Контрольная работа
Вариант №20
Социологический анализ трудовых коллективов
Труд — вечное, естественное и главное условие человеческой жизни, ее альфа и омега. В широком смысле слова под трудом понимают не только деятельность людей по производству материальных благ, но и по созданию духовных ценностей.
Труд — это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей.
Труд предполагает определенную общественную форму (человек — существо общественное), определенные взаимоотношения людей в процессе трудовой деятельности. Поэтому история цивилизации, история человека — это не только эволюция орудий, предметов и способов труда, но в не меньшей степени и непрерывное изменение отношений между самими людьми в процессе трудовой деятельности.
Социология изучает труд как социально-экономический процесс. Процесс труда — явление сложное и многоаспектное. Основные формы его проявления — это затраты человеческой энергии, взаимодействие работников со средствами производства (предметы и средства труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителями и подчиненными). Роль труда в развитии человека и общества заключается не только в создании материальных и духовных ценностей, но и в том, что в процессе труда сам человек раскрывает свои способности, приобретает полезные навыки, пополняет и обогащает знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.
В процессе труда люди вступают в социально-трудовые отношения, взаимодействуя друг с другом. Социально-трудовые отношения позволяют определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы.
Социология труда — это исследования функционирования и социальных аспектов рынка в сфере труда. В узком смысле социология труда означает поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду. Предметом социологии труда как специальной социологической теории являются структура и механизм социально-трудовых отношений, а также социальных процессов и явлений в сфере труда.
Цель социологии труда — это исследование социальных явлений, процессов, разработка рекомендаций по их урегулированию и управлению, прогнозированию и планированию, направленных на создание благоприятных условий для функционирования общества, коллектива, группы, отдельного индивида в сфере труда и достижение на этой основе наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов.
Задачи социологии труда
Изучение и оптимизация социальной структуры общества, трудовой организации (коллектива).
Анализ рынка труда как регулятора оптимальной и рациональной мобильности трудовых ресурсов.
Поиск путей оптимальной реализации трудового потенциала современного работника.
Поиск путей оптимального сочетания моральных и материальных стимулов и совершенствование отношения к труду в условиях рынка.
Изучение причин и выработка системы мер по предупреждению и разрешению трудовых споров, конфликтов.
Определение эффективной системы социальных гарантий, защищающих работников.
Характер труда
Характер труда определяет:
технико-экономическое содержание,
общественную форму,
социально-экономическое качество труда,
социальные различия:
общественное положение,
социальный статус,
материальное благосостояние,
использование свободного времени и т. п.
Министр, академик, учитель, бухгалтер, рабочий, строитель, сельский механизатор, уборщица — в основе социально-профессиональных различий между представителями этих профессий лежит, прежде всего, характер труда.
Понятно, что при любом исследовании социальных проблем труда в обществе в целом или в отдельном производственном коллективе в первую очередь учитывается характер труда как совокупного, так и индивидуального.
Условия труда
Следующая категория, которой социологи уделяют большое внимание, — условия труда. Это комплекс социально-экономических, технико-организационных и естественно-природных факторов, в которых происходит трудовой процесс. Они влияют на здоровье и работоспособность человека, на его отношение к труду и степень удовлетворенности трудом и эффективность труда, текучесть кадров.
В условиях труда можно выделить следующие основные компоненты:
социально-производственные (степень механизации и автоматизации, индивидуальный или бригадный, удаленность места труда от места жительства);
социально-экономические (длительность рабочего дня, продолжительность отпуска, зарплата, социально-экономические льготы);
социально-гигиенические (безопасность труда, уровень физических нагрузок и нервных напряжений, стрессовых ситуаций, комфортность). Например, комфортабельность кабины трактора, автомобиля. Есть опасные условия труда, выживания — загрязненность, травматизм, профзаболевания;
социально-психологические (морально-психологический климат в коллективе, взаимоотношения друг с другом и руководителями). Особенно чувствительны к морально-психологическому климату женщины.
Производственные конфликты приводят к большим потерям рабочего времени, снижению эффективности труда. Исследования показывают, что половина конфликтов вызывается издержками руководства, треть — психологической несовместимостью работников.
Следующее важнейшее обстоятельство, которое, как правило, всегда находится в центре внимания социологов, — это отношение к труду. Понятно, что отношение к труду, а точнее к выполняемой работе, определяется комплексом объективных и субъективных факторов и условий.
В теоретическом плане можно выделить следующие условия:
отношение человека к труду как моральной ценности;
отношение к определенному виду труда, профессии;
отношение к выполняемой работе.
Кроме того:
отношение человека к труду как жизненной потребности;
отношение к труду как к способу самореализации;
отношение к труду как к средству существования.
Социологи называют последнее инструментальным. Человеку не нравится выполняемая работа, но привлекает зарплата. И совсем иное — чтобы жить для дела, для других людей, использовать работу для реализации своих способностей. Исследователи часто сталкиваются с такой ситуацией: человека не устраивает получаемая зарплата, но нравится сама работа. Особенно характерно это противоречие для профессий умственного труда, отличающихся высокой степенью творчества: наука, культура, просвещение.
