработкой позитивной программы преобразования буржуазного общества, исследованием социального характера, индивидуальной и социальной психотерапией. В своих исканиях он приблизился к основным положениям экзистенциальной философии. К последователям франкфуртцев можно отнести Ю. Хабермаса. Хабермас Юрген (Habermas) (род. 1929) – немецкий социальный философ и социолог, идеолог «новых левых».
Испытал огромное влияние идей Т. Адорно и М. Хоркхаймера. С 1956 по 1959 год работал ассистентом у Теодора Адорно в Институте социальных исследований во Франкфурте. С 1964 года является профессором университета во Франкфурте-на-Майне, руководителем кафедры философии и социологии, с 1970 года – содиректором Института по исследованию условий жизни научно-технического мира в
Штарнберге. Ведущая тема социальной философии Хабермаса – проблема активной, «политически функционирующей» общественности, обострившаяся на Западе в середине XX века в связи с новым этапом развития капиталистического общества. Он также интересовался проблемой межчеловеческого взаимодействия, в особенности вопросами об отличии «истинной» коммуникации от «ложной», предлагая собственную интерпретацию социальной коммуникации – теорию
коммуникативного действия. Основные работы: (1962): «Структура общественного мнения» (диссертация); (1968): «Знание и человеческие интересы»; (1969): «Движение протеста и реформа высшей школы»; (1970): «К рациональному обществу»; (1973): «Кризис легитимности»; (1974): «Теория и практика»; (1979): «Коммуникация и эволюция общества»; (1984, 1988): «Теория коммуникативного действия» (в 2-х томах); (1989): «Структурное преобразование публичной сферы»; (1990): «О логике социального обеспечения». 4. Источники идей представителей франкфуртской школы У К. Маркса франкфуртцы взяли основное методологическое «оружие» – критику современного общества, идеологий, оправдывающих власть и господство. Понятие «ложного сознания» как результата определенных общественных отношений и диалектика, которую К. Маркс наполнил общесоциологическим и историко-политическим содержанием, берутся на вооружение всеми теоретиками Франкфуртской школы.
Понятие отчуждения К. Маркса было адаптировано ими к критике современного общества. Отчуждение – одна из важных методологических категорий К. Маркса: • отчуждение создается в процессе принудительного труда; • отчуждается родовая сущность человека, превращаясь в чуждую ему сущность; человек отчуждается от других людей и от самого себя; • преодоление отчуждения возможно только через освобождение труда.
Теоретиками Франкфуртской школы использовались следующие идеи З. Фрейда: • представление о структуре человеческой психики; • некоторые положения психопатологии, позволяющие обрисовать негативное влияние современного общества на человека и трудности на пути развития революционного сознания; • представление о возможностях психического освобождения. Теорию формальной рациональности М. Вебера также можно считать одним из интеллектуальных источников
работ Франкфуртской школы. Теория включает следующие положения: • одним из основных процессов современного общества является процесс рационализации социального действия — вытеснения ценностно-рационального, традиционного и аффективного действия; • рациональность выступает как самоцель – это судьба западной цивилизации и путь всемирно-исторического процесса; • развитие науки представляет собой чистое воплощение принципа рациональности; • основными механизмами процесса рационализации являются формализация и калькулируемость; • способы ведения хозяйства, управление во всех сферах социальной жизни, образ мышления людей рационализируются; • роль религии и церкви в жизни общества уменьшается («расколдование мира»). Основные идеи теоретиков франкфуртской школы Теория «порочной цивилизации». В «Диалектике просвещения» история предстает как процесс нарастающего отчуждения, достигающего своего максимума в эпоху «позднего капитализма». Центр внимания теоретиков
Франкфуртской школы – современное им капиталистическое общество. Система господства, созданная в таком обществе, признается глубоко порочной и губительной для человеческой личности. Господство социальных и культурных структур над людьми является, с точки зрения авторов, результатом особого пути исторического развития, не характерного для всего человечества. Самое печальное, по мнению франкфуртцев, – то, что люди в большинстве своем не понимают и не чувствуют
