Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат

Содержание
1. Социологический анализ семьив единстве структурных и динамических координат. Семья как социальный институти как социальная группа
2. Типология семейных структури их основные разновидности. Основные функции семьи
3. Назовите этапы жизненногоцикла семьи и кратко сформулируйте события, характеризующие эти этапы
Заключение
Список литературы
1.Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат.Семья как социальный институт и как социальная группа
Выделениеинститута семьи из других институтов общества и тщательное его изучение неслучайно. Именно семья признается всеми исследователями основным носителемкультурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимымусловием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальнымролям, получает основы образования, навыки поведения.
Изучениесемьи и брака является одной из наиболее важных задач, стоящих передсоциологией. В обществе любого типа практически каждый его член воспитывается всемье, и в любом обществе подавляющее большинство взрослых состоит, илисостояло, в браке. Брак относится к числу социальных институтов, получившихочень широкое распространение, хотя в разных культурах формы брака и семьи(равно как и другие стороны общественной жизни) различаются весьма существенно.Что такое семья, ее отношения с другими родственниками, выбор супругов, связьмежду браком и сексуальностью — все это различается очень широко.
Известно, чтоправила, устои, обычаи и традиции семейной жизни отличаются своеобразием испецифичны для каждого общества. Причем каждому кажется, что именно в егообществе устройство семейной жизни, семейные обычаи и устои самые лучшие иединственно возможные. Таким образом, семейная жизнь чаще всего рассматриваетсяс точки зрения этноцентризма. Но если семья представляет собой такую важнуючасть общества, почему же человечество не может выработать единые образцысемейной жизни, которые наилучшим образом подходили бы для удовлетворениячеловеческих потребностей? Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотретьвопрос о происхождении и развитии института семьи.
В большинствепримитивных обществ семья — это единственный реально функционирующий институт[3, c.61]. Например, среди современныхплемен Центральной Африки, многих народов Севера мы не увидим даже намека надругие формы социальных институтов — там нет правителей разного уровня, формальныхзаконов, священников (как организации), нет специализированных профессий; семьязаполняет всю жизнь этих людей. Все вопросы распределения власти, продуктов идругих ценных ресурсов решаются в рамках отдельных семей или в крайнем случаена советах нескольких семей. Другими словами, примитивные общества не имеютфизических и социальных потребностей, которые должны удовлетворять социальныеинституты, кроме института семьи. Семья, таким образом, является единственным идостаточным институтом для распределения экономических продуктов дляпримитивных охотников и земледельцев.
При переходек более сложным культурам все большее значение тут и начинают приобретатьдругие институциональные структуры. Что, например, происходит, когдапримитивные племена начинают развивать торговлю с соседями и ближнимиплеменами? Обширная межплеменная торговля порождает появление торговцев,грузчиков товара, моряков и других специальностей, чья деятельность выходит зарамки института семьи. Чуть позднее появляются специализированные мастера иремесленники, производящие продукты для торговли, что является основой длядальнейшей профессиональной дифференциации. Возникающие экономические институтыосуществляют, таким образом, функцию специализации деятельности, действуя внесемейных ролей и функций.
В примитивныхобществах порядок обычно поддерживается без участия формальных законов,полицейских органов, суда. Единственный авторитет там — это авторитет семьи:выбранные члены семьи являются авторитетом по отношению к другим членам семьи.С увеличением размеров племен возрастает сложность культуры, появляетсянеобходимость в формальной политической организации. Главы семей начинаютобъединяться в племенные советы, племена — в конфедерации, что в конце концовприводит к появлению и развитию бюрократии. Таким образом, как в примитивных,так и в современных обществах только наличие политической организации может способствоватьмобилизации неорганизованной толпы в сообщество людей, совершающих совместныескоординированные политические или военные действия. По сходному сценариюначинают развиваться религиозные и образовательные институты, когда в силупрофессионального разделения труда появляются узаконенные роли священников иучителей. Такая практика также отходит от семейных традиций, согласно которымлюди занимаются этим от случая к случаю.