Отношение к труду может быть положительным, отрицательным или индифферентным. В отношении к труду определяется заинтересованность в нем человека, осознанность его потребности, стремление к реализации своего трудового потенциала.
У работника оно проявляется в поведении, мотивации и оценке труда. Схематически это можно представить следующим образом.
Отношение к труду представляет собой сложное социальное явление, включающее три основных элемента:
1) мотивы и ориентация трудового поведения;
2) реальное и фактическое трудовое поведение;
3) оценка работниками трудовой ситуации.
Мотивация выражается в трудовых мотивах и установках, которыми руководствуется работник в своем трудовом поведении. Мотивация — это вербальное поведение, направленное на выбор мотивов (суждений) для объяснения трудового поведения. В основе мотивов находятся потребности. Наиболее удачную классификацию потребностей разработал американский психолог А.Н. Маслоу.
Он выделил пять уровней потребностей:
физиологические и сексуальные (пища, дыхание, одежда и т. п.);
экзистенциальные (безопасность, стабильность, уверенность в будущем и т. п.);
социальные (привязанность, принадлежность к коллективу, общение, участие в совместной трудовой деятельности и т. д.);
престижные (уважение, социальный статус, признание и т. п.);
духовные (самовыражение, творчество).
В соответствии с этими потребностями у каждого человека собственная структура трудовой мотивации.
Важнейшее значение для повышения эффективности трудового процесса имеет стимулирование труда. Это метод воздействия на трудовое поведение работника через мотивацию. Стимулирование труда основывается преимущественно на материальных средствах вознаграждения, поощрения и санкций, в качестве которых выступает заработная плата. Но не любая оплата труда является одновременно и его стимулированием. Наблюдения и исследования специалистов показывают, что существует множество ситуаций, когда оплата труда не стимулирует.
В социологии выделяются следующие основные виды стимулирования труда:
пропорциональное (соблюдаются пропорции в стимулировании), прогрессивное (возрастание меры стимулов) и регрессивное (убывание меры стимулов);
жесткое (принуждение работника к затратам усилий) и либеральное (привлечение работника к затратам усилий);
актуальное (оплата труда как источника повседневного существования) и перспективное (удовлетворение потребностей в собственности, власти, престиже).
Социология труда изучает многие стороны деятельности трудовых коллективов, но, в первую очередь, социально-экономические, социально-психологические.
Трудовой коллектив — социальная общность людей, объединенная совместной трудовой деятельностью. Конечно, трудовой коллектив обладает, с одной стороны, определенным единством, а с другой — объединяет социально неоднородные группы людей физического и умственного труда, организаторского и исполнительного, квалифицированного и неквалифицированного, различные демографические группы по полу и возрасту и др. При этом приходится учитывать, что в производственном коллективе современный человек не только работает, но и реализует многие другие свои потребности: социальные, бытовые, культурные, рекреационные. И чем более развит производственный коллектив, чем опытнее его руководство, тем больше самых различных функций он реализует. Эта многофункциональность, конечно, требует значительных материальных затрат. Но они оправдывают себя: в таком коллективе снижается текучесть кадров, лучше сохраняется здоровье работников, повышается их профессиональная квалификация, улучшается отношение людей к трудовым обязанностям.
В социологическом исследовании важно структурировать трудовой или производственный коллектив по некоторым признакам, которые можно разделить на две основные группы: внешние и внутренние.
В первую очередь, нужно разделить производственные коллективы по форме собственности.
От российских общинных традиций ведут начало такие формы собственности и организации производственного коллектива, как товарищество, артель. Это небольшие трудовые коллективы с сезонной организацией труда, паевой собственностью, большим демократизмом в управлении.
Далее в исследовании важно структурировать трудовые коллективы по сферам деятельности: материальное производство и сфера обслуживания. Понятно, что и внутри таких крупных сфер жизни общества необходимо сгруппировать коллективы по отдельным отраслям: промышленность, строительство, транспорт, сельское хозяйство. Своя специфика имеется у трудовых коллективов военно-промышленного комплекса.
Трудовые коллективы значительно различаются между собой в зависимости от численности работников, объединенных в них. Одна специфика у крупного коллектива (численностью свыше 1000 человек), другая — у среднего — от 100 до 1000 человек и третья — у малого (до 100 человек). При этом следует учитывать, что многое зависит от сферы деятельности: научный коллектив до 500 человек можно с полным основанием отнести к крупному. Средняя численность трудовых коллективов в промышленности — 700-800 человек.
В условиях рыночных реформ, экономического кризиса наблюдается тенденция снижения численности трудовых коллективов. Опыт показывает, что они лучше выживают и эффективней ведут свою деятельность.
В сельском хозяйстве численность трудовых коллективов во многом зависит от природно-географической зоны, специализации хозяйства, плотности расселения, транспортных коммуникаций и других факторов.