болезней современного общества, в котором живут. Понятия рациональной тотальности и рационализации как основы «просвещения». Просвещение как рациональное овладение природой включает: • расщепление изначальной целостности природы на субъект и объект; • разделение социальных отношений на отношения господства и подчинения; • саморасщепление индивида: подавление чувственных переживаний абстрактными представлениями о себе. В результате этих процессов происходит полное отчуждение человека от природы, общества, других
людей и самого себя. Рациональность и разум в концепциях теоретиков франкфуртской школы. Под рациональностью здесь имеется в виду процесс рационализации и формализации, характерный для западной цивилизации и понятый в веберовском духе. Под разумом – позитивная рациональность, гуманистическая разумность, изначально присущая человеческой цивилизации, принципами которой надо руководствоваться, чтобы противостоять негативным тенденциям технократической капиталистической культуры. Формальная рациональность выступает как апогей развития технократического мышления. Представления об «иррациональности» рационального мира. Существующий мир иррационален, поскольку чужд реальным потребностям людей (например, потребности в самореализации), их способностям. Парадоксальным образом рационализация оборачивается «неразумностью», иррациональным и пассивным признанием существующего порядка вещей.
Нацизм является примером торжества формальной рациональности в современном мире. Категории «овеществление» и «фетишизация». Отчуждение и овеществление как основные черты и механизмы западной цивилизации. Роковая антиномия современного человека: обретение власти над самим собой, своими взаимоотношениями и окружающим миром с необходимостью оплачивается прогрессирующим отчуждением от всего того, над чем и над кем обретается власть. За господство приходится платить не просто отчуждением человека
от порабощенных им объектов: с овеществлением духа «заколдованными» становятся отношения самих людей и даже отношение к себе. Мир расщепляется, мир противостоит человеку, и «расколотый» человек становится врагом самому себе. Люди безвольно признают существующую систему господства, поскольку она глубоко укоренена в истории западной цивилизации, а также потому, что система господства захватывает все сферы жизнедеятельности человека: она налицо не только в сфере экономики, но и в сфере культуры, она овладевает сознанием человека,
полностью подчиняет его себе и подавляет его личность. Почему работа М. Хоркхаймера и Т. Адорно называется «Диалектика просвещения»? Просвещение тоталитарно, это формальная рациональность, основной его инструмент – абстракция, абстрактное мышление. Капитализм обречен, развитие западноевропейской цивилизации рассматривается как рост социального безумия, утрата свободы, фашизация общества. «Поздний капитализм» рождает новые формы отчуждения. Технология подавляет индивидуальность, внутреннюю свободу личности, она используется в целях поддержания и развития отношений господства. Отсюда, современное общество — это «организованное общество», где процветает господство человека над человеком, отчуждение человека от человека. Такое общество – утилитарно, формально рационально и атомизировано, а также идеологизировано, что практически исключает возможность революционного протеста. Просвещение, бывшее результатом лучших человеческих побуждений,
оборачивается «тотальным врагом» для современного человека. Неся рационализацию всех сфер человеческой жизнедеятельности, просвещение оборачивается системой господства, поддерживаемой большинством людей совершенно иррационально. Г. Маркузе писал о том, что современные технологии превращают сегодняшнее общество в тоталитарное, поскольку используются для изобретения и внедрения более эффективных, обманчиво «приятных» методов социального
контроля над индивидами (примером может служить телевидение). Таким образом, технологии стоят на службе у системы господства, «отупляют» людей, подавляют их индивидуальность и критическое мышление, их внутреннюю свободу. Поэтому Маркузе называет современное общество «одномерным». Главный тезис критической теории Франкфуртской школы: существует подлинная человеческая природа, загнанная