Мы видим, чтосемья является основой всех социальных институтов, и, говоря о развитии семьи,подразумеваем развитие общества в целом.
Прежде всегонам необходимо определить ключевые понятия семьи, родства и брака. Семья — этогруппа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые членыкоторой принимают на себя обязательства по уходу за детьми. Родство(родственные узы) — это отношения, возникающие при заключении брака либоявляющиеся следствием кровной связи между лицами (отцы, матери, дети, бабушки,дедушки и т.д.). Брак можно определить как получивший признание и одобрение состороны общества сексуальный союз двух взрослых лиц. Индивиды, вступившие вбрак, становятся родственниками друг другу, но их брачные обязательствасвязывают родственными узами гораздо более широкий круг людей. При заключениибрака родители, братья, сестры и другие кровные родственники одной стороныстановятся родственниками противоположной стороны [5, c.192].
Как и все институтыобщества, семья представляет собой систему принятых норм и процедур дляосуществления определенных важных для общества функций. Семейные функции вбольшинстве обществ мало чем отличаются друг от друга, в то время как формы, спомощью которых люди пытаются их выполнять, достаточно разнообразны. И есликто-то попытается описать все возможны формы семейной жизни, то он увидит, чтокаждое общество обладает собственной специфической формой организации семьи.
Почти во всехобществах начальная стадия возникновения супружеской пары связана с помехами,различными испытаниями и подготовительными мероприятиями, в ходе которыхбудущие супруги проверяют правильность выбора партнера. Тщательная подготовка кбудущему браку обусловлена его важностью: ведь он скрепляет желание людей вестисовместное хозяйство и воспитывать детей. Брак можно определить как социальноодобренные образцы поведения, с помощью которых два или более людей составляютсемью. Заключение брака предполагает не только воспроизводство и воспитаниедетей, но и множество других прав и обязанностей. При этом каждое обществоразвивает собственную систему образцов поведения в семье, и эти образцыисторически обусловлены и имеют ярко выраженную экономическую основу.
Какпоказывает опыт, образцы брачных связей более этноцентричны, чем все другиекультурные образцы общества. Нам, например, может казаться противоестественнымпрактикуемое в некоторых современных обществах заключение брака по сговору,когда будущие супруги практически заранее не встречаются. Как они могут знать,нравятся ли они друг другу или нет? Почему никто не интересуется их чувствами исимпатиями? Однако наша реакция, когда мы считаем, что люди с другой культуройдумают и чувствуют как и мы, является обычной ошибкой этноцентризма. В нашем обществерассматривают начальную стадию создания супружеской пары как романтическоеприключение, через которое люди приходят к любви. Однако девушка в классическомКитае или современной Японии, например, считает странным выходить замуж зачеловека, не выбранного ее родителями.
Экзогамия иэндогамия. Каждоеобщество ограничивает выбор партнера в браке тем, что разрешает выбирать еготолько вне определенной узкой группы. Это явление называется экзогамией. Внашем обществе это ограничение применяется для избежания кровосмесительныхсвязей. Так, нравственные нормы запрещают нам жениться на сестрах, двоюродныхсестрах и некоторых других близких родственниках. Во многих обществах запрещеновыбирать супруга внутри своего клана, деревни, а иногда даже племени.
На практикевстречаются также противоположные требования, когда выбор партнера в бракевозможен лишь в пределах своей группы [6]. Такой культурный образец называетсяэндогамией. Клановая, деревенская или племенная эндогамия очень частовстречается в примитивных обществах. В современных обществах широкораспространен расовая эндогамия или эндогамия сословная (когда запрещаетсявыбирать партнера из низших слоев общества). Эндогамия в чистом вид характернадля закрытых групп типа каст, где путем эндогамных браков поддерживается ихзакрытость.