Важно также иметь представление и о времени организации трудового коллектива: для новых, формирующихся, трудовых коллективов, как правило, характерны молодежный, чаще всего многонациональный, состав, повышенное движение кадров. Совсем другие черты присущи сложившимся трудовым коллективам.
Трудовые коллективы различаются и по организационным связям:
основной коллектив — предприятие, объединение, акционерное общество, институт;
промежуточный — цех, отделение, факультет;
первичный — бригада, отдел, лаборатория, кафедра, звено.
Сейчас все большее распространение получают временные коллективы, особенно в науке, сезонные коллективы, вахтовые коллективы. Последние имеют значительное распространение в Западной Сибири — у геологов, нефтяников, строителей. Причем большая часть членов таких коллективов проживает в других регионах страны и работает в так называемом вахтово-экспедиционном режиме, прилетая к месту работы авиационным транспортом.
Важно также иметь представление и о внутреннем функциональном структурировании, отражающем разделение и кооперацию труда внутри производственного коллектива. На этом основании строятся организационная структура любого предприятия: цеха, бригады, звенья, фермы, отделы, управления, участки; профессионально-квалификационная структура: по профессиям, по группам профессий, например управленцы, обслуживающий персонал, промышленно-производственный и т. п.
Социально-демографическая структура трудового коллектива предполагает структурирование по полу, возрасту. Важно также иметь представление о стаже работы отдельных групп в данном коллективе; выделять новичков, ветеранов труда, людей различных национальностей.
Особое значение социология трудового коллектива приобретает для планирования социального развития коллектива, прогнозирования, управления.
В современной социологической теории принято различать такие понятия, как «трудовой коллектив» и «трудовая организация», вернее понятие «трудовой коллектив» начинает заменяться понятием «трудовая организация». Под трудовым коллективом понимается объединение работников, осуществляющих совместную трудовую деятельность.
Трудовая организация — это группа людей, деятельность которых координируется для достижения общей цели (целей); это организационно закрепленная совокупность людей, действующих по единому плану для достижения значимой для всех членов организации цели и для создания определенного общественно необходимого продукта или оказания услуг.
Каждой трудовой организации присуща своя трудовая среда. Под трудовой средой понимаются средства, условия труда и взаимоотношения индивидов, участвующих в трудовом процессе. Трудовая среда включает физические факторы — воздух, температура, влажность, освещение, цветовое оформление, уровень шума и т.д. и технико-технологические факторы — средства труда, предметы труда и технологический процесс. Социальную трудовую среду образуют отношения, в которые вступают люди в процессе трудовой деятельности.
Трудовая организация имеет специфическую социальную структуру. Социальная структура трудовой организации определяется ее составом и сочетанием в ней различных социальных групп.
Она подразделяется на:
функционально-производственную структуру (выделены группы, имеющие специфические функции);
профессионально-квалификационную структуру (группы различаются по профессионально-квалификационным признакам);
демографическую структуру (состав по возрасту и полу).
В трудовой организации происходят прогрессивные и регрессивные изменения.
Процессы формирования и развития организации как целостной социальной общности включают в себя следующие основные аспекты:
прогнозирование потребности в кадрах;
подбор и расстановку кадров;
стабилизацию коллектива, социальной организации;
процессы изменения условий труда и жизни членов коллектива, то есть:
использование трудового потенциала;
удовлетворение первичных жизненных потребностей;
развитие социально-производственной инфраструктуры;
развитие социально-бытовой инфраструктуры;
удовлетворение духовной потребности;
удовлетворение трудовых и гражданских прав;
участие трудящихся в управлении делами коллектива.
Динамика формирования и развития социальных качеств людей включает в себя:
изменения в системе потребностей и ценностных ориентаций работников;
динамику состояния дисциплины и правопорядка в трудовой организации;
изменения в уровне и направленности трудовой, социальной и других видах деятельности;
изменения в образовательной подготовке и культурном уровне развития работников;
динамику формирования и готовности работников к инновационной деятельности.
Все эти процессы находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности.
Следует заметить, что существуют и другие классификации процессов в трудовой организации. В частности, классификация предложенная американскими социологами Р. Парку и Э. Берджесом, в которой выделяются такие процессы, как кооперация, конкуренция, приспособление, конфликты, ассимиляция, амальгамизация.
Итак, мы рассмотрели основные социологические аспекты труда и трудовых коллективов. Знакомство с социологией труда и трудовых коллективов позволяет нам лучше понять и осмыслить процесс реформирования экономики в России, увидеть и определить перспективы экономического будущего.
Список используемой литературы:
1. Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда: Учебное пособие. М., 1989.
2. Дорин А.В. Экономическая социология: Учебное пособие. Минск, 1997.
3. Коваль И.Ф., Фетисов Э.Н. Социология труда. Красноярск, 1993.
4. Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики: Учебное пособие. М., 1996.
5. Фальцман В.К. Экономическое поведение: человек — фирма — государство — экономика. Т. 2. М., 1993.
6. Штольберг Р. Социология труда. М., 1982.