просвещением в бессознательное. Человек в просвещенном мире – это псевдоиндивидуальность, случайный носитель всеобщих требований социума, отождествляющий себя со стереотипами шкалы ценностей, социальными нормами. Человек – «анонимный функционер», узел конвенциональных реакций и объективно ожидаемых способов функционирования. Человек в таком обществе – вещь, статистический элемент, оцениваемый в категориях «успеха» или «неудачи». Такие люди образуют псевдоколлективы, конгломераты псевдоиндивидуальностей и анонимов; сила коллектива становится инстанцией насилия. Кроме того, современная идеология, порождаемая социальной элитой, представляет собой систему идей, которая сбивает с толку людей, возвеличивает существующий социальный порядок. Основные идеи «критической теории общества». Противопоставление «критической» и «традиционной» теорий общества. Критика традиционной социальной теории. Противопоставление субъекта и объекта – основной порок
и основная черта традиционной теории. Поэтому необходимо преодолеть этот разрыв с помощью построения критической теории общества. Критика позитивизма. Франкфуртцы не принимали позитивизм главным образом потому, что считали невозможным вынести человеческие ценности за рамки научного исследования. А также потому, что позитивизм претендует на бытие единственным эталоном достоверности и точности для всех научных дисциплин. По мнению мыслителей Франкфуртской школы, необходимо сфокусировать свое внимание,
прежде всего на человеческой деятельности, ее воздействии на социальные структуры. Позитивизм способствует: • невниманию к роли действующих субъектов; • овеществлению социального мира (абсолютизации фактов); • математизации мышления; • идеологическому консерватизму (он не в состоянии бросить вызов существующей системе, а зачастую и поддерживает существующий социальный порядок); • пассивности индивида и социального ученого. Заключение Теории, разработанные так называемой "
Франкфуртской школой", наложили решающий отпечаток на всю современную леворадикальную мысль, можно даже сказать, стали ее идейной основой. Более того, без хотя бы самого общего представления о концепциях этого философского течения невозможно понять историю современного Запада, круг вопросов и проблем, интересовавший мыслящих людей на протяжении ХХ века и интересующий их до сих пор. Речь идет о таких темах, как отчуждение, тоталитарность, одномерность человека в эксплуататорском мире, господство технократии, экологические проблемы и т.д. Трудно в рамках небольшого реферата дать представление обо всем круге проблем, которыми занимались в той или иной мере философы Франкфуртской школы. Их работы написаны подчас сложным языком, насыщены множеством специальных философских и социологических терминов и предполагают прекрасное знание всей истории мировой, прежде всего западной философской мысли.
Список используемой литературы 1. Адорно Теодор В. Избранное: Социология музыки М.: Университетская книга, 1998 445 с (Культурология. XX век). 2. Адорно Теодор В. Проблемы философии морали : Пер. с нем; [пер. с нем. М. Л. Хорькова] М. : Республика, 2000 238 с – (Библиотека этической мысли).
3. Давыдов Ю. Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы М 1977.с.23 4. Добреньков В.И Кравченко А.И. История зарубежной социологии М.: Академический проект, 2005 704 с. 5. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Философское исследование учения Фрейда / Пер. и предисл. А. А. Юдина; общ. ред. А.
А. Жаровского Киев: 1995 XXVIII, 320 с – (Собрание Латинского Клуба) (Res nullius; [вып. 2]). ISBN 5-7707-3861-8. текст / архивный файл 6. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Пер. с англ послесл примеч. А. А. Юдина; сост предисл.
В. Ю. Кузнецова М: ACT, 2002 526, [2] с. 7. Социальная философия Франкфуртской школы М, 1999.с 67-71 8. Фарман И. П. Теория познания и философия культуры М, 1986. 9. Фролов С.С. Социология М 1994. с.80 10. Фромм Э. Бегство от свободы М 1989. с. 342 11. Хоркхаймер Макс, Адорно Теодор В.
Диалектика Просвещения : Филос. фрагменты М.: Медиум, 1997 310 с.