Моногамия иполигамия. Для россиян,англичан или американцев существует только один вид цивилизованной формысупружества — моногамия, т.е. брак одного мужчины с одной женщиной (в одновремя). Однако в развитии большинства обществ практиковалась полигамия т.е.формы брака, при которых существует более одного партнер в супружестве.
Термин “полигамия”обозначает форму брака, при которой мужчина или женщина может иметь болееодного супруга [1, c.154]. Существуютдва типа полигамии: полигиния, при которой мужчина может состоять в бракеодновременно более чем с одной женщиной, и менее распространенная полиандрия, прикоторой женщина может состоять одновременно в двух и более брачных союзах сразными мужчинами.
Теоретическивозможны три формы полигамии. Во-первых, групповой брак, при котором несколькомужчин и несколько женщин находятся одновременно между собой в брачныхотношениях. Еще сравнительно недавно эта форма брака была широкораспространена, она существует и сейчас, например, на Маркизских островах.Очень редкой формой полигамного брака является полиандрия, когда женщина имеетнесколько мужей. Одним из таких редких примеров служат некоторые общества ЮжнойИндии и Тибета. Здесь считается нормальным, когда женщина, выходя замуж, автоматическистановится женой всех братьев своего мужа и они живут вместе. Полиандрия всемьях Южной Индии стала понятной, когда в результате анализа демографическойситуации выяснилось, что в этих регионах мужское население значительнопревосходит по своей численности женское.
/>/>/>/>/>/>/>Полиандрия. Исследователь Мердок обнаружил, чтотолько в четырех обществах из 565 проанализированных (менее чем в 1%)встречалась полиандрия. Полиандрия порождает ситуацию, не встречающуюся приполигинии — биологический отец ребенка, как правило, неизвестен. Так, вюжноиндийской культуре тодов мужья, видимо, не интересовались установлениембиологического отцовства. Кто из мужей становился отцом ребенка, определялось входе обряда, когда один из мужей преподносил беременной жене игрушечные лук истрелу. Если впоследствии другой муж проявлял желание стать отцом, ритуалповторялся во время следующей беременности. По-видимому, полиандриясуществовала только в обществах с крайне низким жизненным уровнем, гдепрактиковалось умерщвление девочек.
Наиболеераспространенной формой полигамного брака является полигиния, или многоженство.Мнение представителей современной Европы и Северной Америки о многоженстветакже в значительно степени этноцентрично. Многие в нашем обществе, например,считают, что культивирование такой формы брака ведет к деградации женщины, кпревращению ее в рабыню. Это считается неслыханной жестокостью и вызываетвозмущение (возможно, это чувство навеяно некоторыми фильмами о восточныхвладыках). Однако факты говорят об обратном. Трудно сказать, в каком обществеженщина имеет более высокий статус — в обществе с полигамной или моногамнойформой брака. Во-первых, даже в обществах, где широко распространена полигамнаясемья, браки обычно являются моногамными. Только наиболее преуспевающие люди свысоким статусом могут позволить себе иметь более одной жены. Во-вторых,обязанности между женами четко распределены, а первая жена очень частооказывает решающее влияние на поведение мужа. Жизнь всех жен в достаточнойстепени обеспечена, и они, как правило, не желают для себя другой доли.2.Типология семейных структур и их основные разновидности. Основные функции семьи
Среди круга отношений,связывающих родственников, прежде всего выделяется семейное родство.Практически во всех обществах мы можем выделить то, что социологи и антропологиназывают нуклеарной семьей, состоящей из двух взрослых, живущих вместе, ведущихсвое домашнее хозяйство и имеющих собственных либо приемных детей. Вбольшинстве обществ традиционного типа, даже при отсутствии кланов, нуклеарныесемьи являются только частью обширной сети родственных отношений. Когдародственники, не являющиеся супружеской парой с детьми, живут вместе либонаходятся в близком контакте, мы говорим о расширенной семье. Расширенную семьюможно определить как группу людей, состоящую из трех или более поколений,живущих либо в одном и том же помещении, либо очень близко друг от друга. Онаможет включать бабушек, дедушек, братьев и их жен, сестер и их мужей, тетей,дядей, племянников и племянниц [7].
Семьи, как нуклеарные,так и сложные, по отношению к рассматриваемому индивиду могут подразделяться народительские и репродуктивные семьи. К первому типу относится семья, в которойчеловек рождается, ко второму — семья, которую человек образует, став взрослым,и внутри которой воспитывается новое поколение детей. Еще одно важное различиесвязано с местом проживания. В Великобритании, как правило, ожидается, чтовступившие в брак создадут отдельное домашнее хозяйство. Оно может находиться втом же районе, что и дом родителей жениха или невесты, но совершенноестественно может располагаться где-то еще. Однако во многих обществахвступившие в брак по традиции живут поблизости от родителей жениха или невесты,либо вместе с ними. Когда супружеская пара переезжает к родителям жены, семьяназывается матрилокальной, в случае переезда к родителям мужа — патрилокальной.
Наиболееполная классификация основных функций современной семьи разработана М.С. Мацковским,он выделяет — репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-бытовую, экономическую,сферу первичного социального контроля, сферу духовного общения,социально-статусную, досуговую, эмоциональную и сексуальную функции [5, c.213].
Семья во всехобществах развивается как институциональная структура, целью которой являетсярешение определенных социальных задач. Расшифруем основные функции семьи:
1. Функциясексуального регулирования. Семья — это главный социальный институт, через который обществоупорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребностилюдей. Вместе с тем практически каждое общество имеет альтернативные путиудовлетворения сексуальных потребностей. Несмотря на то что существуютопределенные нормы супружеской верности, большинство обществ легко прощаетнарушения этих норм. При этом, как нигде, наблюдаются отклонения реальнойкультуры от идеальной. Но часто нормы семьи разрешают сексуальные связисупругов вне семьи. Особенно наглядно различие норм сексуального поведенияпроявляется в отношении добрачного сексуального опыта молодых людей. Во многихсовременных обществах вступление в брак девственников считается абсурдным инелепым, а добрачные сексуальные связи — служащими подготовкой к браку. Сдругой стороны, в так называемых патриархальных семьях добрачный сексуальныйопыт строго запрещается (по крайней мере, в отношении женщин).
2. Репродуктивнаяфункция. Одна изосновных задач любого общества — воспроизводство новых поколений его членов.При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствииимели способности к обучению и социализации. Вместе с тем важным условиемсуществования общества является регулирование рождаемости, избежаниедемографических спадов или, наоборот, взрывов. Семья — это основной институт,ответственный за воспроизводство новых членов общества. Другие пути неэффективныи, как правило, социально не одобряются. Поэтому появление ребенка внеинститута семьи обычно вызывает жалость, сострадание или осуждение.
3. Функциясоциализации. Несмотряна большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральноеместо в этом процессе безусловно занимает семья. Это объясняется прежде всеготем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида,закладываются основы его формирования как личности. Многие мыслители, начиная сПлатона, говорили об обобществлении воспитания детей, однако все попыткисоциализации вне института семьи оказывались неудачными. Например, послереволюции в Советском Союзе были созданы специализированные программыобщественного воспитания детей, с тем чтобы женщины могли участвовать втрудовом процессе. Однако этот эксперимент не получил широкого распространения.В настоящее время в нашем обществе пытаются совместить усилия образовательныхинститутов и института семьи для успешной социализации детей, но семьяпо-прежнему удерживает первенство в социализации индивидов. В современномИзраиле дети в кибуцах (кооперативных фермах) воспитываются в общих коттеджах инаходятся под присмотром специальных воспитателей, в то время как их материвыполняют различные работы в тех же кибуцах. Родители обычно проводят с детьмиоколо двух часов в день и весь день в субботу. По мнению некоторыхобозревателей, такое воспитание проходит успешно, хотя у него существует многопротивников. Правда, так воспитывается лишь незначительное число детей Израиля.Эти редкие исключения, пожалуй, только подчеркивают первостепенное значениесемьи для социализации детей. Семья для ребенка является первичной группой,именно с нее начинается развитие личности. Несмотря на появление позднее другихпервичных групп, у личности всегда остаются привитые в раннем детстве основныеобразцы поведения. Главным способом семейной социализации является копированиедетьми моделей поведения взрослых членов семьи. Трудности социализациивозникают в том случае, если ребенок ориентируется на неудачные образцыповедения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что ребенок видит вдругих семьях. При этом часто возникает неудовлетворенность действиями материили отца, и ребенок начинает искать у других личностей, в других первичныхгруппах приемлемые модели поведения.
4. Функцияэмоционального удовлетворения. К многочисленным потребностям человека относится, в частности, интимноеобщение. Психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческихтрудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие любви,тепла и полноценного интимного общения в первичной группе, и прежде всего всемье (2, с. 56). Огромное количество данных свидетельствует о том, чтосерьезные преступления и другие негативные отклонения намного чаще происходят утех, кто в детстве был лишен заботы в семье, что дети, воспитанные в детскихдомах без любви матери и отца, гораздо в большей степени подверженызаболеваниям, психическим расстройствам, повышенной смертности, отклоняющемусяповедению. Доказано; что потребность людей в близком доверительном общении,интимности, эмоциональном выражении чувств близким людям является жизненнонеобходимым элементом существования. Благодаря своей структуре и качествам,семья служит самым важным источником эмоционального удовлетворения. Отношенияродства и супружества предоставляют людям такую возможность.
5. Статусная функция. Каждый человек, воспитанный всемье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусамчленов его семьи. Это прежде всего относится к таким важным для личностистатусам, как национальность, место в городской или сельской культуре и др. Вклассовых обществах принадлежность семьи к определенному социальному слоюпредоставляет ребенку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя,и в подавляющем большинстве случаев определяют его дальнейшую жизнь. Конечно,классовый статус может изменяться благодаря усилиям человека и благоприятнымобстоятельствам, но начало будущего нужно искать в семье этого человека. Семьяобязательно должна осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам, близкимк статусам его родителей и родственников, прививая ему соответствующиеинтересы, ценности и образ жизни.
6. Защитная функция. Во всех обществах институт семьиосуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическуюзащиту своих членов. Мы привыкли к тому, что, задевая интересы и безопасностьлюбой личности, мы задеваем и его семью, члены которой защищают своего близкогоили мстят за него. В большинстве случаев вину или стыд за человека разделяютвсе члены его семьи.
7. Экономическаяфункция. Ведение членамисемьи общего хозяйства, когда все они работают, как одна команда, способствуетформированию крепких экономических связей между ними. Можно сказать, что семьяпредставляет собой самую крепкую экономическую ячейку общества. Нормы семейнойжизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае,если у него возникают экономические трудности.
Функциисемьи имеют общезначимые последствия. Они характеризуют роль семьи каксоциального института среди других институтов общества. Функции обществазакрепляются за специализированными по их выполнению институтами, В связи сэтим каждый институт имеет как уникальные, присущие только для него функции, таки такие, которые сопровождают действие основных. Функции семьи нельзя делить наглавные и второстепенные, так как все они главные. Можно просто выделить такие,благодаря которым семья отличается от других институтов. Это будутспецифические и неспецифические функции [1, с.315-317].
Специфическиефункции раскрывают сущность семьи, ее особенности как социального явления.Неспецифические функции — это функции, которые она выполняет только в каких-тоопределенных исторических условиях. Эволюция общества, изменения требований,предъявляемых к семье как социальному институту, изменяют как само содержаниесемьи, так и ее социальные функции. При всех изменениях общества неизменноостаются следующие специфические функции семьи — репродуктивная функция ифункция социализации детей.
Благодарясемье поддерживается биологическая непрерывность общества. Происходитразрастание семьи «изнутри» путем удовлетворения сексуальных потребностей иродительских стремлений. Социальная необходимость в семье как социальной формеорганизации рождения и социализации детей «всегда» остается, так какчеловечество всегда должно воспроизводиться. Специфично то, что реализация этихобщественно- значимых функций осуществляется благодаря личнойзаинтересованности, потребности людей в семейном образе жизни и потребности вдетях, при этом исключается всякое внешнее принуждение и давление. Формысоциальной организации воспроизводства населения, основанные не на личныхмотивах, а принуждении, уже не могут считаться семьей в привычном социокультурномсмысле и соответствовать какому-то известному из истории типу семьи.
Неспецифическиефункции семьи отражают исторический характер связи между семьей и обществом. Ихсравнение позволяет установить, какие изменения происходили в семье на разныхисторических этапах. В настоящее время происходит их модификация, они либорасширяются, либо сужаются, полностью осуществляются или частично, а поройполностью исчезают. Так, с начала XX века разные социальные институты сталисовмещать и даже выполнять функции, которые раньше принадлежали только семье:школы и детсады — функции образования и воспитания; милиция и армия — функциизащиты и охраны; сфера обслуживания — функции питания, одежды, досуга и т.д.3.Назовите этапы жизненного цикла семьи и кратко сформулируйте события,характеризующие эти этапы
I. Стадия — стадия монады: парень встречается с девушкой и вступает с ней в брак (илидевушка встречается с парнем и вступает с ним в брак). Это очень важная стадиякак для индивидуального психического развития, так и для развития будущегоресурса семьи. Эту стадию иногда присоединяют к стадии диады [3, c. 50].
II. Стадия — стадия диады (молодая семья). Молодой семья считается с момента заключениябрака и до рождения первого ребенка. Вопрос возраста вступления в брак вкачестве формирования брачного ресурса тоже очень важен. Глик и Нортон в 1977 г. проводя свои исследования, отметили, что женщины вышедшие замуж до 20 лет, разводятся в 2раза чаще, чем заключившие брак в 20-29 летнем возрасте [4, c. 85].
Это первыйкризис, когда люди начинают жить вместе и должны договориться о том, по какимправилам это будет происходить. Правила делятся на внешние и внутренние.Например, планируемый отдых, кто моет посуду, кто покупает и т.д., то есть теправила, о которых легко договориться. Но есть правила, о которых договоритьсятрудно, по причине трудности осознания, либо по причине их «привязывания» кличностной самооценке.
Внутренниеправила обуславливаются теми, которые присутствовали в семьях, из которых вышлимолодожены (родительские правила), либо правилами культурно обусловлены(разделение функций в семье).
На этом этаперазвития брачных отношений, имеющиеся ресурсы претерпевают значительныеизменения. Через решение больших и малых проблем происходит формированиедолговременных устойчивых форм поведения, действующих на протяжении всегодействующего жизненного цикла.
III. Стадия — триада или семья ребенка преддошкольного/ дошкольного возраста. Так или иначе,произошли ли конструктивные перемены в восприятии друг друга супругами или нет,но в связи с рождением ребенка диада превращается в триаду. Наступает второйкризис в развитии брачных отношений. Меняются и структура семьи и межличностныедистанции [2, c. 115].
Этот кризисназывают еще структурным кризисом семьи. У супругов (особенно у мужей)возникает субъективные ощущения, что они стали дальше друг от друга. На этойстадии развития брачных отношений — пик супружеских измен.
IV. Стадия — семья школьника. Считается, что выход ребенка в школу — очередной кризисныймомент для семьи, поскольку семья на этой точке своего развития может оказатьсядисфункциональной. Это особенно верно для гиперсоциализирующихся семей, которыепочти не имеют своих внутренних правил, а присваивают себе социальные правила.К ребенку предъявляются большие ожидания: предполагается, что он должен быть,не только здоров и счастлив, но и делать многое другое для блага своей семьи впонимании ее старших членов. Можно отметить, что семейная система часто испытываетдавление (в виде обратной связи) со стороны внешних систем — соседей и школы.Семье следует научиться общению с этими внешними системами, определить границыи правила отношений, таким образом, чтобы ребенок смог приобрести собственныйопыт завязывания отношений [2, c. 60].
На этом этапев брачных отношениях уже сформированы определенные паттерны коммуникации.Трудности возникают обычно тогда, когда есть раскол в родительской диаде.Например, союз одного из родителей с ребенком против другого родителя.
V. Стадия — семья подростка. Следующим этапом развития, который начинается с моментадостижения ребенком половой зрелости и продолжается до его ухода из семьи,является семья подростка. С наступлением подросткового периода правила и роли всемье вновь следует изменить. В брачных отношениях супруги сталкиваются спеременами. Эти отношения проходят переоценку. Чувства подростка иногда«запускают» в брачные отношения процессы, направленные на поддержание прежнейсемейной организации. В условиях раскола родительской диады ребенок склоненобъединяться с тем или иным родителем для обретения большей свободы.
VI. Стадия — семья, в основном выполнившая родительскую функцию. Этот этап начинается вухода из дома последнего ребенка и может быть не кризисным если супругамудалось дать детям и автономию и близость. Многие родители считают наиболеесчастливым в своей жизни именно этот этап. Но удовлетворенность своимиотношениями могут испытывать только те пары, у которых брачные отношения былигармоничными на прежних этапах. Существующие супружеские проблемы с уходом напенсию еще более обостряются. Пары с низким уровнем дохода или образованиемболее склонны быть недовольными своими отношениями в пожилом возрасте [2, c.118].
На данномэтапе ресурсы возраста, физического здоровья, может и психологическогоздоровья, могут быть истощены. Особенно если прохождение жизненных циклов семьибыли для супругов «болезненными». Факт ухода на пенсию по разному влияет намужчин и женщин. Мужчины острее ощущают утрату продуктивности и социальныхсвязей. У женщин проблем гораздо меньше, особенно если они продолжают вестидомашнее хозяйство. Дж. Браун и Д. Кристенсен [2, c. 120] цитируют Хейли «вмомент ухода мужа на пенсию у жены могут появиться различного родарасстройства. Эти симптомы призваны выполнять защитную функцию по отношению кмужу, который отныне несет ответственность за здоровье жены».
Адаптация куходу на пенсию происходит в пяти сферах: значительное снижение дохода; низкаясамооценка; разрыв связи с сотрудниками по работе; утрата значимой работы;утрата самоэдентичности (утрата рабочей роли).
Проблемы,связанные с уходом на пенсию, может усугубить смерть одного из супругов. Смертьсупруга и как следствие одиночество, может привести к депрессии, чувству вины,гневу и к суицидам. Кроме того, что брачные отношения отражают имеющие ресурсыв перспективе развития семьи, на каждом этапе брачных отношений имеется рядопределенных задач, которые семья должна реализовать.
Дж. Браун иД. Кристенсен перечислили их в качестве таблицы [2, c.121]. В таблице 1,отражены основные задачи развития семейных отношений.
Таблица 1Этапы жизненного цикла семьи Задачи развития 1. Молодая семья (диада) а) дифференциация от родительской семьи б) установление границ общения с друзьями и родственниками в) разрешение конфликта между личностными и семейными потребностями 2. Семья с ребенком преддошкольного/дошкольного возраста (триада) а) реорганизация семьи для выполнения новых задач б) поощрение роста ребенка с одновременным обеспечением его безопасности и родительского авторитета в) согласование личных и семейных целей 3. Семья школьника а) перераспределение обязанностей б) проявления участия при наличии проблем с учебой в) распределение обязанности по помощи ребенку при подготовке домашних заданий 4. Семья подростка а) перераспределение автономии и контроля между родителями и подростком б) изменение паттернов родительского поведения и ролей в) подготовка к уходу подростка из дома 5. Семья, как «стартовая площа-дка» для ребенка а) сепарация ребенка от семьи б) корректный уход из дома в) поступление на учебу, военную службу, работу 6. Семья, выпол-нившая свою роди-тельскую функцию а) пересмотр супружеских взаимоотношений б) пересмотр распределения обязанностей и времени в) адаптация к уходу на пенсию
Заключение
Родственные связи, семья и брак— тесно связанные понятия, имеющие ключевое значение для социологии иантропологии. Родственные связи включают в себя генетические связи и связи,инициированные браком. Семья — это группа родственников, несущихответственность за воспитание детей. Брак — узы, которые соединяют двух людей,имеющих сексуальные отношения, санкционированные обществом.
Нуклеарная семья — этосупружеская пара со своими или приемными детьми, проживающая в одном доме.Когда родственники живут вместе с супружеской парой — это расширенная семья,которая состоит из трех или более поколений, живущих либо вместе, либопоблизости.
В западных обществах брак и семья ассоциируются с моногамией(санкционированные культурой сексуальные отношения между одной женщиной и одниммужчиной). Множество других культур допускают или поощряют полигамию, прикоторой индивид может состоять в браке с двумя и более супругами одновременно. Полигиния,где мужчина может иметь более одной жены, распространена гораздо чаще, чем полиандрия,где женщина может иметь более одного мужа.
В заключении отметимсовременные формы развития семейных отношений.
Сегодня семьи организуютсвои домашние обязанности и связи с социальным окружением различным образом.Контраст между “ортодоксальными” семьями (женой — “домашней хозяйкой” и мужем —“кормильцем”) и семьями, в которых двое работающих, служит иллюстрацией данноговида различий.
В культурном контекстесейчас больше чем когда-либо наблюдается разнообразие ориентации и ценностейвнутри семей. Наличие этнических меньшинств (западноиндийских, азиатских,греческих и итальянских общин) и влияние таких движений, как феминизм,стимулировали культурное разнообразие в семейных формах. Сохраняющееся классовоеделение на бедный, квалифицированный рабочий класс и группировки внутрисреднего и высшего классов также обусловливает значительные вариации вструктуре семьи. Различия в опыте семейных отношений в зависимости от жизненногопути достаточно очевидны. Индивид может происходить из семьи, в которойродители жили вместе, а сам он женился и затем развелся. Другой, возможно,воспитывался в семье с одним родителем, несколько раз состоял в браке и откаждого брака имеет детей.
В данном контексте терминпоколение связан с отношениями внутри семьи. Например, отношения междуродителями и старшим поколением стали слабее, чем раньше. Однако сейчас достарости доживает большее число людей, и одновременно в тесной связи друг сдругом может существовать три последовательных поколения: женатые внуки, ихродители и родители родителей.
Списоклитературы
1.  Антонов А.И., Медков В.М. Социологиясемьи. Учебное пособие для вузов. М., 1996.
2.  Браун Дж., Кристенсен Д. Теория ипрактика семейной психотерапии — СПб.: Питер, 2001 — 352 с.
3.  Бельский В.Ю., Беляев А.А., ЛошаковД.Г. Социология. Учебник./под ред. Лошакова Д.Г., М., 2002.
4.  Социология. Учебник для вузов./подред. проф. Лавриненко В.Н. 3е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
5.  Социология. Курс лекций. Учебноепособие./Ю.Г. Волков (и др.) Изд. 2е. Ростов Н/Д. Феникс, 2006.
6.  Радугин А.А., Радугин К.А.Социология: курс лекций. 3е изд., М., Библионика, 2006.
7.  Исаев Б.А. Социология. Краткий курс.СПб. Питер, 2007.
8.  Зритнева Е.И. Социология семьи:учебное пособие. М., Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
9.  Мацковский М.С., Олсон Д.Г. Семья вРоссии и в США: сравнительный обзор./Семья на пороге тысячелетия. М., 1995.
10. Солодовников В.В.Семья: социологическая и социально-психологическая парадигма./Социологическиеисследования. 1994, №. 6/.